Научная статья на тему 'Динамичное развитие предпринимательской организации на основе института бенчмаркинга'

Динамичное развитие предпринимательской организации на основе института бенчмаркинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИНАМИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / DYNAMIC DEVELOPMENT OF ORGANIZATION / ДИНАМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ / DYNAMIC ABILITIES OF ORGANIZATION / БЕНЧМАРКИНГ / ИНСТИТУТ БЕНЧМАРКИНГА / BENCHMARKETING / INSTITUTION OF BENCHMARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Екатерина Евгеньевна

Развитие современной теории организации набирает темпы и предъявляет новые требования к концептуальному обоснованию управления процессом динамичного развития организации в современных ситуациях с высокой степенью неопределенности с применением современных методов управления, каким является бенчмаркинг. В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием динамических способностей организации и участием института бенчмаркинга в их формировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamic development of enterprising organization on the basis of benchmarketing institution

Development of modern theory of organization is accelerates and puts forth new requirements to conceptual foundation of dynamic organization development management process in modern situations with high rate of uncertainty using modern management methods as benchmarketing. The paper considers issues, connected with dynamic abilities of organization and participation of benchmarketing in their formation.

Текст научной работы на тему «Динамичное развитие предпринимательской организации на основе института бенчмаркинга»

стремительный поток...

бизнеса

динамичное развитие предпринимательской организации

на основе института бенчмаркинга

__Аннотация

Развитие современной теории организации набирает темпы и предъявляет новые требования к концептуальному обоснованию управления процессом динамичного развития организации в современных ситуациях с высокой степенью неопределенности с применением современных методов управления, каким является бенчмаркинг. В статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием динамических способностей организации и участием института бенчмаркинга в их формировании.

_Ключевые слова: динамичное развитие организации, динамические

_способности организации, бенчмаркинг, институт бенчмаркинга

Современные организации должны поддерживать и создавать конкурентные преимущества в условиях постоянно меняющейся внешней среды. В последние годы большинство исследований в рамках теории организации были направлены на изучение и поиск устойчивых конкурентных преимуществ, основанных на уникальных организационных способностях фирмы, позволяющих ей динамично развиваться и непрерывно совершенствоваться.

Характеристика динамично развивающихся организаций

Основными принципами функционирования динамично развивающихся организаций, по мнению ряда ученых, являются:

• быстрая приспособляемость к любым изменениям во внешней и внутренней среде;

• систематический анализ внешней среды и постоянный контроль своего внутреннего состояния;

• попытка предвидеть грядущие изменения и заблаговременно подготовиться к ним;

• в преддверии изменений разработка многочисленных альтернатив возможного поведения орга-

Сидорова Екатерина Евгеньевна

канд. экон. наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой, кафедра экономики и финансов предприятий, Волгоградский государственный технический университет [email protected]

экономика, 2011, № 8

низации и выбора наиболее эффективного варианта. [4]

Динамично развивающиеся организации достаточно легко осуществляют реинжиниринг бизнес-процессов и быстро настраиваются на новый режим работы. Сегодня переход к работе в динамическом режиме - необходимое условие обеспечения жизнедеятельности организации. Однако для того чтобы организация динамично развивалась, ей необходимо обладать уникальными «динамическими способностями». Концепция динамических способностей была впервые детально рассмотрена в работах Д. Тиса, Г. Пизано и А. Шуена. В своей работе 1997 г. Д. Тис и соавторы определили «динамические способности» как «потенциал фирмы в интегрировании, создании и реконфигурации внутренних и внешних компетенций для соответствия быстро изменяющейся среде» [3].

Организационная способность к изменениям

Для понимания сущности динамических способностей необходимо рассмотреть различные подходы к определению понятия «динамические способности». С этой точки зрения интерес представляет классификация, представленная Д. Коллизом. Автор предложил рассматривать иерархию организационных способностей, состоящую из трех уровней. [2] Первый уровень - функциональный, который включает способности, необходимые для выживания компании и поддержания ключевых бизнес-процессов. Способности этого уровня - организация доставки или процедуры по контролю качества, например.

Второй уровень непосредственно связан с динамическими способностями, так как он отражает идею необходимости динамического улучшения организационных бизнес-процессов. Р. Амит и П. Шумейкер под таким типом способностей понимают «повторяющийся процесс продуктовых инноваций, производственной гибкости, способности реагирования на рыночные изменения» [1]. Третий уровень иерархии способностей - креативный или предпринимательский, который включает в себя способности, связанные с умением фирмы разрабатывать новые стратегии быстрее, чем кон-

бенчмаркинг Л

_сегодня переход к

_работе

_в динамическом

_режиме -

_необходимое

_условие обеспечения жизнедеятельности _организации

куренты, путем распознания ценности различных ресурсов. [2] Однако надо учитывать, что процесс распознания должен происходить со скоростью, которая соответствует или превосходит скорость изменений внешней среды. Именно тогда динамические способности организации будут способствовать рыночному успеху компании и повышению ее конкурентоспособности.

Проанализировав существующие подходы к определению динамических способностей организации можно представить их как совокупность: •способности быстрее конкурентов адекватно понимать сложившуюся на рынке ситуацию и распознавать изменения в потребностях потребителей;

•способности в кратчайшие сроки принимать решения и осуществлять действия в ответ на вызовы рынка, соответствующие новым возможностям или угрозам;

• способности организовать непрерывный инновационный процесс в организации; •способности быстро и эффективно производить требуемые организационные изменения; •способности к самообучению и самосовершенствованию.

В то же время ряд исследователей отмечает, что на данный момент существует недостаток в исследованиях, посвященных вопросу механизма создания динамических способностей в организации. Концепция динамических способностей указывает на сложность поддержания конкурентного преимущества в течение долгого периода без развития способности к изменениям. [7]

Одним из направлений развития организационной способности к изменениям является создание специальных организационных механизмов, таких как организация межфункциональных (или межрегиональных) комитетов и рабочих групп, делегирование полномочий, налаживание обмена информацией между подразделениями, создание организационной инфраструктуры, способствующей, а не препятствующей изменениям в организации. Одним из ключевых элементов такой организационной инфраструктуры, способствующей изменениям, на наш взгляд, может стать институт бенчмаркинга.

эеа.

я экономика, 2011, № 8

Бенчмаркинг и конкуренция

Многие организации во всем мире применяют бенчмаркинг, используя различные его формы, и рассматривают его в качестве инструмента совершенствования бизнеса и достижения конкурентных преимуществ. Бенчмаркинг развивает и расширяет методологию анализа конкурентоспособности. Не ограничиваясь сбором информации о конкурентах на рынке, бенчмаркинг предусматривает также сравнительный анализ их продукции, бизнес-процессов, экономических и финансовых показателей, а также обмен передовым опытом между организациями. Активное привлечение передового опыта позволяет ускорить развитие организации и повысить ее конкурентоспособность и эффективность деятельности [5].

Возникающая в современной экономике информационная неопределенность в процессе обмена передовым опытом между организациями делает необходимым скорейшую институционализацию бенчмаркинга, оформление его в организационные рамки.

Таким образом, бенчмаркинг можно определить как рыночный институт нахождения и изучения самых лучших из известных методов ведения бизнеса и их внедрения с целью динамичного развития организации. Собранная информация позволяет получить более широкое представление о характере предпринимательской деятельности лидеров конкурентной среды и причинах их успеха, обобщить и использовать их передовой опыт в процессе построения модели динамичного развития предпринимательской организации [5].

Сегодня владение и эффективное использование института бенчмаркинга - неотъемлемое условие рыночного успеха и динамичного развития организации. В результате применения института бен-чмаркинга в организации развивается способность к изменениям, и ее функциональные способности, имея механизмы постоянного обновления, становятся динамическими.

Литература

1. Amit, R., Schoemaker, P.J.H. 1993. Strategie assets and organizational rent // Strategie Management Journal. -Vol.14. - No.1. - Pp. 33-46.

возникающая в современной экономике информационная неопределенность в процессе обмена передовым опытом между организациями делает необходимым скорейшую институционали-зацию бенчмаркинга

бенчмаркинг

Г L 1

2. Collis, D.J. 1994. Research note: how valuable are organizational ca-pabilities? // Strategic Management Journal. - Vol. - 15, No.8. - Pp. 143-152.

3. Перевод: Тис Д.Дж., Пизано Г., Шуен Э. «Динамические способности фирмы и стратегическое управление» // Вестн. С.-Петерб. ун-та. - 2003. -Вып. 4. - С. 133-185. - (Менеджмент).

4. Арутюнова Л. М. Теория организации : учебное пособие / Л. М. Арутюнова, Е. В. Пирогова. -Ульяновск : УлГТУ, 2007. - 110 с.

5. Сидорова Е.Е. Институциональное обеспечение развития предпринимательской организации: бен-чмаркинг : монография / Е. Е. Сидорова / ВолгГТУ.-Волгоград, 2010. - 176 с.

6. Сидорова, Е.Е. Особенности применения института бенчмаркинга на различных стадиях развития организации / Е.Е. Сидорова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2011. - № 2. - C. 133-137.

7. Андреева Т.Е. Динамические способности фирмы: что необходимо, чтобы они были динамическими? Научные доклады № 2R-2006 / Т.Е. Андреева, В.А. Чайка. - СПб. : НИИ менеджмента СПбГУ, 2006. - 32 с.

Yekaterina Y. Sidorova

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Deputy Head of Chair,

Chair of Companies' Economy and Finances, Volgograd State Technical University

Dynamic development of enterprising organization on the basis of bench marketing institution

_Abstract

Development of modern theory of organization is accelerates and puts forth new requirements to conceptual foundation of dynamic organization development management process in modern situations with high rate of uncertainty using modern management methods as bench marketing The paper considers issues, connected with dynamic abilities of organization and participation of bench marketing in their formation.

Keywords: dynamic development of organization, dynamic abilities of organization, bench marketing, institution of bench marketing

еативная экономика, 2011, № в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.