Научная статья на тему 'Динамическое имитационное моделирование асинхронной электрической машины с использованием выражений для мгновенных значений величин'

Динамическое имитационное моделирование асинхронной электрической машины с использованием выражений для мгновенных значений величин Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / MATHEMATICAL MODEL / ДИНАМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / DYNAMIC MODELLING / АСИНХРОННАЯ МАШИНА / INDUCTION MACHINE / ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ / TRANSIENT PROCESSES

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Петров А. В., Котельников А. П., Плохов И. В.

В статье представлены результаты разработки и реализации в среде MATLAB динамической имитационной модели асинхронной электрической машины, предназначенной для повышения эффективности проектирования и изготовления асинхронных электродвигателей, построенной на основе выражений для мгновенных значений электромагнитных величин. В модели учтены конструкционные параметры обмоток статора и ротора, а также геометрические размеры машины. Приведены результаты вычислительного эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Петров А. В., Котельников А. П., Плохов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMIC IMITATION MODELING OF INDUCTION MACHINE USING EQUATIONS FOR INSTANTENEOUS ELECTROMAGNETIC VALUES

This paper gives the results of development and implementation of dynamic simulation model of induction machine designed with equations for instantaneous electromagnetic values in the programming environment MATLAB. The goal of development of the model is the improvement of designing and manufacturing of induction motors. Considered are construction parameters of stator and rotor windings, as well as geometric dimensions of the machine. The results of the computing modelling are given.

Текст научной работы на тему «Динамическое имитационное моделирование асинхронной электрической машины с использованием выражений для мгновенных значений величин»

Анализ осуществлялся для систем с идеальными частотными характеристиками, имеющими прямоугольную форму. В реальности АЧХ как устройств в диапазоне СВЧ, так и устройств широкополосных УПЧ имеют более сложный характер и, следовательно, реальные диаграммообразующие характеристики антенных систем будут иметь еще более сложные зависимости.

Таким образом, вид приемного устройства радиометрической системы влияет на формирование диаграммы направленности апертурной системы. Это необходимо учитывать при выборе принципов калибровки измерительных систем с апретурными антеннами и работающими со сверхширокополосными сигналами, а на этапе изготовления осуществлять контроль сквозной амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) системы. На этапе эксплуатации выбирать калибровочный сигнал, спектр которого согласован с АЧХ измерительной системы или гарантированно его превышает, и осуществлять регулярный контроль этой характеристики и спектра калибровочного сигнала.

Литература

1. Первушин Р.В. Особенности формирования диаграмм направленнсти апретурными антеннами. // Сверхширокополосные сигналы в радиолокации, связи и акустике [Электронный ресурс]: Всероссийские радиофизические научные чтения-конференции памяти Н.А. Арманда. Сб. докладов III Всероссийской научной конференции (Муром, 28 июня - 1 июля 2010 г.). - Муром: МИ ВлГУ, 2010. — С. 100-103.

2. Первушин Р.В., Костров В.В., Булкин В.В. Особенности пеленгции источников шумовых сигналов // Сверхширокополосные сигналы в радиолокации, связи и акустике. Тр. Всерос. научн. конф. (1-4 июля 2003, Муром). Муром: МИ ВлГУ, 2003. - С. 400-404.

3. Первушин Р.В. Пассивно-активные радиотехнические средства контроля метеорологических параметров: Дис. канд. тех. наук. -Владимир: 2007. -151 с.

References

1. Pervushin R.V. Osobennosti formirovanija diagramm napravlennosti apreturnymi antennami. // Sverhshirokopolosnye signaly v radiolokacii, svjazi i akustike [Jelektronnyj resurs]: Vserossijskie radiofizicheskie nauchnye chtenija-konferencii pamjati N.A. Armanda. Sb. dokladov III Vserossijskoj nauchnoj konferencii (Murom, 28 ijunja - 1 ijulja 2010 g.). - Murom: MI VlGU, 2010. — S.100-103.

2. Pervushin R.V., Kostrov V.V., Bulkin V.V. Osobennosti pelengacii istochnikov shumovyh signalov // Sverhshirokopolosnye signaly v radiolokacii, svjazi i akustike. Tr. Vseros. nauchn. konf. (1-4 ijulja 2003, Murom). Murom: MI VlGU, 2003. - S. 400-404.

3. Pervushin R.V. Passivno-aktivnye radiotehnicheskie sredstva kontrolja meteorologicheskih parametrov: Dis. kand. teh. nauk. -Vladimir: 2007. -151 s.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.158 Петров А.В.1, Котельников А.П.2, Плохов И.В.3

1ORCID: 0000-0002-2230-342X, Аспирант, 2ORCID: 0000-0002-0769-8980, Соискатель, 3ORCID: 0000-0002-9953-7216, Доктор технических наук, профессор, Псковский государственный университет

ДИНАМИЧЕСКОЕ ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ АСИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЫРАЖЕНИЙ ДЛЯ МГНОВЕННЫХ ЗНАЧЕНИЙ ВЕЛИЧИН

Аннотация

В статье представлены результаты разработки и реализации в среде MATLAB динамической имитационной модели асинхронной электрической машины, предназначенной для повышения эффективности проектирования и изготовления асинхронных электродвигателей, построенной на основе выражений для мгновенных значений электромагнитных величин. В модели учтены конструкционные параметры обмоток статора и ротора, а также геометрические размеры машины. Приведены результаты вычислительного эксперимента.

Ключевые слова: математическая модель, динамическое моделирование, асинхронная машина, переходные процессы.

Petrov A.V.1, Kotelnikov A.P.2, Plokhov I.V.3

1ORCID: 0000-0002-2230-342X, Postgraduate student, 2ORCID: 0000-0002-0769-8980, Postgraduate student,

3ORCID: 0000-0002-9953-7216, PhD in Engineering, professor, Pskov State University DYNAMIC IMITATION MODELING OF INDUCTION MACHINE USING EQUATIONS FOR INSTANTENEOUS ELECTROMAGNETIC VALUES

Abstract

This paper gives the results of development and implementation of dynamic simulation model of induction machine designed with equations for instantaneous electromagnetic values in the programming environment MATLAB. The goal of development of the model is the improvement of designing and manufacturing of induction motors. Considered are construction parameters of stator and rotor windings, as well as geometric dimensions of the machine. The results of the computing modelling are given.

Keywords: mathematical model, dynamic modelling, induction machine, transient processes.

Асинхронные машины сегодня составляют большую часть электрических машин, и нашли широкое применение в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства.

При выборе существующих типовых и проектировании модифицированных асинхронных электродвигателей, а также проектировании новых серий асинхронных машин возникает необходимость в получении и оценке динамических характеристик, а также в оптимизации их параметров по избранным критериям.

На сегодняшний день существует несколько программных пакетов, способных рассчитывать статические характеристики асинхронных машин, а также проводить оптимизацию статических параметров. Однако такие программные пакеты не дают возможности:

1) расчета динамических характеристик асинхронной машины с учетом ее основных конструкционных параметров;

2) проведения автоматизированной оптимизации параметров машины, а также оптимизации по критериям наилучшей динамики и качества переходных процессов.

Общие темпы производства асинхронных машин постоянно нарастают, а также увеличивается потребность в асинхронных машинах специальных исполнений, выпускаемых малыми сериями. Поэтому учет влияния конструкционных параметров машин на их динамические характеристики с возможностью оптимизации этих параметров позволит повысить эффективность и оперативность их проектирования и изготовления. Следовательно, разработка математической модели (с возможностью создания на ее основе программы инженерного расчета и проектирования асинхронной электрической машины) является актуальной [1, 2].

Общие задачи исследования:

1) имитационное моделирование работы асинхронной машины с учетом большинства ее основных параметров;

2) верификация модели путем расчета статических и динамических характеристик машины, и сравнения их с паспортными характеристиками;

3) получение кривых переходных процессов всех электромагнитных и механических величин;

4) формирование подходов к разработке критериев оптимизации асинхронной электрической машины.

В данной статье представлен этап исследования, связанный с преобразованием математической модели, построенной на основе классической теории электрических машин, с целью достижения возможности моделирования колебательного характера переходных процессов, а также наблюдения пиковых значений токов и электромагнитного момента, развиваемого машиной.

Исходная математическая модель

Для имитационного моделирования работы асинхронной машины с учетом широкого спектра ее конструкционных параметров, а также получения кривых переходных процессов всех электромагнитных величин на первом этапе работы была выбрана известная математическая модель асинхронного двигателя с роторной обмоткой, приведенной к статорной, а также рабочим режимом, приведенным к режиму с заторможенным ротором.

Кроме того, были приняты следующие допущения:

1) потери в сердечниках статора и ротора отсутствуют;

2) механические и добавочные потери в машине отсутствуют.

Электрическая схема замещения двигателя с указанными допущениями представлена на рис 1.

Г о

■о

Х&1 -ПГУ^Г^.

и

I

ХСТ 2 -ГУ^ГУ-^-

■а

X

Г1

I'

I

1М= II +1

Рис. 1 - Электрическая схема замещения асинхронной машины

На данной схеме: - векторное значение фазного напряжения обмотки статора; - векторные значения тока фазы обмотки статора и приведенного тока фазы обмотки ротора; - ток намагничивания; - активное

сопротивление фазы обмотки статора и приведенное активное сопротивление фазы обмотки ротора; -

индуктивное сопротивление рассеяния фазы обмотки статора и приведенное индуктивное сопротивление рассеяния фазы обмотки ротора; хГ1 - индуктивное сопротивление главных полюсов; 5 - величина скольжения асинхронной машины.

Уравнения баланса напряжений такого двигателя:

и1 = ПЬ + ]х„ + ] х^ ;

0=~12 +}Ха2 ¡2 +} ХГ1 2 ■

Величина ]хГ11^ представляет собой вектор ЭДС индукции, создаваемый основной гармоникой магнитного потока в обмотках [3, 6]:

Е1 = -Е2 = ] хп! ц ■ Преобразование уравнений баланса напряжений

Недостатком приведенной модели является то, что она не отражает колебательный характер переходных процессов в электрической машине, а также не позволяет получить информацию о величинах пиковых значений токов

Г

s

и момента при пуске. Обойти указанный недостаток можно перейдя от векторных (комплексных) значений к мгновенным.

При переходе от векторных значений к мгновенным, с учётом принятых ранее допущений:

й й и1 (0 = г111 (0 + Ь^—к (0 + Ьп—Ш ;

d t 1V ' 11 d t 0 = -ï2(t) + L'^ dI2(t) + lndth{t) ,

где Ьа1 - индуктивность рассеяния фазы обмотки статора; Ьа2 - приведенная индуктивность рассеяния фазы обмотки ротора; ЬГ1 - главное индуктивное сопротивление обмотки статора.

В полученных выражениях присутствует операция дифференцирования. Математическая модель будет реализовываться в среде имитационного моделирования, в которой возможно внесение погрешностей в расчёт дифференцирующими звеньями. Чтобы устранить данный недостаток, производим замену операции дифференцирования на операцию интегрирования:

| U1 ( t) d t = | -Л ( t) d t + L a iIi ( t) + LriItu( t) ; 0 = I jI2(t)dt + L(2I2(t) + LnIM(t).

Учет параметров, отражающих конструктивные особенности элементов машины

Индуктивные сопротивления рассеяния статорной и роторной обмоток рассчитываются согласно соотношениям:

хг 1 = ( 0 's i (Кп 1 + К1 + Кд О ;

_ wf

Х (2 = 47Г J 's 2 (Кп 2 + Кл2 + Кд 2 ) ,

где ( - магнитная постоянная; р - число пар полюсов машины; q-t, q2 - числа пазов статора на полюс и фазу; w1,w1 - числа витков в одной фазе обмоток статора и ротора; I 's 1,1 's2 - расчетные длины полей рассеяния статора и ротора (зависят от величины радиальных вентиляционных каналов в сердечниках); Кп 1,Кп2 - коэффициенты магнитной проводимости пазового рассеяния обмоток статора и ротора (зависят от конфигурации и геометрических размеров пазов); Кл 1,Кл2 - коэффициенты магнитной проводимости рассеяния лобовых частей обмоток (зависят от типа обмоток, величины их лобовых частей и укорочения шага обмоток); Кд- коэффициенты магнитной проводимости дифференциального рассеяния (зависят от размерных соотношений зубцовых зон и воздушного зазора); все коэффициенты магнитной проводимости рассчитываются по формулам, приведенным в [5] (стр. 199-204).

С учётом того, что:

x(Ti = 27r/1L(Tl;

Х(Т2 = 2^/2^0-2'

х 0-2 = krxa2,

где kr - коэффициент приведения сопротивлений, зависящий от числа фаз обмоток статора и ротора, числа витков в каждой фазе обмоток и обмоточных коэффициентов статора и ротора, индуктивности рассеяния статорной и проведенной роторной обмоток определяются:

L г 1 = 2 ( 's 1 (Кп 1 + Кл 1 + Кд О ;

wf

L (2 = 2 ( okr~—l 's 2(Кп2 +Кл2 + Кд 2 ) .

РЧ2

Активное сопротивление фазы статорной обмотки, и, с учётом того, что -' 2 = kr-2, приведенное активное сопротивление фазы обмотки фазного ротора рассчитываются как:

_ J Lnpoe 1

-1 = квыт 1Pv 1~ ~

Чэл1пэл 1а1

, _ j j Lnpoe2

Г 2= krk выт2pv2~ ""

q эл 2Пэл2а 2

где kвыт^k^^ - коэффициенты увеличения активных сопротивлений фазы статора и ротора под действием эффекта вытеснения тока; - удельное сопротивление материалов обмоток при расчетной температуре;

Lпров 1tLпров2 - общая длина эффективных проводников фазы обмоток; qэл 1, q3M - сечение элементарных проводников в обмотках; эл эл - числа элементарных проводников в одном эффективном в обмотках статора и ротора; -

числа параллельных ветвей обмоток.

Приведенное активное сопротивление фазы короткозамкнутого ротора определяется следующим образом:

, _ 1 ^с 1 I от, P кт)^ D кл .ср

— 2 = krp с) ~ k выт .с + 2 kr л 2 v „ ,

qс А 2 Z2q кл

где рс),ркл) - удельные сопротивления материалов стержней и короткозамыкающих колец при расчетной температуре; qc-, qm - сечения стержней и к.з. колец; 1с - длина одного стержня; Dm - средний диаметр к.з. колец; Z2 - число стержней ротора; выт с - коэффициент увеличения сопротивления стержня под действием эффекта вытеснения тока; А - коэффициент приведения токов в кольце к току в стержне [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Величина потокосцепления машины р( Ь) = ЬГ11и(Ь) может быть найдена как (соотношение выведено на основании выражений 1.111 в [1], а также 23-10 в [3]):

р (Ь) = 11,(1) = ^^^гЧ^ • * п2 к,кц8 р *

где - полюсное деление; - расчетная длина сердечника статора; - коэффициент насыщения магнитной цепи машины (является динамическим и зависит от соотношения долей МДС ярм, зубцов и воздушного зазора машины); - коэффициент воздушного зазора (зависит от размерных соотношений зубцовых зон и воздушного зазора);

— величина одностороннего воздушного зазора; коб1 - обмоточный коэффициент статорной обмотки. Расчет магнитной цепи

Выражение для потокосцепления машины является результатом нескольких последовательных преобразований. Мгновенное значение результирующей МДС, создаваемой обмотками машины:

2 л[2т 1Ш1коб1

(0 = -—-!М (0 ■■

* пр ^

МДС воздушного зазора рассчитывается по выражению:

К(1

Коэффициент насыщения магнитной цепи:

Р

, __1 /¿т

Ц р _ р _ р _ р _ р '

гцт гат г]т гг1т гг2т

где - амплитудное значение результирующей МДС магнитной цепи машины; - амплитудные

значения долей МДС, приходящихся на ярма статора и ротора; - амплитудные значения долей МДС,

приходящихся на зубцы статора и ротора.

Индукция в воздушном зазоре машины определяется как:

к68

Магнитный поток машины выражается следующим образом:

2т1х

Ф (С)=—1вв (Ь) ■ л

Потокосцепление рассчитывается по соотношению (выведенному на основании выражения 24-6 в [3]) [1, 3 ,5]:

л/2

р (Ь) = ,(Ь) = — У/^^Ф (Ь) ■

Расчет механической цепи машины

Развиваемый машиной электромагнитный момент может быть определен согласно выражению [3]:

Мм (-Ь) = р-тгг12(Ь)2 ■

Уравнение движения:

сШ

м - М = I —

11эмт х1нагр J

где Мэмт - амплитудное значение развиваемого электромагнитного момента; Мнагр - момент нагрузки на валу машины; - совокупный момент инерции, приведенный к валу машины; - угловая скорость вращения вала. Величина скольжения асинхронной машины рассчитывается как [4]:

Пр

Реализация в среде имитационного моделирования

Математическая модель асинхронной машины реализована в среде MATLAB Simulink. Исходными данными к моделированию являются конструкционные и обмоточные данные выбранного асинхронного двигателя MF13X-200-192Б.

После построения имитационной модели в пакете MATLAB Simulink было произведено моделирование пуска асинхронного электродвигателя при номинальных параметрах. Параметры эксперимента:

Д = 5 0 Гц - номинальная частота напряжения питающей сети;

Ц-1 = 1 9 2 ■ 2 6 В - номинальное фазное напряжение обмотки статора при

частоте питающего напряжения 50 Гц; Мнагр = 12 2 ■ 7 8 Нм - номинальный статический момент нагрузки. Ьвкл = 1 с - время включения двигателя под напряжение.

Временные зависимости некоторых величин, полученные в ходе проведения эксперимента, представлены на рис. 2 (величины на рисунке приведены в относительных единицах - в отношении к номинальным паспортным данным).

си

О

X ГО

си X .0 X .0

си

о

X I-

о ей X

5 4.5 4 3.5 3

1.5

X

си

I 0.5

со

- Угловая скорость вала машины эазвиваемый ЭМ-момент Действующее значение тока фазы статора Величина КПД значение коэффициента мощности

-——

г

1.5

2.5 3 3.5 4 Время ^ с

4.5

5.5

Рис. 2 - Временные пусковые диаграммы

Установившиеся значения динамических характеристик, полученные в результате имитационного моделирования, совпадают с паспортными с достаточной точностью.

На рис. 3 представлены временные диаграммы изменения действующих значений тока статора и приведенного тока фазы ротора при пуске.

2.5 3 3.5 4 4.5 5 1 1.1 1.2 1.3

Время I, с Время 1. с

Рис. 3 - Временные диаграммы действующих значений фазных токов при пуске

Начальная точка по оси абсцисс на диаграммах соответствует моменту включения моделируемой асинхронной машины в сеть.

На рис. 4 представлена временная диаграмма изменения величины развиваемого машиной электромагнитного момента при пуске.

2

1

0

1

2

5

6

Рис. 4 - Временная диаграмма изменения развиваемого электромагнитного момента машины при пуске На рис. 5 представлена механическая характеристика моделируемой машины при пуске.

160

140

ч го ср

С!~

го с; го ш

X

О) ^

го

Сй

.о I-

о о ср

о ^

о

к го ей о с;

120

100

80

60

40

20

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 50 100 150 200 250 300 350 400

Момент М, Н*м

Рис. 5 - Механическая характеристика моделируемой машины при пуске

Выводы

При использовании в динамической имитационной модели выражений для мгновенных значений величин удалось добиться возможности моделирования колебательного характера переходных процессов, а также наблюдать пиковые значения токов и развиваемого электромагнитного момента асинхронной машины. Полученная модель с достаточной точностью описывает поведение электрической машины в процессе ее работы. Вид полученных характеристик совпадает с видом теоретических.

Практическая ценность моделирования колебательного характера переходных процессов в асинхронной машине заключается в том, что при этом достигается возможность выбрать в качестве одного из критериев оптимизации степень устойчивости работы асинхронной машины. Это является особенно важным для машин, работающих в реверсивном и повторно-кратковременном режиме.

Следующим этапом работы станет дальнейшее усовершенствование модифицированной динамической имитационной модели путем учета магнитных, механических и добавочных потерь, учета влияния эффектов насыщения и вытеснения тока на характеристики машины, а также экспериментальная верификация модели с использованием разработанного испытательного стенда.

Литература

1. Копылов И.П. Электрические машины: учеб. для вузов / И.П. Копылов. - 3-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2002. - С. 42-223.

2. Моделирование и прогнозирование в системном проектировании: Учебное пособие / А.Л. Куранов, С.Н. Обрядин, И.В. Плохов, А.А. Салангин. - Псков: Издательство ПсковГУ, 2012. - 292 с.

3. Вольдек А.И. Электрические машины: учебник для студентов высших технических учебных заведений / А.И. Вольдек - 3-е изд., перераб. - Л.: Энергия, 1978. - С. 385-523.

4. Вешеневский С.Н. Характеристики двигателей в электроприводе / С.Н. Вешеневский. - 6-е изд., испр. - М.: Энергия, 1977. - 432 с.

5. Проектирование электрических машин: учебное пособие для вузов / под ред. И.П. Копылова. - М.: Энергия, 1980. - 496 с.

6. Петров А.В. Динамическое моделирование асинхронной электрической машины с учетом конструкционных параметров / А.В. Петров, А.П. Котельников, И.В. Плохов // Научно -технический вестник Поволжья. - 2015. - №1. -С. 121-126.

References

1. Kopylov I.P. Jelektricheskie mashiny: ucheb. dlja vuzov / I.P. Kopylov. - 3-e izd., ispr. - M.: Vyssh. shk., 2002. - S. 42-223.

2. Modelirovanie i prognozirovanie v sistemnom proektirovanii: Uchebnoe posobie / A.L. Kuranov, S.N. Obijadin, I.V. Plohov, A.A. Salangin. - Pskov: Izdatel'stvo PskovGU, 2012. - 292 s.

3. Vol'dek A.I. Jelektricheskie mashiny: uchebnik dlja studentov vysshih tehnicheskih uchebnyh zavedenij / A.I. Vol'dek - 3-e izd., pererab. - L.: Jenergija, 1978. - S. 385-523.

4. Veshenevskij S.N. Harakteristiki dvigatelej v jelektroprivode / S.N. Veshenevskij. - 6-e izd., ispr. - M.: Jenergija, 1977. - 432 s.

5. Proektirovanie jelektricheskih mashin: uchebnoe posobie dlja vuzov / pod red. I.P. Kopylova. - M.: Jenergija, 1980. - 496 s.

6. Petrov A.V. Dinamicheskoe modelirovanie asinhronnoj jelektricheskoj mashiny s uchetom konstrukcionnyh parametrov / A.V. Petrov, A.P. Kotel'nikov, I.V. Plohov // Nauchno-tehnicheskij vestnik Povolzhja. - 2015. - №1. -S. 121-126.

DOI: 10.18454/IRJ.2016.50.074 Рыженко А.В.1, Рыженко В.Х.2, Ланкин С.В.3

1ORCID: 0000-0002-1825-0023, Кандидат технических наук, доцент, Амурский государственный университет, 2ORCID: 0000-0002-1825-0023, Кандидат технических наук, доцент, Дальневосточный государственный аграрный университет, 3ORCID: 0000-0002-1825-0097, Доктор физико-математических наук, профессор, Благовещенский государственный педагогический университет ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ДОМОЛА ЦЕМЕНТА И ОМАГНИЧЕВАНИЯ ВОДЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СТРОИТЕЛЬНЫХ БЕТОНОВ

Аннотация

Исследовано влияние омагниченной воды на комплекс электромеханических свойств (прочность, электросопротивление, диэлектрическая проницаемость) строительного бетона (цемент М-400). Магнитная обработка водопроводной воды осуществлена полем индукцией 0,1 Тл. Методом домола размеры зерен цемента и речного песка были уменьшены на порядок. Получены положительные результаты: прочность на сжатие увеличилась на 17%, сократились расходы цемента и воды на 10%, пористость бетона уменьшилась на 25%, электроизоляционные характеристики улучшились на 20%. Анализируются результаты.

Ключевые слова: бетон, омагниченная вода, прочность, электросопротивление, диэлектрическая проницаемость.

Rizhenko A.V.1, Rizhenko V.H.2, Lankin S.V.3

1ORCID: 0000-0002-1825-0023, PhD in Engineering, Amur State University,

2ORCID: 0000-0002-1825-0023, PhD in Engineering, Far Eastern State Agrarian University,

3ORCID: 0000-0002-1825-0097 , PhD in Physics and Mathematics, professor, Blagoveshchensk State Pedagogical University APPLICATION OF CEMENT AND OMAGNICHEVANIYA FINAL GRINDING WATER TO IMPROVE THE ELECTROMECHANICAL PROPERTIES OF STRUCTURAL CONCRETE

Abstract

The effect of magnetized water on complex electro-mechanical properties (strength, electrical resistivity, dielectric constant) of construction concrete (cement M-400). Magnetic treatment of tap water performed field induction of 0.1 Tesla. The method of the final grinding grain sizes of cement and river sand were reduced by an order of magnitude. Positive results: compressive strength increased by 17%, reduced the cost of cement and water by 10%, porosity of concrete decreased by 25%, electrical characteristics have improved by 20%. We analyze the results.

Keywords: concrete, magnetized water, strength, electrical resistivity, dielectric permittivity.

Бетоны, как известно [1], являются самым распространенным строительным материалом в мире. В нем можно выделить три структурных элемента: цементный камень, заполнитель и контактный слой между ними. Физические свойства затвердевшего бетона зависят от многих факторов: воды, размера зерен компонентов, температуры и влажности среды, степени гидратации и т.д. Нахождение в аналитической форме зависимостей свойств бетонов от внешних и внутренних параметров из-за большого числа переменных, весьма затруднительно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.