Научная статья на тему 'Динамический расчет каркасных железобетонных зданий на ПК Лира'

Динамический расчет каркасных железобетонных зданий на ПК Лира Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
222
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ / АКСЕЛОГРАММА / ДЕФОРМАЦИИ / СКОРОСТЬ ИЗНОСА / СРОК ЭКСПЛУАТАЦИИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Наширалиев Жангелди Туртемирович, Бактыбай Нурсезим Нурболатовна

В статье анализируется методология расчета, основанная на вероятностном подходе. Особое внимание уделено статическим свойствам нагрузок и их сочетаниям, а также учету случайных отклонений в прочностных характеристиках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Наширалиев Жангелди Туртемирович, Бактыбай Нурсезим Нурболатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамический расчет каркасных железобетонных зданий на ПК Лира»

волокон, получены экспериментальные данные при исследованиях нескольких жил

ОВ-кабеля. Разработан алгоритм работы с цифровыми графиками.

Список литературы

1. Горлов Н.И. Волоконно-оптические линии передачи. Методы и средства измерений параметров / Н.И. Горлов, И.В. Богачков. М.: Радиотехника, 2009. 192 а

2. Родина О.В. Волоконно-оптические линии связи. Практическое руководство / О.В. Родина. М.: Горячая линия - Телеком, 2009. 404 с.

3. Портнов ЭЛ. Оптические кабели связи, их монтаж и измерения: учеб. пособие / Э.Л. Портнов. М.: Горячая линия - Телеком, 2012. 449 с

4. Рефлектометрия оптических волокн (ВОЛС). СвязьКомплект ООО «КаталогСервис». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://skomplekt.com/reflektometria-opticheskih-volokon/ (дата обращения: 15.01.2019).

5. Анализ и расшифровка рефлектограммы оптического кабеля. Проект «Дни решений». [Электронный ресурс]. Режим доступа: .https://teleinfo.ru/seminar/232.htm/ (дата обращения: 15.01.2019).

ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ КАРКАСНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЗДАНИЙ НА ПК ЛИРА Наширалиев Ж.Т.1, Бактыбай Н.Н.2

1Наширалиев Жангелди Туртемирович - кандидат технических наук, доцент; 2Бактыбай Нурсезим Нурболатовна - магистрант, кафедра архитектуры, строительста и энергетики, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева

(SATBAYEV UNIVERSITY), г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье анализируется методология расчета, основанная на вероятностном подходе. Особое внимание уделено статическим свойствам нагрузок и их сочетаниям, а также учету случайных отклонений в прочностных характеристиках.

Ключевые слова: динамический расчет, акселограмма, деформации, скорость износа, срок эксплуатации.

При землетрясениях здания и сооружения подвергаются циклическим нагружениям, которые являются причиной неупругих деформаций материалов конструкций. Интенсивные сейсмические и динамические знакопеременные нагрузки приводят к накоплению остаточных деформаций бетона, в частности, при колебаниях несущих конструкций каркасных железобетонных зданий во время землетрясения.

Поэтому при разработке расчетных динамических моделей железобетонных каркасных зданий необходимо учитывать нелинейные деформации бетона и арматуры в колоннах и ригелях при немногократно повторных сейсмических нагрузках большой интенсивности. Достоверность расчетных моделей может быть оценена при сравнении сданными динамических испытаний на сейсмоплатформах, позволяющих задавать колебания оснований установленных на них фрагментов зданий по известным инструментальным записям ускорений грунта при прошедших землетрясениях или по синтезированным акселерограммам, рекомендованным нормами.

В наиболее распространенных в Казахстане программных комплексах (ПК) ЛИРА, SCAD и других коммерческих программах стран СНГ не реализован прямой динамический расчет каркасных железобетонных зданий с учетом нелинейного деформирования материалов. Авторы отмечают, что в ПК ЛИРА при моделировании неупругой работы материалов используется диаграмма Прандтля, недостатком которой является совпадение ветвей нагружения и разгрузки, т.е. нет возможности учитывать остаточные деформации.

Нелинейный расчет на акселерограммы расчетной динамической модели в виде консольного трехмассового стержня по программе в среде Mathcad.

Рис. 1. Расчетная динамическая модель фрагмента каркасного здания (плиты перекрытий

условно не показаны)

Интегрирование уравнений движения реализовано по методу Рунге-Кутта четвертого порядка. Значения жесткостей этажей фрагмента вычислялись с использованием деформационного метода для получения зависимостей «момент М - кривизна х» (рис. 2) сечений внецентренно-сжатых колонн и нелинейных статических расчетов пространственной модели фрагмента по ПК «ЛИРА». Расчет остаточных деформаций бетона при немногократно повторных горизонтальных сейсмических нагрузках выполнялся с учетом зависимостей. В программе имеется возможность задавать различные значения как жесткостей этажей, так и демпфирования. Расчетные зависимости инерционных (сейсмических) нагрузок на этажи фрагмента приведены на рисунке 3.

Рис. 2. Пример расчетной зависимости «М(кНм) - X (1/м) сечения колонны первого этажа (поперечное сечение колонны 100x100 мм) 22

N11

М 44 2(1 О

5,,Ж 1

а / ///

0.5

Рис. 3. Зависимости горизонтальных инерционных нагрузок в уровнях перекрытий над 1-м, 2-м и 3-м этажами от интенсивности ускорений сейсмоплатформы вдоль оси Х

Результаты расчетов зависимостей «сдвигающая сила в основании фрагмента -перемещение» (поэтажные диаграммы «нагрузка-перемещение» получены по ПК ЛИРА на основе нелинейного статического расчета пространственной модели, приведенной выше на рисунке 1) эквивалентной одномассовой системы с использованием метода спектра несущей способности приведены на рис. 4 и 5. Как следует из анализа данных на этих рисунках, получено большое расхождение результатов расчета с экспериментом, что подтверждает необходимость учета в ПК ЛИРА снижения жесткости сечений колонн и ригелей при циклических сейсмических нагрузках.

1«!

120 |ш N1)

411 211

_

м

М.еч

11.5 1 1.5 2 2.5 3 3.5

Рис. 4. Зависимость сдвигающей сейсмической нагрузки 2 от перемещения эквивалентной одномассовой системы Sd, построенная по методу спектра несущей способности с использованием результатов нелинейного статического расчета по ПК «ЛИРА»

Рис. 5. Зависимость сдвигающей сейсмической нагрузки 2 от перемещения эквивалентной одномассовой системы Sd, построенная по методу спектра несущей способности с исползованием результатов испытаний фрагмента на сейсмоплатформе

Список литературы

1. Городецкий А.С Прямой динамический расчет зданий на сейсмические воздействия с учетом физически нелинейной работы материала конструкций / Городецкий А.С., Гераймович Ю.Д. // Будiвельнi конструкций зб. наук. праць. К: ДП НД1БК, 2006. Вип. 64. С. 80-87.

2. Жарницкий В.И. Оценка сейсмостойкости здания и повреждений его конструкций на основе динамического расчета с учетом упругопластических деформаций материалов / Жарницкий В.И., Голда Ю.Л., Курнавина С.О. // Сейсмостойкое строительство, 1999. № 4. С. 7-8.

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ ЗА СЧЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПТО 1 2 Алышев В.С. , Малышев А.А.

1Алышев Владимир Сергеевич - аспирант,

кафедра технологии транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава,

механический факультет;

2Малышев Артем Алексеевич - преподаватель, структурное подразделение среднего профессионального образования Омский техникум железнодорожного транспорта Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск

Аннотация: в статье анализируется комплекс технических средств автоматизированной системы контроля технического состояния подвижного состава.

Ключевые слова: комплекс технических средств, контроль, вагон, диагностика, вагонное хозяйство.

Одной из важнейших задач вагонного хозяйства является техническое обслуживание вагонов. Сохранность вагонного парка, безаварийная эксплуатация вагона в пути определяется качественным техническим обслуживанием. Однако, помимо вовремя выявленных неисправностей, в условиях современной рыночной экономики, необходимо одновременно обеспечивать минимально возможное время простоя. Таким образом, важным становится определение предотказного состояния узлов и деталей вагонов с целью своевременного ремонта и сокращения материальных затрат.

В настоящий момент в инфраструктуре железнодорожного транспорта применяют автоматизированные диагностические комплексы контроля технического состояния вагона. Их использование позволяет оперативно выявить следующие неисправности:

- контроль температуры буксового узла и заторможенных колёс;

- контроль габаритных размеров вагонов;

- контроль дефектов колеса по кругу катания;

- контроль геометрических параметров колеса;

- контроль параметров ударно тягового механизма;

- контроль неравномерности загрузки вагонов;

- контроль сползания буксы с шейки оси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.