Научная статья на тему 'Динамический анализ манипуляторов кузовных мусоровозов'

Динамический анализ манипуляторов кузовных мусоровозов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
241
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСОРОВОЗ / МАНИПУЛЯТОР / ЗАХВАТ / СВОБОДНЫЕ ЗАТУХАЮЩИЕ КОЛЕБАНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ УСИЛИЙ / GARBAGE TRUCK / HANDLER / GRABBING DEVICE / FREE DAMPED OSCILLATIONS / GENERATION OF FORCE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Каргин Роман Владимирович, Мирошниченко Ольга Сергеевна, Каргина Ирина Владимировна

В статье представлены результаты исследований колебательного характера работы мусоровоза в технологическом режиме. Установлен характер свободных колебаний рамы автомобиля, угла подъема манипулятора и их влияние на формирование усилий в системе «захват-бак-захват» с учетом затухания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Каргин Роман Владимирович, Мирошниченко Ольга Сергеевна, Каргина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamic analysis of body garbage truck handler

Results of investigation into oscillating pattern of garbage track operation in production mode are presented. Nature of car frame vibrations, lifting angle of handler and their impact on generation of force inside the system «grabbing device – container – grabbing device» subject to damping are determined.

Текст научной работы на тему «Динамический анализ манипуляторов кузовных мусоровозов»

Динамический анализ манипуляторов кузовных мусоровозов Р.В.Каргин, О.С.Мирошниченко, И.В.Каргина

Шахтинский институт (филиал) ЮРГТУ(НПИ), г. Шахты

В настоящее время основы инженерного расчета и проектирования отдельных подсистем, рабочих органов и в целом автомобилей для сбора и вывоза твердых бытовых отходов базируются на известных положениях теоретической механики, сопротивления материалов, теории механизмов и машин и теории автомобилей. Существующая методика расчета манипулятора включает определение характеристик расчетных положений, кинематический и динамический анализ системы и прочностной расчет конструкции без учета подвижности рамы автомобиля [1].

Для описания и учета колебаний мусоровоза в рабочем режиме составлены расчетная схема (рис. 1), дифференциальные уравнения колебательных движений рамы автомобиля и манипулятора с контейнером с использованием уравнений Лагранжа II рода и получена зависимость угла колебаний рамы за рабочий цикл манипулятора. Для определения амплитудно-частотных характеристик составлено уравнение колебаний манипулятора с учетом колебаний рамы автомобиля в рабочем режиме и получена зависимость изменения угла подъема манипулятора за рабочий цикл мусоровоза при различной загрузке кузова [2].

0

1+ и с

Рис. 1. Колебательная система мусоровоза

Полученные зависимости не учитывают демпфирования, т.е. колебания являются незатухающими. Практически в процессе колебаний всегда происходит рассеяние энергии и, поэтому, свободные колебания являются затухающими.

Согласно теории эксплуатационных свойств автомобилей силы сопротивления, вызывающие превращение механической энергии в теплоту, что приводит к затуханию колебаний, возникают в результате работы амортизаторов, межлистового трения в рессорах, трения во втулках, шарнирах и др., а также в результате деформаций шин. Силы сопротивления подвески значительно больше, чем силы сопротивления, вызывающие гашение колебаний в шинах, поэтому учитывается только рассеяние энергии в подвес-

ке. Силы сопротивления подвески принимаются пропорциональными скорости колебаний [3, 4].

С учетом вышесказанного определены силы сопротивления подвески и составлены дифференциальные уравнения свободных колебаний рамы автомобиля с учетом затухания

I2 ( P,. Л

g

- P,.

3

+ P.

(р" - у”)= -PKOHm[l(сыр + у sinp)+ S\-

- (cosp + y/sinp)+ 8

2

GL

2

~г~ у ” ~~

4g g

P

3

+P

(р"-у" )=

GiL

2

cL у +

+ Рконт V(c0SP + ¥sinp)+ 8]+ Pcons 2(c0SP + У sinp)+ 8

-ву у,

где I - длина манипулятора, м; g - ускорение свободного падения, м/с2; РСОш - масса манипулятора, Н; Рконт - масса контейнера, Н; <р- угол подъема манипулятора, рад; /угол колебаний рамы автомобиля, рад; 5 - расстояние от оси крепления манипулятора к раме автомобиля до оси аутригера, м; 0^ - масса мусоровоза, Н; Ь - расстояние между рессорами автомобиля, м; с - жесткость подвески автомобиля, Н/м2; /' - момент сил сопротивления вращению рамы автомобиля.

Складывая, получаем

/ / + 2п/ / + к2/ = В,

(1)

где 2n=Gfb*2==- 1г; e=v°L\

G¡L Gi L \

cG;

g

здесь /0 - начальный угол отклонения рамы автомобиля. Из условия статического равновесия

Уо =

Gj_

2cL

Неоднородное дифференциальное уравнение (1) имеет общее решение

У = У1 + У 2 >

где у1 - общий интеграл однородного дифференциального уравнения

у1 + 2пу\ + к2у1 = 0

и имеет вид

у1 = e- nt (A cosk1t + D sin k1t);

у2 - частное решение неоднородного дифференциального уравнения

у2 = С ^ const

(2)

(3)

л

Из (1) к у2 = B, откуда

С учетом (3) и (4)

в

у = е ~ш (А свБк^ + D бш к^) + —г

к2

(5)

Л2 + 2пЛ + к2 = 0.

где

Характеристическое уравнение для (2) имеет вид Его корни Л1 2 =— П ± ¿к1,

2

к! = л1 к2 — п2 =

в;Ь2

Я(сС1Ь4 — §Р2).

Константы А и В в общем решении (5) находим по начальным условиям: при 1=0 считаем, что у=у0, а у'0=0. Для этого из (5) находим

у' = —пе—ш(Асобк^ + ББтк^) + е—п(—Ак1 Бтк^ + Вк1 соьк^). (6)

Подставляя начальные условия в уравнения (5) и (6), получаем

л В г» пА

А = у0 — к2;В = Ц

Решение уравнения (5) позволило установить зависимость угла колебаний рамы автомобиля за рабочий цикл манипулятора (рис. 2).

У, град

в технологическом режиме:

1 - для пустого мусоровоза; 2 - при полной загрузке мусоровоза

С учетом свободных затухающих колебаний рамы мусоровоза получена зависимость изменения угла подъема манипулятора (7) за рабочий цикл мусоровоза (рис. 3)

®=ф+у=а + e rlt(Acosk1t + ББтк^) +

в_

к2

(7)

где а - угловая скорость подъема манипулятора, рад/с; t - время рабочего цикла подъема манипулятора, с.

мусоровоза:

1 - для пустого мусоровоза; 2 -при полной загрузке мусоровоза

Для расчетных схем формирования нагрузок в системе «захват - бак - захват» (рис. 4) получены зависимости изменения величины усилий в элементах конструкции захвата за рабочий цикл работы манипулятора с учетом свободных затухающих колебаний рамы мусоровоза (рис. 5).

Рис. 4. Схема действия сил в системе «захват-бак-захват»: а) - со стороны захвата на бак; б) - со стороны бака на захват

N. Н

6000 г

-8000 L

Рис. 5. Усилия в элементах конструкции серийного захвата при загрузке полного контейнера в полный мусоровоз

С целью уменьшения действующих усилий в элементах конструкции захвата, повышения надежность его работы и предотвращения деформации стенок контейнера разработана конструкция захвата [5], обеспечивающая подхват контейнера под днище.

Для определения нагрузок, возникающих в элементах новой конструкции захвата, разработаны расчетные схемы (рис. 6) и составлены уравнения равновесия действия сил со стороны захвата на стенку бака (8) и равновесия сил, действующих со стороны бака на захват (9).

Рис. 6. Расчетные схемы сил в системе «захват-бак-захват» для новой конструкции захвата: а) - со стороны захвата на бак; б) - со стороны бака на захват

2= 0; N. - Р ■ ¡1п0 = 0,

2Рку = 0; - Р ■ соб® = 0,

В л

2 тО = 0; Р------СОБ®- Му-------Р ■ НС • БІП® + (8)

2 у 2

+ N. ■Н— - М = 0.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. х 2

2 Рих = 0; 2 риу = 0;

Nx ТШТ2 ■ БІПв + ТШТ1 ■ Біп(в + У ) = 0, - Ny + ТШТ2 ■ СОБ Р - ТШТ1 ■ соб(Р + У) = 0,

(9)

2 то? = 0; М + N х

( Н - ь '

--------е

I 2 J

й

+ N! ■ -2 = о.

где Nx, N - нормальные давления на стенку и днище контейнера соответственно, Н; Р

- вес контейнера , Н; В - ширина контейнера, м; й - длина подхвата под днище контейнера, м; Нс - высота центра масс контейнера, м; Н - высота контейнера, м; Ь - длина «вилочной» планки захвата, погружаемой в контейнер, м; ТШТ1 - усилие, действующее на шток гидроцилиндра прижима, Н; ТШТ2 - усилие, действующее на шток управляющего гидроцилиндра, Н; в - угол наклона управляющего гидроцилиндра к оси У, рад; у

- угол между осями гидроцилиндров, рад; е - расстояние от верхнего края контейнера

до точки крепления штоков гидроцилиндров, м.

Решение уравнений (8) и (9) позволяет оценить изменение величины усилий в элементах конструкции захвата за рабочий цикл работы манипулятора с учетом колебаний платформы мусоровоза (рис. 7).

N. Н

при загрузке полного контейнера в полный мусоровоз

Полученные зависимости показывают, что при использовании предлагаемой конструкции захвата нагрузки, возникающие в системе «захват-бак-захват» уменьшаются в разных фазах цикла работы манипулятора от 1,2 до 5,5 раз.

Результаты работы получены при поддержке Минобрнауки РФ в рамках государственного задания на проведение НИОКР, шифр заявки № 7.1256.2011.

Список литературы

1. Ермилов А.Б. Расчет и проектирование спецавтомобилей для сбора и вывоза твердых бытовых отходов: Учебное пособие / МАДИ.- М., 1983. - 99 с.

2. Конструкции и рабочие процессы манипуляторов кузовных мусоровозов / Р.В.Каргин, О.С.Мирошниченко // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Технические науки. 2010. № 6. С. 75-78.

3. Литвинов А.С. Управляемость и устойчивость автомобиля / А.С. Литвинов. - М.: Машиностроение, 1971. - 416 с.

4. Метод снижения вибронагруженности колеса легкового автомобиля / С.Л.Горин, П.В.Харламов // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. 2011. № 1. С. 12-17.

5. Патент RU 2400417 С1 МПК B65 F3/04. Захват устройства для разгрузки контейнеров в кузов мусоровоза / А.С.Носенко, Р.В.Каргин, М.С.Алтунина, О.С.Мирошниченко.

- Заявл. 10.03.2009. Опубл. 27.09.2010, Бюл. № 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.