УДК 316.723 ББК 71.05
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЕ
%
Д.В. Сурвилайте
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1
Статья представлена доктором социологических наук, профессором Р.А.Костиным.
Социум как динамическая система, по определению, должна обладать определенной структурой и целостностью. Современный социум - это сложное взаимодействие биологических элементов (населения), жестких структур (города, коммуникации, ландшафты), энергетических и материальных потоков, информационных систем (знание в различной форме и его носители) и систем, отражающих уровень общественного сознания и подсознания (культура, религия, ментальность).
Значительное место в социологии занимают исследования таких всегда повторяющихся процессов, как изоляция, контакт, взаимодействие,
амальгамация, культивация, изобретение, имитация, адаптация, конфликт, отчуждение, дифференциация, интеграция, дезинтеграция, организация, дезорганизация, диффузия, конверсия, миграция, мобильность, метаболизм, поскольку они касаются вопросов групповой динамики, того, как общественные группы возникают, организуются, обретают и теряют своих членов, как распределяют их внутри группы, как они меняются,
дезорганизуются, как они умирают [5].
По длительности и пространственной локализации процессы,
происходящие в любом социуме, можно разбить на три больших класса: микро-, мезо- и макропроцессы. Они характеризуются разными свойствами и разной динамикой протекания.
Все динамические процессы, протекающие в обществе,
обеспечиваются регулярным временным ходом соответствующих
* Сурвилайте Диана Витаутовна, аспирант кафедры социологии СПбГУСЭ. Тел. : + 7 905 255 32 04; e-mail: Diana, [email protected]
макроэкономических, социально-демографических показателей, а также зависят от целостности системы как в состоянии равновесия, так и в развитии
[7].
Социолог Питирим Сорокин отмечал, что социальная динамика «концентрирует свое внимание на основных социальных процессах, повторяющихся в жизненной истории всех социальных групп» [2]. Данное положение выступает как методологическое при обращении к теме динамики молодежной субкультуры.
Поскольку феномен молодежной субкультуры как целое проявляется через существование множества конкретных групп и объединений, целесообразен анализ динамических процессов в молодежной субкультуре на трех уровнях - формирующейся личности, peer group, или неформального молодежного объединения, и молодежной субкультуры как феномена. Каждый из выделенных уровней подчиняется динамическим закономерностям, которые, «накладываясь одна на другую», образуют вектор изменения молодежной субкультуры как феномена индустриально развитых обществ, переходящих к постиндустриализму [6].
Механизм воздействия техники на динамику молодежной субкультуры на макроуровне сильно отличается от механизмов воздействия политики и экономики. Феномен молодежной субкультуры - следствие возникновения и развития техники, и он прошел путь от ее тотального отрицания до практически растворения в ней.
Каждое молодежное поколение, вырастая, вносит в базовую культуру своего общества то, что было выработано им в период молодости. Однако для того чтобы одна реальность сменила другую, новые метафоры должны объединиться с властью, которая возьмет их на вооружение, ими вдохновится, попытается их овеществить, претворить в социальную ткань.
Микроуровень молодежной субкультуры представлен двумя составляющими: во-первых, это уровень формирующейся личности, которая проходит социализацию посредством молодежной субкультуры, и, во-вторых, это уровень peer group (группы сверстников), а также неформальных молодежных объединений, которые и составляют феномен молодежной субкультуры.
Для уровня формирующейся личности характерна диалектическая модель развития личности, предложенная Г.В.Ф.Гегелем еще в XIX веке. Суть данной модели состоит в том, что все в мире развивается по единой схеме, в рамках которой выделяются три последовательно сменяющих друг
друга этапа: родительская семья, или первая ступень для молодого человека на пути к обществу; вторая ступень для молодого человека на пути к обществу - его уход из традиционной социальности в молодежную субкультуру. Третья ступень представляет собой уход молодого человека из молодежной субкультуры и окончательное вхождение в общество. Что, в свою очередь, доказывает, что появление молодежной субкультуры -естественный и закономерный продукт развития социокультурных систем [6].
Гегелевские идеи прослеживается и в концепции антрополога В.Тернера, согласно которой вся человеческая жизнь пронизана обрядами перехода, сопровождающими всякую перемену места, состояния социального положения и статуса [8].
Иные динамические модели характерны для микроуровня peer group и неформальных молодежных объединений, а именно - линейная, циклическая, волновая. Суть линейной модели, механизм которой был раскрыт Г.Цуллигером [3], заключена в эволюционном продвижении от образования «орды» к формированию «банды», а от нее уже к сообществу.
«Орда» - начальная фаза, самый примитивный вид общности. Она образуется спонтанно, не имеет никакого руководства и никакой твердой цели. Для этой стадии характерно отсутствие духовных связей и привязанностей между членами «орды». Примером «орды» могут быть гуляющие во дворе подростки.
Вторая, более высокая степень общности молодых людей - «банда». По определению Г.Цуллигера, «банда» представляет собой «объединение, которое находится под руководством одного из своих членов. Имеет строгую организацию и совершает сомнительные, антисоциальные поступки, которые не обязательно носят преступный характер» [3].
Высшая степень общности молодых людей - сообщество, для которого характерны общие идеалы и абсолютная интеграция членов. Сообщество имеет руководителя, который выступает не авторитарно, а лишь как посредник общей идеи.
Кроме линейной модели динамики субкультуры на микроуровне можно отметить также циклические и волновые модели, в исследования которых особый вклад внесли Дж.Хилл и Дж.Шелтон [1]. Выделяется также и синергетическая динамическая модель [6].
В циклической модели молодежная субкультура уподобляется живому организму, для которого характерен жизненный цикл последовательно
сменяющих друг друга стадий зарождения, развития, расцвета, увядания и гибели. Причем субкультуры, развивающиеся по типу циклической модели, проходят аналогичные жизненные стадии.
Суть циклической динамической модели состоит в том, что, как и любой живой организм, молодежные субкультуры постоянно развиваются, проходя на своем пути определенные стадии, или фазы: первичного синтеза (когда молодые люди плохо знают друг друга и имеют лишь формальные отношения), дифференциации (постепенное выявление позиций каждого члена), первичной интеграции (группа во главе с лидером становится доминантной группой), вторичной интеграции (или фаза «счастливой семьи» - на этом этапе молодые люди хорошо ладят друг с другом), дробления (назревание кризиса, обусловленного потерей гибкости и снижением эффективности субкультуры), распада либо реанимации. Если в конце цикла субкультура не распадается, а реанимируется, то мы имеем дело с волновой моделью динамики молодежной субкультуры. Завершив свой цикл, подойдя к логическому концу, субкультура возвращается, но уже в ином качестве, и, таким образом, «волна» не обрывается, а продолжает свое движение.
Если циклическую схему развернуть во временной или исторической плоскости, то круг, который получается при завершении цикла, превратится в спираль. Объясняется это тем, что каждое новое поколение молодежной субкультуры находится на более высокой деятельностной ступени, чем предыдущее: оно освоило переданное ей культурное наследие и умножило традиционное.
Кроме линейной, циклической и волновой моделей динамики на рассматриваемом микроуровне наблюдается и синергетическая динамическая модель. Переход от одного уровня организации к другому совершается через разрушение сложившегося на данном уровне порядка, которое затем, на новом уровне, сменяется установлением нового, более совершенного порядка. Таким образом, динамика молодежной субкультуры проявляется в чередовании состояний гармонии и хаоса. При этом состояние хаоса служит условием возникновения новой гармонии, а потому следующий цикл начинается уже не с нуля, а является продолжением предыдущего и «надстраивается» над ним. Кроме того, переход от гармонии к хаосу идет не в каком-то одном направлении, а по разным путям одновременно. И лишь будущее показывает, какой из путей оказался более, а какой - менее перспективным или тупиковым.
Чтобы система была синергетичной, ей необходимо стать сложной и нелинейной. Это означает, что изменение одного из параметров не повлечет за собой соответствующего автоматического изменения всех других ее параметров. Пояснить это, по отношению к молодежной субкультуре, можно следующим образом: с течением времени молодежный язык (сленг)
пополняется новыми словами и выражениями, которые вытесняют близкие по смыслу «старые» слова и выражения. Однако это не приводит к автоматической смене стиля той или иной субкультуры, внешней атрибутики и т.д. Таким образом, в субкультуре действительно идет накопление инноваций, но жесткой взаимозависимости, приводящей к автоматичексим изменениям одного в силу изменений другого, нет.
Нелинейность - фундаментальная характеристика открытой системы -предполагает непрерывность выбора альтернатив ее развития. Нелинейная система обязательно многомерна, многовариантна и не поддается классическим методам описания. Кроме того, нелинейность системы означает множественность путей ее эволюции, то есть изменения параметров системы оказываются выше критических значений, система структурируется иным образом. Если концепция одного из параметров начинает значительно превышать концепцию других параметров, система выходит из равновесия. Однако существует некий «порог устойчивости», в пределах которого сохраняется структура системы [9].
Любая молодежная субкультура на микроуровне, будь то небольшая peer group или крупное неформальное молодежное объединение, является самоорганизующейся системой уже в силу того, что молодые люди, входящие в них, являются «выпавшими» из социальной структуры, поскольку они не имеют определенного положения, прочной позиции - их статус неопределен. А состояние определенности играет особую роль в процессах самоорганизации. Сфера неопределенности являет собой именно те социальные пустоты, где можно наблюдать процессы зарождения структур, сообществ: превращения бесструктурного состояния в
структурное, то есть самоорганизацию.
Многие молодежные субкультуры на микроуровне недолговечны (средний срок жизни peer group составляет 2-4 года), и это не позволяет им в полной мере проиллюстрировать синергетическую динамическую модель: к моменту попадания в точку бифуркации (точка бифуркации - смена установившегося режима работы системы) [10], субкультура как социальное образование просто прекращает свое существование.
Динамика молодежной субкультуры - это результат внутренних процессов феномена, и она связана с возникновением новых и реализацией старых «матриц» жизнедеятельности субкультурной молодежи.
Возникновение и становление этих «матриц» - результат и выражение творческой активности субкультурной молодежи, «матрицы» закладывают контуры типов и способов деятельности субъектов молодежной субкультуры. Поскольку такие «матрицы» появляются в результате поиска молодежной субкультурой путей разрешения тех или иных социокультурных противоречий, оказывающих воздействие на субкультуру, и отражают внутренние процессы в самой субкультуре, изучение последовательной смены этих «матриц» позволяет вскрыть механизм динамики молодежной субкультуры как социального феномена.
Каждая «матрица» включает в себя три основных уровня, или составляющих, которые условно можно обозначить как «прошлое» -«настоящее» - «будущее». Момент переструктуризации системы молодежной субкультуры и установления в ней порядка из хаоса служит отправной точкой для начала следующего этапа возникновения новых «матриц» будущего. Такова динамика молодежной субкультуры на макроуровне как результат действия внутренних процессов в системе данной субкультуры.
Первый, нижний слой, который можно условно обозначить «матрицей прошлого» составляет основу молодежной субкультуры. Это слой традиций, тот фундамент, на котором выстраивается все здание молодежной субкультуры определенного исторического временного интервала.
Следующий (промежуточный уровень) - «настоящее» - обеспечивает воспроизводство форм и видов деятельности, жизненно важных для данного типа молодежной субкультуры иного исторического временного интервала, и определяет его специфику.
Третий (верхний) уровень, или слой, «матрицы» - «будущее» -прорастает из слоев «прошлого» и «настоящего». В нем вырабатываются формы будущего поведения и деятельности субкультурной молодежи, соответствующие предполагаемым будущим ступеням развития. К элементам подобных «матриц» относятся идеалы будущего социального устройства, нравственные принципы, разрабатываемые в рамках субкультуры и часто опережающие свое время эстетические нормы.
Однако на макроуровне изменения в молодежной субкультуре происходят и в результате адаптации ее к внешним воздействиям
социального окружения. Проследить зависимость динамических изменений в молодежной субкультуре можно на примере воздействия на нее политики, экономики, техники.
На макроуровне динамические изменения молодежной субкультуры под влиянием внешнего политического фактора определяются колебанием политических режимов правления - от жесткого к мягкому, и наоборот. Причем любая мягкая или слабая политика, а также либеральная обстановка свободы сопровождается бурным расцветом и разрастанием феномена молодежной субкультуры. Жесткий же режим, в свою очередь, приводит к резкому сокращению численности субкультурной молодежи, уменьшению количества peer groups и неформальных молодежных объединений.
Влияние на макроуровне экономики, как внешнего фактора, также приводит к изменениям в молодежной субкультуре, что отражается на ее динамике. Если при воздействиии политики прослеживается относительно прямая зависимость динамических процессов в молодежной субкультуре от политической линии руководства страны, а также от политического режима, то в случае с экономикой зависимость оказывается более сложной.
Прослеживается следующая зависимость динамики молодежной субкультуры от экономического фактора: колебаниям экономических волн, выявленным и изученным Н.Д.Кондратьевым [4], соответствуют и колебания молодежной субкультуры. Эти колебания выражаются не в увеличении или сокращении количества субкультурной молодежи вообще, соответственно peer groups и неформальных молодежных объединений, а в разрастании или сокращении одного либо другого типа. Динамика же феномена молодежной субкультуры как целостного социокультурного явления отражается в колебаниях от одного типа субкультуры к другому [6].
Механизм воздействия техники на динамику мололежной субкультуры на макроуровне отличается от механизмов воздействия на нее политики и экономики. Феномен молодежной субкультуры - следствие возникновения и развития техники. Следовательно, будучи порождением техники, субкультура прошла путь от ее тотального отрицания до практического растворения в ней. С изобретением и внедрением машин, а впоследствии и автоматов, изменился характер обществ. Они превратились в динамичные, открытые. В результате НТР и НТП современный человек далеко ушел от естественной природной среды.
При этом следует учитывать, что молодежная субкультура, будучи структурным элементом социальной системы индустриально развитых
обществ на стадии перехода к постиндустриальному обществу, подвергается внешнему воздействию множества факторов.
Молодежная субкультура, представляя собой культуру в культуре, естественно, немыслима и не существует сама по себе. Таким образом, тесно взаимодействуя и дополняя друг друга, субкультура и культура образуют единое целое, в результате чего происходят многочисленные изменения как в базовой культуре, так и в субкультурах. С той лишь разницей, что если нормы и символы, созданные и принятые в рамках базовой культуры, определяют основной принцип упорядочения общества, то в рамках субкультуры они определяют основной принцип упорядочения конкретного субкультурного сообщества. Дальнейшая судьба субкультурных норм и символов будет зависеть от ряда факторов, среди которых и своевременность или несвоевременность, соответствие или несоответствие потребностям, готовность или неготовность молодых людей к их восприятию.
Кроме того, результаты такого взаимодействия могут быть как положительными, так и отрицательными и привести к усложнению или обеднению одной из культур. Поскольку речь идет о взаимном процессе, то можно говорить, что перечисленные варианты относятся к обеим культурам: и к базовой культуре, и к молодежной субкультуре.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Hill J.P., Shelton J. (Ed.) Readings in Adolescent Development and Behavior. Englewood Cliffs. - New Jersey, 1971.
2. Sorokin P. Society, Culture and Personality. - NY; L., 1947. - P. 367.
3. Zulliger H. Bande - Gemeinschaft. - Stuttgard, 1961.
4. Кондратьев, Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры/Н.Д.Кондратьев // Проблемы экономической динамики. - М., 1989. (Кондратьев выявил хорошо выраженные циклы экономической динамики длиной 48-55 лет, включающие в себя четыре фазы: повышения, перелома, понижения и перехода. После перелома волны следует подъем экономической активности, то есть начинается новая «длинная экономическая волна»).
5. Кучин, И.А. Неравновесные процессы в открытом обществе: проблема управления /И.А.Кучин// Порядок и хаос в развитии социально-экономических систем: Материалы II науч. семин. «Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе». -Томск,1998. - С.37-39.
6. Левикова, С.И. Молодежная субкультура/С.И.Левикова. - М., 2004.
7. Сорокин, П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм/П.А.Сорокин // Американская социологическая мысль. - М, 1996. - С.372-392.
8. Тернер, В. Символ и ритуал/В.Тернер. - М., 1983.
9. Щепанская, Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования
системы/Т.Б.Щепанская. - СПб., 1993.
10. Новейший философский словарь. URL:http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/artide/filo/filo-707.htm