Научная статья на тему 'Динамические процессы, протекающие в рабочих полостях силового цилиндра пневмодвигателя'

Динамические процессы, протекающие в рабочих полостях силового цилиндра пневмодвигателя Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
131
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Хамитов Рустам Нуриманович, Аверьянов Геннадий Сергеевич, Зелов Дмитрий Федорович

В работе рассмотрены газодинамические и термодинамические процессы, протекающие в рабочих полостях силового цилиндра пневмодвигателя, и построена модель системы «пневматическое распределительное устройство пневмодвигатель». Построенная модель является основой для расчета пневматических приводов и позволяет на ее базе исследовать влияние различных параметров (давление, температура и плотность газа) на закон движения поршня пневмодвигателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Хамитов Рустам Нуриманович, Аверьянов Геннадий Сергеевич, Зелов Дмитрий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dynamic processes in power cylinder of pneumatic actuator

In the work gas dynamics and the thermodynamic processes in a power cylinder of the pneumatic actuator isanalyzed. and the model of system "pneumatic switching centre-pneumoenyine" is developed. The model is a basis for calculation of pneumatic actuators allows determinalion the influence of various parameters Iprcssure, temperature and density of gas) on the lawof motion of the pneumatic actuator piston.

Текст научной работы на тему «Динамические процессы, протекающие в рабочих полостях силового цилиндра пневмодвигателя»

УДК 62.567.5

Р. Н. ХАМИТОВ Г. С. АВЕРЬЯНОВ

Омский государственный технический университет

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ ОБЪЕКТОВ С АКТИВНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ УПРУГО-ДЕМПФИРУЮЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ

В работе предлагается устройство демпфирования колебаний объектов с улучшенными параметрами демпфирования. Для исследования демпфирования колебаний построена и исследована модель, описывающая термогазодинамические процессы в объемах устройства и динамику амортизируемого объекта. Она позволяет провести анализ и выявить основные закономерности в работе устройства, получить его упруго-демпфирующую характеристику.

Управляемые пневматические виброзащитные устройства, как показали предварительные исследования [1,21, могут наиболее полно удовлетворять требованиям систем амортизации (СА) объектов, гак как обеспечивают регулирование упруго-демпфирующей характеристики, хорошую виброзащиту. В них в качестве рабочего тела используется лишь одна фаза — газ, благодаря чему нет необходимости выполнения отдельных демпфирующих устройств.

При активном управлении упруго-демпфирующей характеристикой пневматической виброзащитной системы масса газа может быть постоянной (в случае отсутствия дополнительного подвода энергии сжатого газа) и переменной вследствие сообщения объемов пневмоэлемента с атмосферой и с другими источниками энергии.

В работе предложены и исследованы способ [3| и устройство |4| для гашения колебаний объектов с активным управлением упруго-демпфирующей характеристикой, где демпфирование колебаний объекта осуществляется периодическим уменьшением восстанавливающей силы основного упругого элемента засчетподвода и отвода дополнительной массы газа, в виде давления, из постороннего источника энергии в штоковую полость цилиндра в противофазе движению объекта. Э то приводит к резкому уменьшению потенциальной энергии системы в начале хода отбоя, значит и всего хода отбоя. При этом масса газа в основном упругом элементе остается постоянной. Парис. 1. представлено пневматическое виброзащитное устройство — пневмоамортизатор (ПА) с активным управлением процессами массопереноса газа между дополнительным объемом и внешним источником энергии |4|.

Демпфирование вертикальных колебаний объекта с помощью предложенного ПЛ осущест вляется следующим образом [3|.

В статическом положении ПА сила тяжести объекта уравновешивается только за счет избыточного давления в полости «Л»

где М-д — вес амортизированного объекта; Р10 — абсолютное давление в полости в статическом положении системы;

Б, — эффективная площадь основного упругого элемента;

На ходе сжатия ПА давление газа в полости «л» возрастает, а в полости «В» равно атмосферному, т.е. упругая сила Ру|ф ПА:

где Р, — текущее давление в полости «А».

В начале хода огбоя от датчика относительной скорости 13 подается сигнал на реле 14, импульсный электроклапан 10 включается и сообщает полост ь «В» через каналы 7 и 8 в штоке 6 и трубопровод9 с ресивером. Подвод массы газа в штоковую полость «В» под давлением Р2 < Р, оказывает существенное противодействие основному упругому элементу, к приводит к резкому уменьшению упругой силы РуН|| ПА, т.е.:

14

10

от компрессора

М-д = Р|0'5,;

Рнс. I. Управляемым пнепмоамортиэатор

51

ру„„ = р,*, - р^.

где Р, — текущее давление в штокопой полости «В»; Б2 — эффективная площадь поршня в штоковой полости.

В начале очередного хода сжатия электроклапан 10 обесточивается и полость «В» сообщается с атмосферой, что приводит к восстановлению упругой силы виброзащитного устройства.

Таким образом, уменьшение упругой силы основного упругого элемента в начале каждого хода отбоя, за счет подвода дополнительной энергии в штоковую полость цилиндра 4 в противофазе движению объекта и быстрое восстановление ее в начале каждого хода сжатия приводит к интенсивному демпфированию колебаний.

Для подтверждения этого предположения были проведены теоретические исследования динамики ПЛ. Исследование основных динамических свойств ПЛ основывается на совместном решении системы нелинейных д ифференциальных уравнений, описывающих каждый режим работы ПА, в ходе которых изменяются параметры движения объекта и ход газотермодинамических процессов, протекающих в объемах пиевмоэлемента.

При составлении уравнений примем следующие допущения:

1. Рабочий газ в ПА подчиняется законам идеальных газов.

2. Темпера тура окружающей среды постоянна и равна Т(.

3. Вследствие кратковременности воздействия внешний теплообмен не учитывается и рабочий процесс в ПА считается адиабатическим.

4. Процессы выравнивания давления в штоковой полости цилиндра ПА при коммутации происходят мгновенно.

5. Движение АО происходит в вертикальном направлении.

6. Эффективная площадь (Б,) ПА при движении АО не меняется.

7. Утечки газа из основного упругого элемента ПЛ отсутствуют.

В модели использованы следующие обозначения параметров:

Р, — текущее давление в полости «А» ПА;

Р, — текущее давление в штоковой полости «В» ПЛ; "

Р(р— абсолютное давления в полости «Л» ПА при статическом положении АО;

Р^ — абсолютное давления в штоковой полости «В» ПА при статическом положении АО;

эффективная площадь основного упругого элемента;

5:п — эффективная площадь поршня в штоковой полости ПЛ;

Ри—атмосферное давление;

— абсолютное давление в ресивере;

— относительные перемещения, скорость и ускорение ЛО;

7., 2,?. — абсолютные перемещения, скорость и ускорение ЛО;

VI = Урю ± ~ текущий рабочий объем основного упругого элемента ПА;

= УРМ ±5.,7 2а — текущий рабочий объем штоковой полости ПА;

У,,м) — рабочий объем основного упругого элемента Г1А в статическом положении АО; ■ ^«о— рабочий объем штоковой полости ПЛ в I статическом положении ЛО;

Р.Хк 30 . .

7л. 10 т

П-07

1*~05

I ?

—н

1.е

Рис. 3. Кривые свободных колебаний ЛО: кривая при Т1ж=0.3 соответствует Рм = 0,05 МН/м1; кривая при л» =0.5 соответствует Р^,3 0,1 МН/м1: кривая при Т1„ =0.7 соответствует Рм = 0,15 МН/м2; кривая при соответствует Р10 = 0,2 МН/м1

М, Мд ид — масса, вес АО и ускорение силы тяжести;

к — коэффициент адиабаты;

Яг - сила трения, зависящая от скорости движения АО;

тг— суммарная масса газа в штоковой полости ПА; "

/— площадь проходного сечения воздухопровода в штоковую полость ПЛ;

— коэффициент расхода газа через клапан.

Первый режим. Происходит процесс сжатия основного упругого элемента, при этом штоковая полость «В» соединена с атмосферой.

Система дифференциальных уравнений, описывающая данный режим работы, будет иметь вид:

кР^

си '

Мхш^-Р.Ъь-Мд-Щакрг) ■

Второй режим. Происходит подвод энергии в штоковую полость, при этом относительная скорость

¿0=0.

Система дифференциальных уравнений, описывающая этот режим работы, имеет вид:

о\Р? Ш

т-,

1 А 1

2кд Р,т2 И"

V,

-0.1

Рис. 2. Упругодемпфнрующие характеристики ПА

М/ = (Р, - Р0)5Э,-Мд-1*2(814пI)• Третий режим. Осуществляется процесс отбоя, происходят расширение газа в основном упругом элементе и процесс сжатия в штоковой полости.

Система дифференциальных уравнений, описывающая данный режим работы, имеет вид:

ар, = кР^г0

сИ

мг=(Р, - Р„ - (Р2 - Ра)5Э2 - Мд - ъ{*(Япг).

Исследования динамики виброзащитного устройства проводились со следующими исходными данными:

Р|0 = 0,5 МН/м2; Рта = 0,05 МН/м1, 0,1 МН/м2, 0,15 МН/м2, 0,2 МН/м2;

5.,, = 0,03 м2; 5.,2 = 0,02 м2; У,0 = 0.005 м3; = = 0,002м3; = ±0,1 м.

Для решения систем уравнений были составлены программы расчета на ПЭВМ. По результатам расчета построены упруго-демпфирующие характеристики (рис. 2) ПА и кривые свободных колебаний АО (рис.3).

В результате теоретических исследований установлено, что демпфирующие свойства пневматического виброзащитного устройства улучшаются с увеличением относительных перемещений АО (рис. 2) и с увеличением подводимого давления в штоковую полость данного устройства (рис.3). На рис.3 построенные кривые свободных колебаний АО соответствуют различным значениям коэффициента поглощения энергии колебаний г)н АО и абсолю тного давления Р21) н штоковой полости «В» ПА при статическом положении АО.

Таким образом, полученная модель, описывающая термогазодинамические процессы в объемах ПА и

динамику АО, позволяет провести анализ и выявить основные закономерности и особенности в работе ПА. Управляемые ПА (11 наиболее полно удовлетво-ряюттребованиям систем амортизации как крупногабаритных объектов, гак и транспортных средств, в силу того что они обеспечивают регулирование упруго-демпфирующих характеристик и хорошую виброзащиту, и могут быть рекомендованы для внедрения на профильных предприятиях (ФГУП НПП «Прогресс», г. Омск, КБСМ, г. С.-Петербург).

Библиографический список

1. Аверьянов Г.С. Исследование процессов и путей повышения эффективности воздушного демпфирования в пневматических амортизаторах виброзащитных систем. — Омск:ОмГТУ, 1999. - 115с. - Доп. в ВИНИТИ 17.06.99. N« 1957 - В99.

2. Аверьянов Г.С., Зснзин (O.A.. Белицкий В Д. Рабочий цикл пневматического амортизатора с активным управлением термодинамическими параметрами газа //Динамика машин и рабочих процессов : межвуз. сб. науч. тр. - Челябинск, 1985. - С. 144-149.

3. Патент на изобретение № 2304522 РФ. МПК В60С 15/12. F1GF9/05. Способ гашения вертикальных колебаний объектов с пневматическими упруг ими элементами / Аверьянов Г.С., Хамитов Р.Н - Опубл. 20.08.2007. Бюл. N« 23.

4. Патент на изобретение №2304523 РФ. МПК В60С 15/12. F16P 9/05. Пневматическая подвеска / Аверьянов Г.С.. Хамитов Р.Н.. Нагорных AB. - 0публ.20.08.2007. Бюл. №23.

ХАМИТОВ Рустам Нуримановнч, кандидат технических наук, докторант кафедры авиа- и ракетостроения.

АВЕРЬЯНОВ Геннадий Сергеевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой авиа- и ракетостроения.

Статья поступила п редакцию 10.06.08 г. О Р. Н. Хамитов, Г. С. Аверьянов

Книжная полка

Леликов, О. П. Основы расчета и проектирования деталей и узлов машин [Текст]: конспект лекций по курсу «Детали машин» для вузов / О. П. Леликов. - 3-е изд., перераб. и дои. - М.: Машиностроение, 2007. - 463 с.: рис. - Библиогр.: с. 454. -т ISBN 978-5-217-03390-4.

В конспекте лекций изложены теоретические основы и инженерные методы расчета и проектирования деталей и узлов машин - неотъемлемые составляющие конструирования. Объем каждой лекции соответствует реальному времени, затрачиваемому в аудитории с учетом изображения рисунков лектором на доске и слушателями в тетради. Рассмотрены темы по основным разделам курса: разъемные и неразъемные соединения; передачи трением и зацеплением; валы и оси; подшипники качения и скольжения; муфты приводов. Вместе с другими литературными источниками конспект лекций призван заложить основу конструкторской подготовки, формирования широкого инженерною мышления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По вопросам приобретения —13812| 65-23-69 Е mall: [email protected]

Информационная поддержка жизненного цикла изделий машиностроения [Текст]. - М. : Академия, 2007. - 303 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-7695-3003-6.

В учебном пособии изложены основные положения и понятия концепции CALS/ИПИ, основанные на использовании информационного моделирования этапов жизненного цикла изделий. Приведены методы представления, обмена и управления данными об изделии. Рассмотрены сгруктура интегрированной логистической поддержки и технологии создания интерактивных электронных технических руководств. Сделан обзор развития в мировой экономике CALS/ИПИ-технологий, применение которых в современных условиях является решающим фактором повышения конкурентоспособности сложной наукоемкой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.