Научная статья на тему 'ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ КАК ЧАСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ КАК ЧАСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
80
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ КАК ЧАСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

интеллектуальные чувства.

8. «Формирующая модель». Основывается на утверждении, что влиять на умственное развитие ребенка - значит осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений [5].

Таким образом, интеллектуальное воспитание заключается не только в формировании системы знаний, умений и навыков или развитии теоретического мышления, но, скорее, в обогащении индивидуального ментального (умственного) опыта ребенка.

Использованные источники:

1. Амонашвили Ш. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993. Ч. 1-111.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

3. Занков Л.В. Избр. педаг. труды. М., 1990.

4. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании. Киев, 1983г.

5. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.

Лобашова Е.Ю. преподаватель-заведующая лабораторией ГАПОУ «Международный колледж сервиса»

Россия, г. Казань

ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ КАК ЧАСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Здоровье - это не всё, Но всё без здоровья - ничто.

Сократ

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс, в процессе обучения, снижается индекс здоровья.

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей ежегодно увеличивается на четыре-пять процентов.

Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и

увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечнососудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.[1]

У современного педагога помимо основной задачи - обучить своему предмету максимально качественно, есть еще одна - сделать это не нанося ущерб здоровью ребенка. Ни для кого не секрет, что знания сопровождаются многочасовым пребыванием за учебным столом, компьютером, планшетом, электронной книгой. Такой образ жизни отнюдь не добавляет здоровья ученикам.

В законе Российской федерации «Об образовании» ст. 51 говорится, что одной из функций образовательного учреждения является создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, обеспечение их эмоционального благополучия, используя образовательные технологии, которые способствуют физическому и психологическому развитию и поддержанию здоровья детей.

Но на практике, даже при очень большом старании придерживаться данного законодательного правила, можно наблюдать иную картину. В погоне за результатами, которые важны как для учащегося, так и педагога, дети с первого класса и до получения профессии, на каждом этапе обучения вынуждены вести «статичный» образ жизни, что отнюдь не прибавляет им здоровья.

Крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей подталкивает к поиску наиболее эффективного использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Целостное здоровье человека состоит из трех составляющих: физическое, психоэмоциональное, социально-нравственное. Физическое здоровье человека - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Психоэмоциональное здоровье характеризуется состоянием внимания, памяти, мышления, способностью управлять своим внутренним состоянием. Социально-нравственное здоровье отражает систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношении с внешним миром.

Целью каждого педагога является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения её воздействия на здоровее учащихся.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессовых ситуаций в течение учебно-воспитательного процесса.

2. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания.

3. Смена вида деятельности. Чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активности.

К средствам здоровьесберегающих технологий можно отнести: двигательную активность, оздоровительное воздействие природы, гигиенические факторы.

Средства двигательной активности:

- физические упражнения;

- физкультминутки;

- подвижные перемены;

- эмоциональные разрядки и «минуты покоя»;

- гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);

- специально организованная двигательная активность ребенка (динамическая пауза, своевременное развитие двигательных навыков);

Варианты динамических пауз могут быть самыми разнообразными и зависят от степени умственного напряжения во время учебного процесса. Это могут быть:

- упражнения для снятия статического напряжения предшествующие учебной нагрузке;

- упражнения для развития слухового аппарата;

- упражнения на релаксацию;

- упражнения для снятия усталости глаз;

- упражнения для снятия нервно-мышечного напряжения;

Здоровьесберегающие технологии должны органично существовать в

системе образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания.

Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного ребенка, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового гражданина.

Связь динамических пауз, осуществляемых в урочное время, с содержанием обучения обогащает занятия и повышает работоспособность учащихся.

Динамические паузы не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Динамические паузы позволяют активно

отдохнуть после умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках.

Разумеется, учащимся необходима достаточная физическая нагрузка, но в данной статье рассматривается лишь та часть, которая зависит непосредственно от ведущего педагога и, к сожалению, не всегда на практике выполняемая.

Каждый преподаватель обязан обратить внимание на соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и нагрузки на всех этапах обучения. Использовать методики соответствующие возрастным особенностям. Очень внимательно относиться к инновациям в учебном процессе. Строго соблюдать требования к использованию компьютерных средств. Регулярно проводить восстановительные паузы в процессе учебных занятий, не пренебрегая ими в ущерб здоровья учащихся.

Динамические паузы занимают минимум времени, не более2-3 минут, но польза от них очень большая. За это время учащиеся меняют положение тела, выпрямляют спину, переключают внимание, расслабляют глазные мышцы, испытывают психологическое облегчение. Если эти небольшие физминутки проводятся регулярно, то у учащихся вырабатывается потребность в движении, а это значит, что и дома через определенное время они будут испытывать необходимость двигаться. А значит, ущерб здоровью при интенсивных нагрузках будет минимальным.

Использованные источники: 1. Брянцева Л. В., . Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы http://festival.1september.ru/articles/618059/

Николаенко А. С. магистрант

кафедра инновационного менеджмента Головчанская Е.Э., к. э. н. руководитель, доцент кафедра инновационного менеджмента Экономический факультет Белорусский государственный университет Республика Беларусь, г. Минск РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В статье рассматривается развитие инновационного рынка через интеллектуальный ресурс Республики Беларусь.

Особую значимость в развитии страны приобретают инновационная инфраструктура и интеллектуальные ресурсы. Выявлено, что интеллектуальный ресурс способен повышать эффективность национальных экономик стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.