Научная статья на тему 'ДИНАМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РАДИО КАК КРИТЕРИЙ ЕГО ТЕКСТУАЛЬНОСТИ И СЕМИОТИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ'

ДИНАМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РАДИО КАК КРИТЕРИЙ ЕГО ТЕКСТУАЛЬНОСТИ И СЕМИОТИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
114
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОТЕКСТ / ГИПЕРТЕКСТ / ТЕМПОРИТМ / ПРОТОТИПИЧЕСКАЯ (АУДИАЛЬНАЯ) ФОРМА РАДИОВЕЩАНИЯ / КОНВЕРГЕНТНАЯ ФОРМА РАДИОВЕЩАНИЯ / RADIO TEXT / HYPERTEXT / TEMPO / PROTOTYPE (AUDIO) FORM OF BROADCASTING / CONVERGENT FORM OF BROADCASTING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ермоленкина Лариса Ивановна

Введение. Актуальность описания текстологических параметров радиотекста обусловлена новой формой его функционирования - медийной интеграцией радио и интернета, актуализирующей как классический, аудиальный код, так и инновационные: вербально-графический и акциональный. Материал и методы. Рассматриваются семиотические характеристики радиотекста, обеспечивающие его когерентную целостность на уровне адресата. В качестве основного признака выделяется темпоритмическая организация, по-разному специфицирующая радиотекст аналогового вещания и сетевого. На основе семиотической теории текста доказывается интегральная значимость темпоритмической структуры радиотекста для обеих форм радиовещания. Результаты и обсуждение. Семиотический потенциал темпоритма реализуется в организации внимания радиослушателя и пользователя сетевой версии радио. Рассматривается специфика реализации темпоритмической структуры в аналоговом и конвергентном радиовещании, делаются выводы о ее концептуальной значимости для формирования картины мира радио. Динамическая структура темпоритма аналогового (аудиального) радиотекста проявляется на паравербальном уровне его организации - в тех сверхфразовых связях, которые позволяют подключать рассеянное внимание адресата к определенным фрагментам речевого потока, ключевым словам, образам и эмоциям. В конвергентном радиовещании темпоритмический механизм активации внимания реализует акциональный код взаимодействия автора (модератора) и адресата - интерактивного пользователя, который проявляет необходимую для дискурсивной практики радио активность в производстве его гипертекста. Заключение. Анализ радиотекста разной технологической природы позволяет говорить о параметрах текстообразования, актуальных для медийного текста, характеризующегося семиотической гибридностью, жанровым полиморфизмом и специфической ролью адресата, участвующего в генерировании текстового контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMIC STRUCTURE OF RADIO AS A MARKER OF ITS TEXTUALITY AND SEMIOTIC INTEGRITY

Introduction. The relevance of studying the textual parameters of radio text is determined by a new form of its functioning - the convergence of audio, graphic, verbal and action codes in the discursive space of the Internet. The processes of technological integration of radio and the Internet are influenced by socio-economic changes associated with the understanding of “journalism as a service”, providing two-way communication with the recipient - the consumer of a variety of program and application services. First of all, the recipient receives the status of an active agent of discursive practice and the subject of interactive content that manages the relationships between his and other texts on the network. Material and methods. The semiotic characteristics of radio text are considered, which ensure its coherent integrity at the recipient level. As the main feature, a temporal rhythmic organization is singled out, which differently specifies the radio text of analog broadcasting and network. Based on the semiotic theory of the text, the integral significance of the tempo-rhythmic structure of radio text for both forms of broadcasting is proved. Results and discussion. It seems that the process of generating text in these conditions should be considered from the point of view of the category of textuality. As an integral textual characteristic, significant for the qualification of the radial product of analogue (auditory) and convergent radio, the temporality is considered. The semiotic potential of the rhythm is realized in organizing the attention of the listener and the user of the network version of the radio. The paper considers the specifics of the implementation of the temporal structure in analogue and convergent broadcasting, draws conclusions about its conceptual significance for the formation of the axiological picture of the world of discourse. The dynamic structure of the rate of analog (audio) radio text is manifested at the paraverbal level of its organization, in those super-phrasal connections that allow you to connect the scattered attention of the addressee to certain fragments of the speech stream, keywords, images and emotions. The temporal rhythmic mechanism for activating attention in convergent broadcasting implements the promotional code for the interaction of the recipient, an interactive user, who displays the activity of choosing entertainment products and involvement in its consumption necessary for discursive practice. Conclusion. An analysis of the radio text of various technological nature allows us to talk about the parameters of text formation relevant for a media text characterized by semiotic hybridity, genre polymorphism and the specific role of the addressee involved in the generation of text content.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РАДИО КАК КРИТЕРИЙ ЕГО ТЕКСТУАЛЬНОСТИ И СЕМИОТИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ»

УДК 811.161.V28

00! 10.23951/1609-624Х-2020-4-110-116

ДИНАМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РАДИО КАК КРИТЕРИЙ ЕГО ТЕКСТУАЛЬНОСТИ И СЕМИОТИЧЕСКОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ

Л. И. Ермоленкина

Томский государственный педагогический университет, Томск

Введение. Актуальность описания текстологических параметров радиотекста обусловлена новой формой его функционирования - медийной интеграцией радио и интернета, актуализирующей как классический, ауди-альный код, так и инновационные: вербально-графический и акциональный.

Материал и методы. Рассматриваются семиотические характеристики радиотекста, обеспечивающие его когерентную целостность на уровне адресата. В качестве основного признака выделяется темпоритмическая организация, по-разному специфицирующая радиотекст аналогового вещания и сетевого. На основе семиотической теории текста доказывается интегральная значимость темпоритмической структуры радиотекста для обеих форм радиовещания.

Результаты и обсуждение. Семиотический потенциал темпоритма реализуется в организации внимания радиослушателя и пользователя сетевой версии радио. Рассматривается специфика реализации темпоритмиче-ской структуры в аналоговом и конвергентном радиовещании, делаются выводы о ее концептуальной значимости для формирования картины мира радио. Динамическая структура темпоритма аналогового (аудиального) радиотекста проявляется на паравербальном уровне его организации - в тех сверхфразовых связях, которые позволяют подключать рассеянное внимание адресата к определенным фрагментам речевого потока, ключевым словам, образам и эмоциям. В конвергентном радиовещании темпоритмический механизм активации внимания реализует акциональный код взаимодействия автора (модератора) и адресата - интерактивного пользователя, который проявляет необходимую для дискурсивной практики радио активность в производстве его гипертекста.

Заключение. Анализ радиотекста разной технологической природы позволяет говорить о параметрах тексто-образования, актуальных для медийного текста, характеризующегося семиотической гибридностью, жанровым полиморфизмом и специфической ролью адресата, участвующего в генерировании текстового контента.

Ключевые слова: радиотекст, гипертекст, темпоритм, прототипическая (аудиальная) форма радиовещания, конвергентная форма радиовещания.

Введение

Процесс интеграции различных форм медийной коммуникации на платформе интернета обусловливает внимание к текстологическим характеристикам медийного продукта, его соответствию категориям прототипического текста, если иметь в виду представление о его коммуникативном характере

[1, с. 9].

В данном случае в качестве предмета анализа рассматривается интегральный параметр тексто-образования, характерный для радиотекста классической (аналоговой) формы вещания и его конвергентной сетевой версии.

Семиотическая усложненность конвергентного радиовещания, взаимодействие дискурсивных практик радио и интернета обусловливают актуальность описания его текстологических параметров, поскольку при всей неоднозначности текстовой определенности компьютерно-опосредованный, гибридный и поликодовый медийный продукт [24] предполагает авторскую интенциональность и адресную рецепцию - базовые текстологические параметры. В этой связи возникает вопрос о том, насколько критерии «связности и цельности»,

«осмысленной последовательности словесных знаков» [5, с. 507], «информационной, структурной и коммуникативной связности сверхфразовых единств, фрагментов, разделов и т. д.» [6 с. 16] могут быть спроецированы на тексты, которые характеризуются полисемиотичностью, активным участием адресата в создании его содержания (сетевые версии СМИ), жанровым полиморфизмом и стилистической неопределенностью.

Материал и методы

В рамках медиалингвистики ответ на этот вопрос следует из понимания того, что применительно к медийным текстам изменяется сама категория текстуальности, понимание текста следует из представления о нем как о многоуровневом явлении, представляющим собой диалектическое единство языковых и медийных признаков: словесный ряд, видеоряд, графическое изображение и звуковое сопровождение [7, с. 55].

Семиотическая осложненность радиотекста, динамика технологических форм его функционирования практически снимают вопрос о его границах, целостности, стилистической оформленности

как результата речетворческой деятельности по формированию картины мира [1, с. 13]. Так, по отношению к медийному продукту сетевой версии радио правомернее использовать термин «контент», под которым может пониматься совокупность реплик-комментариев, инициирующих редакторских постов, диалогов, невербальной семиотики видеоряда, фотографий и т. д.

В то же время текст радио, в отличие от неразвернутых текстовых форм, реализует картину мира (ее фрагменты) в виде системы представлений, концепций, идей, окрашенных субъективным отношением автора и адресата к транслируемым идеям [8-10]. Семиотическая сущность медиатекста предполагает некий интегральный параметр, с точки зрения которого снимаются антиномии текста СМИ как продукта речемыслительной деятельности автора-журналиста, характеризующегося стилистической обработкой и жанровой оформленно-стью, и текста, появившегося на стыке аудиовизуальных технологий, в результате интенций модератора и пользователей сетевой версии СМИ.

Результаты и обсуждение

Представляется, что в качестве интегрального текстового параметра радиотекста может рассматриваться темпоритмическая организация, по-разному проявляющая себя в аналоговой форме радио и его сетевой версии. Инвариантный характер этого параметра радиотекста [11, с. 180-181] снимает противоречие между онтологией прототипи-ческой - слуховой - формы радио и его современной семиотической оболочкой, сформированной на пересечении различных кодов: графического (вербальная коммуникация интернета), акционального (полифункциональные возможности сетевого продукта и деятельности пользователя) и аудиального (музыкальный контент).

Базовый характер темпоритмического параметра обусловлен спецификой восприятия радио адресатом. Вещательная сетка радио предполагает нелинейное развертывание радиотекста, когда слушающий может подключиться к эфиру на любом этапе. Необходимость актуализации внимания адресата требует от авторов такой организации всех жанровых, тематических, развлекательных компонентов, при которой у адресата создается ощущение «скольжения» по волнам радиоэфира на основе эмоционального совпадения с его внутренней динамикой (типовые слоганы радио: на нашей волне удовольствия и приключений... настройся на волну).

В логике психолингвистической теории убеждения достижение когнитивной гармонии предполагает общность на уровне сенсорного восприятия в параметрах «свой - чужой мир». Снятие барьера

сопротивляемости в процессе интериоризации во многом зависит от нерационализируемых адресатом основ восприятия, имеющих паравербальное происхождение. Например, Л. С. Выготский различал два плана в синтаксировании речи: «фазиче-ский» и «семический» - фазовый и семантический. Они существуют в единстве, но не тождественны друг другу, причем фазическое в речи опережает семическое, смысловое. Согласно Л. С. Выготскому, в онтогенезе первые слова - это фазические фразы, которые создают базу для развития семиче-ского плана речи. Фазовая ритмика присуща и смысловому плану речи, образующему вместе с планом выражения фазовое пространство [12, с. 144].

Темпоритмический параметр радиоречи реализует когнитивный потенциал организации внимания. Выполняя функцию запускного механизма, темпоритмическое членение радиоречи способствует переходу от анализа вычлененных из потока звучащей речи ее строевых элементов к синтезу новой структуры - смысловой или эмоционально-образной.

Принципы динамической организации радиоречи проявляются в разнообразии тембро-звуковой ритмики, чередовании мужских и женских голосов, сочетании звуковых переходов и музыкального фона, что создает необходимую сенсорно-рецептивную базу для формирования картины мира. Организуя внимание адресата, темпоритм способствует активизации воображения, переводу звуковых рядов информации в визуализированные [13, с. 677]. Например, В. В. Смирнов определяет динамику радиоречи как «понятие не только речевого движения, но и плотности текста, который накладывается на время, создает ощущение длительности передачи» [11, с. 125]. В условиях рассеянного слушания максимальная концентрация внимания определяется временными рамками 45 секунд. Смысловой ритм текста - тема или смысловой аспект темы - меняется не реже, чем через 3 минуты [13, с. 677]. Ритмизация текста - эмоционально-звуковое выделение границ смысловых и логических фрагментов речи - становится своеобразной текстовой матрицей, связывающей смыслы, актуализируемые разными темпоральными циклами вещания, в единое целое.

Семиотическим инструментом организации внимания аудитории является музыкальный фон, который обеспечивает на авербальном уровне эффект ритмичности, настроенности на определенный темп восприятия. К примеру, ритмичность музыкального сопровождения новости способствует тому, что происходящее в мире мы переживаем как четко и динамично сменяющиеся образы, структурирующие не только наше представление, но и переживание. Конкретно-чувственный, эмоциональ-

ный фон восприятия информационного образа мира реализуется на радио как комплекс звуковых и голосовых импульсов усваивания информации. Одним из способов авербальной оптимизации восприятия информации является темп речи ведущего, скорость которого достигает до 170 слов в минуту (при обычном ритме 100-120 слов).

Способом привлечения внимания становится актуализация центров осознанного и неосознанного интереса слушателей (на уровне словесных доминант, распространяющих тему, сигнализирующих об определенном настроении у слушателей, например). Смысловые доминанты или тематические выражения, по Т. А. ван Дейку, на основе которых могут строиться макропозиции текста - единицы, протяженностью от словосочетаний до последовательности предложений, активизирующие области знаний, фреймы или сценарии [14, с. 59], задают определенный смысловой ритм, что важно как для поискового, так и для фонового слушания, поскольку внимание адресата, подключившегося к эфиру в любой момент трансляции, должно быть организовано и удержано. У каждого канала - свои способы решения этой задачи.

Темпоритмическим принципом, регулирующим движение и развитие радиотекста, в этом случае становится динамика чередующихся тематических блоков. Приведем пример радиобеседы на канале «Радио России» (28.02.2013).

В речи коммуникантов, обсуждающих тему безопасности новых автомобилей, отчетливо прослеживается тенденция на развитие темы по нелинейной модели, когда каждый новый тезис становится в рамках обсуждения специальной и отдельной темой.

Многообразие микротематических сюжетов, возникающих в процессе обсуждения, казалось бы, профессиональной темы, позволяет предположить, что границы целевой группы весьма широки и не ограничиваются теми, кто рассчитывает получить информацию по проблеме дорожной безопасности. В качестве инициативной реплики звучит следующее утверждение: Тема у нас заявлена суровая - Китай стал делать автомобили! На наших дорогах, в наших городах мы наблюдаем нашествие автомобилей...

Тезис-заявка темы сопровождается оценочным комментарием, актуализирующим в семантическом пространстве коммуникативного взаимодействия микротему («Китай и его социокультурное своеобразие»), которая на определенных участках коммуникации приобретает значение ведущей темы. Таким образом, через следующую фразу: «Термосы ,,Дружба", кальсоны, мыло, помните, как говорил Жванецкий, „за что я люблю китайцев, так это за термосы "...» первоначально заяв-

ленная тема получает возможность дальнейшего развития.

Оценочный аспект основной, профессионально значимой темы заявлен следующим утверждением: итак, китайцы придумали местный автопром, у них, что называется, руки не для скуки, причем китайские покупатели с этим мало знакомы, а россияне - пожалуйста!

- Сразу же переходим к теме пассивной безопасности: что получается - под боком рынок России, где очень низки сертификационные барьеры, покупаем автомобили, потому что дешевы...

Следующая микротема получает свое развитие в результате обсуждения роли виновника бедственного положения российского автопрома.

Самое печальное в другом - никто не знает, как машины были сертифицированы, кто проверил? все гораздо шире и глубже, стали докапываться, как автомобиль на нашем рынке стал серийным? Как же так мы покупаем автомобили, в которых гибнем? / В Европе принято, в отличие от нас, говорить об общественной безопасности, там общественность начнет волноваться, если... там принято ценить человеческую жизнь. / а в принципе все сводится к тому, что в нашей стране есть чиновник, который поможет кому угодно и в чем угодно./и если китайцы могут ошибаться, и не знают до конца наш рынок, наши дорожные условия, то чиновники и автодилеры беспринципны абсолютно, знают, что нашего мужика ни за грош провести можно... и т. д.

В целом можно заключить, что текст этой радиобеседы построен на основе стратегии актуализации адресного внимания, поскольку реализует значительный арсенал средств его включения и удержания в пространстве радиоэфира. Текст характеризуется четкой структурой ключевых тематических выражений, которые многократно ретранслируются через весь текст таким образом, что даже небольшой фрагмент позволяет вычленить предмет обсуждения. Кроме того, текст характеризуется определенным смысловым темпоритмом: каждая микротема меняется примерно раз в 3-5 минут. Динамический принцип трансляции текста реализует эффект смысловой незаполненности -«свободного пространства» для выражения собственной эмоциональной или интеллектуальной реакции. Именно такие «пустоты», по мнению В. В. Смирнова, дают слушателю те самые несколько секунд, когда автоматически обостряется внимание между концом и началом соседствующих высказываний [11, с. 183].

Процесс интегрирования радио и интернета определил новое измерение функционирования радио - на пересечении вербальных и невербальных семиотических кодов, что стало основанием его

квалификации как гипертекста, формируемого в процессе дискурсивной практики радио [10].

Способы трансляции конвергентного радио на веб-платформе (архив, ссылки и переходы) обеспечили новый уровень организации межтекстовых связей через комплекс графического, акустического и визуального кодов, взаимодействующих между собой через условия использования радио как системы ссылок на другие тексты, переключений на другие программы и хранения информации в доступном для адресата архиве. Например, Н. Г. Нестерова в своем исследовании отмечает особое качество радийного гипертекста, которое проявилось в целостном характере его функционирования как мультимедийного источника, объединяющего аналитические и развлекательные программы, обеспечивающего интерактивную связь со слушателями, включающего комментарии слушателей и ведущих в блогах, а также разнообразные включения в эфир: рекламу, прогноз погоды, астрологический прогноз, информацию о курсе валют и т. д. [15, с. 91].

Таким образом, гипертекстовую среду радио можно рассматривать как «интегративный контент» - текст, функционирующий в комплексе своих межтекстовых связей. В рамках такого подхода в качестве когнитивной основы восприятия радио выступает фоновость. Для этого типа восприятия характерны несосредоточенность, фрагментарность, случайность, реакция на яркие возбудители [7, с. 97]. Беря во внимание эту особенность, автор выделяет единицу организации радийного гипертекста - макроконтекст, под которым понимается «семантически и структурно объединенная последовательность знаковых единиц, состоящая из микротекстов, связанных метатекстовыми (межтекстовыми) ссылками» [15, с. 94]. Макротекст объединяет реплики ведущего, диалоги, музыкальные композиции, рекламные блоки, информационные сообщения разных типов. Назначение макроконтекстов заключается в активизации внимания адресата, влиянии на его эмоциональную или интеллектуальную сферы.

Представляется, что дискурсивная практика радио, понимаемая как целостная социоречевая деятельность, объединяющая вклады всех субъектов дискурса в создание конвергентного контента, может быть рассмотрена и в аспекте деятельностного характера адресата, ставшего одним из активных участников - пользователей. В этом аспекте исследовательского внимания учитывается не столько фоновый и симультанный характер дискурсивный практики, сколько активный, проявляющий себя в тех способах, которые доступны адресату для управления радийным гипертекстом.

Система переходов и ссылок определяет акцио-нальный характер взаимодействия адресата и ме-

диа-источника. Попадая в дискурсивное пространство, адресат становится его частью, необходимым механизмом генерирования текстового контента.

Понятие гипертекста в этом случае обосновано с точки зрения обратной, акциональной связи медиа и адресата, формирующего из того, что предлагается ресурсом, собственный информационный продукт.

В этом случае темпоритмический принцип организации радиотекста (радиоконтента) реализуется в границах акционального кода, объединяющего разрозненные фрагменты динамикой субъектного взаимодействия. Специфика реализации темпорит-ма медийного текста проявляется в зеркальности инициативных действий модераторов (журналистов, авторов постов и т. д.) и ответных реакций пользователей. При этом акциональный код взаимодействия предполагает схематизированные действия в рамках инструкции, предписанной сервисом. Таким образом реализуется модель взаимодействия: адресату предоставляется роль активного субъекта, реакция которого заключается в выборе ответного хода - действия с заведомо выигрышным результатом. Приведем пример радиотекста канала «Maximum» в социальных сетях интернета:

Вы хотите попробовать себя в роли ведущего собственной программы? PodFM.ru предоставляет своим зарегистрированным пользователям возможность создавать персональные аудиошоу.

Если вы в первый раз на сайте, в этом разделе вы найдете всю необходимую информацию для того, чтобы начать записывать и выкладывать свои подкасты.

Редакция PodFM ежедневно просматривает все поступающие программы пользователей и наиболее интересные из них помечает как «рекомендованные». Рекомендованные программы появляются на главной странице сайта в блоке «Подкасты пользователей» и получают дополнительное внимание посетителей. Авторам лучших шоу мы планируем предлагать работу в качестве штатных авторов PodFM.

Далее следует подробная инструкция для пользователя, которому необходимо переключить несколько ссылок для овладения мастерством создания собственного радийного продукта. В этой же логике организованы программы - акции, конкурсы и розыгрыши.

Сегодня мы расскажем Вам о новом музыкальном сервисе в ОК. Каждый пользователь, который зарегистрировался в ОК, имеет возможность формировать собственный список музыкальных записей, которые будут играть в эфире и это еще не все! Участники могут быть радиодиджеями! Как работает сервис «Мое радио»? Специальное приложение обрабатывает все данные с вашего

аккаунта и формирует список композиций, отталкиваясь от ваших музыкальных вкусов. В сервисе так же присутствует индивидуальный список радиостанций, с помощью которого вы можете одним кликом выбрать музыку исходя из своего настроения. Как же подключится к этой функции? Нет ничего проще!..

(https://vk.com/radiomaximum?w=wall-70634941214921)

Динамический принцип взаимодействия субъектов дискурсивной практики определяет темпо-ритмический поступательный характер развертывания текстовой деятельности радио.

Условия дискурсивной практики медиа определяют роли участника и пользователя, создающего собственную версию ресурса, по сути, собирающего его, как конструктор, по предложенной модели. Учитывая подобную коммуникативную установку, можно говорить о качественно ином свойстве радиотекста, реализующего в конвергентном пространстве радио акционально-семиотический гипертекст. Помимо комплексного восприятия, гипертекст предполагает активное участие адресата как интерактивного пользователя и соавтора контента.

Акциональный код взаимодействия с информацией является в этом случае способом его организации, сам же процесс интеракции можно рассматривать как акциональный взаимообмен: действия адресатов обусловлены инициативным стимулом адресанта, получающего обратную связь в виде ответных действий: прочитать, оценить (отметить лайком, сделать репост), отреагировать словесно/ знаково (видео, фото), поделиться информацией, получить награду и предпринять дельнейшие шаги при ее реализации (прийти в редакцию и получить приз, сходить на концерт и т. д.). Реализуя стратегию привлечения внимания адресата и вовлечения

его в коммуникационное пространство, агенты дискурса прибегают к идентифицирующим тактикам, в границах которых адресат рассматривается как соавтор/потребитель медийного продукта. Совокупность действий субъектов коммуникации является частью радийного гипертекста, механизмом его упорядочивания в сознании пользователя.

Заключение

Таким образом, анализ радиотекста, функционирующего в разных медийных формах - аналоговом радио и его сетевой версии, позволяет говорить о нем в терминах текстообразования. Семиотическая природа радио обусловливает действие механизмов сверхфразовой темпоритмической организации радиотекста как семиотического целого, актуализирующих логические, эмоционально-образные, субъектные аспекты его структуры.

Темпоритмический механизм организации радиотекста проявляется в оформлении и связи его смысловых компонентов, что позволяет говорить о концептуальной значимости темпоритма, соответствующего принципу адресного ожидания. Динамический характер сверхфразовых единств - тем-поритмических структур - дает возможность рассматривать технологически разный медийный продукт в аспекте объединяющего генеза - радийной природы текста. Кроме того, выделение в качестве интегральной характеристики радиотекста его тем-поритмической структуры обусловливает коммуникативный приоритет адресата. Представляется, что содержательной доминантой в конвергентной версии радио выступает адресат, деятельностный характер его участия определяет акциональнную направленность динамики и новый, по сравнению с аналоговой формой радио, принцип динамического функционирования.

Список литературы

1. Чернявская В. Е. Текст в медиальном пространстве. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 232 с.

2. Пастухов А. А. О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура // Ученые записки Орловского государственного университета. 2015. № 1 (64). С. 201-209.

3. Шипицина Л. Ю. Компьютерно-опосредованная реализация массово-информационного дискурса // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе / отв. ред. А. Г. Пастухов. Орел: ОГИИК, 2009. Вып. 8. С. 109-125.

4. Попова Д. А. Способы репрезентации субъектности цифровой личности в интернет-комментарии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2017. 27 с.

5. Николаева Т. М. От звука к тексту. М.: Языки русской культуры, 679 с.

6. Солганик Г. Я. Стилистика текста: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 1997. 256 с.

7. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М.: Флинта: Наука, 2008. 264 с.

8. Резанова З. И., Скрипко Ю. К. Личность в среде дискурса: языковая репрезентация социально-психологических типов (на материале дискурса виртуальных фан-сообществ музыкальной направленности) // Филологический журнал. 2016. № 3 (41). С. 37-56.

9. Костяшина Е. А. Механизмы дискурсивных трансформаций коммуникативной модели «автор - адресат» в текстовом пространстве научно-популярного медицинского журнала // Язык и культура. 2010. № 2 (10). С. 22-28.

10. Ермоленкина Л. И. Дискурсивная личность в текстовом пространстве современного радио // Вестн. Томского гос. пед.

ун-та (TSPU Bulletin). 2017. № 2. С. 37-40

11. Смирнов В. В. Формы вещания: функции, типология, структура радиопрограмм. М.: Аспект Пресс, 2002. 203 с.

12. Выготский Л. С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1984. Т. 6. 397 с.

13. Северская О. И. Политика и язык СМИ // Язык СМИ и политика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. С. 674-740.

14. ван Дейк Т. А. Познание. Язык. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 312 с.

15. Нестерова Н. Г. Радиотекст как гипертекст // Вестн. Томского гос. ун-та. Филология. 2015 № 5 (37). С. 89-93.

Ермоленкина Лариса Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634000). E-mail: arblar2004@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 27.04.2020.

DOI 10.23951/1609-624X-2020-4-110-116

DYNAMIC STRUCTURE OF RADIO AS A MARKER OF ITS TEXTUALITY AND SEMIOTIC INTEGRITY

L. I. Ermolenkina

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

Introduction. The relevance of studying the textual parameters of radio text is determined by a new form of its functioning - the convergence of audio, graphic, verbal and action codes in the discursive space of the Internet. The processes of technological integration of radio and the Internet are influenced by socio-economic changes associated with the understanding of "journalism as a service", providing two-way communication with the recipient - the consumer of a variety of program and application services. First of all, the recipient receives the status of an active agent of discursive practice and the subject of interactive content that manages the relationships between his and other texts on the network.

Material and methods. The semiotic characteristics of radio text are considered, which ensure its coherent integrity at the recipient level. As the main feature, a temporal rhythmic organization is singled out, which differently specifies the radio text of analog broadcasting and network. Based on the semiotic theory of the text, the integral significance of the tempo-rhythmic structure of radio text for both forms of broadcasting is proved.

Results and discussion. It seems that the process of generating text in these conditions should be considered from the point of view of the category of textuality. As an integral textual characteristic, significant for the qualification of the radial product of analogue (auditory) and convergent radio, the temporality is considered. The semiotic potential of the rhythm is realized in organizing the attention of the listener and the user of the network version of the radio. The paper considers the specifics of the implementation of the temporal structure in analogue and convergent broadcasting, draws conclusions about its conceptual significance for the formation of the axiological picture of the world of discourse.

The dynamic structure of the rate of analog (audio) radio text is manifested at the paraverbal level of its organization, in those super-phrasal connections that allow you to connect the scattered attention of the addressee to certain fragments of the speech stream, keywords, images and emotions. The temporal rhythmic mechanism for activating attention in convergent broadcasting implements the promotional code for the interaction of the recipient, an interactive user, who displays the activity of choosing entertainment products and involvement in its consumption necessary for discursive practice.

Conclusion. An analysis of the radio text of various technological nature allows us to talk about the parameters of text formation relevant for a media text characterized by semiotic hybridity, genre polymorphism and the specific role of the addressee involved in the generation of text content.

Keywords: radio text, hypertext, tempo, prototype (audio) form of broadcasting, convergent form of broadcasting.

References

1. Chernyavskaya V. E. Tekst v medial'nom prostranstve [Text in medial space]. Мoscow, Knizhniy dom "LIBROKOM" Publ., 2013. 232 p. (in Russian).

2. Pastukhov A. A. O granitsakh media: novye media i novaya mediynaya kul'tura [About the boundaries of media: new media and new media culture]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, no. 1 (64), pp. 201-209 (in Russian).

3. Shipitsina L. Yu. Komp'yterno-oposredovannaya realizatsiya massovo-informatsionnogo diskursa [Computer-mediated implementation of mass information discourse]. Zhanry i tipy teksta v nauchnom i mediynom diskurse [The genres and types of text in scientific and mass-informational discource]. Ed. A. G. Pastukhov. Oryol, OGIIK Publ., 2009. Pp. 109-125 (in Russian).

4. Popova D. A. Sposoby reprezentatsii sub''ektnosti tsifrovoy lichnosti v internet-kommentarii. Avtoref. dis. kand. filol. nauk [The ways to represent digital personality in Internet commentary. Abstract of thesis of cand. philol. sci.]. Ulan-Ude, 2017. 27 p. (in Russian).

5. Nikolayeva T. M. Otzvuka k tekstu [From sound to text]. Moscow, Yaziki russkoy kul'tury Publ., 679 p. (in Russian).

6. Solganik G. Ya. Stilistika teksta [Stylistic of text]. Мoscow, Flinta, Nauka Publ., 1997. 256 p. (in Russian).

7. Dobrosklonskaya T. G. Medialingvistika: sistemnyy podkhod k uzucheniyu yazyka SMI [Media linguistics: a systematic approach to learning the language of the media]. Мoscow, Flinta, Nauka Publ., 2008. 264 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Rezanova Z. I., Skripko Yu. K. Lichnost' v srede diskursa: yazykovaya reprezentatsiya sotsial'no-psikhologicheskikh tipov (na materiale diskursa virtual'nykh fan-soobshchestv muzykal'noy napravlennosti [Personality in the medium of discourse: linguistic representation of psychological types (based on the discourse of virtual music fan communities)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya - Tomsk State University Journal of Philology, 2016, no. 3 (41), pp. 37-56 (in Russian).

9. Kostyashina Ye. A. Mekhanizmy diskursivnykh transformatsiy kommunikativnoy modeli "avtor - adresat" v tekstovom prostranstve nauchno-populyarnogo meditsinskogo zhurnala [The mechanisms of discourse transformations in the communicative model "author - addressee" in text space of health magazines]. Yazyk i kul'tura - Language and Culture, 2010, no. 2 (10), pp. 22-28 (in Russian).

10. Yermolenkina L. I. Diskursivnaya lichnost' v kommunikativnom prostranstve sovremennogo radio [Discursive person in communicative space of modern radio]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, no. 2, pp. 37-40 (in Russian).

11. Smirnov V. V. Formy veshchaniya: funktsii, tipologiya, struktura radioprogramm [The forms of broadcastings: functions, typology, structure of radio program]. Мoscow, Aspekt Press Publ., 2002. 203 p. (in Russian).

12. Vygotskiy L. S. Sobraniye sochineniy. T. 6 [Collected works. Vol. 6]. Мoscow, Pedagogika Publ., 1984. 397 p. (in Russian).

13. Severskaya O. I. Politika iyazyk SMI. Yazyk SMI ipolitika [Politics and language of media. The language of media and politics]. Мoscow, Moscow University Publ., 2012. Pp. 674-740 (in Russian).

14. Deyk van T. A. Poznaniye, yazyk, kommunikatsiya [Cognition. Language. Communication]. Мoscow, Progress Publ., 1989. 312 p. (in Russian).

15. Nesterova N. G. Radiotekst kak gipertekst [Radio text as hypertext]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filolo-giya - Tomsk State University Journa of Philology, 2015, no. 5 (37), pp. 89-93 (in Russian).

Ermolenkina L. I., candidate of philology sciences, associate professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634000). E-mail: arblar2004@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.