Вестник ТГПУ (TSPUБЫИт). 2019. 4 (201)
УДК 811.161. 125
DOI: 10 .23951/1609-624Х-2019-4-150-154
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ КАК ДИСКУРСИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ВЕДУЩЕГО КОНВЕРГЕНТНОГО РАДИО
Л. И. Ермоленкина
Томский государственный педагогический университет, Томск
Введение. Цифровая платформа организации современного радиовещания существенно трансформирует принципы информирования и коммуникации с адресатом.
Материал и методы. Предметом обсуждения в данной статье выступают коммуникативные способы реализации персонального дискурса радио.
Основные результаты. В центре внимания образ радиоведущего, который формируется на пересечении стратегий самопрезентирования и рекламирования радиосайта как информационного ресурса. Функциональный потенциал взаимодействия коммуникативных стратегий проявляется в том, как автор идентифицирует себя через набор ролей профессиональной и личностной ориентированности. Специфика ролевой реализации автора рассматривается через описание макротекстовой структуры - социокультурных и жанровых особенностей интернет-блога, выступающего прецедентной формой организации вещания. Социально-сетевой принцип функционирования радио определяет базовый параметр его картины мира - индивидуализацию процесса взаимодействия с адресатом, организацию психоэмоциональной среды формирования идентичностей.
Заключение. Комплекс взаимодействующих коммуникативных стратегий становится тем дискурсивным механизмом, который определяет вариативность ролевого поведения личности автора - дискурсивной личности, проявляющей себя в процессе интерактивной коммуникации, в процессе формировании дискурсивной картины мира как мира общих с адресатом ценностей, комфортной психоэмоциональной среды взаимодействия.
Ключевые слова: персональный дискурс радио, коммуникативные стратегии самопрезентирования и рекламирования, контекстная макроструктура, дискурсивная картина мира.
Введение
Перед современной языковой личностью, осваивающей медийные и виртуальные пространства коммуникации как среду комфортного психоэмоционального существования, неизбежно возникает проблема формирования идентичности [1-4]. Особым образом этот процесс проявляется в такой форме конвергентных СМИ, как индивидуальные проекты радиосайтов, вещающих на цифровых частотах.
Пересечение границ радио и интернета изменило сам характер ценностно-смыслового развертывания дискурсивной практики вещания радио, определило специфику реализации коммуникативных стратегий и моделей взаимодействия с адресатом.
Отправной точкой содержательно-структурных преобразований сетевого радио стала жанровая модель блога, в пространстве которого реализуется принцип взаимодействия «всех со всеми» и в то же время коммуникация носит направленный характер, ее адресность вызывает доверие пользователей и способствует привлечению их внимания [5, с. 312]. Основные принципы реализации индивидуальных радиопроектов в интернете определяются самим прецедентом дискурсивной практики «блогерства» и тех смыслов, которые имплицируются виртуальной культурой пользователей информационно-коммуникационного ресурса.
Широко распространенная сегодня практика сетевого блогерства ориентирована на достижение двух целей, пересекающихся в аспекте личностно-
го самоутверждения и социализации: с одной стороны, для авторов важно создать комфортную психоэмоциональную среду, очерченную ценностными границами мира собственных интересов и предпочтений, с другой - привлечь к собственному информационному пространству лояльно настроенные референтные группы подписчиков и пользователей.
Материал и методы
В логике анализа социальных и когнитивных структур дискурса [6] семантические и прагматические корреляции экстралингвистического контекста и радиотекста могут быть прослежены через контекстную макроструктуру - интернет-блог, лингвистические и социокультурные маркеры которого являются функционально значимыми для организации дискурсивной практики сетевого радио, для моделирования образа автора и тех способов взаимодействия с адресатом, которые выражают синтетичный, дивергентный характер вещания радио в интернете. Образ ведущего подобного канала, к примеру, не предполагает той «закадровости», которая присуща журналисту аналогового радио, знакомому аудитории только по голосу. Наоборот, для автора характерна эксплицитность и динамика ролевых трансформаций, демонстрирующая типологическую схожесть с блогерской субкультурой.
Таким образом, в рамках контекстной макроструктуры, заданной теми аксиологическими
принципами субъектности, которые транслируются как самой виртуальной средой, так жанровой моделью блога, актуализируются ценностно-смысловые импликатуры, определяющие дискурсивные основы коммуникации - коммуникативные стратегии, в границах которых формируются роли и идентичности участников дискурса.
Распределение и направленность стратегического управления коммуникацией осуществляются под воздействием основных интенций ведущего. Для рассматриваемого материала (персональный радиосайт Get On Air автора и ведущей Юлианы Романовой) это установки на самопрезентирова-ние в комплексе ролевых проявлений (автор сетевого радиопроекта, радиожурналист, неординарная личность) и рекламирование информационного ресурса сайта. Базовый характер данных стратегий определяет вторичность основной стратегической установки массмедиа - формировать в сознании адресата картину мира на основе информирования о нем [7, 8].
Поскольку феномен репрезентации изначально задается вторичным, «запаздывающим» за презентацией представлением не объекта, а его образа, то самопрезентацию в виртуальной среде можно рассматривать как совокупность вербальных и невербальных средств, направленных личностью на формирование определенного впечатления о себе у своего адресата. В качестве характеристик, определяющих эффективность самопрезентации, может рассматриваться гибкость в выборе коммуникативных стратегий и тактик, способность модифицировать свое поведение, управлять вниманием и интересом к себе других людей [3, с. 20].
Результаты исследования
Стратегия самопрезентации раскрывается в комплексе коммуникативных тактик с общим аксиологическим ядром, что можно наблюдать на примере радиосайта Get On Air Ю. Романовой. Эгоцентрический принцип создания текстов (эготек-стов) экстраполирован контекстной макроструктурой интернет-блога с присущими ему установками на демонстрацию себя и своей ценностной (профессиональной, социальной, жизненной) программы. Формирование образа ведущей происходит на основе тактик (1) профессиональной самоидентификации, (2) актуализации качеств, значимых для профессионального роста радиоведущей, (3) представления биографической информации, (4) открытия в себе «профессионального чутья» (инсайта).
(Здесь и далее цитаты из текстов радиосайта Get On Air приводятся со ссылкой на источник: http://getonair.podfm.ru/my/1/)
(1) Здравствуйте! Меня зовут Юлиана Романова. Я радиоведущая и автор этого сайта. В эфире
я уже 7 лет. В настоящее время я ведущая утреннего шоу на Макс FM (Сочи).
(2) Все началось с того, что я осознала силу своего голоса. При помощи только одного его я научилась влюблять, получать высокие оценки на экзаменах и располагать нужных мне людей. Вторым шагом стало круглосуточное прослушивание радио.
(3) Я попала на радио без курсов и связей в возрасте 19 лет. Оказалось, попасть на радио без опыта возможно.
(4) Я просыпалась и засыпала под музыку эфэ-ма, безошибочно идентифицировала волны и голоса ведущих, вникала в то, что и как они говорят. Со временем начала подражать им и в итоге уловила радийную манеру.
В основном тактики в границах стратегии самопрезентации фиксируют ценностное представление об этапах профессионального роста, открытия себя в профессии, но при этом автором подчеркивается ее радийная основа. Автор презентирует себя как журналиста с успешным опытом профессиональной деятельности, закрепляя в информационном поле дискурса ценностную доминанту «профессиональность». Прототипический дискурс радио, эксплицированный в информационном поле Get On Air представлением о профессии радиожурналиста, очерчивает границы импликатуры - ценность профессиональной самореализации.
Контекстная макроструктура интернет-блога аспектирует аксиологическое содержание дискурса представлением о коммерческой направленности проекта Get On Air и транслируется в границах рекламной стратегии.
Обычно рекламная стратегия встраивается в стратегический каркас массово-информационного текста имплицитно. На примере глянцевых изданий - журнала-каталога моды [9], научно-популярного медицинского журнала [10, 11] и сайта вуза [12] действие этого дискурсивного механизма убедительно продемонстрировали представители томской лингвистической школы, исследующие особенности взаимодействия дискурсов в медийных текстах.
В рассматриваемом материале рекламная стратегия воплощает моделирующий и регулятивный потенциал сообщения достаточно явно и, более того, является основообразующей для формирования аксиологических параметров взаимодействия автора и адресата.
В рамках реализации рекламной стратегии автор Get On Air воздействует на адресата через коммуникативные тактики (1) практических рекомендаций для достижения маркетинговых целей, (2) практических советов, (3) указания на причинно-следственные связи, (4) прогнозирования:
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2019. 4 (201)
(1) Делаем из обыкновенного слушателя слушателя лояльного. В социальных сетях находятся люди! Больше всего они не хотят быть спамополу-чателями, поэтому задача компании грамотно продвигать свой бренд через соцсеть. Ниже то, какой контент должен быть в равной степени представлен на страничке.
(2) Можно делать перепост интересных мыслей со страниц ди-джеев в Facebook или периодически поздравлять их на странице со знаковыми событиями. Слушателям всегда будет интересно узнать, что ди-джей Петров стал лучшим режиссером любительских короткометражек, а звукорежиссер Иванов получил, например, Радиоманию.
(3) Понятно, что главная цель - хорошие рейтинги, то есть количество слушателей. Собрать их можно не только музыкой, уникальными программами и призами, но и соцсетями. Немного статистики.
(4) Если у вас много подписчиков, но ваш контент не вызывает у людей желания его комментировать, лайкать или делать перепосты, смысла в странице нет никакого. Не забывайте, кстати, в сообщениях ставить хэштеги, но только очень грамотно. В одном послании не больше 2, и они полностью должны соответствовать теме. Многие люди подписаны не на паблики, а на хэ-штеги, поэтому релевантность информации может притянуть в ваш паблик даже тех, кто в принципе не слушает ваше радио и др.
Реализацию рекламной стратегии можно рассматривать как своеобразную культурную знако-вость: социальные сети активно используются рекламодателями как площадки формирования потребительского спроса, что расценивается многими пользователями как привлекательная возможность для ведения собственного бизнеса в сфере информационно-коммуникационных услуг.
Рекламная основа коммуникации - продвижение собственной продукции через оптимизацию потребительского спроса - становится концетоло-гически значимой для дискурсивной картины мира. В границах картины мира формируются те общие для автора и адресатов смыслы, которые приобретают свою значимость в качестве идентифицирующих параметров - это успешность, энергичность, позитивность, целеориентированность.
Вступая в диалогическую коммуникацию на основе рекламной стратегии, автор создает представление об информационном продукте как об уникальном торговом предложении, что направляет развитие взаимодействия автора и адресата в ценностно-смысловое пространство продавец - потребитель, насыщая его смыслами «польза», «образец для подражания» и т. д. Характерно, что для реализации этой диалогической установки автор исполь-
зует тактики (1) самоидентификации с профессиональной ролью, (2) обещания посвятить в тайны профессии, (3) комплиментарной оценки адресата - клиента, (4) предложения услуг профессионального тренера-спикера. Значимо, что совокупный эффект реализации данных коммуникативных установок и акцентуация в тексте идентифицирующих смыслов позволяют прочитывать тактический прием рекламно-коммерческого характера (...я готова стать вашим личным наставником) в модусе личностно-дружеской адресации:
(1) Я - радиоведущая и автор этого сайта.
(2) Спустя 7 лет родилась эта академия, в которой я делюсь всем, что знаю. Теперь каждый, кто мечтает попасть на радио, может воспользоваться моим опытом. Частные занятия стоят очень дорого и не у всех есть возможность заплатить 40 000 рублей!!! При этом сертификат о том, что вы яркая и интересная личность получить не сможете. В моем курсе вы сможете узнать все, что нужно всего за 37 $ долларов.
(3) Моя Академия для тех, у кого хватает мотивации, чтобы каждый день делать упражнения и смотреть живые уроки. Хотите стать популярным радиоведущим? Вступайте в Академию, записывайте демо и штурмуйте офисы радиостанций.
(4) В те времена я очень хотела, чтобы матерый радиоведущий стал моим наставником, указал на ошибки и показал, как и куда двигаться дальше. Сейчас я готова стать вашим личным наставником.
Прием проецирования качеств успешной и реализованной личности на своих потенциальных клиентов-подписчиков создает ценностную основу коммуникации, в процессе которой адресаты идентифицируют себя с успешными учениками тренера и личностями, реализующими свои амбиции под руководством опытного наставника. Выбор подобной аксиологической траектории развития диалога определяет содержательные принципы построения текста, транслирующего модель успешного опыта.
Образ ведущего складывается из совокупности его ролей, реализующейся в сочетании аудиально-го и визуального планов репрезентации, переключении ролевых и имиджевых амплуа. Так, автор сетевого радио, выступающий как ведущий, бло-гер, рассказчик, комментатор и т. д., использует так называемый «сокращенный код» коммуникации, когда ролевые репрезентации актуализируют представление об общении с адресатом как о взаимодействии с хорошо знакомым собеседником, предполагающим фатическую основу диалога. В этом случае коммуникативная установка ведущей Get On Air на выбор той или иной роли определяется адресными ожиданиями слушателей и интернет-пользователей, заявляющих о себе в непосредст-
венном общении в онлайновых жанрах вопросно-ответной коммуникации (чатах, комментариях к постам, директах и пр.).
Заключение
Можно говорить, таким образом, о высокой контекстной зависимости коммуникативных действий ведущего от социокультурных презумпций сетевой культуры. Для многих интернет-пользователей сетевое пространство - это не просто способ развлечения, социализации, но и возможность получать коммерческую прибыль. Подобная форма нового журнализма реализуется в прагматически ориентированных интенциях автора воздейство-
вать на адресата как на потребителя информационного продукта, а значит, формировать в его картине мира ценностное представление об информации радиосайта через рекламный код коммуникации.
Подводя итог, можно говорить о том, что комплекс взаимодействующих коммуникативных стратегий становится тем дискурсивным механизмом, который определяет вариативность ролевого поведения личности автора - дискурсивной личности [13-15], проявляющей себя в процессе интерактивной коммуникации, в процессе формирования дискурсивной картины мира как мира общих с адресатом ценностей, комфортной психоэмоциональной среды взаимодействия.
Список литературы
I. Леонтьев А. А . Психология воздействия в массовой коммуникации // Язык средств массовой информации: учеб . пособие для вузов . М . : Академический проект; Альма Матер, 2008. С . 133-146 .
2 . Миронов В . В . Средства массовой коммуникации как зеркало поп-культуры // Язык средств массовой информации: учеб . пособие для
вузов . М . : Академический проект; Альма Матер, 2008. С . 295-316 .
3 . Кузнецов В . Г . Влияние СМИ на изменение традиционного понимания социализации // Язык и дискурс средств массовой информации в
XXI веке . М . : Академический проект, 2011. С . 19-30 .
4 . Кирия К . Д . Дискурсивные и прагматические тенденции в российском информационно-аналитическом телевещании // Язык СМИ и по-
литика . М .: Изд-во МГУ; Факультет журналистики МГУ им . Ломоносова, 2012 . С . 634-674.
5 . Лутовинова О . В . Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса . Волгоград: Перемена, 2009 .
6 . Дейк ван Т . А., Кинч В . Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике . Вып . 23: Когнитивные аспекты языка . М ., 1988.
7 . Солганик Г . Я . О специфике художественной речи в сопоставлении с публицистической // Язык и дискурс средств массовой информа-
ции в XXI веке . М .: Академический проект, 2011. С . 282-293.
8 . Алексеева М . И ., Болотова Л . Д ., Вартанова Е . Л . Средства массовой информации России: учеб . пособие . М .: Аспект Пресс, 2008.
9 . Косицкая Ф . Л . Письменно-речевые жанры рекламного дискурса моды в аспекте межъязыковой контрастивности (на материале фран-
цузских и русских каталогов моды): дис .... канд . филол . наук . Томск, 2004. 231 с .
10 . Костяшина Е . А. Дискурсивное взаимодействие в текстовом пространстве научно-популярного медицинского журнала: дис . ... канд .
филол наук Томск, 2009 233 с
II. Костяшина Е . А . Механизмы дискурсивных трансформаций коммуникативной модели «автор - адресат» в текстовом пространстве научно-популярного медицинского журнала // Язык и культура . 2010 . № 2 (10) . С . 22-28.
12 . Денисова Н . В . Рекламные жанры научно-образовательного дискурса: дис .... канд . филол . наук . Томск, 2008.
13 . Синельникова Л . Н . О научной легитимности понятия «дискурсивная личность // Ученые записки Таврического национального универ-
ситета им . В . И . Вернадского . 2011. Т . 24 (63), № 2 . С . 454-463.
14 . Резанова З . И ., Скрипко Ю . К. Личность в среде дискурса: языковая репрезентация социально-психологических типов // Вестн . Томско-
го гос . ун-та . Филология . 2016 . № 3 (41) . С . 37-56 .
15 . Ермоленкина Л . И . Дискурсивная личность в коммуникативном пространстве современного радио // Вестник Томского гос . пед . ун-та
(TSPU Bulletin) . 2017 . Вып . 2 (179) . С . 37-40 .
Ермоленкина Лариса Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 02.03.2019.
DOI: 10 .23951/1609-624X-2019-4-150-154
COMMUNICATIVE STRATEGIES INTERACTION AS A DISCURSIVE MECHANISM OF A CONVERGENCE RADIO HOST'S IMAGE FORMING
L. I. Yermolenkina
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
Introduction. The digital platform for the organization of modern broadcasting significantly transforms the principles of information and communication with the addressee.
BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2019. 4 (201)
Material and methods. The subject of discussion in this article is the communicative ways of implementing personal radio discourse.
Results and discussion. The focus is on the image of the radio host, which is formed at the intersection of the strategies of self-presentation and advertising of the radio site as an information resource. The functional potential of the interaction of communicative strategies is manifested in how the author identifies himself through a set of roles of professional and personal orientation. The specificity of the author's role realization is examined through the description of the macrotext structure - the sociocultural and genre features of the Internet blog, which serves as a precedent form of broadcasting organization. The social network principle of radio functioning determines the basic parameter of its picture of the world - the individualization of the process of interaction with the addressee, the organization of the psycho-emotional environment of identity formation.
Conclusion. The complex of interacting communicative strategies becomes the discursive mechanism that determines the variability of the author's role-playing behavior - a discursive personality that manifests itself in the process of interactive communication, in the process of forming a discursive picture of the world as a world shared with the addressee, a comfortable psycho-emotional interaction environment.
Keywords: personal radio project, communicative strategies of self-presentation and advertising, contextual macrostructure, discursive worldview.
References
I. Leont'yev A. A. Psikhologiya vozdeystviya v massovoy kommunikatsii [Impact psychology in mass-communication] . Yazyk sredstv massovoy informatsii [The language of mass media organization] . Moscow, Akademicheskiy proekt; Al'ma Mater Publ . , 2008, pp . 133-146 (in Russian) .
2 . Mironov V. V. Sredstva massovoy kommunikatsii kak zerkalo pop-kul'tury [Mass media as mirror of pop culture] . Yazyk sredstv massovoy
informatsii [The language of mass media organization] . Moscow, Akademicheskiy proekt; Al'ma Mater Publ . , 2008, pp . 295-316 (in Russian) .
3 . Kuznetsov V. G . Vliyaniye SMI na izmeneniye traditsionnogo ponimaniya sotsializatsii [Mass media influence on variation of traditional conception
of socialization] . Yazyk i diskurs sredstv massovoy informatsii v XXI veke [The language and discourse of mass media organization in XXI centure] . Moscow, Akademicheskiy proekt Publ . , 2011, pp . 19-30 (in Russian) .
4 . Kiriya K . D . Diskursivnye i pragmaticheskiye tendentsii v rossiyskom informatsionno-analyticheskom veshchanii [Discursive and pragmatic
sentiments in Russian inform and analytical telecasting] . Yazikmediaipolitika [The language of media and politics] . Moscow, MSU Publ . , 2012, pp . 634-674 (in Russian) .
5 . Lutovinova O . V. Lingvokuiturologicheskiye kharakteristiki virtuafnogo diskursa [Linguocultural characteristics of virtual discourse] . Volgograd,
Peremena Publ , 2009 (in Russian)
6 . Deyk van T. A. , Kinch V. Strategii ponimaniya svyaznogo teksta [Strategies of understanding of discourse] . Novoye v zarubezhnoy lingvistike.
Vyp. 23. Kognitivniye aspekty yazyka [New in foreign linguistics . Issue 23 . Cognitive aspects of the language] . Moscow, 1988 .
7 . Solganik G . Ya . O spetsifike khudozhestvennoy rechi v sopostavlenii s publitsisticheskoy [About specificity art speech and public speech] . Yazyk
i diskurs sredstv massovoi informatsii v XXI veke [The language and discourse of mass media organization in XXI century] . Moscow, Akademicheskiy proekt Publ ., 2011, pp . 282-293 (in Russian) .
8 . Alekseyeva M .I ., Bolotova L . D ., Vartanova Ye . L . Sredstva massovoy informatsii Rossii [Mass media in Russia] . Moscow, Aspekt Press Publ .,
2008 (in Russian)
9 . Kositskaya F. L . Pis'menno-rechevye zhanri reklamnogo diskursa v aspekte mezh"azykovoy kontrastivnosti (na materiale frantsuzskikh i russkikh
katalogovmody). Dis . kand . filol . nauk [Writing speech genres of advertising discourse of fashion in aspect of interlingual contrastive . Diss . cand . philol sci ] Tomsk, 2004, 231 p (in Russian)
10 . Kostyashina Ye . A. Diskursivnoye vzaimodeystviye v tekstovom prostranstve nauchno-populyarnogo meditsinskogo zhurnala. Dis . kand . filol .
nauk [Discursive interaction in textual space of scientific popular medicine magazine . Diss . cand . philol . sci . ] . Tomsk, 2009 . 233 p . (in Russian) .
II. Kostyashina Ye . A . Mekhanizmy diskursivnykh transformatsiy kommunikativnoy modeli «avtor - adresat» v tekstovom prostranstve nauchno-populyarnogo meditsinskogo zhurnala [The mechanisms of discourse transformations in the communicative model «author - addressee» in text space of health magazines] . Yazyk i kuftura - Language and Culture, 2010, no . 2 (10), pp . 22-28 (in Russian) .
12 . Denisova N . V. Reklamnyye zhanry nauchno-obrazovatel'nogo diskursa . Dis . kand . filol . nauk [Advertising genres of scientific education
discourse Diss cand philol sci ] Tomsk, 2008 (in Russian)
13 . Sinel'nikova L . N . O nauchnoy legitimnosti ponyatiya «diskursivnaya lichnost'» [About scientific validity of the term «discursive person»] .
Uchyoniye zapiski Tavricheskogo nastionainogo universiteta im. V. I. Vernadskogo, 2011, no . 24 (63), vol . 2, pp . 454-463 (in Russian) .
14 . Rezanova Z . I ., Skripko Yu . K . Lichnost' v srede discursa: yazykovaya reprezentatsiya sotsial'no-psikhologicheskikh tipov (na materiale diskursa
virtual'nykh fan-soobshchestv muzykal'noy napravlennosti [Personality in the medium of discourse: linguistic representation of psychological types (based on the discourse of virtual music fan communities)] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya - Tomsk State University Journal of Philology, 2016, no . 3 (41), pp . 37-56 (in Russian) . DOI 10 .23951/1609624X-2017-2-37-40
15 . Yermolenkina L . I . Diskursivnaya lichnost' v kommunikativnom prostranstve sovremennogo radio [Discursive person in communicative space of
modern radio] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, vol . 2, pp . 37-40 (in Russian) . DOI: 10 .23951/1609-624X-2017-2-37-40 .
Yermolenkina L. I., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]