Научная статья на тему 'Динамическая прочность титана и бронзы в условиях миллисекундной длительности нагружения'

Динамическая прочность титана и бронзы в условиях миллисекундной длительности нагружения Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
180
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ / РАЗРЕЗНОЙ СТЕРЖЕНЬ ГОПКИНСОНА / DYNAMIC STRENGTH / SPLIT HOPKINSON ROD

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Кузнецов Александр Викторович

Представлены результаты динамических испытаний титана и бронзы по методу Кольского с применением разрезного стержня Гопкинсона при скоростях деформации от 103 до 5·103 с-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Кузнецов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMIC STRENGTH OF TITANIUM AND BRONZE IN TERMS OF MILLISECOND DURATION DETECTION

The results of dynamic testing of titanium and bronze by the method of the Kola with the use of split Hopkinson rod at strain rates from 103 to 5·103 s-1 are presented.

Текст научной работы на тему «Динамическая прочность титана и бронзы в условиях миллисекундной длительности нагружения»

УДК 539.4

DOI: 10.20310/1810-0198-2016-21-3-1077-1079

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ ТИТАНА И БРОНЗЫ В УСЛОВИЯХ МИЛЛИСЕКУНДНОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ НАГРУЖЕНИЯ

© А.В. Кузнецов

АО «Машиностроительный завод «Армалит», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация,

e-mail: avkuznecov@armalit1.ru

Представлены результаты динамических испытаний титана и бронзы по методу Кольского с применением разрезного стержня Гопкинсона при скоростях деформации от 103 до 5-103 с-1. Ключевые слова: динамическая прочность; разрезной стержень Гопкинсона.

Для изучения динамических свойств титанового сплава 3М и бронзы БрАЖНМц 9-4-4-1 (типичные сплавы для трубопроводной судовой арматуры) применялся метод Кольского с использованием разрезного стрежня Гопкинсона (РСГ) [1]. Исследуемые сплавы имели следующие стандартные механические характеристики: титан 3М - ст0 2 = 550 МПа, стВ = 675 МПа,

85 = 12 %, у = 30 %; для бронзы - ст0 2 = 400 МПа, стВ = 640 МПа, 85 = 15 %, у =18 %; Установка и схема проведения испытаний приведены на рис. 1.

При испытаниях на РСГ полученные с измерителя скорости и с мерных стержней импульсы визуализируются в виде осциллограмм и сохраняются в цифровом виде в памяти компьютера для последующей обработки с помощью оригинального пакета программ. Пример диаграммы напряжения для бронзы приведен на рис. 2, для титана - на рис. 3.

Испытания обоих сплавов проводились при различных скоростях деформации от 800 до 2000 с-1.

Результаты испытаний показали, что для обоих типов испытанных сплавов во всем диапазоне скоростей деформации наблюдается рост как прочностных параметров (предела текучести и предела прочности), так и

пластических характеристик (относительного удлинения и относительного сужения). При этом рост пластических характеристик весьма высок для ударных нагрузок (в 1,5-1,8 раза), в то время как прочностные параметы хотя и возрастают, но не столь значительно, как пластические (на 20-30 %). Полученные результаты для указанных сплавов (нетрадиционные для металлов, поскольку, как правило, при ударных испытаниях происходит их охрупчивание [1]) показывают, что решающее значение для динамических характеристик металлов и сплавов имеет основа сплава, его химический и фазовый состав. Аналогичный вывод в отношении титановых сплавов был сделан и в работе [2].

Рис. 2. Диаграмма нагружения бронзы при скорости деформации 1800 с-1 (по оси ординат абсцисс - деформация)

напряжение, по оси

Рис. 1. Схема экспериментальной установки с РСГ

Рис. 3. Диаграмма нагружения титанового сплава при скорости деформации 1500 с-1

ISSN 1810-0198. Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки

б)

Рис. 4. Примеры микроструктур титанового сплава (а) и бронзы (б) при скорости деформации 900 с-1

Также необходимо отметить, что рост механических характеристик в наших испытаниях по отношению к стандартным механическим параметрам носит неоднозначный характер. Так, если бронзы прочностные характеристики резко возрастают при скорости деформации 900 с-1 и затем монотонно увеличиваются (хотя и незначительно) вплоть до скорости 1800 с-1, то для титанового сплава эти же параметры резко возрастают при скорости деформации 800 с-1 и затем остаются практически постоянными вплоть до скорости деформации 2000 с-1. При этом для обоих сплавов характерен резкий подъем пластических характеристик при низших указанных значениях скоростей деформации, затем рост этих характеристик прекращается, и они остаются практически постоянными.

Таким образом, можно полагать, что испытанные материалы одинаково воспринимают внешнюю скоростную нагрузку и для них отсутствует переход из вязкого в хрупкое состояние в исследуемом интервале скоростей деформации, т. е. оба сплава являются надежными конструкционными материалами и могут быть рекомендованы в качестве материалов для силовых конструкций, работающих при ударных нагрузках.

После проведения динамических испытаний разорванные образцы исследовались с помощью металлографических методов.

Примеры структур титанового сплава и бронзы приведены на рис. 4.

Результаты металлографических исследований показали, что для обоих сплавов совместная работа механизмов пластической деформации и разрушения

реализуется в пределах активационного объема, размер которого уменьшается с ростом скорости нагружения.

Так, для титанового сплава при скорости деформации 900 с-1 участки «отрыва» представлены цепочками полигонов в форме параллелепипедов размерами 30x30 мкм. Внутри зерен заметны фрагменты величиной не более 5 мкм.

По мере роста скорости деформации до 12001300 с-1 дно ямок отрыва «подпирают» полосы фрагментации шириной 20±5 мкм или площадки «отрыва» шириной менее 1 мкм. На границах полос фрагментации заметны узкие участки микропластической неустойчивости.

Затем с ростом скорости деформации до 2000 с-1 дно ямок отрыва начинают «подпирать» полосы фрагментации шириной до 10 мкм. По бокам ямок на глубине до 3 мкм видны следы локализованной микропластической деформации.

В бронзе пластическая деформация осуществляется в виде движения зеренных потоков, что приводило к образованию каналов микропластической деформации и к полосовой структуре, характерной для мезоскопи-ческого масштабного уровня пластической деформации [3]. В целом это указывало на многомасштабность уровней протекания пластической деформации. При этом, очевидно, что каналы микропластической деформации с полосовой структурой - результат деформации с разной скоростью [4]. Внутри каналов пластическая деформация развивается в виде карандашного скольжения призматических дислокаций, а скорость деформации согласно [5] подчиняется экспоненциальному уравнению (аналог - формула Журкова для долговечности материала под нагрузкой).

В соответствии с современной концепцией развития деформации и разрушения на микро- и мезомас-штабных уровнях возможно подобие в морфологии очага деформации с различной фрактальной размерностью Бу [6] (если говорить о контуре очага, то фрактальная). Можно отметить, что образование полосовой микроструктуры допускает применения к общему анализу структуры образцов мультифрактального анализа с получением спектра обобщенных размерностей [7].

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1) в исследованном диапазоне скоростей деформации титановый сплав 3М и бронза марки БрАЖНМц 9-4-4-1 имеют высокие прочностные и пластические характеристики;

2) в общем случае рост как прочностных, так и деформационных (пластических) параметров носит немонотонный характер: резкий рост при невысокой скорости деформации (800-900 с-1), затем значения всех параметров становятся практически постоянными величинами (в пределах разброса экспериментальных данных);

3) объемы повреждения при разрушении образцов отрицательно коррелируют со скоростью деформации: чем выше скорость, тем меньше объем разрушения;

4) форма зоны повреждения на микро- и мезо-структурном масштабных уровнях - результат микропластической деформации с участием скользящих дислокаций;

5) смена механизма повреждаемости с перераспределением вводимой механической энергии реализуется в предельно упрочненном (фрагментированном) неравновесном состоянии ансамблей дефектов кри-

сталлического строения и сопровождается изменением морфологических (размера и формы) и топологических (энтропии, размерности, симметрии) параметров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Степанов Г.В. Упругопластическое деформирование и разрушение материалов при импульсном нагружении. Киев: Наукова думка, 1991. 288 с.

2. Дроздовский Б.А., Проходцева Л.В., Жегина И.Л., Герчикоеа Н.С. Влияние скорости деформирования и понижения температуры на трещиностойкость металлических материалов // ФХММ. 1985. № 6. С. 26-31.

3. Рыбин В.В. Большие пластические деформации и разрушение металлов. М.: Металлургия, 1986. 224 с.

4. Барахтин Б.К., Мещеряков Ю.И., Савенков Г.Г. Статистические характеристики множественного разрушения металлических мишеней при динамическом нагружении и их связь с механическими параметрами материалов // ЖТФ. 2010. Т. 80. Вып. 1. С. 79-84.

5. Владимиров В.И., Романов А.Е. Дисклинации в кристаллах. Л.: Наука, 1986. 224 с.

6. Иванова В.С. Синергетика: Прочность и разрушение металлических материалов. М.: Наука, 1992. 160 с.

7. Встовский Г.В. Фрактальная диссиметрия изображений реальных структур // Вопросы радиоэлектроники. 2010. Т. 1. № 4. С. 40-62.

Поступила в редакцию 10 апреля 2016 г.

UDC 539.4

DOI: 10.20310/1810-0198-2016-21-3-1077-1079

DYNAMIC STRENGTH OF TITANIUM AND BRONZE IN TERMS OF MILLISECOND DURATION DETECTION

© A.V. Kuznetsov

JSC "Machine Building Plant Armalit", Saint-Petersburg, Russian Federation, e-mail: avkuznecov@icloud.com

The results of dynamic testing of titanium and bronze by the method of the Kola with the use of split Hopkin-son rod at strain rates from 103 to 5-103 s-1 are presented. Key words: dynamic strength; split Hopkinson rod.

REFERENCES

1. Stepanov G.V. Uprugoplasticheskoe deformirovanie i razrushenie materialov pri impul'snom nagruzhenii. Kiev: Naukova dumka Publ., 1991. 288 p.

2. Drozdovskiy B.A., Prokhodtseva L.V., Zhegina I.L., Gerchikova N.S. Vliyanie skorosti deformirovaniya i po-nizheniya temperatury na treshchinostoykost' metallicheskikh materialov. Fiziko-khimicheskaya mekhanika materialov - Physico-chemical Mechanics of Materials, 1985, no. 6, pp. 26-31.

3. Rybin V.V. Bol'shieplasticheskie deformatsii i razrushenie metallov. Moscow, Metallurgiya Publ., 1986. 224 p.

4. Barakhtin B.K., Meshcheryakov Yu.I., Savenkov G.G. Statisticheskie kharakteristiki mnozhestvennogo razrusheniya metallicheskikh misheney pri dinamicheskom nagruzhenii i ikh svyaz' s mekhanicheskimi parametrami materialov. Zhurnal tehnicheskoj fiziki - Technical Physics, 2010, vol. 80, no. 1, pp. 79-84.

5. Vladimirov V.I., Romanov A.E. Disklinatsii v kristallakh. Leningrad, Nauka Publ., 1986. 224 p.

6. Ivanova V.S. Sinergetika: Prochnost' i razrushenie metallicheskikh materialov. Moscow, Nauka Publ., 1992. 160 p.

7. Vstovskiy G.V. Fraktal'naya dissimetriya izobrazheniy real'nykh struktur. Voprosy radioelektroniki - Questions of the radio electronics, 2010, vol. 1, no. 4, pp. 40-62.

Received 10 April 2016

Кузнецов Александр Викторович, АО «Машиностроительный завод «Армалит», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, генеральный директор, e-mail: avkuznecov@armalit1.ru

Kuznetsov Aleksander Viktorovich, JSC "Machine Building Plant "Armalit", Saint-Petersburg, Russian Federation, Director General, e-mail: avkuznecov@armalit1 .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.