Научная статья на тему 'ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ'

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ ИНФОКОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ / ТЕОРЕТИКО-МНОЖЕСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ СЕТЬЮ / AVIATION INFOCOMMUNICATION NETWORK / SET-THEORETIC DESCRIPTION / MATHEMATICAL MODEL / NETWORK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Головченко Евгений Викторович, Афанасьев Алексей Дмитриевич, Першин Алексей Алексеевич

В статье представлен подход к разработке динамической модели авиационной инфокоммуникационной сети, описывающей ее поведение. Представленный подход базируется на положениях общей теории систем и теории множеств. Сформулирована задача управления авиационной инфокоммуникационной сетью на организационном и оперативно-техническом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Головченко Евгений Викторович, Афанасьев Алексей Дмитриевич, Першин Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMIC MODEL OF FUNCTIONING OF THE AVIATION NETWORK INFORMATION AND COMMUNICATION

The article presents an approach to the development of a dynamic model of an aviation information and communication network that describes its behavior. The presented approach is based on the provisions of the general theory of systems and set theory. The task of managing the aviation information and communication network at the organizational and operational-technical levels is formulated.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ»

Е. В. Головченко,

кандидат технических наук, Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж)

А. Д. Афанасьев,

Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж)

А. А. Першин,

Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж)

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОЙ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ

THE DYNAMIC MODEL OF FUNCTIONING OF THE AVIATION NETWORK INFORMATION AND COMMUNICATION

В статье представлен подход к разработке динамической модели авиационной инфокоммуникационной сети, описывающей ее поведение. Представленный подход базируется на положениях общей теории систем и теории множеств. Сформулирована задача управления авиационной инфокоммуникационной сетью на организационном и оперативно-техническом уровнях.

The article presents an approach to the development of a dynamic model of an aviation information and communication network that describes its behavior. The presented approach is based on the provisions of the general theory of systems and set theory. The task of managing the aviation information and communication network at the organizational and operational-technical levels is formulated.

Введение. В настоящее время стремительное развитие воздушного транспорта, в первую очередь увеличение количества воздушных перевозок и внедрение беспилотных авиационных комплексов, требует равнозначных темпов развития способов обеспечения безопасности полетов и эффективных механизмов планирования и использования авиационных маршрутов [1, 2]. Одним из ключевых элементов в системе, обеспечивающей безопасность и эффективность полетов, является авиационная система

98

связи, основой которой являются авиационные инфокоммуникационные сети (АИС). Ужесточение требований к авиационной системе, вызванное вышеизложенными факторами, внедрение в систему управления воздушным движением и авиационных предприятий современных видов и услуг связи обуславливает значительное усложнение и АИС. Построение, развитие и управление АИС с требуемым качеством предполагает использование аналитических и имитационных моделей.

В работе [3] для построения обобщенной модели АИС предлагается подход, включающий следующие этапы:

описание АИС с точки зрения системы «вход-выход» с использованием теоретико-множественного подхода;

уточнение полученной на первом этапе модели с точки зрения вышестоящей системы, определяющей цель функционирования рассматриваемой сети. Используются методы общей теории систем, квалиметрии, теории эффективности;

построение модели структуры АИС, описывающей состав элементов сети, связи между ними, а также программы их функционирования;

построение динамической модели АИС, описывающей поведение сети, то есть изменение ее состояния во времени;

постановка и решение задачи обеспечения эффективного функционирования АИС путем построения модели управления сетью на организационном и оперативно-техническом уровнях.

Схема, поясняющая предлагаемый подход, представлена на рис. 1.

Феноменологическая модель авиационной

инфокоммуникационной сети (!)

Динамическая модель авиационной

инфокоммуникационной сети 0

1 4 Задачи управления авиационной инфокоммуникационной сетью @

- теоретико-множественное представление;

- модель в терминах «вход-выход»;

оценка качества функционирования сети; требования к качеству функционирования сети;

состав элементов сети; взаимосвязь элементов;

- состояние сети;

- изменение состояния во времени;

- задачи организационного уровня управления;

- задачи оперативно-технического уровня управления

Модель авиационной и сети с уче нфокоммуникационной ;том цели @

Модель структуры авиационной инфокоммуникационной сети 0

Рис. 1. Порядок построения обобщенной модели авиационной инфокоммуникационной сети

В [3] рассмотрены первые два этапа. При этом использовались одновременно феноменологический и иерархический подходы к описанию сложных систем [4—8], а так же системный подход, представляющий АИС как подсистему относительно вышестоящей системы — системы управления воздушным движением.

С точки зрения названных подходов к построению модели АИС ее математическая модель представляется следующим кортежем:

S = (л,Г, U,Sp,R,Tr,T),

(1)

включающим в себя множества, характеризующие:

Л — нагрузку на АИС (входной трафик);

Г — пропускную способность АИС (цель функционирования);

U — управляющие воздействия;

Sp — состояния АИС;

R — реакции сети (модель работы);

^ — функции перехода состояний;

T — время.

В [9] представлен третий этап предлагаемого подхода к построению обобщенной модели АИС (рис. 1), заключающийся в определении и описании состава элементов сети, связей между ними, а также программ их функционирования.

При разработке математической модели структуры АИС использовался теоретико-множественный подход. Соответственно, модель структуры АИС в обобщенной форме представляется кортежем

включающим в себя множества:

Аз — множество маршрутов сетевого уровня, обобщающее логические объекты и результаты их функционирования канального и физического уровней эталонной модели взаимодействий открытых систем (ЭМВОС);

А4 — множество информационных направлений на транспортном уровне, одновременно характеризующих и вышестоящие уровни ЭМВОС;

х {03г} и х {03г} — множества логических объектов, решающих задачи соответствующих уровней ЭМВОС;

РК — множество протоколов, используемых в АИС.

Функциональная же структура АИС 8Р представляется кортежем

В данной работе представлен четвертый и пятый этапы предлагаемого подхода к построению обобщенной модели АИС (рис. 1), заключающиеся в описании поведения авиационной инфокоммуникационной сети, то есть изменения ее состояния при функционировании, а также в формулировании задачи управления АИС на организационном и оперативно-техническом уровнях.

Динамическая модель функционирования авиационной инфокоммуникационной сети. Как уже отмечалось, под поведением АИС будем понимать изменение ее состояния во время функционирования. Обобщенная схема функционирования АИС представлена на рис. 2.

Так как, с одной стороны, АИС является целенаправленной системой, результатом функционирования которой являются предоставляемые услуги связи, а с другой — результат формируется в ходе преобразования ресурсов в процессе функционирования сети и под воздействием окружающей среды. Причем окружающая среда может воздействовать на сеть, на процесс функционирования и на используемые ресурсы.

Очевидно, что такое воздействие может быть по характеру влияния нейтральным, положительным и отрицательным или дестабилизирующим, а по характеру источника -преднамеренным и непреднамеренным. Учитывая, что формируемые сетью услуги связи могут отличаться своими характеристиками и качеством, необходим такой показатель

(2)

(3)

результата функционирования сети, который обладал бы физической ясностью, наглядной трактовкой значений, обобщал его количественные и качественные характеристики. В качестве такого показателя может выступать реальная пропускная способность1 информационного направления (сети), достигаемая в процессе функционирования сети [3].

Окружающая среда

й

Ресурсы

8 =< Л,Г, и,8р,К,Тг,Т}\

Й

Качество результата: УО еО : (ЛхГ)^ V

Требования: УБ еБ: (Лх П)^ V

Процесс функционирования АИС

Результат (виды и услуги связи)

Пользователи

(V х^) (А15 А2, А3, А4, А^, Аб, А^

Окружающая среда

Рис. 2. Процесс функционирования АИС

Требования к АИС по количественным и качественным характеристикам для каждого информационного потока формируются надсистемой, в интересах которой функционирует сеть. Таким образом, качество обслуживания пользователей услугами связи представляет собой совокупность экономических, социальных и других показателей (параметров услуг связи), оцениваемых с позиции пользователей и характеризующих степень их удовлетворенности качеством этих услуг. Поэтому и качество результата, получаемого в ходе функционирования АИС, то есть качество услуг связи, необходимо оценивать также с позиции вышестоящей системы. В этом случае оценивать степень достижения результата — формирование услуг связи — наиболее целесообраз-

1 В отличии от реальной пропускной способности, которую часто называют производительностью сети, потенциальная пропускная способность характеризует максимальные возможности сети (элемента сети) по передаче информации в единицу времени.

но с помощью вероятности Р принадлежности достигаемых значений показателей качества потребительских услуг Q' с Q множеству требуемых значений Qnp с Q (качество получаемого результата):

P( n QI с Qnp) > Pnp. (4)

WeI

К основным свойствам, характеризующим качество потребительских услуг, следует отнести доступность услуги, ее надежность (готовность), бесперебойность, качество передачи [10].

В этом случае результатом функционирования сети будем считать информационные потоки Г заданной производительности, характеризуемой уже своим качеством G — качеством результата, качеством информационного потока. К показателям качества результата функционирования сети следует отнести такие показатели, как задержка и вариация задержки передачи пакетов, коэффициенты искажений и потерь пакетов [11, 12]. Очевидно, что качество результата функционирования сети будет определяться качеством самой сети, качеством ее функционирования, качеством используемых ресурсов, воздействием окружающей среды, а также способом применения сети.

Однако необходимо отметить, что производительность не только является результатом функционирования сети, но и одновременно характеризует качество предоставляемых услуг связи. Так, снижение производительности может не только уменьшить их количество при прежнем качестве, то есть снизить степень достижения результата, но и ухудшить его качество, то есть качество предоставляемых услуг.

Под качеством АИС будем понимать соответствие количественно-качественных характеристик сетевых элементов — узлов коммутации и линий связи, а также мощности множеств логических объектов и их возможностей на всех уровнях ЭМВОС требованиям, определенным надсистемой для конкретных условий окружающей среды. Качественные характеристики сети определяются на этапе ее планирования или разработки и в свою очередь определяют возможности ее элементов. К наиболее общим качественным характеристикам сети можно отнести пропускную способность, устойчивость, скрытность, мобильность и т.д., а также их максимально возможные или потенциальные значения. Следует отметить, что данные характеристики являются ожидаемыми и что, скорее всего, они будут отличаться от тех значений, которые будут получены во время функционирования сети.

Кроме того, важным является то, что чем больший объем будут иметь множества логических объектов, а также программ их функционирования, тем выше будут возможности сети по ее управлению, а в конечном итоге возможности по изменению ее состояний. Хотя данные возможности должны лишь удовлетворять потребности в достижении необходимого результата в конкретных условиях.

Поэтому состояние процесса функционирования АИС может быть представлено состоянием логических объектов на каждом уровне ЭМВОС, состоянием окружающей среды и состоянием ресурсов.

Множество состояний АИС с учетом выражений (1) и (2) также представим в виде множеств состояний элементов структуры:

Sp(A)= (Sp(A3),Sp(A4)) = (Sp(x O}),Sp(x {O4i})), i e PR. (5)

Данное выражение указывает на наиболее сложную задачу, решаемую в процессе функционирования сети, структурно определяемую между сетевым и транспортным уровнями ЭМВОС, — определения соответствия между каналами связи с различными

характеристиками, имеющимися в сети, и требованиями информационных направлений между каждой парой «отправитель-получатель».

Одним из направлений решения данной задачи может быть решение, основанное на использовании тензорного подхода [13, 14]. При этом предлагается на множество состояний транспортного уровня Sp(x (04г}), i е PR наложить структуру евклидова пространства, а на множество состояний сетевого уровня Sp(x {03i}), i е PR — структуру риманова пространства. Основанием для возможности использования предлагаемых моделей и методов является инвариантность состояния сети Sp(A) при переходах между сетевым и транспортным уровнями ЭМВОС [13, 14]:

Sp(A) ^ 8р(Аз) ^ 8р(А4 ). (6)

Такой подход позволяет при расчете основных характеристик функционирования сети учесть параметры физических линий связи, методы доступа к общему ресурсу передачи, а также маршруты передачи между отправителями и получателями информации.

Введя в пространство состояний Sp время t е T, получим фазовое пространство

(Sp(x{Q3i },x{ö4i}), T, (7)

рассматривая в котором состояние сети, получим возможность изучать поведение сети, то есть изменение ее состояния во времени.

С учетом вышеизложенного, а также [3, 9] процесс функционирования АИС можно представить следующими отношениями:

R: (Лх Sp x Q x Т)^(Г x T), (8)

Tr : (ЛxSpxQxT)^(SpxT), (9)

первое из которых описывает формирование во времени результата функционирования сети, второе — изменение во времени ее состояния.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постановка задачи управления авиационной инфокоммуникационной сетью. Очевидно, что качество потребительских услуг будет определяться качеством АИС, а именно ее пространственными и количественными показателями, а также возможностями по передаче информации, обусловленными потенциальными возможностями логических объектов уровней ЭМВОС по реализации своих функций. Поэтому, исходя из заданных требований к АИС по количеству необходимых видов и услуг связи, устойчивости к деструктивным воздействиям, скрытности функционирования и т.д., на этапе планирования сети формируется множество сетевых элементов — узлов и линий связи, каждый из которых наделяется множеством программ функционирования, способных обеспечить обмен информацией в существующих внешних условиях. Задача должна решаться на организационном уровне при построении или реконфигурации структуры сети. Данную задачу можно определить как задачу нахождения структуры АИС, максимизирующей общую пропускную способность сети С при выполнении требований к узлам коммутации V и каналам связи Е [9]:

Gro = arg max[c(Gr)] | Pv с Р$оп; PE с P^; PGr с P£7. (10)

К основным свойствам структуры АИС P(G) кроме пропускной способности следует отнести устойчивость ее функционирования, скрытность, управляемость, которые в

_пдоп

Gr С PGr .

Следует отметить, что при решении задачи (9) формируются не только множества V, Е, А и другие, характеризующие состав и программы функционирования элементов сети, но и множества ^ Sp, R, свойства которых будут определять возможности и поведение АИС в конкретных условиях обстановки П. Например, такие свойства, как управляемость, мобильность, будут определяться мощностями множеств U и Sp.

Качество функционирования сети может быть определено только во время ее функционирования и характеризует степень соответствия заданным требованиям. К показателям качества функционирования сети следует отнести продолжительность функционирования, степень потребления ресурсов, устойчивость функционирования, информационную безопасность сети и другие характеристики [2, 11, 12, 15, 16].

Следует отметить, что если результатом функционирования АИС является передача информации на информационных направлениях I е I, то качество результата ха-рактеризируется качеством предоставляемых услуг. Задача поддержания заданного качества предоставляемых услуг связи решается на оперативно-техническом уровне управления [2] и в соответствии с выражением (1) может быть сформулирована как задача нахождения такого управляющего воздействия на элементы сети Uo, состояния сети Spo, функции Ro, для заданных величины трафика Хо и условий функционирования а, при котором обеспечиваемое качество предоставляемых услуг связи G находится в границах множества требуемых значений D:

=(Ло,Го,Цо,Фо,ЛоЛ,¿о) е 8:0(Л,^,Я(Л,^),г)<В(А,а,¿). (11)

Однако свойства потребительских услуг не позволяют в полной мере осуществлять контроль и управление сетью, хотя несомненно отражают цель ее функционирования. Поэтому качество работы АИС чаще всего характеризуется качеством функционирования сети, которое позволяет оценить качество формирования услуг связи на различных участках сети и по сети в целом (от абонента до абонента) в соответствии с техническими требованиями к оборудованию и каналам связи, а также уровню технической эксплуатации этих средств [2]. К основным таким свойствам следует отнести производительность, устойчивость и информационную безопасность сети, задержку и вариацию задержки передачи пакетов, а также потери пакетов [2, 11, 12]. Поэтому задачу поддержания качества предоставляемых услуг связи QoS сформулируем с учетом требований пользователей по информационным направлениям:

¿о =(Яо,Го,ио,Фо,ЛоЛ,¿о) е 8: а_0о£(1)< В_(I); (12)

е С_Оо8: I ^ V_Оо8; (13)

У В _ ((о8 е Б_Оо8: Л х П ^ ^Оо8, (14)

где С _ Оо8 — множество функций качества обслуживания пользователей информационных направлений I на упорядоченном множестве V _ Оо8, Ц_Оо8 — множество функций допустимых значений качества обслуживания пользователей.

Вывод. Таким образом, процесс функционирования авиационной инфокомму-никационной сети рассмотрен не как выделенный из окружающего мира объект, а в рамках выполнения операции, обусловленной целью, определенной вышестоящей системой. Такое рассмотрение содержит структуру сети (узлы и линии связи), представленную как взаимосвязанные множества логических объектов, соответствующих уровням эталонной модели взаимосвязи открытых систем и одновременно принадлежащих конкретным физическим элементам сети — узлам и линиям связи; процесс функционирования сети, осуществляемый в конкретных условиях окружающей среды и поэтому

испытывающий влияние внутренних и внешних дестабилизирующих факторов, потребляющий различного вида ресурсы и формирующий определенный результат, а также результат функционирования сети — виды и услуги связи, которые количественно определяются реальной пропускной способностью сети, а качество результата — качеством видов и услуг связи.

Представленный в данной работе и в [3, 9] подход позволяет разрабатывать модели не только авиационных инфокоммуникационных сетей, но и сетей общего назначения. Кроме того, он позволяет подойти к вопросам оценки эффективности с позиций системного подхода с учетом динамики функционирования и заданной цели функционирования и к качеству получаемого результата в различных условиях обстановки. Достаточная абстрактность представленных моделей позволяет с помощью наложения на модели алгебраических или геометрических структур получить конкретные модели исследуемых процессов всей сети или на отдельных ее уровнях, записанных в виде уравнений.

На основе представленного подхода сформулированы задачи, решаемые на организационном и оперативно-техническом уровнях управления авиационной инфоком-муникационной сетью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Doc 9750-AN/963. Глобальный аэронавигационный план на 2013—2028 гг. — Международная организация гражданской авиации, 2013. — 128 с.

2. Авиационные инфокоммуникационные сети / Е. В. Головченко, П. А. Федюнин, В. А. Дьяченко, М. А. Стафеев. — Воронеж : ВУНЦ ВВС «ВВА», 2018. — 171 с.

3. Головченко Е. В., Федюнин П. А., Афанасьев А. Д. Обобщенная модель функционирования авиационной инфокоммуникационной сети // Вестник Воронежского института МВД России. — 2019. — № 2. — С. 49—56.

4. Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. — М. : Мир, 1973. — 344 с.

5. Исследования по общей теории систем : сборник переводов. — М. : Прогресс, 1969. — 521 с.

6. Боговик А. В., Игнатов В. В. Эффективность систем военной связи и методы ее оценки. — СПб. : ВАС, 2006. — 184 с.

7. Месарович М., Такахара И. Общая теория систем: математические основы. — М. : Мир, 1978. — 316 с.

8. Морозов Л. М., Петухов Г. Б., Сидоров В. Н. Методологические основы теории эффективности. — Ленинград : ВИКИ им. А. Ф. Можайского, 1982. — 236 с.

9. Головченко Е. В., Федюнин П. А., Баев К. С. Многоуровневая модель структуры авиационной инфокоммуникационной сети // Вестник Воронежского института МВД России. — 2020. — № 1. — С. 65—76.

10. ГОСТ Р 53724 - 2009. Качество услуг связи. Общие положения. — М. : Стан-дартинформ, 2011. — 12 с.

11. Recommendation ITU-T Y.1540. Internet protocol data communication service — IP packet transfer and availability performance parameters. — 2011. — 52 p.

12. Recommendation ITU-T Y.1541. Network performance objectives for IP-based services. — 2011. — 66 p.

13. Головченко Е. В.. Федюнин П. А. Модель телекоммуникационной сети на основе тензорной методологии // Телекоммуникации. — 2015. — № 7. — С.14—21.

14. Головченко Е. В., Дьяченко В. А., Афанасьев А. Д. Использование тензорного метода для расчета телекоммуникационных сети // Успехи современной радиоэлектроники. — 2015. — № 10. — С. 149—152.

15. ГОСТ Р 53111 — 2008. Устойчивость функционирования сети связи общего пользования. Требования и методы проверки. — М. : Стандартинформ, 2009. — 19 с.

16. ГОСТ Р 53110 — 2008. Система обеспечения информационной безопасности сети связи общего пользования. Общие положения. — М. : Стандартинформ, 2009. — 23 с.

REFERENCES

1. Doc 9750-AN/963. Globalnyy aeronavigatsionnyy plan na 2013—2028 gg. — Mezhdunarodnaya organizatsiya grazhdanskoy aviatsii, 2013. — 128 s.

2. Aviatsionnyye infokommunikatsionnyye seti / E. V. Golovchenko. P. A. Fedyunin, V. A. Diachenko, M. A. Stafeyev. — Voronezh : VUNTs VVS «VVA», 2018. — 171 s.

3. Golovchenko E. V., Fedyunin P. A., Afanasyev A. D. Obobshchennaya model funktsionirovaniya aviatsionnoy infokommunikatsionnoy seti / E.V. Golovchenko // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2019. — № 2. — S. 49—56.

4. Mesarovich M., Mako D., Takakhara I. Teoriya iyerarkhicheskikh mnogourov-nevykh sistem. — M. : Mir, 1973. — 344 s.

5. Issledovaniya po obshchey teorii sistem : sbornik perevodov. — M. : Progress, 1969. —

521 s.

6. Bogovik A. V., Ignatov V. V. Effektivnost sistem voyennoy svyazi i metody eye otsenki. — SPb. : VAS, 2006. — 184 s.

7. Mesarovich M., Takakhara I. Obshchaya teoriya sistem: matematicheskiye osnovy.

— M. : Mir, 1978. — 316 s.

8. Morozov L. M., Petukhov G. B., Sidorov V. N. Metodologicheskiye osnovy teorii effektivnosti. — Leningrad : VIKI im. A. F. Mozhayskogo, 1982. — 236 s.

9. Golovchenko E. V., Fedyunin P. A., Bayev K. S. Mnogourovnevaya model struk-tury aviatsionnoy infokommunikatsionnoy seti // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. — 2020. — № 1. — S. 65—76.

10. GOST R 53724 — 2009. Kachestvo uslug svyazi. Obshchiye polozheniya. — M. : Standartinform, 2011. — 12 s.

11. Recommendation ITU-T Y.1540. Internet protocol data communication service — IP packet transfer and availability performance parameters. — 2011. — 52 p.

12. Recommendation ITU-T Y.1541. Network performance objectives for IP-based services. — 2011. — 66 p.

13. Golovchenko E. V., Fedyunin P. A. Model telekommunikatsionnoy seti na osnove tenzornoy metodologii // Telekommunikatsii. — 2015. — № 7. — S.14—21.

14. Golovchenko E. V., Diachenko V. A., Afanasyev A. D. Ispolzovaniye tenzornogo metoda dlya rascheta telekommunikatsionnykh seti // Uspekhi sovremennoy radioelektroniki.

— 2015. — № 10. — S. 149—152.

15. GOST R 53111 — 2008. Ustoychivost funktsionirovaniya seti svyazi obshchego polzovaniya. Trebovaniya i metody proverki. — M. : Standartinform, 2009. — 19 s.

16. GOST R 53110 — 2008. Sistema obespecheniya informatsionnoy bezopasnosti seti svyazi obshchego polzovaniya. Obshchiye polozheniya. — M. : Standartinform, 2009. — 23 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Головченко Евгений Викторович. Старший преподаватель кафедры управления воинскими частями связи и РТО авиации. Кандидат технических наук.

Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж).

E-mail: ewigo@mail.ru

Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а.

Афанасьев Алексей Дмитриевич. Преподаватель кафедры управления воинскими частями связи и РТО авиации.

Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж).

E-mail: usy_2001@mail.ru

Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а.

Першин Алексей Алексеевич. Слушатель.

Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж).

E-mail: a.pershiny@gmail.com

Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а.

Golovchenko Evgeniy Viktorovich. Senior lecturer of the chair of Management of Military Units of Communication and Aircraft RTS. Candidate of Technical Sciences.

Military educational scientific centre of Air Forces "Air Force Academy named after Professor N. E. Zhu-kovsky and Y. A. Gagarin" (Voronezh).

E-mail: evvigo@mail.ru

Work address: Russia, 394064, Voronezh, Starich Bolshevikov Str., 54a.

Afanas'ev Aleksey Dmitrievich. Lecturer of the chair of Management of Military Units of Communication and Aircraft RTS.

Military educational scientific centre of Air Forces "Air Force Academy named after Professor N. E. Zhu-kovsky and Y. A. Gagarin" (Voronezh).

E-mail: usy_2001@mail.ru

Work address: Russia, 394064, Voronezh, Starich Bolshevikov Str., 54a.

Pershin Aleksey Alekseevich. Listener.

Military educational scientific centre of Air Forces "Air Force Academy named after Professor N. E. Zhu-kovsky and Y. A. Gagarin" (Voronezh).

E-mail: a.pershiny@gmail.com

Work address: Russia, 394064, Voronezh, Starich Bolshevikov Str., 54a.

Ключевые слова: авиационная инфокоммуникационная сеть; теоретико-множественное описание; математическая модель; управление сетью.

Key words: aviation infocommunication network; set-theoretic description; mathematical model; network management.

УДК 303.725.23:623.618.5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.