Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СВОЕВРЕМЕННОСТИ ПЕРЕДАЧИ КОМАНД В СЕТИ ВОЗДУШНОЙ РАДИОСВЯЗИ НА КАЧЕСТВО НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЦЕЛЬ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СВОЕВРЕМЕННОСТИ ПЕРЕДАЧИ КОМАНД В СЕТИ ВОЗДУШНОЙ РАДИОСВЯЗИ НА КАЧЕСТВО НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЦЕЛЬ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
55
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЬ ВОЗДУШНОЙ РАДИОСВЯЗИ / НАВЕДЕНИЕ НА ЦЕЛЬ / ВЕРОЯТНОСТЬ НАВЕДЕНИЯ / СВОЕВРЕМЕННОСТЬ / ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / AIR RADIO COMMUNICATION NETWORK / TARGETING / PROBABILITY OF TARGETING / TIMELINESS / AIRCRAFT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Макаренко С.И., Понаморев А.В.

В известных работах вопросы совершенствования сетей воздушной радиосвязи не связаны с сутью целевых задач, решаемых летательными аппаратами специального назначения. При этом для летательных аппаратов противовоздушной обороны основной такой задачей является наведение аппарата на воздушную цель. Целью статьи является формализация и исследование влияния своевременности передачи команд в сети воздушной радиосвязи, на качество процесса наведения летательного аппарата на цель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Макаренко С.И., Понаморев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE IMPACT OF TIMELINESS OF COMMAND TRANSMISSION IN AN AIR RADIO COMMUNICATION NETWORK ON THE GUIDANCE QUALITY OF AN AIRCRAFT AT A TARGET

There are papers in which improving the air radio communication networks. However, this improvement of the networks is not related to gist of the target tasks that are performed with special purpose aircrafts. At the same time, the main task of an air defense aircraft is to point the aircraft at an air target. The purpose of the paper is to formalize and study the impact of the timeliness of command transmission in the network on the guidance probability of the aircraft on the target.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СВОЕВРЕМЕННОСТИ ПЕРЕДАЧИ КОМАНД В СЕТИ ВОЗДУШНОЙ РАДИОСВЯЗИ НА КАЧЕСТВО НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЦЕЛЬ»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СВОЕВРЕМЕННОСТИ ПЕРЕДАЧИ КОМАНД В СЕТИ ВОЗДУШНОЙ РАДИОСВЯЗИ НА КАЧЕСТВО НАВЕДЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ЦЕЛЬ

С.И. Макаренко1, 2*, А.В. Понаморев3

!Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина), Санкт-Петербург, 197376, Российская Федерация 2ООО «Корпорация «Интел групп», Санкт-Петербург, 197372, Российская Федерация 3Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, Краснодар, 350090, Российская Федерация *Адрес для переписки: mak-serg@yandex.ru

Информация о статье

УДК 623.465

Язык статьи - русский

Ссылка для цитирования: Макаренко С.И., Понаморев А.В. Исследование влияния своевременности передачи команд в сети воздушной радиосвязи на качество наведения летательного аппарата на цель // Труды учебных заведений связи. 2019. Т. 5. № 2. С. 126-131. DOI:10.31854/1813-324X-2019-5-2-126-131

Аннотация: В известных работах вопросы совершенствования сетей воздушной радиосвязи не связаны с сутью целевых задач, решаемых летательными аппаратами специального назначения. При этом для летательных аппаратов противовоздушной обороны основной такой задачей является наведение аппарата на воздушную цель. Целью статьи является формализация и исследование влияния своевременности передачи команд в сети воздушной радиосвязи, на качество процесса наведения летательного аппарата на цель.

Ключевые слова: сеть воздушной радиосвязи, наведение на цель, вероятность наведения, своевременность, летательный аппарат.

Введение

В настоящее время стремительно развиваются сетевые информационные технологии, а их внедрение в достаточно консервативную отрасль специальной связи в виде новых сетевых технологий создает предпосылки для коренного изменения архитектуры и принципов построения сетей специальной связи. Особенную роль среди сетей специальной связи играют сети воздушной радиосвязи (СВРС), предназначенные для управления авиацией Воздушно-космических сил (ВКС). Развитие данных сетей приобретает особую актуальность из-за повышения роли авиации при отстаивании интересов России на удаленных театрах военных действий. В частности, актуальность развития данного направления продемонстрировала операция ВКС России в Сирии.

Вопросам совершенствования СВРС управления военной авиации посвящены работы В.С. Вербы [1], В.Н. Меркулова [1, 2], К.Л. Войткевича [3, 4], П.А. Федюнина и Е.В. Головченко [5, 6], М.С. Иванова и

С.А. Попова [7-9], А.В. Аганесова [7, 8, 10-13], С.В. Смирнова [9, 14-16] и других ученых. Вместе с тем, вопросы совершенствования СВРС в известных работах не связаны с сутью решаемых летательными аппаратами (ЛА) ВКС боевых задач. При этом для ЛА - истребителей ВКС - основной такой задачей является их наведение на воздушную цель. При этом неисследованным остается вопрос влияния характеристик СВРС, по которой осуществляется передача команд управления с наземного пункта управления (ПУ) на ЛА, непосредственно на процесс наведения ЛА на воздушную цель. Наведение осуществляется путем выдачи автоматизированной системой (АСУ), размещенной на ПУ, формализованных команд управления на борт ЛА, по которым последний корректирует свой курс и высоту. Особенностью наведения ЛА в режиме АСУ является то, что команды управления формируются с определенной периодичностью (5-10 с), которая соответствует циклу управления АСУ. При этом АСУ учитывает взаимное положение ЛА и цели именно на момент формирования команд. Однако в процес-

се их доведения до ЛА по СВРС, возникают неучтенные задержки, которые приводят к тому, что на ЛА поступают «устаревшие» команды, которые не учитывают изменения их взаимного расположения ЛА, а также и цели за время передачи команд по СВРС.

Целью статьи является формализация в виде модели закономерности влияния своевременности передачи команд в СВРС (определяется временем задержки передачи команд с ПУ на ЛА), на качество процесса наведения ЛА на цель (определяется вероятностью правильного наведения ЛА на цель). В основу представленной модели положена формализация процессов наведения ЛА, изложенная в работе [17], которая продолжает цикл публикаций [9, 11-13, 18-24], посвященных вопросам совершенствования СВРС управления авиацией ВКС.

Постановка задачи на моделирование

Под вероятностью наведения ЛА будет пониматься вероятность того, что ошибки в положении вектора скорости ЛА в конце наведения относительно направления в расчетную упрежденную точку встречи с целью не превышают допустимых значений. Наведение ЛА на цель осуществляется в горизонтальной и вертикальной плоскостях путем передачи с ПУ на ЛА команд курса и набора высоты и изменения скорости (рисунок 1).

Допустимые ошибки наведения ЛА по курсу и

высоте, которые ЛА способен исправить самотоятельно в процессе бортового поиска

(а/) и высоте (ая). Если цель маневрирует, то возникают динамические ошибки наведения ЛА по курсу то и по высоте тн (где то и тн - математические ожидания законов распределения ошибки наведения по курсу и по высоте). Таким образом, процесс наведения ЛА на цель носит стохастический характер, а его качество может быть оценено таким обобщенным показателем как вероятность правильного наведения (Рн).

Курс цели определяется наземными РЛС и обрабатывается АСУ на ПУ. На основе этих данных АСУ на ПУ формирует команды управления ЛА в каждом цикле управления в реальном масштабе времени. Таким образом, дополнительные задержки передачи команд управления с ПУ на ЛА по СВРС (7зад) в режиме АСУ, с учетом высоких скоростей взаимного движения ЛА и цели, могут приводить к приему ЛА «устаревших» данных, что может привести к снижению вероятности наведения.

Целью моделирования является установление зависимости между задержкой передачи команд управления с ПУ на ЛА по СВРС (Гзад) и вероятностью его правильного наведения на цель (Рн).

Формализация модели

В работе [17] показано, что в общем случае вероятность наведения ЛА на цель имеет вид:

Рн = х Рн, (1)

где Рн/ - вероятность наведения ЛА по курсу; Рнн -вероятность наведения ЛА по высоте.

Представим Рн/ и Рнн через параметры ±Д/доп, а/, ая, ш/, тя с учетом допущения о нормальном распределении ошибок определения координат ЛА и цели:

х ( Ф

тн + А Яд, ан42

тн - АНд, ан^2

(2)

Рис. 1. Схема наведения ЛА на цель

Для наведения по курсу ЛА необходимо попасть в область, ограниченную допустимыми ошибками по курсу ±Д/доп и высоте ±ДЯдоп, которые ЛА сможет исправить в процессе самонаведения с помощью бортовой радиолокационной станции (РЛС). Допустимые ошибки наведения (±Д/доп, ±ДЯдоп) -это допустимые углы отклонения истинной траектории ЛА от рассчитанной на ПУ в положительном и отрицательном направлениях осей координат курса (/) и высоты (Я). ПУ наводит ЛА со случайными ошибками, распределенными по нормальному закону и характеризующимися средне-квадратическими отклонениями ошибок по курсу

где Ф(х) = е (И - интеграл вероятности.

Допустим, что цель маневрирует только по курсу в этом случае тя = 0. Тогда (2) с учетом ±ДЯдоп = ±аОобн (Ообн - дальность обнаружения бортовой РЛС) примет вид:

_ 1 + А^доЛ (Щд - ЩдоП"

Ин 2(Ф( ао^2 ) Ф( а0^2 у

хФ

аД

обн

4^2)'

(3)

В работе [17] указывается, что ошибка в наведении ЛА на цель по высоте ведет к срыву боевой задачи. Тем самым делается вывод, что ЛА должен наводиться на цель без ошибок в вертикальной

х

а

плоскости. Для современных ЛА ошибка наведения по высоте не критична и с учетом этого можно ввести допущение об отсутствии динамических ошибок наведения ЛА в вертикальной плоскости. В этом случае Рнн = 1, а выражение (3) примет вид:

р 1/ФМз+Аедо„ н 2/ ( acV2

- А^д

V2

(4)

JQ

В выражении (4) mQ определяется маневром цели по курсу (в рад) и не зависит от ЛА и ПУ. Параметр ДQдоп определяется допустимыми ошибками по курсу, которые ЛА может исправить в процессе самонаведения (для ЛА типа СУ-27 этот показатель составляет порядка ДQдоп = 300). Однако параметр OQ зависит от скорости ЛА, и самое главное, от момента формирования команд в АСУ и своевременности их передачи по СВСР на борт. Определим aQ как:

_2 _

^ЛА

(5)

Ах — аж — КлдТзад.

(6)

А7Лд —

(7)

Из (7) определим дисперсию в определении скорости ЛА:

а^АК — М[А7а2к] — M

Ахк2 + Ахн2

2АхкАхн

Т2

ai + ai + 2Д

(8)

Хк^н

Т2

2 _2a|

а^АК — Т2 '

Подставляя (6) в (9) и (9) в (5) получим:

a*V2_ 7^V2

Т

1 н

(9)

(10)

Окончательно, подставив (10) в (4) получим функцию расчета вероятности наведения ЛА на цель (Рн), при управлении его с ПУ, в зависимости

Средняя квадратичная ошибка в скорости ЛА а^ЛА при наведении зависит от скорости ЛА (Кла) и задержки передачи команд управления на борт ЛА (Гзад). Допустим, что скорость ЛА Кла на этапе наведения является постоянной величиной. Тогда ошибка в определении его координат будет завесить только от задержки передачи команд:

от своевременности передачи команд управления в СВРС (Гзад):

Рн — 1 (ф (^Х^ДО")) - Ф (^Х^))' (11)

В выражении (11) физический смысл параметра mQ - математическое ожидание маневра цели, которое направленно на уклонение от ЛА, выраженное в радианах. Физический смысл параметра ДQдоп - значение ошибок в определении курса цели (в том числе и вследствие ее маневра), которые ЛА может исправить самостоятельно по данным бортовой РЛС. Выражение mQ ± ДQдоп соответствует ошибкам в определении курса, которые ЛА не может исправить самостоятельно, и, соответственно, эта ошибка является определяющей при снижении вероятности наведения вследствие маневра цели.

Исследование вероятности наведения ЛА на цель в зависимости от своевременности передачи команд в СВРС

Качественные зависимости вероятности наведения ЛА на цель для различных значений маневра цели mQ и своевременности передачи команд по каналу управления в СВРС представлена на рисунке 2.

Из-за ошибок в определении координат ЛА начала (Дхн) и конца (Дхк) отрезка, проходимого за время наблюдения Тн (которая соответствует дискретности выдачи команд АСУ с ПУ) возникают ошибки в определении скорости ЛА:

CL

С сц

к s

I

О)

ч: ш

1

0,8

0,6

ш

ш 0,5

N \ S Л \ шв=0° 0,85

— — — \ ---ч mQ=100 у £ 0,75

me=20° у / ч N

Вследствие независимости ошибок Дхн и Дхк корреляционный моментйЖкЖн — 0, а ахи = ахк = а*. Поэтому:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 12 3 4

Своевременность Тзад передачи команд по каналу управления ЛА в СВРС [с]

Рис. 2. Вероятности наведения ЛА на цель при различных значениях маневра цели шд и своевременности передачи команд по каналу управления в СВРС

Анализ графических зависимостей (см. рисунок 2) позволяет сделать вывод: даже при наведении ЛА на не маневрирующую цель (mQ = 0) задержки, возникающие при передаче команд в СРВС, приводят к значительному снижению вероятности наведения вследствие расхождения истинных координат ЛА и цели с рассчитанными в АСУ на момент выдачи команды.

Так как команды передаются в общем составе трафика циркулирующего в канале управления, а интенсивность этого трафика зависит от этапов полета и носит нестационарный характер, то для обеспечения заданного уровня вероятности наведения ЛА на цель необходимо адаптировать скорость канала управления ЛА в СВРС к интенсивности трафика в нем. Это позволит обеспечить при-

Q

т

н

емлемую своевременность передачи команд управления, и как следствие - заданную вероятность наведения ЛА на цель.

Заключение

Представленная модель позволяет установить аналитическую зависимость между вероятностью наведения ЛА на цель и своевременностью передачи команд между ПУ и ЛА по каналу управления в СВРС. В результате исследования итоговой функциональной зависимости установлено, что даже при наведении ЛА на не маневрирующую цель, задержки, возникающие при передаче команд в СРВС, приводят к значительному снижению вероятности наведения вследствие расхождения истинных координат ЛА и цели с рассчитанными в АСУ на момент выдачи команды.

Элементами новизны данной модели, отличающей ее от других моделей процесса наведения ЛА на цель, например [25-27], является то, что модель формализует процесс наведения истребителя ВКС на цель с учетом зависимости вероятности его наведения от средне-квадратичного отклонения определения курса цели и выдачи его на ЛА, которые в свою очередь зависят от своевременности передачи этих данных по каналу управления в составе СВРС.

Вместе с тем, представленная модель не учитывает координатометрию ЛА и цели, законы их управления, возможности наземных и бортовых РЛС по устранению ошибок путем самонаведения. Данные аспекты планируется учесть путем дальнейшего развития представленной в статье модели.

Список используемых источников

1. Верба В.С., Меркулов В.И. Теоретические и прикладные проблемы разработки систем радиоуправления нового поколения // Радиотехника. 2014. № 5. С. 39-44.

2. Меркулов В.И., Канащенков А.И., Чернов В.С., Дрогалин В.В., Антипов В.Н., Анцев Г.В. и др. Авиационные системы радиоуправления. Том 3. Системы командного радиоуправления. Автономные и комбинированные системы наведения. М.: Радиотехника, 2004. 320 с.

3. Войткевич К.Л. Методы управления трафиком в наземно-воздушных сетях связи. Дис. ... докт. техн. наук Нижний Новгород: НПП «Полет», 1998. 375 с.

4. Войткевич К.Л. Опыт по созданию бортовых комплексов связи для самолетов тактического звена управления // Системы и средства связи, телевидения и радиовещания. 2009. № 1-2. С. 42-43.

5. Головченко Е.В., Федюнин П.А., Дьяченко В.А., Стафеев М.А. Авиационные инфокоммуникационные сети: монография. Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2018. 157 с.

6. Федюнин П.А., Головченко Е.В., Афанасьев А.Д. Показатели устойчивости авиационной информационно-телекоммуникационной сети // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2018. № 1. С. 118-122.

7. Аганесов А.В., Иванов М.С., Попов С.А. Применение Mesh-технологий в системах межсетевого обмена с целью повышения пропускной способности каналов связи // Охрана, безопасность, связь. 2017. № 1-1. С. 196-203.

8. Аганесов А.В., Иванов М.С., Попов С.А., Шунулин А.В. Повышение пропускной способности сети воздушнокосми-ческой радиосвязи за счет использования Mesh-технологий в системах межсетевого обмена // Теория и техника радиосвязи. 2016. № 2. С. 12-16.

9. Смирнов С.В., Макаренко С.И., Иванов М.С., Попов С.А. Единая сеть воздушной радиосвязи управления авиацией с АК РЛДН основанная на децентрализованном принципе ретрансляции информационных потоков // Инфокоммуникационные технологии. 2018. Т. 16. № 1. С. 57-68. DOI:10.18469/ikt.2018.16.1.06

10. Аганесов А.В. Модель сети воздушной радиосвязи на основе протокола случайного множественного доступа CSMA/CA // Системы управления, связи и безопасности. 2015. № 1. С. 67-97.

11. Аганесов А.В., Макаренко С.И. Модель воздушно-космической сети связи с иерархическим принципом ретрансляции информационных потоков // Радиотехнические и телекоммуникационные системы. 2015. № 4(20). С. 43-51.

12. Аганесов А.В., Макаренко С.И. Модель объединенной воздушно-космической сети связи с децентрализованным принципом ретрансляции информационных потоков на основе МезЬ-технологий // Инфокоммуникационные технологии. 2016. Т. 14. № 1. С. 7-16. DOI:10.18469/ikt.2016.14.1.01

13. Аганесов А.В., Макаренко С.И. Балансировка информационной нагрузки между воздушным и космическим сегментами объединенной воздушно-космической сети связи построенной на основе Mesh-технологий // Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли. 2016. Т. 8. № 1. С. 17-25.

14. Смирнов С.В. Анализ исследований в области авиационной радиосвязи и обоснование перспективных путей совершенствования сетей радиосвязи управления авиацией с авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения // Системы управления, связи и безопасности. 2017. № 3. С. 1-27.

15. Смирнов С.В. Анализ способов и средств управления авиацией с авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения // Системы управления, связи и безопасности. 2017. № 2. С. 69-100.

16. Смирнов С.В. Модель сети воздушной радиосвязи для управления авиацией с авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения // Системы управления, связи и безопасности. 2017. № 2. С. 165-181.

17. Абрамов В.Н. Боевое применение и боевая эффективность авиационных комплексов войск ПВО страны. М.: Военное издательство МО СССР, 1979. 520 с.

18. Макаренко С.И., Сапожников В.И., Захаренко Г.И., Федосеев В.Е. Системы связи: учебное пособие для студентов (курсантов) вузов. Воронеж: ВАИУ, 2011. 285 с.

19. Макаренко С.И. Перспективы и проблемные вопросы развития сетей связи специального назначения // Системы управления, связи и безопасности. 2017. № 2. С. 18-68.

20. Макаренко С.И. Описательная модель сети связи специального назначения // Системы управления, связи и безопасности. 2017. № 2. С. 113-164.

21. Макаренко С.И. Робототехнические комплексы военного назначения - современное состояние и перспективы развития // Системы управления, связи и безопасности. 2016. № 2. С. 73-132.

22. Макаренко С.И. Адаптивное управление скоростями логических соединений в канале радиосвязи множественного доступа // Информационно-управляющие системы. 2008. № 6. С. 54-58.

23. Понаморев А.В. Анализ исследований и обоснование задач развития авиационных сетей воздушной радиосвязи боевого управления авиацией за счет адаптации каналов управления летательными аппаратами к параметрам передаваемого в них трафика // Экономика и качество систем связи. 2018. № 2(8). С. 42-52.

24. Понаморев А.В. Повышение эффективности функционирования сети воздушной радиосвязи боевого управления авиацией путем адаптации каналов управления к интенсивности передаваемого в них трафика // Экономика и качество систем связи. 2018. № 3(9). С. 29-46.

25. Анциферов А.А., Богданов А.В., Бондарев В.Н., Гарин Е.Н., Гончаров А.М., Кучин А.А. и др. Синтез оптимальных алгоритмов наведения летательных аппаратов на групповую воздушную цель // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Техника и технологии. 2017. № 10(2). С. 169-182. DOI:10.17516/1999-494X-2017-10-2-169-182

26. Киселев М.А. Методика и результаты решения задачи преследования подвижного объекта двухступенчатой динамической системой // Научный Вестник МГТУ ГА. 2017. Т. 20. № 2. С. 57-64.

27. Леньшин А.В., Лихачев В.П., Рязанцев Л.Б. Моделирование процесса самонаведения истребителя на маневренную воздушную цель в интересах оценки точности вычисления точки прицеливания // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. № 1. С. 109-115.

* * *

STUDY OF THE IMPACT OF TIMELINESS OF COMMAND TRANSMISSION IN AN AIR RADIO COMMUNICATION NETWORK ON THE GUIDANCE QUALITY OF AN AIRCRAFT AT A TARGET

S. Makarenko1, 2, A. Ponamorev3

JSaint Petersburg Electrotechnical University "LETI", St. Petersburg, 197376, Russian Federation 2Intel Group Corporation ltd, St. Petersburg, 197372, Russian Federation 3Krasnodar Higher Military Aviation College of Pilots, Krasnodar, 350090, Russian Federation

Article info

Article in Russian

For citation: Makarenko S., Ponamorev A. Study of the Impact of Timeliness of Command Transmission in an Air Radio Communication Network on the Guidance Quality of an Aircraft at a Target. Proceedings of Telecommunication Universities. 2019;5(2):126-131. (in Russ.) Available from: https://doi.org/10.31854/1813-324X-2019-5-2-126-131

Abstract: There are papers in which improving the air radio communication networks. However, this improvement of the networks is not related to gist of the target tasks that are performed with special purpose aircrafts. At the same time, the main task of an air defense aircraft is to point the aircraft at an air target. The purpose of the paper is to formalize and study the impact of the timeliness of command transmission in the network on the guidance probability of the aircraft on the target.

Keywords: air radio communication network, targeting, probability of targeting, timeliness, aircraft. References

1. Verba V.S., Merkulov V.I. Heoretical and practical problems of designing next generation of radio guidance systems. Radiotekhnika. 2014;5:39-44. (in Russ.)

2. Merkulov V.I., Konashenkov A.I., Chernov V.S., Dragalin V.V., Antipov V.N., Antsev G.V., et al. Aviatsionnye sistemy radioupravleniia. Tom 3. Sistemy komandnogo radioupravleniia. Avtonomnye i kombinirovannye sistemy navedeniia [Aviation Radio System. Volume 3. Command Radio Control. Autonomous and Combined Guidance System]. Moscow: Radiotekhnika Publ.; 2004. (in Russ.)

3. Voitkevich K.L. Metody upravleniia trafikom v nazemno-vozdushnykh setiakh sviazi [Methods of Traffic Management in Ground-Air Communication Networks]. D.Sc Thesis. Nizhni Novgorod: Nauchno-Proizvodstvennoe Predpriiatie Polet Publ.; 1998. (in Russ.)

4. Voitkevich K.L. Opyt po sozdaniiu bortovykh kompleksov sviazi dlia samoletov takticheskogo zvena upravleniia [Experience in Creating on-Board Communication Systems for Aircraft Tactical Control]. Sistemy i sredstva sviazi, televideniia i radioveshchaniia. 2009;1-2:42-43 (in Russ.)

5. Golovchenko E.V., Fedyunin P.A. Djachenko V.A., Stafeev M.A. Aviacionnye infokommunikacionnye seti. Monografiya [Aviation Infocommunication Networks. Monograph]. Voronehz: Military Ttraining and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy Named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin" Publ.; 2018. 157 p. (in Russ.)

6. Fedyunin P.A., Golovchenko E.V., Afanasev A.D. Parameters of stability of aviation information and telecommunications network. Vestnik of Voronezh Institute of the Russian Federal Penitentiary Service. 2018;1:118-122. (in Russ.)

7. Aganesov A.V., Ivanov M.S., Popov S.A. Application Mesh-TexHo^orHH in Systems of the Gateway Exchange for the Purpose of Increase of Throughput of Communication Channels. Okhrana, bezopasnost, sviaz. 2017;1-1:196-203. (in Russ.)

8. Aganesov A.V., Ivanov M.S., Popov S.A., Shunulin A.V. Increasing space-air communications system network bandwidth using mesh technology in interworking systems. Radio Communication Theory and Equipment. 2016;2:12-16. (in Russ.)

9. Smirnov S.V., Makarenko S.I., Ivanov M.S., Popov S.A. AWACS guided integrated aircraft control radio network based on decentralized routing. Infokommunikacionnye tehnologii. 2018;16(1): 57-68. (in Russ.) Available from: https://doi.org/10. 18469/ikt.2018.16.1.06

10. Aganesov A.V. Model of Radio Network with CSMA/CA Protocol. Systems of Control, Communication and Security. 2015;1:67-97 (in Russ.)

11. Aganesov A.V., Makarenko S.I. Aerospace communications network model with traffic routing hierarchical principle. Radio and telecommunication systems. 2015;4(20):43-51. (in Russ.)

12. Aganesov A.V., Makarenko S.I. Model of united airspace network with decentralized traffic routing based on Mesh technologies. Infocommunikacionnye tehnologii. 2016;14(1):7-16. (in Russ.) Available from: https://doi.org/10.18469/ikt.2016.141.01

13. Aganesov A. V., Makarenko S. I. The traffic balancing method between aero and space segments in aerospace network based on Mesh-technology. H&ES Research. 2016;8(1):17-25. (in Russ.)

14. Smirnov S.V. Analysis of Researches in Field of Aeronautical Telecommunication and Justification of New Ways of Improvement of Radio Network of AWACS. Systems of Control, Communication and Security. 2017;3:1-27. (in Russ.)

15. Smirnov S.V. The Analysis of Ways and Means to Control the Aircrafts from AWACS. Systems of Control, Communication and Security. 2017;2:69-100. (in Russ.)

16. Smirnov S.V. Air radio network model for AWACS-controlled aircraft. Systems of Control, Communication and Security. 2017;2:165-181. (in Russ.)

17. Abramov V.N. Boevoe primenenie i boevaya effektivnost aviacionnyh kompleksov vojsk PVO strany [Combat Use and Combat Effectiveness of Air Defense Systems of the Country]. Moscow: Ministry of Defence USSR Publ.; 1979. (in Russ.)

18. Makarenko S.I., Sapozhnikov V.I., Zakharenko G.I., Fedoseev V.E. Sistemy sviazi [Radio Communications System]. Voronezh: Military Aviation Engineering University Publ.; 2011. (in Russ.)

19. Makarenko S.I. Prospects and Problems of Development of Communication Networks of Special Purpose. Systems of Control, Communication and Security. 2017;2:18-69. (in Russ.)

20. Makarenko S.I. Descriptive Model of a Special Purpose Communication Network. Systems of Control, Communication and Security. 2017;2:113-164. (in Russ.)

21. Makarenko S.I. Military Robots - the Current State and Prospects of Improvement. Systems of Control, Communication and Security. 2016;2:73-132. (in Russ.)

22. Makarenko S.I. Adaptivnoe upravlenie skorostiami logicheskikh soedinenii v kanale radiosviazi mnozhestvennogo dostupa [Adaptive Control Speed Logical Connections in the Radio Multiaccess Channel]. Information and Control Systems. 2008;6:54-58. (in Russ.)

23. Ponamorev A.V. Analysis of research and justification of problems of the development of aviation radio communication networks for combat control of aviation by adapting the control channels of aircraft to the parameters of the traffic transmitted in them. Ekonomika i kachestvo sistem svyazi. 2018;2(8):42-52. (in Russ.)

24. Ponamorev A.V. Improving the efficiency of functioning the air radio communication network of a combat aviation management by adapting the control channels to the intensity of the transferable traffic. Ekonomika i kachestvo sistem svyazi. 2018;3(9):29-46. (in Russ.)

25. Antsiferov A.A., Bogdanov A.V., Bondarev V.N., Garin E.N., Goncharov A.M., Kuchin A.A., et al. Synthesis of Optimum Algorithms of Aircraft Guidance at the Group Aerial Target. Journal of Siberian Federal University. Engineering & Technologies. 2017;10(2):169-182. (in Russ.) Available from: https://doi.org/10.17516/1999-494X-2017-10-2-169-182

26. Kiselev M.A. Methodology and results of mobile object pursuit problem solution with two-stage dynamic system. Civil Aviation High Technologies. 2017;20(2):57-64. (in Russ.)

27. Lenshin A.V., Likchachev V.P., Ryazantcev L.B. Modelling of the fighter homing guidance on maneuver air target for evaluation of the accuracy of computing aiming point. Vestnik Voronezh Institute of the Ministry of Interior of Russia. 2012;1:109-115. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.