УДК 65(091)
Р. Р. Чанышев (д.т.н., дир., с.н.с.)1, Ф. Ш. Вильданов (к.т.н., доц.)2,
Ф. Н. Латыпова (к.х.н., доц.)3, А. В. Мамлиева (студ.), Р. Р. Шириязданов (к.т.н., доц.)2
«_» _ ___ _ «_»
диметиловыи эфир - альтернативный вид нефтегазохимического сырья и топлива
1 НИИ малотоннажных химических продуктов и реактивов Уфимского государственного нефтяного технического университета 450029, г. Уфа, ул. Ульяновых, 75; тел. (3472) 2431712 Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2кафедра нефтехимии и химической технологии 3кафедра общей и аналитической химии 450062, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1; e-mail: [email protected]
R. R. Chanyshev1, F. Sh. Vildanov2, F. N. Latypova2, A. V. Mamlieva2, R. R. Shiriyazdanov2
dimethyl ether - the alternative kind of gaz and petrochemical raw materials and fuel
1 Scientific-Research Institute of Low-Tonnage Chemical Products and Reagents 75, Uljanovykh Str, 450029, Ufa, Russia; ph. (347)2431712 2Ufa State Petroleum Technological University 1, Kosmonavtov Str., 450062, Ufa, Russia; e-mail: [email protected]
Обзор перспективных направлений использования диметилового эфира показал возможность успешного внедрения ДМЭ в качестве самостоятельного и смесевого моторного топлива для дизельных двигателей. Отражены перспективы применения ДМЭ для синтеза легких олефинов и отдельных видов нефтегазохимической продукции. Описаны преимущества транспортировки диметилового эфира в сжиженном виде. Приводятся сведения об основных методах синтеза ДМЭ из различных видов традиционного и альтернативного сырья.
Ключевые слова: альтернативное топливо; диметиловый эфир; ДМЭ; нефтегазохимия; синтез-газ; химическое сырье.
При финансовой поддержке со стороны Минобрнауки России в рамках базовой части государственного задания №>2014/241, НИР №.1812.
Разработка эффективных технологий получения альтернативных видов топлива, сырья и полупродуктов для химических производств в последние годы стала устойчивой тенденцией развития мировой промышленности и экономики. В решающей степени этому способствуют постепенное истощение ископаемых энергоресурсов и ухудшающаяся экологическая обстановка во всем мире. Шаги в этом направлении для Российской Федерации про-
Дата поступления 15.08.14 20
The basic perspective directions of using dimethyl ether (DME) are considered. Possibility of successful introduction the DME as independent and mix motor fuel for diesel engines is shown. Prospects of application the DME for synthesis easy olefins and separate kinds of gaz and petrochemical production are adduced. Advantages of transportation of dimethyl ether in condensed condition are described. Data on the basic methods of the DME synthesis from various kinds of traditional and alternative raw materials are resulted.
Key words: alternative fuel; chemical raw materials; dimethyl ether (DME); gaz and petrochemical industry; synthesis-gas.
With financial support from the Ministry of Education and Science of Russia in the framework of the base part of the state task №2014/241, project №q1812
диктованы, прежде всего, необходимостью сохранения собственных запасов нефти и газа и устойчивого развития в составе мирового экономического сообщества, скорейшего перехода от «сырьевой» экономики к полному циклу производства ценной нефтегазохимической продукции как для внутреннего потребления, так и экспортных поставок с одновременным повышением качества и расширением ассортимента до мировых показателей. Одним из пер-
спективных направлении развития альтернативной сырьевой базы для получения топлив и химических продуктов является производство диметилового эфира (ДМЭ).
Диметиловый эфир, метоксиметан, древесный эфир, метиловый эфир) Н3С-О-СН3 — простой эфир, бесцветный газ с характерным эфирным запахом, напоминающим хлороформ 1. Во второй половине XX в. приобрел важное практическое значение в широком диапазоне областей применения (рис. 1) — начиная от успешной попытки первого практического внедрения в начале 1960-х гг. фирмой Akzo Nobel (Нидерланды) в качестве пропел-лента в аэрозольных баллонах до современной отрасли моторных топлив, где этот эфир предлагается к использованию в дизельных двигателях 2. В нефтегазохимическом синтезе диме-тиловый эфир выступает в качестве промежуточного продукта в процессах получения ценных химических соединений. При этом ДМЭ зачастую может выступать как в качестве ин-термедиата, так и в виде самостоятельного исходного сырья или выделенного из реакционной среды промежуточного продукта. ДМЭ обладает крайне низкой токсичностью и нулевым значением потенциала озоноразрушения, что позволяет успешно использовать его в качестве хладагента, пропеллента в производстве
аэрозолей, растворителя, компонента парфюмерных и косметических композиций и т.п.
Исходным сырьем для получения ДМЭ служит синтез-газ (рис. 2). На сегодняшний день наиболее распространенными источниками для промышленного производства синтез-газа являются углеводороды нефти и природного газа. Однако стоит отметить, что в последние годы большое внимание уделяется реализации проектов получения синтез-газа из каменных углей (подземная газификация) 3, попутного нефтяного газа, а также конверсии бытовых отходов и биомассы (получение биогаза, газификация). В последнем случае получаемый конечный продукт получил название био-ДМЭ 4.
Современные технологии получения ДМЭ основаны на конверсии синтез-газа двумя различными способами:
1. Классический двухстадийный синтез через получение и каталитическую дегидратацию метанола 5:
2СО + 4Н2 ^ 2СН3ОН 2СН3ОН ^ СН3ОСН3 + Н2О
Процесс осуществляется при относительно невысоких температурах (260—300 0С), под давлением 5—10 МПа на А12О3 и других катализаторах дегидратации 6.
Рис. 1. Области применения диметилового эфира
Г Природный ^ газ
1 г
Риф о рминг
Синтез-газ
Газификация
II
Синтез метанола
Биомасса,
уголь, тяжелые нефтяные остатки
Синтез ДМЭ
■ метанол
Ректификация
Синтез ДМЭ
►ДМЭ
Ректификация
метанол
{
вода
вода
Рис. 2. Интегрированная схема получения диметилового эфира из различных видов сырья: I — прямой конверсией синтез-газа; II — двухстадийным синтезом через метанол.
2. Прямой синтез, представляющий собой
" 7
одновременное протекание реакций 7:
СО + 2Н2 ^ СН3ОН СО2 + 3Н2 ^ СН3ОН + Н2О
СО + Н2О ^ СО2 + Н2 2СН3ОН ^ СН3ОСН3 + Н2О
Весь процесс осуществляется в едином реакционном пространстве с большим тепловым эффектом, поэтому требует постоянного отвода тепла из аппарата. Температура процесса 240-280 0С, давление - 3-10 атм.
Процесс прямого синтеза ДМЭ из синтез-газа стал возможен с появлением так называемых «бифункциональных» катализаторов 8. Этот способ имеет главное преимущество - существенно большую степень конверсии синтез-газа (до 90% против 10-15 %) и отсутствие необходимости организации многократного ре-циркулирования реакционной смеси через поверхность катализатора. Однако прямой синтез ДМЭ - одна из самых сложных технологических операций конверсии синтез-газа, поэтому коммерческая реализация проектов с использованием этого способа сопряжена с необходимостью оптимизации процесса с точки зрения термодинамики, энергосбережения и экологии. Тем не менее, проектируемые производства прямого синтеза ДМЭ экономически более выгодны, поскольку требуют меньших эксплуатационных и капитальных затрат 9.
Для обеспечения процесса синтеза ДМЭ через метанол в технологической схеме предусматривают последовательную установку двух реакторов - соответственно для стадий
синтеза и дегидратации метанола. Для второго способа достаточно одного реактора, в котором проходят все необходимые превращения. В обоих случаях возможно использование различных типов реакторов. Реакторы с неподвижным слоем катализатора используются для реализации обоих способов получения ДМЭ и получили распространение благодаря простоте и относительно низкой стоимости изготовления, однако, высокие температуры процессов синтеза метанола и ДМЭ приводят к постепенному спеканию и дезактивации поверхности катализатора, что приводит к частой замене последнего. Широкое распространение в коммерческих технологиях прямого синтеза ДМЭ получили суспензионные реакторы, отличающиеся высоким коэффициентом теплопередачи и малыми капиталовложениями 10. На сегодняшний день этот тип реакторов рассматривается как наиболее приемлемый при проектировании крупнотоннажных производств ДМЭ. Реакторы с псевдоожиженным слоем пока не получили коммерческого применения, однако их несомненные достоинства (равномерное распределение реакционной смеси и катализатора в слое, температурный контроль процесса) обуславливают повышенный интерес со стороны исследовательских групп. Немалое внимание уделяется также разработке новых конструкций реакторов (микроструктурированные, мембранные и др.) и комбинированных схем с использованием тепла реакций синтеза ДМЭ для эндотермических процессов 11-13.
Безусловно, наиболее благоприятные перспективы использования ДМЭ связаны с его высокими топливными характеристиками (табл. 1).
Таблица 1
Некоторые физические свойства ДМЭ и других углеводородных топлив 14
Показатель ДМЭ Пропан Бутан Метан Метанол Дизельное топливо
Химическая формула CH3OCH3 C3H8 C4H10 CH4 CH3OH
Температура кипения,°С -25.1 -42.0 -0.5 -161.5 64.6 180-370
Плотность при 20 °С, г/см3 0.67 0.49 0.61 0.42 0.79 0.84
Давление насыщенных паров при 25 °С, МПа 0.61 0.93 0.21 24.6 - -
Температура воспламенения, °С 235 470 372 650 470 250
Предел взрываемости, % 3.4-17 2.1-9.4 1.5-8.5 5-15 5.5-26 0.6-7.5
Цетановое число 55-60 5 - 0 5 40-55
Низшая теплота сгорания, кДж/кг 28900 46500 45800 50300 21100 42500
Температура вспышки, °С -70 -96 -69 -188 15.6 +70
Применение ДМЭ в качестве моторного топлива для дизельных двигателей, а также возможность его использования в качестве химического сырья были обоснованы в 1995 г. на Конгрессе Общества инженеров автомобилестроения в г. Детройте (США) специалистами компаний Amoco Corp. (США), Haldor-Topsoe (Дания), AVL List (Австрия), Navistar (США), Технологического университета Дании и др. 15.
С этого момента диметиловый эфир стал одним из самых популярных видов альтернативных моторных топлив. Несмотря на то, что ДМЭ уступает традиционному дизельному топливу в энергоемкости (что приводит к увеличению объемного расхода топлива), смазывающей способности и вязкости 16, он имеет ряд неоспоримых преимуществ. Высокое содержание кислорода и отсутствие С-С-связей в молекулярной структуре ДМЭ обуславливает его эффективное сгорание в дизельном двигателе 17. В сравнении с нефтяным дизельным топливом ДМЭ обладает более высоким цета-новым числом (55—60), низкой температурой кипения (—25 °С) и воспламенения (235 °С), а также не содержит серы и ее соединений 18, что в совокупности способствует существенному снижению уровня выбросов сажи и окислов азота и серы в выхлопных газах, общему снижению уровня шума и повышению ресурса двигателя. Высокие пусковые характеристики ДМЭ-топлива позволяют использовать его в условиях низких температур. Применение ДМЭ не требует серьезной доработки существующих конструкций дизельных двигателей 19. Более того, имеющаяся инфраструктура газозаправочных станций, обслуживающих транспортные средства сжиженным природным газом, полностью пригодна и для обслуживания автомобилей, работающих на ДМЭ-топливе ввиду схожести физических свойств последнего с пропан-бутановыми смесями (табл. 1) 20.
Большую популярность ДМЭ приобрел в странах Азии в качестве добавки к попутному нефтяному (ПНГ) и природному (СПГ) газу (на практике применяют смеси с 5—20 %-до-бавкой ДМЭ) с получением экологически чистого бытового топлива, позволяющего значительно снизить количество сажи и вредных выбросов при приготовлении пищи 21-23.
Немалый интерес представляет вовлечение ДМЭ в процессы газонефтехимического синтеза. Этилен и пропилен являются одними из самых потребляемых продуктов нефтехимии и предназначены, главным образом, для дальнейшей переработки в широкую гамму химических продуктов. Традиционно олефи-ны в настоящее время получают пиролизом бензиновой и газойлевой фракций нефти. Эти соединения могут быть также получены в процессе крекинга нафты в качестве побочных продуктов, однако главной трудностью в данном случае является соблюдение заданного качества олефинов. Между тем, рост объемов потребления олефинов и замедление темпов роста объемов добычи и переработки нефти в последние годы обуславливает активное вовлечение природного газа в состав сырьевой базы отечественных нефтехимических производств и его конверсию в низшие олефины. Одним из перспективных способов их получения из природного газа является предварительная конверсия природного газа в синтез-газ (СО + Н2) с последующим получением и переработкой ДМЭ и метанола. В последние годы многие компании осуществляют активную разработку и промышленное внедрение методов получения легких олефинов из ДМЭ или смесей мета-нол—ДМЭ. Одной из первых фирм, заявивших о технической возможности проведения такого процесса, является компания MOBIL Oils, специалисты которой во время энергетического кризиса 1970-80-х гг. разработали про-
цесс конверсии метанола в бензин (MTG). Процесс включал промежуточное образование ДМЭ, его конверсию в легкие олефины и их дальнейшую переработку в компоненты бензина. Позднее, аналогичные процессы, разработанные другими компаниями, были полностью направлены на получение олефинов и объединены под одной аббревиатурой MTO (Methanol-To-Olefins). Их особенностью является использование цеолитных катализаторов SAPO- и ZSM-типа, позволившее значительно повысить выход легких олефинов, причем ДМЭ стало возможно использовать не только в качестве интермедиата, но и как исходное сырье. Компании Lurgi и Japan Gas Chemicals разработали процесс MTP (Methanol-to-Propylene) конверсии метанола, диметилового
эфира или их смеси с высокой селективностью 24
по пропилену \
Большая работа по разработке промышленных процессов конверсии метанола и ДМЭ в олефины ведется и в России. Ведущим научным центром в этой области является Институт нефтехимического синтеза им. А.В.Топчиева РАН (ИНХС РАН). Коллективом этого института разработан процесс конверсии синтез-газа в ДМЭ в одну стадию с переработкой последнего в легкие олефины. Такой процесс требует значительно меньших объемов капиталовложений в сравнении с зарубежными технологиями, более экологичен по сравнению с аналогичными процессами получения ДМЭ через метанол. Кроме того, ученые ИНХС РАН добились существенного снижения теплового эффекта на стадии синтеза олефинов из ДМЭ. Процесс осуществляется с применением высокоэффективного катализатора собственной разработки и позволяет при более низких температурах получать низшие олефины с выходом, сравнимым с коммерческими «мета-
Литература
1. Грехов Л. В., Марков В. А. // Транспорт на альтернативном топливе.— 2010.— №3(15).— C. 62.
2. Крылов И. Ф., Емельянов В. Е. // Мир нефтепродуктов.— 2007.— № 2.— С. 38.
3. Кондырев Б. И., Белов А. В., Иванов А. Н. // Горный информационно-аналитический бюллетень.- 2005.- Т. 12, №3.- С. 177.
4. Silalertruksa T., Gheewala S.H., Sagisaka M., Yamaguchi K. // Applied Energy.- 2013.-№112.- P.560.
5. Yaripour F., Baghaei F., Schmidt I., Perregaard J. // Catalysis Communications.- 2005.- №6.-P.147.
6. Khandan N., Kazemeini M., Aghaziarati M. // Iranian Journal of Chemical Engineering.-2009.- V.6, №1.- P.3.
нольными» процессами, предлагаемыми зарубежными фирмами 25.
Еще одним перспективным направлением использования ДМЭ в химическом синтезе является промышленное получение формальдегида 26. Формальдегид является одним из наиболее важных промежуточных продуктов химической промышленности, позволяющим получить большой ассортимент полимеров- ре-актопластов и других продуктов промышленного органического синтеза.
ДМЭ имеет существенно более высокую в сравнении с природным газом температуру сжижения (—24.5 0С), что открывает новые возможности транспортировки ДМЭ в отсутствие трубопроводов на большие расстояния в жидком виде как до производителей тепловой и электроэнергии, так и на промышленные нефтехимические производства. Ряд исследователей приводит данные о 10-кратном снижении затрат на производство и транспортировку ДМЭ по сравнению со сжиженным природным газом 14,27.
В настоящее время объемы производства ДМЭ в мире быстро увеличиваются. В КНР с 2006 г. действует государственная программа общей стоимостью 130 млрд. долл, регламентирующая расширенное применение ДМЭ в качестве прямого автомобильного топлива до 2020 г. 28. В Швеции и Дании на ДМЭ-топливо полностью переведен общественный транспорт 29. Заводы по производству ДМЭ строятся в Корее, Японии, Иране и ряде других стран. Уровень современных разработок позволяет надеяться на снижение стоимости и увеличение объемов производства ДМЭ из биомассы, бытовых и промышленных отходов, угля, что позволит этому продукту успешно конкурировать с традиционными видами нефтехимического сырья и нефтяных моторных топлив.
References
1. Grekhov L. V., Markov V. A. Efiry — perspek-tivnye al'ternativnye motornye topliva dlya dizel'nykh dvigatelei [Ethers — perspective alternative motor fuels for diesel engines]. Transport na al'ternativnom toplive, 2010, no. 3(15), pp. 62-71.
2. Krylov I. F., Emel'yanov V. E. Al'ternativnye dizel'nye topliva. Dimetilovyi efir [Alternative diesel fuels. Dimethyl ether]. Mir nefteproduktov [World of oil products], 2007, no. 2, pp. 38-39.
3. Kondyrev B. I., Belov A. V., Ivanov A. N. Novye tekhnicheskie resheniia v tekhnologii podzemnoi gazifikatsii kak faktor aktualizatsii ee primeneniia na ugol'nykh mestorozhdeniiakh Dal'nego Vostoka [New technical solutions in the underground gasification technology as a factor in the actualization of its application in the coal fields
7. Stiefel M., Ahmad R., Arnold U., Doring M. // Fuel Processing Technology.— 2011.— V.92, Iss. 8.- P.1466.
8. Розовский А. Я. // Химия в интересах устойчивого развития.- 2005.- №13.- С. 701.
9. Sousa-Aguiar E. F., Appel L. G. // Catalysis.-2011.- №23.- P.284.
10. Ogawa T., Inoue N., Shikada T., Ohno Y. // Journal of Natural Gas Chemistry.- 2003.-V. 12, №4.- P.219.
11. Azizia Z., Rezaeimaneshb M., Tohidiana T., Rahimpour M. R. // Chemical Engineering and Processing: Process Intensification.- August 2014.- V.82.- P.150.
12. Vakili R., Eslamloueyan R. // Chemical Engineering and Processing: Process Intensification.- 2012.- №62.- P.78.
13. Farniaei M., Abbasi M., Rahnama H., Rahimpour M.R. // Journal of Natural Gas Science and Engineering.- 2014, July.- V.19.- P.324.
14. Джихинто Г. А., Дмитриев С. С. // Вестник АГТУ,- 2007.- №3(38).- С.81.
15. Розовский А. Я. // Рос.хим.ж. (Ж. Рос. хим. об-ва им. Д.И. Менделеева). - 2003.- Т. XLVII, №6.- С.53.
16. Савенкова И. В., Михайлова Ю. Ю. // Вестник АГТУ.- 2008.- №6(47).- С.145.
17. Park S.H., Lee C.S. // Energy Conversion and Management.- 2014.- №86.- P.848.
18. Semelsberger T. A., Borup R. L., Greene H. L. // Journal of Power Sources.- 2006.- №156.-P. 497.
19. Голубков Л. Н., Дунин А. Ю. // АвтоГазоЗап-равочный Комплекс + Альтернативное топливо.- 2011.- №4(58).- С.3.
20. Arcoumanis C., Bae C., Crookes R., Kinoshita E. // Fuel.- 2008.- №87.- P.1014.
21. Anggarani R., Cahyo S. Wibowo C.S., Rulianto D. // Energy Procedia.- 2014.- 47.- P.227.
22. Yizhuo H., Yisheng T., Yuqin N., Zhenghua C. // Energy for Sustainable Development.-September 2004.- V.8, Iss.3.- P.129.
23. Marchionna M., Patrini R., Sanfilippo D., Migliavacca D. // Fuel Processing Technology.-2008.- Vol.89(12).- P.1255.
24. Haro P., Trippe F., Stahl R., Henrich E. // Applied Energy.- 2013.- №108.- P.54.
25. Пат. 2323777 РФ. / Н.В. Колесниченко, З.М. Букина, О.В. Яшина, И.Н. Завалишин, Н.А. Маркова, С.Н. Хаджиев, Г.И. Лин, А.Я. Розовский, Л.Е. Китаев.// Опубл. 15.8.2006.
26. Yamada H., Suzaki K., Sakanashi H., Choi N., Tezaki A. // Combustion and Flame.- 2005.-V.140, Iss.1-2.- P.24.
27. Елисеев В. Г., Кунис И. Д. // Конверсия в машиностроении.- 2001.- №2.- С.21.
28. Fleisch T.H., Basu A., Sills R.A. // Journal of Natural Gas Science and Engineering.- 2012.-№9.- P.94.
29. B^jesson M., Ahlgren E.O., Lundmark R., Athanassiadis D. // Transportation Research Part D: Transport and Environment.- 2014.-V.32.- P.239.
of the Far East]. Gorny informatsionno-analiticheskiy byulleten [Mining informational and analytical bulletin], 2005, v. 12, no. 3, pp. 177-188.
4. Silalertruksa T., Gheewala S.H., Sagisaka M., Yamaguchi K. [Life cycle GHG analysis of rice straw bio-DME production and application in Thailand]. Applied Energy, 2013, no. 112. pp. 560-567.
5. Yaripour F., Baghaei F., Schmidt I., Perregaard J. [Catalytic dehydration of methanol to dimethyl ether (DME) over solid-acid catalysts]. Catalysis Communications, 2005, no. 6, pp. 147-152.
6. Khandan N., Kazemeini M., Aghaziarati M. [Dehydration of Methanol to Dimethyl Ether Employing Modified H-ZSM-5 Catalysts]. Iranian Journal of Chemical Engineering, 2009, vol. 6, no. 1, pp. 3-11.
7. Stiefel M., Ahmad R., Arnold U., During M. [Direct synthesis of dimethyl ether from carbon-monoxide-rich synthesis gas: Influence of dehydration catalysts and operating conditions]. Fuel Processing Technology, 2011, vol. 92, iss. 8, pp. 1466-1474.
8. Rozovskii A.Ya. Ekologicheski chistye motornye topliva na baze prirodnogo gaza [Environmentally friendly motor fuels based on natural gas]. Khimiya v interesakh ustoichivogo razvitiya [Chemistry for Sustainable Development], 2005, no. 13, pp. 701-712.
9. Sousa-Aguiar E.F., Appel L.G. [Catalysis involved in dimethylether production and as an intermediate in the generation of hydrocarbons via Fisher-Tropsch synthesis and MTG process]. Catalysis, 2011, no. 23, pp. 284-315.
10. Ogawa T., Inoue N., Shikada T., Ohno Y. [Direct Dimethyl Ether Synthesis]. Journal of Natural Gas Chemistry, 2003, vol. 12, no. 4, pp. 219-227.
11. Azizia Z., Rezaeimanesh M., Tohidiana T., Rahimpour M.R. [Dimethyl ether: A review of technologies and production challenges]. Chemical Engineering and Processing: Process Intensification, August 2014, v. 82, pp. 150-172.
12. Vakili R., Eslamloueyan R. [Optimal design of an industrial scale dual-type reactor for direct dimethyl ether (DME) production from syngas]. Chemical Engineering and Processing: Process Intensification, 2012, no. 62, pp. 78-88.
13. Farniaei M., Abbasi M., Rahnama H., Rahimpour M.R. [Simultaneous production of methanol, DME and hydrogen in a thermally double coupled reactor with different endothermic reactions: Application of cyclohexane, methylcyclohexane and decalin dehydrogenation reactions]. Journal of Natural Gas Science and Engineering, 2014, July, v. 19, pp. 324-336.
14. Dzhikhinto G.A., Dmitriev S.S. Dimetilovyi efir — ekologicheski chistoe toplivo budushchego [Dimethyl ether — clean fuel of the future]. Vestnik AGTU, 2007, no. 3(38), pp. 81-82.
15. Rozovskii A.Ya. Dimetilovyi efir i benzin iz prirodnogo gaza [Dimethyl ether and gasoline from natural gas]. Ros. khim. zh. (Russian chemistry journal), 2003, v. XLVII, no. 6, pp. 53-61.
16. Savenkova I. V., Mikhailova Yu. Yu. Tekhno-logiya odnostadiinogo sinteza dimetilovogo efira iz prirodnogo gaza [The technology of one-step synthesis of dimethyl ether from natural gas].
Vestnik AGTU [Vestnik of Astrakhan State Technical University], 2008, no. 6(47), pp. 145-147.
17. Park S.H., Lee C.S. [Applicability of dimethyl ether (DME) in a compression ignition engine as an alternative fuel]. Energy Conversion and Management, 2014, no. 86, pp. 848-863.
18. Semelsberger T.A., Borup R.L., Greene H.L. [Dimethyl ether (DME) as an alternative fuel]. Journal of Power Sources, 2006, no.156, pp. 497-511.
19. Golubkov L.N., Dunin A.Yu. Osobennosti rabochikh protsessov toplivnoi sistemy dizelya, rabotaiushchego na dimetilovom efire [Features of workflows fuel system of a diesel engine operating on dimethyl ether]. AvtoGazoZapra-vochnyi Kompleks + Al'ternativnoe toplivo [Autogas Complex + Alternative Fuels], 2011, no. 4(58), pp. 3-9.
20. Arcoumanis C., Bae C., Crookes R., Kinoshita E. [The potential of di-methyl ether (DME) as an alternative fuel for compression-ignition engines]. Fuel, 2008, no. 87, pp. 1014-1030.
21. Anggarani R., Cahyo pp. Wibowo C.pp., Rulianto D. [Application of Dimethyl Ether as LPG Substitution for Household Stove]. Energy Procedia, 2014, no. 47, pp. 227-234.
22. Yizhuo H., Yisheng T., Yuqin N., Zhenghua C. [Pilot-scale commercial DME production and utilization as a household fuel in China]. Energy for Sustainable Development, September 2004, v. 8, iss. 3, pp. 129-130.
23. Marchionna M., Patrini R., Sanfilippo D., Migliavacca D. [Fundamental investigations on di-methyl ether (DME) as LPG substitute or make- up for domestic uses]. Fuel Processing Technology, 2008, vol. 89(12), pp. 1255-1261.
24. Haro P., Trippe F., Stahl R., Henrich E. [Bio-syngas to gasoline and olefins via DME — A comprehensive techno-economic assessment]. Applied Energy, 2013, no. 108, pp. 54-65.
25. Kolesnichenko N.V. e.a. Katalizator, sposob ego prigotovleniia i sposob polucheniia olefinov iz DME [The catalyst, its preparation and process for producing olefins from DME]. Patent RF, no. 2323777, 2006.
26. Yamada H., Suzaki K., Sakanashi H., Choi N., Tezaki A. [Kinetic measurements in homogeneous charge compression of dimethyl ether: role of intermediate formaldehyde controlling chain branching in the low-temperature oxidation mechanism]. Combustion and Flame, 2005, v. 140, iss. 1-2, pp. 24-33.
27. Eliseev V. G., Kunis I. D. Ekologicheskie aspekty primeneniia szhizhennogo prirodnogo gaza kak al'ternativnogo topliva [Environmental aspects of the use of LNG as an alternative fuel]. Konversiya v mashinostroenii [Conversion in engineering], 2001, no. 2, pp. 21-23.
28. Fleisch T.H., Basu A., Sills R.A. [Introduction and advancement of a new clean global fuel: The status of DME developments in China and beyond]. Journal of Natural Gas Science and Engineering, 2012, no. 9, pp. 94-107.
29. Burjesson M., Ahlgren E.O., Lundmark R., Athanassiadis D. [Biofuel futures in road transport — A modeling analysis for Sweden]. Transportation Research Part D: Transport and Environment, 2014, v. 32, pp. 239-252.