6. Taraeva G.R. Ispolnitel'skaya interpretaciya v kontekste intonacionno-rechevyh reglamentov // YUzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manah.-2020. - № 2. - S. 128-135.
7. Rebecca Clarke. Sonata for Viola (or Violoncello) and Piano. - London;ZHeneva: Chester, 1921. - 41s.
8. Young Kenneth. Music's great days in the spas and watering-places. - London: Macmillan, 1968. - 228 p.
УДК 791.43/45
С.И. Мельникова, Чжао Чжицин
«ДИЛЕММА ОСЕДЛОСТИ»: ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В ФИЛЬМЕ «ЧАОГТУ И САРУЛА» (КНР)
В статье исследуются особенности нарратива в одном из современных китайских фильмов, посвященных традиционным для китайского кинематографа проблемам семейной этики. Дилемма, возникшая в жизни героев, проживающих на территории Внутренней Монголии в Китае, на лугах и на пастбищах, определена наступлением городской цивилизации и рассматривается в ракурсе развития современного кинонарратива.
Ключевые слова: современный китайский кинематограф, теория кинонарратива, драматический конфликт
Svetlana I. Melnikova, Zhao Zhiqing THE DILEMMA OF SEDENTARINESS: PECULIARITIES OF DRAMATIC CONFLICT IN THE FILM "CHAKTU AND SARULA" (CHINA)
The article examines the features of the narrative in a contemporary Chinese film dealing with the traditional problems of family ethics in Chinese cinematography. The dilemma that arose in the lives of characters living in Inner Mongolia in China's grasslands is defined by the onset of urban civilization and is examined from the perspective of the development of contemporary film narrative.
Key words: contemporary Chinese cinema, film narrative theory, dramatic conflict
Введение
В XXI веке современный китайский кинематограф развивается гигантскими темпами. За последние десять лет в КНР было создано более 7 000 игровых художественных фильмов, после чего Китай уверенно занял третье место по кассовым сборам и приобрел самую большую киноаудиторию в мире. Постепенно совершился и качественный скачок, в силу которого китайский кинематограф вышел на мировую арену. Основной массив этих фильмов посвящен семейной этике - традиционной для Китая проблематике. Семья стала основой киноповествования.
Поэтому исследование способов создания нарратива чрезвычайно перспективно для исследователя. Под изучением нарратива понимается не только анализ сюжетного повествования разных видов и типов, это «учение о повествовании как одном из базовых способов оформления, хранения, передачи человеческого опыта» [2, 4]. Согласно британской энциклопедии теории нарратива, «кино-нарратив - это текст, актуализирующий определенный образ мира в сознании реципиента, исходящего из своего многомодального опыта. Историю фильма можно рассматривать как конструкцию с рядом условий: создание ментального образа мира, в котором действуют герои; события, изменяющие состояние вещей и дел; связь данных событий,
имеющих место в физической реальности, с ментальными состояниями» [6,347].
При этом, как полагает российский исследователь кинонарратива Л.Д. Бугаева, «нар-рация позволяет поделиться опытом с другими людьми, заложить основы или способствовать укреплению определенных поведенческих моделей и сценариев поведения, и в то же время она выступает стратегическим социальным процессом, в котором нарратор модифицирует свой опыт в соответствии с теми или иными задачами и целями» [1].
Материалы и методы
В качестве методов исследования используются методы современного киноведения, в том числе метод системного анализа и описательный метод.
Литературный обзор
Кинонарративу как явлению посвящено значительное количество книг и статей на многих языках. Проблему стали поднимать и разрабатывать представители русской формальной школы 1920-х годов (Ю. Тынянов, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум). Используя эту базу, в 1970-1980-х годах киносемиотика предстала в виде научной системы, ее исследовали и развивали такие ученые, как Р. Барт, Ю. Лотман, К. Метц, П. Пазолини, Ю. Цивьян и многие другие. В. Шмидт, известный ученый-нарратолог, полагал: «Категории современной нарратологии сформировались под зна-
чительным влиянием русских теоретиков и школ» [3,9]. Нарратологии свойственен, таким образом, кросс-культурный диалог идей, который рассмотрен с современной точки зрения в статье С. Мельниковой 2022 года в британском журнале кембриджского издательства [6]. Кросскультурный диалог становится полилогом, охватывая все больше культурных территорий. Мировая наука исследует эти явления как принципиально новые, хотя многие из подобных образцов, как доказывается в статье, взаимопроникновения культур были открыты и изучены гораздо раньше.
Сегодня кинонарратив имеет мощную исследовательскую базу, в том числе и в Китае.
При этом анализ нарратива китайского фильма «Чакту и Сарула» проводится впервые.
Результаты
«Чаогту и Сарула» - игровой художественный фильм, созданный режиссером Ван Жуй и сценаристом Чэнь Пин в 2019 году (в прокате в 2020). Характерно, что это единственный китайский фильм, получивший приз на Токийском международном кинофестивале. В основе сюжета - жизнь обычной супружеской пары, которая обитает на монгольских пастбищах и традиционно пасет овец. При этом глава семьи Чаогту рвется в большой город, в цивилизацию, к новым ценностям. В то время как его жена крепко привязана к степям, природе, привержена осмыслению жизни как служению своему предназначению. В качестве одного из средств нарратива авторами фильма выбирается прекрасная монгольская степь, бескрайние зеленые луга под голубым небом, которые являются раем для жителей мегаполисов. Но для пастуха Чаогту безлюдная жизнь лишается смысла, он рвется в город, тогда как его жена хочет жить там, где бытовали ее предки. Так, авторами фильма создается «дилемма оседлости»: те жители пастбищ, кто отчаянно стремится в город, вынужден жить на земле [7]. Те же, кто задыхается в городах, стремятся на природу, на луга, но город покинуть не могут. Драматический конфликт замешан на этой дилемме, подчинен и начинен ею. Основанный на замедленном темпо-ритме, фильм пронизан острейшим конфликтом, воплощенным во внутренней жизни героев.
Первая его ступень - противоречие между людьми и окружающей средой. Окружающая среда формирует основные характеристики языка, поведения, мыслей людей, которые чувствуют себя в среде в безопасности, при
этом их свободная воля вступает с нею в конфликт. В фильме кадр за кадром царят зеленые луга, которые без памяти любит и ценит Сарула и не хочет их покидать. Китайские киноведы Ян Цзин и Чжан Фань заключили: «Луга как символ национальной идентичности стали долгосрочным вложением в национальное самосознание. Созданное именно таким способом фильмическое пространство лугов полностью удовлетворяет утопические зрительские идеи об их вечной жизни» [2, 69]. Режиссер фильма обостряет конфликт с помощью визуального решения: город противостоит природным ландшафтам беспощадно и неумолимо. Показательна в этом отношении сцена, в которой переехавшие в город пастухи внезапно запевают в городском караоке-баре свои протяжные степные песни, связывающие их с родными местами.
Вторая ступень конфликта - конфликт ценностей. Китайский киновед Ли Шожун определил суть фильма как своеобразную «игру двух людей, которая определена авторской мудростью и художественной силой, с помощью которых режиссер захватывает зрителя целиком» [3, 2]. Главные герои глубоко любят друг друга, но их ценности и как следствие желаемые образы жизни категорически не совпадают. Чаогту тоскует по городу, рвется в него, тогда как Сарула настаивает на том, чтобы оставаться на пастбищах. Сначала они спорили, затем ссорились, потом пришли к соглашению, но никто так и не смог убедить другого. После пьяной драки Чаогту является домой, в раздражении бьет жену, а она утром держит его за руку, чтобы он снова не сбежал в город, оставив ее одну в прекрасных лугах. Ценности Чаогту - это круг интересов современного молодого мужчины, стремящегося к процветанию и движению. Сарула представляет традиционные, консервативные ценности - привязанность к земле, к овцам, к тишине и спокойствию лугов, защищённости под сенью природы. За их конфликтом простирается глобальный конфликт между современной культурой и традиционными ценностями.
Наконец, фильм пронизывает конфликт человеческих натур и характеров. Чаогту -экстраверт, он упрям, непослушен, импульсивен и безрассуден, несмотря на возможные последствия. В то же время он доверчив и открыт миру. Сарула - типичный интроверт, она замкнута, трудолюбива, добросердечна, пытается управлять и домом, и семьей. Столкнувшись, их чувства подвергаются мощному
испытанию: Сарула теряет не родившегося еще ребенка. И она беззащитна и хрупка в пределах жесткой антиномии выбора. Нарра-тив «Чаогту и Сарулы» прописан режиссером как стремление жить желаемой жизнью и невозможность реализации этих простых желаний, ибо так устроен мир, раздираемый на части конфликтами человеческой души.
Обсуждение
Венгерский ученый И. Пило выдвинул тезис о воздействии документального эффекта в ткани игрового фильма: «Каждый момент жизни - это ретранслятор процесса бесконечного движения. Эффект, получаемый путем медленной фиксации происходящих событий, состоит в постепенном вовлечении зрителя, который пребывает в радостном ожидании следующего поворотного события. Надо сделать так, чтобы аудитория была сосредоточена, тогда чувство сопричастности к происходящему вырастет и углубится» [4, с. 134-135]. Документальный стиль фильма «Чаогту и Са-рула» становится важным средством создания особой кинореальности. Характерна сцена, снятая одним кадром (она продолжается 1 минуту 27 секунд): на фоне прекрасных лугов и синего неба муж и жена молча смотрят друг на друга. Эмоции сменяются одна за другой, их глаза красноречивы и говорят о многом. Когда Чаогту встает и все-таки уходит, беременная Сарула садится у входа в юрту и запевает протяжную монгольскую песню...
Будучи по природе своей фильмом, близким неореалистическим традициям, «Чаогту и Сарула» демонстрирует методы работы кино-и телеантропологов, прежде всего - метод спокойного, объективного наблюдения. Болезненные конфликты пронизывают бытие главных героев, а жизнь не подсказывает им оптимальных решений. Чувствительная и деликатная, Сарула способна понять депрессию мужа, которого влечет большой мир, полный новых гаджетов, открытий, броских примет городской жизни. При этом если ей и придется сдаться, покинув родные луга, на которых жили и трудились многие поколения ее предков, она сделает это осознанно, пройдя сложный путь. Конфликт между традиционным подчинением мужу и его желаниям или столь же традиционной привязанностью к пастби-
на части. Когда муж привозит из города и демонстрирует необычную одежду, телефон, автомобиль, она искренне радуется и проявляет живое любопытство. Но когда муж предлагает продать пастбище и переехать в город, она наотрез отказывается.
В финале фильма Чаогту возвращается на заснеженный луг, его жены нигде нет. Оказывается, она разобрала юрту, продала овец и отправилась в город на поиски мужа. Драматический конфликт завершен в пределах сценария, но он неразрешим в реалиях самой жизни, и зрители этой картины чувствуют щемящую тоску и безнадежность в финале
[5].
Философия фильма проста и глубока. Те, кто уезжает, хочет вернуться, но уже не имеет возможности сделать это. Те, кто остается на монгольских пастбищах, хочет уехать, но их привязанность не дает им изменить свою жизнь, повернуть ее в иное русло. И это не только метафора трагедии супругов, но и символ дилеммы оседлости. В финале Чаогту снова идет по дороге в город, чтобы найти свою жену. Финал открыт: нашел ли он жену? Стал ли он счастлив в городе? Или его отчаянно потянуло назад, на пастбища? И что для него лучше? Ответ фильм не дает, потому что его не существует. Это трагическая антиномия, не имеющая разрешения.
Заключение
Фильм «Чаогту и Сарула» представляет собой особый тип кинонарратива, в котором неспешное, спокойное, последовательное повествование взрывается изнутри мощными драматическими конфликтами, выросшими из самых глубин жизни и истории народа, проживающего на территории Внутренней Монголии в Китае.
«Дилемма оседлости» - одна из глубоких и болезненных проблем современного Китая, обостренная на территории и Внутренней Монголии. Режиссер фильма «Чаогту и Сару-ла» смог воплотить ее через судьбу семейной пары, погруженной в повседневную жизнь. Используя традиции документального кинематографа, неореалистические концепции, опыт «медленного кино», Ван Жуй создал фильм, который дает свежий взгляд на жизнь человека в современном мире.
2012. - № 2(7).
щам и работе и жизни на земле разрывают ее
Литература:
1. Бугаева Л. О кинонарративе // Международный журнал исследований культуры. - С.6-10.
2. Жиличева Г.А. Нарративные стратегии в жанровой структуре романа (на материале русской прозы 1920-1950-х гг.) :дис. ... докт. филол.наук / Российский государственный гуманитарный университет.-М., 2015. - 429 с.
3. Шмидт В. Нарратология. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.
4. Yang Jing and Zhang Fan. Floating Signifiers: Fragmented Prairie Cultural Space in the Movie "Under the White Clouds" // Journal of Yunnan Arts Institute. - 2021. - № 2.- P. 25-37
5. Li Shurong. Focusing on the big hand that created the paradox of fate// China Film News. - 2020. - № 2.-P. 78-90
6. Ryan M.-L. Narrative // Rouledge Encyclopedia of Narrative Theory/ ed. By D.Herman, M. Jahn, M.-L. Ryan.
- London:Rouledge, 2005. - Р.347-348.
7. YftPilo (translated by Cui Junyan). Secular Myths. The Wild Thinking of Film // China Film Press.-China,2003. - P.134-135.
References:
1. Bugaeva L. O kinonarrative // Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. - 2012. - № 2(7). - S.6-10.
2. ZHilicheva G.A. Narrativnye strategii v zhanrovoj strukture romana (na materiale russkoj prozy 1920-1950-h gg.) :dis. ... dokt. filol.nauk / Rossijskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet.-M., 2015. - 429 s.
3. SHmidt V. Narratologiya. - M.: YAzyki slavyanskoj kul'tury, 2003. - 312 s.
4. Yang Jing and Zhang Fan. Floating Signifiers: Fragmented Prairie Cultural Space in the Movie "Under the White Clouds" // Journal of Yunnan Arts Institute. - 2021. - № 2.- P. 25-37
5. Li Shurong. Focusing on the big hand that created the paradox of fate// China Film News. - 2020. - № 2.-P. 78-90
6. Ryan M.-L. Narrative // Rouledge Encyclopedia of Narrative Theory/ ed. By D.Herman, M. Jahn, M.-L. Ryan.
- London:Rouledge, 2005. - R.347-348.
7. YftPilo (translated by Cui Junyan). Secular Myths. The Wild Thinking of Film // China Film Press.-China,2003. - P.134-135.
УДК 791.43.01
М.С. Новашина
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ КИНЕМАТОГРАФ Г. ФРАНКА
Документальное кино - это отсутствие предсказуемости, желание прикоснуться к вечной тайне существования человека, начиная с сотворения мира. Герц Франк - режиссер, художник, философ, писатель, автор более 20 документальных фильмов, ставших мгновенной классикой и сформировавших вектор, повлиявший на развитие целого поколения документалистов.
Герц Франк не работал в рамках одного конкретного киножанра, он просто творил, всегда ища что-то необычное и универсальное. Тема смерти всегда занимала особое место в его творчестве. Он бесстрашно исследовал анатомию человеческой души, ее границы и обратил на себя внимание своей «бескомпромиссной» камеры, показывая эмоции простых людей.
Ключевые слова: Педагогика, психология, кинематограф, документальное кино, образование, обучение, студенты, Герц Франк, эмоции
Marina S. Novashina THE EMOTIONAL DOCUMENTARY CINEMA BY H. FRANK
Documentary cinema is a lack of predictability, a desire to touch eternal mystery of human existence, since the creation of the world. Herz Frank is a director, artist, philosopher, writer, author of more than 20 documentaries that have become instant classics and formed a vector that influenced the development of an entire generation of documentaries.
Herz Frank did not work within the framework of one particular film genre, he simply created, always looking for something unusual and universal. The theme of death has always occupied a special place in his work. He fearlessly explored the anatomy of the human soul, its boundaries and attracted the attention of his «uncompromising» camera, showing the emotions of ordinary people.
Key words: Pedagogy, psychology, cinema, documentary, education, training, students, Hertz Frank, emotions.
Введение
Сегодня к молодым специалистам работодатели предъявляют крайне высокие требования, считая, что уже на вузовской скамье будущий специалист должен сформировать не только профессиональные компетенции, но и быть легко адаптивным, коммуникабельным, креативным, в совершенстве владеющим современными информационными
технологиями [2, с.352]. Документальные кинофильмы могут представить мир студентов реальными способами. Истории универсальны и создают связи между временем, местом и культурой. Сейчас больше, чем когда-либо, нам нужны истории, которые помогут понять и соединиться с быстро меняющимся миром. Впечатляющие истории из документального фильма, передаваемые из поколения в поко-