ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Диктатура кажимости или симуляции в современных «демократиях» на фоне рыночного экоцида основ жизни человечества на Земле
The Dictatorship of Appearance or Simulation in Present-Day "Democracies" against the Background of the Market Ecocide of the Foundations of Human Life on Earth
Посвящается памяти знаменитого американского учёного-марксиста, создателя концепции «мир-системы» и яркого критика современного капитализма Эммануила Валлерстайна, ушедшего из жизни 31 августа этого, 2019-го, года,
не дожив до своего 89-летия один месяц.
Получено 27.08.2019 Одобрено 14.09.2019 Опубликовано 30.09.2019 УДК: 177 DOI: 10.24411/1999-9836-2019-10075
СУБЕТТО АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
Кандидат технических наук, доктор философских наук, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, член Центрального Совета РОО «Российские учёные социалистической ориентации», председатель Санкт-Петербургского отделения и Философского Совета Русского Космического Общества, президент Ноосферной общественной академии наук, вице-президент Петровской академии наук и искусств, действительный член Российской академии естественных наук Email: subal1937@yandex.ru
SUBETTO, ALEKSANDR IVANOVITCH
Candidate of Technical Sciences, Doctor of Philosophy, Doctor of Economics, Professor, Honoured Science Worker of the Rossiyskaya Federatsiya, Winner of the Government Prize of the Rossiyskaya Federatsiya, Member of the Central Council of the NGO "Russian Scientists of Socialist Orientation", Chairman of the Sankt Peterburg Branch of the Philosophical Council of the Russian Space Company, President of the Noospheric Public Academy of Sciences, Vice President of Petrovskaya Academy of Sciences and Arts, Member of the Russian Academy of Natural Sciences
Email: subal1937@yandex.ru
Аннотация
Обосновывается, что нынешняя эпоха характеризуется во многих государствах мира доминированием диктатуры «кажимости» или «симуляции» большинства видов деятельности, превращающих политику, даже трагические события типа экологических локальных катастроф, локальных войн, «цветных революций», выборы в некий «театр», «лицедейство», - на фоне рыночного экоцида - реально ускоряющихся процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, которые, при переходе «точки невозврата» в ближайшем будущем, могут превратиться в процесс неотвратимой экологической гибели всего человечества. Эта диктатура «кажимости» или симуляции как некий «занавес» рыночной демократии, прячущий стимулируемый капитализмом процесс расчеловечивания человека, есть некий индикатор неадекватности государств и политических «элит» императиву выживаемости человечества, как императиву выхода из экологического тупика истории в рыночно-капи-талистическом формате. Наступает расплата за этот уход в «рыночно-капиталистическую иллюзию кажущегося благополучия. Перед обществами стран мира, и Россией в том числе, встала дилемма:
• или экологическая гибель,
• или Ноосферный Прорыв, который, по своей сути, есть смена социальной организации общественной жизни и её воспроизводства - переход от доминирования капитализма и рынка к Ноосферному Экологическому Духовному Социализму на базе научно-образовательного общества и управления социоприродной эволюцией.
Abstract
It is proved that the current era is characterized by many governments around the world as dictatorship of "appearance" or "simulation" of the most activities transforming politics, even the tragic events like local ecological catastrophes, local wars, "colour revolutions", the elections in a "theatre", "acting", on the background of market ecocide - really accelerating processes of the first phase of a Global Environmental Disaster, which, at the transition "point of no return" in the near future, may turn into a process of irreversible environmental destruction of all mankind. This dictatorship of "appearance" or simulation as a "curtain" market democracy, hiding the capitalism-led, process of dehumanization of man, is an indicator of the inadequacy of states and political "elites" imperative of survival of mankind, as the imperative out of the ecological impasse of history in market-capitalist format. There comes a reckoning for this departure into the " market-capitalist illusion of apparent prosperity. The societies of the world, including Rossiya, have faced a dilemma:
• either environmental destruction,
• or the Noosphere Breakthrough, which, in its essence, is a change in the social organization of social life and its reproduction - the transition from the dominance of capitalism and the market to the Noosphere Ecological Spiritual Socialism on the basis of scientific and educational society and the management of socionatural evolution.
Ключевые слова: кажимость; онтологическая ложь; онтологическая правда; история; эволюция; общество; биосфера; ноосфера; человек; капитализм; социализм; ноосферизм; фальшь; обман; адекватность; отношение; процесс; революция; геноцид; экоцид; власть; государство; демократия.
Keywords: appearance; the ontological lie; the ontological truth; history; evolution; society; biosphere; noosphere; a person; capitalism; socialism; noospherism; hypocrisy; deceit; adequacy; relation; a process; revolution; genocide; ecocide; power; a state; democracy.
Введение
В 2001 году в Санкт-Петербурге, по инициативе известного петербургского политэконома и философа В.Я. Ельмеева, была издана посмертно монография Владимира Георгиевича Комарова, которая стала итогом всего дела его жизни, - «Правда: онтологическое основание социального разума» [1]. Прослеживая эволюцию товарного фетишизма, который теоретически, применительно к капитализму XIX века в Европе, впервые и глубоко проанализировал К. Маркс, в первую очередь в знаменитом своём труде «Капитал», В.Г. Комаров подчеркивает:
«...мировой рынок ХХ в. явил столь изощренные формы модификации товарных фетишей, что те, о которых писал К.Маркс, выглядят всего-навсего необработанным сырым материалом. Поэтому товарно-фетишистский (коммент. авт.: необходимо, исходя из теории капиталократии [5; 6] добавить характеристику - капитало-фе-тишистский, С.А.) туман, окутывавший в индустриальную пору общественные отношения, не идёт ни в какое сравнение с глобальным непроницаемым смогом, испускаемым участниками безумной рыночной лихорадки, так называемой, постиндустриальной (технотропной, коммуникационной и т.п.) эры. В его сгустившейся пелене не то что громадное большинство «простецов», обманувшихся и обманутых, но и множество так называемых «профессионалов мысли» потеряли из виду современный капитализм» [1, с. 125, 126].
И далее, развивая марксовскую теорию товарного-рыночного, капиталогенного фетишизма, В.Г. Комаров вводит, по мнению автора - теоретически - полезные, категории онтологической правды истории и онтологической лжи истории, очень важные для понимания того времени диктатуры кажимости или симуляции - времени «лицедейства во власти и под властью», которое мы переживаем, и которое выражает растущую неадекватность рыночно-капиталистического человека, да еще на фоне растущей «цифромании», увлечения «цифровыми технологиями» во власти и под властью, тому реальному миру, в котором он на самом деле живёт! Эта неадекватность подчеркивается растущими процессами развернувшегося глобального рыночного экоцида - первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы и полным непониманием политическими элитами того факта, что это Природа - Биосфера и планета Земля - уже подписала экологический приговор всей рыночно-капиталистической системе хозяйственного природопотребления, в одночасье превратив «мировой капитализм» (термин Дж. Сороса [2]) или «Глобальный империализм» (тер-
мин автора [6]) в «экологического могильщика» человечества [7].
Он пишет [1, с. 141, 142, 144] (здесь автор решил привести большой цитируемый отрывок из этой книги В.Г. Комарова):
«...онтологическая правда истории не является ни тождеством, ни противоположностью правды практической жизнедеятельности людей. Она есть, прежде всего, и главным образом, доведённая до мировой всеобщности правда их производственной, культуросозидательной и общественно-устроительной практики. В которой элиминированы как внеисторические аспекты обыденной жизни, так и все её повседневные онтологические кажимости.
.правда истории есть очищенная от внеро-довых человеческих частностей и сопровождающих их многочисленных объективных и субъективных видимостей всемирно-исторический аспект жизнедеятельности негосподствующих трудящихся народных «низов», которые есть основа основ и главная движущая сила земного космо-био-антропо-социо-ноосферогенеза. В сопоставлении с ней прославленные властители, полководцы, финансовые и промышленные воротилы, ...лидеры бизнеса, политики, спорта, герои великосветской и криминальной хроники и других подмостков всемирного театра жизни, хотя они могли казаться себе и миру звездами первой величины, на самом деле, всего лишь вспышки либо темные пятна в короне единственного земного солнца - живого материального производительного труда так называемых простых людей.
...Псевдоправда (ложь) истории есть не более, чем объективная материальная кажимость, заимствующая чужую сущность - сущность правды истории. Когда правда в очередной раз достигает возобладания над неправдой, когда начинается процесс генерализации правды истории, что происходит обычно в периоды демократических подъемов революций, выглядящих катастрофами главным образом в глазах господствующих «верхов», тогда ложь истории рассыпается в прах и раскрывается ничтожность её внутренней определенности. То, что в онтической/онтологической лжи истории было заимствовано у правды, в такие моменты подвергается разоблачению в качестве пустой внешней видимости» (выдел. авт. С.А.).
Именно такой онтологической ложью является диктатура кажимости, или симуляции в современных рыночных демократиях.
И современное переживаемое историческое время, которое в реальности, по оценке автора,
есть масштабная ноосферная революция и одновременно Эпоха Великого Эволюционного Перелома [7; 8], есть время, когда онтологическая правда истории начинает возобладать над онтологической ложью в лице мирового капитализма в единстве с мировым рынком, развенчивая кажимость этого мира - мира господства капитала, рынка и частной собственности на средства производства - на «языке» процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.
1. Диктатура кажимости - «зеркало»
доминирования онтологической лжи
истории
Диктатура кажимости - есть своеобразное «зеркало» доминирования онтологической лжи истории, которая приобретает очертания растущего разрыва между тем, чем живут созидающие материальную базу общественной жизни трудящиеся массы, т.е. трудовой народ, и тем, чем живут «средства массовой информации», представители власти и политических элит, обслуживающая капиталократию интеллигенция: в том числе, обслуживающие капиталократию актеры, журналисты и ученые.
Главными «героями» телевидения, киноиндустрии становятся бандиты, игроки, актеры, богатые и очень богатые люди, олигархи, а тот человек, кто созидает, кто производит общественные блага, кто совершает подвиги ради сохранения жизни на Земле, остаётся «за кадром». На каналах российского телевидения доминируют технологические и экологические катастрофы, подглядывание в «замочную скважину» за жизнью богатых людей, сопровождаемую скандалами, бандитские разборки, секс, убийства, пошлость и ложь, обман и фальшь, но нет картин трудового подвига, достижений в промышленности и в сельском хозяйстве, достижений знаменитых научных и конструкторских школ, нет культа учителя, профессора, ученого, врача, агронома, зоолога, ветеринара, нет культа созидателя, нет того почитания труда, которое было в СССР (вспомним девизы советского прошлого «Труд есть дело чести, доблести и славы»; теперь кое-где сохранившиеся вырезанные из железа эти лозунги ржавеют на фоне разграбленных и разгромленных предприятий - предприятий станкостроения, приборостроения, тяжелого машиностроения, химической промышленности, текстильной промышленности и т.п.).
Правящее свой «бал» на «ярмарке тщеславия» (о которой писал Теккерей) «лицедейство», как форма манипуляции сознанием [3], проникает во все «поры» общественной жизни рыночных демо-
кратий, сделавших своими главными идеологиями либерализм (делающий ставку на человека-эгоиста, «неокочевника» в терминологии Жака Аттали, двигающегося вслед за потоками глобального перемещения капитала [2], на космополитизацию общественной жизни в национальных государством) и социал-дарвинизм в его капиталистической интерпретации (в соответствии с принципом Гоббса «человек человеку - волк», который по отношению к современному «мировому капитализму» и «открытому обществу» ещё раз подтвердил Дж. Сорос [2]).
И этот «бал» на «ярмарке тщеславия» и диктатуры кажимостей и видимостей, генерируемой мировым капитализмом, ставшим онтологической ложью истории уже с середины ХХ века, когда ученые зафиксировали разворачивающийся глобальный экологический кризис, и особенно - с конца этого века, когда он, по диагностике автора [7, 8, 10 и др.], перешел в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, в процессе рыночного экоцида основ жизни человека на Земле, в том числе «кормящих ландшафтов» по Л.Н. Гумилеву, предстаёт как своеобразный тип капиталогенного и ры-ночногенного экологического безумия.
2. «Быть, а не казаться»,
или «казаться, а не быть»?
Ещё более 150 лет назад великий русский хирург, ученый, мыслитель, врач, и не менее великий педагог Николай Иванович Пирогов провозгласил главным принципом русской социальной педагогики кредо - «Быть, а не казаться», причем вначале «быть человеком» [4, с. 234 - 235], а уже потом быть учителем, врачом, юристом, инженером, управленцем, политиком, директором, банкиром и т.п.
Но чтобы «быть, а не казаться», надо быть адекватным своей «природе» Человека на Земле, и самой Природе Земли, частью которой ты являешься, и нести Ответственность за всё, что ты творишь на Земле.
И вот это-то отношение адекватности исчезло полностью, исчезло под напором рыноч-но-капитало-генного отчуждения, причём - нарастающего отчуждения человека, его разума и от собственной «природы», т.е. собственного предназначения, и от природы своей страны, от общества, от социальных обязательств, от культуры, от совести, от духовно-нравственных ценностей, апробированных долгой историей культур народов Земли, от своего Будущего, а значит - и от своих детей, внуков, правнуков, потомков, которым мы должны передать самое
светлое, примерное, героическое, пронизанное заботой о совершенствовании себя, своего творчества, всей системы жизни, пронизанное тем единством Добра, Красоты и Истины, которую русский человек обозначил единым словом - «Правда».
Но именно всё то, что можно назвать человечностью, истинным гуманизмом, действительной разумностью, уходит в современных рыночных обществах, или, что тоже самое, - в рыночных демократиях, - в «подполье», в «катакомбы», ещё сберегается в толще трудящихся масс, тех, кто своим трудом и творчеством продолжает созидать, не обращая внимание на «кричащее фиглярство» на экранах телевидения, в Интернете, в рыночно-капиталистическом кино (эталоном которого стал «Голливуд» и его кинопродукция), в рекламе.
Известна гневная отповедь Иисуса Христа фарисеям и лицемерам. Сейчас фарисейство и лицемерие, а они - неотъемлемые элементы обратной (по отношению к пироговскому кредо) формулы - «казаться, а не быть» возведены в ранг «добродетели», - потому что диктатура капиталократии - это диктатура лжи, фальши, обмана, подкупа, коррупции. Рыночногенная и капиталогенная кажимость, рождаемая рыноч-но-товарным фетишизмом, получает отпор со стороны Природы и это рождает капиталогенную агонию современных обществ.
На телевидении доминируют актеры, «смехачи» и журналисты. Актёры, которые на подмостках театров, в кино и на телевидении, играют чужие жизни, призвание которых и есть лицедейство, - стали главными «лучшими людьми» общества, которые задают «пример» в поведении, в отношении к жизни, которые становятся, вследствие универсальности своей кажимости, подменяющей реальную действительность, главными «героями» в глазах «телеманов» и «информофагов» (пожирателей информации). Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» посвятил целый очерк теме «о лучших людях», деля их на «два рода»: первый род «лучшие люди», перед которыми «сам народ или сама нация добровольно и свободно склоняют себя, чтя их истинную доблесть», и второй род - «перед которыми все или очень многие, из народа или нации, преклоняют себя по некоторому, так сказать, принуждению, и если и считают их «лучшими людьми», то уже насколько условно, а не то чтобы вполне и на самом деле» [23, с. 327].
«Лицедейство», т.е. установка на кажимость или видимость, становится «социальным вирусом», который начинает поражать всю социальную структуру общества, все его социальные
слои, начиная от «верхов», от «властей», которые «лицедействуют», изображая, что они власти, что они «руководят», даже когда непредсказуемо совершаются катастрофы, - до тех, кто ниже, кто ходит «под властью».
Как «лицедействует» современная власть в России, хорошо показывает Павел Петухов из Иркутска в статье «Переклик «двух башен», опубликованной в «Советской России» 27 августа 2019 года [21]. Он в этой статье аргументированно на фактах показывает, что «либеральные протесты», так называемые «либеральные майданы» в Москве и Петербурге власти (тоже либеральные) организуют, чтобы сбить истинное протестное движение и укрепить власть. «Либеральный протест» превращается в «театр» на улицах и площадях Москвы, в «лицедейство», чтобы еще больше отвлечь телезрителей и «интернетовских зрителей» от истинного положения дел и от истинного отношения общества к проводимой антисоциальной политике.
П. Петухов обращает внимание на следующие технологии маскировки истинного социального противостояния в обществе [21]:
«Коммунистов власти и их СМИ почти не ругают (точнее, это делается, но обычно через «художественные» и «документальные» псевдоисторические фильмы, без прямого обращения к современности), их просто игнорируют, делают вид, что никаких коммунистов в России и в помине нет, а вся борьба ведётся между властью и либералами. И именно этот факт и говорит о том, кто для власти главный враг на самом деле, а не в навязанной пропагандой картинке. Итак, достаточно многочисленные либеральные митинги проходят только в столицах, но благодаря телевизионной картинке и массированной пропаганде в социальных сетях транслируется на всю страну. Тем более, что подобные митинги - это шоу, для участия к которому приглашаются приехавшие с Украины бандеровцы, секс-меньшинства с радужными флагами, черные плакаты с требованиями декоммунизации и одновременно - красные флаги некоторых псевдокоммунистических организаций. Чем абсурднее, тем интереснее для массовой аудитории».
Лицедействуют журналисты, рождая своеобразные информационные симулякры. На каналах телевидения действует огромное количество дискуссионных «площадок», на которых обсуждаются самые разные проблемы: от геополитики, конфликтов, дел на Украине, - до президентских выборов в той или иной стране, прививающих тем, кто слушает или смотрит, «культуру» не поиска истины, правды, спокойного обсуждения (с
представлением фундаментальных контраргументов), а «культуру крика, шумливого базара», «культуру пошлости, бесстыдства, цинизма» и т.д.
«Смогом кажимости» проникнуты «цифровое общество», «цифровая экономика», «цифровое правительство». «Цифра» заменила мозги людей и настолько упростила их «язык», что он стал похож на языках «Эллочки-людоедки» из известного произведения Ильфа и Петрова. Все стали «электронными игроками», или, что более верно, «электронно-компьютерными без-умными», т.е. завернутыми в своеобразный «иллюзорный мешок» людьми, которые больше «кажутся», что они существуют, чем находятся в адекватном отношении к реальности.
«Цифра» убила мышление людей, их понимание того мира, в котором они живут. Самое страшное в этом процессе то, что идёт мощный, «цифрогенный», особенно под воздействием «игромании», процесс убийства будущего интеллекта общества.
Дети, подростки, юноши и девушки соревнуются в процессах электронно-сетевого самолюбования в том, кто большее количество соберёт «лайков». Виртуальный мир замещает реальный мир, и уже дети, юноши и взрослые играют в стрельбу и убийства (как, например, в 2016 году произошло в Псковской области, где мальчик и девочка, еще несовершеннолетнего возраста, стреляли в полицейских, а затем и сами покончили с собой, причем всё это снимая и транслируя в социальные сети Интернета; или как в эти летние месяцы этого 2019-го года происходит в городах и посёлках США, где поток бессмысленных расстрелов граждан со стороны «без-умных» других граждан на улицах и площадях городов приобрел такой масштаб, что общество ужаснулось тому, что оно представляет собой реально).
«Цифра» убивает педагогику и образование во всех странах мира, причем это происходит на фоне процессов первой Глобальной Экологической Катастрофы. «Казаться, а не быть» становится кредо «эпохи цифромодернизма» [24].
Примером «цифрового лицедейства» в управлении развитием России является манипуляция статистическими показателями Росстатом, что хорошо раскрывается В.А. Барсуковым в работе «Государство и работник» [20]. В комментарии редколлегии газеты «Советской России», предваряющим начало этой работы, указывается прямо: «...официальная статистика и услужливая социология стали страдать украшательством, искажающей односторонностью и умолчанием» [20, с. 2]. В.А. Барсунков показывает технологии манипуляции цифрами статистической отчетно-
сти, скрывающей де-факто процессы системной экономической катастрофы (в оценке автора -рыночного геноцида, С.А.) и сокращения численности населения России (особенно большой удар пришелся по механизмам производства численности русского народа).
К этому следует добавить, что само главное утверждение Конституции РФ, что Российская Федерация есть социальное государство, стало ложью «симулякром» под давлением социальной политики, проводимой по либерально-рыночным ориентирам в логике рыночных реформ, превративших Россию в «экономическую колонию» Запада [8; 10].
По данным, приведенным в обзоре «Советской России» в приложении в газете «Улики» за 12 сентября этого, 2019 года, так называемая социальная политика российского государства за 19 лет (начиная с 2001 года) добилась следующих антисоциальных, т.е. направленных против качества жизни простых людей, своим трудом созидающих экономику страны, результатов [28, с. 8, 9]:
• «России дорогая нефть позволила увеличить число миллиардеров до 102 человек, вывести в офшоры более $ 1000 млрд.», при этом если доля богатств страны у 1% самых богатых составляет в США 35%, в Германии - 30%, в Великобритании - 25%, в Канаде - 25%, в Италии - 24%, во Франции - 21%, в Японии - 19%, то в России -57% (т.е. в 1,7 раза больше, чем в США, более 2-х раз больше, чем в ведущих странах Европы, и в 3 раза больше, чем в Японии);
• «борьба» с бедностью» либеральных властей в России обернулась дальнейшим наступлением на семейные бюджеты «бедных»:
• «12,4 млн. россиян попали в суд за долги по ЖКХ и кредитам»;
• «только в 2018 году в суд было передано 6,5 миллионов исков о неоплате коммунальных услуг»; при том, что если в 2014 году таких дел было всего 2,4 миллиона, а в 2009 - 1,2 миллиона;
• «коммунальные услуги стали большим бременем, чем кредиты»;
• «у 48,2% семей в России нет денег приобрести товары длительного пользования»;
• «сеть супермаркетов «Пятерочка» приняла решение продавать в кредит еду».
Таковы печальные итоги антисоциальной направленности современного российского государства, служащего компрадорской капита-лократии, паразитирующей на советском экономическом потенциале и вывозящим капитал и ресурсы за границу, т.е. являющейся механизмом экономической колонизации России со стороны
глобального империализма «Запада», в первую очередь США. То, что происходит в России - есть её рыночный экоцид [14]. Приведённые данные наступления на системы жизнеобеспечения бедной части населения России есть прекрасная демонстрация сущности диктатуры кажимости и симуляции (лицемерия) под конституционной вывеской социального государства.
По данным Н.В. Арефьева, секретаря ЦК КПРФ [29], «безработица в России тщательно скрывается. У нас уже не 3,4 млн. безработных, а на 30 млн. больше, только российское правительство пошло на хитрость и 30 млн. безработных стали считать самозанятыми. При этом, если за рубежом правительства платят безработным пособия, в России безработные платят правительству дань за то, что оно лишило их работы!».
Сам рынок, как таковой, постоянно фальсифицирует товары и цены, и поэтому любой «рыночный агент» (как «центр прибыли») есть «лицедей» и фальсификатор, потому что законом рынка является закон фальсификации качества.
«Добросовестной конкуренции», к которой взывают «либералы во власти», не было и не будет. Это хорошо показал еще Норберт Винер [25, с. 245], раскрывая с помощью имитационных моделей, что любой «рыночный агент» идет на любые нарушения правил, если это несёт прибыль.
Закон фальсификации качества на рынке на фоне процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы становится генератором экологических преступлений со стороны бизнеса. Рыночная демократия поэтому превращается в рыночную фальсификацию демократии в соответствии с действием этого рыночного закона фальсификации качества.
О том, как «лицедей» с «раскрученным» именем на «рынке лицедейства» становится важным «героем» современных рыночно-капиталисти-ческих обществ (а такой «герой» часто оказывается удобной «марионеткой» в «руках» мировой капиталократии [5]) и затем - «первым лицом» государства, свидетельствует история восхождения на пост президента США в 80-х годах ХХ века Рейгана (сыгравшего как актёр ни одну роль в американских фильмах), недавно - Трампа (кроме того, что он преуспевал в строительном бизнесе, он еще, как хороший «манипулятор», преуспевал в собственном «шоу-бизнесе»), и, наконец, - последние выборы президента на Украине, когда актер, «шоумен» Зеленский, игравший в украинском телесериале «президента», боровшегося с олигархами и коррупцией, становится действительным президентом, а его выборы финансирует
ряд капиталократов, одним из которых стал Ко-ломойский.
3. Неотвратимость экологической гибели
строя мировой капиталократии
Вся «вертикаль» власти мировой капитало-кратии - это одновременно и «вертикаль» отчуждения капитала и отчуждения самой капи-талократии от интересов реального человека и человечества, и своеобразная иерархия эксплуататорских отношений, включая и механизмы экономического колониализма (эксплуатации «экономических колоний») [5; 6; 8].
И вот эта вся «вертикаль» власти мировой капиталократии и создала целую индустрию манипуляции сознанием (общественным мнением) и производства симулякров, мощь которой за последние десятилетия многопорядково возросла, де-факто погружая «демократические общества», а они и есть «рыночно-капиталисти-ческие общества», во «тьму невежества».
Трагедия человечества, находящегося в «капкане» Глобальной Капитал-Мегамашины [5; 6], в рамках действия которой действует диктатура кажимости и симуляции (а «гуру» экономического либерализма Ф.А. Хайек еще в середине ХХ-го века прямо провозгласил «невежество» как важный принцип «либеральной экономики» и ей соответствующих «демократий» [26, с. 30]), состоит в том, что сама эта Глобальная Капитал-Мегама-шина обречена на экологическую гибель. Эта Глобальная Капитал-Мегамашина - есть «машина Капитала-Фетиша», отчужденная от Природы и воюющая против Природы. Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы состоялась на рубеже 80-х - 90-х годов ХХ века и процессы её с ускорением развиваются.
Драма разума человечества, в том числе созданных его историей - науки и культуры, есть драма разума, находящегося под «железной пятой» Капитала, принципов рынка и прибыли, под «пятой» экологически безумного Капитала.
Автор уже не раз указывал в своих работах [9, 10 и др.], что скачок в энергетике мирового хозяйства в 10 в 7-й степени раз, и соответственно - в его воздействии на Биосферу, именно в ХХ-ом веке, с одной стороны, поставил экологические пределы рынку, капитализму, либерализму, в целом всей Стихийной истории человечества (двигающейся в Будущее методом проб и ошибок, по поговорке «Благими намерениями дорога устлана в ад»), а, с другой стороны, потребовал (т.е. предъявил императив) адекватного скачка в качестве управления не только социально-экономическим развитием (что обеспечивала плановая экономи-
ка СССР, механизмы работы которой с позиции политэкономии хорошо показаны в ряде последних капитальных монографий В.Ю. Катасонова), но и всей социоприродной эволюцией, что может обеспечить только Ноосферный Экологический Духовный Социализм.
Ещё раз автор напоминает:
на то, что в экологически заполненной нише, которую стало занимать человечество к концу ХХ-го века, рынок как механизм развития экономики и общества исчерпал себя, было указано в Докладе, написанном по заказу Мирового Банка группой ученых-экономистов-экологов во главе с Г. Дейли, Р. Гудлендом и С. Эль-Серафи осенью 1991 года [12, 13]. А до этого в научной монографии «Замыкающийся круг» (в СССР она была издана в 1974 году) американский эколог Б. Ком-монер [11] указал, что технологии на базе частной собственности уничтожают главное богатство человечества - экосистемы.
Этот список «предупреждений человечеству» может быть продолжен. В него входят все решения международных конференций под эгидой ООН по устойчивому развитию (в Рио-де-Жанейро в 1992 году, в Йоханнесбурге в 2002 году, в Рио-де-Жанейро в 2012 году «Рио+20»), «Предупреждение человечеству. Второе уведомление», написанное и распространенное в 2017 году и подписанное более чем 15000 ученых из 184 стран мира [22]. - Но - мир либерального невежества, которое Ф.А. Хайек [26] рассматривал как достоинство этого мира, и который достиг экологического предела своего отчуждения от Природы, -где правит «бал» капиталовласть и подчиненный ей рынок, где голос истинных, служащих «Правде» ученых с трудом пробивается к обществу и «заглушается» шумливой «ярмаркой тщеславия» лицедеев, - не слышит этих «предупреждений», они ему не нужны.
Происшедшая первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы и процессы её развития до «сегодняшнего дня» есть свидетельство рыночного экоцида, причем глобального рыночного экоцида.
В России сложился и рыночный геноцид (автор этому феномену посвятил в 2013 году научную монографию «Рыночный геноцид в России и стратегия выхода из исторического тупика» [14]) по отношению ко всем системам воспроизводства жизни общества на фоне уничтожения уникальных советских систем планирования развития народного хозяйства и колхозно-совхозной системы ведения сельского хозяйства, и рыночный экоцид, что особенно видно на примере горящих лесов России в 2011 и в этом 2019 годах.
Эти пожары, массово уничтожающие уникальные бореальные леса России, которые, совместно с подобными лесами Канады, - одни из главных «держателей» кислородной константы в атмосфере, благодаря которой поддерживается жизнь высокоорганизованных животных в Биосфере Земли, уже стали региональной экологической катастрофой. И это есть результат «рыночных реформ» в России, в частности - одно из следствий принятых рыночно-ориентированных Земельного и Лесного Кодексов, выведших ресурсы страны из под власти народа, вернее - экспроприировавших их у народа, защищавшего землю России в многочисленных войнах, и полившего её своими кровью и потом.
Рыночный экоцид! - Он всепроникающий, он тотален. Он есть форма проявления экологического предела диктатуры кажимости и симуляции. И этот экоцид идёт по всем странам мира, в том числе и в цитадели системы глобального империализма США, и в Китае, в котором сложилась система, по оценке автора, ры-ночно-капиталистического социализма.
Вот недавно прошла информация о массовой гибели пчёл - основных опылителей цветковых растений - в целом ряде областей России из-за бесконтрольного применения пестицидов, оказывающихся ядом для всего комплекса биогеоценозов, в том числе для пчёл, как важнейшего компонента их воспроизводства.
Нужно отметить, что рыночный экоцид переходит в рыночной геноцид, т.е. уже в ры-ночно-генную форму падения здоровья нации и её вымирания. Огромные площади земель, бывших в СССР сельскохозяйственными угодьями, где выращивались лен, свекла, картофель, турнепс, репа, брюква, рожь, пшеница, ячмень и т.п., огромные площади великолепных пастбищ, на которых когда-то воспроизводилось многомиллионное поголовье крупного рогатого скота, овцеводство и т.д., заросли кустарником, травой, деревьями, - особенно по таким областям как Псковская, Новгородская, Ленинградская, Костромская, Тверская области, многие области Сибири. Молоко, по производству которого на душу населения мы, т.е. СССР, занимали первые места, теперь заменяется пальмовым маслом при производстве так называемых «молочных продуктов», снижающих здоровье людей и увеличивающих заболеваемость населения сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Экологический кризис в среде жизни человека переходит в экологический кризис живого вещества, олицетворяемого человеком. Человек неразрывно связан с «кормящим ландшафтом».
Экологические болезни «кормящего ландшафта» переходят в экологические болезни самого человека: и фактами на эту тему перегружены средства массовой информации.
Не является ли диктатура кажимости и симуляции на фоне идущего рыночного экоцида зловещим признаком какого-то мощного системного кризиса культуры, науки и человека в целом, порожденным бездуховностью «мира господства Капитала»? Не сбывается ли в этом тотальном лицедействе, в этом культе кажимости, на фоне развивающегося глобального рыночного экоцида и процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, пророчество Гёте, которое он оставил нам в своем знаменитом поэтическом романе «Фауст», и которое потом кон-гениальный Гуно в опере «Фауст» вложил в арию Мефистофеля, - «Сатана там правит бал, люди гибнут за металл!...»?
Только свой смертельный «бал» правит над миром «Капитал-Фетиш», которого можно назвать и «Капиталом-Сатаной», и за торжество которого в своей власти над миром экологически гибнут и человечество, и природа.
Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы есть положительный ответ на эти вопросы в его негативном смысле - смысле высокой платы за этот «бал Капитал-Сатаны»: платы в форме экологической гибели всего человечества в XXI веке. И тогда «время лицедеев во власти и под властью» предстаёт как одна из «красивых занавесей» такой гибели, неадекватности и человека, и общества, и государства, т.е. власти, которую и человек, и общество содержат и выбирают, той необходимой стратегии развития на базе управляемой социоприродной, т.е. ноосферной, эволюции, которой требует императив экологической выживаемости человечества.
Вся система средств массовой информации, включая «соц-сети» Интернета, превратилась в глобальную индустрию производства ложной информации, симулякров, в механизм опошления всего и вся, всего, что считалось святым, начиная с любви, материнства, чести, достоинства, совести, долга, верности, всего того, без чего немыслимо восхождение человека и общества, и всего человечества к высокому, к тому высокому - что озарено ослепительной улыбкой Юрия Алексеевича Гагарина, с его русским кличем «Поехали»!...».
Вспомним еще раз предупреждение Б.Коммо-нера [11]: технологии на базе частной собственности уничтожают самое главное богатство человечества - экосистемы, - и представим, что натворят уже в ближайшем Космосе Земли космические технологии на базе частной собственности и «без-
умия корыстного интереса», распространяющего свои «вожделения» на ресурсы Луны, Марса и т.п.
Правда, скорее всего, при такой скорости развития негативных экологических процессов на Земле, как следствия рыночно-капиталисти-ческой системы хозяйствования в его импери-алистическо-колониальном формате, скорость экологической гибели человечества не оставит времени насладиться космическими успехами в «рыночно-капиталистической упаковке».
Итак, Эпоха диктатуры кажимости вместе с временем бытия капитализма, рынка, капи-талократии, процветающих на базе эксплуатации наёмного труда и экономических колоний, закончилась! - Закончилась, если вести отсчет от начала перехода глобального экологического кризиса в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, почти 30 лет назад, тогда, когда появилась знаменитая работа Медоузов и Рандерса «За пределами роста» [27].
Мир господства Капитала и Рынка превратился (если воспользоваться образом «живой труп» Л.Н. Толстого) в «живой экологический труп», пока «живой»!
Диктатура, кажимости и симуляции, капита-ло-рыночно-иллюзорной картины, в политике, в культуре, в кино, в журналистике, во всем «пространстве» средств массовой информации, с рассуждениями - являются ли новости» «фейковы-ми», или «не фейковыми»; все эти «подмостки», превратившие «трибуны», с которых слушатель ждет слова истины, а получает пошлый смех и ругань, «сучью войну», - всё это предстает «смертельным смехом» «живого экологического трупа», которым стала вся нынешняя система мировой финансовой капиталократии и мирового рынка.
4. Будущее за Человеком-Созидателем
Всему этому противостоит истинный Человек как Человек-Созидатель, Человек-Творец, Человек Труда, Человек, несущий в своём созидании решение противоречий между ним и Природой, т.е. Ноосферный Человек!
Карл Маркс указывал на двойственность исторического призвания коммунизма, которая в наше время - время Эпохи Великого Эволюционного Перелома - приобретает особую актуальность:
«Коммунизм как положительное упразднение частной собственности и в силу этого подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека. есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой» [15, с. 116].
Коммунизм есть, таким образом, по К. Марксу:
• с одной стороны, таким образом, «подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека», т.е. становление истинного человека, и соответственно - истинного разума, который начинает управлять своей историей, делая ей истинно гуманной, человечной,
• а, с другой стороны, «действительное разрешение противоречия между человеком и природой», т.е. превращение истории, - если опираться на разработанную научно-мировоззренческую систему Ноосферизма, развивающую учение о ноосфере В.И. Вернадского в современных условиях действующего императива экологического выживания человечества, - в ноосферную историю.
Вот почему «социализм XXI века» одним из главных своих призваний имеет задачу спасения человечества от гибели в объятиях «живого экологического трупа» в лице системы глобального империализма строя мировой финансовой ка-питалократии (и соответственно - системы мирового рынка), и поэтому он приобретает содержание Ноосферного Экологического Духовного Социализма [10], который - и есть онтологическая правда истории, о которой писал В.Г. Комаров [1]. Его рождение в XXI веке будет сопровождаться и «Родами Действительного Разума» - того Разума, который реально разрешает «противоречия между человеком и природой» и начинает управлять социоприродной эволюцией (на базе научно-образовательного общества, управляемой (плановой) ноосферной экономики и соответствующего ноосферного технологического базиса).
Человечество впервые за всю его социальную историю столкнулось с «барьером Сложности» [9]. Выражением этого «барьера Сложности», его материализацией и служат процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.
Императив преодоления этого «барьера Сложности», а он есть часть императива экологического выживания человечества, требует синтеза науки и власти, требует, чтобы вся «вертикаль» государственной системы управления развитием общества в гармонии с Биосферой и планетой Земля, как суперорганизмами, стала наукоемкой, чтобы власть олицетворила собой высший уровень духовности, научности, человечности.
Речь идёт о трансформации современного общества в научно-образовательное общество, в котором образование становится «базисом базиса» материального и духовного воспроизводства, а наука приобретает функцию не только производительной силы (на что уже указывалось в прогнозе К. Маркса), но и силы управления.
Вводимая автором категория научно-образовательного общества намного богаче по содержанию и по тем смыслам, которые она рождает, чем все бытующие определения современных обществ - «информационное общество», «цифровое общество», «технологическое общество», и др.
Речь идёт о системе бесплатного непрерывного образования, включая высшее образование. Речь идёт об образовании, пронизывающим всю «ткань» жизни общества и её воспроизводства. Все социальные институты приобретают функцию образовательных систем.
Управляемая современная экономика обретает характеристику наукоёмкой, интеллектоёмкой, образованиеёмкой экономики.
Средства массовой информации выполняют одновременно и функцию социальной педагогической системы, т.е. выполняют функцию массового образования и воспитания.
Главными фигурами в «обществе созидания» на социально-информационных «площадках» должны стать: ученый, мыслитель, мудрец, учитель, строитель, инженер, архитектор, агроном, врач, земледелец, т.е. те представители науки, культуры, образования, инженерного дела, здравоохранения, производства, которые бы смогли поднять просвещение, образование и культуру на невиданную до сих пор высоту. Должно появиться бесплатное телевизионное высшее образование.
Экран нашего российского телевидения нуждается в настоящих героях-созидателях, героях просвещения, героях-защитниках нашей родины, нуждается в той «героике», которая в советское время воспитала Валерия Чкалова, Зою Космодемьянскую, Алексея Маресьева, Александра Ма-тросова, Сашу Чекалина, героев-молодогвардейцев, Юрия Гагарина, и несть им числа.
Не «прибыль» и «выгода» должны управлять научно-образовательным и культурным развитием современного общества, которые уже превратились в механизмы рыночного геноцида и рыночного экоцида, а «общественное благо», долгосрочная цель - выход общества на ноосферную стратегию будущей своей истории.
Заключение. Эпоха Великого Эволюционного Перелома и императив ноосферной человеческой революции 1. Мы, т.е. всё человечество, переживаем Эпоху Великого Эволюционного Перелома, как Эпоху Ноосферного Преобразования всех основ бытия человечества на Земле и, следовательно, - всех эгоцентричных систем ценностей. Или выживут все, или не выживет никто.
«Избранных», как думают некоторые эгоцентричные сообщества разных идеологических на-правленностей, включая и тех, кто думает, что они управляют миром с помощью «больших денег» (Дж. Соросу принадлежит мысль, высказанная им в начале 90-х годов, - «большие деньги делают историю»), не будет. Природа «игру» не признает. И здесь «хозяева денег» (термин В.Ю. Катасонова [16]), как мировые «игроки», ошибаются, и скоро они это почувствуют.
История - «дама беспощадная». У неё есть свои законы. И эти законы есть форма проявления онтологической правды истории, за которой скрывается истинный «субъект истории» - созидательный труд простых людей.
Эти законы указывают на одно направление в стратегии выживания человечества в XXI веке -это его переход на основания Ноосферного Экологического Духовного Социализма, служащего той социальной организацией восходящего воспроизводства жизни общества, которая обеспечивает управление социоприродной эволюцией (с увеличивающимся лагом упреждения по мере роста энергетики воздействия мирового хозяйства на Биосферу Земли).
Эммануил Валлерстайн, известный американский философ, определил капитализм как «болезнь», которую надо «остановить, пока она не уничтожила организм общества», подчеркнув, что «эта тенденция губительная, она разрушает общество и природу, и может привести нас на край гибели» [17, с. 165]. Наступает эпоха ноос-ферно-социалистических преобразований и нового научного мировоззрения.
2. Таким научным мировоззрением, в представлении автора, становится в XXI веке Ноос-феризм [7; 10], и как его важнейший компонент -теория Ноосферного Экологического Духовного Социализма (в лаконичном виде автор представил её в «Манифесте ноосферного социализма»).
Автор считает, что Природа поставила экологический Предел и рыночно-капиталистическому социализму в Китае. Он должен претерпеть более сильную трансформацию в сторону возрастания роли планирования и роста духовности, передового сознания трудящихся масс в Китае. А это требует обузданная стихийных рыночно-капита-листических сил в Китае.
Пока китайский капитал в России (в Сибири) ведёт себя так же антиэкологично, показывая пример такого же агрессивного природопотре-бления, какой демонстрируют и другие капита-ло-империалистические системы.
Владимир Ильич Ленин высказал своеобразный императив, обращенный к молодым коммуни-
стам в начале 20-х годов ХХ века: коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память всеми богатствами, которые выработало человечество. Обогатить свою память всеми богатствами, которое выработало человечество, - это значит, в первую очередь, обогатить свою память теми знаниями, которыми обогатили человечество наука и культура.
Наука за ХХ век сделала большой скачок в своем развитии. Её успехи отразились в современном технологическом базисе природопотребления мировым хозяйством. Возникшая первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы еще раз подчеркнула важность развития самого человека, его интеллекта, его разума и его духовно-нравственной системы.
Императив Ленина, обращенный к коммунистам, приобретает ноосферное и всечеловеческое содержание: он в XXI веке обращен ко всем людям на Земле, и тем более к коммунистам XXI века.
Автор недавно опубликовал работу «Закон опережения прогрессом человека научно-технического прогресса» [18], в которой показал, что если требования этого закона не соблюдаются, то научно-технический прогресс в «пространстве» действия Глобальной Капитал-Мегамашины (мировой системы свободного перемещения капитала) превращается в один из механизмов экологического самоубийства человечества.
3. Итак, наступила Эпоха Великого Эволюционного Перелома. «Время лицедеев» и диктатура кажимости и симуляции есть «мишура», за которой прячется «хищное лицо капиталократии», которое есть «лицо Капитала-Сатаны», злорадный «смех» которого над миром, вдруг, превращается в прощальный «смех» над собственной экологической гибелью.
Здесь в этой экологической гибели процесс развития капиталистического отчуждения человека от самого себя, от природы находит свое завершение, достигает своего апофеоза, за которым - только забвение!
Чтобы этого не произошло и нужна та «человеческая революция» о которой впервые сказал еще в 70-х годах ХХ века первый директор Римского Клуба А. Печчеи в книге «Человеческие качества» [19]. Правда, понимая необходимость такой человеческой революции как базового условия экологического выживания человечества на Земле, он сам, как капиталист, не сумел понять (или побоялся в этом признаться себе), что в рамках рыночно-капиталистической системы такая революция невозможна.
Но она необходима. Она диктуется самими законами человеческой истории и прогрессивной
эволюции Биосферы, законом перехода Биосферы в Ноосферу (открытым впервые В.И. Вернадским).
И она обязательно произойдет и составит содержание Эпохи Великого Эволюционного Перелома в XXI веке, - но произойдет в единстве с Ноосферной Социалистической революцией, которая, по оценкам автора, как эпоха но-осферно-социалистических преобразований, охватит весь XXI век.
4. Наступает время этого Ноосферного Прорыва и одновременно эпоха экологического развенчивания всей системы капитализма и рынка, и связанной с ней диктатуры кажимости и симуляции, которая предстаёт как диктатура невежества, безответственности и фетишизма. Выход из первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы человечества, без которого нет Будущего, и есть торжество онтологической правды истории, приобретающей масштаб ноосферной истории.
Список литературы
1. Комаров В.Г. Правда: онтологическое основание социального разума / Под ред. д.ф.н., д.э.н. В.Я.Ельмеева. СПб.: СПб-ГУ, 2001. 556 с.
2. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности / Пер. с англ. М.: ИНФРА, 1998. - XXVI, 262 с.
3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. 736 с.
4. Порудоминский В. Пирогов / Вступ. статья проф. Б.В. Петровского. М.: «Молодая гвардия», 1965. 303 с.
5. Субетто А.И. Капиталократия. СПб. Кострома: Луга: ПАНИ, 2000. 214 с.
6. Субетто А.И. Капиталократия и глобальный империализм. СПб.: Астерион, 2009. 572 с.
7. Субетто А.И. Манифест ноосферного социализма/ Под науч. ред. д.ф.н., проф. В.Г. Егоркина. СПб.: Астерион, 2011. 108 с.
8. Субетто А.И. Экономический колониализм и крах рыночных реформ в России. Наступление Эпохи великих но-осферно-социалистических преобразований: научно-философский очерк / Под науч. ред. президента Петровской академии наук и искусств д.ф.н., проф. А.В. Воронцова. СПб.: Астерион, 2019. 52 с.
9. Субетто А.И. Управляющий разум и новая парадигма науки об управлении (в контексте ноосферного императива XXI века) / Под науч. ред. д.т.н., д.пс.н., д.п.н., проф., президента Международной академии гармоничного развития человека В.В.Лукоянова. СПб.: Астерион, 2015. 52 с.
10. Субетто А.И. 200-летие К.Маркса и грядущее 150-летие В.И. Ленина: ноосферизм или ноосферный социализм - «повестка дня» на XXI век / Под науч. ред. президента Петровской академии наук и искусств, д.ф.н., проф. А.В. Воронцова. СПб.: Астерион, 2018. 108 с.
11. Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л.: Гидрометеоиздат, 1974. 280 с.
12. Goodland R, Daly H., El Serafy S. (Eds.). Environmental Sustainable Economic Development. Building on Brundtland. Washington D.C. World Bank, 1991.
13. Зубаков В.А. Эндоэкологическое отравление и эволюция: стратегия выживания (к саммиту ООН «Рио+10»). СПб.: 2002. 86 с.
14. Субетто А.И. Рыночный геноцид России и стратегия выхода из исторического тупика. СПб.: Астерион, 2013. 128 с.
15. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42.
16. Катасонов В.Ю. Закат эпохи либерализма. Хроника финансового Апокалипсиса (Серия «Финансовые хроники профессора Катасонова») (Выпуск VIII). М.: Книжный мир, 2019. 512 с.
17. Шамир И. Каббала власти. М.: Алгоритм, 2008. 544 с.
18. Субетто А.И. Закон опережения прогрессом человека научно-технического прогресса: Научный доклад на VI Международной научно-практической конференции «Человек и научно-технический прогресс в социально-эконо-
References
1. Komarov V.G. Pravda: ontologicheskoe osnovanie social'nogo razuma / Pod red. d.f.n., d.je.n. V.Ja.El'meeva. -SPb.: SPbGU, 2001. - 556s.
2. Soros Dzh. Krizis mirovogo kapitalizma. Otkrytoe obshhestvo v opasnosti / Per. s angl. - M.: INFRA, 1998. -XXVI, 262 s.
3. Kara-Murza S.G. Manipuljacija soznaniem. - M.: Algoritm, 2000. - 736s.
4. Porudominskij V. Pirogov / Vstup. Stat'ja prof. B.V. Petrovskogo. - M.: «Molodaja gvardija», 1965. - 303 s.
5. Subetto A.I. Kapitalokratija. - SPb. - Kostroma: - Luga: PANI, 2000. - 214s.
6. Subetto A.I. Kapitalokratija i global'nyj imperializm. - SPb.: Asterion, 2009. - 572s.
7. Subetto A.I. Manifest noosfernogo socializma/ Pod nauch. red. d.f.n., prof. V.G. Egorkina. - SPb.: Asterion, 2011. - 108s.
8. Subetto A.I. Jekonomicheskij kolonializm i krah rynochnyh reform v Rossii. Nastuplenie Jepoha velikih noosferno-socialisticheskih preobrazovanij: nauchno-filosofskij ocherk / Pod nauch. red. Prezidenta Petrovskoj akademii nauk i iskusstv d.f.n., prof. A.V.Voroncova. - SPb.: Asterion, 2019. - 52 s.
9. Subetto A.I. Upravljajushhij razum i novaja paradigma nauki ob upravlenii (v kontekste noosfernogo imperativa XXI veka) / Pod nauch. red. d.t.n., d.ps.n., d.p.n., prof., prezidenta Mezhdunarodnoj akademii garmonichnogo razvitija cheloveka V.V.Lukojanova. - SPb.: Asterion, 2015. - 52 s.
10. Subetto A.I. 200-letie K.Marksa i grjadushhee 150-letie V.I. Lenina: noosferizm ili noosfernyj socializm - «povestka dnja» na XXI vek / Pod nauch. red. Prezidenta Petrovskoj akademii nauk i iskusstv, d.f.n., prof. A.V. Voroncova. - SPb.: Asterion,
2018. - 108 s.
11. Kommoner B. Zamykajushhijsja krug. - L.: Gidrometeoizdat, 1974. - 280 s.
12. Goodland R., Daly H., El Serafy S. (Eds.). Environmental Sustainable Economic Development. Building on Brundtland. Washington D.C. World Bank, 1991.
13. Zubakov V.A. Jendojekologicheskoe otravlenie i jevoljucija: strategija vyzhivanija (k sammitu OON «Rio+10»). - SPb.: 2002. - 86 s.
14. Subetto A.I. Rynochnyj genocid Rossii i strategija vyhoda iz istoricheskogo tupika. - SPb.: Asterion, 2013. - 128 s.
15. Marks K., Jengel's F. Sochinenija. T. 42.
16. Katasonov V.Ju. Zakat jepohi liberalizma. Hronika finansovogo Apokalipsisa (Serija «Finansovye hroniki professora Katasonova») (Vypusk VIII). - M.: Knizhnyj mir,
2019. - 512 s.
17. Shamir I. Kabbala vlasti. - M.: Algoritm, 2008. - 544 s.
18. Subetto A.I. Zakon operezhenija progressom cheloveka nauchno-tehnicheskogo progressa: Nauchnyj doklad na VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Chelovek i nauchno-tehnicheskij progress v social'no-jekonomicheskoj paradigme budushhego, posvjashhjonnoj 100-letiju Finansovogo universiteta pri Pravitel'stve RF, sostojavshejsja v Moskve 6 marta 2019 goda / Pod nauch. red.
мической парадигме будущего, посвящённой 100-летию Финансового университета при Правительстве РФ, состоявшейся в Москве 6 марта 2019 года / Под науч. ред. президента Петровской академии наук и искусств, д.ф.н., проф.
A.В.Воронцова. СПб.: Астерион, 2019. 56 с.
19. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. 310 с.
20. Барсуков В.А. Государство и работник // «Советская Россия». «Отечественные записки». 2019. - 22 августа. №13(427). С. 2-6.
21. Петухов П. Переклик «двух башен» // «Советская Россия». 2019. 27 августа. №94(14771). С. 1.
22. Субетто А.И. Открытое письмо Уильяму Рипплу -Subetto A.I. Open Letter To William Ripple. СПб.: Астерион, 2019. 32 с.
23. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Избранные страницы / Авт. вступ. статьи и коммент.: Б.Н. Тарасов; Худож.
B.Г. Алексеев. М.: Современник, 1989. 557 с.
24. Колесникова И.А. Педагогический синдром эпохи постмодернизма// «Высшее образование России». 2019. №89. С. 67 - 82.
25. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. Второе издание/Пер. с англ. И.В. Соловьева и Г.И. Поварова/ Под ред. Г.И. Поварова. М.: Главная редакция изданий для зарубежных стран издательства «Наука», 1983. 340 с.
26. Хайек Ф.А. Познание, конкуренция и свобода. СПб.: Пневма, 1999. 288 с.
27. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л. Рандерс Й. За пределами роста / Учебное пособие для вузов. М.: 1992. 342 с.
28. Россия - социальное государство (Из записной книжки Натальи Еремейцевой) // «Улики» (приложение к газете «Советская Россия»). 2019. - 12 сентября. №132. С. 8, 9.
29. Арефьев Н.В. Экономика уходит в тень! // «Улики» (приложение к газете «Советская Россия»). 2019. - 12 апреля. №132. С. 2.
prezidenta Petrovskoj akademii nauk i iskusstv, d.f.n., prof. A.V.Voroncova - SPb.: Asterion, 2019. - 56 s.
19. Pechchei A. Chelovecheskie kachestva. - M.: Progress, 1985. - 310 s.
20. Barsukov V.A. Gosudarstvo i rabotnik // «Sovetskaja Rossija» - «Otechestvennye zapiski». - 2019. - 22 avgusta. -№13(427). - S. 2 - 6.
21. Petuhov P. Pereklik «dvuh bashen» // «Sovetskaja Rossija». - 2019. - 27 avgusta. - №94(14771). - S. 1.
22. Subetto A.I. Otkrytoe pis'mo Uil'jamu Ripplu - Subetto A.I. Open Letter To William Ripple. - SPb.: Asterion, 2019. - 32 s.
23. Dostoevski] F.M. Dnevnik pisatelja. Izbrannye stranicy / Avt. vstup. stat'i i komment.: B.N. Tarasov; Hudozh. V.G. Alekseev. - M.: Sovremennik, 1989. - 557 s.
24. Kolesnikova I.A. Pedagogicheskij sindrom jepohi postmodernizma// «Vysshee obrazovanie Rossii». - 2019. -№8 - 9. - S. 67 - 82.
25. Viner N. Kibernetika, ili upravlenie i svjaz' v zhivotnom i mashine. Vtoroe izdanie/Per. s angl. I.V. Solov'eva i G.I. Povarova/ Pod red. G.I. Povarova. - M.: Glavnaja redakcija izdanij dlja zarubezhnyh stran izdatel'stva «Nauka», 1983. -340 s.
26. Hajek F.A. Poznanie, konkurencija i svoboda. - SPb.: Pnevma, 1999. - 288 s.
27. Medouz D.H., Medouz D.L. Randers J. Za predelami rosta / Uchebnoe posobie dlja vuzov - M.: 1992. - 342 s.
28. Rossija - social'noe gosudarstvo (Iz zapisnoj knizhki Natal'i Eremejcevoj) // «Uliki» (prilozhenie k gazete «Sovetskaja Rossija») - 2019. - 12 sentjabrja. - №132. - S. 8, 9.
29. Aref'ev N.V. Jekonomika uhodit v ten'! // «Uliki» (prilozhenie k gazete «Sovetskaja Rossija»). - 2019. - 12 aprelja - №132. - S. 2.