Научная статья на тему 'Дихотомия культуры и цивилизации в медиадискурсе'

Дихотомия культуры и цивилизации в медиадискурсе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
317
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ПРОГРЕСС ЦИВИЛИЗАЦИИ / ПРОГРЕСС КУЛЬТУРЫ / НОВЫЕ СМИ / ЯЗЫК СМИ / КОНСТРУКЦИОННАЯ МАТРИЦА-МОДЕЛЬ ЯЗЫКА / КАРТИНА МИРА / МЕДИАДИСКУРС / РИТОРИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ / ТОПОС / ПРЕЦЕДЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА ГОТОВОГО СЛОВА / CIVILIZATION / CULTURE / CIVILIZATION PROGRESS / CULTURAL PROGRESS / NEW MEDIA / MEDIA LANGUAGE / LINGUAL CONSTRUCTIVE MATRIX / MEDIA DISCOURSE / RHETORICAL MODALITY / TOPOS / INDIVIDUAL VERBAL OUTLOOK / LINGUAL PRECEDENCY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Анненкова Ирина Васильевна

СМИ - это не столько явление культурного прогресса, сколько прогресса Цивилизации. Однако обслуживание Цивилизации производится средствами массовой информации с помощью опыта, накопленного в культуре, и в первую очередь в языке. Новые средства массовой информации, наследуя многие черты своих предшественников, не отменяют старые. Средства массовой информации и коммуникации синтезируют в себе главные, основополагающие черты Культуры и Цивилизации, точнее - того, что составляет в них прогрессивные явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dichotomy of Culture and Civilization in media discourse

The Mass Media is occurrence not of cultural progress, but of progress of Civilization. However, Mass Media carries out this service with the help of experience that was accumulated in culture, but first of all in language. New Mass Media, inheriting lots of their predecessors' patterns, at the same time don't abolish the old one. Mass Media as well as communication service synthesize in themselves the main and basic patterns of Culture and Civilization, or more precisely of their progresses.

Текст научной работы на тему «Дихотомия культуры и цивилизации в медиадискурсе»

И. В. Анненкова

ДИХОТОМИЯ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ

В МЕДИАДИСКУРСЕ

IRINA V. ANNENKOVA

DICHOTOMY OF CULTURE AND CIVILIZATION IN MEDIA DISCOURSE

СМИ — это не столько явление культурного прогресса, сколько прогресса Цивилизации. Однако обслуживание Цивилизации производится средствами массовой информации с помощью опыта, накопленного в культуре, и в первую очередь в языке. Новые средства массовой информации, наследуя многие черты своих предшественников, не отменяют старые. Средства массовой информации и коммуникации синтезируют в себе главные, основополагающие черты Культуры и Цивилизации, точнее — того, что составляет в них прогрессивные явления.

Ключевые слова: Цивилизация, Культура, прогресс цивилизации, прогресс культуры, новые СМИ, язык СМИ, конструкционная матрица-модель языка, картина мира, медиа-дискурс, риторическая модальность, топос, прецедентность, культура готового слова.

The Mass Media is occurrence not of cultural progress, but of progress of Civilization. However, Mass Media carries out this service with the help of experience that was accumulated in culture, but first of all in language. New Mass Media, inheriting lots of their predecessors' patterns, at the same time don't abolish the old one. Mass Media as well as communication service synthesize in themselves the main and basic patterns of Culture and Civilization, or more precisely of their "progresses".

Keywords: cultural progress, civilization progress, civilization, culture, new media, media language, lingual constructive matrix, media discourse, individual verbal outlook, rhetorical modality, topos, lingual precedency

В современной русской культуре на смену литературцентризму пришел «медиацентризм». Обратимся к фундаментальному разграничению двух понятий: Культура и Цивилизация. Сегодня в культурологии доминирует франко-английская традиция взаимозаменяемости этих понятий [2: 34]. В русском культурфилософском и языковом опыте эти понятия противопоставляются. В этом отношении отечественная философская школа близка к немецкой и итальянской. Культура — религиозна, цивилизация — интернациональна, культура по своей сути духовна, в основе цивилизации лежит материальное начало, воля к господству. «Культура и цивилизация не два полюса, а два различных умственных пла-

Некоторые фрагменты статьи были опубликованы: Анненкова И. В. Язык современных СМИ: медиакультура или медиацивилизация? // Русский язык в современном медиапространстве: Междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 23-26 сентября 2009 г.) / Отв. ред. А. В. Полонский. Белгород, 2009. С. 289-292.

Ирина Васильевна Анненкова

Кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова ► anneirina@yandex.ru

[повседневная речь]

на», и эти планы по-разному формируют отношение людей к продуктам, результатам культурной и цивилизационной деятельности. Накопленный духовный опыт (то есть опыт Культуры) не исчезает бесследно, а становится залогом дальнейшего культурного развития. Опыт Цивилизации — это отмена предшествующих достижений. На исследовании морфологии Культуры и Цивилизации русская культурфилософия выстраивала концепцию прогресса в истории, прогресса цивилизации. В трудах П. М. Бицилли получили развитие идеи С. Пуфендорфа, Дж. Вико, О. Шпенглера, Бенедетто Кроче, И. Хёйзинги, М. Вебера, а также русских мыслителей Л. П. Карсавина, Н. И. Кареева, И. В. Пузино, Н. С. Арсеньева. В статье «Проблемы современности» философ языка писал: «Принято говорить о „культурных достижениях", о прогрессе культуры, имея в виду небоскребы, асфальтовые мостовые, электрическое освещение, рост газетного тиража и т. п. „Культурный город", — никто не замечает, как бессмысленно такое словосочетание. <...> в цивилизации возможен и даже неизбежен прогресс; культура же от этого „прогресса" только гибнет» [4: 384]. Под прогрессом культуры П. М. Бицилли понимал накопление духовного багажа: «Каждый способный думать и чувствовать человек, прочитавший Достоевского, становится другим человеком, духовно перерождается, делается духовно богаче; но это не сопровождается никаким вытеснением в его сознании Дон Кихота или Божественной комедии. Братья Карамазовы не отменили этих произведений. Напротив: появление всякой новой культурной ценности обогащает, углубляет смысл всех предыдущих, и в этом состоит прогресс» [3: 333]. В прогрессе цивилизации появление новой ценности влечет за собой отмену ценности той же категории.

Опираясь на концепцию П. М. Бицилли, можно рассматривать СМИ в сложной взаимосвязи координат Культуры и Цивилизации. Средства массовой информации — это явление прогресса Цивилизации, они обслуживают именно Цивилизацию, ее «интересы», ее неотвратимое наступление на мир. Это осуществляется СМИ с опорой на опыт, накопленный в Культуре,

в первую очередь в языке. Специфика СМИ заключается в том, что наследуются многие черты предшественников. Таким образом, средства массовой информации и коммуникации синтезируют в себе основополагающие черты Культуры и Цивилизации, точнее — их «прогрессов».

Это проявляется на уровне языка, главного «аппарата» и инструментария деятельности СМИ. Носителем этой деятельности оказывается журналист-скриптор, т. е. такой тип языковой личности, которая не существует вне (до и после) данного речевого акта, которая создает текст только здесь и сейчас. И хотя вопрос о возможном существовании некоего усредненного типа языковой личности журналиста подвергается сомнению (Г. Я. Солганик), обсуждение этой темы нам кажется перспективным и вполне обоснованным. В риторике существует понятие национальный риторический идеал. Каждая языковая личность формируется на основе присвоения конкретным человеком всего языкового богатства, созданного предшественниками. Кроме того, личность вообще и языковая личность в частности определяется временем и местом: существуя в историческом времени и пространстве, она обладает соответствующей ментальностью — разделяет не только конкретные представления, но и доминирующие в ее среде способы думать и чувствовать, понимать мир и оценивать людей. В этом смысле можно говорить о личности эпохи Античности, эпохи Возрождения, эпохи средневековья и т. д.

Личность современного журналиста-скрип-тора можно назвать языковой личностью неоэпохи культуры готового слова как своеобразного риторического типа культуры [1: 99-114]. Культура готового слова — это риторический тип культуры, в котором слово является живым носителем культурной традиции. Традиционное риторическое понимание слова вообще — это свободное обращение с ним: «<...> с самого своего возникновения в Греции риторическая теория и практика понимает слово так, как если бы оно было целиком во власти им пользующегося» [5: 510]. Сегодня власть автора-журналиста, автора-скриптора распространяется не только и не столько на свои слова, сколько на чужие слова, т.е. на культурный фон.

40

[мир русского слова № 2 / 2010]

Он не творит, а лишь интерпретирует. Специфика интерпретаций в современном языке СМИ выражается в травестировании смыслов и традиции: бесконечно играя с прецедентностью, журналист-скриптор, журналист-интерпретатор, сам того не подозревая, творит уже не Культуру, он оказывается в авангарде наступления Цивилизации на Культуру (т. е. унификации и единообразия). Язык современных СМИ — явление современной Цивилизации, динамично-разорванной, стремительно-хаотичной. В языковой личности современного журналиста проявляется клипо-вость, мозаичность современного языкового сознания, и шире — всей языковой картины мира. Пример — идиоличность Михаила Леонтьева, глубокого, умного, парадоксального журналиста и аналитика, тексты которого характеризуются разговорно-ассоциативной, сетевой речемысли-тельной доминантой.

Журналистское творчество, соединяя в себе социальное и личностное, индивидуальное и коллективное, формирует ментально-поведенческую доминанту лингвориторической деятельности современного журналиста. Эта доминанта может быть означена как протеизм языковой деятельности журналиста. По отношению к творчеству А. С. Пушкина протеизм — органичное проникновение в культуру любого народа, слияние с ним без потери собственной национальной идентичности — одна из удивительных черт пушкинского поэтического мировосприятия. Но это «перемалывание» культур всегда оставалось в рамках Культуры. Протеизм в «творчестве» современных журналистов во многом предопределен спецификой предмета их речи: современный журналист формирует в сознании или подсознании адресата картину современной Цивилизации, которая, по выражению М. В. Михайловой, предстает как империя болтовни [6].

Раздвоенность журналиста, который, с одной стороны, должен объединять аудиторию, а с другой — служить слову как стратегии обмана (В. П. Океанский [7]), становится фундаментом в формировании протеистичности языковой личности современного журналиста. Понимание риторики как философии словесно-

речевой культуры позволяет утверждать, что вся современная деятельность журналиста-скриптора-интепретатора антириторична. В этом смысле СМИ могут рассматриваться как антириторичные, так как их деятельность направлена не на собирание, не на стремление к совокупности, а на раздробление, разорванность. Именно СМИ задают ярко выраженную дискретность современной картины мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анненкова И. В. Язык современных СМИ как система интерпретации в контексте русской культуры (попытка риторического осмысления) // Язык современной публицистики: Сб. ст. / Сост. Г. Я. Солганик. М., 2005. С. 99-114.

2. Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры (Опыт русской культуры XIX — начала XX веков). М., 2000.

3. Бицилли П. М. К пониманию современной культуры // Современные записки. 1932. № 49. С. 318-334.

4. Бицилли П. М. Проблемы современности // Современные записки. 1936. Кн. 62. С. 382-392.

5. Михайлов А. В. Античность как идеал и культурная реальность XVIII-XIX веков // Михайлов А. В. Языки культуры: Учеб. пос. по культурологии. М., 1997. С. 509-515.

6. Михайлова М. В. Молчание как форма духовного опыта (Эстетико-культурологический аспект). — http: www/ phil63.ru

7. Океанский В. П. Целое и проблемы риторики. Иваново-Шуя, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.