Научная статья на тему 'ДИХОТОМИЯ "ЕВРОПА - РОССИЯ" И ОСМЫСЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ САМОБЫТНОСТИ РОССИИ В ИСТОРИОСОФИИ Ф.И. ТЮТЧЕВА'

ДИХОТОМИЯ "ЕВРОПА - РОССИЯ" И ОСМЫСЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ САМОБЫТНОСТИ РОССИИ В ИСТОРИОСОФИИ Ф.И. ТЮТЧЕВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ХРИСТИАНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / КАТОЛИЧЕСТВО / РЕФОРМАЦИЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / АНТИХРИСТИАНСТВО / REVOLUTION / VALUES / CHRISTIANITY / ORTHODOXY / CATHOLICISM / REFORMATION / ENLIGHTENMENT / ANTI-CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Монина Наталья Петровна

В основе работы публицистические исследования и поэтические творения представителя славянофильского направления Ф.И. Тютчева. В фокусе статьи - осмысление проблемы взаимоотношения Европы и России в религиозном аспекте, причем воспринимаются эти цивилизационные центры изначально как две составляющие единого христианского мира, как некая единая историческая величина. Европейское начало трактуется Ф.И. Тютчевым как начало революционное, антихристианское по своей сути. Истоки этого - в отпадении от православия, Реформации и Просвещения. Россия понимается как государство, основанное на христианских принципах и нормах морали. В данной конфигурации конфликт между двумя началами, революционным и христианским, неизбежен. Но как утверждает Ф.И. Тютчев, несмотря на постоянную агрессию со стороны Европы по отношению к православному государству, на стороне России - история.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“EUROPE - RUSSIA” DICHOTOMY AND UNDERSTANDING OF RUSSIA’S CULTURAL IDENTITY IN F.I. TYUTCHEV’S HISTORIOSOPHY

The work is based on journalistic research and poetic creations of the representative of the Slavophil direction F.I. Tyutchev. The paper focuses on understanding the problem of the relationship between Europe and Russia in the religious aspect, moreover, these civilizational centers are initially perceived as two components of a single Christian world, as a single historical value. The European beginning is interpreted by Fyodor Tyutchev as a revolutionary one, anti-Christian in its essence. The origin of this is in the fall from Orthodoxy, the reformation, and the Enlightenment. Russia is understood as a state based on Christian principles and moral norms. In this configuration, the conflict between the two principles: revolutionary and Christian - is inevitable. But, according to Fyodor Tyutchev, despite the constant aggression from Europe towards the Orthodox state, history is on Russia's side.

Текст научной работы на тему «ДИХОТОМИЯ "ЕВРОПА - РОССИЯ" И ОСМЫСЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ САМОБЫТНОСТИ РОССИИ В ИСТОРИОСОФИИ Ф.И. ТЮТЧЕВА»

УДК 008(470+571:4)

Монина Наталья Петровна

кандидат философских наук, доцент кафедры режиссуры и хореографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

ДИХОТОМИЯ «ЕВРОПА - РОССИЯ» И ОСМЫСЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ САМОБЫТНОСТИ РОССИИ В ИСТОРИОСОФИИ Ф.И. ТЮТЧЕВА

Monina Natalia Petrovna

PhD, Associate Professor, Directing and Choreography Department, Dostoevsky Omsk State University

"EUROPE - RUSSIA" DICHOTOMY AND UNDERSTANDING OF RUSSIA'S CULTURAL IDENTITY IN F.I. TYUTCHEV'S HISTORIOSOPHY

Аннотация:

В основе работы публицистические исследования и поэтические творения представителя славянофильского направления Ф.И. Тютчева. В фокусе статьи - осмысление проблемы взаимоотношения Европы и России в религиозном аспекте, причем воспринимаются эти цивилизационные центры изначально как две составляющие единого христианского мира, как некая единая историческая величина. Европейское начало трактуется Ф.И. Тютчевым как начало революционное, антихристианское по своей сути. Истоки этого - в отпадении от православия, Реформации и Просвещения. Россия понимается как государство, основанное на христианских принципах и нормах морали. В данной конфигурации конфликт между двумя началами, революционным и христианским, неизбежен. Но как утверждает Ф.И. Тютчев, несмотря на постоянную агрессию со стороны Европы по отношению к православному государству, на стороне России - история.

Ключевые слова:

революция, ценности, христианство, православие, католичество, Реформация, Просвещение, антихристианство.

Summary:

The work is based on journalistic research and poetic creations of the representative of the Slavophil direction F.I. Tyutchev. The paper focuses on understanding the problem of the relationship between Europe and Russia in the religious aspect, moreover, these civiliza-tional centers are initially perceived as two components of a single Christian world, as a single historical value. The European beginning is interpreted by Fyodor Tyutchev as a revolutionary one, anti-Christian in its essence. The origin of this is in the fall from Orthodoxy, the reformation, and the Enlightenment. Russia is understood as a state based on Christian principles and moral norms. In this configuration, the conflict between the two principles: revolutionary and Christian - is inevitable. But, according to Fyodor Tyutchev, despite the constant aggression from Europe towards the Orthodox state, history is on Russia's side.

Keywords:

revolution, values, Christianity, Orthodoxy, Catholicism, reformation, Enlightenment, anti-Christianity.

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать -В Россию можно только верить.

Ф.И. Тютчев

Строки, написанные великим русским поэтом Ф.И. Тютчевым 28 ноября 1866 года и вынесенные в эпиграф к данной статье, не теряют своей актуальности и продолжают будоражить умы исследователей отечественной культуры, вызывая споры, актуализируя извечный русский вопрос: что есть Россия? Запад ли, Восток ли? Рефлексия по поводу осмысления сущности русской цивилизации и культуры - одно из основных направлений отечественной философско-культуро-логической мысли. Фундаментальная проблема самоидентичности и трактовки места России в мировом историческом процессе становится релевантной уже в древнерусский период, но, бесспорно, объемное философское звучание и осмысление она получает в середине XIX века. Дискуссии западников и славянофилов, а позже и представителей русской религиозной философии Серебряного века, вновь выводят этот вопрос на первый план, вызывая новую волну размышлений о месте и роли России в мире. Современная геополитическая ситуация, проблемы, возникшие во взаимоотношениях России и Запада, с особой силой актуализируют проблематику культурной и цивилизационной самобытности России, а потому вслед за Ф.И. Тютчевым наши современники могут утверждать: «Современная мысль, дитя Запада, видит в России если и не враждебную, то совсем чуждую и не зависящую от нее стихию. Она как будто боится изменить самой себе и подвергнуть сомнению собственную законность, если придется признать совершенно законным вставший перед нею вопрос, серьезно и добросовестно осознать и разрешить его... Что такое Россия? Каков смысл ее пребывания в мире, в чем ее исторический закон? Откуда пришла

она? Куда идет? Что представляет собою? На земле, правда, ей предоставлено место под солнцем, однако философия истории еще не соблаговолила найти его для нее» [1, с. 42].

Историософская тема представлена как в поэтическом, так и в публицистическом творчестве Ф.И. Тютчева. При этом следует отметить сразу, что он является сторонником христианского взгляда на мировую историю. Более того, как верно замечает Б.Н. Тарасов, по Тютчеву, «истинная жизнеспособность подлинной христианской державы заключается не в сугубой державности и материальной силе, а в чистоте и последовательности ее христианства» [2, с. 16]. Мыслитель был убежден, что историческое развитие не есть автономное саморазвитие человеческих воль, а исторический процесс непосредственно управляется Божественным Промыслом.

В контексте религиозного взгляда на мир и мировую историю, осмысливая проблему «Россия - Европа», Ф.И. Тютчев не разделял эти две составляющие единого христианского мира, это некая единая историческая величина - 1трепит Ротапит. В культурно-философском основании и Европы, и России лежит христианство, именно оно определило и содержание, и смысл, и ход исторического процесса. Т. е. важно уяснить изначальное метафизическое единство европейской и русской цивилизаций. Однако в ходе исторического развития Европы происходит «роковой поворот»: «Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества» [3, с. 67]. Причины и истоки этого противостояния глубоко метафизические, как отмечает Д.Е. Муза, «Антагонизм этих двух исторических величин произрастает из их духовной инаковости, прежде всего - целей и исторических задач, обусловленного ходом всей русской жизни социального идеала, культурогене-рирующих ценностей (смыслов), а также сопряженных с ним мотиваций» [4, с. 96]. Россия, по Тютчеву, - христианская империя, в то время как Революция - враг христианства, она имеет антихристианскую направленность, которая проявляется не только в действиях, но и в лозунгах, в идеологическом содержании. Источником этого антихристианского начала является самовластие человеческого я, заменяющего собою Бога.

Следует отметить, что Ф.И. Тютчев прослеживает генеалогию возникновения этого революционного начала. В своих публицистических историософских работах он выделяет несколько этапов становления, ключевые события и персонажи, которые привели к формированию Революции. Ключевыми реперными точками, обусловившими специфику и сущность европейской истории и Революции, являются католичество, Реформация, Просвещение.

Начальным этапом формирования революционной (т. е. антихристианской) системы Европы Ф.И. Тютчев считает сам факт появления католичества в результате Великой схизмы 1054 года, когда «Рим разорвал последнее звено, связывавшее его с православным преданием вселенской Церкви. Создавая себе в тот день отдельную судьбу, он на многие века определил и судьбу Запада» [5, с. 84]. Причем это разделение не между двумя Церквями, поскольку Вселенская Церковь Одна, а, скорее, разделение между двумя путями развития человечества и мира. Ключевым элементом этого разделения становится особое внимание католического мира к земному, тварному началу. Иисус Христос утверждал: «Царство Мое не от мира сего». Рим же, «отпав от Единства, счел себя вправе ради собственного интереса, отождествленного им с интересом самого христианства, устроить Царство Христово как царство мира сего» [6, с. 85]. Поэтому, как и все славянофилы, Ф.И. Тютчев практически не использует выражение «разделение христианского мира», а говорит об отступничестве католичества от единства веры. Логичным является упоминание Ф.И. Тютчевым в данном контексте фигуры папы Григория VII, боровшимся с императором Генрихом IV за власть. Следствием этой борьбы становится существенное искажение «самого христианского начала, что выразилось в перелицовке Церкви как неотмирного образования («Града Божьего») - под политическое учреждение («Град земной»)» [7, с. 99]. Т. е. Римская церковь, по сути, стала выразителем земных, государственных интересов, говоря словами Ф.И. Тютчева, Рим не «упразднил Церковь как христианское средоточие в угоду человеческому я, но он поглотил ее в римском я» [8, с. 85]. Католическое отступничество трактуется Ф.И. Тютчевым как «тяжкий тысячелетний грех». Вторжение гарибальдийцев в Папскую область и борьба со светской властью папы вызывают у поэта ощущение «заслуженной кары»:

Свершается заслуженная кара За тяжкий грех, тысячелетний грех... Не отвратить, не избежать удара -И правда божья видима для всех... То божьей правды праведная кара, И ей в отпор чью помощь ни зови,

Свершится суд... и папская тиара В последний раз купается в крови. А ты, ее носитель неповинный, -Спаси тебя господь и отрезви -Молись ему, чтобы твои седины Не осквернились в пролитой крови [9, с. 237].

Реформация, как следующая реперная точка европейской Революции, по сути, стала продолжением той привязки Церкви к земным интересам, которая и предопределила ее необходимость дальнейшей трансформации «вплоть до полного апофеоза человеческого «я»» [10, с. 98-99]. В 1834 году Ф.И. Тютчев написал стихотворение «Я лютеран люблю богослуженье», которое отражает его отношение к протестантизму:

Я лютеран люблю богослуженье, Обряд их строгий, важный и простой -Сих голых стен, сей храмины пустой Понятно мне высокое ученье [11, с. 133].

«Голые стены» и «пустая храмина» есть выражение внутренней пустоты, еще, может быть, до конца не осознаваемой, ибо «обряд» и «высокое ученье» сохранились, проявления обрядовые присутствуют, но пустота становится доминирующей.

Не видите ль? Собравшися в дорогу, В последний раз вам вера предстоит: Еще она не перешла порогу, Но дом ее уж пуст и гол стоит [12, с. 133-134].

Последняя строка явно отсылает к словам Христа: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23,37-38). Как верно отмечает М.М. Дунаев, «Вера покидает этот дом, и скоро он останется обезбоженным бесповоротно. «Лютеран богослуженье» есть последняя попытка воззвать к навсегда оставляющему храм Спасителю - и тщетная. Остается лишь мертвая форма -без жизни, без одухотворяющего начала, достойная сожаления» [13].

Еще она не перешла порогу, Еще за ней не затворилась дверь... Но час настал, пробил... Молитесь Богу, В последний раз вы молитесь теперь [14, с. 134].

Просвещение - еще один этап в процессе становления Революции. Именно Просвещение, по мнению Ф.И. Тютчева, утверждает человеческое самоволие и «гордыню ума». На примере истории Германии в работе «Россия и революция» мыслитель отмечает: «Шестьдесят лет господства разрушительной философии совершенно сокрушили в ней все христианские верования и развили в отрицании всякой веры главнейшее революционное чувство - гордыню ума» [15, с. 71].

Онтологические, аксиологические и социальные основания русской цивилизации и культуры отличаются, по мнению Ф.И. Тютчева, от европейских. Истоки России - в Византийской империи и этот факт является несомненным: «Западная Европа еще только складывалась, а мы уже существовали... Вся разница в том, что тогда нас называли Восточной Империей, Восточной Церковью; мы и по сей день остаемся тем же, чем были тогда. Что такое Восточная Империя? Это законная и прямая преемница верховной власти Цезарей. Это полная и всецелая верховная власть, которая . несет в себе самой свой собственный принцип власти, но упорядочиваемой, сдерживаемой и освящаемой Христианством. Что такое Восточная Церковь? Это Церковь вселенская» [16, с. 54]. Россия призвана хранить полноту и чистоту православия, являясь прямой наследницей Византийской империи. Идентичность России осознается исключительно как христианская, основанная на византийском православии, а потому и нормативный комплекс ее иной, нежели европейский. Именно православие для Ф.И. Тютчева является системообразующим принципом духовного единства и своеобразия России:

День православного Востока,

Святой, святой, великий день,

Разлей свой благовест широко

И всю Россию им одень!

Но и святой Руси пределом

Его призыва не стесняй:

Пусть слышен будет в мире целом,

Пускай он льется через край. [17, с. 253].

Для Ф.И. Тютчева, как отмечает Д.Е. Муза, сущность онтологического ядра русской культуры - «нравственная сила христианства и дело государственного служения Царю и Богу» [ 18,

с. 100]. Нравственный идеал русского народа - это его способность к самоотречению и самопожертвованию, что вступает в противоречие с европейским идеалом, в котором на первом плане человеческое я, человеческая гордыня. Неслучайно в своем стихотворении «Эти бедные селенья...» поэт упоминает эти разные нравственные установки, так ярко характеризующие два мира:

Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной [19, с. 201].

Гордыня и смирение в данном случае - два архетипа, две модели развития, оценка которых возможна исключительно на религиозном уровне, ибо это понятия духовно-нравственной философии. Гордыня, как мы отмечали выше, есть основа зла, источник войн, в то время как смирение - основа для спасения, базовая христианская ценность, высший идеал, образец - смирение Иисуса Христа. Ф.И. Тютчевым практически не используется концепт «Святая Русь», но он довольно явно просматривается в его творчестве, в первую очередь, поэтическом:

Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя [20, с. 201].

Два разных подхода проявляются и в разрезе социальной идентичности, демонстрируя различные нормативные комплексы и установки, об этом стихотворение «Два единства». Европейский мир, единство которого основано на жесткой дисциплине, «железе и крови» и иной проект, русский, основанный на нравственных, религиозных принципах любви:

«Единство, - возвестил оракул наших дней, -Быть может спаяно железом лишь и кровью.» Но мы попробуем спаять его любовью -А там увидим, что прочней. [21, с. 249].

В прочности христианских принципов, способных сохранить единство, поэт не сомневается, неслучайно он оптимистично смотрит в будущее, несмотря на агрессивность соседей и на все трудности, с которыми Россия сталкивается на протяжении всей своей истории: «И когда еще призвание России было более ясным и очевидным? Можно сказать, что Господь начертал его огненными стрелами на помраченных от бурь Небесах. Запад уходит со сцены, все рушится и гибнет во всеобщем мировом пожаре ... И когда над столь громадным крушением мы видим еще более громадную Империю, всплывающую подобно Святому Ковчегу, кто дерзнет сомневаться в ее призвании, и нам ли, ее детям, проявлять неверие и малодушие?..» [22, с. 80]. Сложная, непростая, жестокая история России, тем не менее воспринимается Ф.И. Тютчевым как путь, который должно пройти со смирением и самопожертвованием, как защитница России, а потому впереди - «всемирная судьба России»:

Венца и скиптра Византии Вам не удастся нас лишить! Всемирную судьбу России -Нет, вам ее не запрудить!.. [23, с. 265].

Таким образом, в историософии Ф.И. Тютчева нам представлены два варианта развития единого европейского пространства. Собственно европейское начало воспринимается автором как начало антихристианское, прямо противостоящее России, являющейся выразительницей и единственным носителем христианской нравственности и морали. Западное начало трактуется в категориях постоянной, имманентной агрессии по отношению к православной державе, а потому извечные конфликты Европы и России естественны, но, по мнению Ф.И. Тютчева, победа останется за Россией. Этот оптимистический пафос прослеживается и в публицистическом, и в поэтическом творчестве.

Ссылки:

1. Тютчев Ф.И. Россия и Запад / Сост., вступ. статья, перевод и коммент. Б. Н. Тарасова ; отв. ред. О.А. Платонов.

М., 2011. 592 с.

2. Там же.

3. Там же.

4. Муза Д.Е. Град Китеж: русская пневматология. М., 2019. 336 с.

5. Тютчев Ф.И. Указ соч.

6. Там же.

7. Муза Д.Е. Указ. соч.

8. Тютчев Ф.И. Указ соч.

9. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст. Б.Я. Бухштаба ; подг. текста и примеч. К.В. Пигарева.

Л., 1957. 422 с.

10. Муза Д.Е. Указ. соч.

11. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений.

12. Там же.

13. Дунаев М.М. Тютчев. Православный взгляд (из книги «Православие и русская литература») [Электронный ресурс]. 11Р1_: https://mdunaev.ru/stati/tyutchev-pravoslavnyj-vzglyad-iz-knigi-pravoslavie-i-russkaya-literatura (дата обращения: 21.07.2020).

14. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений.

15. Тютчев Ф.И. Россия и Запад.

16. Там же.

17. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений.

18. Муза Д.Е. Указ. соч.

19. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений.

20. Там же.

21. Там же.

22. Тютчев Ф.И. Россия и Запад.

23. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений.

Редактор: Шейхетова Ирина Александровна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.