Научная статья на тему 'Digital humanities в науке и образовании XXI века'

Digital humanities в науке и образовании XXI века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
192
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Digital humanities в науке и образовании XXI века»

иомши

О.А. Янутш

DIGITAL HUMANITIES В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ XXI ВЕКА

Международная научно-практическая конференция «Науки о культуре в перспективе "Digital Humanities"»*

3-5 октября 2013 г., Санкт-Петербург

Ежегодно в Санкт-Петербурге проводятся десятки конференций, посвященных различным проблемам в сфере гуманитарного знания. Каждая из них, безусловно, по-своему интересна и важна. Но бывают такие события, которые становятся поворотными моментами в истории науки в целом. Именно к событиям подобного рода, без сомнения, можно отнести международную научно-практическую конференцию «Науки о культуре в перспективе "Digital Humanities"», состоявшуюся в РГПУ им. А.И. Герцена 3-5 октября 2013 г.* Приуроченная к 25-летию кафедры теории и истории культуры и 20-летию факультета философии человека, она стала первым в России крупным научным мероприятием в области «Digital Humanities». В конференции приняли участие более 100 ученых из разных городов России, а также из Белоруссии, Украины, Польши, Венгрии, Румынии, Литвы, Эстонии, Финляндии, Голландии, Великобритании, Швейцарии, Германии, Италии, Канады и Китая.

Проблемы существования гуманитарных наук в эпоху цифровых технологий хранения и трансляции информации исследуются в России уже довольно давно, но лишь несколько лет назад сформировалось как само название (Digital Humanities - цифровая гуманитарис-тика), так и четкое представление о наиболее острых и актуальных направлениях работы в данной сфере. В пленарном докладе координатор конференции, доктор культурологии, профессор Л.В. Никифорова отметила, что в соответствии с основными подходами к предмету и задачам этого научного направления, можно определить его как:

- новый способ подхода к гуманитарным наукам, возможность ставить новые вопросы, использовать новые методологии и работать друг с другом по-новому;

- комплекс методов, способов, которые используют гуманитарии, чтобы анализировать культуру и технологии;

- движение, направленное на включение цифровых технологий в методологию гуманитарных и социальных наук.

Специфические черты современной информационной эпохи - демократичность и мультилингвистичность, трансдисципли-нарность и возможность работать с огромными базами текстовых и визуальных данных (Я.Д. Пруденко) - дают небывалый простор, свободу для творчества и исследовательской деятельности. В ходе конференции были представлены крайне интересные проекты, посвященные изучению произведений и документов различных эпох; визуализации историко-культурных процессов (архитектурной истории города, движения этносов, географии художественных стилей); созданию виртуальных архивов, музеев, энциклопедий и библиотек, произведений мультимедийного искусства. При этом докладчики знакомили слушателей не только с результатами своей работы, но и с электронными ресурсами, программами, технологиями создания подобных проектов.

Активно обсуждались и различные фило-софско-культурологические аспекты новой цифровой эпохи: появление «медиальной социальности» как специфической социокультурной практики; трансформация позиций Субъекта и Объекта в современной культуре; «оцифрованное воплощение смыслов» как предмет познания и интерпретации; потенциал использования цифровых технологий в сфере философских исследований и новые исследовательские практики; риски и угрозы развития виртуальной культуры и современного искусства.

Особое внимание было уделено проблемам образования и просвещения в эру цифровых технологий. Наряду с презентациями научно-образовательных ресурсов, программ дистанционного обучения и методов работы с учащимися разных возрастов в мультимедийных лабораториях и центрах,

' Конференция была подготовлена и проведена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-03-14017 г.

рассматривались и ключевые теоретические вопросы. С одной стороны, речь шла о таких отрицательных чертах как развитие чисто потребительского отношения к (медиа) образовательным ресурсам, отсутствие «фильтров» при работе с информацией в интернет-пространстве, нарушение связи между мыслительной деятельностью и целостным эмпирическим опытом, столь важной в образовательном процессе. С другой стороны, отмечалось появление специфических типов коммуникации, формирование педагогов и учащихся принципиально нового типа («digital natives»), раннее развитие навыков критического мышления и интерпретационной деятельности у подростков.

Еще одной острой и крайне дискуссионной темой оказался вопрос о потенциале использования цифровых технологий в музейном пространстве. Внедрение QR-ко-дов и технологий дополненной реальности позволяет превратить посещение любой экспозиции в увлекательное интерактивное путешествие. Однако виртуальные 3D-ре-конструкции объектов культурного наследия могут нивелировать в восприятии посетителя ценность реально сохранившихся фрагментов памятников и значимость опыта

непосредственного приобщения к «подлинной истории» (А.А. Никонова). К тому же, по словам заведующего Российским Центром музейной педагогики и детского творчества при Государственном Русском музее, доктора педагогических наук, профессора Б.А. Столярова, для формирования развитого художественного восприятия необходимо очищение и «отключение» от привычной среды перед посещением экспозиции. Но активное использование различных цифровых технологий привносит в музей как раз наиболее привычные для детей (особенно подростков) практики повседневности, и в результате происходит уничтожение «паузы» созерцания, необходимой для общения с произведениями искусства.

Значение цифровых технологий для успешного развития гуманитарных исследований в современном мире сложно переоценить, и состоявшаяся конференция дает надежду на начало плодотворного научного взаимодействия между этими пластами культуры, существующими пока преимущественно раздельно. Материалы конференции были опубликованы издательством «Астери-он» в сборнике «Науки о культуре в перспективе «digital humanities» [1].

[1] Науки о культуре в перспективе «digital humanities»: Материалы Меж-дународной конференции 3-5 октября 2013 г., Санкт-Петербург / Под ред. Л.В. Никифоровой, Н.В. Никифоровой. - СПб.: Астери-он, 2013. - 600 с.

М.Н. Дробышева

РУССКИЕ СЮЖЕТЫ В ТЕАТРАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Международная конференция 10-11 октября 2013 г., Санкт-Петербург

Так называлась международная конференция, проходившая в рамках XXIII театрального фестиваля «Балтийский дом» (с 4 октября по 20 ноября), на котором были представлены лучшие спектакли по русской классике - произведениям Пушкина, Гончарова, Достоевского, Горького. Среди них спектакли театра «Талия» «Братья Карамазовы» Люка Персеваля, Нового Рижского театра «Обломов» Алвиса Херманиса, Городского театра Вильнюса «На дне» Оскара Коршу-новаса и московского театра имени Евгения Вахтангова «Евгений Онегин» Римаса Туми-наса. На протяжении ХХ в. мировой театр неоднократно обращался к русской драме, создавая шедевры режиссёрской мысли, пы-

таясь проникнуть в тайны русской души. К ним можно отнести спектакли Андре Анту-ана «Власть тьмы», Макса Рейенхарда «На дне», Петера Штайна «Три сестры», Джорджа Стреллера «Вишневый сад» и постановка этой же пьесы Питером Бруком.

Конференция состоялась в здании нового театрального центра Александринского театра и была посвящена актуальным вопросам: предлагаемые обстоятельства российской драмы, российского театрального менталитета, кодов взаимодействия с европейским театром, а также значение роли русского сюжета в мировом театральном процессе. Эту проблематику обозначил Анатолий Чепуров. Герои русской драмы, спектаклей сегодняш-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.