Научная статья на тему 'Диффузия городского и сельского: интерпретации пространства и времени в оптике медиаисследований'

Диффузия городского и сельского: интерпретации пространства и времени в оптике медиаисследований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
376
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
МЕДИА / ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / УРБАНИЗАЦИЯ / РУРАРИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОРОДА / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / MEDIA / SPACE / TIME / URBANIZATION / RURALIZATION / MODERNIZATION / CITIES / RURAL SETTLEMENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрова Евгения Викторовна

Важнейшие категории, определяющие развитие, пространство и время значительно меняются под влиянием медиа. Для России вопрос медиатизации пространства и времени имеет важное значение. Наша страна обладает огромной территорией, при этом на большей ее части хронически не хватает населения Развитие городов а именно с ними в основном связаны модернизационные процессы ограничено этими объективными проблемами. Медиатизация основных социальных практик может стать катализатором субурбанизационных процессов, привести к постепенному расползанию городов В этой новой системе концентрация смыслов связана уже не с конкрентыми территориями, а с конкретным контентом Статья опирается на эмпирические исследования в нескольких регионах России: Иркутской, Костромской и Ростовской областях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIFFUSION OF URBAN AND RURAL: INTERPRETATIONS OF SPACE AND TIME IN OPTICS OF MEDIA AND COMMUNICATION STUDIES

The most important categories that determine the development, space and time are changing significantly under the influence of the media. For Russia, the question of the space and time mediatization is important. Our country has a vast territory, most of which is not populated enough Development of the cities is limited to these objective problems Mediatization of major social practices can lead to suburbanization processes which may result in the gradual sprawl. In this new system the concentration of the senses is associated not with certain areas, but with specific content The article is based on empirical studies in several regions of Russia: Irkutsk, Kostroma and Rostov regions.

Текст научной работы на тему «Диффузия городского и сельского: интерпретации пространства и времени в оптике медиаисследований»

ОСНОВНАЯ ТЕМА: ПАРАДОКСЫ ЭПОХИ МЕДИА

Е.В. Петрова

УДК 304 . 2

Диффузия городского и сельского: интерпретации пространства и времени в оптике медиаисследований

Важнейшие категории, определяющие развитие, — пространство и время — значительно меняются под влиянием медиа. Для России вопрос медиатизации пространства и времени имеет важное значение. Наша страна обладает огромной территорией, при этом на большей ее части хронически не хватает населения . Развитие городов — а именно с ними в основном связаны модерниза-ционные процессы — ограничено этими объективными проблемами . Медиатизация основных социальных практик может стать катализатором субурбанизационных процессов, привести к постепенному расползанию городов В этой новой системе концентрация смыслов связана уже не с конкрентыми территориями, а с конкретным контентом . Статья опирается на эмпирические исследования в нескольких регионах России: Иркутской, Костромской и Ростовской областях

Ключевые слова: медиа, пространство, время, урбанизация, рураризация, модернизация, города, сельская местность

Нашедшая в России свою благодарную аудиторию книга австралийского исследователя Скотта Маккуайра «Медийный город» начинается с фразы: «В XXI веке социальная жизнь все больше протекает в медийных городах» [11, с. 13] . Современный город, по Маккуайру, — это город, в котором разнообразные цифровые сети и электронные медиа существуют повсеместно. Теперь они сами диктуют жителям городов понимание времени и пространства

Уже давно неоспоримо и то, что города — это центры модернизационных процессов, сосредоточение и технологического, и социального развития При этом отметим, что города лишь в ХХ веке стали местом проживания большинства населения . А для многих стран такой путь развития стал характерен лишь во второй половине ХХ века, и до сих пор ур-банизационные процессы в них не завершены

Само становление понимания города нередко шло через противопоставления городского и сель© Петрова Е . В . , 2016

ского . В рамках подготовки этой статьи мы обращались к работе Г. Бэр-римэна, в которой описано, как авторы (Редфилд, Вирт, Дюркгейм, Фрейд и др.), определившие во многом понимание города, различали городское и сельское [14, с. 227] .

Под влиянием развивающихся медийных технологий еще недоформи-ровавшиеся города стремительно меняются . Современные города уже не являются тем, чем кажутся . Они перестают быть домом для своих жителей . Значительный человеческий ресурс города получили, притянув к себе жителей сельской местности . Масштабность этого явления стала причиной рураризации городов . Это «сопровождалось все большим обезличиванием социальных отношений... все большим отчуждением» [11, с . 70].

Создание городов первоначально было результатом сжатия пространства Медиа же наделяют город возможностью рассредоточения и могут стать катализатором усиления процессов субурбанизации Это означает диффузию городского и сельского не только в направлении к городам, но и в сельских рассредоточенных территориях

Отметим, что именно в городах сконцентрированы основные научные центры, исследовательские школы Пытаясь с различных подходов и традиций осмыслить происходящее в современном мире, мы смотрим на мир из городов, опираемся на городское восприятие и городские практики

То, что кажется нам очевидным или как минимум наиболее вероятным с позиции горожанина, приобретает иное значение за пределами мегаполисов, видоизменяется до состояния неузнаваемого. Часто цитируемое утверждение Макса Вебера о том, что «город был местом перехода из несвободного состояния в свободное» [1, с. 332], представляется нам по-прежнему очень ценным Однако, на наш взгляд, не стоит упускать из внимания, что не все есть города В контексте медиаисследований нам представляется это важным, к примеру, при попытках оценить эффекты медиа

Для современной России весьма актуальны обозначенные выше рура-ризация городов и перспективы усиления субурбанизации В предлагаемой статье мы попытались увидеть меняющийся мир современной России в эпоху бурного рассвета медийных технологий через исследовательский аппарат эмпирических данных из сельской местности и проанализировать их в контексте изменений важнейших пространственно-временных характеристик

Современная Россия: различения городского и сельского

Экономист-географ Н. В. Зубаревич выделяет несколько специфических черт урбанизации в России: отставание урбанизации образа жизни населения, значительные региональные различия в уровне урбанизации, разреженность сети городов, специфическая субурбанизация, диспропорции социального развития городов [6, с . 103—106] .

Российская урбанизация началась примерно на сто лет позже, чем в развитых странах, при этом отличалась высокой скоростью . Как отмечает Н . В . Зубаревич: «В городах в конце 80-х годов (ХХ века . — Е. П) проживало 74% населения, по статистике Россия относилась к урбанизированным странам Однако на самом деле значительная (если не большая) часть городского населения, особенно в районах более поздней урбанизации, имела сельские корни» [6, с . 104]. В этой же работе автор, ссылаясь на Г М . Лаппо, акцентирует внимание на том, что в России существует достаточно многочисленное «скрытое сельское население», которое официальной статистикой причисляется к городскому, но таковым по сути не является [6, с . 104] .

Исследователи отмечают сложность определения городского и сельского и отделения этих понятий. «Что такое сельская местность? Самый простой ответ: сельская местность — это то, что не город, — пишет Т. Нефедова . — Никто не усомнится, глядя на центр Москвы (Петербурга, Самары и т. д.), что это город. Десяток и даже сотня деревянных изб, — конечно, деревня . А малые города с такими же деревянными домами и огородами? А сельский райцентр с многоэтажками, универмагами, заборами предприятий?» [12, с. 16].

По мнению этого автора, существующие официальные определения понятий городского и сельского не являются исчерпывающими «По существу мы часто имеем дело не с двумя противоположностями, которыми кажутся крупный город и деревня, а с единой системой расселения с массой типов переходных населенных пунктов, где каждый следующий тип убавляет сельские черты и добавляет городские. Учитывая общую подвижность населения внутри этой системы, ее можно назвать сельско-городс-ким континуумом [12, с . 19] .

Понимания существующей системы расселения как сельско-городс-кого континиума придерживается и А А Пациорковский В своей работе он, ссылаясь на П Сорокина и С Зиммермана, охарактеризовал основные группы фундаментальных различий городского и сельского миров: занятость, среда обитания, размер общин, плотность населения, однородность и неоднородность населения, социальная дифференциация и стратификация, мобильность и направленность миграционных потоков, а также особенности систем социального взаимодействия [13, с. 20]. Анализируя эти различия, мы еще раз убедились в сложности разделения городского и сельского по традиционным канонам

Попытаемся подробнее проанализировать вышеуказанные критерии различий Сорокин и Зиммерман, проводя разделение городского и сельского по типу занятости, определяют, что для сельского мира характерна преимущественно сельскохозяйственная занятость, тогда как для городского мира — преимущественно промышленная, торгово-коммерческая, профессиональная и управленческая Т Г Нефедова отмечает, что в 2000-х годах

44% российских горожан производили агропродукцию [12, с. 24] . По обособленному этому признаку они могли бы быть отнесены к селянам, хотя таковыми не являются

Миграция населения из городов в деревню, по мнению исследователей, могла быть существенно больше, но этому препятствует хроническое недонаселение сельской России «В условиях повсеместной нехватки населения нет ясности в том, куда направлять миграционные потоки, а главное, откуда брать: в России недонаселены не только восточные районы, но и центр европейской части По расчетам, в европейской части России недостает около 5 млн человек сельского населения» [2, с . 13] . Концентрация территорий с высокой плотностью населения в российских условиях не представляется возможной В этой особенности изначально заложено, что значительные территории будут иметь низкую плотность населения, а значит, по этому фактору, тяготеть к сельскому миру

Т. В . Зубаревич и Т. Г. Нефедова как специфический фактор российской действительности отмечают особенности развития субурбанизационных процессов «Вместо субурбанизации в России возник и укрепился феномен второго, сезонного дома горожанина (дачи)» [6, с . 105] . Т. Г Нефедова отмечает, что «дачники порой являются единственным шансом спасения от тотального сжатия освоенного пространства» [12, с. 39]. Субурбанизация значительно разнообразила состав населения сельской местности вблизи российских городов

Что касается остальных факторов (сельский мир — маленькие общины, городской — большие; сельский мир тяготеет к однородности, низкой дифференциации и стратификации населения, городской — к большему разнообразию; для села характерны ограниченность числа социальных контактов, в городе задействованы все виды социальной мобильности, социальные контакты многочисленны), то в каждом из этих различений мы отмечаем значительное влияние на них медиа

Вторжение медиа в пространство провинциального уклада — процесс стремительный и мощный . Активизация его произошла в период, когда разрушались основные концепты традиционной культуры Медийные контент значительно расширил число социальных практик, пустил в пространство семьи и дома героев из другой среды Медиатехнологии создали возможность значительного изменения круга общения . Он больше не ограничен территорией, физическим пространством

«Наиболее важные исторические трансформации характеризуются социальным реконструированием пространства и времени как фундаментальных категорий нашего бытия», — отмечают М . Кастельс, Е. Киселева в исследовании, посвященном трансформационным процессам в постсоветской России [7, с. 25]. По мнению авторов этого исследования, «пространственно-временная организация жизни в России изменяется, но асимметрично для разных групп людей и разных местностей Господству-

ющие группы в России вступают в пространство потоков, где отсутствует время как таковое, что характеризует сетевое общество Подавляющее же большинство населения, а также городов, регионов и деревень все еще живут в пространстве мест, темп в которых задается хронологическим и биологическим временем» [7, с . 25].

В предлагаемом исследовании мы попытались через призму эмпирических исследований медиапотребления в сельской местности рассмотреть, как меняется пространственно-временная система сельской России На наш взгляд, изучение особенностей этой системы может оказаться полезной и для понимания некоторых особенностей развития и функционирования медиа в российских городах, поскольку диффузия городского и сельского нам представляется весьма значительной

Характеристика медиаисследований

Изложенные в статье данные опираются на четыре эмпирических исследования

В 2013 году было проведено исследование медиапотребления жителей Коксовского сельского поселения Белокалитвенского района Ростовской области Собрано 65 глубинных интервью, фотоматериалы Проект был реализован Лабораторией медиаисследований ЦФИ НИУ-ВШЭ и Донским государственным техническим университетом

В 2014 и 2015 годах, основываясь на методологии ЦФИ НИУ-ВШЭ, исследовательским коллективом Донского государственного технического университета и Южного федерального университетов были собраны эмпирические данные в городе Ростове-на-Дону Для исследования были выбраны респонденты, ранее жившие в сельской местности, но переехавшие в город Было собрано 37 интервью и фотоматериалы

Выводы исследования нашли подтверждение в материалах экспедиции в Костромскую область (сельское поселение Угоры, Мантуровский район), проведенной ЦФИ НИУ-ВШЭ в 2012 году (было собрано 33 глубинных интервью и фотоматериалы), и в Иркутскую область (сельское поселение Се-редкино, Боханский район) — в 2013 году.

Типологически эти населенные пункты можно отнести к разным группам [8, с. 13]. Угоры — северная вымирающая деревня, где было развито сельское хозяйство, однако на современном этапе она в упадке Коксовс-кое сельское поселение — юг России, плодородные земли, близость к городу с развитой индустриальной составляющей, переплетение с казачьей историей Середкино — сибирская деревня, большие расстояния между населенными пунктами, низкая плотность населения Ростов-на-Дону — город-миллионник, столица Южного федерального округа

Нисколько не пытаясь нивелировать различия между этими населенными пунктами, отметим, что для респондентов всех волн исследования характерно очень схожее восприятие пространства и времени

Свой среди чужих, чужой среди своих

Материалы экспедиций предоставили нам возможность увидеть, как осваивается сельскими жителями реальное окружающее пространство в масштабах населенного пункта в целом и каждого отдельного домохозяйства, в котором удалось побывать . Инструментарий глубинных интервью позволил получить информацию о восприятии респондентами современной жизни во взаимосвязи с потребляемым медиаконтентом

Основываясь на собранном материале, мы выделили следующие характеристики отношения респондентов к пространству

В результате наблюдения за обустройством пространства респондентами всех трех волн исследования нами был сделан вывод об очень низком интересе к обустройству среды вне своего домохозяйства Респонденты мало интересуются жизнью своих населенных пунктов

Среди респондентов доминируют те, кто свое нынешнее место жительства не определяет как единственно возможное В изучаемых сельских поселениях явно прослеживается глубоко вплетенные в восприятие практики перемены места жительства По разным причинам многим респондентам приходилось переезжать, либо в их семье есть те, кто переехал, но контакты с этими людьми очень важны для респондентов Интересно, что когда сельские респонденты говорят о своем населенном пункте, они скупы в эпитетах, рассказывают мало, односложно отвечают на вопросы . Гораздо насыщеннее беседы с респондентами о других населенных пунктах, особенно о городах, жизнь в которых представляется гораздо интереснее сельской

Мы предположили, что учитывая интерес к урбанизированным практикам, попав в городское пространство, сельские жители будут к нему относиться с особым вниманием . Для исследования в Ростове-на-Дону были выбраны респонденты, которые родились и выросли в сельской местности, но переехали в Ростов-на-Дону (столица Южного федерального округа с населением более 1,1 млн человек) . Вопреки нашей гипотезе интерес респондентов к окружающему их пространству был столь же низок, как и у тех, кто живет в сельской местности Респонденты этой волны не участвовали в городских мероприятиях, призванных изменить городское пространство (субботники, популярные в Ростовской области Дни древонасаждения и др.), никто из респондентов не интересовался пространственным устройством города, в котором живет (большинство не смогли назвать соседние улицы, вспомнить, какие интересные знания есть в районе, есть ли поблизости парки и т д )

Если к окружающему пространству территории респонденты проявляли малый интерес, то в самих домохозяйствах ситуация была иной Для многих из домохозяйств характерен процесс переустройства Даже там, где в момент исследования никто ничего не ремонтировал, в интервью выяснялось, что респонденты планируют это сделать .

Интерес к изменению домашней территории контрастирует с их довольно индифферентным отношением к дому как таковому Респонденты в своих оценках и суждениях очень легко выходят за пределы домашнего пространства Люди не ощущают пространство своим, созданным по своим законам и предпочтениям, а воспринимают его как переходное, предвкушая, что на следующем этапе оно изменится При этом не всегда понятно, как именно, а этап реконструкции может длиться годами и даже десятилетиями, не имея четкой конечной цели и временного ограничения

На наш взгляд, можно выделить несколько причин такого отношения к домашнему пространству, потребности его изменения: и структура быта, и частая нехватка денежных средств, и избыток свободного времени (особенно в холодные сезоны) В советский период это усугубилось еще и тотальным дефицитом товаров

«Специфика советского общества состояла в том, что перманентный ремонт как творчество и образ жизни был разделяемым переживанием большей части населения» [4] Ремонт становился очень важной социальной практикой В ней находила выход накопившаяся социальная энергия, реализовывались личностные потребности в развитии

На наш взгляд, такая трактовка истоков потребности в перманентном ремонте в сельской местности актуальна на современном этапе Через вещную среду респонденты демонстрируют потребность в изменении окружающего, выхода за его границы

В качестве одного из мощных факторов «расповседневнивания» сферы дома, расширения его границ являются медиа Особая роль медиа фиксируется и в пространстве дома

В сельских домах телевизоры, компьютеры любят окружать различными нефункциональными предметами, имеющими важное смысловое значение (фото близких людей, иконы, грамоты, кубки, статуэтки и т д ) Кроме того, зачастую медиаприборы размещаются комплексно: рядом с телевизором ставят компьютер, МР3-проигрыватель, заряжают телефон и т . д . В комнате, где есть телевизор, можно увидеть и компьютер, и музыкальный центр, на котором лежит газета В то время как в других комнатах больше нет таких предметов

Самый лучший телевизор стоит в гостиной, даже если хозяева большую часть времени проводят в других помещениях и смотрят телевизор в основном там В интервью респонденты рассказывали о том, как организуют свою жизнь с учетом медиапрактик Например, обычно хозяева смотрят небольшой телевизор на кухне, но если в доме появляется гость, просмотр программы продолжается в гостиной Респонденты рассказывали, что любимые фильмы, важные передачи смотрят «по самому главному телевизору в доме» Чтобы посмотреть любимую программу, нужно успеть доделать все дела к этому времени

Медиапотребление респондентов и организация их пространства парадоксально взаимосвязаны Наибольший интерес в медиареальности респонденты проявляют к коллективным практикам, к публичному пространству, а в реальной жизни стремятся модернизировать приватную сферу, дополняют ее новыми деталями и смыслами

Публичное пространство — пространство отчужденное Все в него вхожи, но для каждого оно остается безразличным Медиа помогают разорвать рутину повседневности, вырваться за ее пределы

В медиапотреблении респонденты четко обозначили свои приоритеты: сельская тема в медиа им мало интересна, при этом с помощью медиа они вовлечены в отчужденные внешние пространства Опираясь на эти суждения, мы предлагаем характеризовать созданные под влиянием медиа пространства как отчуждаемые

Время назад нельзя вперед

«Нет такого времени, которое не зависело бы от порождающего его общества Господствует обычно то время, которое наделяют первостепенной важностью и которому приписывают главенствующий этос», — считает французский исследователь Антонелла Корсани [9, с . 51] . Согласно автору статьи, характерные для современности изменения темпоральности ведут, например, к такому антропологическому изменению как дезориентация человека во времени

Для современной сельской России характерны значительные изменения времени труда Многие жители сел работают вахтовым методом, по сменам, на предприятиях близлежащих городов. Даже те, кто задействован в исконном сельском труде — сельскохозяйственном производстве, отмечают нестабильность занятости, опасаются остаться без работы Время занятости расщепляется, разрывается на непостоянные части . Это вызывает беспокойство сельских жителей, дезориентирует их, ведет к потере основополагающего ощущения времени

Контрастом ко времени занятости является свободное время, которое в сельской местности в основном посвящено медиапотреблению Пустоты повседневности охотно заполняются медийным контентом Телевизор, Интернет, радио, реже — печатные издания — взаимодействие с ними составляет основу досуга на селе, создает новые практики, расширяет границы домов и населенных пунктов

В ХХ1 веке динамика антропологических процессов стала значительно быстрее Приоритетное положение начинают занимать виртуальные практики и виртуальное время

Чем насыщеннее человек проживает определенный период в своей жизни, тем большим значением он наделяет его . Эта особенность четко прослеживается на материале эмпирических исследований О своей реальной жизни респонденты рассказывают более скупо, чем о медийных образах,

событиях и героях Для всех трех волн исследования характерен следующий вывод: респонденты охотно проживают виртуальное время, именно оно становится для них самым значимым

Г Люббе отмечает: «В динамической цивилизации, с возрастанием количества инноваций в единицу времени, уменьшается хронологическое расстояние до того прошлого, которое во многих жизненных отношениях уже устарело, в котором мы не можем уже распознать привычной структуры сегодняшнего жизненного мира и которое, поэтому, представляется нам чужим и даже непонятным» [10, с . 94] . Такое явление автор назвал сокращением настоящего

В материалах эмпирических исследований этот подход находит свое подтверждение. Настоящее крайне мало интересует респондентов . Опираясь на материалы полевых исследований, мы отметили, что респонденты по-разному относятся ко времени реальному и медийному. Жизнь в сельской среде не кажется респондентам интересной Это наблюдение можно проиллюстрировать данными социологических исследований Так, например, в опросе фонда «Общественное мнение» половина респондентов из сельской местности считает, что в городе жить интереснее, чем на селе Только 18% городских жителей считают интересной сельскую жизнь [5].

Настоящий день интересует респондентов гораздо меньше, чем события прошлого, восприятие будущего наполнено страхами и предубеждениями Рассказы о прошлом и будущем эмоционально окрашены, снабжены деталями, тогда как все то, что касается настоящего, рассказано сухо, невнятно, как не имеющее особого значения . В интервью респонденты охотно рассуждают о жизни людей в городах и других странах О своей жизни говорят с меньшей охотой, объясняя это в основном тем, что в ней мало интересного для собеседника

В реальной жизни, желая перемен, мы можем менять пространство Время же линейно, проживать жизнь можно только от одного этапа к другому В медийной реальности возможно перемещать временные отрезки, как вещи в пространстве За один промежуток реального времени в медийной реальности можно многократно переместиться из прошлого в настоящее, в будущее, притом не обязательно именно в этой последовательности Для описания медийного времени нам кажется подходящим такой термин как реверсивное (т е обладающее свойством смены направления) Медиа предлагают трактовки, связанные с периодами личного опыта, порождая новое их восприятие Оживая в медийном времени, образы прошлого приобретают особую значимость и смысл, актуализируются, становятся более ценными .

Эмпирические данные четырех волн исследования позволили нам убедиться в том, что медиапрактики российских сельских жителей тяготеют к очень узкому числу смысловых центров К примеру, имея возможность принимать десятки телеканалов, респонденты отдают предпочтение толь-

ко нескольким из них (это совпадает с данными общероссийских рейтингов В лидерах Первый канал, «Россия-1», НТВ и «Россия-24»)

При использовании ресурсов сети Интернет возникают похожие практики Имея малоограниченные возможности доступа к информации, сельские жители используют лишь их малую часть [15] В сельской среде фиксируется явное доминирование очень узкого круга медийных источников Через их контент разные группы аудитории собираются в единое целое, в единой пространственно-временной системе медийной реальности

Экспертное сообщество отмечает, что в 2014 году в российских селах наблюдался значительный прирост интернет-аудитории . Более того, если для городов характерно замедление темпов роста числа пользователей, то у сельских территорий есть значительный потенциал [3, с . 13] .

Заключение

Преодоление различий и слияние городов и сельской местности всегда было мечтой человечества . Такие мечты были отражены, например, в утопических проектах городов-садов в Европе XIX века, романе А. В . Чаянова «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» и др

Современная Россия далека от этих картин Россиийским городам еще предстоит пройти большой путь к урбанизации сознания Сельское стремится к городскому на грани своих ресурсов и возможностей

Российские города представляют собой значительное смешение городского и сельского, поскольку по историческим меркам активная урбанизация в стране началась в недавнем прошлом, и до сих пор они подпиты-ваются ресурсами сельских территорий

Модернизационные процессы в стране тесно связаны с развитием городов как центров смыслов При этом потенциал этого направления ограничен рядом объективных факторов . На многих территориях России не хватает населения и путь концентрации населения в отдельных территориях — городах ограничен объективными факторами

В такой ситуации нам представляется особо значимым новый актор этой системы — медиа Под его влиянием создается новое пространство и время В медийной системе пространство сжимается до постоянного «здесь» Его доминирование ведет к отчуждению

Новое значение обретает время Мы охарактеризовали его как реверсивное. В нем события и явления можно легко перемещать вопреки хронологии, разрушая прежние причинно-следственные связи и создавая новые

Медиатизация основных социальных практик может стать катализатором субурбанизационных процессов в России, привести к постепенному расползанию городов на большие территории . В этом новом медийном пространстве концентрация смыслов связана уже не с конкрентыми территориями, а с конкретным контентом

Литература

1 . Вебер М. Избранное. Образ общества . М . : Юрист, 1994. 704 с .

2 . Вишневский А., Денисенко М., Мкртчан Н, Тюрюканова Е. Возможности внут-

ренней миграции почти исчерпаны // Демоскоп . 2010 . № 431/432 . — [Электронный ресурс] URL: http://demoscope . ru/weekly/2010/0431/tema01 .php (дата обращения 12 . 03 . 2016) .

3 . Воробьева Е.Н, Казарян К.Р., Плуготаренко С.А. Интернет в России: состоя-

ние, тенденции и перспективы развития // Аналитическая служба Российской ассоциации электронных коммуникаций — 2014 . [Электронный ресурс] URL: http://2014 . russianinternetforum . ru/upload/runet-today--rif2014 . pdf (дата обращения 1 .12 . 2015) .

4 . Герасимова Е, Чуйкина С. Общество ремонта // Неприкосновенный за-

пас. 2000 . № 2(34) [Электронный ресурс] URL: http://magazines. russ.ru/ nz/2004/34/ger8 5 . html (дата обращения 25 . 02 . 2014) .

5 . Жизнь городская и сельская // Исследование Фонда «Общественное

мнение». 2014. Апрель. [Электронный ресурс] URL: http://fom. ru/Obraz-zhizni/11434 (дата обращения 28 . 09. 2015) .

6 . Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенден-

ции переходного периода . М . : Леналанд, 2016 . 264 с .

7 Кастельс М, Киселева Е. Россия и сетевое общество (аналитическое исследование) // Мир России Социология Этнология 2000 № 1 С 23—51

8 . Кирия И.В., Новикова А.А. Недоурбанизированная идентичность: компара-

тивный анализ медиапотребления сельских жителей Костромской и Ростовской областей . [Электронный ресурс] URL: http://regconf. hse . ru/uploads/ 788138c5fe536bc379ea587e8d533a92668ea95e .docx (дата обращения 18 . 05. 2014). 9. Корсани А. Трансформация труда и его темпоральностей // Логос. 2015 . № 3 . С 51—71 .

10 . Люббе Г. В ногу со временем . О сокращении нашего пребывания в насто-

ящем // Вопросы философии . 1994. № 4. С 94—113 .

11 Маккуайр С. Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство / Пер . с англ . Максима Коробочкина . М . : Strelka Press, 2014. 392 c .

12 . Нефедова Т.Г. Десять актуальных вопросов о сельской России: Ответы гео-

графа . М . : Леналанд, 2014. 456 с .

13 . Пациорковский В.В. Сельско-городская Россия . М. : Институт социально-

экономических проблем народонаселения РАН, 2010 390 с

14 . Berreman G. Scale and Social Relation // Current Antropology / 1978 . Volume 19,

Number 2, June. Р. 227. [Электронный ресурс] URL: http://escholarship . org/ uc/item/5qh7b8ct#page-3 (дата обращения 17. 03 . 2016) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 . Davydov S.G., Logunova O.S., Petrova E.V. Features of internet consumption in

Russian rural settlements // Journal of Print and Media Technology Research . 2014 Vol 3 № 2 P 85—93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.