Научная статья на тему 'Дифференцированный подход в обучении на уроках химии'

Дифференцированный подход в обучении на уроках химии Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
176
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая технология / дифференциация / таксономия Блума / уровень мыслительных навыков / критическое мышление / pedagogical technology / differentiation / Bloom’s taxonomy / level of thinking skills / critical thinking педагогикалық технология / саралау / Блум таксономиясы / ойлау дағдысының деңгейі / сыни ойлау

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Геря В.Г.

Наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения химии является дифференцированный подход обучения, основанный на личностно-ориентированном характере образования. Методы дифференциации способствуют самостоятельному активному изучению материала обучающимися на уроке, развитию критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A differentiated approach to teaching and learning at Chemistry lessons Химия сабақтарында оқытудың сараланған тәсілі

The most promising and effective pedagogical technology of teaching Сhemistry is a differentiated approach to teaching based on the personality-oriented education. The methods of differentiation contribute to the independent active study of the material by students in the classroom, the development of critical thinking. Химияны оқытудың ең перспективалы және тиімді педагогикалық технологиясы білім берудің жеке тұлғаға бағытталған сипатына негізделген оқытудың сараланған тәсілі болып табылады. Таңдалған әдістер студенттердің материалды тәуелсіз, белсенді зерттеуіне, сабақта сыни ойлауды дамытуға ықпал етеді.

Текст научной работы на тему «Дифференцированный подход в обучении на уроках химии»

Педагогическая наука и практика

УДК377.5.02:37.016 ГРНТИ 14.33.09

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ХИМИИ

Андатпа

Химияны оцытудын, ен, перспективалы жэне THiMAi педагогикальщ технологиясы бiлiм берудщ жеке т^лгага багытталган сипатына непзделген о^ытудын, сараланган тэсiлi болып табылады. Тандалган эдютер студенттердщ материалды тэуелшз, белсенд зерттеуь не, сабацта сыни ойлауды дамытуга ыцпал етедо.

Аннотация

Наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения химии является дифференцированный подход обучения, основанный на личностно-ориентированном характере образования. Методы дифференциации способствуют самостоятельному активному изучению материала обучающимися на уроке, развитию критического мышления.

Annotation

The most promising and effective pedagogical technology of teaching Chemistry is a differentiated approach to teaching based on the personality-oriented education. The methods of differentiation contribute to the independent active study of the material by students in the classroom, the development of critical thinking.

д Основная идея обновленного содержания образо-

g вания состоит в том, чтобы признать равное значение

< для обучающихся и знаний, и навыков. Особенность

g современного подхода заключается в способности

5 обучающихся применять имеющиеся знания, а не

g только обладать ими, что наиболее точно описывает

о суть навыков, необходимых в 21 веке. Результатом ста-

X новится задача формирования и развития у обучаю-

н щихся навыков мышления высокого уровня в рамках

t^ учебных предметов, в частности, на уроках химии.

g Одной из самых известных моделей, описывающих процесс формирования мышления, является таксономия Бенджамина Блума (1956 г.), представляющая

Геря В.Г.,

преподаватель химии, Костанайский строительный колледж, г.Костанай

Нег1зг1 свздер: педагогикальщ технология, саралау, Блум таксономиясы, ойлау дагды-сыныц децгеш, сыни ойлау.

Ключевые слова: педагогическая технология, дифференциация, таксономия Блума, уровень мыслительных навыков, критическое мышление.

Keywords: pedagogical technology, differentiation, Bloom S taxonomy, level of thinking skills, critical thinking.

^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая

шесть уровней мышления, структурированных от самого базового до самого высокого уровня.

Согласно таксономии учебных задач по Б. Блуму, в рамках обновленного содержания образования химии для каждого уровня учебных заданий определена своя типология; указаны глаголы, с которых должно начинаться учебное задание. Сведено к минимуму фронтальное обучение, чтобы дать возможность детям работать в своем ритме, в пределах своего интеллектуального и творческого потенциала.

Выполняя задания от простого к сложному, обучающийся может определить свой уровень знаний и оценить свою деятельность. Далее - выбрать стратегию своего обучения и наметить, как выполнить более сложный уровень таксономии[1, с.7].

Так, при изучении темы «Источники углеводородов. Нефть. Переработка нефтепродуктов» реализация обучения по таксономии Б. Блума осуществляется при выполнении заданий от простых («знание» и «понимание») к более сложным («оценка»).

«Нефть использовалась четыре тысячи лет до н.э. древними шумерами. Они знали, что нефть горит, и прозвали ее «светящейся водой»; нефтяной битум они использовали как вяжущий материал для скрепления кирпичей с песком, глиной и гравием. Нефть использовали как средство против кожных заболеваний. Как возникла нефть? Д.И.Менделеев выдвинул гипотезу о неорганическом происхождении нефти. В «Основах химии» он подробно описывал схему образования нефти из карбидов железа. Согласно второй гипотезе нефть возникла при разложении органических веществ. Мельчайшие организмы, погибая, осаждались на дно водоемов. Под давлением лежащих выше слоев и без доступа воздуха эти остатки претерпевали изменения и превращались в вещества, составляющие нефть».

1 уровень (знание) - Прочитайте текст

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

параграфа. Опишите состав и физические свойства нефти.

2 уровень (понимание) - Назовите физические способы переработки нефти. Опишите данный процесс.

3 уровень (применение) - Охарактеризуйте химические способы переработки нефти. Напишите соответствующие уравнения реакций.

4 уровень (анализ) - Опишите свойства фракций первичной переработки нефти. Опишите свойства бензина, полученного при термическом и при каталитическом крекинге.

5 уровень (синтез) - Предложите способы улучшения характеристик бензина. Дайте определение процесса риформинга.

6 уровень (оценка) - Используя различные источники информации, найдите цифры объема добычи нефти. Подготовьте сообщение о нефтяном загрязнении окружающей среды[2, с.39].

Таким образом, основными аспектами использования дифференциации на уроках химии является: различие интересов обучающихся, уровня умственного развития (репродуктивный, конструктивный, творческий), личностно-психологических факторов (мышление, характер, темперамент).

Реализация дифференцированного обучения на уроке осуществляется: при опросе и

актуализации знании, изложении нового ма- к

к

териала, закреплении изученного материала, < определении домашнего задания, выполне- о нии практических работ, проведении прове- он рочных и контрольных работ, индивидуаль- ^ ной работе с обучающимися. К

Так, при изложении нового материала § обучающиеся с низким уровнем знаний на- § ходят готовую информацию в таблицах, схе- м мах, уравнениях реакций и объясняют её. к

К

Обучающиеся со средним уровнем знаний к анализируют, сравнивают и систематизиру- о ют полученную информацию. Обучающим- н ся с высоким уровнем знаний предлагается

Педагогическая

самостоятельно находить способы решения поставленной задачи и делать выводы.

При закреплении полученных знаний обучающиеся с низким уровнем мотивации получают задания, аналогичные предложенным в тексте; со средним уровнем мотивации - выполняют задания на применение имеющихся знаний в новой ситуации; с высоким уровнем мотивации - получают задания творческого характера.

При выполнении практических работ обучающиеся, имеющие проблемы в знаниях, выполняют работу по инструктивным карточкам, описывают наблюдения, записывают готовые уравнения реакций. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень химических знаний, выполняют работу, записывают наблюдения, самостоятельно пишут уравнения соответствующих реакций, делают выводы.

При проведении проверочных и контрольных работ обучающимся предоставляется возможность самостоятельно выбирать одно из нескольких предложенных вариантов заданий.

При подготовке домашнего задания обучающиеся могут использовать дополнительный материал, справочные данные, находить информацию в интернете [3, с.43].

При оценивании студента преподавателем применяются контрольно-измерительные материалы, в которых отражены результаты К обучения и их оценка по нескольким уров-< ням. Задания первого уровня соответствуют о «знанию» и «пониманию», второго уровня -он «применению», третьего уровня - «анали-^ зу», «синтезу» и «оценке знаний» [4, с.51]. К Если обучающийся выбирает и выполня-§ ет задания только первого уровня знаний, § уровень развития его познавательных спо-м собностей находится в пределах минималь-55 ного уровня требований «знания» и уровня 55 «понимания». Обучающийся, выполняющий

л

о задания второго уровня, находится на уровне н «применение» и «анализ». И обучающийся, справляющийся с заданиями третьего уров-

наука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^

ня - на уровне «синтез» и «оценка знаний». При проведении исследования диагностику можно проводить в начале и конце учебного года. Это позволяет определить динамику развития познавательных способностей как отдельного обучающегося, так и всех обучающихся группы. [5, с.19]

Выбранные методы способствуют самостоятельному, активному изучению материала обучающимися, развитию критического мышления на уроке химии, что дает возможность совершенствовать умение мыслить, делать выводы, развивать стремление приобретать знания и умение применять их в различных ситуациях.

Таким образом, важным условием обновленного содержания химического образования, определения студента как самостоятельного субъекта образования является компетентность преподавателя: его умение осуществлять выбор педагогических технологий и использовать их целиком или отдельные элементы. Оценка успешности студента в процессе обучения строится на основе положительной динамики его развития путём активизации мыслительного процесса на разных уровнях.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Денисова А.В. Применение модели «Таксономия Блума» в оценке эффективности обучения. - Управление персоналом, 2005, № 12.

2.Кендиван О.Д. - С. Практико-ориенти-рованные задания в обучении химии.// Химия в школе. - 2009. - № 8.

3.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: "Педагогика", 1990.

4.Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. - М., 1990.

5.Орлов В.А. Дифференциация обучения и работа с одарёнными школьниками // 1992, № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.