УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
160
Дифференциация заработной
платы на региональном уровне:
проблемы, выводы, рекомендации
Мигел А. А.
За годы реформ в области оплаты труда произошли значительные изменения. Предприятия теперь самостоятельно формируют собственные финансовые средства, в т. ч. и средства, направляемые на выплату заработной платы. Из системы государственного регулирования осталась лишь одна составляющая — регулирование минимальной заработной платы и оплаты труда работников бюджетной сферы.
Установленная на федеральном уровне минимальная заработная плата (720 рублей на 1 января 2005 г) почти в 4 раза ниже прожиточного минимума. При этом разница этих двух величин растет (-1313 руб. на 1 января 2001 г.; -1411 руб. на 1 января 2002; -1615 руб. на 1 января 2003; -1741 руб. на 1 января 2004 г). Следует заметить, что реальная выплата производится в регионах, где прожиточные минимумы различаются в разы.
В настоящее время заработная плата как экономическая категория все меньше выполняет свои основные функции воспроизводства рабочей силы и стимулирования труда. Она фактически превратилась в вариант социального пособия, которое
Айгуль Амангельдовна Ми-
гел — кандидат экономических, наук, преподаватель кафедры экономики филиала СЗАГС в г. Калуга.
практически не связано с результатами труда, финансовым положением предприятия. Это привело к тому, что современное производство лишилось одного из мощных рычагов повышения эффективности.
3/2005
Стимулирующая роль заработной платы, как правило, выше, когда тарифная часть играет ведущую роль в оплате труда. В настоящее время роль тарифа снижается, все больше используется повременная оплата труда. Наблюдается усиливающаяся дифференциация в оплате труда, как по отраслям, так и внутри их по профессионально-квалифицированным группам работников. Нарастают противоречия в процессе производства между отдельными социальными группами и внутри производственных коллективов.
Обозначенные проблемы предопределили проведение исследования по вопросам сложившейся средней заработной платы в разрезе отраслей и районов
Калужской области. Динамика среднемесячной заработной платы по отраслям экономики Калужской области за период 1999-2003 гг представлена в табл. 1.
За период с 1999 по 2003 гг. в 4,56 раза (максимальный показатель) выросла средняя заработная плата в сфере торговли и общественного питания, в 3,39 и 3,44 раза (минимальные значения) — в связи и транспорте. В 2003 г. по сравнению с 2002 г. на 40% увеличилась заработная плата в строительстве и всего на 15% в образовании.
Однако различные темпы роста среднемесячной заработной платы по отраслям существенно не изменили их положения в ранжированных рядах средней заработной платы (табл. 2 на с. 162).
Таблица 1. Динамика среднемесячной заработной платы по отраслям экономики Калужской области
Отрасли экономики 1999 г. 2000 г. 2002 г. 2003 г. 2003 г. в разах к 1999г. 2003 г. в % к 2002 г.
Промышленность 1229,4 1978,5 3836,3 4987,4 4,06 130
Сельское хозяйство 629,8 919,9 1857,4 2411,0 3,83 130
Строительство 1231,8 1796,4 3671,6 5137,0 4,17 140
Связь 1586,6 2098,4 3942,7 5374,2 3,39 136
Транспорт 1656,6 2378,6 4294,0 5690,5 3,44 133
Торговля и общественное питание 809,0 1170,5 2560,5 3690,2 4,56 144
ЖКХ, бытовое обслуживание населения 973,4 1341,7 2843,9 3666,5 3,77 129
Здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение 786,2 1087,9 2750,2 3222,2 4,10 117
Образование 706,1 954,5 2495,4 2873,0 4,07 115
Культура и искусство 619,8 879,2 2230,7 2589,9 4,18 116
Наука, научное обслуживание 1422,8 2123,8 4422,9 5803,6 4,08 131
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 2431,7 3705,9 7255,6 9275,2 3,81 128
Управление 1546,5 2162,9 4580,4 5993,9 3,88 131
Всего в экономике 1108,7 1664,3 3457,3 4489,3 4,05 130
м м О 5 ^ I О С м СО о м £т 2
161
3/2005
Таблица 2. Ранжированные ряды средней заработной платы по отраслям экономики Калужской области
Отрасли экономики 2000 г. (руб.) Отрасли экономики 2003 г. (руб.)
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 3705,9 Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 9275,2
Транспорт 2378,6 Управление 5993,9
Управление 2162,9 Наука и научное
Наука и научное обслуживание обслуживание 5803,6
2123,8 Транспорт 5690,5
Связь 2098,4 Связь 5374,2
Промышленность 1978,5 Строительство 5137,0
Строительство 1796,4 Промышленность 4987,4
ЖКХ, бытовое обслуживание населения 1341,7 Торговля и общественное питание 3690,2
Торговля и общественное питание 1170,5 ЖКХ, бытовое обслуживание населения 3666,5
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 1087,9 Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 3222,2
Образование 954,5 Образование 2873,0
Сельское хозяйство 919,9 Культура и искусство 2589,9
Культура и искусство 879,2 Сельское хозяйство 2411,0
Размах вариации 2826,7 Размах вариации 6864,2
м м О 5 ^ I О С м СО р- о “К о
162
3/2005
За период с 2000 по 2003 гг. произошли отдельные перемещения отраслей по уровню заработной платы, но лидерские и отстающие позиции остались прежними. Самые высокооплачиваемые работники — в сфере финансов, кредита, страхования, пенсионного обеспечения и управления, низкая заработная плата сохраняется в сельском хозяйстве, образовании, культуре.
В отраслях со среднемесячной заработной платой менее 3000 рублей занято 101,5 тысячи человек, в том
числе 55,4 тысячи человек в сельском хозяйстве, 46,1 — в сфере образования, культуры и искусства.
В разрезе районов Калужской области также наблюдается значительная дифференциация по уровню номинальной начисленной заработной платы. В 2003 г средняя заработная плата в Боровском и Мещовском районах различалась в 2,6 раза. В 1999 г. такой же разрыв наблюдался между Малоярославецким и Куйбышевским районами. Рост в 4,6 раза (максимальное порайонное значение)
средней заработной платы в Жуковском районе за период с 1999 по 2003 гг не позволил существенно изменить положение района. За этот же период всего в 3,3 раза выросла заработная плата в Малоярославецком районе, тем не менее показатель остался выше средней заработной платы по области.
Самая высокая среднемесячная заработная плата — более пяти тысяч рублей устойчиво начисляется в городах Калуга, Обнинск и Малоярославецком районе. Периферийные районы, по местоположению удаленные от федерального центра, являются наименее привлекательными по данному показателю. Принципиально изменилось положение Кировского района,
который по уровню начисленной заработной платы переместился с третьей на шестую позицию.
Сгруппировав районы по показателю средней заработной платы (табл. 3), видим, что в последнюю группу попадет в 2,8 раза больше районов, чем в первую — высокодоходную. В 11 районах области средняя заработная плата составляет всего 2529 рублей. Отмеченная неравномерность в начислении заработной платы по районам Калужской области не является исключением. Сложившиеся на федеральном уровне межотраслевые и межрегиональные различия в оплате труда также нельзя признать нормальными.
Таблица 3. Группировка районов Калужской области по средней заработной плате (2003 г.)
№ группы число районов % к итогу средняя заработная плата по группе, руб.
1 4 15,4 5285
2 4 15,4 4198
3 7 26,9 3179
4 11 42,3 2529
Дополним группировку информацией о среднегодовой численности работающего населения (табл. 4 на с. 164). Всего 29,5 тысячи человек трудоустроено в 11 районах области. Невысокийуро-
вень развития промышленного и сельскохозяйственного производства в этих районах не позволяет создать дополнительные рабочие места, а для занятых в экономике увеличить заработную плату.
3/2005
уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
163
Таблица 4. Группировка по заработной плате и числу работающих жителей
районов Калужской области (2003 г.)
группы число районов заработная плата среднегодовая численность работающих, тыс. чел.
% к итогу средняя по району общая средняя % к итогу
1 4 15,4 5285 руб. 225,7 56,42 64,8
2 4 15,4 4198 руб. 45,5 11,38 13,1
3 7 26,9 3179 руб. 47,8 6,83 13,7
4 11 42,3 2529 руб. 29,5 2,68 8,5
Итого 26 100 348,5 100
м м О 5 ^ I О С м СО о “К о
164
3/2005
Отмеченная разница в оплате труда провоцирует активные перемещения трудоспособных работников, и, в первую очередь, квалифицированных молодых специалистов, выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений. Непривлекательные районы уже сегодня сталкиваются с недостатком кадров, в перспективе эта проблема не позволит области выполнить поставленные задачи, стабилизировать темпы экономического роста, поднять уровень жизни на отдельных ее территориях.
Большой проблемой в организации заработной платы является ее систематические невыплаты работникам. Существует высокая корреляционная зависимость начисленной средней заработной платы и просроченной задолженности по заработной плате в разрезе районов Калужской области (коэффициент корреляции равен 0,62).
Только в условиях обязательного опережения производительности труда над его оплатой возможно исполнение взятых обязательств по выплате заработной платы. Рост промышленного произ-
водства в 2003 г составил всего 108,2% по сравнению с 2002 г. в то время как повышение уровня средней заработной платы по промышленности — 130%.
Для принятия необходимых мер по решению вопросов организации и регулирования заработной платы целесообразно рассмотрение как мирового опыта, так и практики отдельных регионов России, где ведется поиск рычагов воздействия на оплату труда, формируется набор соответствующих средств.
К примеру, 9 ноября 1999 г. в Волгоградской области был принят закон «О регулировании оплаты труда на территории Волгоградской области», в основу которого были положены следующие принципы:
- установление минимальных и повышенных размеров доплат и надбавок;
- обеспечение тарифного регулирования оплаты труда через систему соглашений и коллективных договоров;
- формирование понятия «минимальная заработная плата»;
- сближение оплаты труда руководителей организаций и средней заработной платы;
- поэтапное нивелирование оплаты труда работников одной специальности, занятых на разных предприятиях и в разных отраслях.
По сути, на территории области была реализована норма, предусмотренная статьей 5 закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Закон «О минимальной заработной плате на территории Волгоградской области в 2000 г.» предусматривал, что минимальная заработная плата во внебюджетном секторе экономики должна составлять не менее 70% величины прожиточного минимума трудоспособного человека, а к концу года сравняться с ним.
Аналогичный закон на 2002 г. установил, что минимальная заработная плата определяется по формуле:
В = Р * К ,
мз м мз'
где В — величина минимальной за-
мз
работной платы на очередной квартал; Рм — величина прожиточного минимума за предыдущий квартал; Кмз — специальный корректирующий коэффициент, равный 1,2.
Поскольку законодательные акты подобного рода принимались впервые, быстрый успех не ожидался в силу значительной инертности макроэкономических процессов. Однако уже в 2000 г. более 50 крупных и средних предприятий предусмотрели в своих коллективных договорах реализацию положений регионального законодательства об оплате труда. Далее повышать заработную плату стали и на других предприятиях. В итоге удалось сформиро-
вать определенный рост мультипликатора спроса, что позволило приступить к постепенному ужесточению законодательных норм.
В 2001 г. в статью 15 закона «О государственном регулировании оплаты труда на территории Волгоградской области» внесена поправка, устанавливающая максимум восьмикратное (вместо десятикратного) соотношение средних заработков руководителя организации и работника. К сожалению, кардинально решить проблему в масштабах одного региона невозможно. Необходимо внести в общероссийское законодательство изменения, которые позволят реализовать положения Конституции РФ и Трудового кодекса, направленные на соблюдение одного из основных принципов регулирования трудовых отношений, а именно — право каждого работника на своевременную и полномасштабную выплату справедливой заработной платы.
Повсеместно большое значение придается соотношению минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Но для установления минимальной заработной платы в мировой практике, как правило, последний не используется, поскольку уровень бедности определяется доходами семьи. Порог бедности человека, получающего минимальную заработную плату, зависит от числа членов его семьи и наличия (отсутствия) другого работающего лица. В 1999 г. чертой бедности в США считался годовой доход в размере 16,6 тыс. долл. на семью из четырех человек; доход ниже этого уровня имели 12,7% американского населения, т. е. 34 млн человек.
По мнению зарубежных специалистов, увеличение минимального раз-
3/2005
уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
165
ЕЕ
ОИ
СА
ЕВ
ЧО
^ {О К
166
3/2005
мера оплаты труда (МРОТ) — более продуктивный путь борьбы с бедностью, нежели использование разнообразных форм социального обеспечения, поскольку не создает у людей иждивенческих настроений, повышает стимулирующую роль зарплаты, облегчая для работодателей бремя налогов на социальные нужды.
Однако повышение МРОТ сопровождается побочными эффектами: увеличивается безработица, усиливается инфляция в результате повышения совокупного спроса. Впрочем, расчеты показывают, что темпы инфляции в России лишь на 10-15% связаны с ростом заработной платы. Повышение МРОТ затрагивает в первую очередь бюджетную сферу, поскольку в частном секторе минимальные тарифные ставки многократно превышают зафиксированные в федеральном законодательстве.
Так как МРОТ, наряду со ставкой низшего разряда служит базой для определения ставок более высоких разрядов, она влияет на всю систему организации заработной платы. Рост минимальной заработной платы, негативно влияя на рынок неквалифицированного труда, для квалифицированных работников оборачивается выигрышем, так как сопровождается пересмотром всей системы ставок. Неудивительно, что в ряде стран определенные категории работников исключены из сферы применения минимальной заработной платы, а для некоторых предусмотрены специальные нормативы. Так, американский закон «О справедливых условиях найма» позволяет устанавливать для молодежи, сочетающей работу с учебой, минимальную зара-
ботную плату в размере 75% общенационального уровня,а для инвалидов — в зависимости от производительности их труда.
Вместе с тем ресурсы (капитал и труд) станут распределяться более эффективно, увеличится их отдача, повысится производственная дисциплина, если заработная плата станет более гибкой. Увеличение МРОТ и изменение налогового законодательства в части снижения социальных выплат приведут к перераспределению доходов организации (фонд оплаты труда вырастет за счет прибыли), что, в свою очередь, подтолкнет работодателей к рационализации производства — вначале за счет высвобождения излишних работников, а затем — и технического перевооружения. Все это будет способствовать росту эффективности производства.
Увеличение МРОТ легализует часть теневых доходов. Следовательно, существенно расширится база налога на доходы физических лиц, что станет источником повышения МРОТ для бюджетников. В итоге заработная плата начнет выполнять, наконец, свою воспроизводственную функцию.
Линия поведения государства в сфере оплаты труда может быть следующей:
- МРОТ повышается, постепенно приближаясь к прожиточному минимуму (или, как предполагают эксперты Всемирного банка для России, к 30% средней зарплаты); одновременно реструктурируется экономика и проводятся реформы, поддерживающие экономический рост;
- уровни МРОТ и прожиточного минимума периодически пере-
сматриваются (в соответствии с инфляцией);
- тарифная часть оплаты труда основывается на минимальном воспроизводственном потребительском бюджете (МВПБ) работника базовой профессии отрасли плюс доплата на содержание одного ребенка.
По расчетам Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) такой бюджет должен быть равен примерно 10 тыс. руб. — на семейные расходы. Это уже не тарифная ставка первого разряда, а средний минимальный норматив оплаты труда работника базовой профессии отрасли. Цифра рассчитана на основе проведенных экспериментов на предприятиях различных отраслей (связь, металлургия, электроэнергетика, машиностроение, образование). В основу оценки общего уровня заработной платы следует заложить новый социальный норматив — бюджет высокого достатка, который должен составлять примерно 20 тыс. руб., а с семейной нагрузкой — и все 30 тыс. Сегодня такая средняя заработная плата встречается только в газовой промышленности. В сфере образования Калужской области среднемесячная заработная плата в 2003 г. составила всего 2873 руб., в сельском хозяйстве — 2411 руб.
В социальную политику пора внедрять новые нормативы, принять рамочный закон о системе потребительских бюджетов и их использовании в формировании политики заработной платы.
Для молодежи и некоторых других слабоконкурентных категорий работников целесообразно ввести понижающий коэффициент МРОТ.
Расчет МРОТ должен производиться каждым регионом самостоятельно на основе единой федеральной методики (при этом региональный уровень МРОТ не должен быть ниже федерального). В рамках изменения налогового законодательства есть смысл радикально снизить ставку ЕСН, при этом на все нестраховые затраты следовало бы выделять деньги не из ЕСН, а напрямую из бюджета за счет сбора общих налогов. В более отдаленной перспективе бремя выплаты обязательных социальных налогов целесообразно разделить между работодателем и работником.
Многие отечественные экономисты предлагают ввести в России часовую ставку минимальной оплаты труда. Но такой шаг связан с серьезной проблемой — усилением угрозы неполной занятости. Трудовой кодекс РФ предусматривает социальные гарантии при сокращенном рабочем дне (неделе), а нововведение может спровоцировать работодателя на заключение трудовых договоров с работниками на занятость в течение нескольких часов в день (неделю, месяц). Работодатели, оплачивая лишь фактически отработанные часы, не станут компенсировать работнику вынужденные простои либо уволят лишний персонал. Кроме того, наличие довольно большого числа сдельщиков затрудняет введение часовой ставки.
Целесообразнее было бы задуматься о переходном смешанном варианте — сочетании месячного МРОТ с часовой ставкой минимальной оплаты труда для некоторых категорий работников. Так, можно ввести умеренную часовую ставку оплаты для повре-
3/2005
уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
167
м к
О 5 ^ I О < м со
о
2==
^ {С
168
3/2005
менщиков, занятых простым, неквалифицированным трудом, сохранив месячную ставку для остальных. Но даже частичное введение часовой ставки МРОТ потребует институционального оформления. Потребуются изменения в трудовом законодательстве, изыскание компенсационных механизмов, дополнительные решения о социальной защите.
Важным представляется создание эффективного механизма индексации заработной платы. Если выплаты за счет бюджетных источников индексируются достаточно регулярно, то в негосударственном секторе индексация проводится далеко не в полном объеме. Здесь не всегда выполняются федеральные законодательные нормы и порядок индексации. Наряду с правилами индексирования заработной платы, устанавливаемыми правительством, возможны согласования при заключении коллективных договоров.
Существенную роль в государственном регулировании заработной платы призвана играть система налогообложения индивидуальных доходов граждан. Введенный в 2001 г. пропорциональный налог на доходы физических лиц привел к резкому имущественному расслоению населения. В феврале 2005 г. лоббисты крупного бизнеса не поддержали в Государственной Думе РФ законопроект о дифференцированной ставке налога. Предлагалось для малоимущих снизить налог до 6%, а для самых богатых увеличить до 30%. В российской экономике государственное регулирование доходов, в том числе и через налоговую систему, должно рассматриваться как необходимое условие стабилизации производства и
экономического подъема. Это обусловлено рядом обстоятельств:
- высокодоходные группы россиян не склонны к сбережениям и инвестированию средств в отечественную экономику и ориентируются на вывоз капитала и потребление импортных товаров;
- снижение доходов у значительной части населения ведет к ухудшению качества трудовых ресурсов, поскольку одновременно сокращается потребление таких услуг, как образование, здравоохранение, непосредственно влияющих на воспроизводство;
- повышение уровня доходов низкооплачиваемых групп населения, ориентированных на потребление качественных товаров и услуг, способствует развитию национального производства, инвестиционной активности и росту занятости;
- увеличение дифференциации доходов различных групп населения усилит противодействие реформам со стороны достаточно образованных, но относительно низкодоходных слоев.
Федеральное регулирование индивидуальных доходов, включая заработную плату, следовало бы нацелить, прежде всего, на преодоление их чрезмерной дифференциации посредством прогрессивного налогообложения.
При совершенствовании организации заработной платы и сокращения ее дифференциации немаловажен зарубежный опыт, где уже опробованы многие варианты многосложной системы стимулирования труда с помощью заработной платы.
Системы оплаты труда на Западе, как правило, сочетают учет индивидуальных способностей работника и результаты деятельности предприятия. Однако учет этих двух оценочных факторов различен. В США высокий удельный вес индивидуальных факторов в оплате труда поддерживают 75% компаний. В Японии доля заработной платы, зависящая от индивидуальных итогов и состояния фирмы, составляет 25%.
Система заработной платы в Японии направлена, прежде всего, на закрепление работника на производстве, побуждение его к постоянному повышению квалификации, создание уверенности в том, что его производительный и качественный труд будет оценен. Она состоит из трех элементов: базисной ставки, надбавок и премий, которые выплачиваются 2 раза в год. В структуре заработной платы на базисную ставку приходится 60-80%, на надбавки и премии 20-40% (фирма «Ка-мацу» и др.). Основная заработная плата (базисная ставка) носит ярко выраженный социальный характер, стимулирует квалификацию работника и зависит от его стажа и возраста.
Такая система создает впечатление стабильности и постоянства повышения материального положения работника и в сознании японского рабочего связана с исключительной признательностью фирме. Она функционирует примерно на 78% фирм. На 22% фирм дифференцируют заработную плату по каждому конкретному работнику, вводятся пожизненные надбавки, компенсации за проезд до места работы, питание в столовой фирм. Надбавки в зависимости от срока действия подразделяются на годовые (надбавки за профессиональное мастерство и в связи с индек-
сом цен) и подвижные (за сверхурочные работы, многосменный режим, повышение качества продукции, выполнение важных производственных заданий, дисциплинированность и т. д.). Особое внимание уделяется рационализаторской деятельности, которая достигла в Японии гигантских размеров: во многих фирмах на одного занятого приходится 60-80 рационализаторских предложений в год. И хотя более половины не имеют экономического эффекта, деньги за них все равно выплачиваются: главное — поддержать энтузиазм. Ведь даже после ряда неудач рождаются ценные идеи, приносящие пользу фирме.
Большую роль в оплате труда играет премирование по коллективным результатам деятельности предприятий. Следует отметить так называемую систему «Скэнлон», применяемую на американских фирмах. По этой системе премия устанавливается по результатам предыдущих лет на основе отношения затрат труда на оплату персонала к стоимости продукции. Расчеты производятся каждый месяц или раз в два месяца. Сравниваются затраты по норме (расходы за заработную плату предыдущих лет) на объем реализуемой продукции и фактические. В размере суммы экономии формируется премиальный фонд компенсации (резервный фонд), а остальные направляются на текущее премирование. Резервный фонд расходуется в те месяцы, когда расходы на заработную плату превышают нормативные, а остатки этого фонда выплачиваются в конце года.
Одно из направлений гибкой системы оплаты труда — «участие в капитале». При этом повсеместно «участие в капитале» — предоставление льгот-
3/2005
уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
169
м к
О 5 ^ I О < м со
о
2==
^ {С
170
3/2005
ных акций собственных компаний — превалирует над премированием.
Системы участия в прибылях имеют два бесспорных достоинства. Во-первых, они заинтересовывают работника в производительном труде и прибыльности предприятия, на котором он работает. Во-вторых, участие в прибылях создает благоприятные макроэкономические эффекты: например, в условиях спада производства оно может смягчить в определенной степени ситуацию, связанную с сокращением работников, и снизить уровень инфляции.
В ряде стран ассоциация предпринимателей вырабатывает согласованную политику трудовых соглашений. Она ежегодно принимает рекомендации по оптимальному росту заработной платы в определенной пропорции с ростом объема производства, которые обсуждаются совместно с профсоюзными объединениями, а затем учитываются при заключении коллективных договоров.
В высокоразвитых странах наблюдается выраженная тенденция отказа от сдельной оплаты. В США и Франции, например, повременно оплачиваются более 80% трудящихся. Получил широкое распространение подход, согласно которому до 70% заработка является фиксированным, остальная часть — переменной. Например, в Германии первая часть устанавливается в зависимости от уровня квалификации работника и сложности выполняемой работы, а переменная — от результативности труда. Во Франции практикуется периодическое индивидуальное, а не коллективное увеличение заработной платы по итогам года или иного
периода. При этом работник оценивается непосредственно руководителем, как минимум, по четырем показателям: степени заслуг перед фирмой, предшествующему уровню заработка и его динамике, достигнутому квалификационному росту.
В США широкое распространение получили системы оплаты, связывающие динамику заработной платы с эффективностью работы фирмы в целом и ростом профессионального мастерства работника.
При оценке эффективности зарубежного опыта и возможности его применения в нашей стране следует учитывать, что системы оплаты труда, применяемые в западных странах, предполагают высокоразвитые системы организации производства, инфраструктуры и социальных отношений, т. е. условия, которых на подавляющем большинстве наших предприятий нет. Кроме того, системы заработной платы, применяемые в различных странах, сугубо специфичны и подчас взаимно исключают друг друга, поскольку основаны на различных экономических, политических и национальноэтнических предпосылках. Поэтому механическое перенесение их в существующие в нашей стране условия невозможно. Но использование отдельных элементов (системы участия в прибылях, социальных выплат и льгот) может оказаться эффективным.
В программах российского правительства федерального и регионального уровней крайне необходимо больше внимания уделять вопросам реформирования оплаты труда. Проводимая политика ограничения заработной платы не позволяет активизировать соци-
ально-экономические преобразования. Невысокая заработная плата не должна рассматриваться как необходимое условие низкой себестоимости российских товаров и залог успеха на мировом рынке. Тарифы на электроэнергию и транспортные услуги, цены на энергоносители растут, приближаясь к мировым, тогда как заработная плата остается внутренней проблемой и с зарубежным рынком труда никак не
увязывается. Преодоление стереотипов, внедрение современных подходов к организации заработной платы, законодательное оформление и исполнение нововведений, решение вопроса чрезмерной дифференциации в доходах работающего населения должны стать приоритетными задачами экономической политики на уровне страны, регионов и предприятий.
3/2005
уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
171