Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА УПРАВЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА УПРАВЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
89
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕЖМУНИЦИПАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ооржак Ч.М., Монгуш О.Н.

В статье рассматривается стратегия социально-экономического развития Республики Тыва, также оно является одним из основополагающих документов системы стратегического планирования Республики Тыва, определяющим долгосрочную социально-экономическую политику республики. Проводится связь между дифференциацией социально-экономического развития муниципальных образований Республики Тыва и необходимостью повышения качества управления и планирования их социально-экономического развития, а также её шкала. В связи по показателям дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований, условно выделены 5 разных типов территорий социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATION OF SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES OF THE REPUBLIC OF TUVA AS A FACTOR OF INFLUENCE ON THE MANAGEMENT AND PLANNING OF THEIR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

The article discusses the strategy of socio-economic development of the Republic of Tyva, it is also one of the fundamental documents of the strategic planning system of the Republic of Tyva, which determines the long-term socio-economic policy of the republic. A connection is made between the differentiation of socio-economic development of municipalities of the Republic of Tyva and the need to improve the quality of management and planning of their socio-economic development, as well as its scale. In connection with the indicators of differentiation of socio-economic development of municipalities, 5 different types of territories of socio-economic development are conditionally identified.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА УПРАВЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА УПРАВЛЕНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Ч.М. Ооржак, магистрант О.Н. Монгуш, канд. экон. наук, доцент Тувинский государственный университет (Россия, г. Кызыл)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-1-183-156-159

Аннотация. В статье рассматривается стратегия социально-экономического развития Республики Тыва, также оно является одним из основополагающих документов системы стратегического планирования Республики Тыва, определяющим долгосрочную социально-экономическую политику республики. Проводится связь между дифференциацией социально-экономического развития муниципальных образований Республики Тыва и необходимостью повышения качества управления и планирования их социально-экономического развития, а также её шкала. В связи по показателям дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований, условно выделены 5 разных типов территорий социально-экономического развития.

Ключевые слова: стратегическое планирование, межмуниципальная дифференциация, муниципальное управление, эффективность управления, социально-экономическое развитие.

С принятием Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] приобрели особую актуальность проблемы эффективности управления и планирования социально-экономического развития муниципальных образований. Указанные проблемы обусловлены тем, что муниципальное образование - это первичное управленческое звено в российской вертикали власти, функционирующее в тесной близости с населением [1]. Цель этого звена - обеспечивать потребности населения территории в соответствии с запросами конкретных групп.

В данной связи сразу же возникает проблема ограниченности ресурсов муниципальных образований в рамках российской бюджетной системы. Данная проблема усугубляется ярко выраженной дифференциацией в социально-экономическом развитии муниципальных образований и поэтому требует от местных органов власти максимально эффективного и рационального их использования.

Современные теоретические и практические подходы к управлению и планированию социально-экономического развития муниципальных образований зачастую противоречивы, дискуссионны, не отвечают в полной мере существующим проблемам и, как следствие, не отличаются высокой результативностью [5, 6].

В силу вышесказанного, обеспечение эффективного управления и планирования социально-экономического развития муниципальных образований является ключевой задачей муниципальных органов власти, для решения которой предусмотрен достаточно широкий административно-правовой, экономический и институциональный инструментарий. При этом особое значение имеют именно институциональные инструменты, так как именно они формируют основу для эффективного решения задач социально-экономического развития и применения других управленческих инструментов.

Прежде всего, следует отметить, что на управление и планирование социально-экономического развития муниципальных образований огромное влияние оказывает

проблема дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований и методики ее оценки [4, с. 108].

В настоящее время проблема межмуниципальной дифференциации приобрета-

ет критическое значение, поскольку различия в социально-экономических параметрах муниципальных образований даже в пределах одного субъекта Федерации достигают предельных значений по ряду показателей (табл. 1).

Таблица 1. Показатели дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований [3]__

Блок показателей Показатель Характеристика показателя

Демография Миграционный прирост (убыль) населения на 1000 чел. Привлекательность муниципального образования для проживания

Плотность населения Степень хозяйственной освоенности и благоприятности проживания

Уровень жизни Средний уровень заработной платы Уровень и качество жизни

Уровень зарегистрированной безработицы, % Экономические возможности территории; индикатор бедности населения

Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, % Уровень развития социальной инфраструктуры

Экономика Оборот организаций всех видов экономической деятельности на душу населения, тыс. руб. Уровень экономического развития территории

Ввод в действие жилых домов, тыс. м2 на 1 чел. Уровень инфраструктурного развития территории

Число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. Привлекательность территории для бизнеса

Удельный вес убыточных организаций, % Общее состояние экономики

Объем инвестиций в расчете на 1 жителя, тыс. руб. Отражает перспективы социально-экономического развития территории

Данные показатели, рассчитанные математически на основе статистических данных, можно уложить в шкалу диффе-

ренциации социально-экономического развития муниципальных образований (рис. 1).

Отрицательная Отрицательная Низкий уровень Низкий уровень Положительная Положительная поляризация асимметрия дифференциации дифференциации асимметрия поляризация

Рис. 1. Шкала дифференциации социально-экономического развития муниципальных образований

Применение данной методики к районным муниципальным образованиям Республики Тыва, позволило получить следующие данные.

В рамках муниципального устройства Республики Тыва образованы 2 городских округа (столица республики город Кызыл и город Ак-Довурак) и 17 муниципальных районов (кожуунов). Городские округа и районы подразделяются на 5 городских

поселений и 120 сельских поселений (су-монов).

В рамках данной методики условно можно выделить 5 типов территорий:

- 1 тип - уровень социально-экономического развития выше, чем в целом по региону - инновационная деятельность муниципальных органов власти;

- 2 тип - социально-экономическое развитие имеет положительную динамику, есть точки экономического роста, уровень

жизни выше среднего по региону - эффективная деятельность муниципальных органов власти;

- 3 тип - уровень социально-экономического развития соответствует среднерегиональным параметрам, есть положительная динамика развития, сохраняется производственный и трудовой потенциал - удовлетворительная работа муниципальных органов власти;

- 4 тип - состояние социально-экономических показателей несколько ниже средних значений по региону, отдельные проблемные зоны экономического характера - работа муниципальных ор-

Таким образом 13 кожуунов Республики Тыва нуждаются в серьезной корректировке своих планов социально-экономического развития, а два кожууна -в разработке новых стратегий.

Эффективное функционирование системы стратегического планирования на муниципальном уровнях имеет ключевое значение для успешного социально-экономического территорий. Правовая такого планирования заложена федеральным законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2], который закрепляет принцип разграничения полномочий в сфере стратегического планирования между исполнительной властью федерального, регионального и муниципального уровней.

Согласно ФЗ № 172-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относятся, в частности: определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований. Разработка, утверждение и реализация документов стратегического планирования

ганов власти по отдельным направлениям неудовлетворительная, необходимы корректировки стратегии социально-экономического развития;

- 5 тип - социально-экономическое развитие существенно ниже среднего по региону, не сформирован достаточный производственный потенциал, присутствует ряд социальных проблем (безработица, низкий уровень доходов, отсутствие комфортного жилья), отмечается постоянный отток населения - необходима разработка и реализация комплекса дополнительных мер со стороны государственных органов власти.

по вопросам, отнесённым к полномочиям органов местного самоуправления. При этом не установлена обязанность органов местного самоуправления разрабатывать стратегии социально-экономического развития муниципальных образований и планы мероприятий по их реализации.

В силу этого разработка таких стратегий в муниципальных образованиях Республики Тыва ведется неудовлетворительно. На сегодняшний день немногие муниципальные образования, включая столицу Республики, добиваются приемлемых показателей уровня социально-экономического развития и обладают хорошим уровнем инвестиционной привлекательности.

Одной из основных причин такой ситуации является отсутствие в федеральном законодательстве четких требований к муниципальным документам стратегического планирования, целевых и методических ориентиров для разработки собственных актов.

С целью исправить сложившуюся ситуацию, в Государственную Думу внесен Законопроект № 439861-7 «О внесении

Таблица 2. Классификация муниципальных районов Республики Тыва по степени дифференциации социально-экономического развития, 2021 г.__

Муниципальное образование Группа

Город Кызыл 1

Город Ак-Довурак, Кызылский, Каа-Хемский, Эрзинский кожууны 2

Дзун-Хемчикский, Барун-Хемчикский, Пий-Хемский, Улуг-Хемский кожууны 3

Бай-Тайгинский, Монгун-Тайгинский, Овюрский, Тере-Хольский, Тес-Хемский, Тоджинский, Улуг-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский кожууны 4

Тандинский, Сут-Хольский кожууны 5

изменений в Федеральный закон «О стра- организации процесса муниципального тегическом планировании в Российской стратегического планирования. Федерации» (в части конкретизации стра- Кроме того, проект закона отвечает

тегического планирования на уровне му- запросу времени на активное участие жи-ниципального образования). Данный зако- телей в решении вопросов муниципалите-нопроект уже прошел два чтения. Он кон- та и региона, а также позволяет использо-кретизирует стратегическое планирование вать развитие механизмов обратной связи на уровне муниципальных образований и между гражданами и органами публичной тем самым позволит устранить проблемы власти.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // «КонсультантПлюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 12.12.2021).

2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ. - 2014. - №26 (ч. I). - Ст. 3378.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 (ред. от 19.11.2021) // СЗ РФ. - 2003. -№40. - Ст. 3822.

4. Грищук В.А. Стратегическое планирование в муниципальном образовании: учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2016. - 119 с.

5. Макар С.В. Междисциплинарные подходы к стратегированию развития муниципального образования // Возможные сценарии будущего России и мира: междисциплинарный дискурс. Сборник научных трудов участников XI Международной Кондратьевской конференции. Под ред. В.М. Бондаренко. - 2020. - С. 543-544.

6. Строев П.В. Стратегическое управление развитием территории опережающего социально-экономического развития / П.В. Строев, С.Л. Орлов, Т.Г. Чачуа // Самоуправление. - 2020. - №4 (121). - С. 56-63.

DIFFERENTIATION OF SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES OF THE REPUBLIC OF TUVA AS A FACTOR OF INFLUENCE ON THE MANAGEMENT AND PLANNING OF THEIR SOCIO-ECONOMIC

DEVELOPMENT

Ch.M. Oorzhak, Graduate Student

O.N. Mongush, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tuva State University (Russia, Kyzyl)

Abstract. The article discusses the strategy of socio-economic development of the Republic of Tyva, it is also one of the fundamental documents of the strategic planning system of the Republic of Tyva, which determines the long-term socio-economic policy of the republic. A connection is made between the differentiation of socio-economic development of municipalities of the Republic of Tyva and the need to improve the quality of management and planning of their socioeconomic development, as well as its scale. In connection with the indicators of differentiation of socio-economic development of municipalities, 5 different types of territories of socio-economic development are conditionally identified.

Keywords: strategic planning, inter-municipal differentiation, municipal management, management efficiency, socio-economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.