Научная статья на тему 'Дифференциальная эволюция в управлении состоянием асинхронных электродвигателей'

Дифференциальная эволюция в управлении состоянием асинхронных электродвигателей Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
233
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ СОСТОЯНИЕМ / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / INDUCTION MOTOR / DIFFERENTIAL EVOLUTION / CONTROL OF THE CONDITION

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ещин Евгений Константинович

Предлагается использование метода дифференциальной эволюции для управления состоянием асинхронных электродвигателей. Приводятся результаты применения метода на примере управления величиной вращающего момента при работе электродвигателей с изменяющейся нагрузкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differential evolution in the control of induction motors’ condition

It is proposed the use of the differential evolution for condition control of induction motors. The results of applying method on the example control the amount of torque if the motor is with a variable load are given.

Текст научной работы на тему «Дифференциальная эволюция в управлении состоянием асинхронных электродвигателей»

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ И СИСТЕМЫ

УДК 621.313-83.621.3.078.4

Е.К.Ещин

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ СОСТОЯНИЕМ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Решению задачи управления асинхронными электродвигателями (АД) посвящено значительное число работ. Одно из направлений построения систем управления - использование алгоритмов аналитического конструирования упомянутых систем, известных, например, как вариационное исчисление [1], принцип максимума

Л.Понтрягина [2,3], достаточные условия абсолютного минимума В.Кротова [4,5] и другие.

Принцип максимума Л.С.Понтрягина базируется на использовании функции

Н = 1 Х/‘ (*•“ )•

I=0

где /1 (х, и), / е (,п) - правые части системы

уравнений движения объекта управления

dt

и вспомогательной системы дифференциальных уравнений

dW дИ

dt

дх;

, і є (l, n)

для нахождения вспомогательных переменных ^i. В условиях оптимума функция H принимает

максимальное значение - sup (Н (*F,x,u )).

Здесь f°(x,u) - определяется целью управле-

t

ния - 0 = inf | f0 (x,u)t.

ueU

t„

В реальной задаче управления асинхронным электродвигателем с его математической моделью как объекта управления

N N

____и = ТТ_______£.Ш _| Ш I

1, зи т' зи т' Г Ги

м ь ь

d W

= Uv - R W„ + ^k,W„ -

dt Ls L

-a W - f2,

n su J з

dW R R

~Г = Un --L-W,u + ~L~ksWsu +

dt Lr Lr

+ ( -P®)W,v - f',

dW-=U -RW + W -

dt ■U,v Lr - + l s sv

-(n - P®)W u - f",

= J-1 (M - Mc)f5

ёю , йіі

М =3¥ -¥ ¥ )

гу .Г т’ \ Ги ЗУ ЗЫ ГУ /

2 ЬЗ

где ¥ с индексами >ЗЫ, ЗУ, ГЫ, ГУ - составляющие потокосцеплений статора и ротора (^ ,¥г) в

синхронной системе и, У - фазовые координаты; и с индексами зи, зу, ги, гу - напряжения статора и ротора - управляющие воздействия; Кз, Кг _ активные сопротивления обмоток статора и рото-

І I

ра, Ь8 , Ьг - переходные индуктивности статора и ротора; к8 , кг - коэффициенты электромагнитной связи; юп , рю - электрические угловые скорости вращения поля статора и ротора (ю - фазовая координата); р - число пар полюсов; М, Мс -вращающий момент АД и момент сопротивления на валу ротора; J - приведенный момент инерции вращающихся масс, и

(

3 к,

Y

г (, Шг )= м2 - - р-г-(л-шжш„)

V 2 Ьз (здесь М2 - необходимое значение вращающего момента) функция Н запишется для АД с короткозамкнутым ротором

(

И = W1

f

R

U -^s W ^ su ' i •

L

su

+ -

\

+

U - R W ^sv ' As

Ls

+ -

R

i

Ls

s кW -a W

r rv n su

+

+V3

f R R Л

- -Г V. + -ТК V. +{«>„ - p®)

V Lr

Lr

(

+ Va

- -rVv + -TksVsv -{a>n -p®)

V Lr

Lr

+ V5

з k , л

2 p-r- ( %■* -Vs» %v)-)

2 Ls

d V 3 dt

SH

SV

= -V

f — \ h V Ls у

-V3

V Lr у

(

Va (-( - P^))-V5 - pLr(VS

V2 Ls

3 -r

Л

-V. ( -M )!-- pf (V„)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л

+V.

3 k,

Y

M, — p-r(V.,,, -V*„V„,)

2 L

Система

dV

dt

SH ■ (l )

—, 7 Є(1,п)

ox;

при этом будет выглядеть так:

d V1

dt

SH

SV

= -V

-V3

f — Л V Lr ; у

-V 2 (-an )-

-V5

-V0 (Mz -M)

A

3 -„

\

d V 2

SH

2 PL (~VV )

V 2 Ls у

f —л

dt SV -V

= -Vi (an)-V

( — \ h V Lr у

-V

3 pkt (V >

-V.(m, -m))-3p^(v„)

d V a

SH

SV „

= -V 2

-Va

f — ^

V Lr,

f — ^ —Lк L 1

V s у f

-V 3 ( - p®))-

-V5

-p--(-V ) 2 L

s

f 3 к -V. (M, -M) -2pL(-Vs.)

dV

5

dt

SH

Sa

= -V3 ((- p )rv )-Va (-(- p )V„ )

Понятно, что аналитическое решение этой системы требует определенных усилий.

Вместе с тем - нахождение такого вида решения не обязательно, если мы будем располагать эффективными средствами поиска экстремума функции многих переменных H.

В реальной системе управления АД для каждого измеренного (вычисленного) значения фазовых координат можно возможно численное нахождение значений Vi и значений управляющих воздействий Usu, Usv , при которых обеспечивается sup (H(V,x,u)) .

В задаче управления состоянием АД (обеспечение необходимого значения вращающего мо-

sv

Х(1)

Рис. 2 Значения переменных тестовой функции при их поиске методом дифференциальной эволюции

4-

+

-н- -н- + + +

++ -н-н- + + +

Ф* 4i і + рїф+ Ф^+ $+ ++

+Н- -н~н+ + ^jfH- -ft- 1 +ф++ + + 4Ф+Ф + # ^ч- +*+-+---- + + + ¡і ' і* + ±-аА t

4

Х(1)

Рис. 2 Значения переменных тестовой функции При их поиске при помощи генетического алгоритма

Рис. 4 Тривиальность решения при управлении состоянием АД на основе DE

Время, С

Рис. 4 Результат использования DE при управлении состоянием АД

мента Mz) можно воспользоваться методом дифференциальной эволюции (Differential Evolution) [6,7], который является надежным и быстрым (...reliable and fast [6]) средством нахождения условий обеспечения экстремумов функций многих переменных.

Эффективность метода дифференциальной эволюции (DE) очевидна, если сравнить его классический вариант с классическим генетическим алгоритмом (см. рис.1, 2) при нахождении экстремума тестовой функции двух переменных с их значениями х(1)=4.1, х(2)=3.

Нужно отметить эффективность применения DE для решения задачи идентификации параметров АД [6].

Для решения используем алгоритм Р.Сторна (R. Stom, Differential Evolution for MATLAB, International Computer Science Institute (ICSI)) адаптировав его к системе быстрой разработки программ Delphi.

Прямое использование DE для максимизации функции H дает тривиальный результат (рис. 3), о возможности получения которого упомянуто в [2,3].

Тривиальность свидетельствует о принадлежности задачи управления АД к классу некорректных задач [9] и требует проведения регуляризации.

После регуляризации получаем приемлемый вариант - рис. 4.

Таким образом, использование дифференци- строении систем управления асинхронными

альной эволюции упрощает применение мето- электродвигателями.

дов оптимального управления [2-5] при по-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Янг Л. Лекции по вариационному исчислению и теории оптимального управления. - М.: Мир, 1974. -488 с.

2. Понтрягин Л.С., Болтянский В.Г., Гамкрелидзе Р.В., Мищенко Е.Ф. Математическая теория оптимальных процессов. - М.: Наука, 1976. -392 с.

3. Болтянский В.Г. Математические методы оптимального управления.- М.: Наука, 1968. -408 с.

4. Кротов В.Ф., Гурман В.И. Методы и задачи оптимального управления. - М.: Наука,1973. -446 с.

5. Кротов В.Ф., Букреев В.З., Гурман В.И. Новые методы вариационного исчисления в динамике полета. -М.:Машиностроение,1969. -288 с.

6. Kenneth V. Price, Rainer M. Storn, Jouni A. Lampinen. Differential Evolution. A Practical Approach to Global Optimization. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2005. -537 pages.

7. Vitaliy Feoktistov. Differential evolution. In Search of Solutions. Springer Science+Business Media, LLC, 2006. - 200 pages.

8. Bidyadhar Subudhi, Debashisha Jena. Differential evolution computation applied to parameter estimation of induction motor / Archives of Control Sciences, Volume 19(LV) No. 1, 2009. Р. 5-26.

9. Тихонов А.Н., Арсенин В.Я. Методы решения некорректных задач. - М.: Наука, 1979. -284 с.

□ Автор статьи:

Ещин

Евгений Константинович, докт. техн.наук, профессор каф. прикладных информационных технологий КузГТУ.

Email: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 621.867:621.313 Е.В. Пугачев, М.В. Кипервассер, Д.С. Аниканов КОНТРОЛЬ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КОНВЕЙЕРНОГО ТРАНСПОРТА ПОСРЕДСТВОМ РЕГИСТРАЦИИ ПАРАМЕТРОВ ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Конвейерно-транспортные машины различной мощности, производительности и протяженности являются одним из основных видов грузового транспорта на угольных шахтах и предприятиях по переработке полезных ископаемых (угольных и рудных обогатительных фабриках, металлургических заводах и др.). От надежной, ритмичной и безотказной работы этих механизмов напрямую зависят производительность и экономические показатели работы предприятия в целом.

Работа узлов и агрегатов конвейерных линий сопровождается воздействием значительных механических нагрузок. В большинстве случаев эти нагрузки являются расчетными, но даже в этом случае их постоянное воздействие приводит к постепенному износу и в конечном итоге выходу механизма из строя по тем или иным причинам. Сами эти причины весьма разнообразны. Слож-

ность и тяжесть повреждения определяет продолжительность простоя оборудования, затраты на ремонт, размер ущерба. В этой связи защита механизмов от опасных режимов работы и своевременная диагностика возникающих неисправностей является одним из условий бесперебойной работы агрегатов и предприятия в целом.[1]

Важно отметить, что во многих случаях конвейерные механизмы в течение эксплуатационных периодов работают без наблюдения персонала, либо его количество мало по сравнению с количеством обслуживаемого оборудования. По этой причине сами аварии выявляются несвоевременно, а их характер определяется зачастую неверно, что увеличивает потери производства. Поэтому своевременное и точное определение места и характера повреждения технологического оборудования является актуальной задачей. В условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.