Научная статья на тему 'ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ ОПЕРНОГО ИСКУССТВА: ЦИФРОВЫЕ ПРАКТИКИ И ВИРТУАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ БЫТОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ОПЕРЫ'

ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ ОПЕРНОГО ИСКУССТВА: ЦИФРОВЫЕ ПРАКТИКИ И ВИРТУАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ БЫТОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ОПЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
508
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРА / ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ПРИЛОЖЕНИЯ / ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЯ / OPERA / DIGITALIZATION / INTERNET RESOURCES / SOCIAL MEDIA / APPLICATIONS / ONLINE BROADCAST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бунакова М. Н.

Осмысляются формы и способы существования оперного искусства, активно осваивающего современную цифровую среду. Выделяются (и сопровождаются примерами) такие формы бытования классической оперы в виртуальном режиме, как: цифровой архив, представляющий собой аналоговую версию офлайн-события (записанного и размещенного в Сети), его основная функция - хранение и систематизация оперного достояния современности и прошлых эпох (оцифровка старых записей); официальная цифровая репрезентация театра (сайты, официальные аккаунты в социальных сетях); трансляции оперных событий в режиме реального времени; оперная ретрансляция в пользовательском контенте (это непрофессиональные записи, пользовательские видео, созданные в результате проектов «выхода» оперного искусства в городские локации); оперный диджитал-интерактив (разнообразные приложения, предоставляющие целый набор дополнительных возможностей по освоению оперного и околооперного пространства); экспериментально-цифровое моделирование оперной постановки (возможность пользователю взять на себя функции со-создателя оперного спектакля - выбор персонажей, локации, декораций, моделирование сюжетных линий и т. п.). Выделяются основные преимущества диджитализации оперного искусства, к которым автор относит веб-ренессанс, экшен-репрезентацию, доступность запроса для аудитории, микс-конструирование, а также обозначаются ограничивающие факторы цифрового бытования оперного искусства: «мутация образца», сниженная событийность, постэлитарность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERA ART DIGITALIZATION: DIGITAL PRACTICE AND VIRTUAL MODES OF EXISTENCE OF CLASSICAL OPERA

The article is devoted to understanding the forms and ways of existence of opera art, which is actively developing within the modern digital environment. The author points out (and illustrates) the forms of classical opera existence in a virtual mode such as: the digital archive, which is an analogous version of offline events (recorded and published), the main function of which is the storage and systematization of the opera heritage of the present and past eras (the digitization of old records); official digital representation of the theatre (websites, official social media accounts); the online broadcast of opera events in real time; the opera retransmission in user content (this is a non-professional recording, custom video, created as a result of the projects “output” of the opera art in urban location); opera digital-interactive (a variety of applications, providing a whole set of additional opportunities for the development of opera and around-opera space); experimental digital simulation of an opera production (the opportunity to take on the role of co-creator of an opera (possibility to choose a character, locations, scenery, modeling, story lines, etc.). The author defines basic advantages of the digitalization of the opera art such as web Renaissance, action representation, the availability of the request for an audience, mix-design, and also refers to limiting factors of the digital existence of this sphere: “mutation model”, reduced event-related, post-elitism.

Текст научной работы на тему «ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ ОПЕРНОГО ИСКУССТВА: ЦИФРОВЫЕ ПРАКТИКИ И ВИРТУАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ БЫТОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ОПЕРЫ»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 784

М. Н. Бунакова

аспирант (24.00.01)

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

E-mail: [email protected]

ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ ОПЕРНОГО ИСКУССТВА: ЦИФРОВЫЕ ПРАКТИКИ И ВИРТУАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ БЫТОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ОПЕРЫ

Осмысляются формы и способы существования оперного искусства, активно осваивающего современную цифровую среду. Выделяются (и сопровождаются примерами) такие формы бытования классической оперы в виртуальном режиме, как: цифровой архив, представляющий собой аналоговую версию офлайн-события (записанного и размещенного в Сети), его основная функция — хранение и систематизация оперного достояния современности и прошлых эпох (оцифровка старых записей); официальная цифровая репрезентация театра (сайты, официальные аккаунты в социальных сетях); трансляции оперных событий в режиме реального времени; оперная ретрансляция в пользовательском контенте (это непрофессиональные записи, пользовательские видео, созданные в результате проектов «выхода» оперного искусства в городские локации); оперный диджитал-интерактив (разнообразные приложения, предоставляющие целый набор дополнительных возможностей по освоению оперного и околооперного пространства); экспериментально-цифровое моделирование оперной постановки (возможность пользователю взять на себя функции со-создателя оперного спектакля — выбор персонажей, локации, декораций, моделирование сюжетных линий и т. п.). Выделяются основные преимущества диджитализации оперного искусства, к которым автор относит веб-ренессанс, экшен-репрезентацию, доступность запроса для аудитории, микс-конструирование, а также обозначаются ограничивающие факторы цифрового бытования оперного искусства: «мутация образца», сниженная событийность, постэлитарность.

Ключевые слова: опера, диджитализация, интернет-ресурсы, социальные медиа, приложения, онлайн-трансляция

Для цитирования: Бунакова, М. Н. Диджитализация оперного искусства: цифровые практики и виртуальные режимы бытования классической оперы /М. Н. Бунакова //Вестник культуры и искусств. — 2020. — № 4 (64). — С. 97—105.

Введение

Вынесенный в заголовок данной статьи термин диджитализация рассматривается нами как процесс трансформации традиционно существующих явлений, феноменов и практик под воздействием цифровых технологий, а также результаты данного процесса, воплощенные в виртуальных (бытующих в цифровом пространстве) форматах репрезентации объектов.

Реалии современного социокультурного пространства задают ультимативный

тон цифровым практикам и виртуальным режимам существования. Исследователи говорят об узурпации жизни цифровой средой: «С антропологической точки зрения, в нее вовлечены участники (агенты), сознательно конструирующие ее событийность и значимость, идейные противники и те, кто вынужден приспосабливаться к ее результатам (реципиенты). Обобщенным же итогом явилась невозможность противостоять информации и digital-технологиям, ибо человек ХХ! века ими узурпирован» [13, с. 74].

97

Цифровая среда переходит из пространства досуга и развлечения в область прямой и реальной монетизации, политической и ре-путационной успешности любой компании и даже отдельного субъекта. Персональные и корпоративные рейтинги, репутационные риски, имиджевые преимущества, прямые инвестиции — все это сегодня осуществляется и напрямую зависит от эффективности самопрезентации в виртуальном мире. Медиатизация бытия оборачивается феноменом панмедиатизации — инкорпорированностью медиа уже не просто в социальную жизнь, но в человеческое тело [7, с. 33].

Реалии современности позволяют, вслед за М. Кастельсом, говорить о том, что культура становится «культурой реальной виртуальности» [10] и отныне трактуется исключительно в терминах «информационной парадигмы» [9]. И хотя в исследованиях авторов возникают дискуссии о прочности виртуальных связей, отнесении сетевых взаимодействий к «текучим» [1] или «транзитным» [8] образованиям, все же тенденции диджитализации все увереннее входят в статус «диджиталомании».

Несмотря на тотальный характер процессов информатизации и цифровизации, ассоциативно диджитализация чаще фигурирует при анализе экономических и технологических сфер [3; 6], не вторгаясь в область тонких материй, к коим может быть отнесено искусство (особенно классическое). Однако в последние годы и сфера искусств активно вошла в цифровое пространство. Процесс этой «цифровой экспансии» усилился в условиях пандемии, когда опыт реального включения в культурную жизнь (посещение выставок, концертов, театральных событий) в некотором роде вынужденно виртуализи-ровался. Мировой локдаун 2020 г. наглядно продемонстрировал, что сфера искусства нуждается в высоких технологиях: чем больше культурного контента сейчас будет оцифровано, тем в большей мере он будет освоен сегодняшней аудиторией и тем лучше будет запечатлено культурное наследие для последующих поколений. По словам международного арт-дилера и независимого эксперта в

области арт-диджитала Екатерины Шнайдер, вопрос передачи культурного наследия следующему поколению является первоочередным в цифровизации искусства. Кроме того, оцифровывание контента открывает для индустрии искусства новые направления развития: от внедрения УЯ-технологии до возникновения новых жанров [15].

В данной статье мы обратимся к обоснованию преимуществ и ограничений цифрового режима существования классического оперного искусства, а также к наиболее показательным примерам его успешной дид-житализации.

Тенденции диджитализации оперного

искусства

Все современные (наиболее значительные) проекты популяризации оперы циф-ровизированы и подразумевают широкое представление в интернет-среде. Обращаясь к многообразию действующих форматов и режимов бытования оперного искусства в цифровом пространстве, обозначим и систематизируем ключевые формы такой диджитализации:

— цифровой архив,

— официальная цифровая репрезентация театра,

— онлайн-трансляции оперных событий,

— оперная ретрансляция в пользовательском контенте,

— формат оперного диджитал-интерак-тива и экспериментально-цифровое моделирование оперной постановки.

Одна из наиболее распространенных форм бытования оперного искусства в диджитал-среде — цифровой архив: хранение, оцифровка оперных спектаклей, отдельных номеров, интервью со звездами оперного искусства и т. п. Цифровой архив представляет собой аналоговую версию офлайн-события (записанного и размещенного в Сети), его основная функция — хранение и систематизациях оперного достояния современности и прошлых эпох (оцифровка старых записей). Например, электронный архив Большого театра России представляет собой систематизированное собрание

98

оцифрованных данных об осуществленных в стенах театра постановках опер и балетов в хронологическом порядке [16]; европейская оперная платформа Opera Vision дает возможность ознакомиться с видеотекой современных европейских оперных постановок, которые остаются в Сети на полгода [21].

Театры в России и во всем мире активно привлекают новых зрителей, используя социальные сети. Распространенной (и даже обязательной) формой существования оперного театра в медиасреде является официальная цифровая репрезентация театра: сайты, официальные аккаунты в социальных сетях. В рамках исследования аналитического агентства «Смыслография» было выявлено, что наиболее популярной социальной сетью для театров и театралов является Instagram, далее идет Twitter, на третьем месте оказалась «ВКонтакте» (для российских театров) и Facebook (для зарубежных). YouTube замыкает пятерку основных площадок. С точки зрения плотности насыщения контентом российскими театрами лидирует «ВКонтакте», а для зарубежных театров самая информативная площадка — это Instagram. Лидерами по подписке являются Royal Opera House (ак-каунт Королевского оперного театра в Лондоне) — 762 тыс. подписчиков в Instagram, Metropolitan Opera (Метрополитен-опера) — 416 тыс., Большой театр России — 368 тыс., Opera national de Paris (Парижская опера) — 352 тыс. Для своих подписчиков театры регулярно проводят конкурсы и розыгрыши билетов, экскурсий и атрибутики с логотипом театра, активно взаимодействуют с подписчиками. К примеру, недавно San Fransisco Opera (Оперный театр Сан-Франциско) провела среди своих подписчиков в Instagram онлайн-распродажу сценических костюмов, приуроченную к празднику Хэллоуин.

Цифровая репрезентация театра выполняет не просто функцию демонстрации учреждения, но аттрактивную функцию, напрямую работающую на привлечение и расширение аудитории. Так, по данным опроса ВЦИОМ, за последние десять лет доля россиян, посещающих театр, выросла с 28 до 48 %. По статистике в прошлом году количе-

ство посетителей только российских театров выросло до 40 млн человек [2]. Выводы авторов исследования базировались на корреляции двух показателей: увеличении числа подписчиков в социальных сетях театров и интенсивности роста реальной аудитории.

Понимая преимущества цифровой репрезентации, театры активно ищут новые решения для взаимодействия с интернет-аудиторией. Например, у Метрополитен-опера есть специальный аккаунт в Instagram — Last Night In Met Opera, в котором размещаются исключительно снимки зрителей, сделанные перед спектаклями или во время антрактов.

Следующая форма бытования — онлайн-трансляции оперных событий. Во время проведения Международного дня музыки 25 октября 2020 г. на базе бесплатной платформы транслировались три разных версии единственной оперы Л. Бетховена «Фиде-лио»: недавно записанная концертная версия, а также анимационная версия для юных зрителей. Также в этот день прошел масштабный онлайн-концерт, участниками которого стали молодые оперные исполнители с шести континентов, получившие титул «оперные посланники мира». Прямая трансляция концерта на платформе OperaVision начиналась из Токио, продолжалась из Москвы и Лондона и завершилась в Нью-Йорке. Также в этой связи отметим Всемирный день оперы (World Opera Day) — кампанию по повышению позитивного влияния оперы на общество, реализуемую с 2018 г. по инициативе таких организаций, как OPERA America, Opera Latinoamerica и Opera Europa, а также представителей оперной сферы других стран.

В целом можно говорить о том, что в Сети сегодня представлена вся панорама знаменательных оперных событий, приближающая аудиторию к онлайн-участию в них. В частности, можно упомянуть проект «Опера за мир» (Opera for Peace), основанный в октябре 2019 г. во время празднования Всемирного дня оперы. Инициатива оказывает поддержку молодым певцам, продвижению которых помогают ее амбассадоры. Opera for Peace сотрудничает с более чем 60 партнерами

99

по всему миру. Среди них Королевская опера в Лондоне, Опера Сан-Франциско, Баварская опера, Фестиваль Россини и Молодежная оперная программа Большого театра.

В ближайших планах: участие в Фестивале духовной музыки в Боготе, серия онлайн-бесед «Опера за мир — точки соприкосновения» на стриминговой платформе Idagio, продолжение реализации программы «Глобальные точки соприкосновения», направленной на привлечение выдающихся исполнителей к продвижению исполнительских искусств в различных регионах мира.

Традиционные оперные фестивали также активно осваивают цифровое пространство. К примеру, «Опера — всем» — самый масштабный проект под открытым небом в Санкт-Петербурге, фестиваль, который бесплатно в формате open air знакомит с шедеврами оперного искусства. Сложная эпидемиологическая ситуация 2020 г. привела к ограничению числа зрителей «Оперы — всем», что в свою очередь стало причиной повышения интереса к онлайн-трансляциям фестиваля.

Такие онлайн-события пользуются интересом аудитории. В частности, более 1 млн человек посмотрели оперу «Борис Годунов» Мусоргского, зрителями оперы «Русалка» Даргомыжского стали более 400 тыс., опера «Капулетти и Монтекки» собрала у экранов телевизоров и мобильных устройств около 300 тыс. Аудитория закрытия фестиваля (опера «Волшебная флейта») составила почти 600 тыс. человек [18].

Если в случае онлайн-трансляции события используются профессиональные способы записи и монтажа, то такая форма, как оперная ретрансляция в пользовательском контенте, — это непрофессиональные записи, пользовательские видео, созданные в результате проектов «выхода» оперного искусства в городские локации. Приведем в качестве примера современный проект — начинание берлинского театра Komische Oper — Pop-up Opera: «Опера выходит в город!» — девиз этого проекта. В названии Pop-up Opera заключена игра слов. В английском слове pop-up реализуются два значения: 1) прила-

гательное pop (сокращение от popular) — 'популярный'; 2) фразовый глагол pop-up — 'выпрыгивать', 'внезапно появляться'. Номера из текущего репертуара Komische Oper выносятся в городские локации Берлина с целью вовлечения жителей в диалог как во время, так и после представления. Артисты появляются в самых неожиданных местах: в баре, на рынке, в боксерском клубе. Горожане, неожиданно для себя ставшие зрителями оперного представления среди городской повседневности, делятся своим мнением о том, что они увидели и услышали, активно снимают. Подобные видео затем размещаются посредством социальных сетей.

Популярность приобретает формат оперного диджитал-интерактива — пространства бытования оперного искусства, принципиально рассчитанного на цифровой режим восприятия. Такие приложения, как Opera House Radio и Opera Radio Stations 2.0, предоставляют возможность бесплатной радиотрансляции оперных номеров. Opera News суммирует самые популярные новости из мира оперы, специальные приложения по покупке билетов на оперные представления (например, Moscow Opera Tickets и Milan Opera Tickets). Приложение Opera titri дает возможность вывести на экран телефона титры к любому спектаклю. Есть приложения по скачиванию рингтонов с музыкой из самых известных оперных произведений (Free Opera Ringtons) и картинок для рабочего стола с изображением театров или сцен из опер (Sydney Opera House Wallpaper). Неизменной популярностью пользуются игры по сюжету романа Гастона Леру «Призрак оперы»: MazM: The Phantom of the Opera, Mystery of the Opera: Тайна Призрака, «Ночь в опере — Детективный квест», а также другие игры оперной тематики (King of Opera, «Опера и композиторы: викторина»).

Уникальное концертное приложение ON STAGE app было разработано в Польше в 2018 г., рекламируя его, разработчики заявили: «Наслаждайся происходящим на сцене без ограничений!», а один из музыкальных критиков описал технологию использования данного приложения так: «Смотрим на сцену —

подглядываем в смартфон» [22]. Создатели этого приложения предлагают зрителям, посещающим концерты классической музыки, установить его на смартфон и воспользоваться им до и после, а самое удивительное — во время представления при возможности подключения к камерам на сцене. ON STAGE app дает возможность получить информацию о концертной площадке, биографиях артистов, просмотреть ноты произведений, субтитры, увидеть то, что происходит за кулисами в режиме реального времени, насладиться выступлением артистов с разных точек и при разной степени приближения. Пользователи могут комментировать и оценивать происходящее на сцене, обмениваться мнением друг с другом непосредственно во время представления, а после — написать личные сообщения музыкантам и пообщаться с ними.

Прогрессивной формой диджитали-зации может считаться экспериментально-цифровое моделирование оперной постановки — возможность пользователю взять на себя функции со-создателя оперного спектакля (выбор персонажей, локации, декораций, моделирование сюжетных линий и т. п.). В качестве примера сошлемся на DIGITAL OPERA 2020 — первый международный фестиваль, объединяющий жанр оперы и актуальное цифровое искусство (живые выступления в интерактивной цифровой среде). Программа фестиваля включала конкурс молодых медиахудожников при участии оперных певцов и режиссеров-постановщиков. Выступления вокалистов представляли собой законченные номера в оформлении художников-мультимедиа.

Как можно убедиться, возможности диджитализации оперного искусства достаточно многообразны, а технологии включения оперы в виртуальные рамки бытования интенсивно развиваются, осваивая все новые и новые способы приближения к интернет-аудитории. Территория оперы, искусства изначально синтетического, кажется, становится идеальным полем для цифровых фантазий и кибер-экспериментов. Однако данный процесс безусловно имеет

как свои преимущества, так и не свободен от недостатков.

Обсуждение

Итак, выделим основные преимущества диджитализации оперного искусства, систематизированные нами в следующих позициях:

— веб-ренессанс — именно способы и форматы виртуального продвижения актуализируют классическое оперное искусство, позволяют ему находиться «вне застоя» и открывают новые отправные точки развития, привлекающие современную аудиторию (не мыслящую себя вне цифровой реальности);

— экшен-репрезентация — современные цифровые технологии обеспечивают масштаб и зрелищность оперного события, воплощенного при помощи спецэффектов, 3D-дизайна и т. п.; этот цифровой «антураж» успешно воспринимается в условиях экспансии визуально-зрелищной культуры XXI в.;

— доступность запроса для аудитории — предполагает психологически комфортный режим восприятия (в удобных для пользователя обстоятельствах просмотра), максимальное снижение финансовых затрат для аудитории, точность и адресность интернет-запроса;

— микс-конструирование — интерактивный режим восприятия, возможности осуществления «пользовательского монтажа» события превращают аудиторию из пассивного наблюдателя в креативного соучастника оперной постановки.

Одновременно указанные преимущества могут трактоваться как ограничивающие факторы цифрового бытования оперного искусства. К наиболее существенным недостаткам мы отнесли следующие:

— «мутация образца» — уход, размывание «чистоты жанра»; по сути, возможности конструирования постановки со стороны пользователя как минимум уводят его от изначально заданного создателем формата;

— сниженная событийность — именно живой формат посещения оперного спектакля или иного события в функционировании оперного искусства рождает психологическую установку на значимость его восприя-

101

тия, вхождения в праздничную атмосферу, способствует отрыву от повседневно-бытовых условий серой действительности, а значит рождает более глубокое эмоциональное переживание зрителя; важно подчеркнуть и то, что в процессе живого концертно-театрального зрелища обеспечивается «единство воздействия музыкально-звукового и мануально-визуального рядов на художественное сознание зрителя» [12, с. 39].

— постэлитарность — при приближении оперного искусства фактически к любому зрителю (благодаря тренду на повсеместное распространение цифровых технологий) одновременно осуществляется снижение имиджевой составляющей «избранности» оперы; можно говорить в данном случае об «обратной зависимости» во взаимодействии блоков создания и потребления оперного искусства, когда, по сути, необходимой представляется адаптация произведения под запрос зрителя, а не подстройка последнего к восприятию сложного языка музыкального искусства; согласимся здесь с тем, что подобные процессы вполне ощутимо встраиваются в общие тенденции информационной культуры XXI в.: «Теперь уже информация ищет своего потребителя, подстраиваясь под особенности его восприятия, его интересы, потребности, интеллектуальные и технические возможности. Такая подстройка приводит к постоянному упрощению, обеднению, примитивизации языков коммуникации. У человека нет стимула прилагать усилия для получения нужной информации, но уже создатели информации пытаются любыми путями быть понятыми или хотя бы замеченными» [11, с. 43].

Модель своеобразного «культурного заповедника», отличающая высокую классику (отгораживающая классические образцы от массового потребления), разрушается фактом проникновения обывателя в ранее закрытые и недоступные локусы (личная жизнь исполнителя, закулисье, репетиционные процессы, возможности личного контакта и т. д.).

Заключение

Итак, можно говорить о том, что вопросы диджитализации классического оперного

искусства сегодня в полной мере отвечают реалиям существования и дальнейшего развития современной оперы. Вместе с тем внимание российских культурологов к данным процессам носит несколько периферийный характер (единичные обращения, попутно поднимаемые вопросы в смежной области). Отдельно мы можем выделить таких авторов, как Д. Ю. Густякова [4; 5], Е. Н. Шапинская [14] и И. Г. Яськевич [17], во многом актуализировавших данную проблему в русле культурологического дискурса. Тем не менее, на наш взгляд, рефлексия культурологического и искусствоведческого научного сообщества над активными процессами диджита-лизации оперного искусства носит, скорее, эмблематичный характер (декларируемая потребность в осмыслении процессов циф-ровизации оперного искусства не опирается на реальную активность исследовательского поиска).

На этом фоне гораздо более интенсивно развивается оперно-цифровая критика и публицистика за рубежом. Так, например, обозреватели онлайн-сообщества Musical — U, рецензируя премьеру первой в мире виртуальной оперы «Либертария: Виртуальная опера», прошедшей в 2013 г., пришли к выводу, что сочетание видеоигр, анимации, электронной музыки и классического оперного сюжета можно считать релевантными по отношению к зрителю третьего тысячелетия и расценивать подобный конгломерат как существенный инструмент в формировании нового поколения любителей оперы [23].

Стефани Чан (Stephanie Chan), представитель Гарвардской бизнес-школы, в 2017 г. также отмечала необходимость со стороны лидеров оперного мира идти навстречу зрителям, все более вовлеченным в сферу цифровых технологий, чтобы в будущем сохранить свою аудиторию, приводя в пример Королевский оперный театр в Лондоне, представивший в 2016 г. первый VR-проект, позволяющий пользователю увидеть и услышать оперную постановку «глазами и ушами» артиста, принимающего в ней участие [19].

Композитор и музыкальный критик Роберт Хьюджилл (Robert Hugill) подчеркнул,

что современная цифровая опера максимально соответствует реалиям сегодняшнего мира, в частности, ситуации пандемических ограничений 2020 г. Проекты, подобные VOPERA, дающие возможность выполнить весь производственный цикл оперной постановки (начиная с подбора актеров и заканчивая записью номеров) исключительно на базе платформы Zoom, автор считает высокоперспективными [20].

Таким образом, комплексный культурологический анализ процессов цифрови-зации оперного искусства, осуществляемый в буквальном смысле в режиме актуального реагирования («здесь и сейчас!»), видится нам значимым и необходимым. На примере вхождения оперного искусства в новую цифровую среду можно проследить рождение своеобразного «третьего жанра» — гибридной культурной формы, с одной стороны, сохраняющей сложившиеся традиции и эталонные образцы, с другой — в значительной мере трансформированной в результате обновленных реалий популяризации и цифро-визации культурных потоков.

1. Бауман, З. Текучая современность / З. Бауман. — Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 240 с.

2. Васильева, О. Как российские театры привлекают зрителей в социальных сетях / O. Васильева // Vc.ru — бизнес, технологии, идеи, модели роста, стартапы. — URL: https://vc.ru/ marketing/78608-kak-rossiyskie-teatry-privlekayut-zriteley-v-socialnyh-setyah (дата обращения: 11.11.2020). — Дата публикации: 08.08.2019.

3. Вилькен, В. В. Управление региональным развитием в условиях цифровой экономики : дис. ... канд. экон. наук / В. В. Вилькен; С.-Петерб. поли-техн. ун-т Петра Великого. — Санкт-Петербург, 2019. — 242 с.

4. Густякова, Д. Ю. Классическая опера в пространстве массовой культуры: «Пиковая дама» П. Чайковского в постановке А. Галибина / Д. Ю. Густякова // Ярославский педагогический вестник.— 2011. — № 3. — Т. I (Гуманитарные науки). — 2011. — С. 252—256.

5. Густякова, Д. Ю. Массовая культура как контекст оперной постановки /

Д. Ю. Густякова // Культура и искусство. - 2011. - № 5. - С. 94-98

6. Диджитализация бизнеса как неизбежный шаг в современном мире: [блог] // Wezom : офиц. сайт компании. - URL: https://wezom.com.ua/blog/didzhitalizatsija-biznesa (дата обращения: 11.11.2020).

7. Загидуллина, М. В. Панмедиатизация: закат вербальной коммуникации : монография / М. В. Загидуллина. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2019. - 225 с.

8. Зубанова, Л. Б. Транзитная солидарность в современной сетевой культуре: между карнавалом и травмой / Л. Б. Зубанова, Н. Л. Зыховская // Социологические исследования. - 2019. - № 5. - C. 119-128.

9. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования : монография / О. Н. Астафьева, Л. Б. Зубанова, Н. Б. Кириллова, Е. В. Никонорова, О. В. Шлыкова и др.; отв. ред. Н. Б. Кириллова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 292 с.

10. Кастельс, М. Власть информации / М. Кастельс. - Москва : Издательство Высш. шк. экономики, 2017. - 591 с.

11. Синецкий, С. Б. Искусство и интеллектуализация общества: новый старый смысл культурной политики / С. Б. Си-нецкий, Т. М. Синецкая // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - № 3 (39). -С. 41-45.

12. Смирнов, Б. Ф. Культура восприятия симфонического концерта публикой (к постановке проблемы) / Б. Ф. Смирнов // Вестник культуры и искусств. -2019. - № 2 (58). - С. 38-47.

13. Федорова, Ж. В. Информационная революция как событие и со-бытие / Ж. В. Федорова // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. -2018. - № 4. - С. 71-78.

14. Шапинская, Е. Н. Культура в эпоху «цифры»: культурные смыслы и эстетические ценности / Е. Н. Шапинская // Культура культуры. - 2015. - № 2. -URL: https://cult-cult.ru/culture-in-digital-epoch-cultural-meanings-and-aesthetic-values/ (дата обращения: 11.11.2020).

15. Шнайдер, Е. Как пандемия повлияла на цифровизацию индустрии культуры и искусства / Е. Шнайдер // Сноб: [электрон. журнал]. - URL: https:// yandex.ru/turbo/snob.ru/s/entry/198547/ (дата обращения: 11.11.2020). - Дата публикации: 05.10.2020.

16. Электронный архив Большого театра России. — URL: https://archive.bolshoi. ru/ (дата обращения: 11.11.2020).

17. Яськевич, И. Г. Новая российская опера в контексте постмодернизма : дис. ... канд. искусствоведения / И. Г. Яськевич; Ново-сиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки. — Новосибирск, 2009. — 226 с.

18. IX Санкт-Петербургский международный фестиваль «Опера — всем» // Театр «Мюзик-холл» : офиц. сайт. — URL: https://musichallspb.ru/fest (дата обращения: 11.11.2020).

19. Chan, S. The Old Art and the New: Opera and VR / Stephanie Chan // Гарвардская бизнес-школа : офиц. сайт. — URL: https://digital.hbs.edu/platform-digit/ submission/the-old-art-and-the-new-opera-and-vr/ (дата обращения: 11.11.2020). — Дата публикации: 29.05.2017.

20. Hugill, R. A digital opera for our modern age: VOPERA debuts its film of Ravel's opera / Robert Hugill // Planet

Hugill. — URL: https://www.planethugill. com/2020/10/a-digital-opera-for-our-modern-age.html/ (дата обращения: 11.11.20). - Дата публикации: 27.10.20.

21. OperaVision. — URL: http://operavision. eu/en/library/operas (дата обращения: 11.11.2020).

22. Saidani, R. Onstage application: eyes on the stage, glances at smartphones! / Ramzi Saidani // Opera-digital [электрон. журнал]. — URL: http://opera-digital.com/ onstage-application-eyes-on-the-stage-but-glances-at-the-smartphones (дата обращения: 11.11.20). — Дата публикации: 27.05.2018.

23. Young, S. P. Open You rEars to Modern Electronic Opera / Sabrina Pena Young // Musical-U: обучающий портал. — URL: https://www.musical-u.com/learn/open-your-ears-to-modern-electronic-opera/ (дата обращения: 11.11.20). — Дата публикации: 23.02.2017.

Получено 16.11.2020

M. Bunakova

Post-graduate student(24.00.01)

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts,

Chelyabinsk, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

Opera Art Digitalization: Digital Practice and Virtual Modes of Existence of Classical Opera

Abstract. The article is devoted to understanding the forms and ways of existence of opera art, which is actively developing within the modern digital environment. The author points out (and illustrates) the forms of classical opera existence in a virtual mode such as: the digital archive, which is an analogous version of offline events (recorded and published), the main function of which is the storage and systematization of the opera heritage of the present and past eras (the digitization of old records); official digital representation of the theatre (websites, official social media accounts); the online broadcast of opera events in real time; the opera retransmission in user content (this is a non-professional recording, custom video, created as a result of the projects "output" of the opera art in urban location); opera digital-interactive (a variety of applications, providing a whole set of additional opportunities for the development of opera and around-opera space); experimental digital simulation of an opera production (the opportunity to take on the role of co-creator of an opera (possibility to choose a character, locations, scenery, modeling, story lines, etc.).

The author defines basic advantages of the digitalization of the opera art such as web Renaissance, action representation, the availability of the request for an audience, mixdesign, and also refers to limiting factors of the digital existence of this sphere: "mutation model", reduced event-related, post-elitism.

Keywords: Opera, digitalization, Internet resources, social media, applications, online broadcast

For citing: Bunakova M. 2020. Opera Art Digitalization: Digital Practice and Virtual

Modes of Existence of Classical Opera. Culture and Arts Herald. No 4 (64): 97-105.

References

1. Bauman Z. 2008. Tekuchaya sovremennost' [Fluid modernity]. St. Petersburg: Piter. 240 p. (In Russ.).

2. Vasileva O. How Russian theaters attract viewers in social networks. Vc.ru - business, technologies, ideas, growth models, startups. Available from: https://vc.ru/marketing/78608-kak-rossiyskie-teatry-privlekayut-zriteley-v-socialnyh-setyah (accessed: 11.11.2020). Publication date: 08.08.2019. (In Russ.).

3. Vilken V. 2019. Regional development Management in the digital economy. St. Petersburg. 242 p. (In Russ.).

4. Gustiakova D. 2011. Classical Opera in the space of mass culture: "The Queen of spades" by P. Tchaikovsky, choreography by A. Galibin. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. No 3. Vol. I (Humanities). P. 252-256. (In Russ.).

5. Gustiakova D. 2011. Mass culture as the context of an Opera production. Kul'tura i iskusstvo [Culture and art]. No 5: 94-98. (In Russ.).

6. Digitalization of business as an inevitable step in today's world: [blog]. - Text: electronic. Wezom: official website of the company. Available from: https://wezom.com.ua/blog/didzhitalizatsija-biznesa (accessed: 11.11.2020). (In Russ.).

7. Zagidullina M. 2019. Panmediatizatsiya: zakat verbal'noy kommunikatsii [Panmediatization: the decline of verbal communication]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University publishing house. 225 p. (In Russ.).

8. Zubanova L., Zykhovskaia N. 2019. Transit solidarity in modern network culture: between carnival and trauma. Sociological research. No 5: 119-128. (In Russ.).

9. Informatsionnaya epokha: novye paradigmy kul'tury i obrazovaniya [Information age: new paradigms of culture and education]. 2019. O. Astafyeva, L. Zubanova, N. Kirillova, E. Nikonorova, O. Shlykova et al.; ed. by N. B. Kirillova. Ekaterinburg: Ural University publishing house. 292 p. (In Russ.).

10. Castels M. 2017. Vlast' informatsii [the Power of information]. Moscow: Publishing house of Higher school of Economics. 591 p. (In Russ.).

11. Sinetskii S., Sinetskaia T. 2014. Art and intellectualization of society: the new old meaning of cultural policy. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (39): 41-45. (In Russ.).

12. Smirnov B. 2019. Culture of perception of the Symphony concert by the public (to the problem statement). Culture and Arts Herald. No 2 (58): 38-47. (In Russ.).

13. Fedorova Zh. 2018. Information revolution as an event and co-existence. Mirovaya literatura na perekrest'e kul'tur i tsivilizatsiy [World literature at the crossroads of cultures and civilizations]. No 4: 71-78. (In Russ.).

14. Shapinskaia E. 2015. Culture in the era of "numbers": cultural meanings and aesthetic values. Culture of culture. No 2. Available from: https://cult-cult.ru/culture-in-digital-epoch-cultural-meanings-and-aesthetic-values/ (accessed: 11.11.2020). (In Russ.).

15. Schneider E. How the pandemic affected the digitalization of the culture and art industry. Snob. Available from: https://yandex.ru/turbo/snob.ru/s/entry/198547/ (accessed: 11.11.2020). Publication date: 05.10.2020. (In Russ.).

16. Elektronnyy arkhiv Bol'shogo teatra Rossii [Electronic archive of the Bolshoi theatre of Russia]. Available from: https://archive.bolshoi.ru/ (accessed: 11.11.2020). (In Russ.).

17. Iaskevich I. 2009. Novaya rossiyskaya opera v kontekste postmodernizma [New Russian Opera in the context of postmodernism]. Novosibirsk. 226 p. (In Russ.).

18. IX St. Petersburg international festival "Opera for all". Teatr "Myuzik-kholl" [Theatre "Music-hall"]. Available from: https://musichallspb.ru/fest (accessed: 11.11.2020). (In Russ.).

19. Chan S. The Old Art and the New: Opera and VR. Harvard business school. Available from: https://digital. hbs.edu/platform-digit/submission/the-old-art-and-the-new-opera-and-vr/ (accessed: 11.11.2020). Publication date: 29.05.2017. (In Eng.).

20. Hugill R. A digital opera for our modern age: VOPERA debuts its film of Ravel's opera. Planet Hugill. Available from: https://www.planethugill.com/2020/10/a-digital-opera-for-our-modern-age.html/ (accessed: 11.11.2020). Publication date: 27.10.2020. (In Eng.).

21. OperaVision. Available from: http://operavision.eu/en/library/operas (accessed: 11.11.2020). (In Eng.).

22. Saidani R. Onstage application: eyes on the stage, glances at smartphones! Opera-digital. Available from: http://opera-digital.com/onstage-application-eyes-on-the-stage-but-glances-at-the-smartphones (accessed: 11.11.2020). Publication date: 27.05.2018. (In Eng.).

23. Young S. P. Open Your Ears to Modern Electronic Opera. Musical-U. Available from: https://www.musical-u. com/learn/open-your-ears-to-modern-electronic-opera/ (accessed: 11.11.2020). Publication date: 23.02.2017. (In Eng.).

Received 16.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.