Научная статья на тему 'Дидактика Я. А. Коменского как философско-культурологический проект "детства"'

Дидактика Я. А. Коменского как философско-культурологический проект "детства" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРОСЛОСТЬ / ВОЗРАСТ / ДИДАКТИКА / Я.А. КОМЕНСКИЙ / МИР ДЕТСТВА / ФИЛОСОФИЯ ДЕТСТВА / ЮНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янутш Ольга Александровна

Труды Я.А. Коменского заслуженно входят в золотой фонд мирового наследия педагогики. Однако и в течение достаточно долгого времени его идеи не были востребованы в образовательной практике. Есть основания полагать, что непонимание и отторжение вызывали не столько конкретные методы, способы обучения или организации образовательного процесса, сколько аксиологические и телеологические идеи, которые составляли фундамент всей концепции. Методологическим базисом работы является герменевтико-феноменологический подход, метод реконструкции культурных полей и метод лексического анализа текстов. На основе проведенного анализа было показано, что метафизика «детства», созданная Я.А. Коменским, входила в противоречие с представлениями о мире детства, существовавшими в XVII в. в сознании и обычных людей, и представителей педагогического сообщества. В концепции Коменского, ни «детство», ни «взрослость» не являются самостоятельными и завершенными состояниями, находящимися в оппозиции друг к другу. Детство не этап, но исходная точка развертывания разумной души. «детство» как хронологическое время жизни и «детство» как состояние, требующее особой заботы и попечения, представляют в дидактике Коменского субстанционально разные феномены. В идеальном плане, каждому возрасту должна соответствовать своя ступень образования. В реальном плане, концепция предназначалась для учащихся всех возрастов. Универсализм философско-культурологического проекта Я.А. Коменского обеспечивался двумя встречными ходами: не только приданием большего значения личности младших школьников, но также распространением любви и заботы на старших.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактика Я. А. Коменского как философско-культурологический проект "детства"»

о

УДК 130.2:37 ББК 71

О.А. Янутш

дидактика я.а. коменского как философско-культурологинеский проект «детства»*

Труды Я.А. Коменского заслуженно входят в золотой фонд мирового наследия педагогики. Однако и в течение достаточно долгого времени его идеи не были востребованы в образовательной практике. Есть основания полагать, что непонимание и отторжение вызывали не столько конкретные методы, способы обучения или организации образовательного процесса, сколько аксиологические и телеологические идеи, которые составляли фундамент всей концепции. Методологическим базисом работы является герменевти-ко-феноменологический подход, метод реконструкции культурных полей и метод лексического анализа текстов. На основе проведенного анализа было показано, что метафизика «детства», созданная Я.А. Коменским, входила в противоречие с представлениями о мире детства, существовавшими в XVII в. в сознании и обычных людей, и представителей педагогического сообщества. В концепции Коменского, ни «детство», ни «взрослость» не являются самостоятельными и завершенными состояниями, находящимися в оппозиции друг к другу. Детство - не этап, но исходная точка развертывания разумной души. «детство» как хронологическое время жизни и «детство» как состояние, требующее особой заботы и попечения, представляют в дидактике Коменского субстанционально разные феномены. В идеальном плане, каждому возрасту должна соответствовать своя ступень образования. В реальном плане, концепция предназначалась для учащихся всех возрастов. Универсализм философско-культурологического проекта Я.А. Коменского обеспечивался двумя встречными ходами: не только приданием большего значения личности младших школьников, но также распространением любви и заботы на старших.

Ключевые слова:

взрослость, возраст, дидактика, Я.А. Коменский, мир детства, философия детства, юность.

Янутш О.А. Дидактика Я.А. Коменского как философско-культурологический проект «детства» // Общество. Среда. Развитие. -2019, № 4. - С. 68-71.

© Янутш Ольга Александровна - кандидат культурологии, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: yanutsh@gmail.com

В последние 20-30 лет решение про- проектов не зависят исключительно и пол-блем, связанных со сферой образования ностью только от особенностей целенаправ-(обучения и воспитания), превратилось в ленной профессиональной педагогической одно из наиболее важных стратегических деятельности. В значительной степени они направлений государственной культурной обусловлены спецификой культурного кон-политики в большинстве развитых стран. текста бытия представителей различных При этом разрыв между передовыми педа- возрастных когорт и устоявшимися моделя-гогическими концепциями, а также науч- ми их взаимодействия как субъектов куль-ными достижениями в области философии, турно-образовательного пространства. социологии и экономики образования, с од- Успешная трансформация системы обра-ной стороны, и реальным состоянием (сни- зования невозможна без соответствующей жением значения) системы образования как деконструкции этих культурных полей. Изу-важнейшего элемента культуры, с другой, чение ключевых точек напряжения, конф-продолжает стремительно увеличиваться. ликтов или несоответствий, возникающих Подобная ситуация не является принци- в процессе данных изменений, позволяет пиально новым феноменом в истории куль- не только лучше понять общие закономер-туры. Несоразмерность философско-педа- ности развития образования как феномена гогических моделей «идеального человека» культуры, но и современные проблемы кон-реальным условиям человеческого сущест- кретных культурно-педагогических систем. вования была причиной крушения многих В этом отношении крайне интересной образовательных теорий. Анализ педаго- и показательной является судьба педагогических проектов прошлого, не принятых гических идей Я.А. Коменского. Его труды современниками, но получивших признание заслуженно входят в золотой фонд миро-спустя несколько веков, показывает, что ус- вого наследия педагогики. Однако ещё в пех и неудачи отдельных образовательных начале XX в. П.П. Блонский писал: несмот-

* Статья выполнена в рамках проекта «Эвристический потенциал философско-образовательного проекта Я.А. Коменского», поддержанного РФФИ, проект №19-013-00940.

ря на критику, «современники Коменско-го увенчали его славой... потомство же не дало ни того ни другого: оно просто забыло Коменского. Как ни старались усердные почитатели Коменского, но открыть следов непосредственного влияния Коменского на последующих великих теоретиков и практиков педагогики не удалось» [2, с. 107]. Вопрос о том, насколько справедлива столь категоричная оценка, выходит за рамки данной статьи. Вместе с тем, хорошо известно, что внедрение новой образовательной модели в городе Сарос-Патак, проходившее под руководством и при непосредственном участии самого Я. А. Коменского в начале 1650-х гг., оказалось лишь отчасти успешным. Описывая этот опыт в «Автобиографии», он отмечал: «я по существу переношу насмешки над своими дидактическими усилиями и должен буду переносить еще большие, если останусь здесь долее» [3, с. 64].

Само понятие «дидактика» в то время имело гораздо более широкое значение, чем сейчас. Уже в конце XIX в. исследователи трудов Я.А. Коменского говорили о его дидактике не просто как об общей педагогической теории, но как о «педагогической философии» [8, с. 2]. Поэтому есть основания полагать, что непонимание и отторжение вызывали не столько конкретные методы, способы обучения или организации образовательного процесса, сколько аксиологические и телеологические идеи, которые составляли фундамент всей концепции. Они входили в противоречие с представлениями о мире детства, существовавшими в XVII в. в сознании и обычных людей, и представителей педагогического сообщества.

Материалы и методы

Методологическим базисом работы является герменевтико-феноменологиче-ский подход, метод реконструкции культурных полей и метод лексического анализа текстов.

В работе «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке» Ф. Арьес отмечает, что XVII в. занимает исключительное место в истории «открытия детства». В течение этого столетия происходит формирование ряда установок, определивших дальнейшее отношение и к самим детям, и к задачам образования.

Для понимания масштаба и новизны проекта образования, предложенного Я.А. Коменским, важно отметить следующее:

— только к концу XVII в. окончательно закрепится новое отношение к ребенку: «несмотря на то, что демографические условия не претерпевают больших изменений с XIII по XVII век, и то, что детс-

кая смертность остается на очень высоком уровне, эти хрупкие существа воспринимаются по-новому и за ними признается право быть чем-то особенным, право в котором отказывали раньше» [1, с. 53];

— обретает смысл базовое понятие «детская невинность». Идеи о том, что в ребенке «беззащитность и слабость соседствуют с невинностью, верным отражением божественной чистоты», что «детские души, еще полные крещенской невинности, остаются пристанищем Иисуса Христа» [1, с. 123], а значит, целью и задачами образования является правильное наставление этих душ, начинают превращаться в доминирующую педагогическую доктрину;

— расширяется и всё более специализируется словарный запас, относящийся к раннему детству, однако «остаются размытыми границы между детством и отрочеством, с одной стороны, и категорией, называемой молодостью - с другой» [1, с. 40]. Представления о «подростковом возрасте» или о «юности» как о специфических и самоценных этапах развития человека появятся лишь в XVIII веке. Другими словами, «детство» остается неким казусом, который либо обрывается физической смертью, либо элиминируется из опыта индивида с наступлением молодости-взрослости;

— в результате постепенно осознаваемой необходимости «заботы о детстве», к концу XVII в. школа окончательно «заменила практическое обучение „в людях" в качестве способа получения образования», превратившись «в своего рода карантин, предваряющий его [ребенка - О.Я.] выход в мир» [1, с. 10]. При этом основной формой данной заботы оставалось культивирование и поддержание строжайшей дисциплины.

Взгляды Я.А. Коменского на цели и задачи образования сформировались в первой четверти XVII в., когда указанные процессы лишь набирали обороты. Реконструкция существовавшей системы детско-взрослых отношений и представлений об онтологическом и аксиологическом статусе представителей различных возрастных групп показывает, что создание соответствующей теории не могло ограничиться институциональными или дидактическими (в современном смысле слова) изменениями педагогической практики. Для этого требовалось найти новый метафизический смысл самого «детства».

Результаты и выводы

В одном из первых полных переводов «Великой Дидактики» на русский язык, редакторы, обращаясь к читателям, предупреждают, что те «заметят, особенно в

о

первых главах „Дидактики", весьма сильный религиозный элемент, который также составляет характеристическую черту не только лично Коменского, но и той эпохи, в которую он жил» [6, с. К-К]. Далее следует пояснение, что редакция посчитала неправильным «производить кастрацию великого создания, пригонять его к нашей эпохе, „исправлять и очищать" его по каким бы то ни было тенденциозным взглядам» [6, с. X]. В рамках темы данной работы, эти главы имеют фундаментальное значение, так как в них полнее всего раскрывается отношение автора к природе детства и к значению данного возраста в жизни человека.

Я.А. Коменский пишет о том, что человеку предназначена «тройная жизнь и тройное местопребывание для жизни: чрево матери, земля и небо» [7, с. 265]. Он рассматривал всю земную жизнь человека как «мастерскую», в которой формируется «разумная душа для вечной жизни», а сам мир - «как наш рассадник, наш питомник и наша школа... выйдя из подготовительных ступеней этой школы, мы возвысимся до вечной академии» [7, с. 265-267]. Процесс формирования «хорошо образованной души» обладает постепенностью, но не пределом.

Таким образом, ни «детство», ни «взрослость» не являются самостоятельными и завершенными состояниями, находящимися в оппозиции друг к другу. Детство -не этап, но исходная точка развертывания разумной души.

Отсюда логически вытекает и следующий тезис Я.А. Коменского: «нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом» [7, с. 273]. Важно, что автор говорит здесь не о ребенке, не об учащемся, а о человеке вообще. В реальной социокультурной и демографической ситуации того времени в сознании большинства людей детство ограничивалось возрастом 7 лет: до этого, ребёнок - нечто, принципиально отличное от взрослого, после - уже молодой взрослый, требующий контроля и строгой дисциплины, ограждающих его (или ее) от различных искушений, но не целенаправленной заботы о дальнейшем развитии личности. Поэтому для более точной интерпретации данного тезиса и более полного понимания дидактической системы Я.А. Коменского в целом, необходимо обратиться к латинскому варианту текста «Великой дидактики».

Взрослый не создает личность ребенка с чистого листа. Его обязанность - обеспечить необходимые условия для культивации всего лучшего, что уже содержится в душе ребенка. Это вполне согласуется с культом

«детской невинности», о которой упоминалось выше. Сравнения души ребенка с доской, на которой может быть начертано что угодно, и с воском, из которого может быть вылеплено что угодно, встречаются у Я.А. Коменского достаточно часто. Однако, как правило, используются они для того, чтобы подчеркнуть преимущества, которыми обладает этот этап жизни по сравнению с любыми другими: «мозг... похож на воск, в детском возрасте вообще влажен и мягок и способен воспринимать все встречающиеся предметы; затем понемногу он высыхает и твердеет, так что, по свидетельству опыта, вещи запечатлеваются и отображаются на нем с большой трудностью» [7, с. 286].

В этом фрагменте латинского текста, говоря о детях и о необходимости «формировать» их, Я.А. Коменский использует слово pueri [9, с. 37]. Так же, как и в тексте «Преддверия», предназначенном для детей, только приходящих в школу: «Они ещё дети, их нужно вести медленно / Pueri sunt, lente ducendi» (текст публикуется параллельно на латинском и русском языках) [5, с. 70]. Однако, как видно даже из названия самих глав «Великой дидактики», далее речь преимущественно идет уже не о «детях», а о «юношестве», «молодежи» (juventutis, adolescens) [перевод - О.Я.].

Представления Коменского о границах возрастов четко сформулировано в Главе XXVII - «О четырехступенчатом устройстве школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся». «Эти годы восходящего возраста» делятся им на четыре периода: Infanitam, Pueritiam, Adolescentiam, Juventutem [9, с. 165]. В русском переводе, соответственно: младенчество, детство/отрочество, юность и зрелость [7, с. 439]. Каждому возрасту при этом отводится одно шестилетие, а «весь период юности» (в оригинале -totum Iuventutis tempus) длится до 24 лет.

С одной стороны, каждому возрасту должна соответствовать своя школа: материнская школа предназначена для учащихся до 6 лет (Infantiae Schola); школа элементарная, или народная школа родного языка -до 12 лет (Pueritiae Schola); латинская школа, или гимназия - до 18 лет (Adolescentiae Schola); академия и путешествия - до 24 лет (Juven-tutis Schola). С другой стороны, буквально на следующей странице, говоря о первых двух школах, Я.А. Коменский отмечает, что в них «будет получать образование вся молодежь (Iuventem) обоего пола» [9, с. 166].

Это весьма странно: зачем было разграничивать даже такие столь близкие понятия, как «юность» и «молодость», если дальше одно из них используется в самом общем значении - для обозначения «всех невзрос-

лых»? Возможно, дело в стилистических нюансах. Вместе с тем, в школах и колледжах того времени в каждом классе действительно могли обучаться дети всех возрастов. При этом, как пишет Ф. Арьес, «наряду с этой невероятной возрастной разномастностью каждого класса существует очень слабое различение в возрастном отношении между самими классами. От младшего до самого старшего класса представлены все возрастные группы учеников» [1, с. 231].

Таким образом, «детство» как хронологическое время жизни и «детство» как состояние, требующее особой заботы и попечения, представляют в дидактике Коменского субстанционально разные феномены. В идеальном плане, каждому возрасту должна соответствовать своя ступень образования. В реальном плане, концепция предназначалась для учащихся всех возрастов.

Универсализм философско-культуроло-гического проекта Я.А. Коменского обеспечивалась двумя встречными ходами: не только приданием большего значения личности младших школьников, но также распространением любви и заботы на старших. Рассказывая о своей неудаче в Сарос-Патаке, он пишет: «Весь мой метод направлен на то, чтобы школьная подневолыцина превратилась в игру и забаву; этого никто здесь не хочет понять. С юношеством, даже с дворянским, здесь обращаются совершенно как с рабами: учителя основывают свой авторитет на хмуром выражении лица, грубых словах, даже побоях и предпочитают, чтобы их боялись, нежели любили» [3, с. 64].

Для воплощения этого проекта требовались не только Божья воля, мудрые правители, хорошие книги и практика. Необходимо было сформировать принципиально новое отношение к детям, подросткам,

Список литературы:

юношам у их родителей, нянек, воспитателей, преподавателей и ученых, благочестивых, деятельных мужей, общение с которыми, по мнению Я.А. Коменского, имеет «скрытую, но самую действенную силу для нашего преобразования» [4, с. 17].

З аключение

В 1915 г. П.П. Блонский писал: «Комен-ский наш, более наш, чем своего века» [2, с. 117]. Сейчас можно лишь повторить эти слова. В конце XIX в. интерес к трудам Коменского в России во многом был обусловлен появлением широкого общественно-педагогического движения, осознанием необходимости развития народных школ и женского образования, устранения социального неравенства в доступе к образованию. В конце XX - начале XXI вв. все более актуальными становятся проблемы, связанные с философией детства и философией возраста в целом. Мир детства стремительно меняется; подростки «поколения Z» значительно отличаются от своих сверстников в прошлом; «молодые взрослые» испытывают страх перед включением во «взрослую жизнь». Также интенсивно, как и в начале XVII в., происходит переосмысление статуса и роли субъектов разных возрастных групп в культуре. В этом контексте разработка стратегий развития и трансформации содержания образовательной деятельности не может строиться с опорой только на педагогическое и психологическое знание. Требуется новый философ-ско-культурологический проект сопряжения «детства» и «взрослости». Конечно, идеи Я.А. Коменского не могут быть прямо экстраполированы на современную ситуацию. Вместе с тем, сама логика использованного им подхода обладает безусловным эвристическим и гносеологическим потенциалом.

[1] Арьес Ф. Ребенок и семейпая жизпь при Старом порядке / Пер. с фрапц. Я.Ю. Старцева при участии В.А. Бабипцева. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999. - 416 с.

[2] Блопский П.П. Я.А. Комепский / Под ред. M.M. Рубинштейна. - M.: Кпигоизд-во К.И. Тихомирова, 1915. - 121 с.

[3] Комепский Я.А. Автобиография // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Я. А. Комепский; под ред. А.И. Пискупова (отв. ред.) [и др.]. Т.1. - M.: Педагогика, 1982. - С. 25-73.

[4] Комепский Я.А. О развитии природных дарований // Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. / Под ред. А.И. Пискупова (отв. ред.) [и др.]. Т. 2. - M.: Педагогика, 1982. - С. 5-32.

[5] Комепский Я.А. Преддверие «Открытой двери к языкам»... / Januae lingvarum reseratae Vestibulum... (Раппяя версия) / Пер. с лат. подготовка текста И.В. Кувшипской и В.В. Рыбакова // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем / Ред. M£. Петрова. Вып. 4. - M.: Аквилоп, 2018. - С. 69-100.

[6] Комепский Я.А. Великая дидактика. - СПб.: прил. к журп. «Наша Начальная Школа», 1875-1877. -312 с.

[7] Комепский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. / Под ред. А.И. Пискупова (отв. ред.) [и др.]. Т.1. - M.: Педагогика, 1982. - С. 242-476.

[8] Словинский А.И. Основные принципы «Великой дидактики» Япа Амоса Коменского. - Тифлис: тип. Канцелярии главпопачальствующего гражд. частью па Кавказе, 1892. - 17 с.

[9] ComeniiJ.A. Opera Didactica Omnia. Amsterdami, Impenfis D. Laurentii de Geer, Excuderunt Christophorus Cunradus, & Gabriel а Roy, 1657 // CAMENA Early Modern Latin Texts. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://mateo.uni-mannheim.de/camenaref/comenius/comenius1/p1/jpg/s001.html (11.11.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.