Научная статья на тему 'Дидактический цикл процесса обучения в трудах Л. Я. Зориной'

Дидактический цикл процесса обучения в трудах Л. Я. Зориной Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
930
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактический цикл / этапы дидактического цикла / ФГОС / содержание образования / цикличность процесса обучения / системность. / didactic cycle / stages / Federal State Educational Standards / educational con- tent / cyclical nature of the learning process / systematic.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е О. Иванова

В статье раскрывается универсальный характер дидактического цикла, разработанного Людмилой Яковлевной Зориной в 80-х гг. ХХ века. Показано, что его этапы сегодня получили новое конкретное наполнение, но не утратили своего психологического и педагогического смысла. Дидактический цикл задает обобщенную структуру процесса обучения. Выделены характеристики цикла, проведено сравнение его этапов и этапов урока по ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIDACTIC CYCLE OF THE LEARNING PROCESS IN THE WORKS OF LUDMILA Y. ZORINA

The article reveals the universal character of the didactic cycle developed by Lyudmila Ya. Zorina in the 80s. of 20th century. It is shown that the stages of the didactic cycle today received a new specific content, but have not lost its psychological and pedagogical meaning. The didactic cycle sets the generalized structure, the learning process. In the article the author highlighted the characteristics of the didactic cycle, compared the stages of this cycle and the stages of the lesson according to the Federal State Educational Standards.

Текст научной работы на тему «Дидактический цикл процесса обучения в трудах Л. Я. Зориной»

К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЛЮДМИЛЫ ЯКОВЛЕВНЫ ЗОРИНОЙ

УДК 37.002

Е. О. Иванова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского E-mail: [email protected]

Elena O. Ivanova

PhD (Education), Associate Professor, Department of Theory and History of Pedagogy, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Russia

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ТРУДАХ Л. Я. ЗОРИНОЙ

В статье раскрывается универсальный характер дидактического цикла, разработанного Людмилой Яковлевной Зориной в 80-х гг. ХХ века. Показано, что его этапы сегодня получили новое конкретное наполнение, но не утратили своего психологического и педагогического смысла. Дидактический цикл задает обобщенную структуру процесса обучения. Выделены характеристики цикла, проведено сравнение его этапов и этапов урока по ФГОС.

Ключевые слова: дидактический цикл, этапы дидактического цикла, ФГОС, содержание образования, цикличность процесса обучения, системность.

Сегодня все чаще можно услышать мнение, что образование, чтобы быть актуальным и отвечать на вызовы времени, должно опираться на новые педагогические и информационные технологии, развивать творчество и самостоятельность обучающихся. И базой для таких инноваций могут служить (и служат) результаты исследований, много лет проводившихся отечественными учеными-педагогами.

Нам бы хотелось с этих позиций рассмотреть «дидактический цикл», разработанный Людмилой Яковлевной Зориной в 80-х годах ХХ века [3; 8, с. 146-161]. Почему мы обратили на него внимание? Потому что он опирается на представление о процессе обучения как о системе, детерминирующей

Как цитировать статью: Иванова Е. О. Дидактический цикл процесса обучения в трудах Л. Я. Зо-риной // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 5 (62). С. 34-43. БО! 10.24411/2224-0772-2019-10028.

совместную деятельность учителя и ученика по освоению обучающимся содержания образования, что в полной мере соответствует системно-де-ятельностному подходу, лежащему в основе ФГОС второго поколения. Он рассматривает формирование универсальных учебных действий как условие развития личности, эффективности учебного и воспитательного процессов. Кроме того, содержание образования выступает в работах Л. Я. Зориной как целостность, состоящая из знаний, двух видов опыта деятельности — осуществляемой известным способом и творческой, а также опыта эмоционально-ценностных отношений. Во многом такой же взгляд на содержание можно найти в методологических основах «Фундаментального ядра содержания общего образования», в требованиях к результатам освоения образовательной программы — предметным, метапредметным и личностным.

Дидактический цикл не является застывшей категорией. Изменение взглядов на цели образования, на роли педагога и обучающихся, возникновение и активное использование информационно-образовательной среды, различных дидактических подходов позволили взглянуть на него под новыми углами зрения, дополнить и развить представления о нем. Так, нами ранее была рассмотрена специфика дидактического цикла при обучении в информационно-образовательной среде [4], исследователями раскрываются его возможности в рамках компетентностного [5], личностно-ориентированного подходов [2], при решении конкретных образовательных задач [6] он предстает как открытая образовательная технология.

Это свидетельствует о востребованности идеи Л. Я. Зориной, ее гибкости и многогранности, заставляет взглянуть на нее более пристально.

Дидактический цикл понимается Л. Я. Зориной как динамическая «клеточка» процесса обучения, отражающая его целенаправленность, логичность, последовательность и преемственность. Это единство взаимосвязанных элементов обучения, структурная единица процесса обучения, обладающая всеми его качественными характеристиками.

Дидактический цикл являет собой упорядоченную совокупность тактов учебного процесса, каждый из которых приводит к минимальным промежуточным результатам. Они характеризуют вновь возникшее состояние учащегося как субъекта собственной познавательной деятельности, как личности в целом. Процесс обучения можно описать как последовательность дидактических циклов, каждый из которых позволяет решать все

более сложные задачи. По мнению Л. Я. Зориной, в комплексе эти циклы представляют собой спираль, движение по которой и обусловливает достижение запланированного результата образования.

Характеристиками дидактического цикла являются:

1. Системность, которая выступает в двух аспектах. Дидактический цикл обладает внутренней системностью, так как в нем выделены элементы, структура, обозначены взаимосвязи и динамические характеристики. Одновременно он и сам является элементом целостного процесса обучения, который предстает как поступательное расширяющееся движение незамкнутых дидактических циклов.

2. Целостность, представляющая собой неразрывность этапов цикла и преемственность самих циклов, что обеспечивает достижение поставленной цели обучения — освоение учениками содержания образования. Данный результат возможен только при совместной работе всех звеньев процесса обучения, последовательной реализации и внутреннем единстве элементов дидактического цикла.

3. Функциональное предназначение — максимально полное (в данных условиях) освоение обучающимися фрагмента содержания образования. При этом реализация данной функции обеспечивается опорой на системные характеристики познавательной деятельности учащихся (мотив, система действий и контроль (самоконтроль) их выполнения), которая организуется педагогически целесообразными действиями учителя.

4. Нацеленность дидактического цикла на создание субъект-субъектного взаимодействия с учащимися в ходе его осуществления. Обучающимся, по мысли Л. Я. Зориной, должны быть предоставлены: возможность активного освоения содержания, осознание собственных образовательных потребностей, самоорганизация при работе с учебным материалом, самоконтроль и оценка достигнутых результатов.

Рассмотрим предложенную Л. Я. Зориной модель дидактического цикла, обращая внимание на психолого-педагогическое наполнение каждого из этапов. При этом попытаемся соотнести их с требованиями ФГОС к организации процесса обучения на уроке.

1 этап. Постановка познавательной задачи, создание у учащихся положительной мотивации к ее решению, принятие задачи учащимися. Задача педагога — вызвать потребность в учении, подготовить учащихся к работе с новым фрагментом содержания образования. Особого внима-

ния требует формирование положительного эмоционально-ценностного отношения к процессу познания, пониманию обучающимися смысла и субъективной значимости изучаемого содержания. Ученикам предоставляется возможность обнаружить собственное незнание и в дальнейшем самостоятельно поставить познавательные цели для его преодоления.

Данный этап дидактического цикла предполагает актуализацию имеющейся структуры знания и обнаружение недостатка этого знания для выполнения некоторого проблемного задания. Учащиеся попадают в зону «познавательного дискомфорта», когда незнание начинает раздражать и получение знания становится желанным. На этом этапе при правильном его осуществлении происходит постановка учебной цели и, что очень важно, принятие ее учащимися. При этом цель урока может быть поставлена учениками самостоятельно либо во взаимодействии с педагогом. Каждый может предложить пути и средства достижения цели. Как результат — активное, личностно значимое отношение к процессу обучения и усваиваемому содержанию образования. Они наполняются для учащегося смыслами, проявляются в форме переживаний, отношений, мнений, эмоций и чувств.

Цель, которую ставит учащийся, далеко не всегда совпадает с учительской. В лучшем случае они будут взаимодополняющими: «научить», «объяснить» — «научиться», «понять» и т.д. Но такое совпадение целей — результат кропотливой работы учителя, знания своих учеников и образовательных возможностей предметного материала. Именно поэтому при разработке идеи дидактического цикла Л. Я. Зорина подчеркнула необходимость взаимодействия для создания познавательной мотивации.

Если посмотреть на первый этап дидактического цикла с позиции ФГОС, то становится явным его соответствие мотивационно-целеполага-ющему аспекту урока, обеспечивающему самоопределение обучающихся в предстоящей познавательной деятельности. Активное самостоятельное выявление «незнания», затруднений учеников — все это обеспечивает начало действительно самостоятельной познавательной деятельности через формирование универсальных учебных действий (УУД). Конечно, сегодня изменились позиции и учителя, и ученика, и это требует конкретизации данного этапа дидактического цикла, описание его в терминах «действия учителя» — «действия ученика», что и делают педагоги при разработке технологических карт уроков.

2 этап. Предъявление нового фрагмента учебного материала и создание

условий для его осознанного восприятия и первичного усвоения. На данном этапе начинается работа обучающихся с новым учебным содержанием на уровне восприятия, запечатления, осознания. Восприятие материала всегда в той или иной мере связано с осмыслением и отношением. От деятельности педагога зависит, насколько верным будет понимание учеником нового фрагмента содержания, удастся ли в ходе первичного освоения создать «каркас», базу для дальнейшего постижения материала.

Ключевым в описании этапа для педагога является слово «условия». Сегодня этот термин обозначает совокупность объективных возможностей процесса обучения, созданных целенаправленным отбором, конструированием и применением элементов содержания, методов, организационных форм обучения и материально-пространственной среды для достижения определенных дидактических целей [1]. На этом этапе педагог может спроектировать свою деятельность, учитывая реальную ситуацию обучения, прежде всего индивидуальные особенности и потребности обучающихся, создавая их индивидуальные образовательные траектории.

При реализации ФГОС только сообщение учителем информации или показ действия и пассивное восприятие их учениками невозможны. Сегодня необходимыми условиями обучения признаны действия учащихся по активному восприятию нового, выявлению и осознанию внутренних связей и отношений между элементами содержания образования, нахождению и структурированию информации при помощи различных средств. Такого рода деятельность способствует не только усвоению знаний, но и формированию УУД (универсальные учебные действия), развитию у учащихся умственной самостоятельности. При этом форма подачи материала может быть вариативной: слово учителя, видео на УоиТиЬе, текст учебника, работа со справочной литературой, знакомство с информацией в сети Интернет и т.д. Существенное значение на этом этапе имеет продуктивная деятельность обучающихся.

Как показывают современные исследования, этап дидактического цикла, связанный с первичным восприятием и осмыслением информации, является одним из важнейших. Так, в рамках изучения процесса обучения нейронауками установлено, что именно на этом этапе можно либо почти полностью уничтожить способность обучающихся к восприятию нового, затормозить развитие мышления, либо, за счет педагогически целесообразно сконструированного содержания и организации дея-

тельности обучающихся, обеспечить эффективное присвоение нового знания, действия, отношения [7].

3 этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе осмысления и дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня. На данном этапе, по мысли Л. Я. Зориной, происходит осознание приращения знания, ликвидация незнания, понимание значимости нового знания. Результатом данного этапа является определение и осмысление учащимися того материала, который был ими освоен, и того, который еще подлежит усвоению. Этот процесс соответствует рождению новой структуры знания в сознании учащихся, точнее оформлению его как структуры.

Здесь деятельность учащихся связана как с воспроизведением или традиционным закреплением изученного, так и с применением знания в знакомой или новой познавательной ситуации. На первое место выходит самостоятельная работа обучающихся по самоорганизации своей деятельности с целью удовлетворения познавательных потребностей. Присвоение нового знания способствует пониманию его социальной и субъективной значимости, получению учащимися удовольствия от своих достижений.

ФГОС задает особый вид деятельности обучающихся, в полной мере обеспечивающий данный этап дидактического цикла. Это — проектная деятельность. Учащиеся создают индивидуальные проекты, которые нацелены на самостоятельный поиск пути достижения цели — получение нового знания в интересующей области за счет использования имеющегося. В том случае, если весь дидактический цикл реализуется на одном уроке, на этом этапе возможны микропроекты, выполняемые индивидуально либо группами (парами), например для выхода из познавательного затруднения, возникшего (созданного учителем) на предыдущем этапе цикла. Основная цель остается неизменной — осознание значимости новоприобретенных знаний для получения желаемого результата.

Несколько отступив от нашей основной темы, хотелось бы подчеркнуть, что организация и самоорганизация учащихся в ходе осмысления и дальнейшего усвоения учебного материала является основой для завоевывающей все больше сторонников модели смешанного обучения «перевернутый класс». Этот этап дидактического цикла «запускает» весь процесс обучения, на его результатах строится дальнейшее взаимодействие педагогов и обучающихся по освоению содержания. Однако и здесь

весь цикл реализуется в полном объеме. Это еще раз подтверждает правильность идеи Л. Я. Зориной о том, что важна последовательность этапов, но процесс обучения может начаться с любого из них.

4 этап. Организация обратной связи, контроля и самоконтроля. На данном этапе происходит внутренняя (субъектная) и внешняя (со стороны учителя и товарищей) оценка полученных результатов на основе контроля педагога и самоконтроля обучающихся.

Как уже говорилось ранее, чтобы дидактический цикл мог выполнить свое предназначение в процессе обучения, он должен обладать внутренним единством элементов, составляющих его систему. Поэтому обратная связь осуществляется в соответствии с целями деятельности, принятыми либо поставленными обучающимися самостоятельно. И учителю, и учащемуся для успешного продвижения в освоении учебного материала необходим «отклик» — оценка доступности материала, правильности его понимания, сформированности учебных умений и т.д. В случае необходимости осуществляется коррекция. Она может быть выполнена в отношении любого из видов результатов (предметных, метапредметных, личностных). Зачастую целесообразно провести коррекцию взаимодействия субъектов образовательного процесса, так как именно оно обеспечивает получение педагогом информации о состоянии и динамике субъектного опыта обучающегося, нацелено на раскрытие его потенциальной готовности к самообразовательной деятельности.

В работе по ФГОС данный этап дидактического цикла прежде всего связан с рефлексией обучающихся, которая обеспечивается механизмом внутренней обратной связи. Рефлексия, как способ подведения итогов образовательного процесса, необходима для формирования всех видов результатов и УУД. Учащиеся получают возможность увидеть собственное продвижение, оценить его с точки зрения запланированных ранее достижений.

5 этап. Подготовка учащихся к внеучебной работе. Психолого-педагогическая задача данного этапа — создание мотивации к применению полученного знания в условиях самостоятельной познавательной деятельности (репродуктивной и продуктивной). По мнению Л. Я. Зориной, внеучебная работа может осуществляться в форме выполнения домашнего задания, а также в форме самостоятельно инициированной учащимся деятельности. Она не ограничена по времени, ученики могут выполнять ее на доступном (или желаемом) для себя уровне. Внеучебная работа

обеспечивает, в первую очередь, активное закрепление и применение содержания образования, с которым обучающиеся познакомились на уроке. Кроме этого, они имеют возможность расширить это содержание, отработать, усовершенствовать способы выполнения деятельности. В противном случае ученики будут концентрироваться на этих способах, а не на самом задании. Особое значение Л. Я. Зорина придавала формированию методологических знаний и умений учащихся. Поэтому задачей учителя на данном этапе дидактического цикла является — как минимум — детальный инструктаж учеников и разъяснение им смысла будущих действий.

В условиях реализации ФГОС, по сути, задача школы — научить учащихся самостоятельно ставить цели, искать пути и способы их достижения путем получения, осмысления информации, приобретения на ее основе нового знания, способа действия, отношения. Внеучебная работа как нельзя лучше подходит для этого, позволяя учащимся реализовать свою индивидуальную образовательную траекторию. Формы такой работы значительно расширились, педагог при этом выполняет роль тьютора, куратора, сопровождающего.

Рассмотрев весь дидактический цикл, разработанный около 40 лет назад Л. Я. Зориной, можно констатировать, что он по-прежнему раскрывает логику осуществления процесса обучения. Его этапы стали своеобразными «рамками», которые в некоторых случаях приобрели новое, актуальное наполнение, не потеряв при этом своего значения. Для более наглядного представления об этом в Таблице 1 сравним этапы дидактического цикла и этапы урока, которые рекомендуется реали-зовывать учителям в соответствии с требованиями ФГОС (на основе технологической карты урока).

Таблица 1

Этапы дидактического цикла Л. Я. Зориной и урока по ФГОС

Этапы дидактического цикла Этапы урока по ФГОС

Постановка общей дидактической цели (познавательной задачи), создание у школьников положительной мотивации к ее решению, принятие задачи учащимися Самоопределение к деятельности

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Постановка учебной задачи

Предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его осознанного восприятия и первичного усвоения Построение проекта выхода из затруднения

Первичное закрепление

Организация и самоорганизация учащихся в ходе осмысления и дальнейшего усвоенияучебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организация обратной связи, контроль за усвоением содержания учебного материала и самоконтроль Рефлексия деятельности (итог урока)

Подготовка учащихся к внеучебной работе На всех этапах урока

Подводя итог, следует отметить, что дидактический цикл, разработанный Людмилой Яковлевной Зориной с учетом психологических и педагогических закономерностей процесса обучения, доказал свою универсальность. Его внутреннее единство, целостность, динамичность и в то же время завершенность структуры позволяет добиться необходимых результатов обучения вне зависимости от содержания образования.

Литература

1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 2008. 238 с.

2. Вакулин О. С. Организация дидактического цикла в условиях личностно ориентированного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. 27 с.

3. Зорина Л. Я. Дидактический цикл процесса обучения и его элементы // Советская педагогика. 1983. № 10. С. 31-35.

4. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2014. 189 с.

5. Картавых М. А. Концептуальные основы дидактического цикла формирования профильно-специализированных компетенций в области экологического менеджмента и аудита // Фундаментальные исследования. 2011. № 8-3. С. 515-518.

6. Митькин А. С. Возможности технологии «Дидактический цикл» при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ на примере задания С6 «Исторический портрет». Урок для X класса по теме «Российская Империя в период правления Павла I» // Преподавание истории в школе. 2013.№ 1. С. 56-60.

7. Тарутина З. Эффективное обучение на основе достижений нейронаук // RELGA. № 6 (294). 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/ Main?textid=4380&level1=main&level2=articles (дата обращения: 28.06.2019).

8. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. 316 с.

THE DIDACTIC CYCLE OF THE LEARNING PROCESS IN THE WORKS OF LUDMILA Y. ZORINA

The article reveals the universal character of the didactic cycle developed by Lyudmila Ya. Zorina in the 80s. of 20th century. It is shown that the stages of the didactic cycle today received a new specific content, but have not lost its psychological and pedagogical meaning.

The didactic cycle sets the generalized structure, the learning process. In the article the author

highlighted the characteristics of the didactic cycle, compared the stages of this cycle and the

stages of the lesson according to the Federal State Educational Standards.

Keywords: didactic cycle, stages, Federal State Educational Standards, educational content, cyclical nature of the learning process, systematic.

References

• Andreev V. I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoj lichnosti. Kazan': Izd-vo KGU, 2008. 238 s. [In Rus].

• Ivanova E. O., Osmolovskaya I. M. Teoriya obucheniya v informacionnom obshchestve. M.: Prosveshchenie, 2014. 189 s. [In Rus].

• Kartavyh M. A. Konceptual'nye osnovy didakticheskogo cikla formirovaniya profil'no-specializirovan-nyh kompetencij v oblasti ekologicheskogo menedzhmenta i audita // Fundamental'nye issledovaniya. 2011. № 8-3. S. 515-518. [In Rus].

• Mit'kin A. S. Vozmozhnosti tekhnologii «Didakticheskij cikl» pri podgotovke uchashchihsya k sdache EGE na primere zadaniya S6 «Istoricheskij portret». Urok dlya X klassa po teme «Rossijskaya Imperiya v period pravleniya Pavla I» // Prepodavanie istorii v shkole. 2013. № 1. S. 56-60.[In Rus].

• Tarutina Z. Effektivnoe obuchenie na osnove dostizhenij nejronauk // RELGA. № 6 (294). 2015 [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid= 4380&level1=main&level2=articles (data obrashcheniya: 28.06.2019). [In Rus].

• Teoreticheskie osnovy processa obucheniya v sovetskoj shkole / pod red. V. V. Kraevskogo, I. Ya. Lernera. M.: Pedagogika, 1989. 316 s. [In Rus].

• Vakulin O. S. Organizaciya didakticheskogo cikla v usloviyah lichnostno orientirovannogo obra-zovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M.: MGGU im. M. A. Sholohova, 2009. 27 s. [In Rus].

• Zorina L. Ya. Didakticheskij cikl processa obucheniya i ego element // Sovetskaya pedagogika. 1983. № 10. S. 31-35. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.