Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / БАЗОВЫЙ МОДЕЛ / ВИРТУАЛЬНЫЙ СЕРВЕР / СЕТЕВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дониёров Л. С., Буронова Г. Ё.

В данной статье анализируется типы базовых моделей для построения облака, модели развертывания облачных систем и дидактические возможности облачных технологий, подтверждающие целесообразность их применения в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Вестник магистратуры. 2019. № 11-4 (98)

ISSN 2223-4047

УДК 004

Л.С. Дониёров, Г.Ё. Буронова

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В данной статье анализируется типы базовых моделей для построения облака, модели развертывания облачных систем и дидактические возможности облачных технологий, подтверждающие целесообразность их применения в образовательном процессе.

Ключевые слова: облачные вычисления, инновационная технология, базовый модел, виртуальный сервер, сетевая инфраструктура.

Технологии, основанные на облачные вычисления является одним из востребованных и активно развивающихся направлений современным информационным мире. Под технологией облачных вычислений (cloud computing) понимается инновационная технология, которая позволяет объединять ИТ -ресурсы различных аппаратных платформ в единое целое и предоставлять пользователю доступ к ним через локальную сеть или глобальную сеть Интернет. Облачные сервисы от различных провайдеров предлагают пользователям через сеть Интернет доступ к своим ресурсам посредством бесплатных или условно бесплатных облачных приложений, аппаратные и программные требования которых не предполагают наличия у пользователя высокопроизводительных и ресурсопотребляемых компьютеров.

На данный момент есть три базовых моделей для построения облака: программное обеспечение (ПО) как сервис (SaaS), платформу как сервис (PaaS), инфраструктуру как сервис (IaaS):

Software as a Service (SaaS) - «ПО как услуга», модель предоставления облачных сервисов, при которой пользователь использует приложения поставщика, запущенные в облачной инфраструктуре, которые доступны клиенту с помощью web-интерфейса или интерфейса программы.

Platform as a Service (PaaS) - «платформа как услуга», модель предоставления облачных сервисов, при которой пользователь получает доступ к использованию программной платформы: операционных систем (ОС), СУБД, прикладного ПО, средств разработки и тестирования ПО. Фактически пользователь получает в аренду компьютерную платформу с установленной ОС и специализированными средствами для разработки, размещения и управления веб-приложениями.

Infrastructure as a Service (IaaS) - «инфраструктура как услуга», модель предоставление облачных сервисов, при которой пользователь получает возможность управлять средствами обработки и хранения, а также и другими фундаментальными вычислительными ресурсами (виртуальными серверами и сетевой инфраструктурой), на которых он самостоятельно может устанавливать ОС и прикладные программы.

В настоящее время в практике используется четыре модели развертывания облачных систем:

Частное облако (англ. private cloud) - инфраструктура, предназначенная для использования одной организацией, включающей несколько подразделений. Частное облако может находиться в собственности, управлении и эксплуатации как самой организации, так и третьей стороны.

Публичное облако (англ. public cloud) - инфраструктура, предназначенная для свободного использования широкой публикой. Публичное облако может находиться в собственности, управлении и эксплуатации коммерческих, научных и правительственных организаций (или какой-либо их комбинации).

Гибридное облако (англ. hybrid cloud) - это комбинация из двух или более различных облачных инфраструктур (частных, публичных), остающихся уникальными объектами, но связанных между собой стандартизованными или частными технологиями передачи данных и приложений (например, кратковременное использование ресурсов публичных облаков для балансировки нагрузки между облаками).

Общественное облако (англ. community cloud) - вид инфраструктуры, предназначенный для использования конкретным сообществом потребителей из организаций, имеющих общие задачи и может находиться в кооперативной собственности, управлении и эксплуатации одной или более из организаций сообщества или третьей стороны (или какой-либо их комбинации).

Дидактические возможности облачных технологий, подтверждающие целесообразность их применения в образовательном процессе:

• организация совместной работы для большого коллектива преподавателей и учащихся;

• возможность как для учеников, так и для учителей совместно использовать и редактировать документы различных видов;

© Дониёров Л.С., Буронова Г.Ё., 2019.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 11-4 (98)

• быстрое включение создаваемых продуктов в образовательный процесс из-за отсутствия территориальной привязки пользователя сервиса к месту его предоставления;

• организация интерактивных занятий и коллективного преподавания;

• выполнение учащимися самостоятельных работ, в том числе коллективных проектов, в условиях отсутствия ограничений на «размер аудитории» и «время проведения занятий».

Преимущества использования облачных технологий:

• взаимодействие и проведение совместной работы с сверстниками независимо от их местонахождения;

• создание веб-ориентированных лабораторий в конкретных предметных областях (механизмы добавления новых ресурсов, интерактивный доступ к инструментам моделирования, информационные ресурсы; поддержка пользователей и др.);

• организация разных форм контроля;

• перемещение в облако используемых систем управления обучением (LMS);

• новые возможности для исследователей по организации доступа, разработке и распространению прикладных моделей.

Таким образом, главным дидактическим преимуществом использования облачных технологий в образовательном процессе является организация совместной работы учащихся и преподавателя.

Библиографический список

ДОНИЁРОВ ЛАТИФ САЛОХИДДИНОВИЧ- преподаватель, Академический лицей при Бухарском инженерно-технологическом институт, Узбекистан.

БУРОНОВА ГУЛНОРА ЁДГОРОВНА - преподаватель, кафедра Информационных технологий, Бухарский государственный университет, Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.