Вестник магистратуры. 2019. № 11-4 (98)
ISSN 2223-4047
УДК 004
Л.С. Дониёров, Г.Ё. Буронова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В данной статье анализируется типы базовых моделей для построения облака, модели развертывания облачных систем и дидактические возможности облачных технологий, подтверждающие целесообразность их применения в образовательном процессе.
Ключевые слова: облачные вычисления, инновационная технология, базовый модел, виртуальный сервер, сетевая инфраструктура.
Технологии, основанные на облачные вычисления является одним из востребованных и активно развивающихся направлений современным информационным мире. Под технологией облачных вычислений (cloud computing) понимается инновационная технология, которая позволяет объединять ИТ -ресурсы различных аппаратных платформ в единое целое и предоставлять пользователю доступ к ним через локальную сеть или глобальную сеть Интернет. Облачные сервисы от различных провайдеров предлагают пользователям через сеть Интернет доступ к своим ресурсам посредством бесплатных или условно бесплатных облачных приложений, аппаратные и программные требования которых не предполагают наличия у пользователя высокопроизводительных и ресурсопотребляемых компьютеров.
На данный момент есть три базовых моделей для построения облака: программное обеспечение (ПО) как сервис (SaaS), платформу как сервис (PaaS), инфраструктуру как сервис (IaaS):
Software as a Service (SaaS) - «ПО как услуга», модель предоставления облачных сервисов, при которой пользователь использует приложения поставщика, запущенные в облачной инфраструктуре, которые доступны клиенту с помощью web-интерфейса или интерфейса программы.
Platform as a Service (PaaS) - «платформа как услуга», модель предоставления облачных сервисов, при которой пользователь получает доступ к использованию программной платформы: операционных систем (ОС), СУБД, прикладного ПО, средств разработки и тестирования ПО. Фактически пользователь получает в аренду компьютерную платформу с установленной ОС и специализированными средствами для разработки, размещения и управления веб-приложениями.
Infrastructure as a Service (IaaS) - «инфраструктура как услуга», модель предоставление облачных сервисов, при которой пользователь получает возможность управлять средствами обработки и хранения, а также и другими фундаментальными вычислительными ресурсами (виртуальными серверами и сетевой инфраструктурой), на которых он самостоятельно может устанавливать ОС и прикладные программы.
В настоящее время в практике используется четыре модели развертывания облачных систем:
Частное облако (англ. private cloud) - инфраструктура, предназначенная для использования одной организацией, включающей несколько подразделений. Частное облако может находиться в собственности, управлении и эксплуатации как самой организации, так и третьей стороны.
Публичное облако (англ. public cloud) - инфраструктура, предназначенная для свободного использования широкой публикой. Публичное облако может находиться в собственности, управлении и эксплуатации коммерческих, научных и правительственных организаций (или какой-либо их комбинации).
Гибридное облако (англ. hybrid cloud) - это комбинация из двух или более различных облачных инфраструктур (частных, публичных), остающихся уникальными объектами, но связанных между собой стандартизованными или частными технологиями передачи данных и приложений (например, кратковременное использование ресурсов публичных облаков для балансировки нагрузки между облаками).
Общественное облако (англ. community cloud) - вид инфраструктуры, предназначенный для использования конкретным сообществом потребителей из организаций, имеющих общие задачи и может находиться в кооперативной собственности, управлении и эксплуатации одной или более из организаций сообщества или третьей стороны (или какой-либо их комбинации).
Дидактические возможности облачных технологий, подтверждающие целесообразность их применения в образовательном процессе:
• организация совместной работы для большого коллектива преподавателей и учащихся;
• возможность как для учеников, так и для учителей совместно использовать и редактировать документы различных видов;
© Дониёров Л.С., Буронова Г.Ё., 2019.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2019. № 11-4 (98)
• быстрое включение создаваемых продуктов в образовательный процесс из-за отсутствия территориальной привязки пользователя сервиса к месту его предоставления;
• организация интерактивных занятий и коллективного преподавания;
• выполнение учащимися самостоятельных работ, в том числе коллективных проектов, в условиях отсутствия ограничений на «размер аудитории» и «время проведения занятий».
Преимущества использования облачных технологий:
• взаимодействие и проведение совместной работы с сверстниками независимо от их местонахождения;
• создание веб-ориентированных лабораторий в конкретных предметных областях (механизмы добавления новых ресурсов, интерактивный доступ к инструментам моделирования, информационные ресурсы; поддержка пользователей и др.);
• организация разных форм контроля;
• перемещение в облако используемых систем управления обучением (LMS);
• новые возможности для исследователей по организации доступа, разработке и распространению прикладных моделей.
Таким образом, главным дидактическим преимуществом использования облачных технологий в образовательном процессе является организация совместной работы учащихся и преподавателя.
Библиографический список
ДОНИЁРОВ ЛАТИФ САЛОХИДДИНОВИЧ- преподаватель, Академический лицей при Бухарском инженерно-технологическом институт, Узбекистан.
БУРОНОВА ГУЛНОРА ЁДГОРОВНА - преподаватель, кафедра Информационных технологий, Бухарский государственный университет, Узбекистан.