Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
персонализация / ситуации выбора / субъектный опыт / принципы / технологии / методы / платформа Moodle / personalization / choice situations / subject experience / principles / technologies / methods / Moodle

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.В. Дорф, Н.Н. Мироненкова

В рамках исследования смыслообразования разработаны дидактические условия персонализированного обучения, направленные на повышение мотивации учащихся. Для придания личностной направленности учебному процессу основу такого обучения составляет актуализация субъектного опыта учащихся с использованием ситуаций выбора как первого момента смыслопроявления. Выделены принципы, технологии, методы и приемы обучения, ориентированные на развитие творческих способностей и раскрытие личностного потенциала. Благодаря сочетанию классической формы занятий с платформами электронного обучения, например, платформы Moodle, возможно реализовать персонализированный подход еще более эффективно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.В. Дорф, Н.Н. Мироненкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC CONDITIONS FOR PERSONALIZED MATHEMATICS TRAINING

As part of the study of meaning formation, didactic conditions for personalized education were developed aimed at increasing the motivation of students. To give a personal orientation to the educational process, the basis of such training is the actualization of the subject experience of students using selection situations as the first moment of communication. The principles, technologies, methods and techniques of training focused on the development of creative abilities and the disclosure of personal potential were highlighted. By combining a classic classroom form with e-learning platforms such as the Moodle platform, a personalized approach can be implemented even more efficiently.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА

ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ

Т.В. Дорф, канд. экон. наук, доцент Н.Н. Мироненкова, канд. пед. наук, доцент

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени

М.И. Платова

(Россия, г. Новочеркасск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-6-1-68-70

Аннотация. В рамках исследования смыслообразования разработаны дидактические условия персонализированного обучения, направленные на повышение мотивации учащихся. Для придания личностной направленности учебному процессу основу такого обучения составляет актуализация субъектного опыта учащихся с использованием ситуаций выбора как первого момента смыслопроявления. Выделены принципы, технологии, методы и приемы обучения, ориентированные на развитие творческих способностей и раскрытие личностного потенциала. Благодаря сочетанию классической формы занятий с платформами электронного обучения, например, платформы Moodle, возможно реализовать персонализированный подход еще более эффективно.

Ключевые слова: персонализация, ситуации выбора, субъектный опыт, принципы, технологии, методы, платформа Moodle.

Утверждения человеком себя как личности, реализация человеческой сущности протекает не только через культурализа-цию, но и персонализацию субъекта. Пер-сонализация индивида служит продолжением его бытия, выражает индивидуальную представленность, свое инобытие в других людях, иными словами, это превращение субъекта в личность, нашедшую собственную индивидуальность, свой личностный смысл. Учебная деятельность, движущей основой которой является личностный смысл, приобретает форму внутренней мотивации, что впоследствии отражается на качестве обучения. Поэтому использование персонологического подхода рассматривается в числе «характерных акцентов успешных образовательных реформ» нынешнего времени. По мнению Я. БеЬоге^о персонализированное образование является вектором для развития системы образования в мире [1]. Персонали-зация иногда также рассматривается как «ядро» цифровой трансформации образования в России [2]. Главная цель персона-лизации как фактора развития личности -это стимулирование ценностно-смысловой устремленности личности, развитие ответственности.

Для многих студентов изучение дисциплины «Математика» является труднодоступной. Вместе с тем ее изучение играет фундаментальную роль, особенно, в вузах технической направленности. Таким образом, в рамках исследования были разработаны и реализованы в педагогическом процессе дидактические условия персоно-логического обучения, направленные на повышение мотивации учащихся посредством создания ситуаций выбора с применением механизмов смыслотехни-ческого и психотехнического воздействия. Главным условием персонологического подхода обучения является актуально значимый субъектный опыт обучаемого, «наполненный» личностными смыслами, благодаря которым и осуществляются процессы «распредмечивания» и «достраивания» знания. Поэтому занятия по математике основывались на актуализации субъектного опыта учащихся с использованием ситуаций выбора как первого момента смыслопроявления.

В соответствии с целью модели представляется целесообразным выделение следующих дидактических принципов: личностно-смысловая направленность; интеграция содержания; проблемность; от-

крытость; гуманизация; альтернативность; гибкость и вариативность; субъектность всех участников процесса; создание положительного эмоционального фона; создание психологического комфорта в обучающей среде; индивидуализации и дифференциации; исследовательская и творческая ориентация. Предложенные принципы позволяют системно и целостно актуализировать личный опыт учащихся, удовлетворить потребностям и смысловым предпочтениям.

В контексте смыслообразования предложена классификация технологий и методов обучения персонологического обучения [3]:

1) ассоциативно-образные технологии (ассоциирование, личностно-смысловое обобщение, работа с образами, с личност-но-смысловым контекстом, метод образной картины, метод свободных ассоциаций, перевод теоретического материала в образный, структурно-логические схемы, символическое видение, метод столкновения образов, цветообразы, смысловое погружение);

2) технологии самовыражения (ситуации выбора, персонализация, проживание ситуаций, саморефлексия, метод вживания, эмпатия, воображение, метод проектов, метод свободного выбора, игра, разо-тождествление);

3) творческие (креативные) технологии (творческие задания, сочинения, арт-технологии, технологии арт-дидактики, инсталляция, инверсия, совместная презентация, методы арт-терапии, фотопроекты).

Необходимым условием персонализа-ции обучения является использование интегрированного содержания. Сформировать свою «персональную судьбу», опираясь на индивидуальные качества и способности, выстроить свой образовательный путь невозможно без интеграции содержания, так как чем больше персонажей и ролей, тем явнее учащийся найдет среди них свою! Обратим внимание, что под интеграцией мы понимаем создание внутреннего единства, сплоченности, что выражается в идентификации коллективной сплоченности группы как её ценностно-

ориентационном единстве, объективности в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в деятельности совместной. Так, интеграция позволяет собрать проблемы нравственности и проблемы эгоцентрических смыслов в «общий узел».

Персонализированный подход часто связывают с использованием цифровых технологий, благодаря которым появляются возможности для его реализации в широкой образовательной практике. Поэтому все больше и больше приобретают популярность платформы, ориентированные на электронное или дистанционное обучение.

В российских вузах распространена, например, платформа Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), техническая возможность которой способна предоставить некоторые условия индивидуализации и дифференциации обучения. Индивидуализация создаётся за счет предоставления разноуровнего выложенного учебного материала на платформе: по глубине изложения, по степени научности, по степени смысловой насыщенности. Дифференциация обеспечивается за счёт использования различных способов представления информации: текст, мультимедиа, видео. Возможности данной платформы могут позволить учащемуся создать индивидуальную образовательную траекторию. Однако ее использование не исключает полностью посещения занятий в группах, а только дополняет и дает возможность «отстающим» или «преуспевающим» обучающимся выбрать индивидуальный темп вне учебной деятельности на занятиях по математике. Мы рассматриваем данную платформу как средство по реализации учащегося как личности со своим внутренним миром, физиологическими способностями, так как не все студенты могут одновременно понять изложенный материал преподавателем на лекциях, практических занятиях: кому-то требуется больше времени на изучение учебного материала. Поэтому выложенные учебные материалы в рамках занятий на платформе Moodle служат дополнительным ключом к доступности учебных курсов.

Представленные дидактические условия тимальные условия для формирования персонализированного обучения на заня- личностных качеств субъекта и раскрытия тиях по математике (принципы, методы, его потенциала, способствующего успеш-приемы, средства) позволяют создать оп- ной социализации индивида.

Библиографический список

1. DeLorenzo R. Game Changer: Dramatic Journey to Digital Personal Competency System // Образовательная политика. 2019. №3 (79). С. 158-163.

2. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - С. 30-35.

3. Абакумова И.В., Мироненкова Н.Н., Пеньков Д. В. Смыслотехники, обращенные к субъектному опыту обучающегося как основе его ценностно-смыслового выбора на примере математики // Российский психологический журнал. 2019. №16 (2). С. 63-80. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2019.2.4^

DIDACTIC CONDITIONS FOR PERSONALIZED MATHEMATICS TRAINING

T.V. Dorf, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor N.N. Mironenkova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor South-Russian State Polytechnic University (NPI) named after M.I. Platova (Russia, Novocherkassk)

Abstract. As part of the study of meaning formation, didactic conditions for personalized education were developed aimed at increasing the motivation of students. To give a personal orientation to the educational process, the basis of such training is the actualization of the subject experience of students using selection situations as the first moment of communication. The principles, technologies, methods and techniques of training focused on the development of creative abilities and the disclosure ofpersonal potential were highlighted. By combining a classic classroom form with e-learning platforms such as the Moodle platform, a personalized approach can be implemented even more efficiently.

Keywords: personalization, choice situations, subject experience, principles, technologies, methods, Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.