Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-специальная компетентность / педагогическая система / системный подход / дидактическая задача / педагогическая технология обучения.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантин Роман Владимирович

в статье нашли отражение основные проблемы подготовки преподавателей допризывного военного образования в период реформ, проводимых в Вооруженных Силах Республики Узбекистан. Рассмотрены основные противоречия подготовки военного педагога, проведен анализ современного состояния элементов педагогической системы. Исследованы компоненты дидактического процесса и его влияние на успешность формирования профессиональной компетентности военных педагогов. В качестве методики исследования были рассмотрены содержание системного подхода к анализу военно-педагогической системы и наиболее технологичный ее элемент дидактический процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пантин Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПРИЗЫВНОГО ВОЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ Пантин Р.В.

Пантин Роман Владимирович - тьютор, совместный узбекско-белорусский факультет, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье нашли отражение основные проблемы подготовки преподавателей допризывного военного образования в период реформ, проводимых в Вооруженных Силах Республики Узбекистан. Рассмотрены основные противоречия подготовки военного педагога, проведен анализ современного состояния элементов педагогической системы.

Исследованы компоненты дидактического процесса и его влияние на успешность формирования профессиональной компетентности военных педагогов. В качестве методики исследования были рассмотрены содержание системного подхода к анализу военно-педагогической системы и наиболее технологичный ее элемент - дидактический процесс.

Ключевые слова: военно-специальная компетентность, педагогическая система, системный подход, дидактическая задача, педагогическая технология обучения.

Важные методологические аспекты совершенствования научно-методической основы формирования профессиональной компетентности военных педагогов нашли отражение в «Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года», утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан № УП-5847 от 8 октября 2019 года.

В «Концепции» указано на необходимость: внедрения методик и технологий, направленных на усиление компетенций в учебном процессе; ориентация учебного процесса на формирование практических навыков; внедрение методик и технологий, направленных на формирование у студентов навыков самостоятельного образования, критического и творческого мышления, системного анализа; широкое внедрение в учебный процесс передовых педагогических технологий, учебных планов и учебно-методических материалов на основе международных образовательных стандартов [1].

Актуальным остается положение о необходимости тесной взаимосвязи дидактической системы, охватывающей учебную деятельность студентов и методическую работу преподавателей и системы воспитательной работы [2].

Системы, в которых протекают педагогические процессы, обладают определёнными элементами, их взаимосвязями, структурой и функциями. Так, В.П.Беспалько считает, что педагогическая система, «замкнутая и перестраивает деятельность компонентов в зависимости от требований социальной системы» [3].

Следует отметить, что в современной научной литературе, рассматриваются две основные теории обучения: ассоциативная (ассоциативно-рефлекторная) и деятельностная. Практика показала, что на практике, большую популярность приобрели теории, опирающиеся на деятельностный подход: теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) [4].

Известно, что слаженный образовательный процесс допустим при условии разработки и точного воспроизведения педагогической технологии, что предусматривает выполнение поставленных дидактических задач в сочетании с технологией их решения. Из этого следует, что адаптированная технология изучения военно-специальных дисциплин позволяет повысить эффективность и качество обучения, а разработанная и обоснованная методика оценивания за счет выделения специальных уровней сформированности военно-специальной компетентности, существенно повышает оперативность, точность и объективность контроля.

Системный подход изучения педагогической деятельности позволяет выделить группы (множества) элементов, которые называют подсистемами. Признаки подсистем могут быть функциональными и обеспечивающими. Известно, что условием существования системы является то, что каждый из ее элементов должен обладать общим качеством, признаками и специфическими отношениями с другими системами. В качестве элементов педагогической системы в нашем исследовании рассматриваются: содержание педагогической деятельности (дидактическая задача), формы и методы педагогической работы (технология обучения) [5].

Рассмотрим первую подсистему - дидактическая задача, которую можно определить, как осознаваемую преподавателем проблемную ситуацию, связанную с необходимостью перевести

обучаемых с одного уровня в другое состояние, по наиболее оптимальному пути. Процесс решения этой задачи представляет собой поиск адекватной технологии обучения. Таким образом, дидактическая задача существует тогда, когда требуется, сохраняя ряд ограничительных условий, перейти из одного состояния подготовки в другое и при этом существует более одного возможного решения, и эти возможные решения не очевидны.

Отметим специфические отличия дидактических задач:

1. Преподаватель всегда имеет общую цель - обучить, образовать. Конкретную задачу, как это сделать ему в данных обстоятельствах, в отношении к конкретным обучаемым, он формирует сам, учитывая сложные процессы взаимодействия в педагогических системах.

2. Преподаватель имеет дело, прежде всего с группами и коллективами обучаемых. Оценка отдельных обучаемых, их достоинств и недостатков, формулирование педагогических задач относительно них всегда происходит на фоне оценок коллектива и места, роли отдельного обучаемого в нем.

3. Профессиональное формулирование и решение педагогических задач возможно лишь на основе педагогической технологии, т.е. формирования преподавателя правильных представлений о сложных схемах взаимодействия педагогических систем.

Педагогу постоянно приходится решать новые задачи, которые можно отнести к разряду творческих по следующему критерию: решение их не может быть выведено из имеющихся посылок, а предполагает образование новых способов действий и своеобразное использование уже имеющихся способов. Следовательно, овладение мастерством обучения предполагает овладение навыками и умениями решать педагогические задачи в самых неожиданных обстоятельствах.

Творческая дидактическая задача - это проблемная ситуация, которая возникает в процессе обучения. В результате решения дидактической задачи должно быть достигнуто согласование действий между преподавателем и обучаемыми. Кроме того, разрешение проблемной ситуации и согласование взаимодействий, подчиненных целям обучения, приводит к формированию у обучаемых знаний, умений и навыков.

Конечной целью преподавателя является обучение военных педагогов самостоятельно видеть проблемные ситуации, самостоятельно формулировать задачи и решение их с помощью различных умений, которые он должен уметь сформировать.

Второй подсистемой военно-педагогической системы является технология обучения. Здесь необходимо отметить, что дидактическая задача разрешима с помощью соответствующей технологии обучения, целостность которой обеспечивается взаимосвязанной разработкой и использованием трех ее компонентов: организационной формы, дидактического процесса и квалификации преподавателя.

Технология обучения представляет собой систему материальных и идеальных (знания) средств, используемых в обучении, и способы функционирования этой системы [6].

Дидактический процесс, на наш взгляд является основой технологичности преподавания. В научных исследованиях, относящихся изучению этого вопроса, сложился своеобразный стиль. Так, педагогические положения, относящиеся к дидактическому процессу, формулируются настолько абстрактно, и неопределенно, что бывает очень трудно использовать их в практической деятельности. В отдельных научных трудах воспроизводятся хрестоматийные общие положения учебников педагогики. Подобные "научные результаты", к сожалению, сложно применить на практике и проверить их эффективность.

Выбор способа решения дидактической задачи в учебной практике обычно представляется самому преподавателю. Как показывает практика, такая творческая проблемная задача выполнима не каждым преподавателем по ряду причин, связанных, прежде всего, с уровнем его педагогической компетентности и с осознанием направлений реализации целей обучения, в рамках учебной программы.

Целесообразно и продуктивно, для достижения результатов обучения использовать стандартную технологию обучения в учебной программе, и одновременно с этим, предоставлять преподавателю право, применять более совершенные современные педагогические технологии. Стандартная технология должна, с одной стороны, обеспечивать безусловную реализацию целей обучения, а с другой - быть универсальной для применения любым преподавателем в любом учебном заведении.

В составе педагогической технологии, представлены диагностические цели, содержание обучения, организационные формы и дидактические процессы, которые являются основой педагогического процесса. Особое место занимает дидактический процесс, который представляет определенный комплекс (система) взаимосвязанных и взаимозависимых действий педагога и обучаемых по решению дидактической задачи, которая функционирует на основе мотивации и учебно-познавательной деятельности студентов и управляемой педагогом.

В военно-педагогической системе элемент "Цель" является определяющей, и для установления цели обучения, необходимо исследовать ряд параметров, характеризующих опыт личности.

Кроме того, на наш взгляд, «Цель» необходимо выражать соответственно, как подготовку к определенной деятельности, располагающей относительно точно очерченный круг знаний и умений, уровнем развития мастерства и объектами.

При этом профессиональная подготовка военных педагогов становится средством формирования всесторонне развитой личности в большей мере, чем любые абстрактные подходы, потому что только в терминах профессиональной подготовки, находит отражение подготовка к вполне определенному виду деятельности.

Таким образом, педагогическая технология преподавания военных наук характеризуется принципом диагностической целенаправленности и означает необходимость существования такой постановки целей обучения и воспитания, которая бы допускала объективный ее контроль достижения.

В любой военно-педагогической системе, будь то в высшем учебном заведение, или преподавание определенной дисциплины, цель должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько определенно и точно, чтобы можно было однозначно сделать вывод о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.

Так, предварительное изучение уровня методической грамотности преподавателей кафедр военно-специальной подготовки показало, что в учебном процессе в основном используются объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения, фрагментарно эвристический метод и метод проблемного изложения, что свидетельствует о невысокой степени знания и владения методами активного обучения. Лишь незначительная часть военных педагогов в своей деятельности могут связать методы и принципы обучения в единую систему, на основе которой возможно разработать единый комплекс различных видов учебных занятий и выстроить дидактическую систему, способствующую развитию образовательного процесса на весь период обучения студентов.

Кроме того, в результате анализа педагогической деятельности преподавателей военно-специальных дисциплин был обозначен ряд противоречий вузовской практики: между требованиями к высокому уровню подготовки компетентного военного специалиста и неумением преподавателей выстраивать целостную личностно-ориентированную дидактическую систему; большим практическим опытом военной службы, опытом организации боевой подготовки в войсках (тактика, огневая подготовка и др.), личным опытом боевых действий преподавателей и недостаточностью у них знаний, умений и навыков организации учебного процесса и методик преподавания в военном вузе; необходимостью организации на военно-специальных кафедрах военных вузов методической работы, отвечающей требованиям подготовки преподавателей, в том числе с использованием потенциала преподавателей гуманитарных кафедр, и отсутствием научно обоснованных педагогических условий и путей их реализации.

По результатам проведенного анализа различных научных подходов выявлено, что повышение профессиональной компетенции преподавателей военно-специальных дисциплин находится в прямой зависимости от улучшения и оценки дидактических условий, которые представляют методическую основу образовательного процесса.

Список литературы

1. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-5847 от 08.10.2019. «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года», Национальная база данных законодательства, 09.10.2019. № 06/19/5847/3887.

2. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / 4-е изд. М.: Школьная Пресса, 2004. 512 с.

3. Беспалько В.П. Теория создания и применения школьных технологий. М., 2006. 542 с.

4. Камалеева А.Р. Системный подход в педагогике // Ped.Rev.. 2015. № 3 (9). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleшnka.m/artide/n/sistemnyy-podhod-v-pedagogike/ (дата обращения: 05.05.2022).

5. Богатырева Ю.И. Системный подход к формированию компетентности в области информационной безопасности студентов педагогических вузов // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 2013. № 20 (163).

6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.