ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ
СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНИЦИАТИВ ПРИ РЕШЕНИИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ
ГЛ. Шманова, доцент кафедры общей математики
МГУ им. Н.П. Огарева,
Т.А. Батяева, аспирант кафедры общей математики
МГУ им. Н.П. Огарева
На современном этапе развития научной мысли для решения многих теоретических и практических проблем философии, педагогики, психологии, методики преподавания и ряда других наук необходимо иметь
матике. М., 1958. С. 4). «Интуиция почти всегда - способность человеческого разума, которая отличается как от чувственности, так и от рассудка и представляет собой некий автономный способ
четкое представление об организации твор- познания, а именно внезапное, полное и
ческого процесса. Особую значимость точное постижение» (Бунге М. Интуиция
представляют те проблемы, которые воз- и наука. М., 1967). Авторы отмечают, что никают при изучении познавательных
возможностей человека и процессов, приводящих к созданию новых идей. Главную роль здесь играет интуиция.
Говоря об интуиции, как правило, концентрируют внимание на психологической стороне дела, изображая ее как своеобразный момент психической жизни человека, единицу активности обучаемого. В иссле-тесно связанной с эмоциями, воображени- довании мы создаем специальные условия ем, вдохновением. Хотя проблема интуи- для организации стимулирования совокуп-
интуиция часто используется при решении задач. «Отношение ученика к содержанию и процессу деятельности при решении задачи», его «стремление» и «мобилизация» проявляются через совокупность инициатив.
Мы рассматриваем инициативу как
ности разных видов инициатив, используемых при решении задач (рис. 1).
Инициатива
ции поднималась многими учеными, вопрос о возможности развития интуиции до сих пор остается открытым.
Развитие понятия «интуиция» происходило потрем основным направлениям:
1) интуиция чувственная (прямое усмотрение истины с помощью внешнего чувства);
2) интуиция интеллектуальная («возникает после д лительного сознательного анализа и подсознательного дополнения»);
3) интуиция в интеграции - чувственная и интеллектуальная (см.: Налчаджян A.A. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания.
М., 1972. С. 52).
Определение понятия «интуиция» дается во многих философских исследованиях (А. Бергсон, М. Бунге, JI. де Бройль, В.Ф. Асмус, A.C. Кармин, Б.М. Кедров, A.A. Налчаджян и др.). «Интуиция - это непосредственное знание, представляющее собой прямое усмотрение истины, то
есть объективной связи вещей, не опираю- Указанные виды инициатив рассматри-щейся на доказательство» (Асмус В.Ф. ваются как координаты вектора, стимули-Проблема интуиции в философии и мате- рующего проявление интуиции.
-принятия задачи к решению -построения гипотезы -решения задачи -начала решения -продолжения решения осуществления развития знаний для решения задачи завершения решения -анализа решения -опровержения решения -углубления уже развитых знаний после полученного решения задачи и т.д.
Рис. 1. Виды инициатив
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 1
Для развития инициативы мы предлагаем группы эвристических приемов мышления по формированию следующих умений:
5) технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко) (см. об этом: Селев-ко Г.К. Современные образовательные тех-
1) осмысливать компоненты научного нологии. М., 1998).
знания и их взаимосвязи;
2) исследовательских;
3) развивать свои знания.
Указанные технологии дают некоторые возможности воспитания у учащихся интуиции путем тренировки способности уста-
Философы, занимающиеся проблемой навливать связи между предметами, объек-интуиции, указывают, что «человек приоб- тами и понятиями. Однако планомерные
механизмы ее воспитания авторами не рассматриваются.
Для студентов университетов и педагогических вузов, готовящихся стать учи-телями-исследователями, а также учите-
рел особую познавательную способность-интуицию», что «интуиция является познавательным актом, в результате которого появляется новое знание» (Налчаджян A.A.
Указ. соч. С. 39).
Педагоги и психологи (Г.С. Альтшулер, лей школ, лицеев, гимназий, включенных в И.П. Волков, В.В. Давыдов, И.П. Иванов, инновационные процессы, представляет ин-
Б.М. Теплов, М.А. Мазманян, В.Н. Пушкин, В.Г. Щавырина, Д.Б. Эльконин и др.)
терес книга, помогающая в решении нестандартных задач: «Педагогика творчес-
вслед за философами подтверждают суще- кого саморазвития» (Казань, 1998). Заме-
ствование интуитивного пути познания. Они рассматривают интуицию в двух аспектах: 1) как процесс возникновения решения задачи; 2) в связи с представлением о бессознательной мыслительной дея-
тим, что ее автор, В.И. Андреев, впервые говорит о том, что принцип творческого саморазвития духовно-нравственной сферы личности должен стать одним из приоритетных и системообразующих в про-
тельности. По словам Г.С. Альтшулера, фессиональной подготовке учителя, и пред-«творчеству, как любой деятельности, мож- лагает систематику эвристических приемов, но учиться». В качестве инструментария решения творческих задач автор выделяет знания. (Напомним, что к творческим относятся те задания, принцип выполнения которых не указан, а часто и не известен обучаемым явно. Творческой считается задача, для которой нет знаний и способов ее решения в данной предметной области.) Эти утвержде-
стимулирующих педагогические умения.
Проведенное аналитическое исследование позволило выделить следующие предпосылки организации стимулирования инициатив при решении продуктивных задач.
Первая предпосылка: формирование совокупности самостоятельных продуктивных действий в виде инициатив (необходи-
ния позволяют нам рассматривать интуицию мо подчеркнуть, что предметное действие как психолого-педагогическую категорию и должно быть сформировано на основе дают возможность создания условий для
организации стимулирования интуиции.
В новых программах по педагогике заложен определенный путь формирования знания о знании, о развитии знаний, о по-
предметных знаний, а для выполнения продуктивного действия должны быть сформированы обобщенные методологические
исследовательских умении и умения развивать знания. Выделены следующие направления:
1) система развивающего обучения Л.В. Занкова;
2) технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;
знании, о деятельности, о взаимосвязях предметных и межпредметных).
Вторая предпосылка: проявление действия в виде инициативы на основе направленного формирования обобщенных знаний.
Третья предпосылка: целенаправленное формирование инициатив как коорди-
3) системы развивающего обучения с нат вектора, стимулирующего проявление
направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшулер, И.П. Иванов);
4) личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская);
интуиции.
С опорой на выделенные теоретические предпосылки разработаны критерии стимулирования интуиции, которые представлены на рис. 2.
1 ■ Постановка продуктивных задач
2. Систематика эвристических приемов
3. Систематика эвристических приемов по осмыслению компонёнтов научного знания, по формированию исследовательских умений, по развитию знаний
4. Целенаправленная организация обучения
I
Стимулирующий
вектор
Рис. 2. Дидактические условия стимулирования интуиции
Реализация представленного материала осуществлялась для студентов V курса математического факультета в рамках спецкурса «Теория и методика педагоги-
по развитию указанных выше умении. Косвенный путь заключался в формировании этих же умений через предъявление обучаемым частных примеров (за-
ческого эксперимента». Она проведена в дач). Результаты констатирующего эксперимента показали, что прямой путь формирования инициатив экономичен и эффективен; косвенный путь не являет-
двух сериях эксперимента, который включал прямой путь и косвенный. В качестве прямого условия деятельности выступало использование обобщенных приемов
ся эффективным.
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ
ЗНАНИИ УЧАЩИХСЯ
образования
Современной чертой естествознания определенной логической связи, где веду-
является процесс взаимопроникновения наук, все более тесное и многостороннее их взаимодействие. Такое положение вещей не может не отразиться на дисциплинах, преподаваемых в школе. Каждый школьный предмет имеет тенденцию к замкнутости. Вместе с тем ни один из них не мо-
щее значение имеют существенные черты изучаемого объекта. Реализация этого принципа на практике требует от учителя специальной деятельности, направленной на организацию получаемых учащимися знаний в определенную систему. Учителю необходимо знать ряд категорий, относящих-
Это
информа- ся к названному принципу: система, сис-
говорить о научной дисциплине как об открытой системе, не способной функционировать без межпредметных связей и взаимосвязей с более общей системой, которой
темность, систематичность, систематизация, обобщение. Кратко рассмотрим их со-
держание.
Система
целое, состоящее из взаи-
является
Школьное
важней
ших из них - принцип систематичности и
последовательности. Он предполагает усвоение знаний и формирование умений в
модействующих между собой частей. Применительно к учебному процессу следует вести речь о двух взаимодействующих системах. Первая - система знаний, которой располагает наука. Вторая - система знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть школьники. Для возникновения и