Научная статья на тему 'Дидактические основы развития самопрезентации как компонента профессиональной успешности будущего специалиста'

Дидактические основы развития самопрезентации как компонента профессиональной успешности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЕ / САМОРАСКРЫТИЕ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савин Василий Анатольевич

В данной статье ставится проблема формирования профессиональной самопрезентации будущих специалистов в контексте компетентностного и дидактического подходов современного образовательного процесса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы развития самопрезентации как компонента профессиональной успешности будущего специалиста»

С!:-———

Савин В.А.

Дидактические основы развития самопрезентации как компонента профессиональной успешности будущего специалиста

В данной статье ставится проблема формирования профессиональной самопрезентации будущих специалистов в контексте компетентностного и дидактического подходов современного образовательного процесса в вузе.

Ключевые слова: компетентность, профессиональные компетенции, коммуникативные компетенции, самопредъявление, самораскрытие, самовыражение, самопрезентация.

На современном этапе общественного развития, когда ценность образования и подготовки молодого поколения к будущей профессиональной самореализации, культивируется государством на уровне национально-приоритетного проекта, целесообразным оказывается обучение, ориентированное, прежде всего, на мотивационно-смысловое развитие будущих специалистов. Цели и ожидание результатов образования значительно модифицируются, происходит соответствующее изменение и в особенностях взаимодействия обучающий-обучаемый (И.В. Абакумова, М.В. Кларин, И.А. Рудакова, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова, В.Т. Фоменко, И.В. Харламов). Учебный процесс нужно не просто вывести на уровень, инициирующий познавательную активность, необходимо максимально приблизить знания к реальной жизни, к принятию решений в сложных ситуациях выбора. Меняющиеся приоритеты общественных ценностей, непредвиденные ситуации, нарастающий объем информации, непредсказуемость, усложнение отношений между людьми, в самом обществе - между различными системами диктуют необходимость разрешения проблемы формирования личности, умеющей жить в этих условиях, разрешать сложнейшие задачи, как профессионально, так и личностно значимые.

Современный рынок труда, который и определяет приоритетные требования к подготовке будущих специалистов, выставляет социальный заказ не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников, востребует их личностные качества и ориентирует на раскрытие ценностно-смыслового ресурса. Современные образовательные стандарты как раз и ориентированы на данный запрос общества и работодателя - они основаны на компетентностном подходе как методической основе современной модели подготовки специалиста на уровне вуза.

Признаки проявления компетентности чаще всего описываются с помощью слов «эффективность», «адаптивность», «достижение», «успешность», «понимание», «результативность», «владение», «качество» и «количество». Понятия «компетентность», «компетенция» могут трактоваться как: -совокупность (система) знаний в действии; -критерий проявления готовности к деятельности;

-способность, необходимая для решения задач и для получения необходимых

результатов работы;

-интегрированная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовать на практике свою компетентность, мотивированная способность; -деятельностью знания, учения, навыки, опыт (интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач), а также мотивационная и эмоционально-волевая сфера личности; -проявленные на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая её социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования» и мн. др.

Структура компетентности специалиста с высшим образованием включает компетентность профессиональную (готовность, стремление трудиться в определенной профессиональной сфере деятельности) и компетентность социально-психологическую (стремление и готовность жить в гармонии с собой и другими, гармонии с собой и окружающими). В свою очередь, каждая из этих компетентностей может быть разделена на общие (базовые, ключевые) компетентности, общие для всех выпускников всех вузов и специальные, важные для данной специальности. Общая профессиональная компетентность определяется как общепрофессиональные знания, умения, навыки, способности, а также готовность их актуализировать в сфере определенной группы профессий. В состав этого кластера входят компетентности выпускника в сфере научно-исследовательской, проектно-конструктивной, административно-управленческой, производственной, педагогической деятельности. Специальная профессиональная компетентность - степень и вид профессиональной подготовки выпускника, наличие у него профессиональных компетенций (т. е. готовности и стремления), необходимых для выполнения определенной профессиональной деятельности. Их содержание (содержание их инструментальной основы) определяется государственными квалификационными характеристиками в виде образовательных стандартов, паспорта специальности и т. д.

Общая социально-психологическая компетентность - готовность и стремление эффективно взаимодействовать с окружающими, понимать себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды. В составе социально-психологического блока рассматриваются компетентности социальные (толерантность, ответственность, способность работать в коллективе и т. п.), персональные (готовность и стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию, рефлексия, креативность и т. п.), информационные (владение новыми технологиями, их критическое использование, знание иностранных языков и т. п.), экологические (экологическая ответственность, основанная на знании общих законов развития общества и природы), валеологические (готовность и стремление к ведению здорового образа жизни) и др.

Очевидно, что для реализации столь сложных задач по формированию вышеперечисленных компетенций необходимо еще на уровне школьной и студенческой подготовки сформировать компетенции, которые выходят за рамки традиционных образовательных целей. К таким, прежде всего, относятся коммуникативные аспекты подготовки. Чаще всего выделяют: -социальные компетенции (все, что связано с проблемами межличностного взаимодействия);

-поликультурные компетенции (взаимодействие в поликультурном образовательном и профессиональном пространстве); -языковые компетенции (уровень владения языком в устной и письменной форме);

-информационные компетенции (уровень владения информационными технологиями).

Педагогическая традиция акцентирует внимание, главным образом, на вопросе формирования коммуникативных компетенций в контексте межличностного взаимодействия и как компонент специальностей, ориентированных на тип взаимодействия «человек-человек» (педагог, психолог, журналист и т. д.). Однако существует еще один важнейший аспект, который расширяет границы подготовки специалистов самого различного профиля - компетенции, связанные с особенностями самопредъявления, которые позволяют специалисту показать свой профессиональный потенциал в самых разных контекстах производственного взаимодействия (например, при приеме на работу, в различных ситуациях соревновательного толка и т. д.). Эти компетенции дают возможность любому специалисту повысить свою конкурентноспособность на современном рынке труда. Умение произвести хорошее впечатление на собеседника, умение доказательно и обоснованно изложить свою точку зрения, умение корректно вести спор и многое другое повысит шансы молодого специалиста найти именно ту работу, которая принесет как финансовое, так и личностное удовлетворение. «Совершенно очевидно, что успешность взаимодействия человека с окружающими в любой сфере общения основывается на его способности создавать адекватный образ себя для окружающих и умении правильно прочитывать информацию, посылаемую ему другими людьми» (Ю.А. Гоцева, '008). Умение организовать взаимодействие с коллегами, общаться с ними, влиять на их отношения справедливо считаются важнейшими качествами личности специалиста любого профиля, определяющими уровень его общей профессиональной компетентности (А.А. Бодалев; Н.И. Гуткина; С.Т. Джанерьян, Е.И. Ильин; И.А. Зимняя, С.С. Кондратьева; В.А. Лабунская, А.В. Мудрик; И.В. Страхов; Т.Н. Щербакова).

Термин «самопредъявление» определяет позицию человека в регулировании своих отношений с окружающими людьми, балансируя между полюсами открытости-закрытости (защищенности). Оно всегда остается показателем компетентности личности в общении, свидетельствуя о способности человека гибко реагировать на изменения ситуации взаимодействия, прогнозировать особенности

ответной реакции собеседника, опираясь на его индивидуальные особенности. Самопредъявление - один из механизмов саморегуляции личности и регуляции межличностных отношений, поэтому его изучение необходимо для более глубокого понимания и осмысления сущности поведения личности в сфере общения (В.С. Агеев, 1986). Самопредъявление стимулирует личностный рост, выполняет развивающую функцию, способствует самопознанию, личностной идентификации.

Главная цель самопредъявления заключается в создании образа адекватного конкретной ситуации, для того, чтобы окружающие могли составить правильное представление о намерениях и целях человека в ситуации самопредъявления (И.П. Шкуратова, 2009). В современной психолого-педагогической науке есть целый раздел, который можно охарактеризовать как психологию самопредъявления личности. И.П. Шкуратова предлагает достаточно подробную типологию подходов к изучению данного феномена (интерактивный, коммуникативный, социоперцеп-тивный, культурологический подход, гендерный, индивидуально-личностный, практический подходы), однако в столь общирной классификации не отражен дидактический подход, который ориентирован не просто на констатацию и описание отдельных аспектов самопредъявления, но главным образом предполагает описание механизмов ее формирования как определенной профессиональной компетенции в контексте направленного обучения на этапе подготовки будущего специалиста. Проведенный опрос студентов разной профессиональной направленности (физики, биологи, психологии, филологи, экономисты) позволил выявить целый ряд показателей, связанных с их уровнем осведомленности о самопредъявлении как компоненте профессиональной подготовки: -подавляющее большинство студентов гуманитарных специальностей (более 96 %) считают, что самопредявление - необходимый компонент их будущей профессиональной успешности, но при этом выделяют, что на этапе вузовской подготовки эти компетенции или вообще направленно (в рамках образовательной программы) не формируются, или формируются ситуативно (например, в рамках отдельных курсов или даже тем). Студенты-психологи не смогли обозначить образовательные модули, на этапе освоения которых целенаправленно формировалась бы именно данная компетентность. Однако именно будущие психологи выделили технологии опосредованного воздействия на развитие умений, связанных с основами профессионального самопредъявления (участие в различных тренингах, супервизия, практики, включающие консультативный компонент и т. д.);

-студенты естественнонаучной специализаций (физики, биологи) в меньшей степени осведомлены об особенностях профессионального самопредявъления как потенциального ресурса будущей профессиональной успешности. Более 75 % опрошенных естественников признают, что данная компетенция может быть полезной, но лишь 46 % из них считают, что от уровня сформированности умений профессионального самопредъявления может зависеть их будущая карьера или профессиональная успешность;

-более 64 % студентов отметили, что курсы, которые ориентированы на формирование данной компетенции, лишь в минимальной степени работают на ее инициацию и перманентное развитие (педагогика, психология, культурология, конфликтология, этика и т. д.); -большинство студентов (гуманитарии - 61 %, естественники - 74 %) плохо представляют, в чем именно специфика самопредяъвления как профессиональной компетенции. Чаще всего акцент делается на внешней составляющей (одежда, внешность, речь), в то время как внутренние (собственно личностные аспекты межличностного взаимодействия), такие как: эмпатия (понимание особенностей другого человека в процессе взаимодействия), рефлексия (умение по возможности объективно оценить, какое впечатление ты производишь на собеседника), смысловой консонанс (умение понять ценностно-смысловые установки собеседника и разделить его оценочные приоритеты), преодоление коммуникативных и ценностно-смысловых барьеров, которые могут возникнуть в процессе межличностного общения и т. д., по большей части вообще не выделяются студентами.

Результаты опроса позволили выявить очевидный дефицит в подготовке будущих специалистов самых разных профилей, тех образовательных модулей, которые непосредственно могут работать на формирование умений профессионального самопредъявления. Однако для реализации данной цели на уровне реального образовательного процесса в вузе необходимо изначально разработать модель диадктической инициации профессионального самопредъявления будущих специалистов. В процессе создания такой модели необходимо обозначить ряд категорий, сопряженных с психолого-педагогическими аспектами самопредъявления, придав им дидактическую интерпретацию.

Наиболее значимыми для понимания механизмов самопредъявления выступают понятия самораскрытие, самовыражение и самопрезентация. В работах И.П. Шкуратовой дается достаточно подробная характеристика этих категорий, выделяются их общие и специфические характеристики. Самораскрытие понимается как рефлексивная актуализация своих реальных мотивов и потребностей (самомониторинг), иницирующих определенное поведение (при этом рефлексия выступает как динамическая составляющая, а самораскрытие - как содержательная сторона интегрированного процесса самопонимания), а самовыражение характеризует наиболее значимые элементы самораскрытия (это те центрации субъекта самопредъявления, в которых наиболее ярко культивируется предъявляемый образ).

Если мы рассматриваем ситуацию, связанную с направленным созданием образа в конкретном контексте (например, профессионального), самопредъявление предстает как умение себя презентировать определенным образом (например, произвести на партнеров по общению впечатление собранного, исполнительного, увлеченного работой и т. д.) и может рассматриваться как самопрезентация, умение представить окружающим определенный образ, ориентированный на их

установки и профессиональные ожидания. По мнению Э. Гоффмана, работы которого во многом и привлекли внимание психологов к проблеме самопрезентации в различных жизненных контекстах, появляясь перед другими людьми, в которых он заинтересован, человек должен мобилизовать свою активность, чтобы произвести нужное впечатление. «Термин самопрезентация, как правило, используется как синоним управления впечатлением для обозначения многочисленных стратегий и техник, применяемых индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которые он демонстрирует окружающим» (Е.В. Михайлова, 2009). Если в самопрезентации задействованы личностные аспекты (презентируется не просто внешний образ, а система жизненных ори-ентаций, которая направленна на данную профессиональную область), то правомерно употреблять термин «личностная самопрезентация». Именно личностную самопрезентацию как составную часть профессиональной подготовки мы хотим рассмотреть с позиции компетентностного и дидактического подходов, при этом компетентностный подход даст возможность описать те ключевые (базовые) умения, которые обеспечат будущему специалисту возможность полнее презен-тировать свой профессиональный потенциал, а дидактический подход позволит преподавателю вуза разработать инструментарий, который будет иницировать данную компетенцию студента.

На основании результатов первичного анкетирования и диагностики (включая проективно-игровые ситуации «Я устраиваюсь на работу») нами были выделены стратегии самопрезентации, которые проявились у студентов в предверии производственной практики. Наиболее типичными были следующие стратегии: -приобретающаясамопрезентация выражала мотивацию достижения. Для нее характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию, профессиональным и жизненным ориентациям), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (27 %);

-защитнаясамопрезентация выражала поведенческое проявление мотивации избегания неудач. Человек выбирает неадекватную для решения задач среду: либо с заниженными требованиями, либо с непомерно высокими (24 %). -Данные результаты показали зависимость стратегии самопрезентации от мотивации достижения и избегания неудач. Это дало возможность разработать курс занятий (послужившими началом производственной практики студентов), которые существенно скорректировали картину. После соответствующих занятий более 50 % студентов (включая и гуманитариев, и естественников) показали свою готовность к профессиональной самопрезентации на начальном этапе трудовой деятельности в ходе прохождения производственной практики.

Литература

1. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 135-140.

ei:-———

2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000.

3. Гоцева Ю.А. Особенности самопредъявления подростков в семейной, учебной и дружеской сферах общения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 2008. - 23 с.

4. Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация - основные направления современных исследований. Профессиональное образование // Столица. - 2008. - № 1. - URL: http://www.sibcol.ru/modules.php?name= Metho d&pa=showpage&pid=58&page=2

5. Михайлова Е.В. Стратегии и техники самопрезентации. - Санкт-Петербург: Некоммерческое партнерство Центр дистанционного образования «Элитариум».

6. Сафина З.Н. Ключевые компетенции как компонент модели специалиста. - URL: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2001/issue1/vest1_4%5B4%5D.html

7. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: монография. -Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.