Научная статья на тему 'Дидактические основы организации электронного учета успеваемости в условиях медицинского вуза'

Дидактические основы организации электронного учета успеваемости в условиях медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЬ / АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT / THE SOFTWARE / A RATING-CONTROL / AUTOMATION OFEDUCATIONAL PROCESS / INFORMATION-EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Куденцова Светлана Николаевна

В статье рассматриваются основы электронного учета успеваемости как способа получения информации о качественном состоянии учебного процесса, появление возможности проводить необходимую корректировку и совершенствование методов и форм организации учебного процесса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Куденцова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic bases of the organization of the electronic account of progress in the conditions of medical HIGH SCHOOL

Considering bases of the electronic account of progress as the way of reception of the information on a qualitative condition ofeducational process, appears possibility to spend necessary updating and perfection of methods and forms of the organization of educational process in HIGH SCHOOL.

Текст научной работы на тему «Дидактические основы организации электронного учета успеваемости в условиях медицинского вуза»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

дидактические основы организации электронного учета успеваемости в условиях

медицинского вуза

Куденцова С.Н.

В статье рассматриваются основы электронного учета успеваемости как способа получения информации о качественном состоянии учебного процесса, появление возможности проводить необходимую корректировку и совершенствование методов и форм организации учебного процесса в вузе.

Ключевые слова: технологии управления, программное обеспечение, рейтинг-контроль, автоматизация учебного процесса, информационно-образовательное пространство.

Новые технологии, автоматизация различных видов деятельности предприятий, в т. ч. и высших учебных заведений, все прочнее входит в нашу жизнь. В настоящий момент это неоднократно звучит и в выступлениях Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, проходит стержневой нитью в политике нашей страны.

В условиях современного мира технологии управления различными процессами перекладывались на программный (компьютеризированный) язык. Программное обеспечение с использованием рейнинг-контроля, применяемое для автоматизации учебного процесса, довольно разнообразно: это зарубежные программные продукты, например, Microsoft IT Academy, и отечественные программные системы: «Вектор», «Ритм», Naumen University, «Рейтинг».

Основным видом деятельности образовательного предприятия является учебный процесс. Автоматизация учебного процесса включает в себя:

- электронное ведение учебных планов,

- составление расписания для студентов и кафедр,

- расчет педагогической нагрузки для кафедры, для конкретного преподавателя, загрузки аудиторного фонда,

- ведение базы данных студентов и преподавателей,

- отслеживание движения контингента,

- учет успеваемости с учетом балльно-рейтинговой системы обучения,

- создание различных отчетных форм.

В условиях единого информационно-образовательного пространства высшего образовательного заведения и выхода в Интернет появляется возможность создания информационных киосков, инфор-

мационного портала для персонифицированных пользователей.

Специфика медицинского высшего учебного заведения заключается в большой распределенности университета. Собрать данные об успеваемости, проинформировать кафедры, студентов порой оказывается довольно сложно. В Московском медико-стоматологическом университете только закладывается возможность выхода всех кафедр в Интернет, получения электронного почтового ящика, создания информационных киосков, информационного портала для персонифицированных пользователей, создание системы дистанционного образования. Это даст возможность более тесно связать кафедры с деканатами, наладить обмен информацией, ускорить совместную работу.

Установка программного обеспечения по типу «Клиент-Сервер» дает возможность локальным пользователям сети совместно работать над созданием единой базы данных и использованием накопленной информации для учебных целей. В программный комплекс закладывается алгоритм расчета итогового и академического рейтинга студента. В отчетных формах предусматриваются поля для отражения текущей и итоговой успеваемости.

Если программный комплекс предусматривает гибкое распределение прав пользователей системы, то имеется возможность совместной работы кафедры и деканата факультета. Тогда происходит распределение нагрузки по вводу информации об успеваемости студентов между сотрудниками кафедр и деканатов, перекрестный контроль достоверности вводимой информации.

Кафедры медицинского вуза находятся при клинических больницах. Использовать общие образо-

Северо-Кавказский психологический вестник > № 9/1 2011 г.

вательные ресурсы им может помочь разработка Web-интерфейса программного продукта, используемого в вузе при автоматизации образовательной деятельности.

В Московском медико-стоматологическом университете в настоящий момент идет активное внедрение программного комплекса «Вектор». Программа установлена в деканатах университета. Вся информация, поступающая в деканат от кафедр, руководства университета, приемной комиссии, фиксируется в комплексной информационной системе «Вектор». В будущем планируется совместная работа в программе:

- деканатов и кафедр для учета успеваемости студентов,

- планового отдела и деканатов для учета контингента студентов,

- учебного отдела, деканатов и кафедр для ведения учебных планов, составления расписания студентов и преподавателей, загрузки аудиторий,

- а также деканатов, руководства и отдела контроля и качества образования для анализа образовательной деятельности Московского медико-стоматологического университета и др.

При учете данных на электронных носителях в любой момент времени пользователям системы открывается возможность просмотра текущего рейтинга студента, группы, курса, факультета по любой преподаваемой дисциплине. Достигается одно из важнейших условий успешного внедрения балльно-рейтинговой системы - открытость системы. При возможности персонифицированного доступа к системе любой участник учебного процесса может получить соответствующую информацию из базы данных программного комплекса.

По запросу пользователь может получить визуализированный отчет об успеваемости студента/ студентов. Это отвечает требованиям доступности балльно-рейтинговой системы руководителям высшего учебного заведения, ускоряет работу различных структур для получения необходимой информации.

На каждой кафедре ведется журнал учета успеваемости академической группы. Для упрощения учета успеваемости студентов, оперативности получения и достоверности информационного потока сотрудники кафедры могут вести специальный электронный журнал успеваемости, в котором преподаватель отмечает текущую успеваемость студента, его посещаемость в неких контрольных точках. Контрольные точки - это некие временные интервалы времени, в течение которых снимаются показатели успеваемости.

Достоинства такого журнала могут заключаться в том, что он легко может выкладываться на пор-

тале университета и быть доступен для просмотра определенному кругу пользователей. Такой журнал будет нести также контролирующую роль успеваемости студентов, позволяя проводить постоянное ее мониторинг. Электронный журнал успеваемости может облегчить процедуру подсчета баллов текущей и итоговой успеваемости студентов. Такие журналы можно хранить в электронном виде, создавая постепенно легкодоступную архивную базу кафедры.

Для создания электронного журнала успеваемости не требуется специальное дорогостоящее программное обеспечение. При определенных условиях он может быть реализован на базе прикладного программного обеспечения деканата/кафедры.

На сегодняшний день каждая кафедра оборудована персональным компьютером автономным или подключенным к корпоративной сети университета. На данный компьютер ставится локальная программа прикладного характера, например, Microsoft Excel, где, при помощи специального макроса, в зависимости от заданных начальных параметров, автоматически рисуется журнал успеваемости для каждой учебной группы кафедры. Здесь также, изначально, могут закладываться формулы для подсчета текущей успеваемости студента и расчета итоговой успеваемости студента. Пользоваться таким журналом легко и специальная подготовка не нужна.

В целях безопасности сохранности данных доступ к компьютеру, на котором ведется кафедрой журнал успеваемости студентов, должен быть ограничен. Данные, вводимые ответственными лицами в журнал успеваемости, должны быть запрещены к изменению. Эти требования со стороны заведующего кафедрой должны быть обязательными. По окончании семестра или цикла журналы текущей успеваемости могут быть распечатаны и подшиты соответствующим образом, как кафедральный отчетный документ.

Недостатком электронного журнала успеваемости может быть его отсутствие под рукой преподавателя и необходимость дополнительного времени на дублирование информации бумажной на электронный носитель, что в условиях медицинского высшего учебного заведения не всегда возможно.

При электронном учете успеваемости появляется понятие ведомости текущей успеваемости. В такие ведомости заносится информация об успеваемости студентов в течение семестра на контрольных точках. Заполнение кафедрой таких ведомостей может осуществляться на основе электронного журнала успеваемости, или обычного бумажного варианта журнала успеваемости.

При отсутствии доступа кафедры к единой информационной среде высшего учебного заведения, деканат самостоятельно вносит данные о накоплен-

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ных баллах студента в электронную базу данных из ведомостей текущей успеваемости.

Если же кафедра имеет возможность доступа к серверу базы данных, то совместная работа деканата и кафедры существенно меняется. Задача деканатов будет заключаться в формировании к определенному сроку ведомостей текущей успеваемости, а задача кафедры вовремя внести результаты текущей успеваемости в ведомости.

Информация, вводимая кафедрой в ведомости текущей успеваемости, будет сразу попадать в базу данных. Таким образом, на контрольных точках можно всегда отследить успеваемость студента в течение семестра, как самому студенту, так и преподавателю. Чем чаще проводятся поперечные срезы успевае-

мости, тем больше контрольных точек будет иметь место, тем достовернее «свежее» информацию будет получать руководитель.

Оперативная информативность, которая постоянно доступна студенту, подвигает его к постоянному самосовершенствованию, закрытию имеющихся пробелов в знаниях, увеличению своего рейтинга, как по текущей дисциплине, так и по успеваемости в целом.

литература

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -МГУ, 1972.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.