Научная статья на тему 'Дидактические игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста'

Дидактические игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2091
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ВНИМАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ИГРЫ-ГОЛОВОЛОМКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тупикина Диана Валерьевна, Мартынова Наталья Владимировна, Гурьянова Инна Владимировна

Внимание сложный психический процесс, который начинает формироваться с самого рождения. В данной статье рассматривается специфика категории «внимание», а также особенности развития внимания у детей дошкольного возраста. Авторы предлагают специальные вопросы для профессионально-педагогической рефлексии в процессе развития внимания детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр. Необходимость реализации различных видов дидактических игр обусловлена ведущей игровой деятельностью детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тупикина Диана Валерьевна, Мартынова Наталья Владимировна, Гурьянова Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста»

Дидактические игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста

Тупикина Диана Валерьевна

Студент ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», dkristalnaa@gmail.com

Мартынова Наталья Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», 455036, martusnata@mail.ru

Гурьянова Инна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университетим. Г.И. Носова», innaguryanova@mail.ru

Внимание сложный психический процесс, который начинает формироваться с самого рождения. В данной статье рассматривается специфика категории «внимание», а также особенности развития внимания у детей дошкольного возраста. Авторы предлагают специальные вопросы для профессионально-педагогической рефлексии в процессе развития внимания детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр. Необходимость реализации различных видов дидактических игр обусловлена ведущей игровой деятельностью детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: познавательные процессы, внимание, дети дошкольного возраста, дидактические игры, игры-головоломки.

о

п ^

СО

01

Внимание можно рассматривать как центральную категорию, направляющую и объединяющую деятельность высших психических функций и познавательных процессов в единую слаженную систему. В психологии понятие «внимание» анализируют с разных позиций, так как его содержание многопланово по своей сути. Внимание проявляется и развивается в деятельности человека в течение всей жизни. Природа внимания объединяет чувственную и рациональную сферу мышления на основе эмоциональных переживаний, обеспечивая экономичную работу мозга.

Существуют различные подходы к определению понятия «внимание». Так, например, А.М. Ру-денко рассматривает данную категорию как «...произвольную и непроизвольную направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте» [1, с. 236]. Уместно подчеркнуть мысль К.Д.Ушинского, рассматривающего внимание как «.мерило развития и показатель направления души...» [2, с. 42].

Обобщая имеющиеся в научной литературе подходы, следует подчеркнуть два основных содержательных направления:

1. Внимание - это отдельный самостоятельный психический познавательный процесс сосредоточения на каком-либо объекте (явлении);

2. Внимание - это направленность, поддерживающая остальные познавательные процессы, неотделяемая от них.

Данные направления позволяют выделить главные характеристики внимания - сосредоточенность и направленность.

На современном этапе развития образования повышается спрос на активное раскрытие познавательных способностей личности. В связи с этим, необходимо создавать соответствующие условия, начиная с самых ранних этапов развития личности, когда идет непосредственное развитие «фундамента» высших психических функций. Л. С. Выготский считал, что развитие внимания ребенка

происходит в среде, которая включает в себя двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Яркие и интересующие ребенка предметы - это первый ряд. Они приковывают внимание ребенка. Второй ряд включает коммуникативую деятельность взрослого. Произносимые им слова, которые служат стимулятором, направляющим непроизвольное внимание [3, с. 165].

Назначение данного психического процесса состоит в обеспечении усиленного протекания всех познавательных процессов, таких как восприятие, мышление, память, воображение.

Рассматривая особенности развития внимания у детей, необходимо отметить разницу протекания внимания в сравнении со взрослым человеком. Если у взрослых людей все виды внимания (произвольное, послепроизвольное и непроизвольное) принимают активное участие в организации его деятельности, то у ребенка виды внимания развиваются в определенной последовательности. В первую очередь у ребенка развивается непроизвольное внимание. Это доминирующий вид внимания на протяжении дошкольного возраста. Данный вид внимания определен пассивностью, простотой, то есть непосредственной реакцией на внутренний или внешний раздражитель. К концу дошкольного периода развития личности начинают проявляться предпосылки к произвольному вниманию, но усиленный темп развития оно набирает только в старшем дошкольном возрасте [4, с. 101].

Послепроизвольное внимание развивается в старшем возрасте, так как формируется при высоком уровне освоения деятельности и доведения ее до автоматического выполнения при сформиро-ванности сознания. Послепроизвольное внимание основано на глубоком погружении человека в деятельность, которая обоснованна осознанной ценностью, наличием сильной мотивации и не нуждается в волевом усилии для сосредоточения на нем.

Развитие произвольного внимания необходимо начинать в дошкольном возрасте. Произвольное внимание развивается в любой деятельности: игровой, трудовой, спортивной и других. Выделяют приемы увеличивающие темп развития внимания. В них входят: развивающие игры; методы формирования ориентировочной основы деятельности П. Я. Гальперина; переход из внешних этапов усвоения приемов, управляющих вниманием во внутренние под руководством взрослого. К этапам относят знаковые средства, такие как жест, наглядный образ, слово и организующие - цель, план, контроль, оценка, которые в свою очередь подразделяются на внутренние и внешние [4, с.100].

При рассмотрении специфики дошкольного возраста необходимо развитие через ведущий вид деятельности, а именно игровую деятельность. При взаимодействии с детьми использование обыденных бытовых дел в качестве способа воспитания и развития приведет к созданию обстановки непрерывного формирования целостной, гармоничной и разносторонне развитой личности.

В дошкольном возрасте ведущим, а значит наиболее востребованным у ребенка, является игровой тип деятельности.

Развитие ребенка через игровую деятельность рассматривали педагоги-классики: Я.А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, Ф.Фребель, Ж.-Ж. Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие. Игра как метод познавательной деятельности у детей дошкольного возраста выступает первостепенной категорией в работах Ф. Фребеля. Его педагогическая система применения игровых предметов была первой, но достаточно эффективной попыткой систематизировать методы народного воспитания и фольклора в развивающую методику. Он предложил простые геометрические фигуры, которые ребенок мог преобразовывать и дополнять посредством своего воображения и опыта [5, с. 119]. Фребель высоко оценивал вклад игры в познавательной и духовно-нравственной деятельности ребенка и рассматривал процесс обучения в форме организованной, систематически выстроенной игры, которая включает в свое содержание цели, задачи и определенные этапы.

Развитие дидактических игр как педагогического метода произошло благодаря появлению интереса к игровой деятельности, а точнее ее влияния на детей, педагогов-практиков, которые рассмотрели в игре огромный развивающий потенциал. Мария Монтессори создала дидактические игры, направленные на сенсорное восприятие детьми окружающей реальности. Основным принципом дидактических игр Монтессори был принцип самообразования, которое протекало под присмотром и корректировкой педагога. Разработанные ею игры строились таким образом, что ребенок мог самостоятельно обнаружить ошибку и исправить ее, тем самым развивая внимание, наблюдательность, терпение, мышление и воображение детей. Особенность данных игр состояла в том, что взрослым не предназначалось участвовать в оценивании работы детей, тем самым ликвидировался шанс ущемления самооценки и увеличивался самоконтроль у детей.

Значимый вклад в историю развития дидактических игр в образовательной среде внес К. Д. Ушинский. В качестве основы детских обучающих игр он подчеркивал наличие развивающего элемента в противовес развлекающему. По мнению автора, игра является эффективно-развивающей только при условии постоянного интереса ребенка к ней, а также ее практической связи с реальным миром.

В научное обоснование системы дидактических игр для дошкольников необходимо отметить значительный вклад Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим миром и развитием речи [7, с. 180]. Ею были реализованы следующие способы проведения дидактической игры: описание предмета, название и определение предметов, их свойств, составление и отгадывание загадок о предмете и многие другие.

Дидактические, обучающие, игры направлены на развитие и закрепление у детей знаний, уме-

8

^

0

сч

п

01

ний, навыков, развитию умственных способностей, а также познавательных процессов. Сущность такой игры - решение детьми умственных задач, которые требует сосредоточенности и высокой познавательной активности. Задачи подаются детям в привлекательной «обертке», занимательной игровой форме, в которой дети с энтузиазмом находят решение задачи.

При использовании такого метода обучения и воспитания интерес дошкольников повышается, развивается сосредоточенность внимания, обеспечивается лучшее усвоение материала.

В трудах Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой подчеркивается, что игра выполняет полноценно развивающее содержание только при синтезе следующих факторов:

1) стимулирующий и поддерживающий внимание ребенка к игре предметный материал;

2) культурные образцы способов игровой деятельности, которые черпаются из окружающих людей и их ролей [6, с. 144].

Для эффективного проведения дидактической игры необходимо корректно составить ее содержательный элемент. Нами были выделены следующие условия для разработки образовательно-эффективной дидактической игры: необходим элемент занимательности (сюрприз, ключи, поиск и т.д.), яркость и внешняя привлекательность, игра должна быть основана на реальных объектах (главные герои игры должны быть реальными существами), сюжетная линия, четкие правила игры.

Элемент занимательности в игре развивает интерес ребенка к новому, а также привносит соревновательный момент. Наряду с этим, в игру следует ввести часть командной работы или взаимопомощи. Тем самым дети будут приспособлены к принятию помощи и командной работе.

Внешняя привлекательность, яркий или необычный внешний вид играет ключевую роль в восприятии мира ребенком. Как отмечалось раннее, у детей развитие внимания начинается с формирования непроизвольного внимания (на яркие цвета, формы и звуки и пр.). В игру следует включать компоненты способствующие развитию образного мышления ребенка. Для реализации данного критерия персонажей игры необходимо показывать в виде ярких и эстетичных фигур, задачу и вопрос выделить ярким оформлением и сказочным сюжетом.

Дидактическую игру целесообразнее составлять на основе сказочного сюжета, который будет обосновывать важность решения задачи и поиска ответа. Данный критерий учит детей уделять внимание деталям, которые могут быть незаметными, но необходимыми для решения задачи. Сказочный сюжет также развивает образное мышление и воображение детей.

Сказочность сюжета необходимо строить на основе реальных объектах и ситуациях приближенных к жизненным ситуациям. Это правило дает предпосылки ребенка к совмещению теоретического материала с эмпирической стороной. Также увеличивается степень интереса ребенка к игре,

что развивает произвольность внимания, обостряет наблюдательность ребенка. Правила игры необходимы для контроля и направления деятельности детей.

Рассматривая дидактические игры, в отдельную группу выделяют игры-головоломки. Такие игры развивают высшие психические функции и внимание в том числе. Данные игры побуждают ребенка тем или иным способом концентрировать свое внимание на объектах, символах и задачах, тем самым развивая произвольный вид внимания.

Для эффективного проведения дидактических игр при работе с дошкольниками необходимо провести подготовительную работу. Необходимо развить в детях инициативность, творческую самостоятельность, воображение [8, с. 112]. Также в подготовительный этап входит ознакомление детей с планом и его значимостью при работе с играми.

При проведении дидактических игр важным элементом является диагностика результата и рефлексия педагога на данный результат. При формировании внимания необходимо помнить, что у старшего дошкольного возраста оно держится не более 15-ти минут. Далее необходима смена деятельности и снятие утомляемости.

Таблица 1

Элемент, на который направленно развитие Дидактическая игра Описание игры

Непроизвольное внимание «Что увидел на рисунке?» Ребенку показывают сюжетный рисунок с множеством деталей. Обсуждение с ребенком сюжета рисунка и его содержания

Непроизвольное вимание «Расскажи, что делают твои друзья» Ребенок рассматривает класс, в котором каждый ребенок чем-то занимается. Далее он должен рассказать, что именно происходило в классе

Произвольное внимание «Найди мышек/ кошек/ жучков и пр.» Ребенку предлагается картина, на котором изображен объект поиска с множеством отвлекающих деталей. Вопросы к ребенку: «Сколько их? Где они прячутся?»

Произвольное внимание, объем внимания «Какой игрушки не хватает» Перед ребенком ставят 4-5 игрушек. Ему дают 1 минуту на запоминания, затем просят отвернуться. Одну игрушку убирают. Ребенок поворачивается обратно. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?». При этом можно и не убирать игрушки, можно поменять их местами или увеличить количество игрушек

Произвольное внимание, объем внимания, сосредоточенность «Самый внимательный» Детей ставят полукругом. Затем определяется ведущий. Он должен запомнить порядок игроков. Затем ведущий отворачивается, игроки меняются местами. Ведущий должен догадаться, кто сменил место. На месте ведущего должны побывать все игроки

Данные игры развивают произвольное и непроизвольное виды внимания, применительно к детям старшего дошкольного возраста. Также необходимо активно развивать и поддерживать интерес к

играм. Если к игре «Какой игрушки не хватает?» добавить элемент сюжета, что кто-то из персонажей в роли игрушки ушел, то детям далее можно задать вопросы «Куда он пошел, зачем?».

При проведении дидактических игр необходимо регулярное проведение диагностических мероприятий на выявление динамики развития внимания. Диагностические методики, представленные в таблице 2, определяют дальнейшее развитие сюжетной линии игр, возможно их усложнение или исключение определенной игры из-за отсутствия необходимого результата [9, с. 29].

Таблица 2

Диагностика внимания Вопросы для рефлексии

Анализ поведения ребенка Какие внешние и внутренние факторы отвлекают ребенка? Как проходит сосредоточенность внимания ребенка? На что чаще направленно? Какой вид внимания превалирует? Был ли интерес к данной деятельности?

Копирование точек. Ребенку поочередно предлагаются шесть карточек с изображенными на них точками, составленными в рисунки. Рисунок закрывают и просят повторить его. Сколько точек было поставлено верно? Какие ошибки допущены? Что послужило причиной? Был ли интерес к данной деятельности?

Рафический диктант. На тетрадном листе в клетку. В начале строки ставят точку. Ребенок ставит карандаш, далее следует инструкции педагога. Педагог в свою очередь диктует направление «вправо, вниз, влево, вверх и т.д.» Насколько верно получился узор? Сколько раз ребенок переспрашивал? Увеличивается ли сосредоточенность ребенка с яркими материалами?

Перепутанные линии. Ребенку предлагают рисунок с перепутанными линиями. На каждом конце линий яркие картинки. Ребенку предлагается соединить пары. Просил ли ребенок помощь? Как часто? Сколько раз сбивался и начинал заново? Какие образы лучше и быстрее находили?

Внимание является неотъемлемым компонентом психической деятельности человека, нарушение в развитии которого может повлечь ощутимые трудности и задержку дальнейшего онтогенеза. Работа над развитием внимания корректным, эффективным, преемственным и привлекательным для ребенка способом с ранних лет приведет к совершенствованию иных познавательных функций, а также формированию целостной и самостоятельной личности [10]. Особенно следует подчеркнуть необходимость качественной профессионально-педагогической подготовки педагогов к развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста [11]. В свою очередь для детей игра является наиболее комфортной, интересной и запоминающейся системой педагогического влияния. Положительные эмоции в процессе игровой деятельности повышают сензетивность ребенка к усвоению новых навыков, умений и знаний, моральных установок и ценностей.

Литература

1. Руденко А. М. Психология: учебник. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. 556 с.

2. Лимонцева Г. В. К.Д. Ушинский о нравственном значении внимания и памяти в формирование личности [Текст] // Психология: проблемы практического применения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 39-46. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/31/807/ (дата обращения: 21.12.2017).

3. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.— 205 с.

4. Башаева Т. В. Роль внимания в жизни дошкольника // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Т. В. Башаева, Н. Н. Васильева, Н. В. Клюева и др. Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. - 480 с. С. 97-102.

5. Доронов, С. Г. Сюжетная игрушка: история и современность / [Текст] // Образование и наука. -2011. - № 9 (88). - С. 109-122.

6. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М., 1990.

160 с.

7. Федорова И.Ю., Гришанова В.И. Роль дидактических игр в обучении детей старшего дошкольного возраста / [Текст] // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - №4 (6).- С. 178-181.

8. Шерешик Н.Н., Психологические механизмы игры и особенности их функционирования в дидактических играх / [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 52.- С. 111-114

9. Ращикулина Е.Н. Игры-головоломки в развитии мышления старших дошкольников / [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1999.- №3.- С. 27-31.

10. Непрерывное образование в период детства / [Текст] : монография / Е.Н. Ращикулина, Н.А. Степанова, Е.Н. Кондрашова, Г.В. Тугулева, Г.В. Ильина. - Магнитогорск: МАГУ, 2013. - 188 с.

11. Ращикулина Е.Н. Подготовка студентов к реализации принципа преемственности в развитии познавательных способностей детей/ [Текст] /дис . ... докт. пед. наук / Ращикулина Елена Николаевна. - Магнитогорск, 2006. - 309 с.

12. Козлов Г.А. Современный подход к развитию успешности дошкольников средствами шахматной игры.//Инновации и инвестиции. 2015. №5. с.170-173

13. Петрова С.Н. Инновационные подходы к модульной организации повышения квалификации педагогов дошкольного образования. РФ//Инновации и инвестиции. 2015. №7. с.21-25

14. Орлова Ю.Е. Инновационное развитие процесса педагогического образования родителей дошкольников в современных условиях. //Инновации и инвестиции. 2014. №3. с.58-68

Didactic games as a means of developing the attention of

children of senior preschool age Tupikina D.V., Martynova N.V.

Nosov Magnitogorsk State Technical University

Attention is a complex mental process that begins to form

from birth. This article deals with the specificity of the

category "attention", as well as the peculiarities of developing attention in preschool children. The authors offer special questions for professional-pedagogical reflection in the process of developing the attention of preschool children with the use of didactic games. The need for the realization of various types of didactic games is conditioned by the leading game activity of preschool children.

Key words: cognitive processes, attention, preschool children, didactic games, puzzle games.

References

1. Rudenko AM Psychology: a textbook. Rostov n / D .: Phoenix, 2012. 556 p.

2. Limontseva G.V. K.D. Ushinsky on the moral importance of attention and memory in the formation of personality [Text] // Psychology: problems of practical application: materials of Intern. sci. Conf. (Chita, June 2011). - Chita: Publishing House Young Scientist, 2011. - P. 39-46. - URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/31/807/ (reference date: December 21, 2017).

3. Vygotsky LS Development of higher forms of attention in childhood. Reader by attention .- M., 1976.- 205 p.

4. Bashaeva TV The role of attention in the life of a preschooler // Encyclopedia of the education and development of a preschool child / TV Bashaeva, NN Vasilieva, NV Klyueva, etc. Artists GV Sokolov, V.N. . Kurov. - Yaroslavl: Academy of Development, Academy Holding, 2001. - 480 p. Pp. 97-102.

5. Doronov, SG The subject toy: history and modernity / [Text] // Education and science. - 2011. - No. 9 (88). - P. 109-122.

6. Mykhailenko N. Ya., Korotkova NA How to play with the child. M., 1990. 160 p.

7. Fedorova I.Yu., Grishanova V.I. The role of didactic games in teaching children of senior preschool age / [Text] // Pedagogical skill and pedagogical technologies. - 2015. - № 4 (6) .- C. 178-181.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Shereshik NN, Psychological mechanisms of the game and features of their functioning in didactic games / [Text] // Actual problems of the humanities and natural sciences. - 2017. - No. 5-2.- P. 111-114

9. Raschikulina E.N. Games-puzzles in the development of thinking of older preschoolers / [Text] // Preschool education. -1999.- №3.- P. 27-31.

10. Continuous education during childhood / [Text]: monograph / E.N. Rashchikulina, N.A. Stepanova, E.N. Kondrashova, G.V. Tuguleva, G.V. Ilyin. - Magnitogorsk: Moscow State University, 2013. - 188 p.

11. Raschikulina E.N. Preparation of students for the realization of the principle of continuity in the development of cognitive abilities of children / [Text] / dis. ... Doct. ped. Sciences / Raschikulina Elena Nikolaevna. - Magnitogorsk, 2006. - 309 p.

12. Kozlov G.A. A modern approach to the development of success of preschool children by means of a chess game. // Innovations and Investments. 2015. No5. p. 170-173

13. Petrova S.N. Innovative approaches to the modular organization of advanced training of teachers of preschool education. RF // Innovations and investments. 2015. No7. p.21-25

14. Orlova Yu.E. Innovative development of the pedagogical education process of parents of preschool children in modern conditions. // Innovations and investments. 2014. No3. p. 58-68

CO

0

C4

(0

01

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.