Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ (ЭЛЕКТРОННЫЕ) ПРОЕКТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / DIGITAL TECHNOLOGIES / ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK / STUDENTS / PROJECT METHOD / TELECOMMUNICATION (ELECTRONIC) PROJECTS / EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойченко Олег Валерьевич, Смирнова Оксана Юрьевна

В статье исследованы дидактические аспекты применения цифровых технологий в организации самостоятельной работы обучающихся. Представлены: этапы развития цифровых технологий и их использование в образовательных организациях высшего образования; классификация цифровых технологий; дидактические свойства средств цифровых технологий; типология проектов на основе цифровых технологий. Цель исследования состоит в анализе потенциальных возможностей цифровых технологий в образовательном процессе и организации самостоятельной работы обучающихся посредством телекоммуникационных проектов. Обоснована актуальность применения цифровых технологий для организации самостоятельной работы обучающихся с учетом деятельностного подхода, то есть проблемно-ориентированного характера, общих характеристик учебной и профессионально-педагогической деятельностей, актуализации компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойченко Олег Валерьевич, Смирнова Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC ASPECTS OF APPLICATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF TRAINEES

The article explores the didactic aspects of the use of digital technology in the organization of students' independent work. Presented: the stages of development of digital technologies and their use in educational institutions of higher education; Siemens G digital technology classification.; didactic properties of digital technology; typology of projects based on digital technology. The purpose of the study is to analyze the potential of digital technologies in the educational process and organize students' independent work through telecommunication projects. The relevance of the use of digital technologies for the organization of students' independent work, taking into account the activity approach, that is, a problem-oriented nature, general characteristics of educational and professional-pedagogical activities, and the updating of competencies, is substantiated.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

9. Чембаров Е.А., Белова И.Л. Экодизайн, как новое направление в дизайне // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 4 (8). С. 13.

10. Швецова Е.А., Белова И.Л. Формирование у студентов интереса к научно-исследовательской деятельности в процессе обучения дизайну В сборнике: Традиции и инновации в дизайне. 2018. С. 76-81.

Педагогика

УДК 378.026 / 091.322: 004

доктор технических наук, профессор Бойченко Олег Валерьевич

Институт экономики и управления Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь); ассистент Смирнова Оксана Юрьевна

Институт экономики и управления Федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье исследованы дидактические аспекты применения цифровых технологий в организации самостоятельной работы обучающихся. Представлены: этапы развития цифровых технологий и их использование в образовательных организациях высшего образования; классификация цифровых технологий; дидактические свойства средств цифровых технологий; типология проектов на основе цифровых технологий. Цель исследования состоит в анализе потенциальных возможностей цифровых технологий в образовательном процессе и организации самостоятельной работы обучающихся посредством телекоммуникационных проектов. Обоснована актуальность применения цифровых технологий для организации самостоятельной работы обучающихся с учетом деятельностного подхода, то есть проблемно-ориентированного характера, общих характеристик учебной и профессионально-педагогической деятельностей, актуализации компетенций.

Ключевые слова: цифровые технологии, организация самостоятельной работы, обучающиеся, метод проектов, телекоммуникационные (электронные) проекты, образовательная организация высшего образования.

Annotation. The article explores the didactic aspects of the use of digital technology in the organization of students' independent work. Presented: the stages of development of digital technologies and their use in educational institutions of higher education; Siemens G digital technology classification.; didactic properties of digital technology; typology of projects based on digital technology. The purpose of the study is to analyze the potential of digital technologies in the educational process and organize students' independent work through telecommunication projects. The relevance of the use of digital technologies for the organization of students' independent work, taking into account the activity approach, that is, a problem-oriented nature, general characteristics of educational and professional-pedagogical activities, and the updating of competencies, is substantiated.

Keywords: digital technologies, organization of independent work, students, project method, telecommunication (electronic) projects, educational organization of higher education.

Введение. В системе образования использование цифровых технологий непрерывно растет в последнее время. Анализ применения цифровых технологий (в том числе информационно-коммуникационных технологий, информационных технологий, информационно-коммуникативных технологий) в системе образования проводили многие ученые отечественные и зарубежные. Цифровые технологии довольно многообразны, а также непрерывно развиваются и обновляются, что способствует постоянному возникновению новых вопросов об условиях их внедрения.

Изложение основного материала статьи. Проблемой эффективности применения цифровых технологий в системе образования в последние десять лет занимались Н.В. Апатова, Т.П. Гордиенко, О.Г. Смолянинова, Н.И. Пак, и многие другие. В научных исследованиях и публикациях анализируются: цели и задачи использования средств цифровых технологий в высшем образовании; дидактические возможности средств цифровых технологий для осуществления различных целей в образовательном процессе - развитие мотивации, повышения учебной активности и познавательного интереса обучающихся, формирование профессиональных компетенций, развитие творческого, логического, аналитического мышлений; методика применения системы и средств цифровых технологий; педагогические, организационные, информационно-методические условия и аспекты их применения; влияние средств ЦТ на развитие академической и информационной мобильности, самостоятельной работы обучающихся.

Использование средств цифровых технологий во многих исследованиях рассматривается в рамках дисциплин или учебных курсов, следовательно, можно заключить, что недостаточно изучены принципы и условия системного и последовательного применения цифровых технологий во всем образовательном процессе. Общей классификации цифровых технологий не существует, так разными учеными выделены различные основания для классификаций, например, по решаемым педагогическим задачам; по функциям; по типу информации; по степени интерактивности и так далее.

В научной публикации «Preparing for the digital university» приведена классификация цифровых технологий:

- ЦТ, которые обеспечивают передачу и доступ к информации;

- ЦТ, которые обеспечивают взаимодействие между пользователями;

- социальные ЦТ, которые обеспечивают деятельность коллектива (принятие решений, планирование, образовательные технологии) [11].

Классификация, предложенная Siemens G. удобна для понимания иерархии средств и методов обработки информации в профессиональной деятельности специалиста. Процесс развития ЦТ в системе образования включает четыре этапа. Первый этап ЦТ - обучение с помощью компьютера и веб-сайтов. Второй этап ЦТ -

системы управления обучением контентом. Третий этап ЦТ - социальные сети, разработка программного обеспечения для электронного портфолио и дистанционного обучения. Четвертый этап ЦТ - комплексная инфраструктура создает модели компетентностей и адаптивное обучение.

На каждом этапе сочетаются несколько факторов:

1. Контроль в процессе взаимодействия обучающихся и преподавателя/учебного заведения.

2. Правообладатель данных и содержания - обучающийся или образовательная организация высшего образования.

3. Обмен данных происходит посредством стандартных интерфейсов или уровневых систем организации.

4. Централизованный и децентрализованный подходы в образовательном процессе.

Эти факторы являются основой для проведения анализа использования средств цифровых технологий в системе высшего образования. Первый этап был широко распространен в 90-е годы и характеризовался: применением отдельных средств цифровых технологий в образовательном процессе; разработкой преподавателями личных веб-сайтов с дополнительной информацией по читаемым дисциплинам, с полезными ссылками на тренажеры.

Цель исследования состоит в проведении анализа потенциальных возможностей цифровых технологий в организации самостоятельной работы обучающихся образовательных организаций высшего образования, а также выявлении дидактических свойств применения цифровых технологий при реализации электронных проектов.

В начале 2000-х годов стали появляться обучающие системы, которые обеспечивают интеграцию обучения и мониторинг образовательного процесса администрацией образовательной организации высшего образования. Обучающие системы предоставляли возможность хранения контента, отслеживания результатов успеваемости обучающихся, относительной интерактивности. К таким системам можно отнести наиболее известные - Moodle и Web 2.0. Концепцию этих обучающих систем можно охарактеризовать следующим образом - проекты и сервисы ориентированы на улучшение или развитие пользователями, инструментами обучения являются блоги, wiki, социальные сети и так далее. Потенциальные возможности этих обучающих систем разобщенные, так как отсутствует интеграция в рамках образовательной организации, результаты обучения не стандартизированы и сложно оценимы.

В начале 2010 года появились проекты массовых открытых курсов дистанционного обучения, сочетающих различные технологии, интегрируя разобщенные интерактивные инструменты. Такая концепция позволила обучающимся выбирать инструменты обучения, в свою очередь это удовлетворяло требования преподавателей. На третьем этапе развития цифровых технологий можно выделить электронное портфолио, которое позволяет продемонстрировать личные качества и компетентность для сравнительного оценивания по существующим требованиям. Электронное портфолио является инструментом реализации компетентностного подхода в образовании. Таким образом, цифровые технологии, применяемые в обучающих системах третьего этапа, имитировали существующие педагогические модели традиционного обучения. Цифровые технологии четвертого этапа реализовали компетентностный подход в образовании, адаптивное обучение и самообучение. Таким образом процесс развития цифровых технологий начинался с индивидуального использования компьютера, а на современном этапе цифровые технологии расположены в облаке и являются социально-ориентированными. Такой переход гарантирует широкий доступ к обучающим ресурсам и эффективное использование сетевого взаимодействия пользователей. ЦТ сегодня ориентированы на самостоятельную работу обучающихся.

Концепция повсеместного применения ЦТ в образовательном процессе и исключение аудиторных занятий с преподавателем способствовала появлению электронного обучения, контент и методы которого представлены в облаке [10]. Многие исследователи предлагают разные определения, термина электронное обучение: виртуальное обучение, онлайн обучение, веб-обучение, компьютерное обучение, дистанционное обучение с применением цифровых технологий [5]. Исследователями доказано, что электронное обучение имеет неоспоримые преимущества, такие как улучшение мотивации обучающихся и их вовлечение в образовательный процесс, интерактивность и персонализация [8]. Тем не менее практический опыт использования электронного обучения продемонстрировал некоторые недостатки:

- недостаток личного общения с преподавателем (нехватка мимики, жестов, тона голоса, выражение глаз преподавателя);

- недостаточная мотивация обучающихся (бесплатные электронные курсы), завершает электронный курс обучение маленькое число обучающихся;

- мошенничество на промежуточных и контрольных аттестациях (необходимы строгие процедуры для идентификации обучающегося) [8].

Сочетание преимуществ традиционного и электронного обучений называют смешанным обучением. Смешанное обучение можно определить, как совмещение традиционных и технологически-опосредованных форм и методов обучения [7]. Классификация смешанного обучения пока не разработана, в силу чего учеными проводятся исследования в данном направлении, в качестве оснований могут быть определены следующие критерии: тип курса, условия обучения, частота, траектория обучения, результаты обучения [9]. Анализ научных трудов позволил сделать вывод, что большую перспективу ученые отдают методу смешанного обучения, который позволяет организовать «перевернутую аудиторию» [1].

В рамках международных тенденций образования, изучение потенциала цифровых технологий для организации самостоятельной работы обучающихся является актуальным. В научном труде А. Ben Youssef, который посвящен влиянию использования цифровых технологий в образовательном процессе на успеваемость обучающихся, приведены результаты исследований эффективности ЦТ [6]. Результаты исследований разделены на две категории:

- применение ЦТ не влияет на успеваемость обучающихся;

- использование ЦТ положительно воздействует на успеваемость обучающихся, развивает мотивацию, способность коллективной и групповой работы, ИКТ-компетентность и прочее.

Продемонстрируем дидактические свойства средств цифровых технологий, которые оказывают положительное влияние при организации самостоятельной работы обучающихся. Анализ научных исследований позволил выделить группы дидактических свойств средств цифровых технологий полезных для организации самостоятельной работы обучающихся:

1. Дидактические свойства ЦТ, которые отражают информационный аспект:

- самостоятельное редактирование, обработка и хранение больших объемов информации в различных форматах;

- самостоятельный поиск и загрузка информации в различных форматах;

- индивидуальная систематизация большого количества информации;

- использование автоматизированного процесса тренировки и оценивания;

- создание или использование программного обеспечения для решения поставленных преподавателем задач;

- индивидуализация обучения за счет выбора личной траектории обучения.

2. Дидактические свойства ЦТ, которые отражают коммуникационный аспект:

- передача данных в различных форматах в разные точки, а также одновременная передача большого числа сообщений многими обучающимися;

- интерактивный диалог;

- обратная связь преподавателем;

- асинхронное общение.

Дидактические свойства обусловливают дидактические функции цифровых технологий, позволяющие сделать разнообразным процесс организации самостоятельной работы обучающихся, а также сделать его более эффективным. В свою очередь дидактические функции цифровых технологий - внешнее проявление свойств средств ЦТ, которые применяются в образовательном процессе с обозначенными целями [3]. Использование средств ЦТ в организации самостоятельной работы обучающихся позволит:

- сформировать исследовательскую компетенцию: получение информации из научных и методических источников, обработка и оформление с помощью программного обеспечения;

- предоставить доступ к ресурсам, которые содержат контент дисциплины для самостоятельного изучения;

- сформировать способность анализировать, систематизировать и оценивать информацию различными средствами - табличными процессорами, инфографикой и так далее;

- автоматизировать процесс оценивания выполненных домашних заданий с помощью тестирующих систем, программ-тренажеров;

- отработать способность работать с профессиональными программами и приложениями для дальнейшего применения в профессиональной деятельности;

- сформировать способность применять технологии, важные в профессиональной деятельности;

- отправлять, демонстрировать выполненные задания для самостоятельной работы;

- проводить онлайн консультации и промежуточные аттестации в синхронном и асинхронном режимах;

- проводить синхронные и асинхронные групповые онлайн консультации, взаимное оценивание;

- организовывать самостоятельную работу обучающихся с учетом междисциплинарных связей;

- хранить результаты самостоятельной работы обучающихся в электронном виде, учитывать их при дальнейшей разработке зданий для самостоятельной работы.

Эффективная реализация дидактических функций цифровых технологий предполагает необходимость интегрирования использования ЦТ в рамках личностно-ориентированного и деятельностного подходов. Один из эффективных методов организации самостоятельной работы обучающихся, который реализует деятельностные основания компетентностного подхода - метод проектов [4]. Рассмотрим реализацию дидактических функций цифровых технологий при выполнении обучающимися проекта. В таблице 1 продемонстрирована типология проектов с использованием средств. Исследовательские проекты обучающихся по структуре схожи с научными исследованиями. Исследования обучающихся по отдельным дисциплинам предполагают постановку проблемы, аргументацию ее актуальности, постановку целей и задач, выбор методов исследования, анализ литературы и представление информации по выявленной проблеме, выбор решения проблемы и его обоснование.

Исследовательские проекты проводятся с использованием средств цифровых технологий, поскольку необходимо:

- проводить анализ большого количества различных данных;

- применять специальное программное обеспечение (например, статистический анализ);

- выполнять запросы при отсутствии информации в открытом доступе;

- оформлять результаты проекта.

Например, телекоммуникационные проекты как вид исследовательских проектов обучающихся, предполагают телекоммуникацию с помощью цифровых технологий для решения поставленных задач. Существуют виды телекоммуникаций, которые определяют вид проекта: обмен мессенджами; групповое изучение какой-либо темы; видео конференции (синхронные и асинхронные); электронное обучение; деловые игры [2].

Таблица 1

Типология проектов на основе цифровых технологий

Вид деятельности

Исследовательская | Коммуникативная | Творческая

Цель проекта

Решение актуальной проблемы Организация групповой деятельности удаленных обучающихся Создание и оформление результатов работы

Тип проекта

Исследовательский Телекоммуникационный (электронный) Практико-ориентированный

Дидактические функции

- формирование способности получать информацию, обрабатывать и оформлять с помощью программного обеспечения; - формирование способности анализировать, систематизировать и оценивать информацию различными средствами -табличными процессорами, инфографикой. - проводить онлайн консультации и промежуточные аттестации, групповые онлайн консультации, взаимное оценивание в синхронном и асинхронном режимах. - формирование способности применять технологии необходимые в профессиональной деятельности; - закрепить способность работы с программами и приложениями использующиеся в профессиональной деятельности.

При разработке заданий для практико-ориентированного проекта необходимо учитывать их социальные и профессиональные интересы, так как такие проекты направлены на результат деятельности и разработку конечного продукта (в противном случае обучающийся не завершит работу над проектом). Практико-ориентированные проекты разрабатываются с помощью цифровых технологий, поскольку создание конечного продукта требует использования средств ЦТ и сформированной способности использовать ЦТ применяемые в профессиональной деятельности. Практико-ориентированный проект может быть реализован с использованием средств цифровых технологий, а также его возможно координировать с помощью средств ЦТ. Рассмотрим, второй вариант, когда преподаватель координирует выполнение проекта. Зачастую это происходит следующим образом: преподаватель с помощью электронных коммуникаций (например, технологии Web 2.0), собственного веб-сайта, электронной почты, обучающей системы контролирует этапы выполнения проекта. Наиболее популярна в образовательных организациях высшего образования обучающая среда Moodle, предназначенная для реализации учебных проектов. Moodle имеет возможности для управления проектной деятельностью: размещение информации в разных форматах (текстовая, видео и аудио материалы), обмен сообщениями, обсуждение в форумах. Таким образом, благодаря развитию цифровых технологий, преподаватели имеют возможность разрабатывать задания для обучающихся по выполнению электронного или телекоммуникационного проекта.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, позволяющих решать какую-либо проблему в процессе самостоятельной работы обучающихся с обязательной презентацией этих результатов [4]. Учитывая особенности организации и реализации, метод электронных проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые организованы в электронной среде и направлены на разрешение какой-либо проблемы с получением конечного продукта посредством использования цифровых технологий. Выделим условия организации и реализации электронных проектов: разработка каждого этапа и их координация должна выполнятся в электронной среде; конечный продукт проекта должен быть в электронном виде; защита проекта происходит с мультимедийным проектором. Принимая во внимание основания деятельностного подхода в самостоятельной работе обучающихся, то есть проблемно-ориентированный характер, общие характеристики учебной и профессионально-педагогической деятельностей, актуализации компетенций, использование метода электронных проектов будет эффективным, если учтены междисциплинарные связи, профессиональная направленность и системность.

Выводы. Таким образом, метод электронных проектов с междисциплинарными связями, можно трактовать как комплекс учебно-познавательных приемов и процедур, организованных в электронной среде, которые способствуют формированию профессиональных компетенций за счет реализации междисциплинарных связей средствами цифровых технологий; творческого, синтетического применения знаний, способностей, и их переноса на профессиональную деятельность. Поэтапное формирование ИКТ-компетентности будущего специалиста предполагает реализацию требования системности при разработке электронного проекта. Комплекс конечных продуктов электронных проектов может быть организован в виде электронного портфолио, которое предъявляется выпускником для подтверждения уровня сформированности ИКТ-компетентности.

Литература:

1. Могилев, А.В. Информатика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; под ред. Е.К. Хеннера. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 848 с.

2. Смирнова, О.Ю Дидактические условия организации самостоятельной работы обучающихся / О.Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 349-353.

3. Смирнова, О.Ю Проектная деятельность на занятиях в образовательной организации высшего образования / О.Ю. Смирнова // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития экономики Труды XVII Международной научно-практической конференции. Под редакцией Н.В. Апатовой. 2018. С. 244-245.

4. Anohina, A. Analysis of the terminology used in the field of virtual learning / A. Anohina // Educational Technology & Society. - 2015. - No. 8 (3). - P. 91-102.

5. Ben Youssef, A. The Impact of ICT on Student Performance in Higher Education: Direct Effects, Indirect Effects and Organisational Change [Электронный ресурс] / A. Ben Youssef, M. Dahmani // RUSC. Universities and Knowledge Society Journal. - 2008. - V. 12. - No. 3. - 12 p. Режим доступа: http://journals.uoc.edu/index.php/rusc/article/view/v5n1-ben-youssef-dahmani

6. Friesen, N. Report: Defining Blended Learning [Электронный ресурс] / N. Friesen // Report - 2012. - 10 p. Режим доступа: http://learningspaces.org/papers/Defining_Blended_Learning_NF.pdf

7. Groff, J. Technology-rich innovative learning environments [Электронный ресурс] / J. Groff. - OECD -CERI 7. Working Paper, 2013. - 30 p. Режим доступа: http://www.oecd.org/edu/ceri/TechnologyRich%20Innovative%20Learning%20Environments%20by%20Jennifer%2 0Groff.pdf

8. Krasavina, Yu.V. Developing Professional Information and Communication Skills through E-Projects / Yu.V. Krasavina, M.A. Al Akkad // Образование и Наука. - № 10. - 2014 г. - С. 93-105.

9. Moore, J.L. E-Learning, online learning, and distance learning environments: Are they the same? / J.L. Moore, C. Dickson-Deane, K. Galyen // The Internet and Higher Education. - 2011. - No. 14. - P. 129-135.

10. Siemens, G. Preparing for the digital university: a review of the history and current state of distance, blended, and online learning / G. Siemens, D. Gasevic, Sh. Dawson. - MOOC Research Initiative, 2015. - 230 p.

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, доцент Быстрицкая Елена Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТРЕНЕРОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема определения межпредметной основы подготовки бакалавров по физической культуре к осуществлению профессиональной деятельности в условия модернизации образования. Представлены содержательные барьеры осуществления межпредметной подготовки студентов бакалавриата физкультурно-педагогических профилей. Определены методологические подходы, являющиеся основанием для исследования и формирования межпредметной основы педагогической деятельности учителей физической культуры и спортивных тренеров. Приведены методы и технологии обучения, способствующие межпредметной и метапредметной подготовке будущих спортивных педагогов и тренеров, которые могут быть реализованы в вузе как в режиме очных занятий, так и в рамках организации самостоятельной учебной деятельности студентов в он-дайн и офф-лайн режимах.

Ключевые слова: спортивные тренеры, межпредметная основа профессиональной деятельности, межпредметная подготовка, личностно-деятельностный подход, антропологический подход, контекстных подход в образовании.

An^tatton. his article deals with the problem of determining the inter-subject basis for the preparation of bachelors in physical education for professional activity in conditions of modernization of education. There are presented meaningful barriers of implementation of inter-subject training of undergraduate students of physical education and pedagogical profiles. Methodological approaches have been defined, which are the basis for the study and formation of the inter-subject basis of pedagogical activities of teachers of physical education and sports trainers. Methods and technologies of training are presented, which contribute to inter-subject and meta-subject training of future sports teachers and trainers, which can be implemented in the university both in full-time classes and in the framework of organizing independent educational activities of students in on-line and off-line modes.

Keywords: sports trainers, interdepartmental basis of professional activity, interdepartmental training, personal-activity approach, anthropological approach, contextual approach in education.

Введение Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том, что в требованиях ФГОС ВО и в Профессиональных стандартов «Педагог», «Тренер», «Инструктор по виду спорта» представлена направленность подготовки спортивного педагога и тренера нового времени к осуществлению профессиональной деятельности на основании так называемых «мягких» или «гибких» компетенций. Если прибегнуть к синонимизации понятийного аппарата педагогики прошлого века и нового времени, то «жесткие» компетенции представляют собой по сути углубленные фундаментальные знания и умения в довольной узкой профессиональной сфере, что чаще всего отражено в предметном знании и предметно-дисциплинарной подготовке. Тогда как «мягкие» компетенции представляют собой основу успешных действий в экстенсивно расширяющемся образовательном и жизненном пространстве спортивного педагога. Их содержание охватывает различные сферы спорта, образования, социального взаимодействия и бытовой самоорганизации тренера. И именно для их совершенствования у будущих тренеров необходима целенаправленная деятельность педагогов вуза по созданию межпредметных основ образовательного процесса.

Целью статьи является определение подходов, методов и технологий высшего образования, способствующих межпредметной подготовке будущих спортивных тренеров и формированию у них мягких профессиональных компетенций.

Изложение основного материала статьи. Как было сказано выше, целевой основой межпредметной подготовки спортивных тренеров является формирование у них не столько жестких, сколко мягких компетенций. Эти компетенции представляют собой портфель умений и способностей специалиста, которые определяют условия повышения уровня персональной эффективности в условиях динамически изменяющейся образовательной среды. Их условно можно разделить на несколько групп:

1. Компетенции интеллектуально-когнитивного плана. По словам Г.П. Щедровицкого[1] - это навыки мыследеятельности, среди которых управление знаниями, актуализация свойств собственных мыслительных процессов, устойчивые представления о показателях своих зон актуального и ближайшего развития. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.