Научная статья на тему 'Дидактическая настольная игра "basketball game" как оценочное средство дисциплины баскетбол'

Дидактическая настольная игра "basketball game" как оценочное средство дисциплины баскетбол Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / ИГРОФИКАЦИЯ / НАСТОЛЬНАЯ ИГРА / ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО / ТЕОРИЯ БАСКЕТБОЛА / BASKETBALL / IGROFIKATSIYA / BOARD GAME / EVALUATIVE TOOL / THEORY OF BASKETBALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев Владимир Юрьевич, Бусырева Анастасия Сергеевна, Голяков Иван Павлович

Представлена технология игрофикации к спортивным дисциплинам посредством разработки оценочного средства в виде дидактической настольной игры «BASKETBALL GAME», характеризующаяся набором классификационных параметров и позволяющая оценивать уровни сформированности когнитивного компонента компетенций без нарушения фундаментальности образования. Предложена интеллектуальная карта «Теория баскетбола», отражающая основные разделы и термины игры, и личная карта учета усвоения знаний участника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеев Владимир Юрьевич, Бусырева Анастасия Сергеевна, Голяков Иван Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTICAL BOARD GAME AS A MEANS OF FORMING AND CONTROLING THE LEVEL OF FORMA TION OF COGNITIVE COMPONENT OF COMPETENCIES

The technology of igrofication to sports disciplines is presented, by developing an evaluation tool in the form of a didactic board game "BASKETBALL GAME", characterized by a set of classification parameters and allowing to assess the levels of the formation of the cognitive component of competences, without violating the fundamentality of education. The intellectual map "Theory of Basketball", reflecting the main sections and terms of the game, and a personal map of the participant's knowledge acquisition is offered.

Текст научной работы на тему «Дидактическая настольная игра "basketball game" как оценочное средство дисциплины баскетбол»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.323

ДИДАКТИЧЕСКАЯ НАСТОЛЬНАЯ ИГРА «BASKETBALL GAME» КАК ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО ДИСЦИПЛИНЫ БАСКЕТБОЛ

В.Ю. Алексеев, А.С. Бусырева, И.П. Голяков

Представлена технология игрофикации к спортивным дисциплинам посредством разработки оценочного средства в виде дидактической настольной игры «BASKETBALL GAME», характеризующаяся набором классификационных параметров и позволяющая оценивать уровни сформированности когнитивного компонента компетенций без нарушения фундаментальности образования. Предложена интеллектуальная карта «Теория баскетбола», отражающая основные разделы и термины игры, и личная карта учета усвоения знаний участника.

Ключевые слова: баскетбол, игрофикация, настольная игра, оценочное средство, теория баскетбола.

Игрофикация как технология обучения предполагает использование в учебном процессе игровых элементов и техник (технологий), что позволяет получить более высокие результаты активности студентов, и улучшить качество освоения материала. В западной научной литературе игрофикация (геймификация, геймплей) определяется как обучающий процесс моделирующий игру в режиме онлайн. Игрофикация как проектирование процесса получения профессиональных навыков рассматривается в работах В.Н. Вараксина. В частности, он отмечает, что потребность в игре у студента продиктована современностью, а сама возможность «входить» в игровой режим обусловлена особым видением окружающего мира и связана со способностью создавать нечто новое, оригинальное, запоминающееся [1]. А.Е. Войскунский, А.А. Аветисова рассматривают игрофикацию как эффективный прием повышения мотивации индивидов. Игрофицированные приемы обучения практически

не применяются в учебном процессе, так как почти отсутствуют обучающие системы, соединяющие соревновательный, игровой и визуализирующий подходы, способствующие активизации учебной и познавательной деятельности студентов [2]. Д.В. Гребнев, Р.С. Рыбальченко, М.В. Малаховская относят технологии игрофикации к неиспользованным ресурсам, которые включают в себя совершенно новые способы самообразования, раскрытия творческого потенциала и способностей у индивида [3].

В своих исследованиях О.И. Ларичев для достижения максимального погружения студента в состояние потока (flow) или «умственной продуктивности» (mentalproductivity) в обучении рекомендует разработчикам игр и педагогам соблюдать относительный баланс между задачей, требующей решения, вызовом, а также способностями играющего [4]. Интеграция процесса обучения в игры зависит от представления предметной области, изучаемой в игре. Набор правил и средство обратной связи представляют собой основы любого игрофицированного обучающего объекта, который включает в себя: правила работы (индивидуальной, совместной) - для достижения поставленных целей; задания (в том числе с эпическим значением, то есть подразумевается достижение чего-то выдающегося или великого); обратный отсчет -ограничение времени на выполнение заданий; очки - цифровое обозначение значимости выполненных заданий; бонусы - вознаграждения за уникальные находки в игровом процессе; достижения - получение публичного признания после завершения работы [5].

Дидактическая настольная игра «BASKETBALL GAME» - это средство формирования и контроля уровня сформированности когнитивного (знаниевого) компонента компетенций, закрепленных за дисциплиной. Данная игра применяется как средство обучения студентов и формирование их личностных и профессиональных качеств, в частности коммуникативной компетентности. Игра позволяет как сформировать, так и оценить знания студента, способность к вербальной и невербальной коммуникации, визуальную грамотность, индивидуальный стиль межличностного взаимодействия в команде и иные коммуникативные навыки. В процессе игры выявляются слабые места в теоретической подготовке студентов и пробелы в их профессионально-личностном развитии. «BASKETBALL GAME» характеризуется следующими классификационными параметрами:

1. Игровая механика: пошаговая командная игра, целью которой является провести фишку своей команды через всю площадку быстрее, чем соперник. Игрок берет карту с заданием любого уровня сложности (1, 2, 3), бросает кубик (выпавшее число показывает, каким способом нужно объяснить слово) и пытается заработать очки, чтобы продвинуться вперед. Задания заключаются в том, чтобы объяснять и отгадывать слова тем или

иным способом. Если игрок справился с заданием, то фишка его команды проходит вперед на столько клеток, сколько очков указано на карте. На выполнение задания дается одна минута.

2. Игровая динамика: в основе игры лежит командная работа, ключевым показателем которой является эффективное социальное взаимодействие всех участников игрового процесса, способное подготовить к профессиональному общению в будущем.

3. Игровая мотивация строится на высокой степени вовлеченности участников, наличии высоко содержательной обратной связи игровой деятельности, возможности проявления личностью максимума своих качеств, соответствии игры логике деятельности, активизации рефлексивных процессов, способствующей интерпретации и осмысливанию полученных результатов, формировании установок профессиональной деятельности, возможности для личности объективно оценить себя и свои компетенции и, как следствие, скорректировать самооценку. Оценка деятельности осуществляется по двум критериям:

- индивидуальная - преподаватель фиксирует игровые действия каждого участника в матрице рейтинга и оценки позиции игроков относительно друг друга по ключевым показателям;

- командная - команда-победитель (быстрее всех преодолевшая все игровое поле) умножает свои баллы в рейтинге на 1,5.

Оценочное средство применяется в качестве рубежного контроля по результатам изучения раздела дисциплины и по окончанию изучения дисциплины: промежуточная аттестация. Оценочное средство предназначено для выявления качества овладения обучающимися необходимыми знаниями и умениями в соответствии с кодификатором контролируемых разделов учебной дисциплины. Процедура подготовки и представления учащимися результатов выполнения оценочного средства (методические рекомендации студентам). Проведению игры «BG» предшествует тщательная предварительная подготовка к ней. Начальным этапом этой подготовки является её обстоятельный разбор в учебной группе. В начале разбора преподаватель представляет студентам время на ознакомление с основными элементами игры. Далее преподаватель доводит до студентов цели проведения предстоящей игры, объясняет игровую механику, доводит до сведения студентов правила игры, отвечает на вопросы студентов. Очень важно, чтобы по окончании разбора игры у студентов не оставалось невыясненных вопросов, сомнений. После этого наступает процедура распределения на команды. Комплектуются команды по желанию студентов или по распределению преподавателя. В задании по подготовке студентов к дидактической игре преподаватель перечисляет учебно-методические материалы, в которых отражены вопросы, положенные в ее основу. Основные разделы и термины отражены в Интеллектуальной карте «Теория баскетбола» (рис. 1).

Рис. 1. Интеллектуальная карта «Теория баскетбола»

В личной карте учета усвоения знаний участника игры отражены все теоретические разделы дисциплины, а также все способы коммуникаций, которыми студент должен овладеть во время игрового взаимодействия: способность к вербальной коммуникации; способность к невербальной коммуникации; визуальная грамотность; умение структурировать/классифицировать информацию (рис. 2).

Начиная подготовку к данной игре, студенту следует ознакомиться со всем теоретическим материалом, а также со способами коммуникаций во время игрового взаимодействия. По окончании игры преподаватель предоставляет слово участникам игры для подведения итогов, самооценки достигнутых результатов. При этом рекомендуется обратить внимание на подготовленность к игре, активность её участников и их компетентность. Далее преподаватель кратко анализирует деятельность всех студентов по выделенным в матрице показателям, отмечая как положительные, так и отрицательные моменты, даёт им оценку и подсчитывает заработанные баллы, подводит итог проведенной игры. При этом он обращает внимание на полноту достижения поставленных перед студентами целей, выявляет слабые места в теоретической подготовке студентов и пробелы в их профессионально-личностном развитии.

ФФКясгг" Личная карта учета усвоения знаний участника игры

ск-з

СК-4 ОК-8

действии, входядих в программы по физическом культуре готов к реализации спортивных, физкультурно-рекреационных. оздоровительно-реабилитационных и профессионально-прикладкл готовностью поддерживать урове»«> физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность

овладения м»юм ^ ^ (^дадо,,« „»^ '^^ии свладс»%* мячэм \JKJ\J ^ О О О О О

О О О О О Те»*ка парадом*« О О О О О '«оодвм«»**

овладения моюи

шювдвкжвмл«

© О О О О Тедн^ передвижении О О О О О

Твжмнка влад»»« имоы ООООО Тво^л владвм» м*ном ОФ О О О Техн^ в/адоммя мячом фф О О О Т«»««а аладв** »»«м О О О О О

ЗНАЕТ ТАКТИКУ ИГРЫ Тактика напад»«я ОФООО Тактжа защиты ООООО Амплуп игрою* О ® ® О О Тактика мападен» ООООО Тактика зашиты ООООО Амплуа »»режов ООООО Тактика нагадан»« ® © ф О О Тактща зашиты ООООО Амплуа («роков ООООО

ЧНАЕ7 ПРАВИЛА И"РЫ Игровые по ложе»«« ООООО Фолы © © ф О О Нарушения ООООО Лроеые положении Ф0ООО л>лы Ф о о о о Наруияи*' оооо о 1 Игровые положен» ООООО ^ ®®ОФО ООООО |

Документа!«« Судейская бригада

ООООО Д»умвита1>« О © © О О Судейская бригада

ООООО

ООООО

• оооо @®ооо

Судейская вр«а«

Обоомоем« Плшнцуи)

Э События

I

ООООО 06ооуя»»«о

ООООО

ОФООО собы~я ООООО Л~ости

ООООО Обороте».»

0©@ОО п™™»»

ООООО ООООО ООООО

ООООО "«да«* ООООО Плац,и"

Тактика «падмия Тактика защиты Амплуа »греков ООООО ООООО • ОООО

Игровые положения ООООО

Фо/ъ ООООО

Нарушмм ООООО

Докумоеацио Судейская бригада Участит ООООО ООООО »•ООО

Собыгм ООООО

Л^ИОСТИ ®о©оо

ООООО ОО0ОО

События • оооо

ооооо

Рис.2. Личная карта учета усвоения знаний участника игры

Студенты также могут высказать своё мнение о путях совершенствования этого вида оценочного средства. В заключение преподаватель объявляет оценки всем участникам игры. Оценка результатов выполнения заданий оценочного средства осуществляется на основе их соотнесения с планируемыми результатами обучения, и установленными дескрипторами оценивания.

Таким образом, технология игрофикации к спортивным дисциплинам, посредством разработки оценочного средства в виде дидактической настольной игры «ВАЗКЕТВАЬЬОАМЕ», позволяет оценивать уровни сформированности когнитивного компонента компетенций без нарушения фундаментальности образования. Предложенная интеллектуальная карта «Теория баскетбола», отражающая основные разделы и термины игры способствует повышению эффективности усвоения знаний.

Список литературы

1. Вараксин В.Н. Приобретение профессиональных навыков при моделировании учебной игры // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 12. С. 109-111.

2. Войскунский А.Е., Аветисова А.А. О психологической диагностике игровых и образовательных интернет-ресурсов (на материале ресурсов для дошкольников) // Общественные трансформации и киберпространство: междисциплинарные исследования: сб. науч. ст. / под ред. Н.В. Борисова, А.В. Чугунова. СПб., 2009. С. 132-151.

3. Гребнев Д.В., Рыбальченко Р.С., Малаховская М.В. «Геймеры» как неиспользованный ресурс в институциональной системе // Урбанистическое пространство: проблемы развития и междис -циплинарного исследования. Томск, 2014. С. 45-47.

4. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. М.: Лонос, 2002. 392 с.

5. Бессмертный А.М., Гаенкова И.В. Игрофикация как образовательная парадигма обучения // Известия ВГПУ. 2016. №6 (110). С. 15-22.

Алексеев Владимир Юрьевич, старший преподаватель, alekseev.pspu@ gmail.com, Россия, Пермь, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Бусырева Анастасия Сергеевна, старший преподаватель, asyabay@yandex.ru, Россия, Пермь, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Голяков Иван Павлович, старший преподаватель, golyakov_ivan@mail. ru, Россия, Пермь, Пермь, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

DIDACTICAL BOARD GAME AS A MEANS OF FORMING AND CONTROLING THE LEVEL OF FORMA TION OF COGNITIVE COMPONENT OF COMPETENCIES

V.Y. Alekseev, A.S. Busyreva, I.P. Golyakov

The technology of igrofication to sports disciplines is presented, by developing an evaluation tool in the form of a didactic board game "BASKETBALL GAME", characterized by a set of classification parameters and allowing to assess the levels of the formation of the cognitive component of competences, without violating the fundamentality of education. The intellectual map "Theory of Basketball", reflecting the main sections and terms of the game, and a personal map of the participant's knowledge acquisition is offered.

Key words: basketball, igrofikatsiya, board game, evaluative tool, theory of basketball.

Alekseev Vladimir Yurievich, senior lecturer, alekseev.pspu@gmail. com, Russia, Perm, Perm State Humanitarian and Pedagogical University,

Busyreva Anastasia Sergeevna, senior lecturer, asyabay@yandex. ru, Russia, Perm, Perm State Humanitarian and Pedagogical University,

Golyakov Ivan Pavlovich, senior lecturer, golyakov_ivan@mail. ru, Russia, Perm, Perm State Humanitarian and Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.