Научная статья на тему 'Дидактическая модель формирования ключевых учебных компетенций у учащихся колледжа в условиях гуманитаризации образования'

Дидактическая модель формирования ключевых учебных компетенций у учащихся колледжа в условиях гуманитаризации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куракова Галина Владимировна

Статья содержит некоторые рекомендации по построению учебного процесса в части формирования ключевых учебных компетенций у учащихся колледжа в условиях гуманитаризации образования. Приводится дидактическая модель формирования ключевых учебных компетенций у учащихся колледжа в условиях гуманитаризации образования в компетентностном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактическая модель формирования ключевых учебных компетенций у учащихся колледжа в условиях гуманитаризации образования»

УДК 373.5 ББК 74.24 К-93

Куракова Галина Владимировна, соискатель кафедры педагогики социальной психологии ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», заведующая отделением экономики и управления, заведующая кафедрой общественных наук ГОУ СПО «Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики», т.: 89185087704.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ УЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

(рецензирована)

Статья содержит некоторые рекомендации по построению учебного процесса в части формирования ключевых учебных компетенций у учащихся колледжа в условиях гуманитаризации образования. Приводится дидактическая модель формирования ключевых учебных компетенций у учащихся колледжа в условиях гуманитаризации образования в компетентностном формате.

Ключевые слова: гуманитаризация образования, компетентностный подход, ключевые компетенции, учебная деятельность, интеграция содержания образования, дидактическая модель.

Kurakova GalinaVladimirovna, seeker of the department of social psychology pedagogy, SEI HPE ‘Adyghe State University’, Head of the Department of Economics and Management, Head of the Department of Social Sciences SEI SPA ’ Rostov-on-Don State College of Communications and Informatics’, tel.: 89185087704.

DIDACTIC MODELS OF FORMATION OF CORE CURRICULUM COMPETENCIES IN COLLEGE STUDENTS IN THE PROCESS OF HUMANIZED EDUCATION

This article contains some guidelines for the construction of the learning process with regard to the key learning skills in students of college in the humanization of education. We present a didactic model of the core training competencies for college students in the humanization of education in the format of competence.

Keywords: liberalization of education, competence approach, core competencies, learning activities, integration of educational content, the didactic model.

Качество современного образования, его результаты, компетенции и компетентностный подход получают все больший статус и на таком уровне закреплены в официальных российских и международных документах. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования до 2010 г. общеобразовательная школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции» [1], что и составляет содержательную канву качества образования. Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования. Настоящая статья ориентирует на то, каков набор ключевых учебных компетенций необходимо формировать у учащихся начальных курсов в условиях колледжа, каковы основные составляющие данного процесса, что нашло отражение в авторской дидактической модели формирования ключевых учебных компетенций у учащихся колледжа в условиях гуманитаризации образования.

Основными теоретическими выводами, к которым пришел автор, можно сформулировать следующим образом:

1) «ключевые учебные компетенции учащихся», с нашей точки зрения, - способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие верного образовательного направления и вырабатывать алгоритм действий по его реализации в условиях неопределенности, являющиеся основанием для других, более конкретных и предметноориентированных составляющих; выступают в роли количественного и качественного эквивалентов

оценки результатов образования с ориентацией на современные требования к качеству подготовки выпускника колледжа;

2) совокупность ключевых учебных компетенций учащихся представлена ценностно -смысловыми, общекультурными, гностическими, социально-трудовыми компетенциями и компетенциями по личностному самосовершенствованию, что составляет содержательную канву результатов образования современного выпускника колледжа;

3) основу процесса формирования ключевых учебных компетенций у учащихся колледжа в условиях гуманитаризации образования составляет дидактическая модель, обеспечивающая реализацию стратегии деятельности педагога и стратегии деятельности учащегося, развитие личности обучающегося и формирование у него ключевых учебных компетенций.

Создание модели управления педагогическим процессом, апробация ее в ходе опытно-экспериментальной работы, выступает одной из основных исследовательских процедур. Находя широкое применение в педагогике (А.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Ж.П. Зайцева, А.В. Кисляков, Д.А. Ларин и др.), моделирование определяется как метод «воспроизведения характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения...В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую некоторые стороны, связи, функции объекта исследования» [2, с. 333]. Применительно к нашему исследованию использование метода моделирования позволяет детально рассматривать и анализировать многие педагогические вопросы, связанные с осмыслением проблемы формирования ключевых учебных компетенций учащихся (целеполагания, интегративного процесса, анализа и отбора учебного материала и др.).

Содержательную канву проектируемой нами дидактической модели составила блочная структура процесса обучения (ориентировочный, организационный, технологический блоки), состав которых определяют следующие проектные характеристики: целевые, содержательные,

процедурные, организационно-управленческие, которые выделены и используются в нашем исследовании согласно рекомендациям Ю.С. Тюнникова [3] по проектированию интегративных педагогических процессов. Набор характеристик, определяющих содержание каждого блока, следующий (рис. 1).

I. Ориентировочный блок составляют целевые характеристики, отражающие педагогическую направленность взаимодействия всех компонентов на достижение конкретных результатов, сопряжение целей системы подготовки образования и целей формирования ключевых учебных компетенций. Целевыми характеристиками данного блока выступают следующие:

1. Направленность воздействия содержания образования - определяет его направленность к поставленным целям. Цель такого взаимодействия - достижение целостного восприятия действительности как необходимой предпосылки формирования ключевых учебных компетенций.

2. Общий замысел отражает основную идею формирования ключевых учебных компетенций. Методической основой такого подхода является формирование целостной гуманитарной и гуманно-ориентированной среды класса (группы) и учебного заведения, обеспечивающих присвоение ключевых учебных компетенций, имеющих надпредметный характер на основании интегративного и модульного построения процесса предметного обучения, формирования значимых ценностных ориентаций и мировоззрения за счет обеспечения целостности образовательного процесса.

3. Сопряженность общих и частных целей педагогического процесса - обеспечивается за счет интеграции предметного содержания образования в рамках определенного государством содержания образования педагогической системы.

4. Функциональная значимость процесса формирования ключевых учебных компетенций учащихся колледжа определяется тем, что он является частью формирования личности, и в этой связи в известной мере должен реализовать и исходить из его функций, что станет залогом эффективного решения задач личностного развития учащихся.

II. Организационный блок составляют организационно-управленческие характеристики, определяющие общие требования к организации и управлению процессом формирования ключевых учебных компетенций обучающихся; должен отражать интегративные и модульные

подходы к реализации содержания образования.

III. Технологический блок составляют содержательные (дают представление о построении и особенностях содержания компонентов содержания образования) и процедурные характеристики (определяют методическое наполнение, средства и формы организации учебновоспитательного процесса, содержание, средства и формы мониторинга и результата) формирования ключевых учебных компетенций обучающихся.

Взаимодействующие блоки

Целевые характеристики

Направленность Функциональная значимость

Общий замысел ГТ"ГТ Сопряженность общих и частных целен

Организационно-управленческие характеристики

Программа

Учебно-материальное обеспечение

Координация и кооперация деятельности педагогов

Содержательные характеристики

Логико-содержательная основа

Уровни

Способы Приемы

Формы организации

Процедурные характеристики мониторинга

Способы измерения

Критерии

Средства

Масштаб

Приемы измерения

Формы организации

Системный эффект - формирование ключевых учебных компетенций обучающихся

Рис. 1. Схема построения процесса формирования ключевых учебных компетенций

у учащихся колледжа

Дидактическое проектирование учебной дисциплины нужно начинать с компонента, связывающего субъекты образовательного процесса в совместной деятельности, т.е. с ее содержания. В этой связи нами осуществлялось проектирование гуманистически ориентированного содержания образования на уровнях учебной дисциплины, учебного материала и процесса обучения. При этом материал, включаемый в содержание дисциплин,

разрабатывался при непосредственном участии исследователя. Такая работа проводилась в форме обсуждений и индивидуального консультирования педагогов.

В ходе опытно-экспериментальной работы преподаватели пользовались моделью интеграции содержания образования, что позволило оперативно влиять на организацию педагогического процесса, оказывать своевременную методическую помощь. Изначально преподавателям предлагалось составлять черновой вариант программы курса дисциплины, который помогал проследить конечную цель работы. В них были определены задачи дисциплины, перечислены темы, установлены вид занятия и количество отведенных на изучение часов, рассматривалось примерное распределение материала, определялась форма и содержание самостоятельной работы учащихся (проверочные самостоятельные работы, подготовка докладов, рефератов, выполнение индивидуальных и групповых заданий). Процесс интеграции в нашем случае обеспечивался акцентом внимания на социальную значимость уже решаемых в соответствии с учебными программами задач. Координация содержания достигалась за счет рассмотрения рабочих программ учебно-методической цикловой комиссией и выделения задач конкретного предмета по формированию компетенций. До составления учебных программ интеграции содержания образования каждому преподавателю, задействованному в эксперименте, необходимо было уточнить цели, место и роль своей дисциплины, всех видов ее учебных занятий в формировании ключевых учебных компетенций и придерживаться следующей последовательности: рассмотрение учебной программы в общем виде; определение тем, которые получают задачи формирования составных компонентов ключевых учебных компетенций; определение содержания учебного предмета и занятия (в этом случае педагог, приступая к работе, должен представлять, какие умения, посредством каких занятий, какими методами и приемами он будет формировать); включение в задачи учебного предмета пункта «способствовать развитию знаний, умений и навыков, составляющих основу ключевых учебных компетенций обучающихся»; разработка на основе предложенного подхода тематических учебных планов и программ.

На основе переосмысления концепций по построению интегративного процесса обучения А.Я. Данилюка (1997), Ю.С. Тюнникова (1986, 1991), В.Т. Фоменко (1994, 1999), следует различать внутрипредметную, межпредметную и внепредметную интеграцию содержания образования. Основанием для рассмотрения элементов интеграции выступил проведенный нами анализ содержания гуманитарных предметов (1-2 курс колледжа) по направлению формирования компетентности. Представив компетентность как результат взаимодействия ряда дисциплин, можно получить слитые содержательные области ряда дисциплин - межпредметную интеграцию (рис. 2, 3).

Рис. 2. Межпредметная интеграция, обеспечивающая гуманитарные знания

Рис. 3. Элементы интеграции в сложном взаимодействии учебных предметов

Однако в формировании ключевых учебных компетенций участвуют множество дисциплин из разных блоков (гуманитарного и других блоков). В такой схеме имеет место сложное взаимодействие, когда одновременно проявляется внутрипредметная (косые штрихи) и межпредметная интеграция (клеточные штрихи). Вместе с тем, каждый предмет имеет собственную неинтегрированную составляющую, которая наряду с решением важных для предмета задач реализует частную по отношению к компетенции. Интеграция может проявляется в виде внешнего привнесения в состав предмета несвойственного ей содержания -внепредметная интеграция. Педагогический эффект интеграции содержания образования проявляется в расширении функций образовательных предметов, обогащении их в содержательном отношении, созданием предпосылок формирования адекватных качеств личности учащегося.

В целом, апробация разработанной нами дидактической модели способствовала позитивному воздействию на формирование ключевых учебных компетенций как в контрольной (аттестационный балл сформированное™ учебных компетенций: исх. 2.1±1.1; кон. - 2.7±0.9, Р<0.001), так и в экспериментальной (аттестационный балл сформированности учебных компетенций: исх. 2.0±1.1; кон. - 3,5±0.8, Р<0.001) группах. Характер и позитивная динамика проявления ключевых учебных компетенций у участников экспериментальной группы позволяет использовать данную модель в широкой педагогической практике.

Литература:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. М.: Академия, 2002. 24 с.

2. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 400 с.

3. Тюнников Ю.С. Метод обучения: методологический анализ дидактической категории. Сочи, 2003. 48 с.

23535323534848482348484848

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.