42
Педагогические науки
УДК 373.25
Г. Н. Кузьмина, В. Н. Овечкина Детский сад № 42 «Кораблик», Йошкар-Ола
Дидактическая игра как средство развития психического развития
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье раскрывается опыт работы по решению проблемы развития психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Подробно рассматривается метод дидактических игр как наиболее эффективный в работе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: дидактические игры, психическое развитие, здоровье.
Поступающим в школу детям с ограниченными возможностями здоровья присущ ряд специфических особенностей: недостаточная готовность к школьному обучению; низкий уровень сформированное™ знаний, умений, навыков к усвоения программного материала. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения, испытывают затруднения в произвольной организации учебной деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети с ограниченными возможностями здоровья быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Эти и ряд других особенностей у детей с ограниченными возможностями здоровья проявляются как в замедленном созревании эмоционально-волевой сферы, так и в интеллектуальной недостаточности. Последнее - в том, что интеллектуальные возможности ребенка не соответствуют его возрасту.
Систематическое психологическое изучение детей с ограниченными возможностями здоровья началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности детей этой группы. Было установлено, что свойственные этим детям снижение работоспособности и неустойчивость внимания имеют разнообразные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода деятельности;
у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания. Внимание детей характеризуется низкой концентрацией, для любого вида их деятельности характерны повышенная отвлекаемость и фрагментарное выполнение учебных и внеучебных заданий. Установлено, что многие из таких детей испытывают трудности в процессе восприятия. Многое понимается ими неправильно. Зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Такие дети могут не узнать даже знакомые объекты, если они изображены в непривычном ракурсе или плохо освещены. Процесс восприятия предметов занимает у них больше времени.
У всех детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются и недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания (непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного). Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.
Одна из психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно-практическом уровне для них доступно, однако дети могут затрудняться в объяснении причинно-следственных связей. Важное значение для понимания своеобразия мыслительной деятельности детей с трудностями в обучении имеет анализ особенностей их словесно-логического мышления. Для них характерен недостаточно высокий уровень сформированности всех основных
Г. Н. Кузьмина, В. Н. Овечкина
43
интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. Слабая сформированность обобщающей функции слова обусловливает трудности в овладении детьми родовыми понятиями -показателями запаса видовых конкретных понятий и умений самостоятельно выделять существенные признаки однородной группы предметов. У детей обнаруживаются недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным решениям, использование неадекватных способов действия. Такое значительное отставание в развитии мыслительных процессов убедительно говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу с целью формирования у детей интеллектуальных способностей, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности.
Дошкольный возраст - это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. Для развития любого психического процесса существует «свой» сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что «процесс развития есть в известном смысле необратимый процесс, здесь невозможны «рекламации» нельзя возвратить юношу в школу для «доделки», «доразвития» [1]. Поэтому очень важно заметить ранние формы отступлений от нормального хода развития ребенка. Необходимость ранней диагностики определяется таким важнейшим свойством нервной системы, как пластичность. Исследования И. П. Павлова показали, что чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействия извне. Ни в какой другой период добиться такого практически невозможно. Именно в дошкольный период необходимо более интенсивно заниматься развитием ребенка, а тем более если ребенок с задержкой психического развития, когда именно недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у них при обучении в школе.
Ведущий вид деятельности у дошкольников -игра. Использование развивающих игр и специальных упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только
познавательной, но также и личностно-мотивационной сферы дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Создаваемый на занятиях благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной адаптации дошкольников к условиям новой для них среды и успешного протекания всей последующей учебной деятельности.
Основной формой воздействия на ребенка в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида являются организованная познавательная деятельность и игры на развитие психических процессов. Усвоение материала зависит от правильного выбора методических приемов. Важно помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии. Необходимо применять такие дидактические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Проблемные дети пассивны, неэмоциональны, не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра - средство обучения, одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях и в свободное время. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них - обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются
44
Педагогические науки
многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.
Должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания.
Игры на развитие внимания
В качестве наиболее характерных для детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей внимания исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания. Чтобы преодолеть эти трудности в развитии внимания, можно провести с детьми игры: «Вершки-корешки», «Будь внимательным», «Чего не стало», «Собери из частей». Их используют на индивидуальных, подгрупповых занятиях, в свободное время. Дети увлекаются игрой и не чувствуют обучающего момента. Поняв правила игры и ее смысл, дети увлекаются соревновательным духом, подключается эмоциональная сторона игры, стремятся следующий раз быть внимательнее, чтобы их похвалили. Начинают переживать, огорчаться от неудач, просыпается желание быть лучше.
Игры на развитие памяти
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерно: снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; заметное преобладание наглядной памяти над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения; неумение организовать свою работу, недостаточ-
ная познавательная активность, недостаточный объем и точность запоминания, быстрое забывание материала.
Можно использовать игры: «Длинная цепочка», «Кто вперед», «Хитрый фотоаппарат», «Чего не стало», «Что изменилось» и т. д. Игры используют не только на занятии, но и в свободной деятельности. Дети стремятся больше запомнить, гордятся собой.
Ш
1. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие. М.: НЦ ЭНАС, 2003. 136 с.
2. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб., 2003.
3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Б. П. Пузанов и др. М.: Академия, 1999. 160 с.
4. Сухинина С. В. Ребенок в игре. М.: Новая школа, 2004.
5. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2005. 400 с.
1. Blinova L. N. Diagnostika i korrekcija v obrazovanii detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija: ucheb. posobie, M.: NC JeNAS, 2003, 136 p.
2. Kalinina R. R. Psihologo-pedagogicheskaja diagnostika v detskom sadu, SPb., 2003.
3. Korrekcionnaja pedagogika: Osnovy obuchenija i vospi-tanija detej s otklonenijami v razvitii, B. P. Puzanov i dr., M.: Akademija, 1999, 160 p.
4. Suhinina S. V. Rebenok v igre, M.: Novaja shkola, 2004.
5. Special'naja pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij, L. I. Aksenova, B. A. Arhipov, L. I. Beljakova i dr.; pod red. N. M. Nazarovoj, 4-e izd., ster., M.: Akademija, 2005, 400 p.
G. N. Kuz'mina, V. N. Ovechkina Kindergarten № 42, Yoshkar-Ola
Didactic game - as a means of mental development of children with disabilities
The article reveals the experience to tackle the problem of mental development of children with disabilities. Examines in detail the method of didactic games, as the most effective in the preschool educational institution for children with disabilities.
Keywords: educational games, mental development and health.