УДК 304.9
Норова Ф. Ф. преподаватель Бухарский государственный университет
Узбекистан, г.Букхара ДИАЛОГОВЫХ СИСТЕМЫ И ЕГО СТРУКТУРЫ
Аннотация: В этом статье мы даем диалоговых систем с разных точек зрения и обсуждаем некоторые возможные направления исследований.
Ключевые слова: Диалоговые системы, структура диалоговые системы, интеллектуальная диалоговые системы.
Norova F.F. teacher
Bukhara state university DIALOGUE SYSTEM AND ITS STRUCTURE
Annotation: in this paper we give dialogue systems from different points of view and discuss some possible areas of research.
Keywords: Dialogue systems, structure of dialogue systems, intelligent dialogue systems
Диалоговые системы привлекают все больше внимания. Последние достижения в области диалоговых систем в подавляющем большинстве случаев вклад глубоких методов обучения, которые были используется для улучшения широкого спектра приложений больших данных такие как компьютерное зрение, обработка естественного языка и рекомендательные системы. Для диалоговых систем, глубокое обучение может использовать огромное количество данных для изучения значимого представление функций и стратегии генерации ответов, при этом требуется минимальное количество ручной работы.
Диалоговая система обеспечивает решение задач в режиме диалога пользователя с экономико-математической моделью. Под диалогом понимается поочередный обмен сообщениями между пользователем и моделью в соответствии с установленным языком и формой общения в темпе, соизмеримом с темпом обработки данных менеджером.
Режим диалога связан с вмешательством пользователя в процесс решения модели, вызывающим ответную реакцию процесса, и относится к так называемым интерактивным режимам, а диалоговая система, соответственно, является интерактивной системой. Характерной чертой диалоговой системы является ориентация на создание так называемого дружественного интерфейса, основу которого составляют следующие факторы: гибкость диалога, т. е. способность системы учитывать различные потребности и уровень квалификации пользователей; ясность поведения системы для пользователя в любой стадии диалога; простота пользования; простота обучения работе с системой; доступность системы в любой
необходимый пользователю момент; обеспечение идентификации и защиты данных; самостоятельность, т. е. способность системы самостоятельно разбираться в «нештатных» ситуациях. Эти факторы, а также требования конечного пользователя и специфика проблемной области, на которую ориентирована диалоговая система, отражаются в ее структуре и составе. Диалоговая системах широком смысле состоит из компонентов двух типов -прикладных и диалоговых. диалоговых системах, нужно отметить, что существующие модели автоматического понимания речи пока еще далеки от понимания речевых возможностях человека. Для того, чтобы разработать подходящие и удобные в использовании разговорные диалоговые системы, необходимо учитывать как технологии передачи, распознавания и синтеза речи, корректное понимание языка, управление диалогом, так и учёт всех составляющих информационного обмена между людьми, позволяющие организовывать взаимодействие компьютера с человеком на естественном языке. Диалоговые системы будут эффективны при условии, если будут привычными для пользователя и адаптированы к нему. Прикладные компоненты (прикладные и системные программы, базы данных и знаний, соответствующие системы управления ими) обеспечивают обработку и хранение информации в ходе решения задачи. Диалоговые компоненты (средства ведения диалога и лингвистическая подсистема) реализуют связь пользователя с прикладными компонентами в процессе решения требуемой задачи. Диалоговые компоненты, собственно, и обеспечивают диалоговый режим взаимодействия пользователя с компьютером и образуют диалоговую систему в узком смысле. Форма диалога определяется применяемыми в интерактивной системе средствами общения пользователя с компьютером, к которым относятся не только аппаратная часть, но и используемые программное обеспечение, формулировка задачи, метод решения, представление решения (графическое, табличное).
Совокупность шагов, записанная на специальном языке, образует сценарий диалога. Язык описания диалога содержит: специальные конструкции, обеспечивающие описание шага диалога с учетом используемого формата; операторы нескольких типов, обеспечивающие изменение значений переменных, вывод сообщений, вызов функций и инициализацию поддиалогов или управляющие переходами от одного шага к другому.
Для создания сценариев диалога используется специальный компонент— генератор сценариев, позволяющий в интерактивном режиме создавать и редактировать сценарии, а также генерировать реализующие их программы.
Диалоговые системы в узком смысле используются в различных автоматизированных системах обработки информации и управления, обучающих человеко-машинных системах, превращая их таким образом в диалоговые системы в широком смысле. Для реализации эффективных диалоговых систем необходимо использовать не только перечисленные
выше компоненты, но и соответствующее математическое обеспечение. Это требование связано с тем, что экономико-математическое моделирование практически всегда ведется в диалоговом режиме. Интерактивные методы решения задач, применяемые в экономико-математическом моделировании, заключаются в том, что вычислительный процесс начинается с некоторого пробного допустимого решения, а затем применяют алгоритм, обеспечивающий последовательное улучшение этого решения. Процесс таких проб продолжается до тех пор, пока не станет ясно, что: дальнейшее улучшение решения невозможно (достигнут оптимум, причем во многих случаях требуется дополнительно проверить — локальный или глобальный); дальнейшие вычисления нецелесообразны, поскольку возможное улучшение результата не окупит дополнительных затрат (например, затраченного времени).
Использованные источники:
1. Довгялпо A.M. Диалог пользователя ЭВМ. Основы проектирования и реализации. Киев: Наук, думка, 1981. 232 с.
2. Никонов В.О. Диалоговая интеллектуальная система с естественно -языковым интерфейсом. Диссертация.: 2007. - 138 с.
3. Филиппович Ю.Н. Интеллектуальные технологии и системы. Сборник учебно-методических работ и статей аспирантов и студентов. Выпуск 8 / Сост. и ред. Ю.Н. Филипповича. -- М.: НОК «CLAIM»,2006. -- 326 с
4. Li, J., Monroe, W., Shi, T., Ritter, A., and Jurafsky, D. (2017). Adversarial learning for neural dialogue generation. In EMNLP 2017.
5. Hongshen Chen , Xiaorui Liu, Dawei Yin, and Jiliang Tang. A Survey on Dialogue Systems. (2018)