Научная статья на тему 'ДИАЛОГОВЫХ СИСТЕМЫ И ЕГО СТРУКТУРЫ'

ДИАЛОГОВЫХ СИСТЕМЫ И ЕГО СТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
307
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ / СТРУКТУРА ДИАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДИАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ / DIALOGUE SYSTEMS / STRUCTURE OF DIALOGUE SYSTEMS / INTELLIGENT DIALOGUE SYSTEMS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Норова Ф. Ф.

В этом статье мы даем диалоговых систем с разных точек зрения и обсуждаем некоторые возможные направления исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGUE SYSTEM AND ITS STRUCTURE

In this paper we give dialogue systems from different points of view and discuss some possible areas of research.

Текст научной работы на тему «ДИАЛОГОВЫХ СИСТЕМЫ И ЕГО СТРУКТУРЫ»

УДК 304.9

Норова Ф. Ф. преподаватель Бухарский государственный университет

Узбекистан, г.Букхара ДИАЛОГОВЫХ СИСТЕМЫ И ЕГО СТРУКТУРЫ

Аннотация: В этом статье мы даем диалоговых систем с разных точек зрения и обсуждаем некоторые возможные направления исследований.

Ключевые слова: Диалоговые системы, структура диалоговые системы, интеллектуальная диалоговые системы.

Norova F.F. teacher

Bukhara state university DIALOGUE SYSTEM AND ITS STRUCTURE

Annotation: in this paper we give dialogue systems from different points of view and discuss some possible areas of research.

Keywords: Dialogue systems, structure of dialogue systems, intelligent dialogue systems

Диалоговые системы привлекают все больше внимания. Последние достижения в области диалоговых систем в подавляющем большинстве случаев вклад глубоких методов обучения, которые были используется для улучшения широкого спектра приложений больших данных такие как компьютерное зрение, обработка естественного языка и рекомендательные системы. Для диалоговых систем, глубокое обучение может использовать огромное количество данных для изучения значимого представление функций и стратегии генерации ответов, при этом требуется минимальное количество ручной работы.

Диалоговая система обеспечивает решение задач в режиме диалога пользователя с экономико-математической моделью. Под диалогом понимается поочередный обмен сообщениями между пользователем и моделью в соответствии с установленным языком и формой общения в темпе, соизмеримом с темпом обработки данных менеджером.

Режим диалога связан с вмешательством пользователя в процесс решения модели, вызывающим ответную реакцию процесса, и относится к так называемым интерактивным режимам, а диалоговая система, соответственно, является интерактивной системой. Характерной чертой диалоговой системы является ориентация на создание так называемого дружественного интерфейса, основу которого составляют следующие факторы: гибкость диалога, т. е. способность системы учитывать различные потребности и уровень квалификации пользователей; ясность поведения системы для пользователя в любой стадии диалога; простота пользования; простота обучения работе с системой; доступность системы в любой

необходимый пользователю момент; обеспечение идентификации и защиты данных; самостоятельность, т. е. способность системы самостоятельно разбираться в «нештатных» ситуациях. Эти факторы, а также требования конечного пользователя и специфика проблемной области, на которую ориентирована диалоговая система, отражаются в ее структуре и составе. Диалоговая системах широком смысле состоит из компонентов двух типов -прикладных и диалоговых. диалоговых системах, нужно отметить, что существующие модели автоматического понимания речи пока еще далеки от понимания речевых возможностях человека. Для того, чтобы разработать подходящие и удобные в использовании разговорные диалоговые системы, необходимо учитывать как технологии передачи, распознавания и синтеза речи, корректное понимание языка, управление диалогом, так и учёт всех составляющих информационного обмена между людьми, позволяющие организовывать взаимодействие компьютера с человеком на естественном языке. Диалоговые системы будут эффективны при условии, если будут привычными для пользователя и адаптированы к нему. Прикладные компоненты (прикладные и системные программы, базы данных и знаний, соответствующие системы управления ими) обеспечивают обработку и хранение информации в ходе решения задачи. Диалоговые компоненты (средства ведения диалога и лингвистическая подсистема) реализуют связь пользователя с прикладными компонентами в процессе решения требуемой задачи. Диалоговые компоненты, собственно, и обеспечивают диалоговый режим взаимодействия пользователя с компьютером и образуют диалоговую систему в узком смысле. Форма диалога определяется применяемыми в интерактивной системе средствами общения пользователя с компьютером, к которым относятся не только аппаратная часть, но и используемые программное обеспечение, формулировка задачи, метод решения, представление решения (графическое, табличное).

Совокупность шагов, записанная на специальном языке, образует сценарий диалога. Язык описания диалога содержит: специальные конструкции, обеспечивающие описание шага диалога с учетом используемого формата; операторы нескольких типов, обеспечивающие изменение значений переменных, вывод сообщений, вызов функций и инициализацию поддиалогов или управляющие переходами от одного шага к другому.

Для создания сценариев диалога используется специальный компонент— генератор сценариев, позволяющий в интерактивном режиме создавать и редактировать сценарии, а также генерировать реализующие их программы.

Диалоговые системы в узком смысле используются в различных автоматизированных системах обработки информации и управления, обучающих человеко-машинных системах, превращая их таким образом в диалоговые системы в широком смысле. Для реализации эффективных диалоговых систем необходимо использовать не только перечисленные

выше компоненты, но и соответствующее математическое обеспечение. Это требование связано с тем, что экономико-математическое моделирование практически всегда ведется в диалоговом режиме. Интерактивные методы решения задач, применяемые в экономико-математическом моделировании, заключаются в том, что вычислительный процесс начинается с некоторого пробного допустимого решения, а затем применяют алгоритм, обеспечивающий последовательное улучшение этого решения. Процесс таких проб продолжается до тех пор, пока не станет ясно, что: дальнейшее улучшение решения невозможно (достигнут оптимум, причем во многих случаях требуется дополнительно проверить — локальный или глобальный); дальнейшие вычисления нецелесообразны, поскольку возможное улучшение результата не окупит дополнительных затрат (например, затраченного времени).

Использованные источники:

1. Довгялпо A.M. Диалог пользователя ЭВМ. Основы проектирования и реализации. Киев: Наук, думка, 1981. 232 с.

2. Никонов В.О. Диалоговая интеллектуальная система с естественно -языковым интерфейсом. Диссертация.: 2007. - 138 с.

3. Филиппович Ю.Н. Интеллектуальные технологии и системы. Сборник учебно-методических работ и статей аспирантов и студентов. Выпуск 8 / Сост. и ред. Ю.Н. Филипповича. -- М.: НОК «CLAIM»,2006. -- 326 с

4. Li, J., Monroe, W., Shi, T., Ritter, A., and Jurafsky, D. (2017). Adversarial learning for neural dialogue generation. In EMNLP 2017.

5. Hongshen Chen , Xiaorui Liu, Dawei Yin, and Jiliang Tang. A Survey on Dialogue Systems. (2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.