Научная статья на тему 'Диалог в философии'

Диалог в философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2561
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОГЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ДИАЛОГ / БЫТИЙСТВЕННО-ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ANTHROPOGENOUS CIVILIZATION / COMMUNICATION / DIALOGUE / HOUSEHOLD-EXISTENTIAL DIALOGUE / SELF-DETERMINATION OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Агальцев Александр Матвеевич

На основе междисциплинарного подхода анализируются глобализация и амбивалентность современной переходной эпохи; акцентируется приоритет социокультурных интенций, позволяющих определить рождающееся общество будущего антропогенной цивилизацией. Исследуется диалог как системообразующая структура общения и философии, обосновывается его атрибутивная роль в становлении самоопределения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialogue in philosophy

On the basis of an interdisciplinary approach globalization and ambivalence of a modern transitional era is analyzed; the priority of the sociocultural intention allowing to define the society of the future is accented by anthropogenous civilization. The dialogue as backbone structure of communication and philosophy is investigated, its attributive role locates in formation of self-determination of the personality.

Текст научной работы на тему «Диалог в философии»

Это не значит, что необходимо его отторжение, необходим синтез.

В настоящее время необходим иной тип синтеза, а для этого надо понять старый, восстановить структуру, разрушенную этим синтезом, и осуществить иной тип синтеза, более равноправный. Можно сказать, что пришло время не разбрасывать, а собирать камни. В этом контексте исторический опыт синтеза, а также опыт самостоятельного существования слоев в прошлом становится основанием развития нового синтеза. Этот новый синтез — перспектива существования русской культуры как самостоятельного и достойного феномена мировой глобальной цивилизации. Альтернативы такому синтезу автор не видит, но и сделать его сложно. Это перспектива выживания русской культуры в целом.

Библиографический список

1. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 3. — М. : Педагогика, 1983. - 368 с.

2. Афанасьев, А. Поэтические воззрения славян на природу.

В 3 т. Т. 3. / А. Афанасьев. — М. : Индрик, 1994. — 840 с.

3. Зеленин, Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии. Умершие неестественной смертью и русалки / Д. К. Зеленин. — М. : Индрик, 1995. — 432 с.

4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М. : Рус. Яз., 1985. — 797 с.

5. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 6. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский. — Л. : Наука, 1973. — 423 с.

6. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 7. Преступление и наказание. Рукописные редакции / Ф. М. Достоевский. — Л. : Наука, 1973. — 416 с.

НИКОЛИН Виктор Владимирович, доктор философских наук, профессор (Россия), профессор кафедры философии.

Адрес для переписки: nyv06@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.05.2012 г.

© В. В. Николин

УДК 101.1:36 130.2 А. м. АГАЛЬЦЕВ

Омский государственный университет путей сообщения

ДИАЛОГ В ФИЛОСОФИИ__________________________________________

На основе междисциплинарного подхода анализируются глобализация и амбивалентность современной переходной эпохи; акцентируется приоритет социокультурных интенций, позволяющих определить рождающееся общество будущего антропогенной цивилизацией. Исследуется диалог как системообразующая структура общения и философии, обосновывается его атрибутивная роль в становлении самоопределения личности.

Ключевые слова: антропогенная цивилизация, общение, коммуникация, диалог, бы-тийственно-экзистенциальный диалог, самоопределение личности.

Современная эпоха, являясь переходным периодом от модерна к постмодерну, вызывает пристальный интерес исследователей в контекстах дефинитивном, онтологическом, аксиологическом, методологическом. Определение становящегося феномена всегда сложно ввиду его эмбриональности, нестабильности, непроясненности, нелинейности, неизвестности многих составляющих. Одни мыслители определяют современный мир как эпоху глобализации: члены Римского клуба; другие, например, З. Бауман — «разъединенным временем»: «...разъединение стало в наши дни самой привлекательной и широко практикуемой игрой» [1]. Третьи, как Д. Белл, разделяя близкую позицию, называют современность «эпохой разобщенности». Перечисляя экологические, демографические вызовы, региональный, международный терроризм и др. процессы, протекающие одновременно и амбивалентно, автор заключает: «Именно поэтому я называю наше время «эпохой разобщенности» [2]. Четвертую позицию, во многом созвучную автору, высказывает В. М. Межуев в фундированном тексте «Диалог как способ межкультурного общения в современном мире» [3]. Диалог, как одно из приоритетных оснований социокультурного общения, сыграл исторически непреходящую роль в становлении и развитии человека, социума. Столь

же значима его роль в зарождении новой — антропогенной цивилизации и становлении самоопределения личности. Об этом чуть ниже после определенной экспликации дефинитивно-методологического характера.

Разделяя позицию об исчерпании традиционных подходов в объяснении новых процессов, тенденций, вызовов, полагаем возможным обращение к эвристическому потенциалу междисциплинарного подхода. Акцентируя при этом внимание на философско-антропологическом, феноменологическом, социокультурном, коммуникативно-семиотическом анализе противоречивых (амбивалентных) процессов глобализации, с одной стороны, — эпохи разобщенности — с другой. Видимо, следует согласиться: во-первых с чрезвычайным расширением и углублением социальных, экономических, дипломатических, военно-политических, духовно-нравственных, этно-конфессиональных и других процессов, тенденций, взаимодействующих и взаимно влияющих друг на друга. Это влияние может быть явным, открытым, а нередко — латентным, отсроченным, прямым или опосредованным. Во-вторых, данная мозаичность, противоречивость, многоплановость и, вместе с тем, незавершённость, неопределённость указанных тенденций даёт основание квалифицировать современ-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

ный период «Эпохой разобщённости», «разобщённым временем». Однако это требует определенного уточнения. «Эпоха разобщённости» схватывает, концептуализирует в основном временное измерение. Для адекватного прочтения, понимания современной переходной эпохи не менее значимыми являются и пространственные параметры. Э. Гидденс актуализирует связь географии с историей и другими социальными науками [4]. Глобализация актуализировала противоречивое единство интеграции {единения) и дифференциации (обособления), особенно в сфере государственных и этно-конфессиональных отношений. Действительно, человечество, воплощая свою тысячелетнюю (если не миллионнолетнюю) устремлённость к единению, сейчас как никогда близко к становлению себя как единого исторического субъекта планетарной цивилизации. Но это становление тормозится обособлением, бывшим всегда, но получившим лавинообразное развитие во второй половине XX века — процессом национальной и этнической самоидентификации.

В условиях демократизации общественной жизни этнонациональная энергия народов, находившаяся длительное время в латентном состоянии, оказалась раскрепощенной. Задача государства состояла в том, чтобы направить её в созидательное русло. Но этого не было сделано, ибо «прорабы» перестройки не имели концептуальной стратегии, программы перехода от тоталитарного режима к цивилизованному развитию. В том числе и в такой деликатной и взрывоопасной сфере, как этноконфессиональные отношения. На поверхность стали выбрасываться старые обиды и новые недовольства. Мощной лавиной «взорванная» этничность обрушилась на людей, на общество, на государство. Аргументирован вывод одного из авторитетных специалистов в этой области Р. Г. Абдулатипова: «Это феномен, который свидетельствует о том, что этничность (а значит, народы и культуры), так и не нашла себе достойное место в социально-политической, многонациональной общности» [5]. Ещё один выстраданный и печальный вывод его невозможно оспорить: «Человек устремился в свою этническую «пещеру» не от хорошей жизни, а чтобы спастись от «предавших» его политико-социальных общностей и институтов» [5]. Следующие положения подтверждают эти тревожные выводы. За последние годы появляются не только новые независимые государства, но и значительно растет число новых этнонациональных общностей. Только в топосе бывшего Советского Союза возникло 15 новых государств. Этническая самоидентификация — в еще больших размерах. Так, по последней советской переписи населения 1989 г. в стране было зафиксировано 127 этнических общностей, а по итогам первой российской микропереписи 1994 г. имеется уже 176 национальностей с четкой этнической самоидентификацией. Очередная перепись 2002 г. дала в предварительных списках около 800 вариантов этнической идентификации. Этот феномен объясняется тем, что многие народы, считавшиеся в советское время ассимилировавшимися с родственными народами, в условиях открывшейся свободы этнического волеизъявления заявили о своей «первичной» самоидентификации.

Центробежные тенденции, инициируемые этнической самоидентификцией, усиливаются не только на постсоветском пространстве. В мире, констатирует Р. Г. Абдулатипов, пять тысяч этнонациональных общностей и групп готовы заявить о своих правах на политическое национальное самоопределе-

ние — их проблемы нельзя решать только отказом. В настоящее время более 260 этнонациональностей активно требуют независимости и признания ООН, из них до 100 прибегают для этого к насилию и терроризму. Однако до сих пор не выработана и не принята мировым сообществом глобальная система планетарного масштаба, которая занималась бы урегулированием таких вопросов [5].

Следовательно, современный этап развития человечества, характеризуемый рядом исследователей как переход от модерна к постмодерну, рождается как сложная, амбивалентная пространственно-временная структура (или социокультурный хронотоп), состоящая из множества взаимодействующих подструктур. Таких как социальная, экономическая, этнонациональная, политическая, военная, административно-управленческая, информационно-коммуникативная, духовно-нравственная, гражданское общество и др. подструктуры, которые функционируют во взаимодействии друг с другом как автономные относительно самостоятельные структуры. Отметим при этом постоянное возрастание роли человекоразмерного личностно-креативного измерения, которое, являясь самооснованным, в современную эпоху самосозидается как атрибутивная составляющая всех подструктур социокультурного хронотопа. Это личностно-творческое измерение, становящееся доминантой, детерминирующей развитие, взаимодействие всех элементов социума, дает основание определить рождающееся общество будущего антропогенной цивилизацией1.

Одним из системообразующих понятий любого социума, в т. ч. и антропогенного, является общение, репрезентирующее свое кумулятивно-креативное выражение в диалоге. Предварительно отметим фундаментальное отличие общения и коммуникации, употребляемых нередко как синонимы. Это отличие прежде всего в структуре: структура коммуникации — однопланова, монологична, а структура общения — объемна, диалогична. Что обусловлено различием их оснований. Если коммуникация представляет информационную связь индивидов посредством конвенциональных знаков, то общение есть взаимодействие мыслящих личностей.

Диалогичность общения. Любое общение инициируется, провоцируется мыслью, оно же, в свою очередь, усиливает, амплифицирует мысль. Незадан-ность, неожиданность мысли: она может быть порождена, открыта, узнана, а может остаться неизвестной, неузнанной. Одно из возможных прочтений мысли — увидеть в видимом невидимое, в известном — неизвестное. То есть сама мысль диалогична в своей основе (по своей природе): во-первых, мысль есть взаимодействие известного с неизвестным, явленного и скрытого; во-вторых, живая мысль всегда создает интеллектуальное напряжение, мысль открыта к диалогу: сопоставлению с другими мыслями, подтверждающими ее, развивающими, корректирующими или опровергающими. Еще один онтологический аспект диалогичности мысли акцентирует М. К. Мамардашвили: «Мысль есть наш способ приобщения к некоторой динамической вечности или к вечному настоящему, — к тому, что есть всегда, или всегда становится, всегда осуществляется. Мы к этому можем приобщиться актом, который и есть мысль. А если этого акта не совершаем, то наша душа и мы сами разрушаемся в потоке». Вечное настоящее — «есть какая-то область, где одновременно в переплетении, взаимодействии, в перекличке, в символических корреспонденциях даны многие явления, акты,

связи, люди; где Платон одновременен нам и мы одновременны Платону» [6]. В подготовительных материалах к «Картезианским размышлениям» М. К. Ма-мардашвили развертывает экспликацию: «Такое существование, что мы, «закрыв окна» точками интенсивности [ что открывает возможность философствования — генерирования живой мысли. А. А.], входим в мир, в котором общение с Платоном реальнее, чем общение с соседом» [7]. Почему? В чем дело? Дело в том, «что мысль выступает там, где человеческая история разыгрывается как драма, а человеческая драма вечна» [6]. Драма: когда человек живет, действует, мыслит, общается подлинно, а не имитирует; когда не знает результата, проходит свой путь до конца. То есть результат драмы неизвестен, непредсказуем. Нет готового ответа до завершения пути.

Полагаю возможным акцентировать внимание на сопряжении в мысли бытийственной и знаниевой (гносеологической) интенций. Конгруэнтность этих интенций находит свое глубокое проявление в вежливости, толерантности, как атрибутивных свойствах общения. По верному замечанию А. Бергсона новая форма вежливости состоит в манере выражать свои позиции, не отвергая позиции других. Что предполагает выработанное умение не только слушать, но и слышать интенцию; вникать во взгляды других и понимать их, конструктивно реагировать на позиции, мнения других. Там, где эта интенция наличествует, разногласия людей не становятся непримеримыми, не выливаются в деструктивные конфликты. Эта способность быть вежливым, уважать мнение другого, справедливо считал Бергсон, самосозидается человеком, «дается только длительным усилием» (человек есть длительное усилие). И пока нет «лучшего способа обуздать в себе нетерпимость, являющуюся природным инстинктом, чем философская культура» [8]. Данный контекст подтверждается глубокой историко-философской традицией от Сократа, Платона, Аристотеля до Декарта, Канта и современных мыслителей. Эксплицируя свое важнейшее бытийст-венно-нравственное правило «всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу (fortune), изменять свои желания, а не порядок мира» и в целом руководствоваться положением — в полной власти человека находятся только его мысли — Декарт на основе своего экзистенциального опыта резюмирует: «Признаюсь, что требуется продолжительное упражнение и зачастую повторное размышление, чтобы привыкнуть смотреть на вещи под таким углом» [9].

Упражнения, повторные размышления в процессе диалога и самодиалога, вырабатывающие терпимость к разномыслию, очищают интеллект от деструктивных страстей, предрассудков и позволяют найти общую основу у самых, казалось бы, несовместимых учений. Подлинное мышление по мнению известного представителя «диалогического мышления» XX столетия О. Розенштока-Хюсси всегда «означает поиск точек соприкосновения» [10]. Тот, кто только сталкивает различные мнения, акцентирует лишь противоположные позиции — разрушает путь к истине. Уместно еще раз подчеркнуть: поиск точек соприкосновения, повторные попытки понять позицию Другого, оппонента есть дополнительный аргумент эвристичности системного или теоретического эклектизма.

В современных условиях активизировалась позиция об антидискуссионном характере философии: «Иногда философию представляют себе как вечную дискуссию в духе «коммуникационной рациональности» или «мирового демократического диалога».

Нет ничего более неточного... Все эти специалисты по дискуссиям и коммуникации движимы обидой. Сталкивая друг с другом пустые общие словеса, они говорят лишь сами о себе. Философия же не выносит дискуссий. Ей всегда не до них» [11, с. 41— 42]. Экстраполяция данной позиции классиков постмодернизма неоднозначна.

Во-первых, конструктивное в суждении: для философии важнее не чьи-то взгляды, а невысказанные в дискуссии проблемы. Когда же эти проблемы высказаны, то следует «не спорить, а создавать для назначенной себе проблемы бесспорные концепты» [11]. Концепт же, по мнению авторов, — «это со-бытие, а не сущность и не вещь. Он есть некое чистое Событие, некая этость, некая целостность, — например, событие Другого или событие лица...» [11, с. 32]. Но если концепт — событие, причем чистое Событие, т. е. понятие, не имеющее утилитарной пользы (пустое понятие или символ по М. К. Мамарда-швили), приобщающее к бытию, делающее сопричастным Другому — лицу, Личности, обладающей сознанием и речью. Ему можно задать вопрос «кто ты? ». Но диалог начинается с обращенного к другому вопроса «кто я?», вызванного стремлением «посмотреть на себя со стороны, увидеть себя глазами другого» [3, с. 69]. Таким образом, диалог — это не только общение людей в поиске реальных проблем, их исследовании, но и рождение, становление собственного самоопределения.

Во-вторых, самоопределение — сложный, длительный и трудный процесс определения свободной, мыследеятельностной и духовно-нравственной экзистенции. Системообразующая роль самоопределения или второго, духовного рождения человека, состоит в принципиальной смене приоритетов детерминации: с внешних (космически-природных, социальных) на внутренние — онтолого-экзистен-циальные; с трансцендентных — на имманентные; с сильных на слабые взаимодействия; с инструментально-информационной коммуникации — на диалогическое общение; с утилитарно-потребительских на креативно-творческие ценности. В результате такой дифференциально-интегральной деятельности, в т. ч. систематических практик, в человеке рождается, развивается состояние (чувство) собственного достоинства. Или в процессе самоопределения человек становится созидателем своей собственной судьбы.

Подчеркнем еще раз важную роль в становлении самоопределения диалога. Г. С. Батищев различает диалог на уровне до-культурном-цивилизационном. Возможен также диалог индивидов или общностей, не сопричастных друг другу — холодный, разделяющий, обособляющий диалог. Возможно, такой диалог имели в виду Ж. Делёз, Ф. Гваттари, говоря, что философии не до дискуссий. В становлении самоопределения как сущностной характеристики личности и социума (в т. ч. гражданского общества) приоритетное значение имеет диалог объединяющий, сопричастный, основанный на уважении и доверительном признании «глубокого родства между людьми по укорененности в бытии» [12] и насыщенный взаимопониманием, смыслом единения в их свободно-креативных интенциях. Такой диалог-общение можно определить как бытийственно-экзистенци-альный диалог. Видимо, это наиболее конструктивноперспективный в контексте глобализации, становления глобального гражданского общества (И. Кант писал о нем более двух веков назад) и единого субъекта человечества тип диалога. В последующей экспликации анализируется этот тип диалога.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

1. Основоположник герменевтики Х. Г. Гадамер свое интервью российским философам открывает приоритетным для него утверждением: «Я очень диалогичный человек» с последующей развернутой экспликацией диалога. Диалог, по его мнению, «требует, в первую очередь, чтобы собеседники слышали друг друга...», что позволяет совершить перенесение «в эту перспективу, в рамках которой другой пришел бы к своему мнению». Последнее инициирует устремленность принимать в расчет фактическую правоту «того, что говорит другой. Задача герменевтики и состоит в том, чтобы объяснить это чудо понимания, которое не есть какое-то загадочное общение душ, но причастность к общему смыслу» [13]. В заключительной части интервью Гадамер акцентирует онто-гносеологическую, аксиологическую и прак-сеологическую демаркацию диалога и информации как социокультурных феноменов. Не согласен с преувеличением и тем более — с абсолютизацией информации: «Сложился культ информации. У нас говорят: «Да-да, я информирован об этом». Это значит: «Пожалуйста, не говорите об этом дальше». Это — поверхностное отношение к употреблению слова информация. Еще большую опасность, по Гадамеру, представляет использование информации как идеологического концепта, инструмента в пиар-технологиях: «Не надо обманывать себя: информация — это и новый способ принуждения. Ведь в современном языке информация даже и обозначает то, что не нуждается в продумывании. Человек осведомлен и может смело идти дальше» [13]. Таким образом, если диалог предполагает понимание, осмысление предмета обсуждения, то информирование элиминирует промысливание, носит характер нейтрального, а в действительности, тенденциозного сообщения, уведомления. Бездумное восприятие и руководство этой информацией является атрибутивным средством манипулирования психологией масс, формирования конформизма, массового послушания. «Легче слушаться, чем самому выбирать, — отметил Гадамер, — я полагаю, такова вообще одна из основных реалий человека, и в Германии ее формируют особенно сильно. Ведь и Гитлер был бы невозможен, не будь этого желания к послушанию. Оно совершенно невероятно» [13]. Уместно добавить: Сталин был бы невозможен без рабского массового послушания.

2. Античная философия периода классики (Сократ, Платон, Аристотель) развивается как диалектическая философия. Неизменным атрибутом её является диалог, всесторонне развитый в маевтике Сократа, драматургических текстах Платона, Аристотеля. По аргументированном мнению А. Ф. Лосева: «Античная философия, как и античная литература, немыслима без вечной постановки всё новых и новых вопросов, без напряжённых исканий ответа на них, без страсти к спорам...» [14]. Прослеживая эволюцию характера диалога за долгие годы творческого пути Платона, автор приходит к заключению, что его диалоги очень часто построены по принципу сценического агона (борьбы. — А. А.). Только этот агон может быть разной степени напряженности, в зависимости от характера соперничества участников диалога, то настроенных дружески, а то и стоящих на противоположных позициях и даже враждебных. «Недаром такие соперники назывались антагонистами, то есть противниками в борьбе» [14]. Необходимо иметь в виду, что онтологическим основанием философских диалогов было широко культивируемое в Элладе соперничество, состязательность, начиная

с раннего возраста. Дух соревнования пронизывал эллинскую педагогику в отличие от современных воспитателей, с подозрением относящихся к честолюбию. Среди таких воспитателей самолюбие воспринимается как нечто инородное. За исключением иезуитов, по мнению Ницше. Добавим — и Канта. Кант, позднее — Ницше, рассматривают честолюбие, властолюбие как могущественное усилие движущих сил человека на пути от грубости, варварства — к культуре. «Правда, — замечает Ницше, — для древних целью агонального воспитания было общее благо» (благо гражданского общества).

На XXII Всемирном философском конгрессе (2008 г.) акцентировалась диалогичность, дискусси-онность современной философии. Что обусловлено отсутствием монополии на окончательную истину какой-либо точки зрения, концепции. Поэтому дискуссия не завершается, а остается открытой для продолжения. Диалог не ограничен во времени и выступает как атрибутивная составная часть самой философии. Итак: если значение не абсолютно, а относительно в историческом контексте, то: первое, следует отказаться от любых попыток заменить диалог монологом в философии и в науках; второе, становится конструктивным диалог с другими, которые вне Западной традиции. «Философию, — по мнению профессора Питсбургского университета Т. Рокмора, — лучше всего рассматривать как гипотетическую, а следовательно, ненадежную и по этой причине постоянно нуждающуюся в диалоге и никогда — в монологе». Особое значение диалог приобретает как конструктивный инструмент коммуникации, общения в процессе становления человечества как целостного субъекта: «Огромный интерес к философскому диалогу в эпоху глобализации состоит в том, что впервые мы действительно можем завязать диалог на уровне целого мира» [15].

3. Диалогично искусство, в том числе поэзия, философичная в своих высших, предельных проявлениях. Подлинный художник, по выражению А. Камю, «не имеет права на одиночество». Как «искусство не может быть монологом. Даже никому не известный художник-одиночка обращается к потомкам. «Полагая невозможным диалог со своими глухими или равнодушными современниками, он поэтому стремится к гораздо более широкому диалогу с последующими поколениями» [16].

Шекспир, Пушкин, Мандельштам, Бродский и другие поэты и писатели вступают в диалог не только с современниками, персонажами (героями) своих текстов, но и с отдаленными потомками.

Итог: похороны диалога, равно как и летального исхода самой философии, не имеют оснований. Резюмируя анализ диалога в его бытийственно-экзистенциальном измерении, акцентируем его приоритетную роль в генерировании антропогенной цивилизации и становлении самоопределения личности. Это предполагает дальнейшую экспликацию в междисциплинарном контексте.

Примечание

1 Сущностные основания определения общества будущего антропогенной цивилизации развернуто рассмотрены в монографии: Агальцев, А. М. Природа общения. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 2007. — С. 63 — 71.

Библиографический список

1. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман.— М. : Логос, 2002. — С. 15.

2. Белл, Д. Эпоха разобщенности: Размышления о мире XXI века / Д. Белл, В. Л. Иноземцев, — М. : Центр исследований постиндустриального общества, 2007. — С. 20.

3. Межуев, В. М. Диалог, как способ межкультурного общения в современном мире / В. М. Межуев // Вопросы философии. - 2011. - № 9. - С. 65-73, 69.

4. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. - М. : Академический проект, 2003. -С. 475-491.

5. Абдулатипов, Р. Г. Этнонациональная политика в Российской Федерации (концепции, практика, реализация, перспективы) / Р. Г. Абдулатипов,- М. : Классикс Стиль, 2007. -С. 79, 80, 113.

6. Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления / М. К. Ма-мардашвили. - М. : Московская школа политических исследований, 2000. - С. 207-208.

7. Встреча с Декартом. Философские чтения, посвященные М. К. Мамардашвили. - М. : Ad Магдшеш, 1996. - С. 391.

8. Бергсон, А. Вежливость. Речь. 30 июня 1885 г. / А. Бергсон // И. И. Блауберг. Анри Бергсон. - М. : Прогресс-Традиция. 2003. - С. 638.

9. Декарт, Р. Соч. в 2 т. Т. 1 / Р. Декарт. - М. : Мысль,

1989. - С. 264-265.

10. Розеншток-Хюсси, О. Бог заставляет нас говорить / О. Розеншток-Хюсси. - М. : Канон, 1997. - С. 135.

11. Делёз, Ж. Что такое философия? / Ж. Делёз, Ф. Гват-тари,- СПб. : Алетейя, 1998. - 280 с.

12. Батищев, Г. С. Перестройка и нравственность (Материалы «круглого стола») / Г. С. Батищев // Вопросы философии. -

1990. - № 7. - С. 18.

13. Гадамер, Г. «Я - человек диалога» / Г. Гадамер // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия / (Интервью с Хансом Георгом Гадамером). - 1998. - № 5. -С. 3, 20, 23.

14. Лосев, А. Ф. Платон. Аристотель / А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи. - М. : Молодая гвардия, 1993. - С. 95; 101.

15. Рокмор, Т. Знание и философский диалог / Т. Рокмор //

Вопросы философии. - 2009. - № 1. - С. 30-31.

16. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю, - М. : Политиздат, 1990. - С. 367.

АГАЛЬЦЕВ Александр Матвеевич, кандидат философских наук, доцент (Россия), доцент кафедры истории, философии и культурологии.

Адрес для переписки: ada-69@mail.ru; МакагосИкіп 2004@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.06.2012 г.

© А. М. Агальцев

УДК 1302 Т. П. БЕРСЕНЕВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

СИНЕРГИЯ, БОЖЕСТВЕННЫЕ ЭНЕРГИИ И СВОБОДНАЯ ВОЛЯ______________________________________

В статье рассматривается категория православного богословия — синергия, которая обозначает совместное действие Божественных энергий и свободной воли в деле спасения человека.

Ключевые слова: синергия, православие, энергия, воля.

Категория синергии явилась первым значительным расхождением между западным и восточным христианством по вопросу о роли Божественной благодати и свободной воли в деле спасения человека. Если западная церковь спорила об отношении благодати к свободе (приписывая благодати решающую роль и практически полностью отрицая активное свободное человеческое участие в деле спасения, или наоборот), то восточное богословие нашло и определило третий путь в решении этих споров. Такое для латинского склада ума «не поддающееся описанию третье решение» есть православное учение о благодати и свободной воле, позднее ставшее известным под именем синергии — «соработания» Божественной благодати и человеческой свободы.

Философский словарь определяет синергию как «совместное действие; взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии. В теологии — соучастие человека в искупительных делах Божьих» [1]. Из этого определения следует, что основным понятием синергии является энергия, потенция, в данном случае — Божественная и человеческая. Человеческая энергия направлена к Богу и реализуется в свободном желании соединения

с ним, приобщения к нему для соучастия в искупительных делах Божьих. Не всякий человек может и способен приобщиться. Только отход от мира, пребывание в спокойствии и тишине, постоянная молитва, произносимая до тысячи раз в день, борьба со страстями, неусыпный контроль ума за движениями сердца — приводили человека в особое состояние, связанное с неизъяснимым блаженством, созерцанием некоего небесного света, нездешнего, несотворенного, подобного свету, озарившему спасителя на Фаворский горе, способствовали достижению благодати Божьей, преображения и «обожения», т.е. синергии, когда человек «входит в совершенное соединение с Богом, входит в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы и становится, по апостолу Петру, «причастником Божеского естества» [2].

Вот здесь-то, по выражению В. Н. Лосского, христианское богословие становилось перед вопросом антиномичным, «вопросом доступности недоступной природы»: каким образом Бог, являясь совершенно недоступным, в то же время может реально общаться с человеком и быть объектом единения? В середине XIV в. эта проблема вызвала на Востоке

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.