Научная статья на тему 'Диалог православного христианства и неоязычества в контексте русской культуры'

Диалог православного христианства и неоязычества в контексте русской культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
844
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалог православного христианства и неоязычества в контексте русской культуры»

ДИАЛОГ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСТВА И НЕОЯЗЫЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Курепин Сергей Викторович, к. филол. н., учитель английского языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа № 86 имени Героя Советского Союза Пескова Дмитрия Михайловича» (Россия)

pocket2@mail.ru

Возможен ли диалог Православного Христианства и неоязычества?

Христианство - это самая синтезирующая и абсорбирующая религия в мире. Это религия для всех. Господь наш сказал: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царствии небесном» [Матфей 8: 11].

Христианство призывает к объединению во Христе людей разных национальностей, полов, возрастов, рас, культур, менталитетов, людей разного умственного развития и материального благосостояния. Для христианства нет различия по кастам, классам и сословиям. Когда христианство, а конкретнее, православие пришло в нашу страну, оно было призвано и принято князем Владимиром, как объединяющая идея для всех народов её населяющих, как связующее звено между ними. Тысячу лет назад язычество не было сильным препятствием на пути христианства в древней Киевской Руси. Православие ассимилировало его, при этом восприняв его признаки. Ведь и сегодня в некоторых православных праздниках, таинствах и обычаях мы можем найти языческие отправления, но мы просто не обращаем на них внимания, потому что они не являются для нас главными в богослужении. Мы не ради них приходим в церковь.

С чем же выступает на арену идеологического пространства нашей страны неоязычество, какие его сильные и слабые стороны? Что полезного православие может воспринять, с чем поспорить, а что отвергнуть бесповоротно? И на чём нам нужно настоять, чтобы диалог был возможен?

Основной посыл православия в отношении неоязычества, по-нашему убеждению, должен быть миротворческим. Нам, христианам нельзя опускаться до антагонизма и дискриминации по религиозному признаку. Недопустимы инквизиция и крестовые походы на инаковерующих в нашей стране. Нельзя раскалывать общество на основе религиозных противоречий. Православная церковь должна попытаться, как и тысячу лет назад, абсорбировать и ассимилировать языческую идеологию современного мира. Христианство, как и в прошлом, не ломая копья, не огнём и мечом, а бескровно, убеждением, спокойствием и мудростью (пример нам в том - князь Владимир) может доказать свою правоту в одних вопросах и признать свои ошибки в других. Ибо неоязычники для нас с вами и для Христа -это заблудшие овцы, которых мы должны вновь обрести, а не кидать в них камни. Для этого нужно пойти на правильный компромисс.

С одной стороны отказаться от некоторых неверных предвзятостей в отношении неоязычества и неоязычников, а с другой стороны доказать неправильность одного из их главных постулатов, направленных против православия и православных христиан.

1. Человеческие жертвоприношения наших предков - это заблуждение! [Мегре 2009 VI: 193-194].

Рассмотрим вначале ошибочное, на наш взгляд, мнение православных в некоторых вопросах неоязычества, касающихся человеческих жертвоприношений.

1.1. С филологической точки зрения, ни в одном сохранившемся до нашего времени литературном памятнике нет прямых доказательств человеческих жертвоприношений богам, как черты, присущей культуре древних славян. То, что написано в Повести временных лет, [ПСРЛ I: 58-59] является свидетельством косвенным. И мы должны делать скидку на то, что Нестор был монахом Киево-Печерской Лавры, агиографом. Он и не мог написать о

язычниках ничего положительного, так как здесь налицо борьба идеологий старого и нового мира древней Руси. В книге Велеса, по словам историка Исаева, созданной новгородскими волхвами в IX в. [Исаев 2004: 12], наоборот, прямым текстом говорится: «Есть у нас истинная вера, которая не требует человеческой жертвы» [Влескнига III: 39].

1.2. Если говорить о якобы тех капищах, которые были раскопаны археологами, где доказательства, что это, вообще, жертвоприношения и что они были сделаны именно русичами, а не другими народами? Но, если таковые жертвоприношения и были, то это единичные случаи. Мало ли колдунов и в наше время занимается чёрными ритуалами. В настоящий момент таковых даже больше, чем в древней Руси.

1.3. Если провести сравнительный анализ древнего язычества других стран и нашей страны в отношении древних людей к христианству, то мы увидим неоднозначную картину восприятия и отторжения Христовой проповеди. С одной стороны безобидные язычники, такие как греки и македонцы, «пантеизм которых был, в каком-то смысле, невинным». [Григориадис 2007: 30]. С другой стороны, такие язычники, как римляне [Бобринский 2002: 26]. Спрашивается, почему греки, славяне, македонцы приняли христианство почти без сопротивления? Оно вошло и стало в их и нашей жизни неотъемлемой частью. Ответ лежит на поверхности. Потому, что славяне и греки были язычниками добрыми, не убивавшими своих братьев для жертв богам. Дикое, варварское неприятие Христа римлянами, поголовное уничтожение христиан на протяжении трёх веков заката Римской империи, приводит к мысли о том, что римляне были язычниками, приносившими своим богам человеческие жертвоприношения. Таким людям очень трудно раскаяться [Торик 2014 II: 72-73]. Киприан и Устинья, наверное, единственный положительный пример в этом смысле.

1.4. Есть и ещё один аргумент-источник. Как-то в середине 90-х простой бизнесмен, занимающийся торговлей на водных путях Сибири, остановился на своём теплоходе в одном незапланированном месте на берегу сибирской реки и познакомился с местными жителями. Некоторые из них оказались представителями нашей древней, дохристианской цивилизации, которые пронесли сквозь века весь спектр древнерусских традиций, как религиозных, так и культурных. Бизнесмен очень заинтересовался их жизнью и, в течение нескольких лет, сблизился с этим народом настолько, что даже женился на местной девушке. В конечном итоге, он написал десять книг о жизни ведруссов, как они себя называют, и о нашей современной жизни под углом зрения их цивилизации. Эти люди не только сохранили всю дохристианскую культуру, но и адекватно оценивают современную действительность, знают о ней всё и даже разбираются в некоторых вопросах лучше нас с вами. Поэтому мы далее будем ссылаться и на эту серию книг под её общим названием «Звенящие кедры России» в вопросах неоязычества. Ведруссы, древне-современные язычники также утверждают, что никаких кровавых жертвоприношений у наших предков не было и не могло быть [Мегре 2009 VI: 193-194].

Итак, если наше древнерусское язычество было таким же безобидным как древнегреческое, то не стоит возводить напраслину и голословно чернить и обливать грязью наших предков. Посмотрите, какой поток диффамации идёт на Россию сегодня. То же самое было и тысячу лет назад, только в другой форме и другими методами. Поэтому к археологическим находкам и свидетельствам иностранцев того периода нужно относиться с известной долей осторожности и не рисовать картину кровожадности наших древних культов.

Однако, с другой стороны, если мы, русские люди, добровольно отказались от своего политеизма в пользу христианства много лет назад, то что же подвигло неоязычников к возрождению старого пантеона богов? Ведь десять веков назад прадеды этих людей за ненадобностью бросали сакральные статуи в реку или превращали их в огородные пугала. С эстетической точки зрения мы в большом минусе в сравнении с греческим выражением пантеизма. Если бы в древней Руси был свой доморощенный Фидий, статуи древних богов могли бы просуществовать до сего дня в качестве красивых скульптур. Но что не дано, то не дано.

И посмотрите, как бережно греки относятся к своему языческому прошлому. Ведь это часть их культуры. А как к памятникам прошлого относимся мы? В лучшем случае забываем!

2. Христос, это Свет-Любовь - самый сильный в мире Бог!

Теперь обратимся к вопросу о том, что мы, православные христиане, должны сказать неоязычникам, чтобы они поверили Христу, чтобы они поверили в Христианство как в религию сильных. Христос - Свет-Любовь, а сильнее любви в мире нет ничего. Будем отталкиваться от нескольких тезисов нагорной проповеди Христа:

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами божьими [Матфей 5: 9].

А я говорю вам - не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую [Матфей 5: 39].

И кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду [Матфей 5: 40].

И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два [Матфей 5: 41].

Вы слышали, что сказано, люби ближнего своего и ненавидь врага твоего [Левит 19: 18]. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных [Матфей 5: 44, 45].

К кому были обращены эти слова? Конечно же, не к слабым, а к сильным духом людям, таким как Пётр и апостолы, ибо слабым не надо напрягаться, чтобы подставить другую щёку, они её и так подставят и верхнюю одежду отдадут по слабости характера. Как сказано Господом в другом месте: «Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у не имеющего отнимется и то, что имеет» [Лука 19: 26].

Да, настоящие христиане, сильные духом, в таких ситуациях всё это должны позволить над собой сделать для того, чтобы пробудить совесть в сердце преступника, грабителя, злого человека, растопить его душу жалостью и подвигнуть к раскаянию и обращению на путь истинный. Ведь так поступал Христос Бог наш, так поступали многие святые, например Серафим Саровский, Спиридон Тримифунтский, новомученики Российские, герои Кавказа и Сирии. Так должны поступать все сильные православные христиане, ибо нам должно быть важно сердце раскаявшегося грешника, а не какие-то материальные вещи, или наше самолюбие.

Неоязычники именно эти постулаты Христа ставят в контраргумент. Дескать, они ослабляют наш дух, делают нас слабыми. Отнюдь. Нам кажется, что пастыри Христова стада, и мы, вся паства, в силу своих возможностей должны доказать так называемым неоязычникам, что сила христианства заключается в деятельной любви к ближнему, в способности к подвигу, в способности к жертвенности: за други своя, за свою веру, за свою землю - Родину, за свою семью и высшая жертва — жертва за своих врагов (жертва Христа за тех, кто его распял). И когда они поймут, что Христос - это Глава, что это Бог Свет-Любовь, сильнее которого нет во всём мире, и никакие идолы, все вместе взятые, и молитвы им возносимые, и все ритуальные костры на неоязыческих капищах не стоят такого обычного, ставшего родным, причастия пречистых и животворящих Тайн Господа нашего Иисуса Христа в любом православном храме нашего государства или другого государства во всём мире - только тогда будет возможна какая-то ассимиляция и интеграция неоязычества и православия.

3. Что же такое неоязычество для нас, современных людей России?

Что полезного может дать нам неоязычество? И нужно ли оно нам вообще? По нашему глубокому убеждению, да, может. И да, нужно. Настоящее неоязычество открывает нам большой пласт забытой русской культуры. Что у русского народа было такое, чего не было у других народов в культурно-бытовом, эстетическом и религиозном плане?

Во-первых, это язык! Наш великий, могучий, древний русский язык. И слава Богу, что православная церковь в нашей стране старается сохранить чистоту церковно-славянского

языка, тогда как современный русский язык всё дальше и дальше отклоняется от своего корня. Всё больше сокращений, заимствований, жаргона и упрощений.

Во-вторых, это фольклор - устное и письменное народное творчество. Богатейшее в прошлом и почти позабытое сегодня. А. С. Пушкин, В. И. Даль, А. Н. Толстой и другие писатели XIX века вернули нас на «русскую колею». Почти на два века хватило их влияния в литературе. Сейчас и Пушкина мало кто читает, не говоря уже о Дале с Толстым. Пелевин задаёт тон в современной прозе.

Далее русское народное инструментальное и вокальное творчество, русский народный танец, ремёсла, культура взаимоотношений в семье и воспитания новых поколений [Мегре 1999 IV: 316-335].

И самое, на наш взгляд, главное в неоязычестве, как и в древнем язычестве - то, из-за чего собственно и начало оно возрождаться - это новое (хорошо забытое старое) отношение к земле родной [Мегре 1999 IV: 314].

Неоязычники предоставили такую систему культивирования земли, выращивания сельхозпродуктов, вообще систему именно жизни на земле, продолжения рода и отношения к планете ЗЕМЛЯ, как к матери родной [Забелина 2003: 24], которого не было и в помине на протяжении тысячи лет на Руси, за редкими исключениями, а в других странах и подавно. Вот именно эта позабытая культура землеведения, если можно так назвать, сейчас стала возрождаться в России. С этой культурой естественно стали проявляться и древние культы. Итак, нужна ли эта культура, т. е. истинно русская культура нам россиянам и православным христианам? Не превратились ли мы в западников на все 100 процентов?

Если задать каждому из нас вопрос, где хотели бы мы жить: в многоэтажке на 13 -м этаже в 2-х комнатной квартире или на собственном гектаре земли в своем доме? Какими продуктами питаться - из супермаркета или выращенными в собственном экологическом пространстве? Пить воду из-под крана или из колодезя, или лучше всего из ключевого источника? Растить детей в окружении компьютеров, гаджетов и роботов или в окружении созданных богом животных, посаженных нами растений, в созданном нами пространстве любви? Думается, ответ очевиден. Однако неоязычники не призывают отказываться от благ цивилизации. Всё хорошее можно соединить воедино [Мегре 1999 IV: 294-312].

И пусть в каждом таком посёлке, где живут единомышленники на своих гектарах, стоит в центре Храм деревянный, такой, какой стоит у нас на Западном. И пусть в этом Храме каждый день служат Божественную Литургию такие же священники как наш о. Валерий Волощук и о. Роман Зимин. И каждый день причащают пречистых и животворящих Христовых Тайн всех желающих. В такой ситуации идолы станут не нужны никому.

Дорогие наши неоязычники, просим вас, уберите, пожалуйста, фашистскую символику. Слишком дорого стоила России победа над фашизмом, чтобы ещё возрождать и этот неоднозначный культ.

Делая вывод, хочется сказать, что диалог православия и язычества очень даже возможен, если православная церковь будет вести диалог с настоящим язычеством, которое возрождает русскую культуру, а не с «социальными позёрами, которые рядятся в псевдоязыческий антураж» [Максимов 2014: 86] и не с романтиками, сказочниками и фантазёрами.

Настоящие коренные язычники, кстати, не настаивают на возвращении к политеизму и религии предков. Для них главное - отношение к земле [Забелина 2003: 8]. Поэтому мы полагаем, что православная церковь могла бы интегрироваться с этим новым движением по многим пунктам, если они примут Христа, как главного Бога Света-Любовь над собою, т. е. примут крещение.

COLLOQUIUMHEPTAPLOMERES, 2018. V. ЭССЕ Источники и материалы

1) Бобринский 2002 - Бобринский А. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе и христианах. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.

2) Влескнига III - Влескнига. III. Исходные тексты, буквальный перевод. Пер с древнерусского, подготовка древнего текста: Н. В. Слатин. - Омск: Омская областная типография, 2005.

3) Григориадис 2007 - Добринский Олег. Эллады пресвятое украшение. Наиболее чтимые Святые места Греции / [протоиерей Григориадис]. - Новочеркасск: Изд-во Свято-Михайло-Архангельского Храма, 2007.

4) Забелина 2003 - Забелина В. П. Экология человеческого сообщества. - Ростов-на-Дону: ООО «ВИВ», 2003.

5) Исаев 2004 - Исаев И. А. История государства и права России: Учебник. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004.

6) Левит - Библия: Левит. Российское библейское общество. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2017.

7) Лука - Библия: Евангелие от Луки. Российское библейское общество. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2017.

8) Максимов 2014 - Максимов Георгий. Православие и неоязычество: где правда? / [диакон Георгий Максимов]. - M., 2014. (Альманах «Православие»; спец. вып.)

9) Матфей - Библия: Евангелие от Матфея. Российское библейское общество. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2017.

10)Мегре 1999 - Мегре В. Н. Сотворение. - Ростов н/Д.: Издательство «Проф-Пресс», 1999. (Серия «Звенящие кедры России».)

11) Мегре 2009 - Мегре В. Н. Родовая книга. - СПб.: «Издательство "Диля"», 2009.

12) ПСРЛ I - Полное собрание русских летописей. Том I: Лаврентьевская летопись. - 2-е изд. - Ленинград: изд-во АН СССР, 1926-1928.

13) Торик 2014 - Торик Александр. Флавиан. Жизнь продолжается: Повесть / [протоиерей Александр Торик]. - М: Флавиан-Пресс, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.