УДК 316.356
Диалог поколений в пространстве внутрисемейных трансфертов: в контексте дискурса реальных и условных поколений*
Нагматуллина Л.К.
Кандидат социологических наук,
доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева - КАИ
Максимова О.А.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и этнической социологии Казанского (Приволжского) федерального университета; доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ
Статья посвящена вопросам формирования диалога поколений в пространстве внутрисемейных эмоциональных трансфертов. Авторы рассматривают изучаемую проблему в контексте дискурса реальных и условных поколений. На основе использования исследовательской стратегии, сочетающей в себе методологию качественного и количественного анализа, авторы демонстрируют выводы относительно специфики семейно-поколенческих процессов в пространстве микросистемы семьи, характеризующихся стиранием сугубо возрастной дифференциации между поколениями семьи и преобладание фактора условности в их характеристике.
Ключевые слова: семья, реальные и условные поколения, внутрисемейные трансферты, жизненный опыт, энтелехия поколений, цифровая реальность.
В социологическом дискурсе исследования социальных проблем современного общества семья традиционно остается одним из самых востребованных объектов изучения. Ряд причин обуславливают интерес ученых-социологов к изучению проблем современной семьи, среди которых следует отметить следующие: во-первых, необходимость прогнозирования вектора развития института семьи с целью разработки и развертывания государственных проектов и программ ее поддержки; во-вторых, стремление исследователей определить степень воздействия глубинных процессов, происходящих в этой малой социальной группе, на характер функционирования семьи, а значит, и на благополучие и стабильность всего социума, его развитие и будущее; в-третьих, необходимость осмысления тен-
денций и перспектив развития семейной общности, взаимосвязи с другими социальными институтами, качественных изменений в выполнении семьей своих ключевых социальных назначений-функций в условиях стремительно нарастающих глобальных изменений современного общества; в-четвертых, желание общества оградить и уберечь семью от влияния нетрадиционных ценностей и норм, пропагандируемых в современном мире, не только чуждых традиционному институту семьи, но и грозящих его разрушить. Еще одной причиной повышенного внимания к проблемам семьи, безусловно, является многоаспектность научного содержания проблем
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 17-06-00474.
этой важной подсистемы общества. Указанные обстоятельства позволяют расширить область исследовательских подходов, наметив новые, к изучению и решению проблем семьи. Этим объясняется также и выбор авторов в качестве предмета изучения и анализа такого актуального аспекта изучаемой проблемы, каким является взаимодействие между представителями разных поколений современной семьи в контексте дискурса реальных и условных поколений.
В современных условиях анализ поколенческих процессов в семье нуждается в текущей оценке и характеристике. В семье, занимающей важнейшее место в системе общественных институтов, отражается весь динамизм и острота изменений, происходящих в различных сферах отечественного социума. Поэтому проникновение в сущность достаточно сложных по своей природе межпоколенческих отношений в семье чрезвычайно важно, с одной стороны, для выработки механизмов сохранения преемственности поколений, недопущения разрыва межпоко-ленческой «цепочки», по которой осуществляется трансмиссия норм, ценностей, мировоззренческих установок от старших поколений к младшим, предотвращения конфликтов в процессе интеракции представителей разных поколений семьи, укрепления внутрисемейных связей и отношений; с другой - для обеспечения стабильного функционирования и устойчивого развития социума, подверженного в реалиях современного мира глубоким социальным процессам преобразований и модернизации, возрастанием сложности социальных отношений в современном обществе.
В рамках исследовательского проекта «Динамика реальных и условных поколений в информационном, полиэтноконфессиональном обществе (на материале Республики Татарстан)», исследовательским коллективом при непосредственном участии авторов статьи в апреле-мае 2017 г. реализовано комплексное социологическое исследование, включившее в себя следующие составляющие: репрезентативный опрос населения Республики Татарстан (Ы = 1480 чел.); серия глубинных нарративных интервью с представителями различных поколений татарстанцев (Ы = 20); нарративные эссе представителей молодого поколения (Ы = 350).
Анализ специфики эмоциональных трансфертов между младшим и старшими поколениями семьи, оценка того, насколько они устойчивы и каково направление их развития, требует использования гибких исследовательских подходов в рамках совмещения стратегии количественной и качественной социологии. Опросный метод позволяет зафиксировать и получить общую информацию, дифференцированную в контексте реальных (демографических) поколений, тогда как качественные методы позволяют вскрыть глубинные формы отношений условных
поколений (выделяемых по самоидентификации, а не по возрасту), об эмоциональной составляющей внутрисемейных отношений.
Обобщение полученных данных позволило зафиксировать некоторые тенденции развития эмоциональных межпоколенческих трансфертов как восходящего, так и нисходящего направлений. Проследить содержательную сторону изменений меж-поколенческих взаимоотношений в современной семье позволили исследовательские стратегии, сочетающие в себе методологии качественного и количественного анализа.
Особый исследовательский интерес вызвали материалы нарративных эссе на тему «Диалог поколений в современном обществе» и глубинных интервью, позволяющие выявить основные тенденции в изменении межпоколенческих взаимодействий через жизнь конкретных семей. Это вполне объяснимо с позиций качественной методологии, согласно которой каждая из локальных жизненных ситуаций содержит отражение специфического социального опыта, формируемого в том числе и в отдельно взятой семье, который складывается в особый жизненный мир конкретного поколения. Эссе, написанные информантами в возрасте от 17 лет до 21 года, обучающимися 1-4 курсов технических и социально-экономических направлений подготовки Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, содержали разделы, в которых авторы эссе описывали индивидуальные ситуации эмоциональных трансфертов поколений в своих семьях, высказывали собственное, независимое мнение. Следует отметить, что делали они это с достаточной долей искренности и открытости, что объясняется созданием условий анонимности при проведении данного вида исследования, в том числе и в процессе сбора эссе. Использование такого инструмента исследовательского процесса обеспечивало принцип конфиденциальности, не позволяло определить (да это и не входило в исследовательские задачи), какой именно студент, какой группы является автором того или иного эссе, достаточно было указания пола, возраста, национальности (по самоидентификации), вероисповедания и семейного положения. Практика использования данного принципа продемонстрировала свою эффективность. Молодежь не стеснялась в эссе высказывать сокровенные мысли и давать оценки взаимоотношениям представителей разных поколений своей семьи, что позволило повысить достоверность получаемой информации и ярко проиллюстрировать внутрисемейные межпоколенческие отношения. Дальнейшая аналитическая обработка результатов исследования продемонстрировала следующие выводы.
Семья остается неотрицаемой ценностью для представителей разных поколений современной
семьи. Этот факт подтверждается и данными исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в июне 2017 г. и посвященного изучению жизненных ценностей россиян в возрасте от 18 лет. Среди различных сторон жизни опрошенных наиболее значимыми остаются здоровье (99 %), отношения в семье (98 %) и безопасность (96 %). Таким образом, приоритеты семьи и безопасности жизни находятся сегодня в тренде роста либо стабильно популярны [1]. Ценность семьи высоко оценили и информанты глубинных интервью, проведенных авторами статьи: «Скорее всего на первом месте стоит именно семья, потому что семья для меня - это самое важное, а карьера - это уже второстепенно» (жен., 21 год); «Жизненная цель - это встать на ноги, чего-то добиться в жизни, построить что-то в этой жизни, что-то после себя оставить, наверное, на первом месте всё-таки стоит семья» (жен., 21 год); «Моя самая главная цель - это стать первоклассным программистом... Но на первом месте все-таки семья» (муж., 16 лет).
Заметим, что это - фрагменты только лишь трех интервью из всех проведенных, во всех остальных также преобладает подобная точка зрения. Данные высказывания позволяют предположить, что формированию целостной системы жизненно важных ориентиров, в которой семья занимает одну из ведущих позиций, во многом способствовала родительская семья. Она задействовала весь свой ресурс, в том числе и в лице представителей разных ее поколений с их жизненным опытом, для объяснения необходимости сохранения и следования традиционным, базовым, социально значимым ценностям, благодаря чему для современного человека семья не стала антиценностью.
В отношении характеристики межпоколенческо-го взаимодействия в семье часто используют различные категории: «отчуждение», «разрыв», «трансформация», «запутанность», «напряженность», усиленно подчеркивающие пропасть непонимания между поколениями семьи, акцентирующие внимание на безвозвратно утраченном понимании друг друга представителями разных ее поколений. Такая позиция, как представляется, является не совсем верной. Если молодое поколение современной семьи стало субъектом и транслятором всего инновационного и передового, это еще не означает, что связь поколений разорвана. Изменяется лишь направленность информационного обмена между представителями разных поколений семьи - увеличивается интенсивность потока, идущего от детей к родителям. Информационный поток, протекающий в рамках межпоколенной трансмиссии культуры, направлен не только от родителей к детям, но и обратно: молодежная интерпретация современной ситуации и культурного наследства оказывает влияние 188
на старшее поколение, а ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной [2]: «Век технологических изменений и инноваций, который наступает так быстро, дает возможность и детям в чем-то просветить своих родителей» (жен., 21 год).
Некоторые немногие информанты полагают, что опыт старших поколений в стремительно изменяющемся мире уже никогда не будет востребован. Расценивая желание старших поколений - родителей и прародителей поделиться этим опытом с младшими как желание лишний раз прочитать нравоучение и «...как нудный воспитательный процесс» (муж., 20 лет), полагают, что это может лишь привести к конфликтам и не считают нужным опираться на него в конкретных жизненных ситуациях, когда-либо им воспользоваться. При этом в нежелании детей и внуков использовать знания и опыт представителей старшего поколения своей семьи видят возможную причину конфликтов и разобщения поколений в современной семье только 22,4 % опрошенных в ходе анкетирования. Шесть авторов эссе полагают, что старшим поколениям не стоит «навязывать» свой жизненный опыт молодежи: «Очень часто конфликты происходят из-за того, что родители не хотят признать, что их ребенок повзрослел. Представители старшего поколения полагают, что возраст и опыт позволяют им диктовать более молодому поколению манеру поведения, делать замечания, требовать следовать их советам» (муж., 20 лет); «Бабушке очень тяжело понять моих родителей, да и нас с братиком тоже. Она думает, что все должны прислушиваться к ее советам» (жен., 20 лет); «Я не всегда прислушиваюсь к старшему поколению, т.к. их советы уже не актуальны в современном мире и обществе» (жен., 20 лет); «Поколение родителей - это современные люди, но живут все же, больше "по-старому", так, как привыкли, так, как их приучили их родители. Поколение бабушек и дедушек - это очень мудрые люди, с огромным жизненным опытом и таким же огромным желанием этим опытом поделиться. Для этого поколения очень важны старые ценности, в какой-то степени, возможно, устаревшие... это может привести к конфликтам» (жен., 21 год).
Однако данная точка зрения не дает основания полностью отрицать и исключать из межпоколен-ческого взаимодействия опору на опыт старших поколений, потому что, согласно К. Мангейму, в стратегии исследования поколений центральными категориями, более адекватными сложным меж-поколенческим отношениям и связям, должны являться понятия «жизненного опыта», «жизненного курса» поколений [3]. Действительно, какие бы новшества ни предлагала молодежь, они всегда основаны, по мнению И. Кона, на опыте прошлых поколений и на определенной культурной традиции [4,
с. 90]. Такую точку зрения разделяет и большинство наших информантов: «В современном обществе нельзя обойтись без опыта старших поколений, без наставлений старших, их советов и помощи, потому что эти люди в своей жизни пережили множество трудностей и неприятностей, совершили множество ошибок и сейчас стараются делиться своим опытом, чтобы уберечь от этих ошибок молодое поколение. К их опыту нужно прислушиваться» (жен., 21 год); «Бабушка в нашей семье играет огромную роль. Её жизненный опыт позволяет всей нашей семье принимать правильные решения в довольно непростых ситуациях. Бабушка научит терпению, стойкости, мудрости» (муж., 20 лет); «Молодежь должна ценить заслуги и опыт стариков... Обращаясь к пожилым людям за советом, молодежь не только получает необходимую информацию и помощь, но и дает им возможность почувствовать себя нужными, необходимыми» (муж., 20 лет); «Многие ошибочно думают, что наши родители или же старшее поколение учат нас жить, ставят рамки и заставляют следовать определенным законам. Это не так. Все, чего хотят наши родители, - так это счастливой, наполненной яркими и положительными эмоциями жизни для своих детей. Именно поэтому они нас где-то направляют, что-то советуют, передают нам опыт своих жизненных ситуаций» (жен., 20 лет).
Безусловно, только таким образом реализуемое взаимодействие поколений может способствовать формированию их сплоченности и единства в пространстве современной семьи, осуществлять эмоциональные трансферты. В этой связи мудрую по своему содержанию мысль высказал один из информантов: «И лишь гораздо позднее приходит понимание, что вам желали только добра и что-то ещё действительно можно было изменить в лучшую сторону» (муж., 20 лет).
Какие бы кардинально противоположные точки зрения не высказывали информанты по поводу использования опыта старших поколений, не подвергается сомнению и неоспоримым остается факт решающего воздействия внутрисемейных межпоко-ленческих отношений на подрастающее поколение, формирование его ценностных ориентаций. Это подтверждают и результаты опроса. Так, например, отвечая в ходе анкетирования на вопрос о причине выбора религии, 52,3 % опрошенных объяснили, что эту религию исповедуют в их семьях. «В Исламе многочисленные аяты требуют почитания старших -родителей, бабушек и дедушек, совершения по отношению к ним добрых деяний. Я стараюсь, и буду стараться именно так и делать» (муж., 20 лет).
Кроме того, обращает на себя внимание, что, оценивая, кто из членов семьи оказал наибольшее влияние на их религиозное воспитание, 58,9 % респондентов ответили, что мать, 40 % указали пра-
родителей по материнской линии, а 29,2 % - прародителей по отцовской линии. Это подтверждает и анализ содержания эссе: «Предметом обсуждения в моей семье с представителями старших поколений обычно являются вопросы, связанные с учебой, политикой, религией» (жен., 20 лет). «В нашей семье взгляды и мнения на религию схожи как у старшего поколения, так и у молодого» (жен., 21 год); «Бабушки и дедушки прививают у внуков любовь к религии, учат их быть мудрыми и спокойными» (муж.,
20 лет).
Такой результат утверждает в мысли не только о тесном внутрисемейном взаимодействии представителей разных ее поколений, но и об эффективности практических усилий семьи по социализации молодого поколения, его воспитанию, сохранению воспитательных возможностей, способных обеспечить духовно-нравственное становление молодежи, а, значит, и продвижение на более высокий уровень личностного развития. И авторы эссе, рассуждая о степени влияния представителей разных поколений семьи на их личностное становление, также акцентировали внимание на этом моменте: «Я очень сильно благодарна своей бабушке, потому что она сыграла очень большую и важную роль в формировании меня как личности. Она с детства принимала участие в моем воспитании, полностью на себя взяла мое развитие, отдавала во всевозможные кружки, прививала любовь к искусству. Именно благодаря ее наставлениям я полюбила творчество, стала терпеливым и упорным человеком, научилась добиваться результатов в своем любимом деле. Бабушка научила меня верить в себя и свои силы, именно она поспособствовала моим первым маленьким победам, всегда была рядом и поддерживала во времена первых в жизни неудач и поражений» (жен.,
21 год); «Мои родители в большей степени повлияли на формирование меня как личности,...» (жен., 20 лет); «В нашей семье на мое становление как личности в большей степени повлияли мои родители, бабушка и дедушка с маминой и папиной стороны» (жен., 20 лет).
Информанты отмечали, что родители и прародители помогали им принимать жизненно важные решения, к их мнению они старались прислушиваться: «Мои бабушка и дедушка в курсе всех событий в моей жизни, они знают, что мне нравится и чем я увлекаюсь., и очень помогают в решении проблем и трудных ситуаций» (жен., 21 год). Это касалось в том числе и выбора будущей профессии: «С будущей профессией определилась я самостоятельно, у меня были сомнения лишь по поводу вуза. Подав документы во все ведущие вузы Казани, я все еще не знала, где именно мне надо учиться, и тогда я пошла к маме. Она твердо настояла на КАИ. И я не ошиблась, послушав ее» (жен., 21 год); «В моём случае больше всего из моей семьи на меня повлияли
родители, нежели прародители, они же помогали мне принять одно из важнейших решений и помогли определиться с будущей профессией» (муж., 20 лет).
Особую роль межпоколенческое взаимодействие играет при реализации семьей воспитательной функции. Сознательное воспитательное воздействие на представителей младших поколений семьи может быть реализовано с помощью различных средств, задействованных в этом процессе, - наличии положительного образца поведения родителей и прародителей, сформированной системы воспитательных ориентиров, увеличения количества совместно проводимого времени в общении с членами семьи. Когда речь идет о контексте воспитания в семье, сразу возникает образ родителя и прародителя, который должен ребенком восприниматься целостно, креативно. В этом смысле старшие члены семьи воспринимаются как учителя, преподаватели. А универсальность преподавателя проявляется в развитии его профессиональных, коммуникативных качеств; внутренняя ментальность должна сочетаться с его внешним образом, речевыми навыками, поведенческими установками [5, с. 321]. Также и для родителей и прародителей перечисленные качества актуальны в рамках внутрисемейного воспитания.
Наличие в социальной практике семейной микросистемы содержательного межличностного взаимодействия в сочетании с родительским авторитетом и запоминающимся родительским образом способствует созданию благоприятной психологической среды, укреплению прочности связей между представителями разных поколений. Яркие моменты такого общения проецируются на всю последующую жизнь, оставляют в памяти незабываемые впечатления, усиливают восходящие и нисходящие потоки внутрисемейных эмоциональных трансфертов и высоко оцениваются информантами, вызывая в них самые теплые и нежные воспоминания: «Я думаю, чтобы сплотить семью, необходимо как можно больше проводить время вместе. Мы с семьей по выходным все вместе едем за город к родственникам. Там мы отдыхаем, в теплое время года ходим на озеро. В нашей семье это уже как традиция. Хотелось бы, чтобы мы чаще проводили время вместе... Такое времяпровождение сближает нас» (жен., 20 лет). «Наша бабушка живёт в часе езды от Казани, и мы всей семьей встречаемся именно у неё. Она всегда ждет нас. Всегда спрашивает, что нам приготовить, старается нас "побаловать" чем-нибудь вкусным., мне нравится проводить время у неё, с ней можно разговаривать обо всём: начиная с каких-либо телевизионных программ, заканчивая своими жизненными ситуациями. Приезжая к бабушке, мы с родителями подолгу с ней общаемся, словно за какой-то промежуток времени произошла масса всего, чего мы еще не успели обсудить по телефону. Тем для обсуждения всегда 190
много, и рассказывая это своей семье, я знаю, что услышу слова поддержки и буду также искренне рада за своих близких» (жен., 21 год).
В широкой палитре межпоколенческих отношений современной семьи фиксируются новые тенденции, наблюдаются новые нюансы. Их возникновение может быть объяснено тем, что каждое новое поколение семьи демонстрирует иные, существенно отличающиеся от предшествующих поколений, новые формы социального поведения.
Разные поколения семьи выступают носителями неповторимых и особенных, свойственных только им способов восприятия жизни и окружающего мира, системы базовых ценностей и установок -энтелехий. Поэтому одновременно с ускоряющимся темпом социально-экономических изменений происходит увеличение скорости формирования «души» поколения - ясно различимого нового импульса, нового центра конфигурации поколения, его энтелехии [6]. Этот процесс приводит к изменению внутрипополенческих и межпоколенческих отношений в семье. Так, например, новый стиль во взаимоотношении представителей разных поколений семьи, обусловленный высокой степенью иннова-ционности всех сфер общественной жизни, диктует в настоящее время стремление старших поколений соответствовать своим юным детям и внукам, понять энтелехию «цифровых» поколений, уменьшить пропасть непонимания между ними. Отсюда - мода на «молодых» родителей и «молодых» бабушек. В желании соответствовать своим юным детям и внукам они всячески стараются приблизиться к тем высоким стандартам, которое задает молодое поколение, кардинально меняют свой образ жизни, начинают активно заниматься фитнесом, спортом, вести здоровый образ жизни, осваивать все новое. И хотя такой тип отношений характерен не для всех семей, безусловно, он работает на укрепление внутрисемейных связей, размывая границы между представителями разных поколений семьи и уменьшая их дистанцированность, определяемую рамками реальных (демографических) поколений. Представители старших поколений семьи, ощущая себя намного моложе своего физиологического возраста, конечно же, не будут стремиться идентифицировать себя с младшим поколением, но очевидно, что нивелирование жестких мировоззренческих и стилевых границ между разновозрастными представителями семьи на основе единства потребностей, жизненных установок, взглядов позволит обеспечить преемственность поколений и укрепит семью. Младшее поколение семей в принципе принимает и приветствует тип взаимоотношений в семье, основанный не на диктате старших по возрасту, а на позициях совместного, дружественного и конструктивного диалога: «...кто-то с возрастом может сохранить свою молодость и не пытаться демонстрировать
свой возраст во время бесед или совместного времяпровождения. К примеру, мои родители, которым за 45, в некоторых ситуациях ведут себя совершенно по-разному. Иногда они могут, как 20-летние, побрызгаться водой на даче и просто вместе с нами развлекаться. Во время разговоров с родителями мы можем обсуждать практически все, с отцом мы часто обсуждаем политику. Со своей мамой я часто обсуждаю, к примеру, что бы она могла приготовить, что можно было бы сделать на даче или дома и тому подобное. Общение - очень разнообразное, у меня с родителями нет никаких возрастных рамок» (муж., 20 лет); «С папой мы можем поговорить на любые мужские темы, он всегда меня понимает и поддерживает практически во всем. В то же время я с легкостью могу поговорить с мамой на абсолютно любые темы» (муж., 20 лет); «Взрослое поколение может только советовать, но не навязывать своё мнение...» (жен., 21 год). «Нашей бабушке сейчас 65 лет. Порой удивляюсь с какой лёгкостью она пользуется социальными сетями» (жен., 21 год).
Становление информационного общества значительным образом повлияло на социализацию новых поколений семьи. Цифровая реальность сформировала принципиально новую среду социальной идентификации, самовыражения и стиля жизни молодежи. В диапазоне внутрисемейных отношений разный уровень владения, освоения информационных технологий, подверженность их влиянию и зависимость от них является одним из факторов, определяющих различия между поколениями [7].
Сопоставление исследовательских материалов анкетного опроса, глубинных интервью и нарративных эссе позволило выявить достаточно парадоксальную тенденцию. В соответствии с ней представители старших поколений семей и младшее, воспитанное под влиянием и фактической включенности в виртуальную среду с младенчества, одинаково высоко оценивающие степень полезности средств информационного обмена, одинаково усматривают и отмечают угрозу, исходящую от Интернета и социальных сетей. Отвечая на вопрос анкеты о том, несут ли в себе Интернет и социальные сети определенные угрозы для общества, большинство, а это - 40,6 % ответивших, увидело эту угрозу в том, что и Интернет, и социальные сети отрывают человека от реальной жизни. При этом разрыв в количестве ответов в разных возрастных группах оказался незначительным. Так, среди респондентов 16-24 лет согласных с этим утверждением оказалось 34, 7 %, а среди тех, кто старше 65 лет, - 42,3 %. Таким образом, представители разных поколений осознают тот факт, что времяпровождение в виртуальной среде не только погружает в информационные «грезы», но и отнимает огромное количество времени в плане непосредственного межличностного взаимодействия
с друзьями, близкими и родными людьми. В отношении семьи такой дефицит общения ослабляет межпоколенческую связь, делая ее фрагментарной и периодической. Это утверждают и авторы эссе: «Что же касается молодого поколения, их ценности значительно отличаются от предыдущих поколений. Для них основная и, пожалуй, единственная ценность - это мобильные телефоны, Интернет, и социальные сети. Но это не значит, что нужно полностью оградить себя от реального мира, и всегда находиться в социальных сетях. Молодому поколению необходимо больше времени проводить в реальном мире и общаться со своими родными, больше узнавать их, интересоваться жизнью старшего поколения, помогать им, чтобы не возникало недопонимания» (жен., 21 год). Отчетливо прослеживается понимание информантами того, что уход в виртуальный мир качественно изменяет ход межпоколенческого взаимодействия. Сочетание межличностного общения с определенным жесткими временными рамками посещения виртуального мира способно обогатить социальным опытом представителей разных поколений семьи.
В целом, по итогам проведенного исследования можно констатировать, что в поле внутрисемейных эмоциональных трансфертов в настоящее время происходят существенные трансформации, которые изменяют векторы взаимодействия, присущие традиционной семье. Во внутрисемейном взаимодействии поколений все больше стираются границы, обусловленные сугубо возрастным фактором, диалог между представителями семьи основывается на условности выделения поколений согласно статусам и ролям в семье, но не на основе демографической дифференциации. Эмоциональные меж-поколенческие трансферты характеризуются как нисходящим, так и восходящим векторами движения. Исследование позволило сделать вывод о том, что только такой, двусторонний диалог поколений в пространстве внутрисемейных трансфертов способен обеспечивать преемственность поколений и поддерживать благополучное и стабильное состояние семьи.
Литература:
1. ВЦИОМ. Пресс-выпуск. - URL: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=116264 (дата обращения: 30.05.2018).
2. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. - М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1988. - 270 с.
3. Мангейм К. Проблема поколений // Новое литературное обозрение. - 1998. - № 30. - С. 7-47.
4. Севастьянова У.Ю. Исследование особенностей межпоколенной связи в семье по мужской линии (дед - отец - сын) // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2016. - Т. 22. - Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. - № 2. - С. 90-93.
5. Шагбанова Ю.Б. Воспитательный аспект преподавания учебных дисциплин по направлению бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева.
- 2013. - № 2. - Вып. 2. - С. 320-322.
6. Максимова О.А. Энтелехии поколений российского общества в контексте исторической памяти // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2015. - Т. 208.
- С. 32-37.
7. Нагматуллина Л.К., Ахметгалиева А.Р., Максимова О.А. Межпоколенческая солидарность как фактор стабильности современной семьи // Вестник экономики, права и социологии. - 2017.
- № 4. - С. 299-305.
Intergenerational Solidarity as a Factor of Stability of Modern Family
L.K. Nagmatullina Kazan National Research Technical University named after A.N.Tupolev
O.A. Maksimova
Kazan National Research Technical University named after A.N.Tupolev, Kazan (Volga Region) Federal University
The article is devoted to the issues offorming a dialogue of generations in the space of intra-family emotional transfers. The authors consider the problem under study in the context of the discourse of real and hypothetical generations. Based on the use of a research strategy that combines the methodology of qualitative and quantitative analysis, the authors demonstrate conclusions regarding the specificity offamily-generation processes in the space of the family's microsystem, characterized by the erasure of strictly age differentiation between generations of the family and the predominance of the conditionality factor in their characteristics.
Key words: family, the real and virtual generation, intra-family transfers, life experience, generations entelecheia, digital reality.