Научная статья на тему 'Диалог на вступительном экзамене по философии для аспирантов'

Диалог на вступительном экзамене по философии для аспирантов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
427
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ФИЛОСОФИЯ / ДИАЛОГ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЛОГИКА / ИНТУИЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шевырногова Л. А.

Статья посвящена обоснованию новой формы экзамена для аспирантов научно-философскому диалогу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGUE ON ENTRANCE EXAMINATION (PHILOSOPHY) FOR POST-GRADUATE STUDENT

In the article the ground of new examination form for post-graduate student is given (scientific and philosophic dialogue).

Текст научной работы на тему «Диалог на вступительном экзамене по философии для аспирантов»

ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И БИОЭТИКИ

©ШЕВЫРНОГОВА Л.А.

ДИАЛОГ НА ВСТУПИТЕЛЬНОМ ЭКЗАМЕНЕ ПО ФИЛОСОФИИ

ДЛЯ АСПИРАНТОВ

Л.А. Шевырногова

Красноярская государственная медицинская академия; ректор - д.м.н., проф.

И.П. Артюхов, кафедра философии и социально-гуманитарных знаний,

зав. - доц. Л.А. Шевырногова

Резюме. Статья посвящена обоснованию новой формы экзамена для аспирантов - научно-философскому диалогу.

Ключевые слова: наука, философия, диалог, интеграция, логика, интуиция, методология, психологические основания, эффективность.

Новый кандидатский экзамен по истории и философии науки послужил импульсом к поиску такой формы вступительного экзамена, которая позволяла бы проверить не только знания по философии, но и умение интегрировать их со знаниями медицинских наук.

Пока будущий специалист пребывает в качестве студента, он обучается и познаёт для себя. Когда же некоторые врачи идут в науку, т.е. становятся исследователями, их труд уже будет деятельностью для других. Труд исследователя предполагает выход за пределы известных образцов, рецептов, он становится движением по неизвестным путям, что и позволит в итоге, на защите диссертации, сказать главные слова: новизна научного исследования состоит в том-то...

Хождение по кругу известного не приведёт к новизне, для скачка мысли от известного к неизвестному требуется смелый и креативный начальный этап, который может привести к новому качеству мысли. Вступительный экзамен по философии может способствовать этому не только периодом подготовки к нему, но и самой процедурой, формой экзамена.

В институте медицинских проблем Севера был апробирован диалог как составляющая экзамена. Именно - составляющая, т.к. знание философских вопросов осталось необходимым условием успешной сдачи экзамена. Без них невозможным становился бы и диалог.

Философско-теоретические знания являются методологической базой любых научных исследований, в том числе и в сфере медицинских наук. Они позволяют будущему учёному выйти на свои научно-исследовательские вопросы через понимание и использование философских понятий, прежде всего, гносеологических.

Диалог ставит будущего исследователя в ситуацию логической неизбежности, которая обнаруживается любым учёным, но, как правило, «задним числом». При подготовке к диалогу должен произойти разворот к новому качеству мысли, для чего требуется логическая работа ума в единстве с целостно-образным мышлением.

Мы не можем заглянуть в голову другого человека, увидеть, как мышление человека совершает свою работу, может быть иногда, по словам Эйнштейна, «грешит против разума»», совершая странные с точки зрения здравого смысла, маневры и скачки. Отнесем это к области интуиции, даже озарению.

Интуиция может миновать логическую проверку, она не прибегает к вербализации. Интуиция - один из этапов научного поиска, и закачивается она догадкой- «свёрнутым» пониманием проблемы, благодаря которому исследователь, с одной стороны, углубляется в проблему, с другой - способен перенести имеющиеся знания из одной области в другую.

Диалог как форма речевой организации общения на экзамене может сыграть эвристическую функцию, ибо моделирование вопросов и ответов (как внутренняя работа ума), озвучивается одним, а оценивается собеседником. Диалог, помогает первому утвердиться, либо отказаться от хода своих размышлений, а второго собеседника заставляет (когда они

поменяются ролями) быть готовым к подобной процедуре и общению относительно своего научного исследования.

Диалог как форма речевой и смысловой организации общения на экзамене для аспирантов- новая форма. Он строиться не по классической схеме, когда экзаменуемый даёт ответы на вопросы билета, а затем отвечает на дополнительные вопросы экзаменатора. В данной форме диалога работают два экзаменуемых.

Для аспирантов диалог на экзамене не являлся неожиданностью. Аспирантам заранее предлагалась информация в виде, своего рода, алгоритма подготовки к диалогу.

Ниже проводиться эта информация. Она, безусловно, может быть дополнена, в чем-то уточнена и изменена.

В данном случае приводится тот алгоритм подготовки к диалогу, который разработан автором статьи и апробирован. Алгоритм «открыт» для коррекции, как со стороны коллег- философов, так и со стороны научных руководителей аспирантов.

Итак, аспиранты заранее были информированы о диалоговой работе на экзамене. Алгоритм - памятка содержала в себе следующие пункты:

1. Каждый аспирант (соискатель) должен найти себе собеседника для диалога.

2. Диалог будет построен на информации каждого из собеседников по следующей схеме - матрице:

- Назвать, какую проблему будет решать аспирант (соискатель) в своей научной работе?

Проблема есть там, где есть противоречие. Обозначить это противоречие и изложить собеседнику пути его решения.

- Сформулировать рабочую гипотезу, помня, что гипотеза должна быть простой, в ней не должно содержаться противоречия, она должна быть проверяемой (верифицированной).

- Изложить пути и методы верификации гипотезы.

При изложении показать понимание того, что означает философская рефлексия.

- Продемонстрировать знание того, какие мыслительные процессы предполагают методы: историчность, системность, детерминированность; показать, как аспирант (соискатель) предполагает использование методов дедукции и индукции в решении своей научной проблемы.

3. Применительно к своей научной проблеме изложить методы: наблюдение, эксперимент.

4. В диалоге должны быть задействованы философские понятия и категории: факт, опыт, возможность, действительность, причина, следствие, истина, заблуждение, количество, качество, мера (норма), сущность, явление и др.

5. В заключении обозначить, прирост какого знания предполагает данное научное исследование: теоретического, методологического, эмпирического, связать с практическими задачами в области медицины.

В алгоритме-памятке содержалась информация о самой процедуре диалога и об экзаменационной оценке:

1. После прослушанной информации собеседник задает вопросы, которые у него возникают по изложенной проблеме.

2. Пытается проявить и обосновать свою точку зрения, резюмировать.

Экзаменационная оценка складывается из:

- умения изложить научную проблему по предложенной схеме;

- умения аргументировать свои мысли и реагировать на собеседника;

- из грамотно заданных вопросов, из креативности в диалоге.

В предложенном аспирантам алгоритме подчеркивалось, что при подготовке к экзамену следует обратить особое внимание:

• на философию нового времени (Ф.Бэкон, Р.Декарт и др.);

• на современное состояние науки;

• на связь науки с мировоззренческими, философскими вопросами;

• на биоэтические проблемы в сфере биологии и медицины;

• на проблемы этики от Гиппократа, И.Канта (категорический императив) и др. до современного состояния и актуальности этических проблем науки.

Получив информацию заранее и начиная домашнюю работу, будущий аспирант сразу же понимает, что ограничиться передачей чужих, готовых смыслов не удастся. Здесь (и дома, и на экзамене) придется работать самому, напрягать свой собственный ум, быть активным, мобильным и креативным (творчески мыслящим, готовым к новому взгляду на проблему).

По мнению будущих исследователей и профессоров- экзаменаторов, диалог на экзамене очень продуктивная форма работы. Она нелегкая, ответственная, но эффективная.

Ещё раз зададим себе вопрос: почему? Ответ простой - проверяется не память, а понимание вопросов философии (прежде всего, как отмечалось, вопросов теории познания- гносеологии) в контексте конкретной научной проблемы.

Но подчеркнем и то, что философия заставляет развернуть все рассуждения к человеку (человек - центральная проблема и философии, и медицины). Следовательно, все планы и прогнозы научных исследований - о человеке и для человека, и они должны быть наполнены аксиологическими (ценностными) и нравственными смыслами и принципами.

Каковы мировоззренческие, методологические и психологические основания диалоговой формы экзамена? Мировоззренческую назовём кратко: союз философии и медицины. Как осуществляется этот союз? Через теорию познания и нравственные принципы, императивы - это методологические основания.

Для понимания психологических оснований и обоснований диалога на экзамене, обратимся к этимологии слова «диалог».

Диалог - от греческого dialogs, что означает попеременный обмен информацией, репликами. Диалог - это разговор, который требует умения вести беседу, слушать и слышать собеседника. Диалог показывает искусство аргументации, логику его участников.

Диалог между будущими учеными - это тот случай и та форма, когда будущему учёному и необходимо, и хочется проявить свою состоятельность, показать себя способным к научному труду, к поиску.

Получив заранее задание- алгоритм диалога (т.е. методологию подготовки к диалогу), будущий аспирант начинает готовиться к нему. Конечно, эта подготовка не только допускает, но и предполагает встречу собеседников до экзамена, т.е. своего рода репетицию. Полезность репетиции несомненна, но вовсе не исключает непредсказуемость разворота диалога на самом экзамене. Ведь экзаменаторы не только слушают и наблюдают, они могут направить диалог вопросами и репликами, устремить к главному, предложить сделать выводы и др. Более того, экзаменаторы (в их числе научные руководители будущих аспирантов) заинтересованы увидеть у своих учеников способность к решению мыслительных задач, которые могут возникнуть в ходе обсуждений. Этим правом экзаменаторов не располагают «слушатели» - остальная группа аспирантов, которая присутствует на этом научно-философском экзаменационном акте и ждёт своей очереди.

Закономерен вопрос: как строится диалог, когда собеседники имеют различные темы исследований? Диалог на экзамене по философии требует широты кругозора. Он выстраивается не между случайными людьми, а между медиками, язык мышления и говорения которых понятен друг другу. Рамки их научных интересов различны, коды образов, схем и понятий локализированы в какой-то области медицинского знания, но все они - в сфере медицины и врачевания. Говоря о причинах, количестве, качестве, мере (норме), о фактах, следствиях, действительности и возможности, трудностях, противоречиях, проблемах и т.д., собеседники пользуются языком философских понятий. Этот язык является фундаментом их диалога.

Диалог - универсальная составляющая нашего речевого общения. На экзамене, как видим, это особое речевое общение. Оно происходит между людьми, получившими медицинское образование и устремленными к научным исследованиям именно в сфере медицины. Этот диалог имеет предметную отнесенность к медицине. Занимаясь наукой в медицинской сфере, будущий учёный входит в мир науки со своей философией жизни и смыслом жизни, которые для врачей веками проверены клятвой Гиппократа.

Осуществляется как бы обратный процесс: сначала, будучи студентами, молодые люди изучали философию и приобретали медицинские знания. Вступление в науку в сфере медицины направляет процесс в обратном порядке: конкретная медицинская проблема должна быть осмыслена в контексте достижений других, немедицинских (но важных для медицины наук), и в контексты философии, при её методологической помощи и нравственно- мировоззренческой направленности.

При диалоговой форме экзамена философия и медицина присутствуют друг в друге естественным образом, исключая вопросы: Зачем философия? При чем тут философия?

Меняются времена, сменяют друг друга поколения в науке и научных школах, но веками наработанная мудрость философии, всегда востребована. Лучше, когда об этом не просто говорят те, кто преподают философию, а когда в этом убеждается сам человек, особенно человек науки.

Если ввести диалог на экзамене в КрасГМА, то потребуются некоторые коррекции, так как поступает в аспирантуру значительно большее количество людей.

Положительная реакция на подобную форму работы была и у аспирантов (и соискателей) КрасГМА, когда они приходили на консультации по написанию реферата и вовлекались автором статьи в диалог.

Однако, эти диалоги носили несколько другой характер. Они были неожиданны для аспиранта. Диалог, хотя и устремлял к дальнейшей работе, не имел организационного завершения. Он носил характер одноразовой

(иногда больше) «гимнастики» для ума. Если «тренировки» и продолжались аспирантом дома, то единственной формой проявления их результатов был тот же классический экзамен и, конечно, большая готовность к ответам на дополнительные вопросы экзаменаторов.

Здесь же речь идет о диалоге между экзаменуемыми. Он происходит на глазах комиссии и при участии комиссии. Экзамен с диалогом становится не только формой оценки знаний со стороны комиссии, но и формой самооценки будущих ученых. Диалог становится важным актом по выстраиванию модели будущей работы под руководством научных руководителей - специалистов в той области медицинского знания, которая избрана для научного исследования.

Такой диалог может быть назван научно-философским. Он позволяет увидеть и философию, и философствующего будущего ученого в новом свете.

Диалог именно на экзамене не является единственной формой диалогового общения между будущими учеными. Цель данной статьи -показать продуктивность такой работы. Более того, необходимость ее как вступительного периода, когда перед исследователем ставятся вопросы в такой последовательности:

- история вопроса (проблемы), над которой будет работать аспирант;

- социология вопроса (проблемы) как определение поля деятельности и знания о том, что сделано в медицине в этой области другими учеными;

- философия вопроса, как интеграция всего вышеназванного, методология исследования.

Если диалог проводится не на экзамене, то есть такой минус - нет контакта между экзаменаторами - философами и научными руководителями. Но всегда есть аспирант, как связующее звено, который может пройти диалоговое общение при подготовке к экзамену на кафедре философии. Из данной статьи для научного руководителя видно, каков алгоритм этой подготовки.

DIALOGUE ON ENTRANCE EXAMINATION (PHILOSOPHY) FOR POST-GRADUATE STUDENT

L.A. Shevyrnogova Krasnoyarsk state medical academy In the article the ground of new examination form for post-graduate student is given (scientific and philosophic dialogue).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.