ДИСКУССИИ
J
Асатрян Альберт Артушович
директор МОУ ДОД «Армянская воскресная школа» отличник образования РБ [email protected] г.Уфа
ДИАЛОГ КУЛЬТУР
В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Л_____________________________________________г
Аннотация. В статье критикуются современные условия жизни молодежи, ведущие, по мнению автора, к межнациональным проблемам и предлагаются подходы в социальной политике и воспитании молодежи для решения этих проблем, основанные на идее диалога культур, получившие развитие в Республике Башкортостан.
Ключевые слова: межнациональные проблемы, программа межнационального согласия и мира, диалог культур, идеология молодежной государственной политики
Сегодня поводом для обсуждения межнациональных проблем стали беспорядки в Москве и некоторых городах России. Молодежь, предоставленная самой себе, оказалась лицом к лицу с серьезной и малоизученной, хотя и хорошо знакомой проблемой -ксенофобией.
Большой проблемой является недостаток внимания к молодежи и молодым семьям со стороны государства. Негативным фактором является также безработица среди молодежи. Трудно решаются вопросы жилья. Существующее ипотечное кредитование с его высокими процентами не способно решить проблему. Не созданы условия для культурных и спортивно-массовых мероприятий, где молодые люди могли бы проводить свое свободное время и активно отдыхать без существенных затрат (нет военно-спортивных клубов, молодежных центров и т.д.). Молодые мужчины часто не хотят создавать семью и иметь детей, особенно в селах и районах, так как у них нет уверенности в завтрашнем дне. Многие употребляют дешевую некачественную алкогольную продукцию, некоторые из них даже сводят счеты с жизнью от безысходности. Вот почему молодежь политически не активна. Над этим всем нам надо задуматься.
Можно перечислить много проблем, которые необходимо решать. А вместо этого некоторые высокопоставленные чиновники бездействием сталкивают и без того недовольную своим социальным положением агрессивную молодежь, подбивая ее на провокации. А повод всегда найдется. Вот и валит все свои беды простой обыватель на «лиц кавказской национальности» (хотя такой национальности нет).
Надо признаться, что хотя в России существуют серьезные межнациональные проблемы, открыто об этом говорят мало. Начинают говорить и обсуждать только тогда, когда что-то случается. Потом опять всё забывают.
Нестабильное социально-экономическое положение молодежи, её социальная неудовлетворенность служит причиной разрушительных действий в различных сферах общественной жизни. Вот и ответ на вопрос, почему молодежь политически не активна. В системе образования имеется большой пробел в воспитательной работе, особенно в интернациональном и гражданско-патриотическом воспитании молодежи. Причины этого: развал Советского Союза и вместе с ним утрата налаженной системы воспитания дружбы народов. Если нам не нравятся пионерские и комсомольские организации, почему бы их не заменить другими и не сформировать новую идеологию, которая бы устраивала современное общество? Сегодня нет такой единой идеологии в государственной молодежной политике России. Поэтому государственные и общественные молодежные организации работают не эффективно. Без идеологии не может быть эффективной воспитательной работы.
Современная российская молодежь плохо знает историю и культуру народов России и СССР, что приводит к серьезным негативным последствиям. Многие молодые люди не могут перечислить бывшие Союзные республики, не знают названия их столиц, не говоря уже об истории и культуре. Удивляться нечему - что посеяли, то и пожинаем. Многие плохо представляют, что все народы Советской страны вместе с русским народом воевали во время Великой Отечественной войны и отдавали свою жизнь, защищая границы нашей великой Родины, а сегодня эти народы стали восприниматься молодыми и неосведомленными людьми как враги.
Если граждане России будут отрицательно относиться к своим согражданам, представителям других этносов, то сегодня ни о каком гражданском обществе, патриотизме, интернационализме и речи быть не мо-
74
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
ДИСКУССИИ
жет. Это очень опасно, так как может привести к распаду России.
Я обращаюсь к этническим группам, которые по разным причинам поменяли место своего проживания. Они должны уважать местные законы, традиции и культуру. Как говорят: «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят».
В этой связи хочется подчеркнуть, что все этнические группы и народы, проживающие в Башкортостане, чувствуют себя комфортно и являются полноценными его гражданами. Это заслуга Президента и Правительства республики. Все люди хотят иметь семью, работу, квартиру, жить в достатке, правильно воспитать, вырастить здоровых детей, внуков полезных обществу, республике и стране. Это возможно в многонациональной республике и стране тогда, когда есть мир и межнациональное согласие. Надо лишь приложить к этому определенные усилия и быть бдительными в вопросе интернационального воспитания молодежи. Для этого каждый из нас должен заниматься созидательным трудом и вносить свой скромный вклад в укрепление нашей многонациональной республики и страны, быть патриотом, гордиться ее успехами, жить вместе в дружбе и согласии с другими народами России, любить свой район, город, республику, страну.
В Башкортостане ведется большая работа по вопросам межнационального согласия. Принят и успешно реализуется ряд государственных программ: «Народы Башкортостана», «Сохранение, изучение и развитие языков РБ», «Программа по изучению, возрождению и развитию фольклора народов РБ» и т.д., цель которых - создание условий для обеспечения гармоничной национальной жизни народов республики, независимо от их численности и вероисповедания. Ежегодно в республике проводятся более 250 мероприятий, направленных на развитие традиций и культур народов Башкортостана. Указом Президента РБ созданы историко-культурные центры народов РБ, и с 2006 г. всем историко-культурным центрам придан статус филиалов государственного учреждения «Дом дружбы народов Республики Башкортостан».
В Башкортостане для национальных меньшинств созданы условия для изучения родного языка, истории, приобщения подрастающего поколения к культуре и традициям своего народа. В республике функционируют около 20 муниципальных национальных воскресных школ, которые включены в систему дополнительного образования детей - это воскресные школы нового поколения и содержания. Каждая из них уникальна, потому что в ней есть особые традиции, присущие только данной национальной воскресной школе. Если школе удается занять в судьбе своего воспитанника важное место, значит учителям удалось создать для ученика атмосферу добра, тепла, уюта. Значит каждому хорошо и комфортно в этом образовательном учреждении.
В нашей воскресной школе, как и в других, имеются свои традиционные праздники, которые проводятся для того, чтобы ребенок с раннего возраста приобщался к родной культуре, знал язык и историю своего народа. На праздничные мероприятия приглашаются
воспитанники других национальных воскресных школ. Эти праздники проходят в теплой интернациональной обстановке, происходит взаимопроникновение (диалог) культур, основанное на взаимоуважении и направленное на сближение народов. В условиях многонационального общества эффективна только многовариантная национально-языковая политика, которая является одним из важных компонентов межнационального согласия и мира. Проводимая в республике национальная политика основывается именно на принципах равноправия народов, уважения их культур, языка, традиций и обычаев.
Мне бы хотелось подчеркнуть, что эти Законы, Постановления, Указы сильны тем, что они осуществляются на практике. Конечно, наша республика многое сделала и делает в этом направлении, безусловно, является лидером среди регионов России.
На мой взгляд, для более правильной ориентации и организации межэтнических отношений надо глубоко изучить и проанализировать, чем живет каждая национальная община, проживающая в республике. Для этого надо приглашать лидеров интеллигенции, общественных деятелей - маленькую группу людей (мозговой центр) каждой этнической группы на встречу с Президентом республики и за круглым столом обсуждать все вопросы, касающиеся межнационального согласия и мира. Это даст большой положительный эффект: с одной стороны, этнические меньшинства будут знать, что к ним относятся с уважением и считаются с их мнением, с другой стороны, это даст возможность изучить и проанализировать, как и чем живет данная этническая группа людей, почувствовать ее настроение. У нас в республике это практикуется, но только приглашаются руководители НКЦ (национально-культурный центр). Во-первых, есть некоторые общины, которые не воспринимают руководителя НКЦ своим лидером по ряду причин. К тому же мнение одного представителя по тому или иному вопросу может не совпадать с мнением всей общины. Во-вторых, когда приглашается маленькая группа людей одного этноса, обсуждение вопросов может быть более свободным, открытым и конструктивным.
Мне кажется, что у нас в республике полностью сформировалась региональная модульная программа межнационального согласия и мира, которая апробирована и может быть транслирована в другие регионы России. Этот опыт являясь фундаментальным, имеет единые методологические принципы:
• равные единые гражданские права;
• правильное социальное устройство;
• признание уникальности культур народов РБ;
• дружба народов и межнациональное согласие;
• общие ценности (общие интересы, общие судьбы, общие надежды и т.д.);
• наличие общества людей, живущих в мире и согласии.
Гражданско-патриотическое и интернациональное
воспитание должно стать важным направлением государственной политики в образовании. В школах, колледжах и ВУЗах во время внеурочных форм работы следует пропагандировать необходимость воспитания патриотизма и гражданственности. Мы должны объяснять молодому поколению, что без дружбы и межна-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012
75
ДИСКУССИИ
ционального согласия всех народов России не может быть счастья, благополучия и успехов в нашем общем доме, который называется Россией. Мы должны формировать у них сознание гражданина России с младшего школьного возраста.
Надо систематически использовать народные традиции в учебно-воспитательном процессе как средство интернационального и патриотического воспитания учащихся. Например, МОУ ДОД «Армянская воскресная школа» г. Уфы является связующим звеном между семьей и другими социальными институтами, формирующими патриотические чувства и культуру межнационального общения на основе дружбы и взаимопонимания (примеров много).
Я как педагог с 30 летним стажем и отец троих взрослых детей патриотическое и интернациональное воспитание связываю с возрождением традиционных национальных культур. Нам нужно новое современное учебное учреждение по раскрытию и развитию талантов. Необходимо здание с современным оборудованием, назовем, например, это образовательное учреждение «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» с дальнейшим открытием филиалов в других городах РБ. С одной стороны, мы больше обнаружим талантов и разовьем их, с другой - больше детей задействуем в системе дополнительного образования, что немаловажно. Таким образом, оградим их от пагубного влияния улицы. Ведь чем больше детей будут вовлечены в любимое ими дело, тем меньше будет преступлений среди молодежи.
В общеобразовательных школах следует четко вести статистику, сколько детей занимается в спортивных секциях, кружках, научных обществах учащихся и т.д., сколько детей еще не нашли занятие по душе. Классные руководители должны этому содействовать. Надо вести воспитательную работу не только с учащимися, но и с родителями.
Средства массовой информации имеют огромное влияние на общественное сознание, особенно на молодое поколение, как в положительном, так и в отрицательном смысле, это не секрет. На мой взгляд, в задачу СМИ по развитию межнационального согласия и дружбы должно входить информационное освещение мероприятий, проходящих в рамках осуществления национальной политики РБ. Своими репортажами они должны способствовать распространению знаний об истории, традиции и в целом о культуре народов.
Среди журналистов есть и такие, которые наоборот обостряют обстановку, пишут статьи, указывая национальность преступника. Это или некомпетентность журналиста, или злой умысел. Вообще, средства массовой информации и правоохранительные органы в своих сводках не должны указывать национальность и место рождения виновного. Таким журналистам только хочу напомнить, что в мире нет ни одной национальности, представитель которой не совершил бы какое-то незаконное деяние. Здесь национальность не причем. И мне как педагогу и человеку хочется еще
раз напомнить, что в мире не существует плохой национальности, что есть недобропорядочные люди и преступники, а перед Всевышним все народы равны.
В нашей республике, в свою очередь, национальные диаспоры должны дать жесткую и принципиальную оценку представителям своего народа, совершившим правонарушения.
Необходимо воспитывать у детей и студентов этику межнационального общения, толерантность, интернациональное и гражданско-патриотическое сознание. В учебных заведениях надо проводить фестивали дружбы народов, на которых ребята и студенты могут познакомиться с культурой других народов. Например, СОШ № 10 г.Уфы регулярно проводит такие фестивали и концерты. Среди школьников и студентов необходимо культивировать не только толерантность в отношении тех, кто не похож на них, но и воспитывать их в духе интернационализма, что является иной качественной ступенью мировоззрения.
Для эффективной и творческой работы обеспечения межнационального согласия среди молодежи необходимо создание РЕСПУБЛИКАНСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА. Штатными или внештатными молодыми корреспондентами должны стать представители всех народов, проживающих в РБ. Они печатали бы материалы о вкладе каждого народа в образование, науку, культуру, спорт, медицину, бизнес и т. д.
Для пропаганды методов воспитания молодежи необходимо совместно с МВД организовывать научно-практические конференции, посвященные мероприятиям, обеспечивающим гармоничное развитие подростков и молодежи.
В заключении хочется обратиться к моим коллегам - учителям, работающим в школах. Дети всех этносов должны быть полностью интегрированы в коллективную школьную жизнь. Ребенок не должен чувствовать отчуждение в среде своих сверстников. Если он это почувствует, то замкнется в себе и у него разовьется комплекс неполноценности. Он потеряет всякий интерес к учебе и к окружающим. Со временем он станет озлобленным и агрессивным. Это то, от чего хочется предостеречь все наше общество.
Литература
1. Бабич Э.А., Каргаполова О.В., Довган Т.А. Толерантность как принцип жизни. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2011.- № 3.
2. Копылова Е.А. Диалоговые стратегии в дидактическом взаимодействии как фактор смыслообразования. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.-№ 6.
3. Мельникова Е.Л. Предметная специфика проблемного диалога. // Эксперимент и инновации в школе.- 2009.-№ 1.
4. Пыж В.В., Карпович И.Е., Иванова Р.В., Исаева А.Ю. Формирование механизмов межкультурной толерантности молодежи в контексте образовательного процесса. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент -2010 - № 2.
76
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2012