Научная статья на тему 'Диалог культур: литературные аналогии в живописных композициях Ю. Иванова'

Диалог культур: литературные аналогии в живописных композициях Ю. Иванова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
98
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культура и текст
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалог культур: литературные аналогии в живописных композициях Ю. Иванова»

Л.Н. Лихацкая Барнаул

ДИАЛОГ КУЛЬТУР: ЛИТЕРАТУРНЫЕ АНАЛОГИИ В ЖИВОПИСНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ Ю. ИВАНОВА

Проблематика творчества современного алтайского живописца Юрия Иванова чрезвычайно разнообразна. Работы последних лет,

экспонировавшиеся на персональной выставке в Государственном художественном музее Алтайского края (ГХМАК) в 2005 году, представляют особый интерес с точки зрения выражения социально-нравственных проблем через литературные ассоциации в жанровых живописных композициях.

Согласно классификации типологических связей литературы и изобразительного искусства исследуемые нами работы Ю.Иванова можно отнести к следующему типу «Литература и словесность в творчестве

живописца: художник как читатель» [1].

Творчество Ю.Иванова вызывает неподдельный зрительский интерес тем, что актуализирует роль литературы в формировании эстетических и нравственных чувств в современном российском сознании, наполненном образами массовой культуры. Исследователь культурологических процессов В.С.Библер утверждает: «XX век воспроизводит историю культуры как

современный диалог культур» [2]. Так сложилось, что в российском изобразительном искусстве ХХ - начала XXI веков этот диалог осуществляется через обращение к изобразительным реминисценциям. В жанровых же живописных композициях Ю.Иванова находят свое

повествовательное продолжение реминисценции литературные как культурные символы нравственной проблематики.

Так, в триптихе «Палата № 6» (2002), уже в названии появляется литературный символ, а гротесковые портреты обитателей «Палаты № 6» (Юлий Цезарь, Гитлер, Наполеон), представляя собой персонифицированную аллегорию жажды власти, придают масштабность злу: это вселенское зло. Символический образ «Палаты № 6» обозначает нравственную границу, отделяя человеческое от античеловеческого. Авторская оценка подается через синтез безобразного и комического.

Наблюдение жизненных реалий, человеческих характеров, ситуаций современной действительности дает основу многочисленным темам. Через литературную ассоциацию художник идет к философскому обобщению. Ярким символическим выражением «обломовщины» является работа «Отвалите, я болею» (2005). Человек («Обломов»), теряющийся в подушках, сам превращается в подобие вещи, приобретая очертания подушки или перины. Реальная физическая неподвижность как следствие отсутствия деятельности, творческой активности есть проявление сна духа, метафорический сон — смерть духа.

Продолжение этой темы, но уже в ином варианте развития идеи, в работе «Одиночество» (2005 г.). Здесь выразителен анималистический образ

— свинья в луже, явно восходящий к губернскому городу N из произведений Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина (причем, лужа - неотъемлемый атрибут главной площади этого города). Следуя за классиками, облекая идею в гротесковый аллегорический образ, автор как бы задается философским вопросом: «Что есть одиночество?», придавая этому понятию не только личностный, но, главным образом, общественный смысл.

В противоположность этому циклу произведений у художника есть и другие, несущие в своем содержании позитивный, жизнеутверждающий, творческий импульс. К таким работам относятся следующие: «Ты гляди, что он сделал» (2003), «Ты гляди, как Епифана Осиповича Кунделеева болтает» (2005), «Заблудшая» (1998), «Состарившийся Пушкин» (1998).

Так, в картине «Ты гляди, что он сделал», некий объект, механизм, поражающий воображение, изготовленный рядом стоящим, «гоголевским» мужиком из лирического отступления «Мертвых душ», символически представляет торжество инженерной мысли, дерзновенность и неограниченную свободу творческой фантазии и творческой воли. Уважение автора к творческой «жилке» и яркой индивидуальности идет от детских воспоминаний об отце, и создана работа тоже в память об отце, рано ушедшем.

Образ мастерового русского мужичка («Ты гляди, что он сделал») соотносится в своей неординарности с образом седовласого, седобородого старика, с упоением качающегося на качелях («Ты гляди, как Епифана Осиповича Кунделеева болтает»). Данной работой художник утверждает идею свободы самоощущения, которая позволяет человеку быть творческим. Художник утверждает в человеке те качества, которые вызывают уважение к своим героям «чудикам» другого автора — В.М.Шукшина. Шукшинских персонажей Ю.Иванов представляет в композиции «Свежий анекдот» (1993). Работа находится в музее-заповеднике В.М.Шукшина в селе Сростки.

Неординарность, нестандартность мышления и поведения человека подается художником как редкий дар, граничащий с талантом. Эта идея заключена в библейском образе овцы («Заблудшая», 1998). Где же грань между неординарностью и талантом, и где же грань между творчеством и бездействием - размышляет автор.

Началом же размышлений о личности и творчестве явилась картина «Состарившейся Пушкин» (1998). Образ подан как выражение наивысшего проявления личностной неординарности и выбран не случайно. Художник говорит в этой работе о вневременности творчества как духовного состояния человека. В своей выдуманной композиции автор делает Пушкина современником. Вся композиция — игра. «И для Пушкина — творчество это виртуозная игра. Пушкин — выдумщик», — говорит зрителю автор. Художник изображает поэта как философа и созерцателя, а летящая муза («Ангел над городом», 1992) ассоциативно связана с образом Пушкина, как символ творчества, сложившийся в истории русской культуры, во многом,

благодаря А.С.Пушкину. И прием зеркальности в композиции этой работы, и летящие, изящные ее формы отражает суть творчества.

Неслучайно Ю.Иванов обращается к образной концепции Теодора Жерико (1791-1824), крупнейшего представителя эпохи романтизма в Европе, чьи произведения «носили отпечаток гения, жадно стремившегося к обновлению искусства, к выражению в нем сложных идей и чувств» [3]. В одноименной картине «Бег свободных лошадей» (2005) Ю.Иванов соединяет две противоположные идеи. Несущиеся по широкому полю лошади на дальнем плане картины противопоставлены двум гротесковым человеческим фигурам, представляющим «всадника и лошадь». Эти фигуры, существующие на стыке безобразного и комического, являют собой следующую степень деградации образов из триптиха «Палата № 6». Несостоятельность эгоцентрических идей личности превращается в антигуманизм мирового масштаба - повествует нам автор.

Эволюция образов работы Ю.Иванова «Бег свободных лошадей» достигает апогея в картине, представляющей «чучело» («Прогулки по огороду», 2005). Это своеобразная интерпретация образа «мертвой души», пребывающей в неподвижности духа. Образ предстает в гротесковом обличье, это аллегория спящего человеческого духа. Статичное отрицательное чучело

— это результат, финиш.

Итак, художник в поиске нравственного идеала выводит в своем творчестве две полярные темы: творческой активности и сна духа.

Взаимодействие литературы и изобразительного искусства не случайно осуществляется под знаком имен: Пушкин и Шукшин, выводя идею творческой активности, духовность человека на уровень нравственного закона.

Выставка Ю.Иванова 2005 года в ГХМАК показала, что современная социально-нравственная проблематика общественного самосознания непосредственно связана с образами русской литературной классики. Так, в диалоге культур - литературы XIX века и живописи конца ХХ-начала XXI века - просматривается традиция нравственных исканий современного русского общества.

Примечания

1. Баршт К.А. О типологических взаимосвязях литературы и живописи (на материалах русского искусства XIX века) // Русская литература и изобразительное искусство XVШ-начала XX века: Сб. науч. трудов. Л., 1988. С. 20.

2. Библер В.С. Культура XX века и диалог культур// Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1992». Вып. XXV. М., 1994. С. 6.

3. Турчин В.С. Теодор Жерико. М., 1982. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.