Научная статья на тему 'ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ЭТИКЕТ ОБЩЕНИЯ С ИНОСТРАНЦАМИ НА ОСНОВЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ОПЫТА С ЛЮДЬМИ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН'

ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ЭТИКЕТ ОБЩЕНИЯ С ИНОСТРАНЦАМИ НА ОСНОВЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ОПЫТА С ЛЮДЬМИ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ДИАЛОГ КУЛЬТУР / ЭТИКЕТ / КУЛЬТУРА / ОБЫЧАИ / ТРАДИЦИИ / ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ РАЗГОВОРА / ОБМЕН / ВОЛОНТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалёва В.А.

В статье описано такое явление, как диалог культур и этикет общения на основе волонтерского опыта с людьми из разных стран. Раскрыты такие понятия, как: диалога культур, волонтерство, этикет. Представлен перечень необходимых умений, предложенный Е.И. Пассовым, универсальные правила с национальными традициями, языковыми особенностями, правилами культуры и правила ведения разговора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ЭТИКЕТ ОБЩЕНИЯ С ИНОСТРАНЦАМИ НА ОСНОВЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ОПЫТА С ЛЮДЬМИ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН»

УДК 1

Ковалёва В.А.

Специалист по международному сотрудничеству международного отдела ФГБОУ МДЦ «Артек», (пгт. Гурзуф, Республика Крым), магистрант кафедры английского языка Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО Ростовского государственного экономического университета (г. Таганрог, Ростовская обл.)

Научный руководитель: Савицкая А.Н.

к. филол. н., доцент кафедры английского языка, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО Ростовского государственного экономического университета (г. Таганрог, Ростовская обл.)

ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ЭТИКЕТ ОБЩЕНИЯ С ИНОСТРАНЦАМИ НА ОСНОВЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ОПЫТА С ЛЮДЬМИ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН

Аннотация. В статье описано такое явление, как диалог культур и этикет общения на основе волонтерского опыта с людьми из разных стран. Раскрыты такие понятия, как: диалога культур, волонтерство, этикет. Представлен перечень необходимых умений, предложенный Е.И. Пассовым, универсальные правила с национальными традициями, языковыми особенностями, правилами культуры и правила ведения разговора.

Ключевые слова: диалог культур, этикет, культура, обычаи, традиции, правила ведения разговора, обмен, волонтерство.

Постановка проблемы. В условиях современного образования все больше внимания уделяется изучению иностранных языков, что обусловлено международными связями и отношениями на уровне государства, предприятий, образовательных и общественных организаций, семьи и школы. Развитие международных отношений в ФГБОУ Международном детском центре «Артек» (пгт. Гурзуф, Респ. Крым) посредством сотрудничества с зарубежными международными детскими центрами и партнерами подтверждает актуальность исследования. В связи с этим возрастает потребность свободно общаться на иностранном языке, знать обычаи, традиции и культуру людей проживающих в разных странах, а воплотить все это в жизнь помогает волонтерство.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы представить и раскрыть тему диалога культур и этикета общения на основе волонтерского опыта с людьми из разных стран.

Изложение основного материала. Вопрос о воспитании гуманизма, толерантности, патриотизма посредством диалога культур появляется на занятиях (еще со школы), ведь когда обучающийся может представить культуру своего народа, когда он ценит и уважает обычаи и традиции культуры народа страны изучаемого языка, тогда ни о какой враждебности не может быть и речи. Возникает то самое взаимопонимание, к которому мы и стремимся. Сейчас достаточно выучить один язык, чтобы общаться с людьми из разных стран. Безусловно, все знают, что это английский язык.

Диалог культур - настолько сложное явление и чтобы его осуществлять, ко многому надо быть готовым. Вот далеко не полный перечень необходимых умений, предложенный Е.И. Пассовым:

1) видеть в чужом не только то, что нас отличает, но и что нас объединяет;

2) смотреть на события, людей, поступки и тому подобное не со своей точки зрения, а с позиций чужой культуры;

3) интерпретировать чужие ценности;

4) смотреть на известное по-новому, видеть в известном что-либо новое;

5) менять оценки (самооценки) в результате постижения чужой культуры, отказываться от стереотипов;

6) сопереживать представителям другой культуры, понимать их чувства;

7) радоваться новым познаниям в чужой культуре;

8) использовать познания чужой культуры для более глубокого познания своей;

9) видеть этимологическую связь между фактом культуры и словом, обозначающим его, и др.

Одной из основных целей «диалога культур» на занятиях по иностранному языку является его реализация. Незнание обычаев, традиций, жизненных устоев представителей других стран является камнем преткновения при общении. Ведь если иностранец простит, а порой даже и не обратит внимания на какую-либо грамматическую или лексическую ошибку, то ошибка культуроведческого характера может привести не только к недопониманию среди участников коммуникации, но и к конфликту между ними. Именно поэтому приобщение учащихся к иностранной культуре должно начинаться уже с начальных классов[1]. Поэтому, в данной статье мы рассмотрим этикет общения с иностранцами.

Опираясь на беседу Art-ted конференции с детьми из двух лагерей МДЦ «Артек»: детского лагеря «Янтарный» и детского лагеря «Хрустальный», можно сделать вывод о том, что данная тема является актуальной и ребята довольно хорошо знают этикет общения, многие из них уже несколько лет занимаются волонтерской деятельностью. Например, подростки с легкостью ответили на вопрос: «С чего начинается общение, если вам не знаком человек из другой страны?»

Прежде всего, при беседе нужно обратить внимание на правила ведения разговора:

• Доброжелательность тона и поведения. Это правило для общения с любым человеком, не только с жителями других стран. Злость, недоверие, грубый тон приводят к быстрому завершению общения, барьеру между людьми. Разговор может пойти в русле неприязни. Человек чувствует себя некомфортно. Доброжелательный настрой снимет напряжение, улыбка разрядит обстановку.

• Взаимопонимание. Проблемы разговора с иностранцем должны остаться на поверхности, нельзя сразу отказываться от общения, если что-то пошло не так. Отворачиваться, замыкаться не стоит. Понимание проблем двустороннее. Но нельзя

переходить на панибратство, начинать рассказывать свои тайны и секреты. Такое поведение может оттолкнуть иностранца, напугать.

• Фамильярное поведение. У разных национальностей свой характер, менталитет. Разные народы устанавливают свои границы дозволенного, имеют особые требования к личному пространству. Незнание норм может завершиться скандалом. Некоторые действия южных народов воспринимаются северными как агрессия, и наоборот. Темпераментные личности теряют контроль за поведением. Во время разговора следует следить за дистанцией, не пересекать границу близости. Общение будет комфортным.

• Аккуратное приветствие. Рукопожатие и знаки приветствия у народов различны. Не все используют жесты, свойственные русским. Для некоторых достаточно кивка головы, поднятие указательного пальца. Есть жест приветствия - пальцы колечком. К жестам следует относиться внимательно. Различные религиозные направления одним и тем же жестам дают свои характеристики [2].

Иностранцы - такие же люди, как мы. Строить разговор следует, подчиняясь универсальным правилам. Конечно, нужно приготовиться к встрече: изучить национальные традиции, языковые особенности, правила культуры. Они накладывают на речь отпечаток, но главное в общении - уважение к собеседнику.

• Выглядеть достойно. Аккуратный стильный внешний вид - залог успеха.

• Улыбаться честно и открыто. Улыбка характеризует позитивный настрой человека.

• Помощь друзей. Если язык собеседника неизвестен, можно обратиться к друзьям. Кто-то наверняка знаком с ним, иногда легче общаться компанией.

• Радуйся успеху. Если в разговоре нашли общие темы, поддержи собеседника.

• Вести разговор вежливо и в спокойном тоне.

• Извиняться и не бояться признать ошибки.

• Не торопиться, не прерывать беседу, выбирать темы беседы, не менять время встречи - быть пунктуальным и внимательным.

• Отдать инициативу иностранцу.

•Ряд тем в разговоре с иностранцем следует задевать с осторожностью[2].

Есть люди, которые получают опыт общения при работе с иностранцами в

волонтёрской организации. Волонтёрство, волонтёрская деятельность (от лат.

14

voluntarшs — добровольный) или добровольчество, добровольческая деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, фандрайзинг, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Итак, в «Артеке» отпраздновали День волонтера, учрежденный недавно Указом Президента России Владимира Путина. 5 декабря активисты добровольческого движения в «Артеке» получили медальоны и волонтерские книжки с новой записью -об участии в подготовке и проведении Международного форума «Детский лагерь -новое образовательное пространство». А подарком от администрации детского центра в этот день стала поездка на турбазу «Криничка».

Волонтерское движение в «Артеке» зародилось летом 2017 года. Первым успешным опытом стала работа языковых волонтеров из МГИМО МИД РФ, Дипломатической академии, Института развития гражданских инициатив, Московского педагогического государственного университета, Фонда поддержки «Артека» и Международного содружества лагерей (ICF). Они обеспечили интеграцию в артековскую жизнь детей из 46 стран-участниц международной смены «Артек» собирает друзей».

Сегодня движение объединяет уже более 300 молодых специалистов - педагогов, переводчиков, инженеров, деятелей культуры и искусств. Добровольцы участвуют в образовательных партнерских программах. А одним и самых крупных артековских проектов с участием волонтеров стал форум «Детский лагерь - новое образовательное пространство».

«Мы хотим собрать как можно больше молодых людей, которые горят «Артеком» и заинтересованы в различных образовательных проектах. Поэтому сегодняшнее событие так важно для нас - мы отмечаем волонтеров, которые активно проявили себя на образовательном форуме, - отметила руководитель управления профессионального

развития педагогического персонала МДЦ «Артек» Кдани Кавизина. - Ребята разработали новую игру «Артек» за 48 часов». Цельная, связная, она создает эффект «полного погружения» в «Артек». Сейчас мы внедряем ее во всех лагерях детского центра. Думаем, игра будет востребована и за пределами «Артека».

Кдани Никитична отметила, что в перспективе координаторы волонтерского движения планируют сотрудничество с другими детскими лагерями, которые разделяют образовательные идеи «Артека», а в волонтерах видят поддержку и помощников в распространении артековского опыта за пределами детского центра.

По словам добровольцев, такое внимание к их работе воодушевляет и мотивирует двигаться вперед. «Участие в форуме - мой первый опыт волонтерства. Я работала с гостями - рассказывала им историю лагеря, помогала в организации выступлений. Работа с таким количеством гостей и осознание, что мы в течение трех дней помогали им чувствовать себя уверенно и комфортно - это совершенно другой уровень ответственности», - поделилась Дарья Серебренникова из Улан-Удэ.

Очень приятно, что волонтерская помощь в «Артеке» не остается за кадром: за нее благодарят, ее поощряют, - добавила Вера Лушина из Нижнего Новгорода. - Это служит дополнительной мотивацией творить добро». Приветы и поздравления с Днем волонтера в это день отправились из «Артека» в Китай, Мексику и другие страны, граждане которых летом 2017 года работали в качестве языковых волонтеров в детском центре. «Ребята сопровождали делегации и вместе с детьми находились в отрядах -помогали вожатым преодолеть не только языковые барьеры, но и культурные различия, - отметила начальник международного отдела Нина Лазарева. - Все очень компетентные, волонтеры из Китая, например, работали в Америке. Но «Артек» стал для них уникальным опытом. Всех поразил масштаб, возможности выбора дополнительного образования, инфраструктура. Ребята надеются вернуться сюда!» Такая возможность представится в ближайшее время. А пока активных молодых людей, которые стремятся реализовать свои знания, талант и опыт во имя созидательных дел, приглашают в официальные группы «Я - волонтер «Артека!» в соцсетях. [3].

Есть еще очень интересная дата. Это 2 августа 2017 года, когда МДЦ «Артек» подписал международные соглашения с образовательными учреждениями США,

Швейцарии и Дании по созданию интернациональной сети языковых волонтеров, которые будут сопровождать пребывание иностранных детей в детском центре. Первое такое соглашение было заключено «Артеком» в Китае в середине июля с Цинхайской компанией Дэмэн по международному культурному обмену[4] .

Хочется отметить, что в «Артеке» завершилась образовательная программа для 150 юных добровольцев из 51 региона. Ассоциация волонтерских центров определила самых активных ребят, которые образовали титульный волонтерский отряд страны. Также на закрытии были выбраны послы Лиги школьных волонтерских отрядов, которые станут лидерами добровольческого движения в своих регионах. Таким образом, «Артек» стал стартовой площадкой для формирования всероссийской сети отрядов юных добровольцев[5].

«Артек» постепенно становится экспортером российских образовательных услуг, включая сертификацию программ зарубежных лагерей и привлечение интереса к эксклюзивным артековским тематическим программам, к примеру, в области космоса, ядерных технологий, балета, живописи и многих других. В этой связи нам важно подготовить специалистов, которые будут обеспечивать международный обмен услугами и технологиями»,- отметил действующий до начала 2019 года директор «Артека» Алексей Каспржак.

Он также добавил, что важно подготовить вожатых и педагогов «Артека» к свободному взаимодействию с приезжающими детьми из-за рубежа: «Поток иностранных детей в «Артек» будет только увеличиваться, и мы должны быть готовы. Вожатые здесь - первая линия общения с детьми».

«Артек» - первый в России детский центр, сформировавший для вожатых и педагогов специальную программу глобальной академической мобильности.

Первый этап программы завершился 1 августа 2018г.: 10 работников получили этим летом возможность пройти стажировку в Монголии (д/л Camp Nairamdal), Мексике (д/л Pipiol, Santa Ursula, KIN), Турции (д/л Future Stars camp), Китае (д/л Camp Awesome), и Греции (д/л Sport Camp).

Участники программы международных стажировок отбираются на конкурсной основе. В числе критериев отбора - хорошие производственные результаты, широкий

кругозор, знание иностранного языка, наличие достижений в исследовательской и педагогической деятельности и высокая профессиональная мотивация.

Алексей Каспржак указал, что данные программы созданы в соответствии со стандартами «Артека» в области подготовки педагогических кадров: «Мы исходим из того, что в современном мире учителем может быть только тот, кто постоянно стремится к новому и овладевает новым багажом. В этом смысле профессиональный диалог с коллегами из-за рубежа позволяет раздвинуть рамки педагогической профессии, осмыслить ее с точки зрения разных образовательных систем, воспитательных практик и технологий совместной работы наставника и ребенка».

Список использованной литературы Книги

1. Пассов, Е.И. Метод диалога культур. [Текст] / Е.И. Пассов. - Елец: МУП «Типография г. Ельца», 2011. - 72 с.

Электронные ресурсы

2. Действующая ссылка. Режим доступа: https://obrazovaka.ru/obschestYozmnie/pravila-obscheniya-s-imstrancami-6-klass.html

3. Действующая ссылка. Режим доступа: org/press-centr/news/dobrovolcy-v-arteke-poluchili-volonerskie-knizhki/

4. Действующая ссылка. Режим доступа: ^^У^ек. org/press-centr/news/dlya-raboty-s-vozrastayushim-pritokom-mostrannyh-detyay-artek-sozdaet-armiyu-yazykovyh-volonterov/

5. Действующая ссылка. Режим доступа: https://artek. org/press-centr/news/dobrovolcy-v-arteke-sozdali-titulnyy-volonterskiy-otryad-strany/

6. Действующая ссылка. Режим доступа: https: //vk.eom/@artek_volunteer-pro gramma-

mezhdunarodnoi-akademicheskoi-mobilnosti

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.