Научная статья на тему 'Диалог культур'

Диалог культур Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егле Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалог культур»

Итогом форума явилось издание сборников научных трудов «Славянский мир. Диалог культур» (г. Кемерово), «Homo Communicans: человек в пространстве межкультурных коммуникаций» (г. Щецин), посвященных во-

просам изучения славянской традиционной культуры в историческом и современном контексте, диалога культур в условиях актуализации аксиологических подходов к рассмотрению коммуникационных процессов.

Л. Ю. Егле

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

L. Yu. Egle

DIALOGUE OF CULTURES

С 1 по 30 сентября 2011 года на базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств впервые проходила Международная открытая олимпиада студенческих научных работ «Диалог культур». Олимпиада проводилась в соответствии с перечнем мероприятий, осуществляемых Министерством культуры РФ в 2011 году.

Цели олимпиады - выявление и активизация одаренной молодежи, способной к научной деятельности в области культуры и искусства, задачи: создание благоприятных условий для раскрытия исследовательских способностей студенческой молодежи; повышение заинтересованности обучающихся в получении знаний и участии в научной деятельности; сотрудничество вузов в организации научно-исследовательской работы студентов; демонстрация научных достижений в сфере культуры и искусства.

Для участия в олимпиаде принимались самостоятельно выполненные законченные научные работы студентов вузов по трем направлениям:

- «Культурология» (диалог культур в исторической ретроспективе; культурные ценности и их роль в межкультурной коммуникации; динамика и взаимодействие совре-

менных типов культуры; межкультурные конфликты и способы их преодоления);

- «Межкультурные коммуникации» (перевод в общении культур; язык и культура; картины мира в межкультурном общении; средства межкультурной коммуникации);

- «Теория и история народной художественной культуры» (народная художественная культура в условиях процессов глобализации; динамика народной художественной культуры в контексте межкультурных коммуникаций; проблемы сохранения историкокультурного наследия; развитие народного художественного творчества на современном этапе).

В работе олимпиады приняло участие более 300 студентов из вузов России и университетов ближнего и дальнего зарубежья (Китайская Народная Республика, Соединенные Штаты Америки, Германия, Франция, Республика Башкортостан, Казахстан, Туркменистан, Беларусь, Украина).

Подведение итогов олимпиады состоялось 18 октября 2011 года в рамках Международной научно-практической конференции «Диалог культур».

В работе конференции приняли активное участие преподаватели и студенты Ке-

меровского государственного университета, Кузбасской государственной педагогической академии (г. Новокузнецк) и Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

С приветственным словом к участникам конференции обратился проректор по научной и инновационной деятельности университета кандидат филологических наук, доцент Александр Викторович Шунков. Он подчеркнул значимость научно-исследовательской работы студентов для университета, а также отметил, что подобные мероприятия способствуют развитию познавательного интереса к содержанию научных исследований, формированию профессиональной мотивации будущего специалиста.

Доцент кафедры теории и истории народной художественной культуры КемГУКИ, кандидат культурологии Людмила Юрьевна Егле подвела итоги олимпиады в номинации «Теория и история народной художественной культуры». Было отмечено, что тематика направления «Теория и история народной художественной культуры» вызвала большой интерес не только у студентов Кемеровского университета культуры и искусств, но и среди студентов высших учебных заведений ближнего и дальнего зарубежья. Она подчеркнула, что научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса в вузе и неразрывно связана с деятельностью научных школ университета, организуется непосредственно на кафедрах, в НИИ и лабораториях. Содержание научно-исследовательской работы студентов определяется основными направлениями научных исследований этих подразделений и соответствует профилю деятельности университета. Исследования в области народной художественной культуры являются одним из приоритетных направлений для университета культуры и искусства.

Безусловно, сегодня на фоне все более усиливающегося процесса глобализации, ведущего к нивелированию отличительных черт в культуре разных народов, ярко проявляется тенденция поиска тех оснований в культуре, на которых возможно возрождение и освоение истинных ценностей, исторического наследия поколений. Одним из таких оснований может стать народная художественная культура. Она исторически сохраняет непреходящие ценности (идеи и смыслы), выполняющие функции ценностной ориентации этноса, определяющие его духовную уникальность, обеспечивающие консолидацию общества, помогающие восстановлению культурной преемственности и национально-культурной идентификации -необходимой составляющей мировоззренческого потенциала. В этой связи у студентов (культурологов, фольклористов, этнографов, филологов) появляется все больше вопросов. Какие формы народной художественной культуры осваивать, возрождать и развивать - архаические или более поздние? Как определить, все ли они имеют эстетическую и нравственную ценность для современного российского общества? Что нужно для того, чтобы архаические формы не превратились в музейные реликвии, а органично вошли в жизнедеятельность человека, в духовную ткань жизни общества. Все эти вопросы рассматривались в работах, представленных на олимпиаду по направлению «Теория и история народной художественной культуры».

Библиева Оксана Владимировна, кандидат культурологии, доцент кафедры иностранных языков, подводя итоги работы конкурсной комиссии по направлению «Меж-культурные коммуникации» отметила, что исследования в сфере языка и межкультурной коммуникации являются одними из самых актуальных и перспективных в современном научном мире, что в очередной раз было до-

казано огромным количеством конкурсантов, приславших свои работы для участия в олимпиаде по данному направлению. Более ста молодых ученых из Китая, Германии, Франции и различных городов России представили результаты своих научных исследований на суд конкурсной комиссии.

Термин «межкультурная коммуникация» предполагает успешное, эффективное общение представителей разных культур. Поскольку язык - это главное и наиболее развитое средство общения людей, взаимосвязь и взаимодействие языка и культуры лежит в основе межкультурной коммуникации. Эта идея получила достойное воплощение в студенческих работах, представляющих собой зрелые, аргументированные исследования. Библиева О. В. отметила разнообразие тематики присланных работ - от «Кулинаро-нимы современного английского языка» до «Образная система книги Акрама Айлисли “Люди и деревья” (наблюдения над русским переводом текста)». Большинство участников олимпиады представили работы, связанные с англоязычной межкультурной коммуникацией, что неудивительно, поскольку именно на этом языке, по данным последних статистических опросов, происходит более половины устного и письменного взаимодействия между представителями различных этносов. Тем не менее, значительная часть работ посвящена языку и культуре народов России, особенностям перевода как средства межкультурной коммуникации, а также проблемам билингвизма и различиям в картине мира.

Заведующая кафедрой культурологии кандидат культурологии Анастасия Сергеевна Двуреченская подвела итоги по направлению «Культурология». Она подчеркнула, что в работе направления «Культурология» приняли участие 103 студента из вузов дальнего зарубежья (Китайская Народная Республика)

и более чем десяти вузов России (Республика Карелия, гг. Казань, Тюмень, Красноярск, Омск, Юрга, Новокузнецк, Новосибирск, Хабаровск, Кемерово). Двуреченская А. С. особо отметила активное участие студентов КемГУКИ - непосредственной базы олимпиады. На суд жюри были представлены научные работы более 70 студентов различных курсов, специальностей и специализаций -«Культурология», «Музейное дело», «Социальная педагогика». «Социально-культурный сервис и туризм», «Социально-культурная деятельность», «Институты гражданского общества».

Конкурсная комиссия определила победителей олимпиады, занявших 1, 2, 3 места, и отметила участников олимпиады и научных руководителей студентов, работы которых получили высокую оценку, благодарственными письмами. Необходимо отметить, что научные работы, представленные на олимпиаду, оценивались в соответствии с такими критериями, как актуальность проблемы; полнота и степень раскрытия темы; логика изложения результатов исследования; степень владения методами научных исследований; уровень обработки эмпирической информации; степень результативности исследования; определение перспективы исследования; соблюдение научного стиля текста.

На круглом столе «“Свое” и “Чужое” в культуре», который проходил в рамках конференции «Диалог культур», были представлены лучшие работы по каждой из номинаций олимпиады. Домоевская Евгения, студентка второго курса КемГУКИ, выступила с докладом на тему «Сравнительная характеристика языковой картины мира»; Донгак Сайсуу, студентка третьего курса КемГУКИ, - с докладом «Социокультурное развитие личности у народов Востока», и по направлению «Теория и история народной художественной культуры» выступила Тюри-

нова Елена, магистрант первого курса, с докладом на тему «Роль народной “тряпичной куклы” в сохранении культурного наследия». Выступления затронули широкий спектр проблем, как традиционных для исследований в области культуры и искусства, так и в значительной мере расширяющих представление о ней. Доклады вызвали живой интерес и серьезную дискуссию, которая поможет исследователям в их дальнейшей научной работе. Участники конференции «Диалог культур» отметили важность и полезность участия в подобных мероприятиях. Работа над докладами позволила не только получить новые знания в области культуры и искусства, но и помогла в получении навыков применения полученных знаний на практике. Сегодня от выпускников высшей школы требуется, чтобы они не только квалифицированно разбирались в специальных и научных областях знаний, но и умели формировать и защищать свои идеи и предложения. Для этого, прежде всего, необходимо уметь самостоятельно анализировать и обобщать научные факты, явления и информацию.

Примером практической реализации сохранения традиционной культуры в многополярном мире стал мастер-класс Юлии Борисовны Антуфьевой, преподавателя Красноярского краевого колледжа культуры и искусств по декоративно-прикладному творчеству, «Изготовление русской традиционной куклы». Каждый участник круглого стола смог освоить технологию закручивания куклы без швов, изготовить куклу своими руками.

В завершении работы круглого стола «“Свое” и “Чужое” в культуре» прошла презентация выставки Красноярского краевого колледжа культуры и искусств (г. Минусинск), Культурного центра «Грамотеинский» (г. Бе-лово) и сектора истории костюма Музея истории КемГУКИ «Сибирь многонациональная: народный костюм и традиционное русское рукоделие». В экспозиции были представлены оригинальные и аутентичные костюмы народов Сибири и сопредельных территорий, а также коллекция полотенец-рушников, изготовленных в различных техниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.