Научная статья на тему 'Диалог как универсальный способ развития культуры и всеобщая форма понимания личности'

Диалог как универсальный способ развития культуры и всеобщая форма понимания личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1617
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ КУЛЬТУРЫ / ДИАЛОГ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / СМЫСЛ / ТЕКСТ В КУЛЬТУРЕ / DIALOGUE / SENSE / TEXT IN CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тихонова Евгения Петровна

Исследуются механизм и принципы саморазвития культуры. Основой взаимодействия культур различных исторических эпох выступает диалог. Он является событием встречи сознаний и голосов-позиций культуры. Пространство диалога выступает плотным смысловым пространством, в котором реализуется мотивация выбора свободы и ответственности, образующих суть человеческого бытия в культуре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper concentrates on dialogue. This dialogue is determined as a meeting of historical epochs, cultures and consciousnesses. The world of dialogue appears as a space of senses where the search of one"s own personality is realised as well as the choice of freedom and responsibility

Текст научной работы на тему «Диалог как универсальный способ развития культуры и всеобщая форма понимания личности»

Е.П. Тихонова

ДИАЛОГ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ВСЕОБЩАЯ ФОРМА ПОНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Исследуются механизм и принципы саморазвития культуры. Основой взаимодействия культур различных исторических эпох выступает диалог. Он является событием встречи сознаний и голосов-позиций культуры. Пространство диалога выступает плотным смысловым пространством, в котором реализуется мотивация выбора свободы и ответственности, образующих суть человеческого бытия в культуре.

Ключевые слова: амбивалентность культуры; диалог; произведение; смысл; текст в культуре.

Культура - как многолик и многогранен ее мир! К явлениям культуры можно отнести грамматику русского языка и «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, мудрость даосов и религиозные постулаты христианства, университетское образование и Собор Парижской Богоматери, икону Рублева «Троица» и романы Ф.М. Достоевского, картины М. Шагала и работы Неизвестного... Культура является особой ценностносмысловой реальностью: в ней одновременно существуют разные исторические эпохи, разные формы духовного творчества и разные судьбы людей.

Культура может быть представлена как полифония или многоголосье эпох, миров и самосознаний: все феномены и явления культуры имеют подлинный культурный смысл не перечислительно, но конструктивно - в Органоне культуры. Культура выступает как целостная система, специфика функционирования которой определена не механическим соединением отдельных элементов, но диалогом культурных традиций, систем мыследеятельно-сти и художественных практик, выражающих мировоззрение и духовные открытия различных эпох.

Любая культура выступает «местом стяжки» - синтеза основных форм духовного опыта людей. В культуре равноправно общаются и диалогизируют: искусство, мифология, религия, наука и философия. Персонализируясь в общении друг с другом, они выполняют роль фундаментальных блоков культуры - синхронных пластов, ответственных за формирование ментальности: а) типа восприятия и б) типа понимания мира - типа личности как средоточия и центра культурного пространства.

Сохранение единства и целостности культуры онтологически предопределено наличием общей основы, универсального механизма и единой цели, объединяющей в глобально-организованную структуру различные формы творчества: искусство, мифологию, религию, науку и философию.

Основой культуры выступает ценностно-смысловое взаимодействие различных исторических эпох и персонажей - диалог текстов и произведений искусства. Через осуществление культурного диалога происходит со-бытие встречи и общения субъектов - двух сознаний разных временных эпох. Диалог в культуре - это встреча двух человеческих самосознаний. Он является не информативным сообщением или единожды произошедшим событием жизни. Диалог может быть образно сопоставлен с «бездонной и безграничной воронкой», которая втягивает в себя всё многоликое и многогранное бытие человека. Что же такое диалог?

Этимологическая трактовка представляет диалог как разговор двух лиц - общение двух людей. Содержательно-смысловая трактовка данного термина рас-

ширяет и углубляет понимание диалога. Диалог выступает доверительным, открытым и взаимоуважительным общением двух субъектов - человеческих самосознаний, двух культур и различных произведений искусства.

Диалог, по сути, направлен не на познание объекта или любой «вещи» мира, диалог является всеобщей формой гуманитарного мышления людей. Диалог реализует способность человеческого разума и сердца к со-бытию - к встрече: общению и взаимопониманию людей и культур. Не случайно Густав Шлет назвал культуру культом разумения. Диалог присутствует там и тогда, где и когда осуществляет себя бесконечная и незавершаемая спираль речетекстового общения. В нём любое высказывание понимается как ценностное обращение «Я» к «Ты», которое несёт вопрос-ответ, согласие-возмущение, молчание или ожидание. Диалог является универсальным способом существования культуры и развития личности. Культура живет и развивается - бытийствует по принципу действия драматического произведения - «Те же и Софья». Смысл и предназначение данной схемы исторического наследования культурного опыта людей заключен в сохранении, одновременном существовании и взаимодействии разных персонажей - субъектов культуры, различных культурных феноменов и произведений искусства.

С появлением нового персонажа - нового открытия, образа или героя - «старые» персонажи (смыслы, открытия и образы героев) не уходят со сцены, и в пространстве культуры происходит равноправное и уважительное общение, взаимопонимание разных лиц - разных сознаний. В полифоничной жизни культуры не работает принцип «снятия» - схема прогрессистской эволюции: здесь неуместен и некорректен разговор о том, что Софокл «снят» - уничтожен Шекспиром или подлинник Пикассо обесценил картины Рембрандта. В пространстве культуры не существует понятий-концептов: «раньше» и «позже» или «до» и «после». Ведь культура является не евклидовой реальностью, но символическим ценностносмысловым пространством, которое существует вне законов физического, материального мира.

Все произведения культуры, все имена и образы различных эпох стоят в одном ценностно-смысловом ряду. Они - одновременны (находятся в своеобразной символической вечности) и равноценны в силу своей индивидуальности и авторской самобытности. Подобная одновременность персонажей - лиц и сознаний позволяет проявиться закону развития культуры: уникальность любого произведения (сознания человека и сознания эпохи) понимается сквозь призму действия принципа «соотнесения-сравнения» с произведением или «чужим» сознанием иной культуры.

Культура через функционирование диалога сохраняет и воспроизводит одновременную персонажность лиц, сознаний и феноменов, причем увеличение числа персонажей осуществляется вне процедуры «снятия» или «восхождения по лестнице прогресса», но в схематизме одновременного взаимодействия и событийности - диалога голосов с обязательным саморазвитием и смысловым уплотнением каждой «культурной монады». Подобная взаимообратимость «до» и «после» - обратимость «корней» и «кроны» организма означает, что культура выступает целостной полифоничной системой духовной самодетерминации и диалога разных эпох.

В культуре действует закон обратной связи: здесь не только Шекспир невозможен без Софокла, но и Софокл невозможен без Шекспира. Внутренняя перекличка - вопросы-ответы, отталкивание-притяжение и переосмысление выступает глубинным нервом существования и развития культуры. Диалог в культуре является основой действия «соотнесения-сравнения» и совершения важнейшей процедуры культурной самоидентификации эпохи. Культуру можно представить как диалогичное самосознание цивилизации, которое воплощено в произведениях разных эпох. Культура существует и развивается только тогда, когда происходит встреча-со-бытие как минимум двух культур - двух сознаний - двух голосов.

Самосознание культуры (микро- и макроуровень) выступает формой актуализации ее бытия и, значит, человеческого бытия, на грани взаимодействия с иной культурой: это процесс перехода от диалога «голосов» - текстов к диалогу личностных позиций человека и эпохи. Диалог выступает основанием синтеза всех возможных определений человеческого бытия - бытия личности, которое обращено к другому сознанию и другой эпохе. Отечественный мыслитель XX в. М.М. Бахтин высказал мысль о том, что диалогичные отношения - это универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь, проявление человеческой жизни, вообще всё то, что имеет смысл и значение. Где начинается сознание, там начинается диалог: Культура = Диалог = Событие = Встреча «Я» и «Ты».

Личность и каждая культура может быть понята как субъект или участник диалога по «последним вопросам человеческого бытия». Это такой участник, который и в общении с образами и героями другой культуры открывает и впервые формирует для себя новые смыслы существования: ценности, альтернативные формы

творчества и духовные стремления. Не случайно отечественный мыслитель XX в. В. С. Библер говорил о том, что «культура - это мир впервые» [1. С. 40].

Диалог помогает человеку осознать собственную уникальность и принадлежность к определённому культурному истоку через процедуру сопоставления и сравнения с опытом развития иных культур. Диалоговое бытие человека и бытие культур в «Большом времени» есть их взаимное со-бытие, и оно всегда персонифицировано. Собеседник часто и, как правило, не видит автора - другого участника диалога: он, может быть, умер в 1327 или 1879 г. Но его авторский - коллективный или индивидуальный голос звучит в тексте - в произведении.

Именно поэтому сам авторский текст становится не потенциальным, а реальным и активным субъектом

творения культуры и одновременного диалога, который происходит в «макровремени» - в «Большом времени» культуры. Данте, Шекспир, Рембрандт, Моцарт, Шагал и скромный смысл, с которым мы соприкасаемся при понимании их произведений, входят в нас: творят наш внутренний мир и наши души. И мы - зрители, собеседники и читатели собственным усилием вопро-шания, согласия, толкования и удивления - любым встречным откликом творим культуру, обладая «преимуществом вне-находимости».

В культурном самосознании эпохи и в сознании личности - в её бытии общаются и диалогизируют не абстрактные образы и схемы культуры, но живые персонажи - Прометей и Дон Кихот, Эдип и Гамлет, Фауст и Мефистофель. Эти образы и персонажи живут в нашем сознании и в нашей судьбе. Именно они олицетворяют собой наш жизненный выбор. Эти образы героев и культурных персонажей разных эпох являются накопленными в веках альтернативами и катарсисами наших нравственных и творческих решений.

Диалог может быть охарактеризован как всеобщий феномен духовной жизни человека.

Диалог выступает не коммуникативным или эпистемологическим процессом развития культуры, диалог - это онтологическая основа и базовый фундамент существования культуры. Диалог - это «душа культуры», в котором происходит реальная встреча культурных миров и личностный разговор двух самосознаний - двух разных исторических и смысловых эпох.

Истоком культурного диалогизма выступает амбивалентная природа культуры. Что означает слово «амбивалентность»? Амбивалентность культуры - это двойственность и внутренняя напряжённость или диалогичность голосов культуры. Это - уникальная возможность и способность любой культуры смотреть на самоё себя со стороны. Каждая культура обладает внутренней способностью отстраняться от самой себя, не совпадать с собой и поэтому быть диалогичной к самой себе и к другим культурам. Совершенно не случайно В. С. Библер назвал культуру «двуликим Янусом».

Лицо культуры столь же напряжённо обращено к иной культуре - к поиску духовных основ собственного бытия в других мирах, сколь и внутрь - вглубь себя, в стремлении культуры дополнить, изменить и совершенствовать своё бытие. Отечественный мыслитель XX в. В.Н. Топоров в работе «Пространство культуры и встречи в нём» писал: «Насильственное разъединение душ, прекращение обмена ценностями культуры, её смыслами обрекают на немоту и безотзывность, которые парализуют душу культуры и ставят под удар идею братства людей. Власть запретов на этом пути губительна, но даже и она не может отменить потребности в другом слушателе, читателе, собеседнике и в разговоре с ним, в двусторонне направленном обмене - общении» [2. С. 6].

Понимание амбивалентной природы культуры как источника жизненности и органичности культурного мира представлено в работе немецкого мыслителя XX в. Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». Ницше воспринимает культуру как целостный живой организм, который является общим пространством со-существования и взаимного напряжения

двух полярных начал, благодаря которым она обретает онтологическую завершённость и осмысленность.

В своём произведении Ницше выделяет и сопоставляет два начала, образующие интонированное бытие культуры: «апполонизм» и «дионисизм». Эти понятия означают не столько художественные стили или типы искусств, сколько фундаментальные характеристики человеческой экзистенции и бытия культуры. Под «ап-полонизмом» и «дионисизмом» подразумевается определённый тип мироощущения. «Апполонизм» полагает логически-стройное и интеллектуальное мироощущение, которое выражает ценности гармоничности, размеренности, разумности и рациональной оформленно-сти мира, и утверждает принцип индивидуации. «Дионисийское» начало является проявлением «жизненного» оргиастически-буйного, наполненного свободной игрой витальных сил и вместе с тем трагического мироощущения. Для дионисизма характерна идея абсурдности мира, в котором невозможно установить какую-либо последовательность событий и явлений в силу его противоречивости и хаотичности.

Интересен следующий факт: первоначально понятия «апполонизм» и «дионисизм» употреблялись в контексте исследований античной культуры, но во второй половине XX столетия в практике культур-философского дискурса данные термины были наделены статусом универсальных категорий, выражающих сущностные основы бытия человека и культуры вне зависимости от конкретных культурно-исторических эпох.

Само ритмичное чередование двух парадигмальных начал культуры создаёт то общее пространство «напряжения» - диалог, в котором открывает себя живая данность смыслов, образующих бытие культуры. Обобщая практику культур-философских исследований, можно сделать следующие выводы:

1. Любая культура (микро- и макроуровень) является многомерным, многоликим, зачастую противоречивым и тем не менее целостным организмом.

2. Любая культура образована синтезом и взаимодействием двух устойчиво воспроизводимых парадиг-мальных начал: «аполлонизма» и «дионисизма», которые именуются универсальными терминами - Космос и Хаос. Взаимодействие двух начал формирует общую ось центрации духовной жизни - ось смыслообразова-ния в культуре.

3. Культура как длящийся творческий акт всегда живёт на границе Космоса и Хаоса, и вся история развития мировой культуры представляет собой смещение этой границы в область того или иного начала. Таким образом, можно предположить, что «Космос-Хаос» или «аполлонизм-дионисизм» являются не только взаимодополняющими пределами развития культуры, но и взаимопереходящими друг в друга экзистенциальными оппозициями, которые образуют бытие культуры.

Культура, а значит, и личность целиком размещается на собственной границе, т.е. на границе с другой культурой - с инаковым смыслом: со всем тем, что может послужить обновлению культурного ресурса и смысловых запасов знаково-символической системы. «Пограничье» - это внутренняя основа существования культуры. Культура не имеет замкнутой на себя территории: любой «культурный атом» существует только в

диалоге. М.М. Бахтин писал о том, что «каждый культурный акт существенно живёт на границах: в этом его серьёзность и значительность; отвлечённый от границ, он теряет почву, становится пустым, заносчивым, вырождается и умирает» [3. С. 38].

Ничего не меняя в материально вещественном мире, не оказывая влияния на предметы и события окружающего физического мира, диалог совершает смысловое преображение человеческого бытия. Определяя экзистенциальные пути человека и существования культуры, диалог задаёт параметры и векторы развития всей человеческой цивилизации.

В данном смысловом контексте размышлений «амбивалентность» обозначает наличие свободной зоны пограничья культуры с самой собой. Амбивалентность есть основа взаимодействия и диалога двух «Я» культуры: Космоса и Хаоса - культуры «Я» о-пределённого эстезиса мира и «Я» творящего хаоса, бытийной спонтанности - множественности культуры. Именно поэтому культурный диалогизм одухотворяется:

1) амбивалентностью любой отдельной культуры -её принципиальной отстранённостью от самой себя и в этом смысле;

2) отсутствием собственной территории. Культура есть некий «корабль Одиссея», совершающий авантюрное плавание в иной культуре, оснащенный так, чтобы существовать вне своей территории.

Диалог в культуре является смысловым взаимодействием двух текстов, двух самосознаний - автора и читателя. Отечественный мыслитель XX в. Л.М. Баткин в работе «Культура всегда накануне себя» писал: «В культуре не содержится ничего, кроме смыслов и способов их передачи. Это - встреча в осмысленном мире» [4. С. 117]. Культура - это со-бытие автора и читателя: встреча сознаний и жизненных смыслов разных людей. Функционирование диалога в культуре реализует взаимодействие контекстов понимания автора и читателя, которое опосредованно текстом или произведением сознания определенной эпохи.

Текст понимается не просто как атомарная и самодостаточная языковая единица, образующая «речевую цепь», но как целостное произведение человеческого сознания, включенное в диалоговое общение. Текст как феномен культуры имеет не только определенное значение, но, прежде всего, целостный смысл, имеющий непосредственное отношение к ценностным ориентирам и необходимо требующий ответного понимания. Не всякий текст и не в любом аспекте взятый может восприниматься как феномен культуры. Культурным его делает только то, что перед нами не «безличновещная информация», не пассивный и безгласный объект исследования, а произведение чужого сознания. В этом тексте, функционирующем в культурном пространстве, мы встречаемся с авторской личностью - с «другим» мировидением и, следовательно, с тем смыслом, который обрел голос в этом тексте.

Человека можно понять как неизбежную ложь («Мысль изреченная есть ложь» - Ф. Тютчев). Можно понять его как то единственное, что сохраняется от мысли и что сохраняет мысль («Но я забыл, что я хотел сказать, и тень бесплотная в чертог теней вернется» -

О. Мандельштам). Но и в том и в другом случае только

понимая текст, читатель нечто узнает о человеке как авторе - о его бытии в культуре.

Текст как структурный элемент культуры и диалога одновременно существует в трех основных формах:

- во-первых, текст - это живая речь, которая образует плоть общения. Она обладает содержанием, но выступает средством установления дистанции между людьми;

- во-вторых, текст - это речь, запечатленная на бумаге или пергаменте. Это - реальная речь человека, которая отстранена от своего творца - автора, получившего знаково-плоскостное воплощение в культуре;

- в-третьих, текст является целостным произведением человеческого сознания.

Произведение выступает формой обретения самосознания культуры и одновременно универсальной формой общения - диалога культур. Произведение -текст в культуре обладает тремя качественными основами - тремя смыслами существования:

1) произведение культуры, в отличие от любого продукта цивилизации, - продукта потребления и последующей негации, есть отстраненное от человека и воплощенное в плоть звуков, красок и полотен собственное бытие человека;

2) произведение культуры всегда нацелено на адресацию: в любом произведении мое - авторское бытие адресовано читателю. Подобное общение всегда и непременно выступает реальным или виртуальным диалогом автора и собеседника - читателя;

3) в диалоговом общении разных произведений, а значит и сознаний, мир создается каждым человеком заново и впервые.

Функционирование диалога в культуре создает интертекстуальную зону общения - со-бытия двух пара-дигмальных субъектов культуры - автора и читателя.

Автор (греч. autos - сам) выступает в роли изначального субъекта созидания культуры. Автор в культурном диалоге является:

1) персонификацией авторитета и символом фигуры Отца - создателя и творца мира;

2) средоточием смысла и носителем знания о будущем времени финале истории. Автор текста - произведения культуры не отождествляем с главным героем, который находится в эпицентре происходящих событий, и все же он лишен провиденциалистского знания -предвидения перспектив завершения истории. Сам автор вносит фабулу в событийное повествование и определяет параметры смыслового завершения текста. Это означает, что

3) автор является инициатором и устроителем «космогенеза»: он реферирует онтологически заданные смыслы и выступает гарантом социокультурной и концептуальной адаптивности представленных в произведении - в тексте идей.

Понимание авторского текста читателем - потенциальным собеседником возможно через осуществление реконструкции исходного авторского замысла. Это означает, что читатель должен воспроизвести в своей индивидуальной интерпретации замысел и условия реализации личностно-психологических переживаний и социокультурного опыта автора и сопряженных с ним смыслов. Ведь актуальный смысл принадлежит не

одному одинокому человеку, но только двум встретившимся смыслам-сознаниям. Не может быть «смысла в себе» - он существует только для чужого - иного сознания и только вместе с ним.

Активная интерпретация текста и авторского замысла является процессом порождения новых смыслов и жизненных значений в акте чтения - события. Не случайно, в постмодернистской культуре ХХ в. диалог автора и читателя представлен как процесс самодвижения текста в культуре с последующей символической «смертью автора» и самодостаточной процедурой смыслопорождения.

В культуре постмодернизма (вторая половина ХХ в.) классическая установка фетишизации автора как источника и голоса Творца - Создателя мира была дополнена культом Читателя. Образ читателя выступал обозначением адресата текста и замысла автора. Читатель является субъектом восприятия и интерпретации -осмысления или конструирования семантического и концептуально-смыслового поля авторского текста. Само произведение начинает рассматриваться как исторически открытая культурная система, ценность и смыслы которой исторически подвижны и вариативны.

Фигура читателя в постмодернистской культуре второй половины ХХ в. стала выступать новым «сокровенным Богом», который именует вещи, наделяет слова смыслом и упорядочивает мир своим взглядом. Не случайно французский структуралист XX в. Ролан Барт говорил о том, что фигура Читателя конституируется как фигура не потребителя, а производителя текста. Читатель становится источником смысла.

Основным принципом функционирования диалога в культуре выступает принцип полифонизма. Полифония -это греческое слово, которое в переводе означает «многоголосие». В музыке полифония представляет собой одновременное гармоничное сочетание и звучание различных мелодий. Полифония в культуре означает:

1. Наличие в каждом отдельном тексте и в культуре множества контекстов - внутренних голосов, которые призваны не только сказать нечто, но и утаить или скрыть между строк «неизреченную истину». Автор надеется, что его читатель может это нечто услышать. Полифония обозначает текст как границу встречающихся реплик - высказываний автора и читателя. Полифония - это смена ответного говорения и внимающего слушания. Необходимо погружение личности из текста культуры в ее контекст. Только в этом случае исследователь культуры начинает чувствовать себя участником одновременного диалога различных исторических и ценностных миров.

2. Полифония обнаруживает себя и на макроуровне: это диалог с прошлыми и будущими культурами. Текст разрастается диалогизирующими с ним голосами, он втягивает в себя бесконечные контексты понимания и поэтому становится полифоничным произведением.

Таким образом, можно прийти к убеждению в том, что функционирование диалога в культуре всегда опосредованно телесностью автора и читателя и обретает форму субъект-объект-субъектных отношений, т. е. универсальную форму человеческого бытия. И если по форме своего существования, в функциональном аспекте, диалог всегда является общением человека с

человеком, то в содержательном плане он всегда выходит на метауровень существования предельного субъекта или творца культуры. Это, прежде всего, проблема субъектной идентификации, которая дана не в самости моего или другого «я», но в их напряженном поле общения, образующем диалоговое единство самосознаний. В данной связи весьма показательно метафорическое понимание диалога М.М. Бахтиным. Бахтинский диалог - это не информативное сообщение или некое одноразовое событие, но бездонная воронка, втягивающая в себя, виток за витком, все многоликое бытие человека. В культур-философском понимании диалог онтологичен; это - само бытие культуры с его полифонией смысловых структур.

Осуществляя понимание текста - произведения культуры, человек, являющийся участником диалога, понимает, что: во-первых, смысл бытия личности выражен в обращенности или в адресованности к другому человеку - к «Ты»; во-вторых, смысл бытия личности заключен в стремлении человека внимать другому субъекту и воспринимать в себя его «другость», его «инаковость». В.Н. Топоров в своей работе «Пространство культуры и встречи в нем» говорит о том, что «соотнесение-сравнение того и этого, своего и чужого составляет одну из основных и вековечных работ культуры. Это почти апокалипсическое желание - ожидание быть переведенным, увидеть себя в зеркале “чужого” языка и “чужой” культуры» [2. С. 7].

Только в речевом ино-бытии «Я» человека обретает смысл и значение, потому что личность своим выбором, своим бытием отвечает на чей-то вопрос и вопрошает иное бытие, ожидая ответа. Увидеть и понять автора произведения - означает увидеть и понять чужое сознание - сознание другого человека: внутренний мир, мысли и чувства другого субъекта иной культуры.

При объяснении дано только одно сознание или один субъект, при понимании даны два сознания и два субъекта. Именно поэтому понимание диалогично: в культурном диалоге понимание всегда является взаимопониманием.

Совершая «превосхождение», выход за пределы собственной культурной данности, человек осуществляет акт понимания и культурной идентификации, обретая сознание необходимости дополнения своего культурного мира миром иной культуры, отличной по языку и по культурной специфике. Только через осознание культурно-языковой инаковости можно ощутить всю характерность и неповторимость данного языка и данной культуры - уникальность, распространяющуюся на весь массив культурных традиций. В данной связи ярким символом мучительного осознания культурно-языкового плюрализма может быть история вавилонского грехопадения - история «сверхстроительства» Вавилонской башни, рассказанная в Книге Бытия (гл. 11, 1-9).

Диалог не является исключительно сферой общения. Диалог - это со-бытие или встреча сознаний и культур. Диалог не эпистимичен и не коммуникативен, диалог - онтологичен. Пространство диалога выступает не ньютоновским, но релятивистским - всюду плотным смысловым пространством, в котором реализуется мотивация выбора свободы и ответственности, образующих суть человеческого бытия в культуре.

Диалог в культуре является не просто средством обретения истины или модусом благоприятного существования человека. Диалог в культуре выступает единственным средством узнавания бытия и соприкосновения с ним. Именно в процессе диалога позиция каждого человека и любой культуры расширяется до бытийствен-ности - до обретения осмысленности своей жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-50.

2. Топоров В.Н. Пространство диалога и встречи в нем // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М.: Наука, 1989. Вып. 4.

С. 6-17.

3. Библер В.С. Бахтин М.М., или Поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991. 176 с.

4. Баткин О.М. Культура всегда накануне себя // Красная книга культуры. М.: Искусство, 1989. С. 117-130.

5. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Наука, 1990. Т. 1. С. 47-157.

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 26 февраля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.