Научная статья на тему 'Диалог как характеристика взаимодействия в региональных образовательных сетях (из опыта создания региональных образовательных сетей в Австрии)'

Диалог как характеристика взаимодействия в региональных образовательных сетях (из опыта создания региональных образовательных сетей в Австрии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ / COMMUNICATIVE SCIENTIFIC PARADIGM / NETWORK COMMUNICATION / REGIONAL EDUCATIONAL NETWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галанова Ольга Александровна

В последние десятилетия в гуманитарной науке, в том числе и в педагогике, идёт формирование новой, коммуникативной парадигмы. Смысл её состоит в том, что знание представляется как продукт совместной деятельности людей, генезис которого осуществляется в коммуникации. В современном мире с его высокоразвитой техникой, компьютерными технологиями, динамично протекающими социальными процессами, в мире взаимозависимостей в центр внимания помещаются человеческие взаимоотношения. Коммуникация рассматривается при этом не только как механизм функционирования системы распространения информации с помощью технических средств, но и как способ взаимодействия в социальной сфере, отличительной чертой которого является конструктивный и продуктивный диалог. В этой связи в современной отечественной и зарубежной образовательной теории и практике наблюдается устойчивый интерес к сетевому взаимодействию. Сетевое взаимодействие рассматривается в качестве современной инновационной технологии, способной интенсифицировать образовательную деятельность в конкретном муниципалитете и регионе и тем самым способствовать их социально-экономическому развитию. Для выяснения того, какие возможности эта технология может создать для региональной системы образования, мы предлагаем аналитический обзор региональных образовательных сетей в Австрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галанова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialogue as communication feature of educational network (by experience of creation of regional educational networks in Austria)

The last decades have seen the formation of the new communicative paradigm in the humanity including pedagogy. Its essence consists in the knowledge represented as a product of people's joint activity, the genesis of which becomes explicit in communication. In the modern world of interdependence, with its advanced engineering tools, computer technologies, dynamic social processes, major emphasis is placed on human relationship. Communication is considered not only as a mechanism of functioning of information distribution system using technical means, but also as a way of interaction in the social sphere characterized by a constructive and productive dialogue. In this connection, both modern Russian and international educational theory and practice show steady interest in network communication. Network communication is considered as an advanced innovative technology intensifying educational activity in a particular municipality or a district thus promoting their social and economic development. In this paper, we offer the state-of-the-art review of regional educational networks in Austria to find out what possibilities for a regional education system this technology can create.

Текст научной работы на тему «Диалог как характеристика взаимодействия в региональных образовательных сетях (из опыта создания региональных образовательных сетей в Австрии)»

О.А. Галанова

ДИАЛОГ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕТЯХ (ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ В АВСТРИИ)

В последние десятилетия в гуманитарной науке, в том числе и в педагогике, идёт формирование новой, коммуникативной парадигмы. Смысл её состоит в том, что знание представляется как продукт совместной деятельности людей, генезис которого осуществляется в коммуникации. В современном мире с его высокоразвитой техникой, компьютерными технологиями, динамично протекающими социальными процессами, в мире взаимозависимостей в центр внимания помещаются человеческие взаимоотношения. Коммуникация рассматривается при этом не только как механизм функционирования системы распространения информации с помощью технических средств, но и как способ взаимодействия в социальной сфере, отличительной чертой которого является конструктивный и продуктивный диалог. В этой связи в современной отечественной и зарубежной образовательной теории и практике наблюдается устойчивый интерес к сетевому взаимодействию. Сетевое взаимодействие рассматривается в качестве современной инновационной технологии, способной интенсифицировать образовательную деятельность в конкретном муниципалитете и регионе и тем самым способствовать их социально-экономическому развитию. Для выяснения того, какие возможности эта технология может создать для региональной системы образования, мы предлагаем аналитический обзор региональных образовательных сетей в Австрии.

Ключевые слова: коммуникативная научная парадигма; сетевое взаимодействие; региональная образовательная сеть.

Для описания функционирования коммуникации в социуме используют парные понятия, имеющие междисциплинарный характер: иерархия и сеть [1]. Централизованные (иерархические) и горизонтальные (сетевые) структуры вносят свой вклад в развитие социума, причем горизонтальные структуры «доорганизовы-вают» (термин С. В. Чебанова) то, что не организовала иерархия. Сетевая структура, в противоположность иерархии, представляет собой сложную многокомпонентную развивающуюся систему, лишённую единого управляющего центра. Сеть социальных взаимодействий [2] состоит из совокупности социальных акторов и системы отношений между ними, отличительной чертой которых является конструктивный и продуктивный диалог. Диалог в его значении «взаимодействие и взаимопонимание» [3] является важной характеристикой такого явления, как социальная сеть, поскольку он несёт в себе определённую систему ценностей. Эта система ценностей обладает длительной культурной традицией и включает в себя равенство участников и незавершённость диалога. Сам диалог принципиально не может быть завершён, чем подчёркивается открытость и незамкнутость общения. Кроме того, в диалоге отсутствует и принципиально не допускается какая-либо регламентация, иерархизирующая процесс общения [4]. Благодаря этим качествам диалога становится возможным достижение синергетического эффекта [5].

В современной отечественной и зарубежной образовательной теории и практике наблюдается устойчивый интерес к сетевому взаимодействию. В образовательной сети качества диалога приобретают специфическую форму реализации, тем не менее сводимую к его родовым качествам. Так, отмечается, что ключевой вопрос сетевого обучения - сотрудничество и кооперация, при этом важную роль играет доверие между членами сети. Это пространство этической стабильности участников сетевого образовательного процесса. Отношения в сети не диктуются одной стороной. Г лавное, позитивное, что есть в сетевой структуре, - отношения добровольности. Преобладающей формой общения становится диалог, а не монолог, вместо односторонне направленного воздействия (от педагога к ученику) возникает коммуникационное взаимодействие. Образо-

вательная сеть - это социальная конструкция, открытая система, её границы неопределённы [6].

К настоящему времени накоплен определенный опыт такого взаимодействия в различных странах. Такой опыт очень полезен для осознания общего и частного, типического и специфического у различных феноменов общественной жизни. Поскольку образовательные сети становятся реальностью и в России, то, безусловно, знакомство с опытом других стран поможет работать формирующимся в нашей стране образовательным сетям более эффективно. С этой целью мы предлагаем обзор региональных образовательных сетей в Австрии.

В последние десять лет региональные образовательные сети переживают настоящий бум в Австрийской республике. Непосредственной причиной быстрого развёртывания образовательных сетей в этой стране стали разочаровавшие австрийское общество результаты международного сравнительного мониторингового исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) и международной программы оценки знаний и умений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment). Было признано, что такие результаты ограничивают позиции Австрии в области образования, культуры, науки и инноваций. Однако этому можно противостоять благодаря постоянной и систематической поддержке инновационной культуры в преподавании математики, информатики, естественных наук, техники и немецкого языка, а также в методике преподавания этих предметов.

Рассмотрим, насколько результаты этих исследований были плохими, и сравним их с результатами российских учащихся. В исследовании TIMSS оценивались образовательные достижения учащихся выпускных классов начальной школы и учащихся восьмых классов. Дополнительно изучались особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах-участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей. Так, в 2007 г. средний балл австрийских выпускников четвёртого класса со-

ставил 505, что соответствует среднему уровню математической подготовки. Для сравнения: средний балл российских выпускников начальной школы составил 544, что значительно превышает средний международный балл (500). Провести сравнение результатов обучения учащихся восьмых классов в России и в Австрии не представляется возможным, так как австрийские школьники в нём не участвовали. Что касается российских участников, то в кратком отчёте о проведении исследования было зафиксировано, что по отношению к другим странам восьмиклассники России занимают достаточно высокую и прочную позицию. В то же время по отношению к собственным результатам, показанным в четвёртом классе (средний балл 544), результаты восьмого класса существенно ниже (средний балл 512).

Таким образом, был сделан вывод о том, что достижения начальной школы «теряются в российской основной школе» [7]. Анализ основных результатов выпускников начальной школы по естествознанию показал, что у австрийских школьников средний балл составил 526 (результат статистически значимо ниже результата российских четвероклассников), в то время как у российских школьников - 546, что выше среднего международного балла для всех 36 стран - участниц исследования (500 баллов). Следует отметить, что проблемы, выявленные на начальной ступени обучения (затруднения при интеграции и применении знаний, изложении своих мыслей в письменной форме, сложности при работе с материалом, представленным в непривычном формате), остаются и на более высокой ступени обучения, в основной школе [8].

Другим международным проектом, исследующим результаты обучения, стала программа PISA [7]. Основной целью программы PISA явилось получение сведений о результатах обучения учащихся пятнадцатилетнего возраста, поскольку во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе. Особый интерес на данном этапе представляют возможность определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также умения самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире. Исследование подготовки учащихся проводилось по трем направлениям: «грамотность чтения», «математическая грамотность» и «естественнонаучная грамотность». Каждое из них соответствует определенным школьным предметам. Особое внимание уделялось пониманию учащимися основных понятий, овладению ими основными методами, изучаемыми в рамках трех указанных выше направлений, и умению использовать свои знания в разнообразных ситуациях. Основное время было отведено изучению состояния более широких знаний и умений, необходимых во взрослой жизни и приобретенных при изучении школьных предметов, а также оценке межпредметной компетентности учащихся (использование знаний, полученных в рамках изучения различных предметов или из других источников информации, для решения поставленной задачи). Исследование проводилось трехлетними циклами: первый цикл - 1998-2000 гг., второй цикл - 2001-2003 гг., третий - 2004-2006 гг. В каждом

цикле основное внимание было уделено одному из трех указанных направлений исследования. По двум другим получали лишь информацию о некоторых освоенных умениях. В 2000 г. основным направлением являлась «грамотность чтения», в 2003 г. - «математическая грамотность», в 2006 г. - «естественно-научная грамотность».

Под грамотностью чтения понималась способность человека к восприятию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Согласно этому представлению выпускник основной школы должен понимать тексты, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. Основное внимание уделялось проверке умения «грамотно читать» в различных ситуациях. Учащимся предлагались тексты разных жанров: отрывки из художественных произведений, биографии, тексты развлекательного характера, личные письма, документы, статьи из газет и журналов, инструкции, рекламные объявления, географические карты и др. В них использовались различные формы представления информации: диаграммы, рисунки, карты, таблицы и графики.

Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие заинтересованному и мыслящему гражданину, занятому созидательным трудом. Основное внимание уделялось использованию математических знаний в разнообразных ситуациях, применению различных подходов, требующих размышлений и интуиции. Очевидно, что для этого необходимо иметь значительный объем математических знаний и умений, которые обычно осваиваются в школе. Учащимся в основном, предлагались не учебные, а практические ситуации, характерные для повседневной жизни (медицина, жилье, спорт и др.). При этом не ставилась цель проверить отмеченные знания и умения отдельно. В большинстве случаев требовалось использовать знания и умения из разных тем и разделов не только курса математики, но и других школьных предметов, например, физики, биологии.

Естественно-научная грамотность - это способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. При этом окончательное решение во многих случаях принималось с учетом необходимых общественно-политических или экономических условий. Естественно-научные знания и умения, овладение которыми оценивалось в исследовании, в российской школе формируются при изучении предметов естественно-научного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии. Есте-

ственнонаучная грамотность включала следующие компоненты: общепредметные (общеучебные) умения, формируемые в рамках естественно-научных предметов, естественно-научные понятия и ситуации, в которых используются естественно-научные знания. В цели исследования входила комплексная проверка этих умений и сформированности понятий. Основное внимание уделялось проверке следующих умений: выделять из предложенных вопросов те, на которые естественные науки могут дать ответ; делать научно обоснованные выводы на основе предложенной информации и др. Реальные ситуации, предлагаемые учащимся, были связаны с актуальными проблемами, которые возникают в личной жизни каждого человека (например, использование продуктов при соблюдении диеты), в жизни человека как члена какого-либо коллектива или другой общности (например, определение места расположения электростанции относительно города) или как гражданина мира (например, осмысление последствий глобального потепления).

Количество учащихся из Австрии с результатами ниже первого уровня, получивших менее 335 баллов по шкале «Нахождение информации», составило 5,2% (для сравнения: среди российских участников их количество составило 14,4%). Первого уровня с количеством баллов от 335 до 407 достигли 11% австрийских учащихся, среди российских - 19,4%. Распределение по уровням 2 (408-480 баллов), 3 (481-552 балла), 4 (553-625 баллов) и 5 (свыше 625 баллов) среди австрийских участников исследования выглядело следующим образом: 22,6; 29,1; 23,5 и 8,6%. Картина результатов российских участников выглядела несколько иначе, и это отличие было в худшую сторону: 26%; 22,9%; 12,4 и 4,9%. По шкале «интерпретация текста» распределение по уровням среди австрийских учащихся выглядело так: ниже первого уровня - 4%, уровень 1 - 10,7%, уровень 2 - 21,8%, уровень 3 - 30%, уровень

4 - 23,8% и уровень 5 - 9,7%. Для сравнения приведём результаты российских участников исследования: ниже первого уровня - 8%, уровень 1 - 18,0%, уровень 2 -28,3%, уровень 3 - 27,8%, уровень 4 - 14,2% и уровень

5 - 3,8%. По шкале «рефлексия и оценка» австрийские участники были распределены по уровням следующим образом: ниже первого уровня - 5%, уровень 1 - 10,1%, уровень 2 - 20%, уровень 3 - 28,2%, уровень 4 - 25,2% и уровень 5 - 11,6%. Сравним с результатами российских участников: ниже первого уровня - 11,7%, уровень 1 - 19,3%, уровень 2 - 28,1%, уровень 3 - 24,9%, уровень 4 - 12,3% и уровень 5 - 3,7%. Среднее значение по шкале грамотности чтения у австрийских учащихся составило 507 баллов (у российских участников - 462 балла), по шкале математической грамотности -515 баллов (и 478 баллов у российских участников), по шкале естественно-научной грамотности результаты австрийских участников в среднем значении составили

519 баллов (результаты российских участников -460 баллов) [7].

В нашу задачу не входит интерпретация результатов анализа причин воздействия различных факторов (социально-экономическое окружение образовательного учреждения, его финансирование, способы отбора учащихся, программа обучения и т.д.) на успешность

обучения. Однако такая интерпретация, безусловно, была предпринята заинтересованными структурами в странах - участницах этих исследований. В качестве одного из возможных путей повышения результативности обучения в школе является, по общему мнению, развитие образовательных сетей.

Инициатором создания системы региональных образовательных сетей выступило Министерство образования, искусства и культуры Австрии. В сфере компетенции Министерства находятся школьное образование, начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Министерством в кооперации с университетами, педагогическими вузами, школами, структурами управления образованием различных уровней был разработан проект IMST («Innovationen Machen Schulen Тор» - «Инновации делают школы современными») для всесторонней поддержки обучения математике, естественным наукам и информатике, а также немецкому языку. Организационно и финансово он поддерживается фондом развития школ и образования. В рамках проекта издаётся информационный бюллетень, и проводятся ежегодные встречи участников.

Проект осуществляется в течение продолжительного времени (с 1998 г. по настоящее время) и обладает фазовой структурой. В первой, аналитической, фазе (1998-1999 гг.) были проанализированы результаты, полученные в рамках исследования TIMSS в двух последних классах основной школы. По результатам анализа было заявлено, что улучшение может наступить лишь тогда, когда будут сформулированы более значимые цели и будет оказана всемерная поддержка развитию самостоятельности учащихся. Была также подчёркнута насущная необходимость перестройки системы повышения квалификации учителей, в том числе и путём объединения их в сеть при поддержке учёных, занимающихся исследованиями в области дидактики и методики. Во второй, проективной, фазе (20002004 гг.) была начата поддержка заинтересованных в качественной обучающей деятельности учителей математики, естественных наук и информатики. Была разработана концепция системы их непрерывной поддержки. Также были созданы команды разработчиков программ, в которые, по необходимости, приглашались и иностранные эксперты. Третья фаза - фаза выборочной поддержки - состояла из двух временных периодов: 2004-2006 гг. и 2007-2009 гг. В этой фазе проект был распространён на всю основную школу и на начальную школу. Также к списку поддерживаемых предметов был добавлен немецкий язык. Были предложены и осуществлены следующие меры: привлечение учёных-методистов в школы (реализовано не полностью); подготовка университетского курса «Менеджмент в сфере образования» со специализацией в соответствии с преподаваемым учебным предметом; создание 18 региональных центров дидактики и методики преподавания учебных предметов из списка MINDT: математика, информатика, естественные науки, немецкий язык, техника; создание региональной сети в каждой федеральной земле Австрии; создание шести региональных компетентностных центров (Regional Educational Competence Centers - RECC) по дидактике и методике преподавания учебных предметов из выше-

указанного списка; учреждение фонда поддержки образования и образовательных учреждений (в период с 2004 г. по настоящее время была оказана поддержка 861 проекту); основание Института развития образования. Нынешняя фаза проекта называется системой поддержки (2010-2012 гг.), и здесь речь идёт о расширении поля деятельности для уже реализующихся мероприятий. Также эту фазу характеризуют сотрудничество учёных из университетов и педагогических вузов с учителями-предметниками в рамках тематических программ. Одновременно региональные образовательные сети получают поддержку (в том числе и финансовую) и привлекаются к планированию образовательной деятельности в регионе [9].

Организация региональной образовательной сети осуществляется в соответствии с рамочными условиями и требованиями к сетям, разработанными соответствующими органами управления в каждой федеральной земле. В качестве цели создания региональных образовательных сетей было определено следующее: повышение привлекательности и качества учебных мероприятий по математике, биологии, природоведению, химии, физике, информатике, географии, геометрии, а также немецком языку; повышение профессионализма учителей; вовлечение в сеть как можно большего количества школ и других учреждений для оптимизации региональной структуры коммуникации в образовательной сфере. Региональная образовательная сеть базируется на следующих принципах: принцип более эффективного использования личностных, институциональных и материальных ресурсов, принцип баланса действия и рефлексии, принцип самостоятельности личностей, социальных групп, организаций и т. д. в тесном взаимодействии в целях соответствующих социальных систем. Комплекс целей реализуется в решении следующих задач региональных образовательных сетей: организация обмена опытом и повышение квалификации посредством проведения семинаров, «круглых столов», съездов, выпусков бюллетеней и т.д.; создание команды экспертов для консультирования в вопросах теории и практики; организация консультационных пунктов для учителей; проведение контролирующих мероприятий. Кроме региональных сетей, существуют надрегиональные тематические сети с задачами совместного планирования, проведения, контроля и документирования на базе сотрудничества как минимум трёх школ в двух федеральных землях; обмен опытом, в том числе и дистанционно [10] .

Региональные образовательные сети Австрии обладают достаточно разветвленной структурой. Здесь мы ограничимся констатацией факта, что количество акторов, безусловно, может быть различным, нас более интересует номинальная характеристика участников сети. В этой связи подробно рассмотрим структуру одной из региональных образовательных сетей - сети федеральной земли Зальцбург. Зальцбург был выбран нами в связи с его особенным статусом как административнотерриториальной единицы Австрийской республики. Такой статус обусловлен тем, что в этом нестоличном городе с населением чуть более 150 тыс. человек располагаются четыре университета: Зальцбургский университет имени Париса Лодрона, Музыкальный универси-

тет Моцартеум, частный Медицинский университет имени Парацельса и Политехнический университет. Кроме университетов, в городе более тридцати институтов, высших школ, академий и гимназий [11]. Региональная образовательная сеть Зальцбурга существует в течение последних пяти лет и находится в процессе постоянного поиска подходящей, эффективно действующей структуры. К лету 2011 г. сеть сложилась в составе следующих акторов: группа из шести человек, выполняющая функции планирования и управления; группа, выполняющая задачу поиска заинтересованных в работе сети лиц - будущих партнёров; земельный школьный совет; университет Зальцбурга; Институт дидактики и методики преподавания естественно-научных учебных предметов в составе университета; Моцартеум; региональное объединение промышленников; региональный центр дидактики и методики преподавания биологии и информатики; региональный центр дидактики и методики преподавания географии и геоинформатики; учителя, преподающие учебные предметы из списка MINDT; вузовские преподаватели, проектные группы; музей природы и техники [12].

Представляет интерес включение в образовательную сеть бизнес-сообществ регионов. Это свойственно всем региональным образовательным сетям Австрии, что является закономерным фактом, поскольку только взаимодействие и как можно более тесная интеграция образовательных услуг и регионального рынка труда способны обеспечить инновационную направленность социально-экономического развития региона. Рассмотрим, как на практике осуществляется такое взаимодействие в федеральной земле Штирия.

Первая попытка кооперации экономических кругов и образовательной сети состоялась благодаря выступившей с подобной инициативой Экономической палате, региональному органу управления промышленным развитием. В Штирии традиционной и одновременно инновационной отраслью является бумажная промышленность. Приведём несколько показателей деятельности этой индустрии: так, показатель совокупной продукции бумажной промышленности в Штирии в 2010 г. составил 41%, а общий товарооборот, несмотря на неутихающий экономический кризис, почти 1 млрд

520 млн евро [13].

Четыре года назад в региональный центр дидактики и методики преподавания физики от объединения промышленников Штирии поступил запрос о том, как лучше интегрировать тематическую область «Техника» в содержание школьных учебных курсов. В результате последовавшей работы была подготовлена серия проектов «Техническая лаборатория». В проектах «Техническая лаборатория 1» при поддержке фирмой «Mos-dorfer» (г. Вайц) и «Техническая лаборатория 2» с участием фирмы «Knapp Logistics» (г. Грац) были разработаны интерактивные экскурсии по предприятию. Концепция предполагает двухфазную реализацию в школе и на производстве: вначале, во время экспериментально-подготовительной фазы, осуществляется учебное моделирование некоторых производственных процессов, и лишь после проведения школьных экспериментов проводится экскурсия по предприятию, во время которой школьники могут применить некоторые полу-

ченные в школе познания в практических условиях производства. В 2010 г. региональным центром дидактики и методики преподавания физики совместно с предприятиями бумажной промышленности была разработана программа мероприятий, которая предусматривает подготовку пакетов учебно-методических материалов, проведение экскурсий, телевикторины и проектную работу в рамках предметов естественнонаучного цикла. Так возник проект «Техническая лаборатория 3», к участию в котором объединением промышленников были приглашены учителя всех типов школ. Задача участников состоит в творческом оформлении тематического проекта «Бумага». Итоги проекта будут подведены в 2012 г. на очередном съезде участников региональной образовательной сети, который пройдёт при финансовой поддержке фирмы «Барр1» (г. Граткорн). В целом за прошедшие четыре года предприятия бумажной промышленности федеральной земли Штирия оказали финансовую поддержку 23 проектам. Осуществление проектирования и реализация готовых проектов происходили в рамках региональной образовательной сети. Кроме проектной работы, бизнес-сообщество региона помогло региональной образовательной сети создать портал в сети Интернет, где наряду с идеями для эффективного проведения занятий

размещены и предложения по организации экскурсий на предприятиях. Приведённые нами примеры демонстрируют эффективное взаимодействие образовательной и производственной сфер в рамках отдельно взятого региона, базирующееся на ответственной социальной позиции регионального бизнеса. Всё это, безусловно, достойно как минимум подражания и в условиях российских регионов.

Итак, в результате содержательного анализа материалов из ежегодных отчётов региональных образовательных сетей Австрии мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, сетевые образовательные структуры интенсивно развиваются во всех федеральных землях Австрийской республики. Это происходит благодаря эффективному взаимодействию детских коллективов, студентов, учителей и преподавателей вузов, бизнес-сообществ регионов, региональных органов управления образованием, всех заинтересованных лиц.

Во-вторых, это взаимодействие носит характер подлинного диалога.

В-третьих, опыт организации и успешного функционирования образовательной сети в регионах Австрии ценен тем, что его можно использовать при построении региональной образовательной сети в России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джерджен К.Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия марги-

нальности : хрестоматия / ред.-сост. Е.В. Якимова. М. : ИНИОН РАН, 1995. С. 51-73.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура / пер. с англ. ; под науч. ред. О.И. Шкаратана М. : ГУ ВШЭ, 2000.

3. Толковый словарь русского языка конца XX в. Языковые изменения / под ред. Г.Н. Скляревской. СПб.,1998.

4. Шрейдер Ю.А. Спор или диалог? // Роль дискуссии в развитии естествознания : тезисы докладов. М. : Наука, 1977. 119 с. С. 20-23.

5. Егорова Н.Е. Количественные методы при анализе сетевых структур. URL: http://www.auditfin.com/

6. Бугрова Н.В. Феномен «сети» в современном научно-педагогическом знании. URL: http://upr.1september.ru/articles/2008/18/12

7. Официальный сайт Центра оценки качества образования Института содержания и методов образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru

8. TIMSS and PIRLS INTERNATIONAL STUDY CENTER LYNCH SCHOOL OF EDUCATION BOSTON COLLEGE. URL: http://timssandpirls.bc.edu

9. Krainer K., Dörfler W., Jungwirth H., Kühnelt H., Rauch F., Stern T. Lernen im Aufbruch: Mathematik und Naturwissenschaften. Pilotprojekt IMST2.

Innsbruck : Studienverlag, 2002.

10. Innovationen machen Schulen top. URL: http://www.imst.ac.at/

11. WEB-Seite der Stadt Salzburg. URL: http://www.stadt-salzburg.at/

12. Naturwissenschaftliches Netzwerk Salzburg. URL: http://www.nawi-netzwerk.salzburg.at/

13. Papier- und Zellindustrie-Verband / Steiemark. URL: http://www.papierindustrie-steiermark.at/

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 6 февраля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.