Научная статья на тему 'Диалог идей в Великом идеополе общественного сознания'

Диалог идей в Великом идеополе общественного сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
141
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диалог идей в Великом идеополе общественного сознания»

Теория

и исследования

Проблемы бытия личности

Валерия Мухина

ДИАЛОГ ИДЕЙ В ВЕЛИКОМ ИДЕОПОЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Многоуровневое взаимодействие людей в Великом идеополе

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог Ин. 1:1

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины...

Ин.1:14

Диалог идей происходит во все времена в исторически существующем многоуровневом взаимодействии людей - представителей разных родов, этносов, государств, цивилизаций. Это взаимодействие осуществлялось всегда в контексте войны, мира, обмена, сотрудничества, агрессивного доминирования, толерантных отношений. Это взаимодействие осуществлялось всегда через таинство отношений, заключенных в магии значений и смыслов слов: они - мы; чужие - свои.

Диалог идей - это сложное взаимодействие многих параметров явлений бытия человека: 1 - особенностей развития и феноменологии психических функций самого че-ловека; 2 - особенностей сложившихся в истории человечества образов, мыслей, миро-понимания; 3 -особенностей идей, возникающих в истории, человеческих чувств и мыслей.

Психические функции (их действия, их содержательное наполнение) могут по-разному протекать у представи-

У представителей разных цивилизаций разная история развития высших психических функций

Особые идеи постигаются в диалоге

телеи разных цивилизации, они наполняются разным содержанием (чукчи, индейцы, русские и др. - психические действия восприятия различаются; японцы, русские и др. - культура созерцания, смотрения и видения имеют разные, исторически сложившиеся основания).

Этот факт объясняется разной историей социального плана развития высших психических функций (Аристотель [1], Г.В.Ф. Гегель [2], К. Маркс, Ф. Энгельс [3], Л. Леви-Брюль [4], Л.С. Выготский [5]) и индивидуальным воплощением этих функций в единичной и уникальной личности. Этот факт объясняет различные восприятия, понимания, толкования и оценки представителями монокультур и поликультур реалий: предметного и природного мира; мира образно-знаковых систем; мира социально-нормативного пространства.

Особое значение обретает Слово с его многими значениями и смыслами: слово в истории человечества становится не только орудием психической деятельности, но с самой плотью психики.

Все реалии создавались и продолжают создаваться в истории человечества, но каждая цивилизация имеет свои исторические особенности в конструировании этихреалий и в формировании отношения к ним (японцы обычно находят эстетику в бытовой вещи, которая не только состарилась от употребления, но от времени деформировалась и дала трещины; европейцы обычно избавляются от такой вещи). Здесь возникает проблема диалога культур.

Особое место в диалоге культур занимают диалоги идей, которые принадлежат как монокультурам, так и всему человечеству; которые принадлежат как отдельным отраслям знаний (своеобразная монокультура), так и его Величеству Познанию в высоком значении этого понятия (особая сфера поликультуры).

В разных отраслях знаний возникают особые идеи, которые стремятся (через мыслителей) к научному их анализу, одна из форм которого - диалог. Особые идеи зарождались спонтанно - в процессе обыденной жизни людей и неожиданных озарений. Они зарождались в моносферах отдельных отраслей знаний и несли в себе как не совпадающие, так и совпадающие значения и смыслы (подобно наложению и пересечению кругов Эйлера). Со временем все идеи проникают во множество иных сфер научного знания и получают новые основания для развития. Идеи всегда облекались в слова, которые со временем становились понятиями.

Идея - умопостигаемое сущее

Идея в системе логики Г.В.Ф. Гегеля

Идея как

категория познания

В философии идея - форма отражения мира, включающая в себя понятие феноменологической сути отражаемого явления.

Идея - умопостигаемое истинно сущее. Такое понимание идеи встречается в философии Демокрита [6].

Для Платона идея - подлинно сущее, постигаемое разумом. Платон полагал, что идеи «пребывают в природе, как бы в виде образцов, прочие же вещи сходствуют с ними и являются их подобиями.» [7].

Понимание понятия «идея» имеет свою долгую историю. В системе логики Г.В.Ф. Гегеля «идея» занимает особое место, завершая весь процесс развития познания. В своем развитии идея проходит три ступени: 1 - жизнь; 2 - познание; 3 - абсолютная идея. Абсолютная идея понимается как полня истина, включающая в себя всю предшествующую систему движения мысли. Согласно Г.В.Ф. Гегелю «идея существует как дух», в ее идеальности, в инобытии - в присущей ей свойстве возвращаться («возвращении и возвращенность») «к себе из своего другого» [8]. Философ полагал, что в то время как « в сфере практической субъективное непосредственно не имеет еще никакой истинной объективности, ибо в своей непосредственности оно не есть нечто абсолютно всеобщее, в-се-бе-и-для-себя-сущее, но нечто принадлежащее единичности индивидуума <...> идея будет составлять единственное содержание духа, - тогда субъективный дух достигнет своей цели и перейдет в объективный дух» [9].

Идея как категория познания человека имеет многовековую традицию. Она развивалась и продолжает развиваться как в пределах разных отраслей знаний, так и в смешанных областях. А.В. Петровский полагал, что «Идея есть образ (мысль) в действии, продуктивное представление, формирующее свой объект. В идее преодолеваются оппозиция субъективного и объективного» [10]. Нельзя не согласиться с подобным пониманием существа понятия «идея».

Для меня идея - определяющее положение в системе взглядов, значимая мысль, которая ложится в основу понимания и объяснения феноменологической сущности того явления к которой эта идея относится и которая ложится в основу концепта.

В искусстве и науке существует понятие сверхидея. Первая составная часть слова указывает на особую значимость той идеи, на которую делается особый акцент.

Человечество в своей истории порождает множество идей, которые определяют: глубину и особенности видения мира; понимание отдельного человека в его

Идея о развитии идей

Идеи в контексте интегративных тенденций цивилизаций

Гераклит

Нус - категория

античной

философии

Платон об идее

Аристотель об идеях в мировом поле

природной, социальной и духовной сущности; проникновение в феноменологическую сущность самого человечества и мн. др.

Я буду говорить об идее развития идей.

Относительное разнообразие идей, рожденных во времени в процессе исторического развития познания человечества и в специфике геоисторического пространства, входит в Великое поле общественного сознания [11] (понятие, которое я ввела в науку).

«Великое поле общественного сознания» - пространство образов, знаковых систем, понятий, знаний, идей, которые отражают путь достижений и заблуждений человеческого познания и обуславливают дальнейшее развитие новых идей, в свою очередь определяющих достижения науки, культуры, морали, техники и политики.

Следует обратиться к диалогу идей в контексте культур и интегративных тенденций цивилизаций в их истории .

История идей об идее, о её сущности, просматривается на протяжении всего исторического времени (до новой эры и в новое время). В течение тысячелетий наблюдается при чрезвычайном многообразии тем и проблем бесконечный ряд повторений.

Начиная с греческой философии идет понимание того, что наши идеи мы черпаем не только из прошлого, но из некой сущности, вечного знания, знания абсолютных идей и пр.

Можно обратиться к учению Гераклита о логосе, которое относится еще к VI веку до н.э. Логос мыслился как учение о стоящей над людьми и воздействующей на них божественной силе мира.

Одна из основных категорий античной философии, представляющая собой обощение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, - нус. Этот термин был представлен у Гомера, Фалеса, Ксенофана, Демокрита, Диогена Аполонийского и мн. др. Концепцию нуса специально разрабатывали Анаксагор, Ксено-фан, а также Сократ и Платон.

Платон утверждал первичную сущность идеи: идея -подлинно сущее, постигаемое разумом. Под идеей Платон разумел идеальную сущность: «Идеи эти пребывают в природе, как бы в виде образцов» [12].

Аристотель считал, что все идеи вещей образуют некое мировое поле, или мировой нус, который содержит в себе свою собственную умственную материю. Это мировое поле есть актуально мыслящая вечность, в ко-

о логосе

Великое идеополе

общественного

сознания

И. Кант об идее априори

торой каждая чувственная вещь имеет свою идею [13]. Аристотель указывал на то, что существуют некие сущности. К этим сущностям он относил нус и эйдос (идеи).

Таким образом, древним грекам мы обязаны за идею мирового поля (или мирового нуса).

В свое время я совершенно самостоятельно отыскала для себя в большой объективной памяти человечества значения слов, помогающих раскрывать мое видение некой сущности, которую я называла «Великое идеополе общественного сознания», - оказалось, что уже давно существуют понятия, по словесным значениям близкие к тому, что было мной мучительно выношено (идео, поле).

Однако реально найденные мною слова - лишь внешняя оболочка, формально сближающая мое понятие «Великое идеополе общественного сознания» с понятиями древних и новых предшественников.

«Поле» в русском языке имеет значения, которые образно отражают мое видение сущности Великого поля. Это: обширное пространство взаимодействующих образов, идей, концепций и всяческого мусора.

Курт Левин писал о психологическом поле [14].

В контексте моего мышления «идеополе - великое пространство, объективно существующее и вмещающее в себя опыт познавательной деятельности всего человечества и открытое для взаимодействия с ним. Идеополе - объективно существующая информационно-энергетическая сфера как следствие исторического развития общества» [15].

Поле общественного сознания - носитель взаимодействий значений и смыслов понятий, разнообразных знаков, образов, идей, которые непрерывно взаимодействуют друг с другом. Великое поле хранит в себе бесконечное число возможностей механических сочетаний, диалектического взаимодействия, развития и угасания рожденных человеческим духом сущностей.

В этой связи можно указать на идею априори И. Канта - знания, которыми человечество располагает. Он писал: «Я допускаю, что в самом деле существуют нравственные законы, которые вполне a priori, определяют применение свободы разумного существа вообще в отношении действий и воздержания от действий, и что эти законы повелевают безусловно» [16]. Он ввел понятие «трансцендентальное», когда исследовал априорные формы познания.

Г.В.Ф. Гегель об идее

абсолютного духа

Сущностные особенности Великого поля общественного сознания

В системе Г.В.Ф. Гегеля категория идеи также заняла особое место. Согласно философу идея проходит три ступени развития: жизнь, познание, абсолютная идея. Г.В.Ф. Гегель понимал абсолютную идею как абсолютный дух: «Абсолютное есть дух» [17], объясняя, что «дух проникает сквозь мнимо абсолютную самостоятельность вещей - вплоть до действующей в их внутреннем существе, все собой сдерживающей, единой, бесконечно мощи Бога», и считал, что понятие духа имеет... свою реальность...» [18].

Из идей Г.В.Ф. Гегеля о человечестве как части всеобщей субстанции духовного вырастали сопоставимые мысли К. Маркса и Ф. Энгельса о сознании, которое «уже с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» [19].

В случае введения понятия «Великое поле общественного сознания» я ни в коей мере не имею в виду идею априори или идею абсолютного духа. В моем видении Великое идеополе охватывает все философские идеи, все знаки и образы, которые когда-либо были рождены сознанием и духом человечества.

Великое поле общественного сознания хранит в себе все многообразие рожденных человечеством идей и представляет возможность мыслителям, художникам, философам, ученым вступать в диалоги. Важно, чтобы это было направлено на понимание того, кто стремится поделиться своим видением.

Рожденные представителями рода человеческого идеи имеют свою индивидуальную историю.

Во-первых, идеи хранятся в своем первозданном виде в Великом поле общественного сознания.

Во-вторых, идеи трансформируются в историческом времени в историческом пространстве: идеи по-разному интерпретируются их единомышленниками и противниками - современниками и потомками. Тем самым идеи могут менять под влиянием интерпретаторов и комментаторов свои сущностные значения и смыслы в зависимости от ценностных ориентаций, культурного опыта, внутренней позиции, сензитив-ности, того, кто берется их интерпретировать и развивать. Идеи могут трансформироваться через новых опыт человечества.

Идеи могут развивать сознание последующих поколений через диалог разных отраслей знаний в поли-культуном пространстве взаимодействующих наук, в открытом пространстве поликультурного мира.

Интеграция идей в разные отрасли знаний

В.И. Вернадский о научной мысли как планетарном явлении

Условие развития стремления личности к акме

Идеи, которые сопрягаются с идеополе

В этой связи продуктивно обратиться к идее Д.Д. Дана и Д.Ле Конта (младших современников Ч. Дарвина), которые в XIX веке ввели идею цефализации (Д.Д.Дана) и психозойской эры (Д. Ле Конт). В начале ХХ столетия, в 1927 году, исходя из установленной В.И. Вернадским биохимической основы биосферы, французский философ Э. Леруа ввел понятие ноосферы.

В.И. Вернадский счел это понятие соответствующим своему видению и сделал его рабочим, наряду с понятиями, которые ввели Дж. Дана и Д. Ле Конт.

В.И. Вернадский писал: «Ноосфера есть новое биологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше <...> Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней. Ход этого процесса только начинает нам выясняться...». В то же время В.И. Вернадский размышлял о судьбах научного познания, о все большей независимости власти разума над биосферой, о непреложности и обязательности правильно выведенных научных истин для всякой человеческой личности [20].

Идеи В.И. Вернадского о ноосфере расцвечиваются сегодня новыми возможностями: галактика Интернет становится значимым элементом ноосферы [21].

Я полагаю, что наряду с эволюционным следует рассматривать и исторический контекст развития человечества и накопления им сущностей, наполняющих Великое поле общественного сознания. Великое идеопо-ле будет существовать и развиваться, доколе будет существовать само человечество [22]. Великое идеополе -условие питающее личность в ее стремлении к акме.

В этом поле сопрягаются идеи:

1 - «Большого времени» - М.М. Бахтина: объективная память человечества хранит слова, их значения и образы; память - некая возможность в культурном пласте прошлого и настоящего, которая определяет процесс и продукт творчества писателя [23]. Большое время изначально - категория сравнительно-исторической поэтики, основополагающее понятие философско-эстетической концепции М.М. Бахтина. Полагаю, пора и другим отраслям знаний с благодарностью обратиться к автору Большого времени. М.М. Бахтин писал о том, что «процесс творчества совершается не в голове творящего и не на бумаге. Он совершается в большом мире и в большом време-

Человечество создавало Великое поле общественного сознания и училось вступать с ним в отношения взаимодействия

ни (в большой объективной памяти человечества). Это объективный процесс, где слова и образы развертывали свою логику» [24]. М.М. Бахтин представил идею «Большого времени» в качестве «новых смысловых глубин». Он писал о том, что замыкание в эпохе не позволяет понять будущей жизни произведения в последующих веках.

2 - Концепта - Д.С. Лихачева, который полагал, что концепт «не непосредственно возникает из значения слова с личным и народным опытом человека. Потенциал концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека» [25].

Потенциал, открываемый в словарном запасе, Д.С. Лихачев назвал концептосферой. При этом он указывал, что концептосфера как национального, так и индивидуального языка тем богаче, чем богаче культура нации или отдельного человека [26].

3 - Семиосферы - Ю.М. Лотмана, который полагал, что сложное, самостоятельное, целостное семиотическое пространство семиосферы парадоксально, состоит из конфликтующих структур и обладает индивидуальностью [27].

Обсуждая важные для понимания идеи Великого поля общественного сознания, я указала на ряд ассоциативно возникающих, живущих в Великом идеополе классических идей и понятий, рожденных в истории человеческого духа, в истории идей разных отраслей знаний, разных цивилизаций, разных исторических эпох, для того чтобы обратить внимание на то, что существует непрерывная связь времен и культур, в которой рождаются и развиваются идеи, определяющие наше отношение к самим себе и понимание феономенологической сущности человека.

Человечеству бывает трудно оторваться от своего времени, от принятых установлений и концептов, от присвоенной семиосферы и всех условий его сформировавших. Однако феноменологическая сущность человечества состоит в том, что оно создавало в процессе своей истории Великое поле общественного сознания (часть ноосферы) и училось вступать с ним в отношения взаимодействия.

Полагаю, что я вправе думать, что в истории уже давно сложилась уникальная способность человечества к развитию Великого поля общественного сознания. Эта способность состоит в том, что человечество, погружаясь в поле и заимствуя оттуда структурные составляющие и синкретические элементы, пропускает их сквозь свое сознание и свое сердце (ум и чувства).

Диалог идей осуществляется во времени и пространстве

Конкретный человек, погружаясь в многообразие знаний, образов, идей, перерабатывает заимствованное, превращая его в личностное, и возвращает преображенный его мышлением и чувствами продукт вновь в это Великое поле. Если, конечно, поле примет результаты мышления и чувств этого конкретного человека.

Человек в его состоянии творческого вдохновения и творческой деятельности включен в поле общественного сознания, он изучает идеи, рожденные в недрах истории народов и государств, и творит идеи современные его эпоха и значимые для нового времени.

Диалог идей осуществляется во времени (от древних глубин до сего дня и в направлении к будущему) и пространстве: от речевого взаимодействия двух творческих личностей до взаимодействия между народами.

Диалог идей предполагает атмосферу свободного развития и нравственного равенства вступающих в обсуждение, возвращающихся к истокам и входящих в инобытие зарождающихся новых идеальных духовных откровений.

1. Аристотель. Категории // Соч.: В 4 т. Т. 2. - М., 1978. - С. 314, 370.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 3. - М., 1977. -С. 20; 29; 382.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Избр. Соч.: В 9 т. Т. 2. - М., 1985. - С.27.

4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1994. - С. 9.

5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. Соч.: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. - М., 1982. - С. 436-453.

6. Демокрит. Всемирная энциклопедия: философия. - М.; Мн., 2001. - С. 286.

7. Платон. Полн. собр. творений: В 15 т. Т. 3. - Л., 1929. - С. 23.

8. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 3. - М., 1977. -С. 15-16; 407.

9. Гегель Г.В.Ф. Там же. - С. 261-262.

10. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М., 1998. - С. 19.

11. См. в кн.: Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: Учебник для вузов. 11-е изд.

перераб. и дополн. - М., 2007; Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) - Екатеринбург, 2007.

12. Платон. Полное собр.творений: В 15т. Т.3. - Л., 1929. - С.29.

13. Аристотель. Категории // Соч.: В 4 т. Т. 2. - М., 1978. - С. 314, 370.

14. Левин К. Теория поля в социальных науках. -СПб., 2000. - С. 73-77.

15. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность. -Екатеринбург, 2007. - С. 36.

16. Кант И. Критика чистого разума. - М., 1999. -С. 595 (п. 835).

17. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 3. - М., 1977. -С. 29.

18. Там же. - С. 20; 238.

19. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Избр. соч.: В 9 т. Т. 2. - М., 1974. - С. 122.

20. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: Антология философской мысли. -М., 1993. - С. 309-310; Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. - М., 1991.

21. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. - Екатеринбург, 2004.

22. Мухина В.С. Личность: Миф и Реальность. - Екатеринбург, 2007. - С. 38.

23. Бахтин М.М. Работа 1940-х - начала 1960-х годов // Собр. соч.: в 7 т. Т. 5. - М., 1997. - С. 423-424.

24. Там же. - С. 424.

25. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения: В 2 т. Т. 1 - М., 1997. -С. 35; Он же. Письма о добром и прекрасном. - М., 1985.

26. Там же.

27. Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб., 2004. -С. 257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.