Научная статья на тему 'Диалектика традиционных и инновационных процессов в образовании'

Диалектика традиционных и инновационных процессов в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИ-ЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / TRADITIONAL APPROACHES / CONTEMPORARY APPROACHES / INFORMATION TECHNOLOGIES / COMPUTERIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козыревская Анна Владимировна

Рассматриваются отношения между традиционными и современными подходами в образовании, соотношение их единства, преемственности и инноваций. Отмечено, что идеи, выдвинутые мыслителями прошлого, актуальны и в наше время. Особенно велика их роль для социализации личности процесса усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Доказано, что в современных условиях информатизация образования может быть только тогда эффективна, когда она управляема. Новые технологии не могут вытеснить традицион-ные формы образования, а должны включать их в себя в трансформированном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECTICS OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE PROCESSES IN EDUCATION

The article discusses relations between the traditional and modern approaches in education, correlation of their unity, continuity and innovation. It is noted that the ideas introduced by the thinkers of the past are still relevant in our time. Their role is especially great for personality socialization the process of individual assimilation with behavior patterns, attitudes, social norms and values, knowledge and skills, allowing him or her to function successfully in society. It is proved that under modern conditions the computerization of education can be effective only when it is controlled. New technologies should not replace traditional forms of education, but are to include them in a modified form.

Текст научной работы на тему «Диалектика традиционных и инновационных процессов в образовании»

тивного третьего урока оказывает положительное влияние на физиометрические показатели (жизненная емкость легких и сила мышц кистей у мальчиков и девочек), о чем свидетельствует достоверный прирост этих показателей в ЭГ.

При этом положительные изменения всех функциональных показателей отмечены у мальчиков в младшем, а у девочек в среднем школьном возрасте. Изменения лишь одного функционального показателя зарегистрировано у мальчиков старшего школьного возраста, и у девочек этого возраста ЭГ не установлено достоверных отличий ни в одном из них.

Предложенная вариативная программа третьего урока оказалась более эффективной, чем общепринятая учебная программа по физическому воспитанию школьников. Об этом свидетельствует достоверное увеличение показателей жизненной емкости легких, силы мышц кистей рук учащихся ЭГ.

Программа расширяет компонент программы по физической культуре в школе-интернате с музыкальным уклоном и может быть рекомендована к использованию в образовательных учреждениях подобного профиля как одно из направлений модернизации физического воспитания обучающихся.

Библиографический список

1. Бальсевич В.К., Прогонюк Л.Н. Теория и технология развития инновационных процессов в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы // Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодежи в условиях различных климатогеогра-фических зон. Сургут: СурГУ, 2000. С.5-7.

2. Воронцов И.М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача // Российский педиатрический журнал. 1999. №2. С. 6-13.

3. Вороханов Б.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов консерваторий. М.: МГК, 1982. 93 с.

4. Дяченко А.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов-стоматологов: автореф. дис.... канд. пед. наук. Киев, 1997. 22 с.

5. Кучма В.Р., Суханова Н.Н., Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков на пороге 3-го тысячелетия. Основные

направления развития // мат. конф. НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН. М., 1999. С. 33.

6. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: Медиа Сфера, 2002. 305 с.

7. Рязанцев А.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов музыкальных вузов, исполнителей на духовых инструментах: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2009. 21 с.

8. Скоблина Н.А. Физическое развитие детей, находящихся в различных социальных условиях // Российский педиатрический журнал. 2008. №3. С.29-31.

9. Ткачев Ф.Т. Физическая культура в трудовом процессе. Киев: Здоров'я, 1977. 93 с.

10. Ямпольская Ю.А. Вопросы современной педиатрии. 2003. Т.1. Прилож. 1. С. 436.8.Caulfield L.E., Zavaleta N., Figueroa A. // American Journal of Clinical Nutrition. 1999. Vol. 59. № 6. P. 1257-1263.

УДК 378.01

ДИАЛЕКТИКА ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ

Л

А.В.Козыревская1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Рассматриваются отношения между традиционными и современными подходами в образовании, соотношение их единства, преемственности и инноваций. Отмечено, что идеи, выдвинутые мыслителями прошлого, актуальны и в наше время. Особенно велика их роль для социализации личности - процесса усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Доказано, что в современных условиях информатизация образования может быть только тогда эффективна, когда она управляема. Новые технологии не могут вытеснить традиционные формы образования, а должны включать их в себя в трансформированном виде. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: традиционные подходы; современные подходы; информационные технологии; информатизация образования.

DIALECTICS OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE PROCESSES IN EDUCATION A.V. Kozyrevskaya

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074.

The article discusses relations between the traditional and modern approaches in education, correlation of their unity, continuity and innovation. It is noted that the ideas introduced by the thinkers of the past are still relevant in our time. Their role is especially great for personality socialization - the process of individual assimilation with behavior patterns, attitudes, social norms and values, knowledge and skills, allowing him or her to function successfully in society. It is

1Козыревская Анна Владимировна, аспирант, тел.: 89500661406, e-mail: [email protected] Kozyrevskaya Anna, Postgraduate, tel.: 89500661406, e-mail: [email protected]

proved that under modern conditions the computerization of education can be effective only when it is controlled. New technologies should not replace traditional forms of education, but are to include them in a modified form. 4 sources.

Key words: traditional approaches; contemporary approaches; information technologies; computerization of education.

На современном этапе развития цивилизации особенно актуальной становится необходимость осмысления образовательных тенденций применительно к информационным процессам, которые определяют специфику и перспективы развития в обществе.

Эти вопросы рассматривает философия образования. Философия образования, на наш взгляд, отражает общие закономерности развития образования, деятельности учёных и педагогов в данных социальных исторических условиях. Понятие образование включает в себя определённую сферу социокультурной практики педагогических знаний, определённый результат деятельности педагогов.

Вопрос о содержании и задачах философии образования является дискуссионным.

Цель настоящей статьи - вскрыть отношения между традиционными и современными подходами в образовании, соотношение их единства, преемственности и инноваций на основе опыта работы в старших классах лицея и высшем учебном заведении.

Данные проблемы рассматривались педагогами, представителями естественной и гуманитарной науки.

Можно выделить два альтернативных подхода к решению данной проблемы.

Так, В.М. Розин считает, что сегодня классическая модель образования фактически исчерпала себя: она уже не отвечает требованиям, предъявляемым к образованию современным обществом и производством. В связи с этим он предлагает искать новый комплекс педагогических и философских идей, создающих интеллектуальную основу для современной школы [1].

А.П.Огурцов, напротив, считает, что классическую парадигму образования, сложившуюся с работами Яна Амоса Коменского, так же трудно разрушить, как трудно разрушить классическую физику, поскольку классическая парадигма образования обеспечила успехи европейской культуры и цивилизации. Разрушение этой системы образования означает разрушение фундамента образования [2].

Гершунский Б.С. утверждает, что «философия образования призвана отрабатывать возможные сценарии развития образования глобального масштаба, выходящие за рамки жёстко определённых и, тем более, прагматично сориентированных задач, и дающие общий абрис образовательной деятельности в идеале, в долговременной перспективе»[3].

Он полагает, что на образование все ещё не научились смотреть как на широкое социальное явление, определяющее потенциалы развития всех остальных сфер общественного бытия.

Современное образование подвержено так называемым «мегатенденциям», принятым в программах ЮНЕСКО. К их числу относятся:

- массовый характер образования и его непре-

рывность как новое качество;

- значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм;

- ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности;

- адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;

- ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.

Как показывает анализ, данные подходы не являются абсолютно новыми, в той или иной мере они поднимались ранее в философии, педагогике, художественной литературе.

Общество стремилось приблизить к человеку образование и культуру, чтобы оно само могло бы развиваться в дальнейшем. Под влиянием этого в большинстве стран мира сейчас декларирована общедоступность обучения во многих образовательно-воспитательных учреждениях. Общедоступность - это один из фундаментальных принципов современного образования.

Идеи массового подхода к образованию и его доступности встречались ещё у Витторино да Фельтре (1378-1446), который в своей «Школе радости» обучал, кроме детей герцога, еще около 70 неимущих учеников, среди которых были как мальчики, так и девочки, что было принципиально новым для того времени.

Принцип доступности образования ввёл в теорию и практику чешский мыслитель и педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), считавший школы одним из важнейших рычагов социального преобразования общества, утверждал, что воспитание и образование должны быть достоянием всех людей. В своём приюте Песталоцци делал попытки соединения обучения детей с производительным трудом, который рассматривал, прежде всего, как средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей.

Значимость образования для общества отмечали представители «гражданского гуманизма»: Л. Бруни (1370-1444), Л. Балла (1405-1457), Л. Альберти (14041472). Они считали основной функцией воспитания формирование человека, действующего на благо общества, а очагом воспитания - семью.

Итальянский философ и политический деятель Томмазо Кампанелла (1568-1639) в своём сочинении «Город Солнца» (1623) описал общественное устройство вымышленного города-государства, основанного на принципах справедливости и гуманизма, где воспитание детей с самого раннего возраста должно было находиться под полным контролем со стороны правителей. Естественнонаучные, ремесленные знания, труд и физические упражнения ставились во главу угла. Стены Города Солнца, состоявшие из семи концентрических кругов, были покрыты рисунками, последовательно отображавшими достижения извест-

ных в то время наук, портретами великих людей и т.д.

Паоло Верджерио (1370-1444) уточнил, что воспитание гражданина - дело отнюдь не только родительское, но прежде всего государственное.

Идеи великих гуманистов, нашедшие своё воплощение в последующем образовании, особенно актуальны в наши дни, когда государственные (представленные деятельностью образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания взаимосвязаны. Социальное партнёрство школы с семьёй (педагоги-дети-родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58 конституции РФ) и равностью ответственности (закон РФ «Об образовании») перед государством за воспитание будущего поколения. В федеральном государственном стандарте РФ семья обозначена как базовая национальная ценность.

Когда информационные технологии входят в жизнь человека практически с его рождения, на одно из самых высоких мест в иерархии ценностей выдвигается автономия личности, что традиционному обществу вообще не свойственно. Личное общение заменяется виртуальным, утрачивается возможность обмена опытом и впечатлениями, человеческая близость меняет свои формы и утрачивается чувство соучастия людей в жизни друг друга.

Традиционные подходы к образованию, описанные классиками, как нельзя кстати подходят для разрешения этой проблемы.

Вопросы о смысле жизни, вопросы нравственного воспитания были главными для С.Л. Фрака и Л.Н. Толстого. Разрабатывая некоторые теоретические вопросы педагогики, Лев Николаевич с особой силой подчёркивал огромное значение воспитания для улучшения человеческих отношений в обществе. Ведя в 1907-1908 гг. в Ясной Поляне занятия с детьми, Толстой большое внимание уделял основам своего нравственно-религиозного учения, определяющей чертой которого было непротивление злу насилием, смирение и увеличение добра в мире каждым человеком. Он утверждал, что именно это учение должно стать основой всего образования.

М.В. Ломоносов в «Проекте регламента московских гимназий» и «Проекте регламента академических гимназий» выдвинул идеи народности, демократизма и гуманизма. Он высоко ценил общечеловеческую нравственность, призывал воспитывать в молодых людях «мудрость, благочестие, воздержание, чистоту, милость, благодарность, великодушие, терпение, незлобие, простосердечие, постоянство, дружелюбие, послушание и скромность». Говоря о ценности и значимости бытия людей, он призывал молодых совершать добрые поступки, ибо через них «заслужить можно честь, получить богатство и бессмертное по себе имя оставить».

Идеи, выдвинутые мыслителями прошлого, актуальны и в наше время. Особенно велика их роль для социализации личности - процесса усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Современному образованию предстоит стать связующим звеном в межличностном общении, которое позволит современной молодежи не уйти в виртуальную реальность и в то же время даст возможность использовать компьютер для освоения технологий, без которых недопустимо развитие современной науки и техники.

В современном образовании широко используется так называемый принцип деятельности. Ученики получают знания не в готовом виде, а сами выясняют условия их происхождения посредством специфических действий преобразования предметов. При этом в учебной практике учащихся моделируются и воссоздаются внутренние свойства объектов.

Активное освоение знаний было провозглашено ещё Мишелем Монтенем (1533-1592) в труде «Опыты». Ребёнку, писал он, навязываются с детства готовые истины, когда он ещё не в силах судить об их достоверности. Чтобы человек был способен самостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Поэтому ценность в формировании человеческой личности представляют лишь те знания, которые получены опытным путём.

На этом же настаивал и чешский мыслитель-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670) , изгнавший из своей школы косность, тупую зубрёжку и равнодушие учеников. Вместо этого он отдавал предпочтение объяснению вещей и процессов, признавал бескрайний полет творческой мысли, требовал демонстративности при объяснении вещей, при их изложении, а это не что иное, как наглядность. Он требовал обоснования, опирающегося на причины и их ближайшие следствия. Одним словом, главное, «необходимое состоит в том, чтобы вещи изучались (познавались) на основании самих вещей, а не по их внешним признакам».

Идеи демонстративности, выдвинутые ранее, прекрасно реализуются в наши дни. Информационные технологии могут внести неоценимый вклад для изучения процессов и явлений, не поддающихся визуальному исследованию и изучению на основе существующих образовательных технологий. Например, преподаватель с помощью компьютерного моделирования может наглядно продемонстрировать большинство физических процессов.

Все большее внимание в наши дни уделяется адаптации образования к потребностям личности и её самораскрытию. Расширяется круг разнотипных школ, растёт их структурное многообразие, изучаемые предметы делятся на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся. Основанием служит то, что учащиеся имеют различные склонности и способности. Естественно, что учить всех одинаково по одним и тем же программам было бы нецелесообразно.

Однако надо заметить, что для каждой ступени образования должны быть сформулированы базовые требования к результатам освоения программ, чтобы были равные базовые возможности перехода от одной ступени образования к другой.

Одной из современных социально-педагогических

проблем является противоречие между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом.

Это значит, что человеку надо обеспечить право выбора направлений образования, что определяет раннее введение профильности обучения и создание систем непрерывного образования. Осуществить эту идею возможно при выполнении условий для самообразования: создание организационной и правовой основы для доступа к различным источникам информации, формирование и развитие у человека способностей, связанных с её поиском, обработкой, восприятием, пониманием, использованием. Человек, не владеющий информационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме.

Эти проблемы озвучивались и ранее. Так, испанский педагог Хуан Луис Вивес (1492-1540) считал, что процесс обучения невозможен без проникновения в закономерности процесса познания, а воспитание немыслимо без понимания и учёта закономерностей роста ребёнка. Требовать от ребёнка больше того, что он может дать на определённом этапе развития, так же нелепо, заявлял он, как «требовать от дерева плода весной, когда оно только начинает расцветать»[4].

Поэтому, на наш взгляд, нецелесообразно проводить дифференциацию образования в раннем возрасте, так как ребёнок ещё не сформирован и его способности не могут быть раскрыты в полной мере, а узкая специализация нанесёт в дальнейшем непоправимый вред его развитию.

Важнейшим принципом воспитания, по мнению выдающегося немецкого педагога Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервега (1790-1866), является природосообразность воспитания - это следование за процессом естественного развития человека, учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании»[4].

Призыв Дистерверга обращён прежде всего к учителю, поскольку от него зависит раскрытие способностей ребёнка. Представители современных педагогов успешно реализовывали идеи своих предшественников.

В.Ф. Шаталов - гениальный педагог, разработавший многоуровневую систему эффективного обучения в школе, включающую технику представления (опорные конспекты), ускорения усвоения и закрепления материала школьных программ. А.С. Макаренко организовал колонию для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей. Директор школы В.А. Су-хомлинский изменил отношение к детям в сторону большей эмоциональности и духовности.

Подобные идеи были выдвинуты немецким педагогом-философом Иоганном Фридрихом Гербартом (1776-1841), видевшим в воспитании инструмент свободного и радостного развития человека. Он рассматривал человека как сложный синтез его индивидуальной природной сущности, взаимодействующей с обществом, в котором человек живет.

Прагматический подход в воспитании провозглашал американский мыслитель Джон Дьюи (1859-1952). Цель воспитания, по Дьюи, формирование личности, умеющей «приспособиться к различным ситуациям» в условиях свободного предпринимательства. Накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию его личности. Исходя из этого, Дьюи выдвинул идею создания «инструментальной» педагогики, строящейся на спонтанных интересах и личном опыте ребенка. Согласно этой концепции, обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины.

В современном образовании информационные технологии помогают развитию творческих способностей учащихся, способствуют обучению новым профессиональным навыкам и умениям, развитию логического мышления.

Развитие современного общества и глобализация социальных отношений диктуют новые актуальные цели социализации человека - на первый план выдвигаются творческие, креативные способности, аналитическое мышление, высокая стрессоустойчивость, толерантное социальное поведение.

Наряду с традиционными, сегодня в педагогике складываются новые представления о человеке и образованности, происходит смена антропологических оснований педагогики.

Образованный человек - это не столько «человек знающий», даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить своё место в жизни. Образование должно создавать условия для формирования свободной личности, мышления, общения, для понимания других людей, наконец, практических действий и поступков человека.

Анализ различных подходов к образовательной деятельности в её историческом развитии и современном значении позволяет нам сделать выводы.

Внедрение современных информационных технологий целесообразно в том случае, если это позволяет создать дополнительные возможности в следующих направлениях:

- доступ к большому объему учебной информации;

- образная наглядная форма представления изучаемого материала;

- поддержка активных методов обучения;

- возможность вложенного модульного представления информации.

Положительным при использовании информационных технологий в образовании является повышение качества обучения за счет:

- большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом его возможностей и способностей;

- возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;

- регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;

- самоконтроля;

- доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня;

- поддержки активных методов обучения;

- образной наглядной формы представления изучаемого материала;

- модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;

- развития самостоятельного обучения.

Отрицательными последствиями использования

информационных технологий в образовании являются:

- психобиологические, влияющие на физическое и психологическое состояние учащегося и в ряде

случаев формирующие мировоззрение, чуждое национальным интересам страны;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- социально-экономические, создающие неравные возможности получения качественного образования;

- этические и правовые, приводящие к бесконтрольному копированию и использованию чужой интеллектуальной собственности.

В этих условиях информатизация образования может быть только тогда эффективна, когда она управляема. Новые технологии не могут вытеснить традиционные формы образования, а должны включать их в себя в трансформированном виде.

Библиографический список

1. Гершунский Б.С. Философия образования. М., Московский психолого-социальный институт, 1998. 432 с.

2. Розин В.М. Философия образования. М., Московский психолого-социальный институт, 2007. 576 с.

3. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб.: РХГИ, 2004.

520 с.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений / под ред. академика РАО А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. М.: ТЦ Сфера, 2001. 512 с.

УДК 338.012

РАЗВИТИЕ БИОЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ НА ОСНОВЕ ДРЕВЕСНОГО СЫРЬЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

В.А.Кондратюк1

Государственный научный центр лесопромышленного комплекса, 105120, г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, 5, стр.3а.

Рассмотрено состояние развития лесной биоэнергетики в Российской Федерации. Определены предпосылки развития биоэнергетики в России. Выявлены факторы, сдерживающие развитие лесной биоэнергетики. Проведен анализ структуры биоэнергетики лесопромышленного комплекса России, дана оценка перспективных технологий. Предложены мероприятия по стимулированию развития лесной биоэнергетики в Российской Федерации. Ил.1. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: лесная биоэнергетика; развитие лесной биоэнергетики; направления стимулирования развития биоэнергетики.

DEVELOPMENT OF RUSSIAN BIOENERGETICS ON THE BASIS OF RAW WOOD: STATUS, PROBLEMS AND

PROSPECTS

V.A. Kondratyuk

State Research Center of Timber Processing Complex, 5, bld.3a Nizhnyaya Syromyatnicheskaya St., Moscow, 105120.

The article deals with the state of development of forest bioenergetics in the Russian Federation. The preconditions for bioenergetics development in Russia are determined. The factors constraining the development of forest bioenergetics are identified. The analysis of the structure of bioenergetics of Russian timber processing complex is carried out. The assessment of promising technologies is given. The author proposes measures to stimulate the development of forest bioenergetics in the Russian Federation. 1 figure. 2 sources.

Key words: forest bioenergetics; development of forest bioenergetics; directions to stimulate the development of bioener-getics.

Развитие лесной биоэнергетики - это одно из ключевых направлений модернизации и интенсификации российской лесной индустрии, основой которого является переработка лесной биомассы, состоящей из неликвидной низкосортной древесины, отходов лесо-

заготовок и лесопиления в источники экологически безопасных энергоресурсов.

Увеличение потребления лесной биомассы отражается на всем лесном секторе. Появление новых энергетических продуктов влияет на сырьевое обес-

1 Кондратюк Владимир Александрович, доктор экономических наук, генеральный директор, тел.: (495) 9160608, e-mail: [email protected]

Kondratyuk Vladimir, Doctor of Economics, Director General, tel.: (495) 9160608, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.